Детям

Содержание

Характеристика

В неврологии традиционно выделяют мозговые отделы, какие отвечают за речь – эти части головного мозга расположены в левом полушарии (у правшей). Речевой центр Брока находится в области лобной извилины, которая считается нижней, где пролегает ее задний участок. Центр Вернике, ответственный за речевую функцию – это структура, пролегающая в области заднего сегмента височной извилины, которая считается верхней.

В ходе нейровизуализации (МРТ) подтверждается увеличение активности нейронов на обозначенных участках в момент, когда человек выполняет речевое задание (чтение текста, подбор слов, продолжение предложений). Параллельно происходит активация структур-гомологов (обладают схожим строением и свойствами) в правом полушарии. Причем интенсивность активации левосторонних структур выше, чем правосторонних.

Речевые зоны, пролегающие в головном мозге, в момент возбуждения активно взаимодействуют с другими участками – нижними сегментами прецентральной и постцентральной извилин, зрительной корой, гемисферами мозжечка. При органическом повреждении мозговых центров речи не происходит активация обозначенных структур. Участки повышенной интенсивности (по данным нейровизуализации) в рамках деятельности нейронов смещаются к периферии.

Как следствие подключения компенсаторных механизмов расширяются участки и области мозга, отвечающие за речь, что приводит к восстановлению речевых навыков. Например, у пациентов с афазией (расстройство речи с нарушением восприятия слуховых стимулов) происходит активация таких структур, как верхняя долька темени, извилины правой и левой гемисферы – угловая, надкраевая.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Современные гипотезы афазии Вернике и Брока

Органическое поражение вещества головного мозга (в результате травмы, инсульта или интоксикации) в проекции любого из центров речи приведет к расстройству ее восприятия, воспроизведения. При этом утрачивается возможность выражать свои мысли при помощи привычных звуков, слов и предложений. Такое состояние называют афазией.

Различают множество вариантов нарушения речи. Чаще всего поражаются зоны Брока и Верника. Очагам патологии соименны названия афазий.

Афазия Вернике

Афазия Вернике иначе называется моторной. Различают несколько вариантов нарушений речи при этом расстройстве, но типично для всех одно: сохраняется понимание обращенных слов у больного, а свои ошибки и отклонения в разговоре пациенты не осознают.

Моторный центр речи поражается в случае ишемии, кровоизлияния или иного причинного фактора, который повлек за собой затруднение кровотока по левой средней мозговой артерии. При стенозах (сужениях) или атеросклерозе мелких веток, отходящих к коре мозга, возможен мягкий вариант поражения. Неврологи называют его малым синдромом Брока.

Пациенты в отличие от здоровых людей говорят не так бегло. Им сложнее переключаться. Начинать разговор для лиц с этим видом афазии сложно. Артикуляционные движения страдают, так как обычно формируется параллельно парез (легкая форма паралича) мимической и лицевой мускулатуры. Слова становятся менее внятными, звук тихий (гипофоничная речь).

Нарушений при письме нет: пациенты грамотно составляют предложения, без ошибок пишут слова (в соответствии с уровнем образованности). Иначе этот вид патологии называется афемией.

Более серьезные нарушения возникают при эфферентной моторной афазии. Локализация очага поражения в мозге та же, но она меньше по площади, глубине и распространенности. Все перечисленные выше характеристики нарушений разговорной речи присутствуют.

К ним добавляется неокрашенная интонация, неверное составление предложений (аграмматизм). Разговор представлен короткими фразами, лишенными, как правило, глаголов (телеграфизм). Письменная речь страдает. О том, что существуют какие-то изменения в разговоре, пациент узнает от родственников, потому что сам он этого не осознает.

Афазия Брока

Клинически этот вид связан со сложностями в процессе восприятия. Пациент не страдает глухотой, он слышит звуки. Но среди их многообразия буквы и фонемы различить не удается. Поэтому при сенсорной афазии утрачивается понимание обращенных слов.

В большинстве случаев невозможно говорить правильно. Бессознательно и бесконтрольно пациент заменяет некоторые фонемы на созвучные, делая похожими произносимые предложения на бессмыслицу, «словесную окрошку».

Артикуляция не меняется, голос звучный, ведь моторный центр речи не поражен. Сам разговор сохраняет медленный и плавный темп. Пауз не слышно. При письме также возможны литеральные парафазии (замены букв и звуков на похожие).

Информация о речевых зонах важна для понимания того, как связаны и на чем основаны основные речевые и письменные навыки

Это важно не только врачам для диагностики афазий, но и обычному человеку поможет разобраться в ситуации

Расположение центров речи в головном мозге

Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.

Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.

https://youtube.com/watch?v=hlvdnKbdtCY

Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины. В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов. Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.

Речевые зоны головного мозга

Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.

Сенсорный центр Вернике расположен в проекции верхней височной извилины. Неслучайно его расположение, ведь близко находится конечный пункт слухового анализатора. Они очень тесно взаимосвязаны между собой при формировании навыков речи, восприятии слов, предложений, а также письменной деятельности. Зона Вернике занимает не всю извилину, а только заднюю ее треть.

Зона формирования звуков и слов — это центр Брока, ограниченный участок лобной доли полушарий головного мозга. Центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Нейрохирурги настаивают, что точная локализация – ее задняя треть.

Функция

Правая гомологичная область

Исследования с использованием транскраниальной магнитной стимуляции показывают, что область, соответствующая области Вернике в недоминантном полушарии головного мозга, играет роль в обработке и разрешении подчиненных значений неоднозначных слов, таких как «река» при использовании неоднозначного слова «банк». » В отличие от этого, область Вернике в доминантном полушарии обрабатывает доминирующие значения слов («кассир» дан «банк»).

Современные взгляды

Нейровизуализация предполагает, что функции, ранее приписываемые области Вернике, в большей степени проявляются в височной доле, а также в области Брока.

Поддержке широкого диапазона областей обработки речи способствовало недавнее исследование, проведенное в Университете Рочестера, в котором носители американского языка жестов подвергались МРТ при интерпретации предложений, которые определяли отношения с использованием любого синтаксиса (отношения определяются словом порядок) или перегиб (отношение определяется физическим движением «движения рук в пространстве или жестов на одной стороне тела»). Определенные области мозга были активированы, при этом лобная кора (связанная со способностью размещать информацию в последовательности) была более активной в условиях синтаксиса, а височные доли (связанные с разделением информации на ее составные части) были более активными в состоянии перегиба. Однако эти области не исключают друг друга и в значительной степени пересекаются. Эти результаты предполагают, что, хотя обработка речи — очень сложный процесс, мозг может использовать довольно простые, существовавшие ранее вычислительные методы.

Как мозг обрабатывает речь? Особенности речевой системы

Нейробиологам известно, что речь в течение некоторого времени обрабатывается в слуховой коре, наряду с любопытной активностью в моторной коре. Однако, как эта последняя кора задействована, до сих пор оставалось загадкой. Недавнее исследование, проведенное двумя учеными Нью-Йоркского университета, свидетельствует о том, что речь создается и воспринимается несколько по-другому, чем считалось более полутора веков назад, когда были открыты речевые центры.

В 1861 году французский невролог Пьер Поль Брока определил то, что впоследствии стало известно как «область Брока». Это область в задней нижней лобной извилине. Эта область отвечает за обработку и понимание речи, а также за ее воспроизведение. Интересно, что у коллеги-ученого, которого Брока должен был оперировать, после операции полностью отключилась область Брока. Тем не менее, он все еще мог говорить. Изначально он не мог составлять сложные предложения, но со временем восстановил все разговорные способности. Это означало, что возникла другая область, и была задействована определенная нейропластичность.

В 1871 году немецкий невролог Карл Вернике открыл еще одну область, отвечающую за обработку речи посредством слуха, на этот раз в верхней задней височной доле. Теперь это зона Вернике. Модель была обновлена в 1965 году выдающимся поведенческим неврологом Норманом Гешвиндом. Обновленная карта мозга известна как модель Вернике-Гешвинда.

Вернике и Брока получили свои знания, изучая пациентов с повреждениями определенных частей мозга. В 20 веке электрическая стимуляция мозга начала давать нам еще большее понимание внутренней работы мозга. Пациенты, перенесшие операцию на головном мозге в середине века, получали слабую электрическую стимуляцию мозга. Сила тока позволила хирургам избежать повреждения критически важных участков. Но это также позволило им лучше понять, какие области мозга контролируют те или иные функции.

С появлением МРТ и других технологий сканирования мы смогли наблюдать за активностью в областях мозга и за тем, как формируется речь и язык. Теперь мы знаем, что импульсы, связанные с языком, проходят между областями Бока и Вернике. Связь между ними помогает нам понять грамматику, звучание слов и их значение. Другая область, веретенообразная извилина, помогает нам классифицировать слова.

Те, у кого эта часть повреждена, плохо читают. Эта зона позволяет нам улавливать метафоры и размер, например, в поэзии. Оказывается, обработка речи включает в себя гораздо больше областей мозга, чем считалось ранее. Задействована каждая крупная доля.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Science Advances, ученые исследуют одно из последних возражений относительно того, как мозг обрабатывает язык. Вопрос в том, почему задействована моторная кора? Классически эта область контролирует планирование и выполнение движения. Но какое отношение это имеет к языку?

Когда вы слушаете чей-то разговор, ваши уши воспринимают звуковые волны и превращают их в электрические импульсы, которые проходят по вашим нервам в различные части мозга. Первое место, куда они направляются, — это слуховая кора, где звук конвертируется в слова. Затем сигналы анализируются мозгом как речь. Исследователи оказались в тупике, потому что часть этого сигнала попадает в моторную кору.

Характеристика

В неврологии традиционно выделяют мозговые отделы, какие отвечают за речь – эти части головного мозга расположены в левом полушарии (у правшей). Речевой центр Брока находится в области лобной извилины, которая считается нижней, где пролегает ее задний участок. Центр Вернике, ответственный за речевую функцию – это структура, пролегающая в области заднего сегмента височной извилины, которая считается верхней.

В ходе нейровизуализации (МРТ) подтверждается увеличение активности нейронов на обозначенных участках в момент, когда человек выполняет речевое задание (чтение текста, подбор слов, продолжение предложений). Параллельно происходит активация структур-гомологов (обладают схожим строением и свойствами) в правом полушарии. Причем интенсивность активации левосторонних структур выше, чем правосторонних.

Речевые зоны, пролегающие в головном мозге, в момент возбуждения активно взаимодействуют с другими участками – нижними сегментами прецентральной и постцентральной извилин, зрительной корой, гемисферами мозжечка. При органическом повреждении мозговых центров речи не происходит активация обозначенных структур. Участки повышенной интенсивности (по данным нейровизуализации) в рамках деятельности нейронов смещаются к периферии.

Как следствие подключения компенсаторных механизмов расширяются участки и области мозга, отвечающие за речь, что приводит к восстановлению речевых навыков. Например, у пациентов с афазией (расстройство речи с нарушением восприятия слуховых стимулов) происходит активация таких структур, как верхняя долька темени, извилины правой и левой гемисферы – угловая, надкраевая.

Лечение логопатии в Саратове, как лечить логопатию в России

Сарклиник проводит лечение логопатии в Саратове, лечение логопатий, речевых расстройств у детей, мальчиков, девочек, подростков в России. Сарклиник знает, как лечить логопатии, как вылечить логопатию, как избавиться от логопатии.

Лечение алалии, лечение афазии, лечение заикания, лечение задержки речевого развития, лечение ЗРР.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: () Bioraven | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru

Лечение ночного энуреза у детей народными средствами в домашних условиях

Где и как купить энурезный, мочевой будильник?

Энурез код по мкб 11 ночной или дневной энурез

Помогите энурез, где пройти лечение энуреза в России, Саратове

Nocturnal enuresis, sleep enuresis, bedwetting, treatment, enuresis in children, in adults

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Значительное количество методов применяется в физиологии для изучения деятельности коры головного мозга. Некоторые методы можно применять только в так называемых острых опытах, когда животное находится под наркозом и после опытов погибает; другие методы дают возможность вести изучение в течение длительного времени. Для изучения функций такого сложного органа, как кора, наибольшие результаты дают методы, позволяющие вести исследование в течение нескольких месяцев и даже лет.

Рис. 2 СХЕМА ХОДА НЕРВНЫХ ВОЛОКОН В БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 1 — короткие ассоциативные волокна; 2 — длинные ассоциативные волокна; 3 — комиссуральные волокна осуществляющие связь между обоими полушариями мезга; 4 — центробежные волокна

Ознакомимся с некоторыми методами исследования деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Удаление отдельных участков коры.

Суть метода заключается в том, что оперативным путем у животного удаляют те или иные участки коры. После заживления раны, когда животное поправится, наблюдают изменения, которые произошли в поведении животного. На основе наступающих при этом нарушений делают вывод о функциях удаленного участка коры.

Метод электрического раздражения

Этот метод дает возможность после вскрытия черепа у подопытного животного или у человека во время операции на мозге наносить электрические раздражения различных точек коры. Таким образом, можно установить двигательную зону коры и изучить отдельные ее участки, раздражение которых вызывает сокращение тех или иных определенных групп мышц. При исследовании функций коры у человека этот метод оказался продуктивным, так как человек при раздражении коры способен отвечать и сообщать исследователю те ощущения, которые он испытывает.

Метод химического раздражения

Для нанесения химического раздражения коре больших полушарий применяют некоторые яды, чаще всего стрихнин.

Для изучения коры было использовано свойство стрихнина резко повышать возбудимость нервной системы. Небольшой кусок фильтровальной бумаги смачивают раствором стрихнина и прикладывают к исследуемому участку коры. Возбудимость участка коры, к которому приложен стрихнин, резко повышается, что отражается на реакциях животного. Изучая эти изменения и зная, куда приложена бумажка, смоченная раствором стрихнина, составляют представление о функциях этого участка.

Изучение токов действия мозга

Изучение электрических явлений в головном мозгу впервые началось в нашей стране.

Намного раньше иностранных авторов эти исследования были проведены В. Я. Данилевским, И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, Б. Ф. Вериго, В. В. Правдич-Неминским. В 1877 г. В. Я. Данилевский впервые опубликовал свои исследования, которые показали наличие ритмических электрических колебаний в головном мозгу. Он установил наличие связи между деятельностью мозга и наблюдаемыми им электрическими колебаниями. Вскоре после работы В. Я. Данилевского И. М. Сеченов в 1882 г., изучая электрические явления в продолговатом мозгу, установил ритмический характер этих явлений и сделал ряд других наблюдений.

В 1884 г. Н. Е. Введенский, применяя к коре мозга разработанную им методику выслушивания в телефонную трубку электрических токов мышцы, уловил ритмический характер электрических явлений.

Современный метод электроэнцефалографии, т. е. записи биотоков мозга, позволяет, прикладывая во время опыта специальные электроды к коре мозга или к. коже головы, отвести токи действия коры и их записать. Запись токов действия мозга называется энцефалограммой. Запись токов действия во время работы и в покое, во время сна и при разных других видах деятельности, а также дальнейшее их сравнение дают возможность сделать определенные заключения. На рис. 125 приведена электроэнцефалограмма человека во время покоя и работы.

Клинический метод

Он заключается в том, что изучаются изменения в нормальной деятельности отдельных

органов и систем органов, которые наблюдаются у людей в результате кровоизлияний, ранений или опухолей мозга. Если больные умирают, то производится вскрытие и устанавливается, какой или какие участки мозга подверглись изменениям. Зная нарушения деятельности организма, можно установить функцию пораженного участка больших полушарий.

Как уже было указано, все эти методы исследования функций коры головного мозга дают возможность изучить только частные вопросы деятельности больших полушарий головного мозга. Изучение подлинной физиологии коры больших полушарий головного мозга стало возможно только в связи с созданием И. П. Павловым метода условных рефлексов.

Статья на тему Большие полушария головного мозга

Функциональные системы

Надо сказать, что из всех областей головного мозга кортекс демонстрирует наибольшие эволюционные успехи, хотя он начал эволюционировать относительно недавно. В отличие от очень консервативного продолговатого мозга, который выполняет важные функции, например, регулирует частоту сердцебиений и следит за дыханием, многие участки кортекса ничего не решают в вопросах выживания.

Неокортекс по праву считается главным достижением эволюции и субстратом умственного развития человека. Хотя его зачатки впервые появились ещё у рептилий, живших в каменноугольном периоде. Старый, первоначальный вариант этого слоя представлял собой однородный шестислойный лист, состоящий из нейронов. Размер, а также сложность кортекса почти достигли совершенства у современного человека, который, к слову, отделился от уровня мыши почти 100 млн лет назад. Если бы какой-либо новый орган должен был существенно отличать людей от других видов, то это неокортекс — центр экстраординарных способностей Хомо Сапиенс.

Сенсорная область

Кортекс связан с различными подкорковыми структурами. Части коры, которые получают сенсорные сигналы от таламуса (часть мозга с большой массой серого вещества), называются первичными сенсорными зонами. Каждое из пяти чувств относится к определённым группам мозговых клеток, которые классифицируют и интегрируют информацию. Пять общепризнанных сенсорных модальностей, включая зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, расположены следующим образом:

  1. Соматосенсорная кора расположена поперёк центральной борозды. Она сконфигурирована особым образом, чтобы соответствовать соседним двигательным клеткам, связанным с конкретными частями тела. Самыми чувствительными областями считаются губы и кончики пальцев.
  2. Основная вкусовая зона находится в постцентральной извилине.
  3. Обоняние — единственная сенсорная система, которая не проходит через таламус. Она располагается вдоль нижней поверхности височной доли.
  4. Зрительная зона находится глубоко в затылочной доле и спрятана внутри складок.
  5. Первичная слуховая кора расположена на поперечной извилине.

Каждое полушарие головного мозга получает информацию с противоположной стороны тела. Например, правая первичная соматосенсорная кора знает, что делают левые конечности, а правая зрительная зона обрабатывает сигналы, получаемые из левого глаза. Корковые сенсорные карты отражают структуру соответствующего чувствительного органа, который называется топографической схемой. Примеры карт:

  • ретинотопная — соответствует точкам в сетчатке глаза;
  • тонотопическая — в первичной слуховой коре;
  • соматотопическая — в первичной сенсорной коре (схематично выглядит как искажённое изображение человека).

Моторные зоны

Они расположены как пара наушников, простирающихся от уха до уха, в обоих полушариях коры. Участвуют в контроле произвольных движений, особенно мелких, выполняемых руками. Правая половина моторной области управляет левой стороной тела, а левая — правой.

  1. Первичная моторная кора. Вносит основной вклад в генерацию нервных импульсов, которые контролируют выполнение движения. Например, сгибание локтя.
  2. Премоторный кортекс. Очень похожа на предыдущую, но отвечает за более сложные движения.
  3. Дополнительная моторная зона. Планирует двигательную активность, несёт ответственность за последовательность движений, а также координирует обе стороны тела.

Кроме того, моторные функции были описаны и для задней теменной коры, которая направляет произвольные перемещения в пространстве. А вот дорсолатеральный префронтальный кортекс решает, как и куда нужно двигаться в соответствии с инструкциями (мыслями), генерируемыми мозгом. Большинство нейронов в моторной коре проецируются на синапсы в спинном мозге. Они оказывают влияние на ряд мышц и суставов.

Поля ассоциаций

Производят осмысленное восприятие мира, позволяют человеку эффективно взаимодействовать со средой, поддерживают абстрактное мышление и речь. Теменные, височные, затылочные доли расположены в задней части мозга, преобразуют сенсорную информацию в последовательную модель восприятия окружения, соотнося её с прошлым опытом. То есть глобально области ассоциации организованы как распределительные сети. Эти связи имеют большое значение для языковой функции.

Работа лобных долей головного мозга. Лобная доля: функции, структура и повреждение

Лобные доли занимают около 28% всей площади корковых структур. Их масса составляет приблизительно половину веса всего мозга – около 450 г.

Лобные доли – находящиеся во фронтальной плоскости головного мозга структуры, которые отвечают за психическую деятельность человека, что предопределяет их важнейшую роль в формировании и использовании разума.

Функции лобных долей, находящихся в головном мозге, включают способность размышлять, анализировать, абстрагироваться и обобщать.

Теменные

Для того чтобы разобраться в функциях теменных долей, важно понять, что доминирующая и не доминирующая сторона будут выполнять разную работу. Доминирующая теменная доля головного мозга помогает осознать устройство целого через его части, их структуру, порядок. Благодаря ей, мы умеем складывать отдельные части в целое

Очень показательным в этом есть умение читать. Чтобы прочесть слово, нужно сложить буквы в одно целое, а из слов необходимо составить фразу. Так же проводятся манипуляции с числами

Благодаря ей, мы умеем складывать отдельные части в целое. Очень показательным в этом есть умение читать. Чтобы прочесть слово, нужно сложить буквы в одно целое, а из слов необходимо составить фразу. Так же проводятся манипуляции с числами

Доминирующая теменная доля головного мозга помогает осознать устройство целого через его части, их структуру, порядок. Благодаря ей, мы умеем складывать отдельные части в целое. Очень показательным в этом есть умение читать. Чтобы прочесть слово, нужно сложить буквы в одно целое, а из слов необходимо составить фразу. Так же проводятся манипуляции с числами.

Теменная доля помогает связать отдельные движения в полноценное действие. При расстройстве данной функции наблюдается апраксия. Больные не могут выполнить элементарные действия, например, не способны одеться. Это бывает при болезни Альцгеймера. Человек просто забывает, как делать нужные движения.

Недоминантная сторона (у правшей она правая) комбинирует информацию, которая поступает из затылочных долей, позволяет в трехмерном режиме воспринимать окружающий мир. Если недоминантная теменная доля нарушается, может появиться зрительная агнозия, при которой человек не способен распознать предметы, пейзаж и даже лица.

Теменные доли принимают участие в восприятии боли, холода, тепла. Также их функционирование обеспечивает ориентацию в пространстве.

мозг

мозг человека — орган массой 1,3-1,4 кг, расположенный внутри черепной коробки. Мозг человека состоит из более ста миллиардов клеток-нейронов, образующих серое вещество или кору мозга — его обширный внешний слой.

Отростки нейронов (нечто вроде проводов) — это аксоны, из которых состоит белое вещество мозга. Аксоны связывают нейроны друг с другом через дендриты.

Мозг взрослого человека потребляет около 20% всей энергии, которая необходима организму, в кто время как детский мозг потребляет около 50%.

  • Как мозг человека обрабатывает информацию?
  • Функции правого и левого полушария мозга
  • Эмоции
  • Строение мозга человека триединство мозга
  • белое и серое вещество
  • префронтальная кора
  • гиппокамп
  • островок Рейля
  • зона Брока

Система поощрения мозга
Различие мозга у мужчин и женщин
Старение мозга человека
Источники

Как мозг человека обрабатывает информацию?

Сегодня считается доказанным, что человеческий мозг одновременно может обрабатывать в среднем около 7 бит информации. Это могут быть отдельные звуки или визуальные сигналы, различаемые сознанием оттенки эмоций или мыслей.

Минимальное время, необходимое для того, чтобы отличить один сигнал от другого составляет 1/18 секунды. Таким образом, предел восприятия составляет 126 бит в секунду. Условно, можно посчитать, что в течение жизни 70 лет человек обрабатывает 185 млрд бит информации, включая каждую мысль, воспоминание, действие.

Информация записывается в мозг посредством формирования нервных сетей (своего рода маршрутов).

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным

Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели

Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи.

Расположение и функции

Каждый центр задействует свою область, следовательно, задействуются несколько участков коры. Существует 2 центральных мозговых отдела, отвечающих за речь:

  1. Центр Брока

Еще 100 лет тому назад, врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция.

Он выявил, что именно этот центр речи в головном мозге, который располагается в передней части, рядом с двигательным отделом и вызывает различные признаки нарушения, вследствие того, что именно этот отдел контролируют мышечную функциональность. Данная область вскоре получила название – речевой моторный центр или центр Брока.

Повреждение этого центра вызывает афазию Брока, при которой пациент не в состоянии выполнять определенные речевые движения. Имеет несколько подвидов.

  1. Центр Вернике

Данная область располагается в заднем отделе височной области. Поражение данного центра головного мозга приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами. Этот вид поражения получил название — сенсорная афазия. При удалении этой зоны пациент не в состоянии понимать речь, а также полностью отсутствует возможность разговаривать.

Одну из ключевых ролей в речевой функциональности мозга занимает теменная область коры. Одна из видов афазии является амнезия, при которой человек забывает ряд слов или действий.