«золотая рыбка», она же «серебряный кит», она же «папа»

Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Это праздник всей России

В День Военно-морского флота, который страна отметила в минувшее воскресенье, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Путин посетил главную базу Краснознамённого Северного флота Североморск. Обходя на катере строй боевых кораблей СФ, он поздравил экипажи с профессиональным праздником. Затем с борта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в режиме видеоконференции принял из Северодвинска доклад у заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова о закладке на Производственном объединении «Севмаш» новых атомных подводных крейсеров.

Непобедимая «Золотая рыбка»

Глубоководная атомная субмарина была не просто подводной лодкой, а полноценным боевым кораблем, который мог выполнять самые разные задачи. «Комсомолец» можно было использовать для разведки (поиска, слежения и обнаружения) и уничтожения кораблей противника. «Золотая рыбка» была типичным «хищником» — многофункциональной подводной лодкой. Она могла «охотиться» и уничтожать другие субмарины, надводные корабли, авианосные соединения и даже целые флотилии. Имея такую боевую единицу на вооружении, СССР получало значительное преимущество в море. А если бы подводная лодка была не одна? У проекта «Плавник» действительно были многообещающие перспективы, но для его реализации было выбрано не самое удачное время, как и для многих других советских разработок. Через десяток лет распалась страна, которая финансировала «Золотую рыбку», а на руинах большого государства властям было уже не до создания субмарин.Главной силовой установкой на «Комсомольце» стал водо-водяной ядерный реактор с четырьмя парогенераторами. Он производил энергию для турбинного агрегата, мощность которого составляла 43 000 лошадиных сил. Тепловая мощность самого реактора достигала 190 мегаватт. Однако специалисты решили, что одной силовой установки для подводной лодки будет мало, и дополнительно оснастили ее двумя автономными турбогенераторами. Мощность каждого составляла 2 мегаватта. В экстренных ситуациях должна была включиться резервная энергетическая установка, которая состояла из 122 аккумуляторных батарей и дизель-генератора мощностью 500 кВт. Питаясь от резервного двигателя, советская «Золотая рыбка» была способна развивать скорость 5 узлов. Длина субмарины составляла 110 метров, а ширина — 12,3 метра. В надводном положении «Комсомолец» мог развивать скорость до 11 узлов, а в подводном — 31 узел. В комбинации с мощным атомным двигателем простая, но детально проработанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами, обеспечивала «Комсомольцу» высокую скорость, за счет малого сопротивления воде. Надводное водоизмещение составляло 5880 тонн, а подводное — 8500 тонн.

Хотя она несла на своем борту ядерное оружие, субмарина не входила в число подводных лодок стратегического назначения. На вооружении у «Комсомольца» были торпеды и крылатые ракеты «Шквал», «Гранат», которые можно было снарядить ядерными боеголовками с мощностью до 150 килотонн. У «Золотой рыбки» были довольно острые зубы, которыми она могла молниеносно откусить противнику голову. Подводная лодка выпускала ракеты даже на предельных глубинах, так как системы ее вооружения были специально адаптированы для ведения боевых действий в условиях, которые были недоступны другим субмаринам. Чтобы поразить вражеский корабль, ей не нужно было подниматься. На субмарине также была установлена уникальная боевая информационно-управляющая система «Омнибус-685». Она позволила автоматизировать и максимально упростить управление подводной лодкой, независимо от глубины погружения. Эксперты полагают, что всего одна подводная лодка проекта «Плавник» с опытным экипажем могла затопить корабли противника любого водоизмещения, благодаря ряду инноваций, которые были специально разработаны и использованы для этой модели.

Ключевое преимущество «Комсомольца» — его неуязвимость для всех средств взаимодействия, которые на тот момент существовали у потенциальных противников. Подводная лодка могла уходить на глубину более 1 км, а глубинные бомбы и торпеды разрушались под воздействием давления толщи воды уже на полукилометровой отметке. «Комсомолец» мог буквально становиться невидимым для противника. Водная среда уже на глубине 400-500 метров меняет акустические свойства, что уж говорить о больших значениях. Противник просто не смог бы засечь субмарину, у которой были все шансы подобраться к нему вплотную совершенно незаметно.

От замысла к воплощению

В этих условиях у сотрудника ленинградского АКБ-143 (ныне известного как «Малахит»), того конструкторского бюро, где и была создана первая советская АПЛ, Анатолия Петрова, возникла идея принципиально нового подводного корабля, построенного на основе самых современных (и даже прогнозируемых для ближайшего времени) научных и технических достижений. Замысел предполагал подводный ход 45 узлов (83 км/ч), глубину погружения 500 метров, водоизмещение 1500 т, экипаж всего 15 человек. Для сравнения: характеристики существовавших на тот момент советских и американских АПЛ были следующими: подводный ход около 30 узлов, глубина погружения 200-300 метров, экипаж около 100 человек. Иными словами, предполагалось создать компактную, скоростную, маневренную, вооружённую торпедами лодку, с высокой степенью автоматизации. При этом сами конструкторы ещё не предполагали, такую нишу может занять новый корабль; по мысли Петрова, первичны были технические достижения новой лодки, а задачи всегда найдутся. К слову, так оно и вышло. В августе 1958 года появилось постановление партии и правительства СССР, в соответствии с которым трём ленинградским КБ поручалось создание проекта скоростной АПЛ. В АКБ-143 работы, на основе замысла А. Петрова, возглавил М.Г. Русанов — талантливый инженер с непростой, но, к сожалению, вполне обычной для своего времени судьбой. В победном 1945 году он был осуждён на 7 лет по «контрреволюционной» 58-й статье и лишь незадолго до описываемых событий, в 1956 году, был реабилитирован. В мае 1960 года проекту, лично председателем госкомитета по судостроению Борисом Бутомой, был присвоен номер 705, под которым (а также под названием «Лира») он и остался известен в истории. А уже 23 июня было подписано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании опытной комплексно-автоматизированной скоростной торпедной АПЛ противолодочной обороны. Надо заметить, что вопрос противолодочной обороны стоял в это время весьма остро. Американцы, отказавшись от постройки привычных дизель-электрических подводных лодок, серьёзно нарастили темп строительства АПЛ. И наконец осенью того же 1960 года на своё первое боевое патрулирование вышла первая в мире АПЛ, вооружённая баллистическими ракетами, — американский ракетоносец «Джордж Вашингтон», несший 16 ракет, мощностью 600 килотонн каждая. Руководство страны изначально восприняло проект «подводного истребителя» с не меньшим энтузиазмом и надеждами, чем кораблестроители. Так, по словам министра обороны Дмитрия Устинова, пр. 705 стал общенациональной задачей, с целью осуществления рывка для достижения военно-технического превосходства над вражеским блоком. А главком ВМФ Горшков как-то категорично заявил на одном из совещаний: «АПЛ проекта 705 и её дальнейшее развитие — это стратегическая позиция ВМФ». Не случайно предусматривались и варианты лодки, вооружённые крылатыми ракетами (пр. 705 А) и баллистическими ракетами (пр. 705 Б). Иными словами, проект 705 должен был стать основой подводного флота. Несмотря на то, что от изначальных предложений Петрова до итогового проекта и воплощения в материи произошла значительная трансформация, лодка сохранила те технические решения, определившие её уникальность.

Применение в глубоководных испытаниях

В течение 1983 года подлодка была спущена на воду и прошла все необходимые испытания. С января 1984 года субмарина была включена в состав 6-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. Одновременно лодка служила опытной базой для экспериментов в сфере различных глубоководных исследований, прежде всего конструкторского плана.

В течение всего периода службы в составе ВМФ лодка интенсивно привлекалась в проводимые флотом учения и несла боевую службу, совершая длительные автономные плавания. В частности, АПЛ участвовала в охранении советских стратегических ударных субмарин, оснащённых межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, от подводных лодок вероятного противника. За время службы в составе ВМФ СССР подлодка К-278 совершила три боевых похода. Пунктом постоянного базирования АПЛ являлась Западная Лица.

Цена победы

«Золотой рыбкой» новый корабль прозвали еще на этапе строительства — за высокую стоимость (240 миллионов рублей или один процент тогдашнего бюджета СССР). Не меньшей была и сложность проекта. Для воплощения задумок Исанина и его помощников пришлось создать новую отрасль в цветной металлургии — до «Анчара» титан в небольших объемах применялся в авиастроении, а здесь понадобились высококачественные отливки весом в десятки тонн. Из-за иных характеристик материала судостроители вынуждены были пересчитывать прочность конструкций, осваивать новые методы сварки. Все это потом не раз пригодилось, но первым было очень трудно.

Конструкторы К-162 задумались об эргономике — они тестировали построенные в натуральную величину макеты боевых постов и командных пунктов. 106-метровый корабль высотой с четырехэтажный дом управлялся небольшим штурвалом, похожим на самолетный. Подводники размещались в комфортабельных каютах с кондиционированным воздухом, камбуз был оборудован для приготовления прохладительных напитков и мороженого. Пожалуй, в большей роскоши жил только экипаж другой легендарной субмарины, АПЛ проекта 941 «Акула». На «Анчаре» случались аварии, несмотря на автоматику, корабль был сложным в обслуживании и ремонте. Зато в море «Золотая рыбка» творила чудеса.

История проекта

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с корпусом из титанового сплава, усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения. Для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист.
Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки.

Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко.
При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

АПЛ К-162 проекта 661 предназначалась для борьбы с кораблями противника на больших расстояниях, в том числе с авианосцами. Ради этого она должна быть вооружена крылатыми ракетами с твердотопливным стартовым двигателем, ракета получила наименование ПРК «Аметист». Таким образом, это была первая в мире подводная лодка, способная осуществлять пуск крылатых ракет из-под воды. У этой ракеты была сравнительно малая дальность полета, по сравнению, например с уже использующимися ракетами П-6, которые имели дальность до 400 км, в то время как у «Аметиста» всего 100 км. Однако фактор внезапности, а именно возможность пуска из-под воды компенсировали не самую большую дальность.

Новаторской была и двухкорпусная схема лодки: лёгкий корпус придавал ей правильную гидродинамическую форму, в корме были установлены 2 винта; прочный корпус в передней части был выполнен в виде восьмерки, освобождая место по бортам для размещения наклонных ракетных шахт.
Корпусные конструкции изготавливались из титанового сплава.

Общие сведения

Первая атомная подводная лодка СССР второго поколения, единственная лодка проекта 661 «Анчар». По кодификации НАТО получила название Papa (рус. «Папа»). Такое название было выбрано случайно, но субмарина проекта 661 стала своего рода прародителем атомных подводных лодок современности. К-222 — первая подводная лодка, построенная из титана, который в 60-ые годы стоил баснословных денег, из-за чего стоимость лодки была колоссальной и составляла 2 млрд. рублей по курсу 1968 года, за что и получила прозвище «Золотая рыбка».

Подводная лодка К-222 в море (сверху), во время спуска на воду (слева), учебный запуск ракет из подводного положения (справа)

Предпосылки к созданию

Крылатая ракета подводного старта П-70 «Аметист»

Создание данной подводной лодки было ответом СССР на новую военную доктрину США, в которой основная наступательная мощь армии переносилась на флот, где основной боевой единицей являлась авианосная ударная группа. СССР не мог строить свои авианосцы из-за большой стоимости и трудоемкости производства, поэтому было решено сделать ставку на подводный флот.

Существенным недостатком подводных лодок в конце 50-ых — начале 60-ых годов было то, что для пуска ракет по кораблям противника лодке необходимо было всплыть на поверхность, тем самым демаскировав себя и лишить атаку элемента внезапности. Для решения этой проблемы академиком Владимиром Челомеем была разработана ракета подводного старта П-70 «Аметист». Однако для возможности пуска ракеты из подводного положения пришлось принести в жертву дальность её полета, которая составила 80 км. Конструкторским бюро было дано задание создать новую лодку с высокими скоростными характеристиками, которая могла бы за короткое время сблизится с авианосной группой для пуска ракет и быстро уйти от ответного удара.

Проектирование

Главный конструктор К-222 Николай Никитич Исанин

Конструкторы собирают макет одного из поста управления К-222

Для постройки К-222 был впервые использован титан. В 60-ых годах в СССР не было достаточных мощностей для производства необходимого количества металлического титана, а также отсутствовали способы его обработки, поэтому постройка лодки сильно затягивалась. Многие промышленные технологии использовались впервые, что нередко приводило к трагедиям. Например, во время сварки двух титановых деталей в атмосфере аргона по неопытности задохнулось несколько сварщиков.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы —  эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Выводы и перспективы

В чем же причина, что лодки, которые должны были стать основой флота, обеспечив ни много ни мало технологическое превосходство над США, и на которые возлагались такие большие надежды, не оправдали ожиданий? Если коротко, «Лиры» оказались слишком дорогими и сложными в постройке и эксплуатации. Так, спроектированные тем же КБ, примерно в те же годы, и строившиеся на тех же заводах торпедные АПЛ пр. 627 и пр. 671 стоили 15 и 60 млн, рублей соответственно, а расчётная стоимость пр. 705 составляла уже 105 миллионов. Как известно, наши недостатки — это продолжения наших достоинств. Это же можно сказать и о «Лире». И прежде всего, конечно же, об энергетической установке. Неудачный опыт и США, и СССР, сопровождавшийся частыми авариями, заставил отказаться от реактора с ЖМТ в пользу проверенного водо-водяного. При использовании реактора с ЖМТ необходимо ни в коем случае не допустить затвердевания теплоносителя, который всегда, даже на стоянке у причала, надо поддерживать в горячем состоянии, не ниже определённой температуры. Что, разумеется, достаточно трудозатратно для береговой службы на базах. К слову, и сейчас такие реакторы хоть и считаются перспективными, но на АПЛ не используются. Второй камень преткновения — это высокая автоматизация лодки, которая требовала самого тщательного обслуживания. Небольшая численность экипажа предъявляла повышенные требования к морякам, которые должны были обладать высочайшим профессиональным уровнем, а кроме того, вела к увеличению нагрузки. Даже в наше время, в XXI веке, несмотря на качественно другой уровень техники, экипажи АПЛ состоят из нескольких десятков человек. Гораздо меньше претензий можно предъявить к титановому корпусу. Более того, это решение можно назвать даже удачным. По крайней мере, и в последующем советские АПЛ некоторых других проектов также имели корпус из этого металла. Хотя, заметим, более богатые США титановых лодок не имели. Конечно, лодки проекта 705 не сыграли той роли, которая им изначально отводилась. Но навсегда остались памятником научно-технической мысли советских кораблестроителей, обелиском, если угодно, технического романтизма и энтузиазма 50-60-х годов прошлого столетия.

Метки: СССР, корабль, Историческая правда, АПЛ, подлодка, Титан, ВМФ, реактор, автоматизация