История железной дороги в россии

Содержание

Основные виды транспорта РФ

В хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%

На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%.

Все данные по транспорту за 2007 год.

Основные виды транспорта РФ — ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.

Формирование транспортной сети определяется:

— развитием и размещением хозяйства;

— размещением городских поселений;

— направлением и мощностью основных транспортно-экономи-ческих связей;

— расположением крупных курортных и туристических объектов.

Густота основных транспортных линей на 1000 км2: железнодорожных — 8,9 км, внутренних судоходных — 49 км, автомобильных с твердым покрытием — 281 км, магистральных трубопроводов — 12,3 км.

Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.

Железнодорожный транспорт: по общей протяженности железных дорог — 85,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% железных дорог мира. 50,6% из них электрифицировано.

Наибольший уровень развития и густота линий этого вида транспорта характерны для европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве.

Тяговый подвижной состав ОАО «РЖД»

На сети ОАО «РЖД» обращается большое количество электровозов, тепловозов, паровозов, а также электропоездов различных типов, разработанных как в советское, так и в новое время.

Электровозы переменного тока

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
ВЛ80С, ВЛ80К, ВЛ80Т Грузовой электровоз
ВЛ82М (двухсистемный) Грузовой электровоз
ВЛ85 Грузовой электровоз
2ЭС5 Грузовой электровоз
ЧС4 Пассажирский электровоз
ЧС8 Пассажирский электровоз

Электровозы постоянного тока

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Пассажирский электровоз
Пассажирский электровоз

Тепловозы

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
-] Пассажирский электровоз
Пассажирский электровоз

Моторвагонный подвижной состав

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
-] Пассажирский электровоз
Пассажирский электровоз

[править] Виды транспорта

Грузовой транспорт

Основная статья: Грузовой железнодорожный транспорт России

В структуре российских железнодорожных перевозок преобладают грузовые перевозки (1278,1 млн тонн, 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2019): каменный уголь и кокс (29,5), нефть и нефтепродукты (18,2), строительные материалы (включая цемент 11,8), руды чёрных и цветных металлов (10,9), чёрные металлы и их лом (6,9), удобрения и химикаты (6,8), лесные грузы (3,3). Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2018): Кемеровская (265,7), Свердловская (59,9), Челябинская (67,4), Иркутская (50,0), Белгородская (48,9), Тюменская (37,7), Мурманская (31,6) области, Красноярский (57,1), Пермский (46,5) и Краснодарский (32,6) края. Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).

Наибольшее количество российского подвижного состава сосредоточено в руках двух транспортных гигантов — Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (ПГК) миллиардера Владимира Лисина.

Грузовые железнодорожные перевозки в России являются одними из самых энергоэффективных в мире. Основная причина — высокая доля перевозки грузов на экологически чистой электрической тяге (более 86 % грузов).

Объемы грузовых железнодорожных перевозок, в силу тесной зависимости от уровня промышленного производства, являются одним из наиболее достоверных, объективных индикаторов состояния российской экономики. Они характеризуют уровень объемов производства и сбыта в натуральном измерении как в целом в экономике страны, так и по отдельным товарам, отраслям и регионам, причём ежесуточно.

Пассажирский транспорт

Основная статья: Пассажирский железнодорожный транспорт России

Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1196,7 млн (2019). Из них 1080,2 млн перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 116,5 млн — поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн. пассажиров, 2018) — г. Москва (465,9), Московская область (308,8), г. Санкт-Петербург (61,3), Ленинградская (27,7), Новосибирская (23,9) области и Краснодарский край (19,8).

Самый быстрый пассажирский поезд в мире, который курсирует по железным дорогам Японии, побил свой собствен…

https://youtube.com/watch?v=jmkW1ZZYfLY

Интересные факты | Автор топика: Vladimir

Интересные фактыТранссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров. Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год. Cтанция «Половина» — это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока. После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке». Во Франции до сих пор действует закон, который запрещает поцелуи на вокзалах. Причиной запрета были задержки с отправлением поездов. Закон издали ещё 100 лет назад и его до сих пор никто не отменял. В Англии, когда построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади. Путевые обходчики, которые постукивают колеса поездов обладают идеальным музыкальным слухом. По изменению тона они должны определять неисправность колеса. Однажды на железнодорожной дороге в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Дело в том, что озеро Огайо вышло из берегов, и железнодорожный путь оказался под метровым слоем воды. Тем не менее, машинист решил провести поезд по залитому пути, но столкнулся с пароходом. В поезде, который курсирует на западе Перу, проводники предлагают пассажирам кислородную подушку. Потому что поезд идёт по самой высокогорной железной дороге в мире (на высоте более 3 километров). Начальник баварских железных дорог в 1910 году вынужден был издать приказ о запрещении машинистам и кочегарам покупать во время остановок на станциях пиво. В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда». Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный «поезд любви». В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка. Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота. Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и прочие. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох. Как известно, некоторые поезда имеют своё название. Например, «Красная стрела», «Россия», «Байкал» и так далее. Часто названия поездам дают сами пассажиры: например, поезд « Ростов — Одесса» пассажиры ласково зовут «Папа — Мама» Японская фирма «Тошиба» построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час. Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр. В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 километров на ней нет ни одного поворота.

Дочерние и зависимые общества

ОАО «НИИАС» ОАО «НИИЖТ» ОАО «ЭЛТЕЗА» ОАО «РЖДстрой»
ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ОАО «Федеральная пассажирская компания» ОАО «Желдорреммаш» ОАО «Вагонреммаш»
ОАО «Вагонная ремонтная компания-1» ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» ОАО «Трансконтейнер»
ОАО «Первая грузовая компания» ОАО «Федеральная грузовая компания» ООО «Энергопромсбыт» ЗАО «Компания ТрансТелеКом»
ОАО «Рефсервис» ОАО «Русская тройка» ОАО «Скоростные магистрали» ООО «Аэроэкспресс»
ОАО «Московская кольцевая железная дорога» ОАО «РейлТрансАвто» АО «Железнодорожная торговая компания» ОАО «Торговый дом РЖД»
ОАО «Первая нерудная компания» АО «Росжелдорпроект» ОАО «Зарубежстройтехнология» ОАО «ТрансВудСервис»
ОАО «БетЭлТранс» ОАО «РЖД Логистика» ОАО «ВНИКТИ» ОАО «Институт экономики и развития транспорта»
ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» ОАО «Московский локомотиворемонтный завод» ОАО «Московский механический завод «Красный путь» ОАО «Люблинский литейно-механический завод»
ЗАО «Желдорипотека» ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» ОАО «Газета «Гудок» ООО «Частное охранное предприятие «РЖД-ОХРАНА»
См. также:
ЗАО «Трансмашхолдинг»

Ширина колеи железной дороги в России

Изначально ширина железнодорожной колеи в России (позже и в СССР), а заодно в Финляндии и Монголии, составляла 1524 мм или 5 английских футов. Во второй половине прошлого века, примерно с 1970 по 1990 года, колея немного изменилась и составила 1520 мм. Такое, кажущееся незначительным, изменение понадобилось для того, чтобы сделать стабильность движения тяжелых грузовых поездов. Это было особенно актуально на фоне роста скоростей подвижного состава.

Все страны, входившие состав СССР, до сих пор используют принятый тогда стандарт ширины колеи, а в других странах, например, в Финляндии до сих пор колея составляет прежние 1524 мм. Даже вагоны метро имеют такую же колею. Некоторые дороги в России и других бывших странах СССР тоже по-прежнему имею ширину колеи 1524 мм. В основном это встречается на некоторых отстойных путях или ветках, проложенных до предприятий. Менять их не имеет смысла, а поезда по ним почти не ездят.

Все из-за того, что 4 мм это не не такая разница, которая требует переоборудования тележек вагонов. Правда, на начальном этапе новые участки приводили к ускоренному износу гребня и поверхности качения колесных пар вагонов. Позже, когда стандарт был введен повсеместно, проблема постепенно ушла. Хотя многие эксперты, техники, путейщики и ремонтники утверждали, что связь смены колеи и повышенного износа надуманная.

Когда дорога износилась ее надо ремонтировать, но это не из-за смены колеи.

Ширина колеи 1524 метра впервые была применена при строительстве Николаевской железной дороги. У железнодорожников, к коим в свое время относился и я, есть даже байка, что Николаю I предложили сделать дорогу с шириной колеи полтора метра (для ровного счета), на что он ответил что-то в духе ”ну и … с ним”. В итоге, добавили еще 24 мм. Конечно, это все шутки, ведь 1524 мм это ровно пять английских футов, то есть красивое круглое число. Зато Николаевская дорога стала первой двухпутной дорогой в России, связав между собой Москву и Санкт-Петербург.

Теперь она называется Октябрьская железная дорога, и волевым решение ее создателей именно она задала стандарт на столетия вперед. До этого самая первая железная дорога в России, называвшаяся Царскосельской, имела колею 1829 мм. Это, кстати, шесть английских футов — еще одно круглое число.

Важна ли ширина колеи железной дороги

Ширина железнодорожной колеи в стране важна. Она всегда подбирается не ”с потолка”, а с учетом всех особенностей. Например, где-то ее надо часто прокладывать через скалы и широкие поезда могут быть настоящей головной болью, а где-то возят большие грузы и колея должна обеспечивать устойчивость состава. Чем она будет шире, тем состав будет устойчивее.

Тем не менее, большого преимущества Российской колеи над Европейской нет. Разница 85 мм (1520 против 1435 мм) не дает существенного прироста устойчивости. Хотя в России вагоны существенно больше европейских. Есть еще понятие железнодорожного габарита, вот тут у нас сделана ставка на то, чтобы увезти все за один раз. Это и не удивительно при таких-то расстояниях.

На железнодорожный габарит есть свой ГОСТ.

Доказательством того, что ширина колеи не всегда связана с габаритами состава является то, что в Китае принята европейская колея, но габариты состава там очень близки к нашим. Это касается как ширины, так и высоты.

Социальные аспекты железнодорожного транспорта

Пригородные железнодорожные пассажирские перевозки — социальный вид транспорта, обеспечивающий мобильность даже малоимущим слоям населения ввиду своей дешевизны. Вместе с тем в последнее время участились случаи закрытия малопопулярных маршрутов, что приводит к росту социальной напряженности (как правило, в регионах).

С железнодорожным транспортом связаны такие социальные явления как ферроэквинология и зацепинг. Первое является вполне безобидным, в то время как зацепинг представляет собой серьезную угрозу ввиду наметившегося в последнее время роста его популярности у молодежи.

Как поезда ездят в другие страны

Пассажирское и грузовое сообщение стало в наши дни нормой, если не считать последние полгода, когда коронавирус рассадил нас по домам. Я сам пересекал границу на поезде и застал процесс, когда поезда подготавливаются для движения по железной дороге другой страны.

Примерно так выглядит смена колесных пар.

Так получилось, что я ехал на современном скоростном поезде из Москвы в Берлин (Германия). В моем случае это произошло максимально быстро и просто. Поезд лишь снизил скорость до достаточно медленной и в этот момент под составом творилась магия — на ходу менялась ширина колесных пар.

Более старые составы не могут похвастаться такими возможностями и приходится менять под ними тележки. Для этого вагоны приподнимаются, из-под них строем выкатываются одни тележки и в нужном количестве на их место устанавливаются другие. Процедура получается существенно более долгая, чем в первом случае. При этом время простоя на границе это не только дискомфорт пассажиров, но и трата денег для эксплуатирующей состав компании. В итоге, даже переоборудование пропускного пункта с установкой на него оборудования для смены ширины колесных пар окупается очень быстро. Сами поезда тоже получаются очень выгодными, как для пассажиров, так и для перевозчика.

Есть еще случаи универсальной колеи, когда поезду не надо долго ехать по территории страны. Для этого просто укладывается два комплекта рельс. При этом они укладываются не рядом, а как бы в перемешку. То есть, если смотреть на них сверху и считать слева направо, то первый и третий рельс предназначены для одних поездов, а второй и четвертый — для других. Так не надо готовить землю для прокладки дополнительного пути и получается бюджетно сделать универсальную колею. И поезда выигрывают от того, что не стоят на границе.

Вот так монументально выглядят колесные пары. Каждая весит больше тонны.

Можно еще, конечно, перегрузить товар на границе из одного поезда в другой. Этот метод используется, но он очень затратен по времени.

С учетом роста грузопотока и относительно невысокой стоимостью использования железных дорог, они и дальше будут укрепляться в роли массового средства доставки пассажиров и грузов. Самолет дорог, корабль не всюду доберется, а для каждой машины нужен свой тягач и водитель. Поезд цепляется за один локомотив с одной бригадой машинистов и едет через всю страну почти 24 часа в сутки. Бригады меняются на станциях, обеспечивая бесперебойность процесса.

Так получилось, что колея везде разная, но способы обходить это уже найдены, поэтому железная дорога не потеряет своей привлекательности и романтического образа.

Структурные подразделения ОАО «РЖД»

Кроме того, в состав компании входит Аппарат президента, различные дирекции, департаменты и службы.

Крупнейшие дирекции, обеспечивающие производственный процесс

Центральная дирекция инфраструктуры — филиал ОАО «РЖД», занимается содержанием инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта — пути и искусственных сооружений, СЦБ, устройств эректроснабжения, в том числе контактной сети, вагонов.

Департаменты, управления, центры, службы

Департамент технической политики (ЦТех) Департамент безопасности движения Директоры ОАО «РЖД»
Аппарат корпоративного секретаря Аппарат президента ОАО «РЖД» (ЦА) Информационно-аналитическое управление
Управление протокола президента ОАО «РЖД» (ЦПРОТ) Инспекция при президенте ОАО «РЖД» (ЦИН) Департамент управления делами (ЦН)
Департамент корпоративных коммуникаций (ЦОС) Управление «Пресс-служба» Бухгалтерская служба (ЦБС)
Департамент бухгалтерского учета (ЦБСБ) Департамент налоговой политики и методологии налогового учета (ЦБСН) Управление консолидированной отчетности по международым стандартам финансовой отчетности (ЦБСФ)
Департамент корпоративных финансов (Цф) Департамент экономики (ЦЭУ) Организационно-штатное управление (ЦУШ)
Департамент «Казначейство» (ЦФК) Департамент пассажирских сообщений (ЦЛ) Департамент информатизации и корпоративных процессов управления (ЦКИ)
Управление анализа и статистики (ЦЧУ) Департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике (ЦМТП) Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития (ЦЭКР)
Департамент инвестиционной деятельности (ЦИНВ) Департамент капитального строительства (ЦУКС) Департамент управления персоналом (ЦКАДР)
Департамент по организации, оплате и мотивации труда (ЦЗТ) Департамент социального развития (ЦСР) Департамент здравоохранения (ЦУВС)
Департамент международного сотрудничества (ЦИ) Управление по координации внешнеэкономической деятельности (ЦИВД) Департамент безопасности (ЦБЗ)
Управление транспортной безопасности (ЦБЗТБ) Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти (ЦРВ) Департамент управления дочерними и зависимыми обществами (ЦУДЗ)
Департамент развития системы управления (ЦРСУ) Департамент управления имуществом (ЦРИ) Правовой департамент (ЦЮ)
Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ) Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов (ЦУНР) Управление экспертизы проектов и смет (ЦУЭП)
Управление специальных программ (ЦР) Первое управление (ЦО) Управление по управленческому учету и отчетности
Управление по вопросам интеллектуальной собственности (ЦУИС) Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» (ЦЖДК) Центр внутреннего аудита «Желдораудит» (ЦЖДА)
Центр внутренней политики и развития корпоративной культуры (ЦВП) Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями (ЦЧС) Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет»
Центр технического аудита (ЦТА) Бюро пропусков (ЦБПР) Центр организации конкурсных закупок (ЦКЗ)
Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР) Центр по таможенной деятельности (ЦТД) Центр по технологической координации (ЦТК)
Центр управления бизнес-проектами (ЦУБП) Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала) Административно-хозяйственное управление (АХУ)
Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом Центральная дирекция по ремонту пути (ЦДРП)
Центральная дирекция по тепловодоснабжению (ЦДТВ) Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) Центральная дирекция пасссажирских обустройств (ЦДПО)
Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) Дирекция скоростного сообщения (ДОСС) Дирекция по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР)
Росжелдорснаб Трансэнерго Главный вычислительный центр (ГВЦ)
Центральная станция связи (ЦСС) Трансинформ Центр обследования и диагностики инженерных сооружений
Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) Центр инновационного развития (ЦИР)
Центр научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ)

Пассажирооборот по видам транспорта в 2011-2012 годах (млрд. пассажиро-километров)

2011 г. 2012 г. 2012 г. в % 2011 г.
Транспорт отраслей Минтранса России 500,7 531,7 106,2
в том числе:
трамвайный 6,4 6,2 96,9
троллейбусный 6,9 6,7 97,1
метрополитенный 43,2 45,1 104,4
автомобильный (автобусный) 136,9 132,8 97,0
внутренний водный 0,684 0,627 91,7
воздушный 166,8 195,7 117,3
железнодорожный 139,8 144,6 103,4

По объемам пассажирооборота на первом месте находится воздушный транспорт, а на втором месте железнодорожный транспорт.

Объем грузооборота в 2012 году составил 144,6 млрд. пасс-км.

Доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте

  • 2011 год – 27,9%
  • 2012 год – 27,2%

Компания ОАО «РЖД» по объемам пассажирооборота входит в тройку крупных компаний в Европе, в десятку крупнейших компаний в мире.

К пассажирским транспортным компаниям относят компании, которые осуществляют свою деятельность в сегменте пассажирских перевозок.

Пассажирские компании либо являются собственниками пассажирских вагонов и пассажирских локомотивов, либо используют арендованный пассажирский подвижной состав для обеспечения пассажирских перевозок, как в пригородном, так и в дальнем сообщении.

Объемы услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках в 2011 году

Показатели Всего, в том числе
В дальнем сообщении В пригородном сообщении
Пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД», млрд.

пасс-км (+- к 2010 году)

139,8 (+0,7 %) 110,5 (-0,3%) 29,3 (+4,6%)
Количество пассажиров, млн. чел. (+- к 2010 году) 993,1 (+4,9%) 114,8 (-0,1%) 878,3 (+5,6%)

Первой русская железная дорога

     Сто лет назад дороги в России были очень плохи. Перевозка грузов по ним отнимала много времени и требовала больших накладных расходов (пуд хлеба, продававшийся в Саратове за 98 копеек, дойдя до города Ревель, вырастал в цене до 4 рублей 23 копеек).

     Быстрый рост железных дорог в Америке и Англии кружил головы дельцам и сулил купечеству крупные барыши и быстрый оборот капитала.

Проектирование первой русской железной дороги

     За постройку первой русской железной дороги взялся австрийский инженер Франц Герстнер, уже выстроивший у себя на родине железнодорожный путь между Лидсом и Будвейсом (в Богемии).

Франц Герстнер

     Добившись аудиенции у Николая I, Герстнер привел доводы об экономической пользе железных дорог и подробно остановился на их стратегическом значении.

     Он утверждал, что железная дорога, будет в состоянии немедленно перевезти 5 тыс. человек пехоты и 500 человек конницы с артиллерией, обозом и лошадьми.

      Франц Герстнер, ссылался на опыт Англии. Ее правительство, во время волнений в Ирландии, в течение двух часов. перебросило войска из Лондона в Манчестер для следования в Дублин.

     Мысль использовать железную дорогу для военных и усмирительных целей очень понравилась Николаю I, и он создал специальный комитет для рассмотрения герстнеровского проекта.

     На первом же заседании польза железных дорог была признана безоговорочно, и комитет потребовал у Герстнера подробных объяснений: сколько будет стоить дорога, какой она сможет принести доход, есть ли нужные для постройки капиталы и т. д.

     Точных данных Герстнер представить не мог, и переговоры затянулись. Наскучив ожиданием, Герстнер предложил построить в виде опыта железную дорогу между Петербургом и Царским селом.

Франц Герстнер

     Нужные для этого деньги он брался достать на петербургской бирже.

     Предложение было принято и Герстнер, немедленно, организовал для постройки дороги акционерную кампанию.

     После долгой переписки, заказы на рельсы и подвижной состав, были переданы ряду английских и бельгийских заводов и законтрактованы нужные для работы техники иностранные специалисты.

Первой русская железная дорога

     1 мая 1836 года были начаты земельные работы. Дорогу строило 3900 человек: 2500 крепостных крестьян и 1400 солдат. Заказанные в Англии рельсы прибыли без опоздания, и к половине сентября дорога была уже готова.

Первая железная дорога в России

     27 сентября 1836 г. толпы народа стекались к деревянному «пассажирскому дому» на Семеновском плацу, чтобы посмотреть первую пробу дороги.

     По рельсам пустили несколько вагонов, запряженных лошадьми, и предложили желающим покататься.

Газета «Северная пчела» писала:

     «Скорость не могла, конечно, превосходить быстроту обыкновенного лошадиного бега. Но, достойно внимания, однако, что две лошади везли во всю скачь, 60 человек в вагонах, весивших более 200 пудов (3,28 тонны).

     Движение ровное, приятное. одобрения были всеобщими. Слава господину Герстнеру и честь почтенным покровителям его предприятия».

     Наконец, получены были и паровозы. Каждый из которых имел свое имя: «Стрела», «Богатырь», «Проворный», «Слон», «Орел», «Лев».

Первая железная дорога в России

     Паровозы были снабжены специальными приспособлениями для скалывания примерзшего к колесам льда и очистки путей.

     Для предупреждения жителей о приближении поезда на паровозе впереди дымовой трубы был установлен орган, ручку которого на ходу поезда крутил один из кондукторов.

     Согласно изданной железнодорожным начальством инструкции «кондуктора должны получать барабаны и сильные трубы, коими аккомпанировать музыкальным пьесам органа».

Первая железная дорога в России

     6 ноября по рельсам впервые двинулся паровоз с двумя вагонами. Писалось в очередном номере «Северной пчелы»:

     «Не можем изобразить, как величественен сей грозный исполин, дышавший пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед… Стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, легкое и притом скорое движение машины».

     Газета выразила надежду, что «сия первая железная дорога поведет ко все местному введению сего способа сообщения, который и принесет государству нашему несметные выгоды».

Первая железная дорога в России

     Через несколько дней опыт паровозного движения был повторен в значительно большем масштабе: пущенный поезд состоял из 8 вагонов и вез 256 пассажиров.

Стандарты сервиса РЖД/ФПК

В последние годы компания РЖД/ФПК постоянно обновляет подвижной состав, улучшает комфортность своих вагонов и внедряет современные технологии обслуживания пассажиров.

Сегодня уже практически все вагоны ФПК оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования и климат-контроля. Предоставляемый сервис во многом зависит от типа пассажирского вагона. Максимальное количество удобств можно ожидать от поездки в вагоне класса «Люкс». Здесь в самом купе есть умывальник, душевая и биотуалет. Также предоставляются санитарно-гигиенические принадлежности, набор питания, постельное бельё пресса и мультимедийный портал. Во всех купейных вагонах выдается постельное бельё, но удобства уже общие на весь вагон. Наименьшее количество услуг предоставляется в плацкартных и общих вагонах.


Современные вагоны фирменного поезда компании РЖД

Железные дороги в составе ОАО «РЖД»

В состав ОАО «РЖД» входят следующие железные дороги:

Октябрьская железная дорога

Протяжённость: 10379 км; количество работающих — 73000 человек

Начальник дороги

Октябрьская дирекция инфраструктуры

Московская железная дорога

Протяжённость: 8984 км; количество работающих — 59000 человек

Начальник дороги

Московская дирекция инфраструктуры

Куйбышевская железная дорога

Протяжённость: 4728 км; количество работающих — 51511 человек

Начальник дороги

Куйбышевская дирекция инфраструктуры

Северная железная дорога

Протяжённость: 5956 км; количество работающих — 51410 человек

Начальник дороги

Северная дирекция инфраструктуры

Северо-Кавказская железная дорога

Протяжённость: 6352 км; количество работающих — 60122 человек

Начальник дороги

Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры

Горьковская железная дорога

Протяжённость: 5331 км; количество работающих — 47561 человек

Начальник дороги

Горьковская дирекция инфраструктуры

Свердловская железная дорога

Протяжённость: 7152 км; количество работающих — 45000 человек

Начальник дороги

Свердловская дирекция инфраструктуры

Приволжская железная дорога

Протяжённость: 4276 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Приволжская дирекция инфраструктуры

Юго-Восточная железная дорога

Протяжённость: 4182 км; количество работающих — 40384 человек

Начальник дороги

Юго-Восточная дирекция инфраструктуры

Западно-Сибирская железная дорога

Протяжённость: 6000 км; количество работающих — 63363 человека

Начальник дороги

Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры

Восточно-Сибирская железная дорога

Протяжённость: 5312 км; количество работающих — 42114 человек

Начальник дороги

Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры

Южно-Уральская железная дорога

Протяжённость: 4545 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Южно-Уральская дирекция инфраструктуры

Забайкальская железная дорога

Протяжённость: 3321 км; количество работающих — 46104 человек

Начальник дороги

Забайкальская дирекция инфраструктуры

Красноярская железная дорога

Протяжённость: 3157 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Красноярская дирекция инфраструктуры

Калининградская железная дорога

Протяжённость: 617 км; количество работающих — 4189 человек

Начальник дороги

Калининградская дирекция инфраструктуры

Дальневосточная железная дорога

Протяжённость: 6826 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Дальневосточная дирекция инфраструктуры

Также на территории России действуют: Малые (детские) железные дороги, Крымская железная дорога в форме государственного предприятия. В качестве дочернего предприятия ОАО «РЖД» принадлежит ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», расположенная на территории Армении.

Вагоны

К 1837 году на железных дорогах было 6 локомотивов, 44 пассажирских вагона и 19 грузовых вагонов. В 1830–1840-х годах каждый поезд тянул 8 вагонов со средней скоростью около 30 км / ч (19 миль в час), скорость увеличилась до примерно 42 км / ч (26 миль / ч) в 1870-х годах. Локомотивы мощностью 75–120  л.с. (56–89  кВт ) были приобретены в Англии и Бельгии. Они весили около 16 тонн (15,7 длинных тонн; 17,6 коротких тонн) и достигли максимальной оперативной скорости около 60 км / ч (37 миль в час). Вагоны имели деревянные рамы и две пары чугунных колес со стальными ободами. Их нижние части были построены в Англии, а верхние — в Бельгии или России. Верх (пассажирская часть) был прибит к деревянной нижней раме. У вагонов не было отопления, а их верхние части были четырех разных конструкций. Их вместимость варьировалась от 30 до 42 пассажиров. 

Медная медаль, отчеканенная по случаю открытия Царского Села

Общие сведения

ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (ОАО «РЖД») — крупнейшая железнодорожная компания России, созданная на базе Министерства путей сообщения России в 2003 году в процессе реализации реформы железнодорожного транспорта.
Центральный аппарат компании и аппараты многих структурных подразделений расположены в Москве. Состоит из шестнадцати железных дорог.

ОАО «РЖД» — одна из крупнейших в мире транспортных компаний, в ней работает свыше миллиона человек. Центральный аппарат компании, основные департаменты и дирекции располагаются в Москве по адресам: Новая Басманная, 2 и Каланчевская, 35 (неподалеку от площади трех вокзалов). Инфраструктурная составляющая компании включает в себя путь и путевое хозяйство, вагонное хозяйство, СЦБ, железнодорожную связь, хозяйство энергоснабжения и др. ОАО «РЖД» имеет развитый локомотивный комплекс, унаследованный от МПС. В качестве подвижного состава применяются электровозы постоянного (ВЛ11, ВЛ10, ВЛ10у, ЧС2, ЧС6, ЧС7, ЧС200) и переменного (ВЛ80С, ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ85, 2ЭС5 «Ермак», ЧС4, ЧС8) тока и тепловозы. На сети дорог обращается огромный парк вагонов.

Специалистов для компании готовит ряд высших отраслевых учебных заведений России: ПГУПС, РУТ (МИИТ), ОмГУПС, УрГУПС, СГУПС, ДвГУПС, РОАТ, РГУПС, ИРГУПС, САМГУПС, а также техникумы железнодорожного транспорта и дортехшколы.

ОАО «РЖД» обеспечивает большую часть грузовых и пассажирских перевозок России, является ключевым предприятием, обеспечивающим обороноспособность страны. Исторически железные дороги России играют ведущую роль в инфраструктурном комплексе страны.

Наиболее широко распространенная на сети российских железных дорог ширина колеи — 1520 мм, однако встречаются линии с шириной колеи 1676 мм, 1524 мм, 1435 мм, 1067 мм, 1000 мм, 750 мм. Повсеместно внедряется бесстыковой путь на железобетонных шпалах.

Железнодорожные станции сети дорог оборудованы в подавляющем большинстве системами электрической централизации, диспетчерской централизации, а перегоны — автоблокировкой, что существенно повышает пропускную способность железных дорог и повышает безопасность движения поездов.

Основным документом, регламентирующим работу железных дорог России, являются Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог. Приложениями к ПТЭ являются Инструкция по сигнализации и Инструкция по движению поездов и маневровой работе. Более подробно работу железнодорожного транспорта регламентируют инструкции: ЦП, ЦШ, ЦЭ, ЦД и др.

С 20 августа 2015 года и по настоящее время Генеральным директором компании является О.В. Белозеров.

Юридическое лицо

Полное наименование — ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ».

Дата регистрации юридического лица 23 сентября 2003 года (налоговый орган ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ №8 ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г.МОСКВЫ).

Реквизиты: ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, КПП 770801001, ОКПО 00083262. Уставный капитал 2 254 029 003 000 рублей. Юридический адрес
107174, город Москва, улица Басманная Нов., дом 2. Учредитель — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ДОЛЯ 1 535 700 000 000 руб. (68,13%).