«непростая история»: какие задачи в вмс сша будут решать корабли класса zumwalt

В условиях жёсткой экономии

Michael Monsoor был заложен 23 мая 2013 года, спущен на воду 21 июня 2016 года. Он является вторым серийным кораблём класса Zumwalt. В настоящее время ведутся работы по достройке третьего и последнего эсминца Lyndon B. Johnson (DDG-1002), заложенного 30 января 2017 года.

Столь скромное количество серийных эсминцев объясняется кардинальным пересмотром плана производства. Первоначально в Минобороны США рассчитывали получить 32 корабля класса Zumwalt, затем заказ был сокращён до 24 единиц. В середине 2000-х годов Пентагон урезал план производства до семи кораблей, а в 2010 году — до трёх.

Также по теме


«В новую гонку вооружений Россию втягивать бесполезно»: о чём говорят испытания «гиперскоростных снарядов» в США

ВМС США провели испытания примерно 20 «гиперскоростных снарядов». Манёвры состоялись ещё в середине прошлого года, однако…

Сворачивание серийного производства новейших эсминцев объясняется чрезмерной дороговизной проекта. По данным американского издания USNI News (специализируется на военно-морской тематике), стоимость строительства одного корабля увеличилась с $1,4 млрд до примерно $4 млрд. По состоянию на 2017 финансовый год расходы на три эскадренных миноносца оценивались в $12,73 млрд (в 2009 году — $8,9 млрд), а общие инвестиции в программу Zumwalt составили $22,5 млрд.

Сейчас Lyndon B. Johnson достраивается в условиях жёсткой экономии. Чтобы сократить расходы, компания General Dynamics решила изготовить надстройку корабля из судовой стали, отказавшись от использования более прочных и эффективных композитных материалов.

Разработка эскадренных миноносцев класса Zumwalt началась в 1990-е годы. Перед подрядчиками была поставлена задача спроектировать эсминец нового поколения, способный выполнять широчайший спектр задач — поддержка сухопутных операций, охота за кораблями и подводными лодками противника, поражение вражеской авиации, проведение поисково-спасательных операций.

Перспективный корабль должен был обладать высокими показателями радиолокационной малозаметности, самыми современными автоматизированными комплексами управления и повышенной боевой мощью. Пентагон рассчитывал, что эсминец станет платформой для установки вооружения нового поколения. В частности, по некоторым данным, на нем планировалось разместить рельсотрон (электромагнитную пушку).

  • Церемония передачи корабля Michael Monsoor ВМС США

Чтобы удовлетворить требования заказчика, General Dynamics решила максимально широко использовать в конструкции корабля композитные материалы

Большое внимание уделялось автоматизации процессов управления и разработке главной энергетической установки (ГЭУ), обеспечивающей электричеством сложную аппаратуру эсминца

Созданием ГЭУ занялась корпорация Rolls-Royce. На корабле класса Zumwalt установлены два главных и два вспомогательных турбогенератора, а также два асинхронных двигателя. Кроме того, в кормовой и носовой частях эскадренного миноносца расположены ещё 12 электродвигателей.

Radar and sonar on board the Zumwalt Class destroyer

The radar suite comprises dual-band radar for horizon and volume search, a Lockheed Martin S-band volume search radar (VSR) integrated with the AN/SPY-3 multifunction radar already being developed by Raytheon for the US Navy. The two radars are to be integrated at the waveform level for enhanced surveillance and tracking capability.

The AN/SPY-3 multifunction radar (MFR) is an X-band active phased-array radar designed to detect low-observable anti-ship cruise missiles and support fire-control illumination for the ESSM and standard missiles.

The ship’s Raytheon AN/SQQ-90 integrated undersea warfare system includes AN/SQS-60 hull-mounted mid-frequency sonar, AN/SQS-61 hull-mounted high-frequency sonar and AN/SQR-20 multifunction towed array sonar and handling system.

The DDG 1000 ship design includes two landing spots for helicopters.

Оценка проекта

Вся история создания и строительства «кораблей будущего» представляет собой цепь вынужденных компромиссов, обусловленных главным образом перерасходом финансовых средств. Заявления о том, что «Замволты» якобы станут основой американского военного флота 21-го века, время от времени появляющиеся в различных СМИ, выглядят довольно нелепо, если учесть, что построено только три корабля, и закладка новых не планируется.

Главной неудачей проекта, безусловно, стал отказ от использования 155-мм орудий, ради которых поначалу всё и затевалось. В результате корабль, исходно предназначенный для огневой поддержки десантных операций, пришлось уже после его ввода в состав флота переориентировать на решение совсем другой задачи – борьбы с надводными судами противника. При этом о размещении на борту необходимых для этого ракет LRASM до сих пор официально не сообщалось.


Два первых эсминца типа Zumwalt, включенных в состав ВМФ США.

Кроме того, до сих пор не ясен смысл использования широко разрекламированной технологии «стелс». Чем незаметность может помочь подобному кораблю, непонятно, тем более, что сразу же после включения радара или запуска ракеты эсминец неизбежно выдаст себя.

Еще одно слабое место «Замволта» – это его радиолокационная станция. Из-за того, что от радара дециметрового диапазона отказались, дальнее обнаружение стало проблемным, а подсветка целей для ракет осуществляется лишь на средних дистанциях. В результате корабль потенциально может защитить себя от подлетающих ПКР, но и только. Поражение самолетов и ракет противника на дальних дистанциях возможно только при внешнем целеуказании. Кроме того, Zumwalt не способен взаимодействовать с системой Aegis, что также ограничивает его возможности.

По размеру боекомплекта «корабль 21 века» более чем в полтора раза уступает эсминцам типа «Арли Бёрк», на борту которых размещается до 128 ракет «Томагавк». Какое-то время в СМИ муссировалась версия о том, что Mk 57 VLS могут быть задействованы для запуска гиперзвуковых ракет, однако впоследствии оказалось, что габариты этого перспективного оружия слишком велики даже для удлиненных ячеек периферийных установок вертикального запуска «Замволта».


Периферийные установки вертикального пуска Mk 57.

Столь пренебрежительное отношение к этим кораблям едва ли оправдано. Действительно, рассчитывать на то, что три эсминца типа «Замволт» радикально усилят американский флот, не приходится. Но на этих кораблях уже сейчас успешно отработан целый ряд новых технологий, которые, безусловно, найдут широкое применение в будущем. В конце концов, это далеко не первый прецедент такого рода. Американская армия не получила ни бомбардировщиков «Валькирия», ни вертолетов «Команч», ни автоматов OICW, однако все эти проекты оставили после себя богатое наследие, которое было использовано в более успешных образцах оружия.  

Sea Jet

В программу разработки перспективного эсминца входило создание его масштабной 50 метровой самоходной модели демонстратора AESD водоизмещением 120 тонн, получившего название Sea Jet. Весь проект создания демонстратора финансировался центром Военно-морских исследований ONR. 24 августа 2005г в городе Бэйвью на озере Lake Pend Oreille, состоялась официальная церемония  по началу испытательных работ. Sea Jet оборудован дизельгенераторами и аккумуляторами для бесшумного хода во время акустических замеров, имеет два гребных электродвигателя. Скорость полного хода на дизелях 8 узлов, а на аккумуляторах 16. В качестве движителей в разный период проходили испытания сразу два разных винто-рулевых комплекса, сперва стояли маневренные и экономичные водометы AWJ-21 предназначенные для улучшения маневренности корабля на мелководье и улучшения акустической скрытности, а позже были установлены новейшие винторулевые колонки с электродвигателями на постоянных магнитах. RIMJET разработка General Dynamics Electric Boat, где использован погружной электродвигатель-винт со статором в кольцевой насадке и ротором размещенным на концах лопастей винта, по утверждению  GD Electric Boat такой вариант обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, лучшим КПД  винта за счет небольшого сердечника,  меньших размеров и массы всей колонки, высоким порогом кавитации за счет работы винта на низких оборотах и препятствию образованию вихревых потоков с помощью кольцевой насадки. Однако модель послужила не только для испытаний в области электродвижения, а и в измерении физических полей, для этого алюминиевая надстройка модели была заменена на надстройку аналогичную по форме и размерам, но из радиопоглощающих композитных материалов.

Дорогой Zumwalt

Головной корабль проекта, эскадренный миноносец USS Zumwalt (DDG-1000), вынужден был дважды проходить официальную приёмку. Корабль был заложен в 2011 году, в 2013-м его спустили на воду. В 2016 году DDG-1000 был введён в строй, но после начала нового этапа испытаний вскрылось множество серьёзных технических проблем. В итоге после многолетних испытаний USS Zumwalt был официально принят на вооружение ВМС США в Сан-Диего 24 апреля 2020 года.

Второй корабль класса Zumwalt, заложенный в 2013 году USS Michael Monsoor, сейчас также находится в Сан-Диего, где проходит активацию боевых систем. Третий эсминец — Lyndon B. Johnson — строится на верфях General Dynamics в штате Мэн.

  • Эскадренный миноносец класса Zumwalt
  • AFP

Скромное количество серийных кораблей этого проекта объясняется кардинальным пересмотром плана их производства. Когда проект был одобрен в начале 1990-х годов, Пентагон рассчитывал получить 32 корабля класса Zumwalt. Однако затем заказ был сокращён до 24 единиц, а в середине 2000-х Минобороны США сократило план производства до семи единиц. В 2010 году после очередного сокращения программа Zumwalt была урезана до трёх кораблей.

Также по теме


Мечтатели из Пентагона: как армия США впустую потратила $58 млрд на оружие будущего

Заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл опубликовал отчёт, согласно которому Пентагон c начала 90-х годов потратил около $58…

Сделано это было главным образом из-за чрезвычайно высокой стоимости проекта. По данным USNI, стоимость строительства одного корабля увеличилась с $1,4 млрд до $4 млрд. По состоянию на 2017 финансовый год расходы на три эскадренных миноносца оценивались в $12,73 млрд (в 2009 году — $8,9 млрд), а общие инвестиции в программу Zumwalt составили $22,5 млрд.

Противоречивый характер проекта признают и авторы публикации USNI.

«Непростая история разработки кораблей типа Zumwalt и их интеграции в состав флота США освещалась весьма обширно. Изначально в 1990-х планировалось построить 32 корабля для осуществления надводной огневой поддержки, однако с тех пор число кораблей этого типа сократили до трёх, а их передовые артиллерийские установки были выведены из эксплуатации из-за чрезвычайно высокой стоимости боеприпасов», — отмечают эксперты.

Однако, по мнению военного аналитика Дмитрия Литовкина, один или два корабля такого класса не могут решить возлагаемые на них задачи.

«Данный проект потерпел неудачу, потому что эти корабли в своё время не смогли показать нужного результата. Соответственно, средства перенаправили на другие проекты. У США много денег, поэтому они запросто могут их потратить на любые свои капризы и, соответственно, переоборудовать данный проект в командные корабли», — рассказал эксперт в разговоре с RT.

Последний из крейсеров

Ещё грустнее оказалась судьба CG-21. До 2001 года его проектировать особо не спешили, а уделяли больше внимания DD-21. Но после старта программы DDG-1000 крейсеры вытащили из долгого ящика, немного причесали и переименовали в CG(X).

Теперь это был не просто крейсер ПВО, а полноценный боевой ракетный корабль — развитие идей, заложенных вЗамволт». CG(X) должен был стать больше, иметь только ракетное вооружение(за исключением пары оборонительных турелек) и, возможно, ядерный реактор. Ракетных ячеек не просто стало бы больше — они сами были бы адаптированы под более крупные ракеты, главной из которых былаКинетик Энерджи Интерцептор». В задачи этой противоракеты входит как обеспечение защиты авианосного соединения от баллистических угроз вроде китайских противокорабельных баллистических ракет, так и работа в ПРО американского континента.

Развитие концепции ракетного крейсера XXI века. От оригинального корабля к модификацииЗамволта» — и, наконец, финальный вариант с ядерной силовой установкой

Планировалось построить 18 крейсеров. А то, что за основу был взят базовыйЗамволт», упрощало работу по проектированию и постройке. По сути, DDG-1000 стал бы переходным кораблём для отработки идей, которые используют в массовом CG(X).

Но, как обычно, красивые планы не сбылись. В 2007 году из программы выделили отдельный корабль ПРО, а сам CG(X) окончательно стал ядерным, получив дополнительную N в названии. Сразу же встрепенулись противники атомной энергетики, что вылилось в многочисленные дебаты в Конгрессе США между лоббистами со стороны ядерной энергетики и условнымизелёными». Всё это сильно затянуло проектирование.

Специализированный корабль ПРО(фото: Daniel Katz)

В 2010 году правительство Обамы под лозунгами демилитаризации экономики и с требованиями больше внимания уделять социальным вопросам закрыло финансирование огромного количества проектов. В их числе был и ракетный крейсер. С тех пор во флоте США постоянно возникают разговоры о необходимости всё же собрать волю в кулак и пробить финансирование чего-то подобного, но никаких успехов по сей день не достигнуто.

Вот так, где из-за непонятных интриг, а где из-за излишней приверженности спорным концепциям, и получилась сегодняшняя ситуация. В которой не ясно, что делать с тремязамволтами», у которых не работают орудия, и с целым зоопарком литоральных боевых кораблей. А ведь и из DD-21, и из CG(X) могли выйти неплохие боевые единицы. Но вышло что вышло. А что ждёт американский флот дальше, покажет лишь время.

Концепция малозаметных кораблей

Лишний раз напоминать обо всех инновациях «Замволта» смысла, пожалуй, нет. Отметим лишь, что в основе концепции лежит уменьшение заметности. Специфическая форма корпуса позволяет скрывать его от обнаружения радиолокационными станциями. Согласно оценкам, эсминец имеет средства малозаметности, уменьшающие его эффективную площадь рассеяния примерно в 50 раз в сравнении с другими боевыми кораблями и морскими судами похожих размеров.

Казалось бы — достижение колоссальное. Но. Ни один корабль нельзя рассматривать в качестве «супергероя». Это не одинокий боец, а часть военно-морской составляющей, куда входят корабли самых разных типов. Пожалуй, лучший пример — это авианосная ударная группа или АУГ. В нее, как известно, входят авианосец (или авианосцы), крейсера, эсминцы, атомные подлодки, фрегаты и другие корабли и суда. АУГ флота США, например, может в себя включать один авианосец, до десяти кораблей охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, подлодки) и суда обеспечения.

Представим, что американцам и впрямь удалось сделать максимально малозаметный крейсер и эсминец, а также произвести десятки таких кораблей. Что дальше? Сделать авианосную ударную группу малозаметной не получилось бы, в принципе. Это гигантская шумная «махина», главным достоинствам которой является не малозаметность, а тактический ударный потенциал в сумме с очень мощной противовоздушной обороной. Кстати, пока что этого вполне достаточно. И будет хватать, как уже говорилось, вплоть до появления у Китая нескольких АУГ.

При этом никто не говорит о том, что палубным самолетам малозаметность не нужна. Для них это как раз едва ли не ключевой показатель: в нынешних-то условиях скачкообразного развития возможностей ракет средней дальности класса «воздух-воздух» и ЗРК. Но это уже совсем другой разговор, не имеющий прямого отношения к «Замволту».

DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА

Эсминец «Замволт» появился из проекта более крупного корабля будущего – DD-21, который начал разрабатываться США в 90-х гг. прошлого века, но по финансовым причинам так и не был реализован в полной мере.

В 2011 г. был заложен первый эсминец серии DDG-1000 «Замволт». Эти многофункциональные корабли предназначены, в первую очередь, для выполнения широкого круга задач в прибрежной зоне: от огневой поддержки частей мор­ской пехоты и других наземных сил (ранее эту функцию выполняли ныне выведенные из состава флота линкоры типа «Айова»), противовоздушной и противоракетной обороны до эвакуации гражданского населения и обеспечения дипломатических миссий. При разработке эсминца акцент был сделан на возможности по завоеванию господства в прибрежной морской зоне, противовоздушной обороне и нанесению ударов по сухопутным объектам. Являясь составной частью комбинированных экспедиционных сил, эсминцы «Замволт» будут осуществлять передовое присутствие и «проекцию силы» США в любой точке земного шара.

После ввода в строй «Замволт» должен стать одним из самых эффективных боевых надводных кораблей в мире. В чем же заключаются те отличия, которые делают его «кораблем будущего»?

Обширная вертолетная площадка занимает всю заднюю половину корабля

Прежде всего, при конструировании DDG-1000 во главу угла была поставлено максимальное снижение радиолокационной заметности. Это достигается рядом инженерных решений: максимально гладкая палуба без лишних деталей, «рубленый» корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглащающих материалов, параллельность всех линий. Особая конструкция выхлопной системы и полный отказ от мачт также снижают заметность корабля в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Корпус  DDG-1000 имеет очертания, характерные для кораблей начала XX столетия: заваленные внутрь борт и необычный нос-волнорез. Это сделано для того, чтобы радиоволны, попадая на корпус корабля, отражались в небо, а не на воду. В результате эффективная площадь рассеяния эсминца при облучении радаром снизилась до уровня ЭПР рыбацкой шхуны. Таким образом, «Замволт» становится в значительной степени «невидимым» для современных средств радиоэлектронной разведки.

Отдельно следует остановиться на архитектуре надстройки, которая несет в себе ряд новшеств. Надстройка выполнена без выступающих частей. При этом в нее интегрированы все излучатели радаров и антенны связи.  Вращающиеся части полностью отсутствуют.

Единая общекорабельная компьютерная сеть будет связывать все узлы и системы эсминца, обеспечивая управление кораблем, оружием, техническим обслуживанием и т.д. При этом DDG-1000 спроектирован по принципу «открытой архитектуры». На «Замволте» впервые применена так называемая «общая вычислительная корабельная среда», которая представляет собой практическую реализацию «Стратегии открытой архитектуры ВМС США». Последняя позволит ВМС США в будущем полностью перевести свои корабли на использование стандартизированного программного обеспечения, которое станет, вне зависимости от применяемого компьютерного «железа», универсальной базой для управления любым кораблем.

Продуманная интеграция корабельных систем, дальнейшая автоматизация и максимальное упрощение управления позволили сократить экипаж корабля до 148 человек – примерно вдвое меньше, чем на эсминце предыдущего поколения «Орли Берк».

История создания

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.

Recent developments of the Zumwalt programme

The US Navy awarded a task order to CSC in March 2011 to provide engineering and programme support for the DDG 1000 Zumwalt class destroyer.

In February 2011, General Dynamics Bath Iron Works received a contract to provide additional systems engineering services, which deal with detail design and construction of the Zumwalt (DDG 1000) class destroyer.

In September 2011, General Dynamics Bath Iron Works received a $1.8bn fixed-price-incentive contract to build DDG 1001 and DDG 1002. The contract excludes the superstructure of DDG 1001, which is being built by Northrop Grumman’s spun-off shipbuilding arm Huntington-Ingalls Industries.

Northrop Grumman completed DDG 1000 system design and 11 engineering development models (EDM) and the system-wide critical design review was successfully completed in September 2005. The EDMs include advanced gun system, integrated power system, composite deckhouse, a peripheral vertical launch system, integrated sonar system (with advanced towed array and high-frequency active sonar) and dual-band radar suite. A decommissioned Spruance class destroyer (USS Arthur W Radford) serves as the test platform for the DDG 1000.

DDG 1000 replaces the DD 21 Zumwalt programme, which was for a class of 32 multi-mission destroyers to replace Oliver Hazard Perry class frigates (FFG 7) and Spruance class destroyers (DD 963) from 2012.

Unlike previous classes of the destroyer, which were primarily to counter deep-water threats, the DD 21’s primary mission would be to provide land-attack support for ground forces and carry out traditional destroyer missions of anti-air, anti-surface and undersea warfare.

История

Головной корабль серии — DDG-1000, как уже отмечалось, назван в честь адмирала Замволта, который является самым молодым в истории американских ВМС начальником штаба. Второй корпус — DDG-1001 — получит название «Майкл Монсур». К его строительству приступили в 2010 году, церемония закладки состоялась в 2012-м, спуск на воду запланирован на 2014-й, а передача ВМС произойдет в 2016 году.

16 апреля 2012 года было объявлено, что третий ЭМ УРО — DDG-1002 — будет назван в честь 36-го президента США Линдона Джонсона. Его строительство началось 4 апреля 2012 года, спуск на воду должен состояться в 2016-м, а ввод в боевой состав флота намечен на 2018-й.

Все три корабля строятся на судоверфи компании «Дженерал дайнэмикс» -«Бат айрон уоркс» (г. Бат, штат Мэн). Некоторые их секции изготавливаются на судоверфи «Инголс Шипбилдинг» и доставляются на первую. «Рейтеон» -подрядчик на изготовление боевых информационно-управляющих систем.

В сентябре 2011 года компания «Дженерал дайнэмикс» выиграла контракт на строительство второго и третьего кораблей серии, а церемония закладки ЭМ УРО «Замволт» (DDG-1000) состоялась через два месяца — 17 ноября.

Первый корпус был спущен на воду для достройки 28 октября 2013 года, а ввод его в состав ВМС намечен на вторую половину 2014-го. После проведения испытаний в конце 2016 года корабль должен достичь уровня начальной оперативной готовности.

По замыслам американского военного руководства, ЭМ УРО типа «Замволт» будет задействован в составе АУГ, АДГ и КУГ.

В конце ноября 2016 года, во время своего первого похода, у корабля при прохождении Панамского канала вышла из строя силовая установка, которая обеспечивала подачу электроэнергии для двигателя, а также навигационной системы и вооружений корабля. Эсминец USS Zumwalt был отбуксирован в порт PSA International terminal, где до 1999 года располагалась крупнейшая в регионе американская военно-морская база Родман. После ремонта он должен будет вернутся в порт приписки — Сан-Диего.

Эсминец нелёгкой судьбы

В 1998 году план был наконец окончательно сформирован. Всё первое десятилетие 21-го века флот продолжил бы закупать модернизированные эсминцы классаАрли Бёрк», которые прослужили бы до 2050-х годов. Параллельно собирались спроектировать новый эсминец DD-21, главной задачей которого были прибрежные(литоральные) операции. Он мог бы и наземные войска огнём поддерживать, и мины обезвреживать, и группу диверсантов с беспилотниками для них возить.

Таких эсминцев предполагалось закупить 32 штуки. Первый флот получил бы в 2010-м, а последний в 2020 году. В середине второго десятилетия планировалось начать проектировать крейсер ПВО CG-21, который должен был как взаимодействовать с авианосной ударной группой(АУГ), так и прикрывать литоральные операции. Построить их планировали десять штук, первый спустить на воду в 2020 году.

Проект эсминца DD-21 отЛокхид Мартин» унаследовал многие идеи корабля-арсенала, например, низкий борт корпуса

Проектированием эсминца DD-21 занялись все крупные судостроительные фирмы США, ибо куш ожидался сказочный. Общим в дизайне был высокий уровеньстелс» и силовая установка нового поколения. А вот про вооружение так же просто договориться не вышло. Часть инженеров и военных выступали за ренессанс артиллерии — именно пушки должны были стать главной ударной силой DD-21, будут ли это просто продвинутые орудия, вертикальные установки или даже рейлганы. Новые типы снарядов могут лететь почти так же далеко, как ракеты и не уступать им в точности. А вот цена и размеры будут меньше.

Установка рейлгана в DD-21

Оппонировали им сторонники ракет. Они говорили, что всё это, конечно, круто, но пока в реальности не существует, а ракеты они вот тут и, главное, пусковые у них универсальны. Хочешь с авиацией воюй, хочешь с флотом, а если надо — громи наземные цели. Кракетчикам» примкнула и небольшая прослойка противников идеи литоральности — они хотели сохранить возможности по борьбе с флотом противника. Их, понятно, никто не слушал: ВМФ США теперь мог столкнуться с достойным противником на море лишь в сказках.

Вариант DD-21 отИнгаллс Шипбилдинг» со ставкой на ракетное вооружение

В соответствии с разными концепциями различались и проекты. У сторонников артиллерии DD-21 нёс немного вертикальных пусковых для ракет, зато имел до трёх основных орудий и трёх вспомогательных. На ракетном варианте было ровно наоборот: пушка всего одна, зато ячеек под ракеты ставили более 300 штук. В итоге всё шло к тому, что победит дружба и итоговый проект будет иметь одно-два орудия и 256 пусковых ячеек. Но, как обычно, в дело вмешались деньги.

В 2001 году вдруг оказалось, что их нет. Из нафталина вытащили дешёвую концепцию малого универсального прибрежного корабля, а DD-21 закрыли. Говорят, основной причиной стал факт, что главные выгодополучатели были аффилированы с президентом Клинтоном.

Один из поздних вариантов DD-21

Взамен стартовала программа DDG-1000. Деньги начали срочно экономить, сократив количество ячеек до 80 и упростив электронное оборудование. Свернули многие перспективные исследования вроде визуального камуфляжа и системы автоматической починки в море. Проект DDG-1000, пройдя ещё несколько утрясок, и стал хорошо известным нам классомЗамволт». И почти все его нынешние проблемы проистекают именно из-за закрытия программы DD-21.

Недостаток финансирования так и не позволил создать и довести до ума продвинутые орудия, а на ракеты места в урезанном проекте уже не было.Оптимизация» в электронном оборудовании привела к тому, чтозамволты» просто не приспособлены для работы в группе с другими американскими кораблями. Наконец огромная цена объясняется урезанием заказа с 32 до 3 систершипов.

Если в рамках проекта DD-21 предпочтение отдавалось варианту отЛокхид Мартин», то в DDG-1000 был принят вариант отНортроп Грумман», что подтверждает слухи о причинах закрытия DD-21

DDG1000 weaponry

DDG 1000 features a sensor and weapons suite optimised for littoral warfare and for network-centric warfare. Northrop Grumman has proposed a solution based on a peripheral vertical launch system (PVLS).

The solution consists of 20 four-cell PVLS situated around the perimeter of the deck, rather than the usual centrally located VLS. This would reduce the ship’s vulnerability to a single hit.

The advanced vertical launch system (AVLS) that forms the basis of the PVLS was developed by BAE Systems Land and Armaments and Raytheon and has been designated the mk57 VLS.

Missile systems include tactical tomahawk (intended to succeed Tomahawk TLAM), standard missile SM-3 and the evolved Sea Sparrow missile (ESSM) for air defence.

BAE Systems Land and Armaments was awarded the contract to develop the EDM for the ship’s advanced gun system (AGS), building on development work carried out for DD-21.

It is equipped with a fully automated weapon handling and storage system and a family of advanced munitions and propelling charges, including the GPS-guided long-range land-attack projectile (LRLAP). Up to 900 rounds of LRAP ammunition is carried.

Lockheed Martin was awarded the contract for the LRAP EDM.

The family of munitions includes land attack and ballistic projectiles. Technologies derived from the US Navy’s extended-range guided munition (ERGM), the US Army 155mm XM-982 projectiles and the DTRA 5in projectile are being studied for incorporation into the projectile suite.

BAE Systems Land and Armaments developed advanced gun barrel technologies for the new AGS with improvements to barrel life, overall system performance and lifecycle costs.

The ship’s close-in gun system (CIGS) is the BAE Systems Land and Armaments 57mm mk110 naval gun. The gun has a firing rate of 220 rounds a minute and range of 14km (nine miles). Raytheon IDS is supplying the ship’s electro-optical / infrared suite, which has five Lockheed Martin sensors and provides 360° surveillance and gunfire control.

All-electric propulsion system

Zumwalt is the first US Naval surface combatant to feature all-electric propulsion. Its Integrated Full Electric Propulsion (IFEP) system has 72MW propulsion power.

The DDG 1000 integrates an all-electric drive with an integrated power system (IPS), consisting of two main turbine generators (MTG), two auxiliary turbine generators (ATG) and two 34.6MW advanced induction motors (AIM). A 78MW power station provides electricity to the IPS.

The electric drive eliminates the need for the driveshaft and reduction gears and brings benefits in acoustic signature reduction, an increase in available power for weapon systems and improvements in the quality of life for crew. The all-electric propulsion of Zumwalt also generates 58MW of additional reserved power, allowing the integration of future high-energy weapons and sensors.

DRS Technologies’ power technology unit received development contracts for the PMM motors, electric drive and control system for the IPS.

However, in September 2007, Converteam (formerly Alsthom Power Conversion) was awarded the contract for the IPS with a solution based on advanced induction motors (AIM). In August 2009, Converteam received another contract from the US Navy to supply long-lead materials for Zumwalt Class destroyer DDG-1000 under the high-voltage power subsystem (HVPS) project.

The Rolls-Royce MT30 36MW gas turbine generator set was selected to power the IPS EDM. Rolls-Royce delivered the first set in February 2005. Rolls-Royce was awarded a contract for four MT30 sets for the first two DDG-1000 destroyers in March 2007.

The MT30 has 80% commonality with the Rolls-Royce Trent 800 aero engine and Rolls-Royce states that it is the most powerful marine gas turbine in the world. CAE supplies the integrated platform management system.

GE Power Conversion was chosen to supply electric propulsion and power management systems for three Zumwalt Class vessels.

Вооружение

Состав вооружения эсминцев DD(X) подобран исходя из новой тактики осуществления огневой поддержки десанта,  поражения стратегических объектов и инфраструктуры противника (Land Attack Destroer).

Главным калибром эсминца являются 20 универсальных вертикальных пусковых установок AVLS MK-57  расположенных как ранее и писалось вдоль бортов корабля, каждая из пусковых установок состоит из 4 стрельбовых ячеек и двух газоотводящих шахт, таким образом, корабль оборудован  80 стрельбовыми ячейками под ракеты разных типов, таких как зенитные  Standart SM-3, Evolved Sea Sparrow ESSM и управляемые ракеты для атак наземных целей Advanced Land Attack Missile и новая тактическая ракета BGM-109 Tomahawk.

Артиллерийское вооружение эсминца состоит из двух автоматических 155-мм орудий AGS (Advanced Gun System), с полным боезапасом 920 артиллерийских выстрелов и скорострельностью 10 выстрелов в минуту на каждое орудие и дальностью до 80 миль. Орудие может использовать как обычные баллистические снаряды с дальностью до 22 миль, так и управляемые с помощью GPS снаряды LRLAP и ХМ982 на максимальную дальность, управляемые снаряды будут храниться в специальных контейнерах по 8 выстрелов и автоматически подаваться из погреба на автомат заряжения.

Кормовые углы корабля закрывают две 57-мм артиллерийские установки Мк110 Mod 0 установленные на крыше вертолетных ангаров. 57-мм установки используют универсальный боеприпас Мк 295, способный срабатывать в зависимости от типа выбранной цели. Максимальная дальность артиллерийской установки составляет 15 км и скорострельность 220 выстрелов в минуту.

Ангар эсминца рассчитан на базирование двух вертолетов МН-60R, либо двух беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета VTUAV и одного MH-60R. В качестве радиолокационного вооружения будет установлена новейшая РЛС с активной фазированной решеткой  AN/SPY-3, которая должна совместить в себе сразу несколько РЛС от навигационной до РЛС управления огнем. В перспективе зарезервировано место и для многоцелевых безэкипажных боевых катеров  «Protector» .