Основы законодательства российской федерации об охране труда

Содержание

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Новые и старые понятия

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Базовый перечень нормативных документов по охране труда

Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия  положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

√ задач госнадзора за состоянием ОТ;√ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;√ организации обучения вопросам ОТ;√ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;√ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;√ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;√ подбора и передачи трудящимся СИЗ;√ организации предварительных и периодических медосмотров;√ организации госэкспертизы условий труда;√ функционирования комиссий по ОТ;√ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;√ санитарно-бытового обслуживания.

2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2021 год):

125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ», в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;

123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ», который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказами Минэнерго и Минтруда;

Постановление от 13.01.2003 №1/29, в котором Минтруда и Минобразования РФ утверждают порядок проведения учебного процесса в сфере ОТ (в том числе проверки знаний требований охраны труда и выдачи удостоверений по охране труда);

Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 №302н и Приказ от 15.02.2014 №835н, утверждающие основания и порядки проведения предварительных, периодических, предсменных, послесменных, предрейсовых и послерейсовых медосмотров;

Профессиональный стандарт специалист по охране труда, перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.

Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2021 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.

Последние изменения в Законе об охране труда

Федеральные законы в области охраны труда дорабатывает и приводит в актуальное состояние не только Трудовой кодекс, но и иные правовые акты. Поправки нацелены на соответствие нормам законодательства страны и международным стандартам, к которым присоединилась Российская Федерация. Упразднение Федерального закона 181 стало необходимой мерой по приведению законодательных актов в единую систему.

Трудовой кодекс и раздел об охране труда постоянно дорабатывается. Вместе с ним актуализируются государственные стандарты и предписываемые требования. Соответствующие приказы и постановления регулируют организационные вопросы как на федеральном, так и на региональном уровне.

На 2017 год можно выделить следующие изменения в законодательстве по вопросам охраны труда:

  • введение финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм;
  • определение физических факторов воздействия на сотрудников на работе;
  • порядок проведения независимой оценки квалификации работников;
  • оформление формы 4-ФСС о взносах на обязательное социальное страхование;
  • заключение трудового договора на микропредприятиях;
  • дополнительные меры по обучению в вопросах безопасности трудовой деятельности.

Указанные изменения продолжают дорабатывать нормы Федеральных законов в соответствии с приоритетом на улучшение качества и условий трудовой деятельности граждан.

Скачать ФЗ 181 об охране труда

Скачать Федеральный закон 181 “Об основах охраны труда в Российской Федерации” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции на момент упразднения. Таковой может использоваться для углубленного изучения законов.

Здесь можно скачать раздел 10 Трудового кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Документ представлен с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Текст подойдет не только для изучения, но и для ознакомления с актуальной правовой базой в области охраны труда.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Базовый перечень по ОТ

Базовые нормативные акты подразделяются на два уровня: государственный и локальный. Каждый из них включает:

  • нормы;
  • правила;
  • положения;
  • стандарты;
  • инструкции;
  • прочие акты.

К сведению! Данные документы могут содержать рекомендательные, а могут обязательные для исполнения действия. Локальные не могут противоречить документам, которые приняты на государственном уровне.

Основные законодательные документы, которые определяют взаимоотношения работодателей и работников, описаны ниже.

Трудовой кодекс

В кодексе содержится десятый раздел, который описывает обязательные требования. Они касаются следующих вопросов:

  • какие задачи должны решаться государственными органами, чтобы соблюдались требования охраны труда;
  • обеспечение работников молоком и лечебно-профилактическим питанием;
  • организационные вопросы, связанные с обучением норм охраны труда;
  • каким образом должен быть организован контроль за трудящимися и профсоюзами. Какие у них есть права и обязанности;
  • какую ответственность несут участники за несоблюдение норм;
  • какие права имеют работники в сфере безопасной деятельности;
  • как должны быть организованы медицинские осмотры;
  • как организуется экспертиза условий деятельности;
  • санитарное и бытовое обслуживание;
  • как и какие выдаются работникам средства индивидуальной защиты;
  • как работают комиссии.

Другие акты

В 2019 г. руководители должны руководствоваться следующими документами:

  • ФЗ 125 «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев». В нем указаны основные принципы соцстрахования, а также прописан порядок, каким образом будет возмещен ущерб при причинении травмы и другого вреда здоровью;
  • ФЗ 123 «Технический регламент о ПБ». В нем прописаны основные требования, которые предъявляются к общественным, производственным и бытовым объектам;

Основные документы по ОТ

  • Правила, связанные с охраной труда при использовании электроустановок. Они утверждены Минэнерго и Минтруда;
  • Постановление № 1/29, утвержденное 13.01.2003 г., утвержденное Минтруда и Министерством образования России. Оно регламентирует порядок, каким образом должно проводиться обучение в сфере охраны труда. Также здесь имеется порядок проверки знаний в данной области, а также то, каким образом выдается удостоверение;
  • Приказ № 302н и Приказ № 835н. Данные акты утверждены Минздравсоцразвития. В них говорится, на основании чего, и в каком порядке должны проводиться медицинские осмотры. Они могут быть предварительными, периодическими, перед и после смены, перед и после рейса;
  • стандарт для специалистов в области охраны труда. Он перечисляет главные функции специалиста и раскрывает их суть.

Обратите внимание! Специалист также должен основываться на документах, которые связаны с отраслью, в которой работает организация. Например, школам необходимо опираться на Федеральный закон «Об образовании», Приказ Минобразования № 1408, Постановление Минтруда № 14 и № 73, предприятиям химчистки — правила 15.12.2000, строительства — свод правил 12-135-2003

Сфера применения ФЗ по охране труда

Нормативно-правовая база может действовать на территории всей страны, хотя в Москве и Московской области для некоторых предприятий выдвигаются дополнительные условия. Несмотря на это защита требуется гражданину в любой области, но ФЗ применяется в следующих сферах деятельности:

  • промышленность;
  • строительство;
  • химпроизводство;
  • сельское хозяйство;
  • горные работы;
  • геологические работы;
  • транспорт;
  • электроснабжение;
  • медицина.

На заметку! Каждый из этих пунктов имеет свои подпункты, но даже если новое правило распространяется на сферу деятельности только косвенно, его нужно придерживаться и соблюдать регламент.

Юридическая ответственность – это… Определение понятия

Законодательного определения юридической ответственности не существует.

Вопрос о понятии юридической ответственности до сих пор является дискуссионным. Ее единого понятия в юридической литературе нет до настоящего времени.

Ответственность — это разновидность правовых последствий, наступающих при наличии определенных фактов, это форма воздействия норм права на общественные отношения, негативная оценка государством действий (бездействия) тех или иных лиц.

Особенностью юридической ответственности является то, что она наступает лишь в результате нарушения правовых норм. Следовательно, юридическая ответственность как определенное социальное явление возможна лишь при условии регулирования поведения людей с помощью правовых норм.

Под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта к определенным действиям, поведению: нести лишения имущественного характера (уплата штрафа, конфискация, возмещение причиненного ущерба), личного характера (лишение свободы, обязанность претерпевать лишения, связанные с ущербом социальному престижу).

В словарях и юридической литературе предлагаются следующие определения понятия «юридическая ответственность»:

  • Юридическая ответственность — ответственность юридических и физических лиц за соблюдение законов и норм государственного регулирования действий и взаимоотношений. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999.)
  • Юридическая ответственность — предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Вид социальной ответственности. К принципам юридической ответственности относятся: а) ответственность только за противоправное поведение, но не за мысли; б) ответственность лишь при наличии вины; в) законность; г) справедливость; д) целесообразность; е) неотвратимость наказания. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, дисциплинарная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)
  • Юридическая ответственность (англ juridical liability /responsibility) — вид социальной ответственности; возникшее из правонарушения правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. Юридическая ответственность практически выражается в государственном принуждении к исполнению требований норм права, устанавливающих соответствующую юридическую обязанность, которая, в свою очередь, может выступать как обязанность совершить определенное действие или воздержаться от действия, либо как обязанность претерпевать неблагоприятные последствия противоправного поведения. (Энциклопедия права. 2015.)
  • Юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом (Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 503.)
  • Юридическая ответственность — это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством (Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. С. 101.)
  • Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения за совершение правонарушения, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 353.)

Какими актами регулируется

В основу закона об охране труда легли основные нормативные акты России:

  • Конституция РФ;
  • трудовой Кодекс РФ;
  • федеральный закон №197;
  • ФЗ «Основы охраны труда в России»;
  • ФЗ №116 «О безопасности на производстве»;
  • федеральный закон №125 «Об обязательном страховании сотрудников от профзаболеваний и травматизма».

ФЗ №181

Законодательные акты поясняют, что в Конституции отражены права граждан и их жизни в обществе. Согласно статье №7.2 здоровье людей на производственном объекте охраняется государством, а работодатели в свою очередь обязаны соблюдать нормы и обеспечивать полную безопасность. Отдельный пункт о гигиене описан в статье № 37.3. Именно в Конституции прописано о том, что каждому работнику должен предоставляться периодический отдых. Отпуск должен оплачиваться на основе статьи №37.5, если сотрудник устроен официально и подписывал трудовой контракт.

В статье №39.1 указано, что если человек заболеет и предоставит работодателю справку от врача, то время отсутствия на рабочем место должно быть оплачено согласно штатному расписанию. О социальном обеспечении свидетельствуют поправки 41.1, где указано, что каждый работник имеет право на медицинскую помощь во время несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. Если вред нанесен умышленно или на производстве халатное отношение к безопасности, подобное карается по всей строгости закона.

На заметку! Статья 42 дает гарантии того, что каждое рабочее место будет комфортабельным, иначе идет прямое нарушение законодательства.

Нормативные акты

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Пройдите обучение в государственном ВУЗе:

Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда

250 часов 1 раз

Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Дополнительное образование по охране труда

250 часов 1 раз

Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Повышение квалификации специалиста по охране труда

72 часов 1 раз / 5 лет

Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Обучение и проверка знаний требований охраны труда

40 часов 1 раз / 3 года

Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нормативные документы по охране труда рекомендательного характера

Больше всего полезной для специалиста по ОТ информации содержится в нормативно-правовых актах по охране труда, образующих ССБТ. Часть включенных в ее состав госстандартов, правил и норм охраны труда носит рекомендательный характер, т. е. организациям дано право самостоятельно решать, пользоваться конкретным ГОСТом или нет. Например, качественно организовать обучение трудящихся ОТ в дополнение к обязательному для выполнения постановлению 1/29 поможет ГОСТ 12.0.004-2015. В ССБТ многочисленные правила и нормы охраны труда систематизированы и разбиты на подсистемы (в настоящее время их 6 – с 0 по 5 включительно), поэтому выбрать нужные нормативные документы по охране труда отсюда не составит труда.

Рекомендательный характер носят и Типовые инструкции, утверждаемые, как правило, на федеральном уровне. В ходе разработки собственных инструкций текст типовых инструкций можно изменять и дополнять либо не использовать их вовсе и работать «с чистого листа», соблюдая требования РД 11 12.0035-94.

Новое положение о проверках работодателей

C 1 июля 2021 года трудовые проверки регулируются нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 утверждено новое положение о федеральном госконтроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, взамен прежнего положения. Новое положение применяется к проверкам ГИТ, начатым с 23 июля 2021 года, и действует до 1 июня 2023 года. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Последние изменения в Законе об охране труда

Федеральные законы в области охраны труда дорабатывает и приводит в актуальное состояние не только Трудовой кодекс, но и иные правовые акты. Поправки нацелены на соответствие нормам законодательства страны и международным стандартам, к которым присоединилась Российская Федерация. Упразднение Федерального закона 181 стало необходимой мерой по приведению законодательных актов в единую систему.

Трудовой кодекс и раздел об охране труда постоянно дорабатывается. Вместе с ним актуализируются государственные стандарты и предписываемые требования. Соответствующие приказы и постановления регулируют организационные вопросы как на федеральном, так и на региональном уровне.

На 2017 год можно выделить следующие изменения в законодательстве по вопросам охраны труда:

  • введение финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм;
  • определение физических факторов воздействия на сотрудников на работе;
  • порядок проведения независимой оценки квалификации работников;
  • оформление формы 4-ФСС о взносах на обязательное социальное страхование;
  • заключение трудового договора на микропредприятиях;
  • дополнительные меры по обучению в вопросах безопасности трудовой деятельности.

Указанные изменения продолжают дорабатывать нормы Федеральных законов в соответствии с приоритетом на улучшение качества и условий трудовой деятельности граждан.

Скачать ФЗ 181 об охране труда

Скачать Федеральный закон 181 “Об основах охраны труда в Российской Федерации” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции на момент упразднения. Таковой может использоваться для углубленного изучения законов.

Здесь можно скачать раздел 10 Трудового кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Документ представлен с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Текст подойдет не только для изучения, но и для ознакомления с актуальной правовой базой в области охраны труда.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Работник имеет право отказаться от выполнения своих обязанностей при вредных условиях труда.

В трудовом кодексе имеется статья, в которой говориться о праве работающего на безопасные условия трудового процесса. Перед непосредственным поступлением на работу грамотный человек должен знать:

Без проведения инструктажа он работать не должен, так как не владеет многими нюансами и не знает правил внутреннего распорядка, а также что расположено на территории объекта.
Работодатель обязан ознакомить вновь принятого сотрудника с условиями трудового процесса, то есть обязательно следует выдать карту СУОТ. Работнику следует уяснить какая спецодежда, спецобувь и дополнительные средства защиты ему положены

Например: респираторы, противогазы, защитные перчатки, очки и иные СИЗ.
Не менее важно посмотреть имеются ли льготы.
Нельзя приступать к выполнению рабочих функций без применения спецодежды.
Работать на неисправном оборудовании не допускается.
При обнаружении даже незначительных неисправностей следует сообщить руководителю.
Выполнять задания, выданные в устной или в письменной форме руководителем. Нельзя проявлять инициативу и выполнять несвойственную функцию.

Расследование и учет несчастных случаев

Несчастными случаями согласно ТК РФ признаются телесные повреждения (травмы), тепловой удар, ожог, обморожение, отравление, поражение электрическим током, повреждения вследствие аварий, стихийных бедствий и иные повреждения здоровья, повлекшие за собой временную или стойкую утрату работниками трудоспособности либо смерть пострадавших.

Расследованию подлежат те несчастные случаи, которые произошли в том числе:

  • в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

  • при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае его использования в служебных целях по распоряжению работодателя или по соглашению сторон трудового договора;

  • при следовании к месту служебной командировки и обратно;

  • во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте;

  • при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.

Алгоритм действий работодателя при произошедших несчастных случаях, а также процедура оформления результатов расследований этих случаев, как и раньше, регламентированы ст. 228, 228.1. 229, 229.1 – 229.3, 230, 230.1, 231 ТК РФ. Сами положения статей изложены в новой редакции, хотя и носят скорее технический или уточняющий характер.

Заметим, что есть несколько нововведений, на которые необходимо обратить внимание:

1) о произошедшем групповом (тяжком) несчастном случае (или случае со смертельным исходом) работодатель должен известить федеральный орган исполнительной власти, которому он подведомственен (новая ст. 228.1 ТК РФ);

2) уточнены сроки проведения расследований несчастных случаев – теперь это 3 и 15 календарных дней (новая ст. 229.1 ТК РФ).

* * *

В заключение добавим, что Законом № 311-ФЗ также были:

  • определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ст. 211, 211.1 – 211.3 ТК РФ);

  • внесены изменения в государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда, в порядок осуществления государственной экспертизы условий труда (ст. 212, ТК РФ);

  • введен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 213.1 ТК РФ);

  • регламентированы особенности управления профессиональными рисками на рабочих местах (ст. 218 ТК РФ).

Какими актами регулируется

В основу закона об охране труда легли основные нормативные акты России:

  • Конституция РФ;
  • трудовой Кодекс РФ;
  • федеральный закон №197;
  • ФЗ «Основы охраны труда в России»;
  • ФЗ №116 «О безопасности на производстве»;
  • федеральный закон №125 «Об обязательном страховании сотрудников от профзаболеваний и травматизма».

ФЗ №181

Законодательные акты поясняют, что в Конституции отражены права граждан и их жизни в обществе. Согласно статье №7.2 здоровье людей на производственном объекте охраняется государством, а работодатели в свою очередь обязаны соблюдать нормы и обеспечивать полную безопасность. Отдельный пункт о гигиене описан в статье № 37.3. Именно в Конституции прописано о том, что каждому работнику должен предоставляться периодический отдых. Отпуск должен оплачиваться на основе статьи №37.5, если сотрудник устроен официально и подписывал трудовой контракт.

В статье №39.1 указано, что если человек заболеет и предоставит работодателю справку от врача, то время отсутствия на рабочем место должно быть оплачено согласно штатному расписанию. О социальном обеспечении свидетельствуют поправки 41.1, где указано, что каждый работник имеет право на медицинскую помощь во время несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. Если вред нанесен умышленно или на производстве халатное отношение к безопасности, подобное карается по всей строгости закона.

На заметку! Статья 42 дает гарантии того, что каждое рабочее место будет комфортабельным, иначе идет прямое нарушение законодательства.

Нормативные акты