Обзор закона «о цифровых финансовых активах» регулирующего криптовалюту в рф

Содержание

Как принятие закона повлияет на крипто-индустрию в России

Пока ощутимых перемен на российском крипторынке ждать не стоит — законопроект оставляет еще много вопросов.

Больше всего непонимания вызывает запрет на оплату товаров и услуг криптовалютами. Пока по тексту получается, что любое физическое или юридическое лицо, принимающее оплату или расплачивающиеся в криптовалютах, признается нарушителем. Документ ставит огромную массу криптопользователей вне закона, не предлагая никаких альтернатив.

Также неясно, как будет проверяться декларирование и как будет взиматься налог. Мы уже писали о том, как сложно определить налогооблагаемую базу при для криптовалютных активов. Для реализации требований законопроекта понадобится дополнительное регулирование, а также мониторинг транзакций бирж.

Необходимость декларировать криптовалюты выглядит как продолжение борьбы с отмыванием доходов и серых схем оплаты труда, активно проводимое Налоговой под руководством ее бывшего главы Михаила Мишустина. При этом законопроект не дает пользователям никакой мотивации декларировать свои крипто-активы и выходить из тени.

В целом требования к операторам обмена ЦФА аналогичны требованиям, предъявляемым к участникам традиционного финансового рынка. Предполагается, что лицензирование операторов обмена ЦФА приведет к очистке рынка от небольших компаний, которые не готовы работать с регулятором. Это должно еще сильнее подчеркнуть преимущества регулируемых площадок для пользователей, застраховав их от многих рисков. Однако пока неясно, будут ли биржи и банки, ранее далекие от ЦФА, заинтересованы в них. Многие стартапы просто откажутся от выхода на российский рынок. Поэтому ждать резкого роста количества операторов обмена ЦФА не стоит.

Мария Станкевич считает, что даже в нынешнем виде принятый законопроект — это большой шаг вперед.

Законопроект «О цифровых финансовых активах»

Законопроект «О цифровых финансовых активах» направлен на закрепление в законодательстве РФ понятий цифровых финансовых технологий (читай – используемых на рынке криптовалют) и нового вида договора – смарт-контракт.

Что нового в законопроекте

Законопроект определяет понятия: майнинг, криптовалюта, смарт-контракт, токен, цифровой кошелёк, цифровой финансовый актив, цифровая запись, реестр цифровых финансовых записей и пр.

Ст. 4. Законопроекта закрепляет особенности обращения цифровых финансовых активов. В частности, владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Законопроект предусматривает создание юридических лиц — операторов обмена финансовых активов — через которых будут проходить все финансовые сделки. А сами участники рынка обязаны будут иметь цифровой кошелек после прохождения процедуры идентификации его владельца. Целесообразность принятия данных мер обуславливают законами о борьбе с терроризмом.

Зачем нужен законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Можно обозначить следующие цели законопроекта:

  1. Дать определение  понятиям из области криптовалюты и описать новый вид договора — смарт-контракт.
  2. Регламентировать процедуру выпуска токенов и описать элементы публичной оферты выпуска токенов.
  3. Регламентировать ICO, установить обязательные элементы инвестиционного меморандума (читай – white paper).
  4. Регламентировать процедуру выпуска токенов и их обмена через специально созданных операторов обмена финансовых активов.

Чем хорош законопроект «О цифровых финансовых активах»?

По мнению RusCoins, однозначный плюс этого законопроекта состоит в том, что в нём даются определения понятий, которые используют на рынке криптовалюты. Похвалим законодателя в стремлении дать правовую регламентацию смарт-контракту и выпуску токенов.

Чем плох законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Во-первых, законопроект написан юристами. Несмотря на небольшой объём, он сложен для понимания участникам рынка криптовалюты. Стремление описать договор выпуска криптовалюты и смарт-контракт юридически лишь загромождает законодательство и вносит путаницу. Законопроект устанавливает возможность обмены цифровых финансовых активов (читай — криптовалюты) на рубли или иностранную валюту, однако данная возможность пока не регламентирована и будет определяться Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Во-вторых, майнинг признается предпринимательской деятельностью, соответственно, к нему будут применены нормы о предпринимательской деятельности (прежде всего, установлены налоги, обязанности по регистрации и процедурные нормы).

В-третьих, лиц, выпускающих токены, законодатель стремится приравнять к инвесторам.

В-четвертых, мысль законодателя идёт вразрез с идеологией криптовалюты, суть которой сводится к децентрализации. Создание операторов обмена финансовых активов, предусмотрение валидаторов (лиц, осуществляющих подтверждение цифровой записи в реестре), введение цифровых кошельков, получение которых предусмотрено после процедуры идентификации, которые обусловлены борьбой с терроризмом, видится лишь как попытка государства установить контроль над криптовалютами и блокчейном. Можно прогнозировать то, что технически данный законопроект не будет реализован.

Что осталось за рамками закона о ЦФА

Работы над законодательством о регулировании криптовалют не закончены. Так, закон о ЦФА прежде всего регулирует токены — внутренние единицы учета в блокчейн-системе, которые в отличие от криптовалют могут выпускаться централизованно. В нем ничего нет о регулировании обычных криптовалют (они все еще в серой зоне — не запрещены, но и полной легализации нет), о майнинге, налогообложении, ответственности за нарушение законодательства. 

В законе много и других пробелов, которые еще предстоит заполнить. Например, ничего не сказано об удаленной идентификации пользователей. Ожидается, что подробно регулирование криптовалют будет прописано в отдельном законопроекте. Его рассмотрение было запланировано на осень, но этого так и не случилось.

Данатар Атаджанов, бренд-менеджер платформы Oxly․io, отметил, что в законе о ЦФА масса недоговоренностей и неточностей в формулировках и определениях, которые в итоге можно трактовать по-разному. Например, нет запрета на майнинг (он вообще не упомянут). Но прописан запрет на получение платы за услуги — это легко трактовать как запрет на получение вознаграждения за майнинг. «Часто положения противоречат конституционным нормам, например, невозможность получить судебную защиту собственником цифровой валюты без подтверждения факта уплаты налогов. Т.е. если вы не уплатили дорожный налог, ваш угнанный автомобиль не будут искать?», — задается вопросом эксперт.  

Закон о ЦФА также не предусматривает административную и уголовную ответственность за операции с криптовалютами. Но, судя по поправкам, предложенным Минфином, о которых мы расскажем ниже, она вскоре появится — ведь если есть запреты, то должна быть и ответственность за их несоблюдение. 

Законопроект о криптовалюте в России

Реализация и выпуск активов, разрешенных в России, будут производиться только в рамках особых информационных систем. Пока данное определение не было озвучено официально, но, возможно, речь идет о так называемом «суверенном» интернете». Также монеты будут включаться в реестр Центробанка. В нем должны регистрироваться и все операторы, задействованы в транзакциях с криптовалютами любого типа.

В проекте закона прописано и определение цифровых валют, но их регулирование будет осуществляться по другому документу. Глава комитета ГД по финансам Анатолий Аксаков отметил, что соответствующий закон будет утвержден и готов к публичному обсуждению ближе к началу осени.

В то же время документ «О ЦФА» описывает исключительно методики оборота криптовалюты. В нем говорится, что резидентам РФ запрещается использовать цифровые активы в качестве расчетных инструментов за товары или услуги, а также принимать оплату в них. Не разрешается и распространение различных рекламных материалов о продаже цифровых активов. Если документ будет принят, то он вступит в действие с начала следующего года.

В первом чтении закон о цифровых активах был одобрен еще в мае 2018 года. После этого Центробанк, Минфин и другие профильные ведомства неоднократно вносили собственные изменения и дополняли документ пожеланиями, ввиду чего дальнейшее его рассмотрение затянулось примерно на два года. Эльвира Набиуллина, являющаяся главой ЦБ, выступила против легализации криптовалют в России, объясняя свои слова повышенными рисками и отсутствием инструментов контроля. По ее словам, монеты необходимо изучить, после чего их можно будет вводить в оборот под полным надзором.

Самые последние новости криптовалютного рынка и майнинга:

Исследование Fidelity: 52% крупнейших инвесторов уже владеют криптовалютой

«Народная партия» Канады выступила с критикой Центробанка и поддержала биткоин

Эмитенты стейблкоинов обязаны обеспечить свободную конвертацию токенов в фиат

Создатель биткоина Сатоши Накамото увековечен в виде бронзовой статуи в Венгрии

Как изменилась комиссия за транзакции в сети Ethereum после обновления London?

The following two tabs change content below.

Mining-Cryptocurrency.ru

Материал подготовлен редакцией сайта «Майнинг Криптовалюты», в составе: Главный редактор — Антон Сизов, Журналисты — Игорь Лосев, Виталий Воронов, Дмитрий Марков, Елена Карпина. Мы предоставляем самую актуальную информацию о рынке криптовалют, майнинге и технологии блокчейн.
Отказ от ответственности: все материалы на сайте Mining-Cryptocurrency.ru имеют исключительно информативные цели и не являются торговой рекомендацией или публичной офертой к покупке каких-либо криптовалют или осуществлению любых иных инвестиций и финансовых операций.

Новости Mining-Cryptocurrency.ru

  • Исследование Fidelity: 52% крупнейших инвесторов уже владеют криптовалютой — 18.09.2021
  • «Народная партия» Канады выступила с критикой Центробанка и поддержала биткоин — 18.09.2021
  • Эмитенты стейблкоинов обязаны обеспечить свободную конвертацию токенов в фиат — 18.09.2021
  • Создатель биткоина Сатоши Накамото увековечен в виде бронзовой статуи в Венгрии — 18.09.2021
  • Как изменилась комиссия за транзакции в сети Ethereum после обновления London? — 18.09.2021

Мнения ФНС и россиян

В письме ФНС говорится, что законопроект не противоречит нынешнему законодательству. «Налоговый кодекс РФ должен предусматривать именно порядок информирования. Проект федерального закона такой порядок устанавливает и не препятствует добровольному информированию. Поэтому, несмотря на то что законопроект разработан не во исполнение закона 259-ФЗ, он полностью соответствует положениям… и ему не противоречит», – цитирует «Комменсант» адресованный АНО «Цифровая экономика» документ.

Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект

Задумка ФНС встретила резкую критику не только профильных комитетов, но и россиян, к Правительству России отношения не имеющих. «ФНС фактически подменяет установленное законом о ЦФА право “проинформировать налоговый орган об обладании криптовалютой и о совершении операций с ней” правом «сообщать о получении права на криптовалюту, подавать отчеты об операциях с криптовалютой и о ее остатках. Такое право равносильно обязанности, и последствия ее неисполнения – штраф»,– сообщил изданию преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. Он считает, что это прямо противоречит закону о ЦФА.

«Такой подход открывает путь к введению уголовной ответственности за нераскрытие, на чем ранее настаивал Минфин. Очевидно, что под основным ударом окажутся обычные граждане, которые решат поэкспериментировать с криптой, в то время как профессиональные злоумышленники с легкостью обойдут все ограничения, используя технические средства анонимизации», – заявил член Ассоциации юристов России Михаил Успенский. Он лично участвовал в подготовке замечаний к законопроекту совместно с АНО «Цифровая экономика».

Как платить налоги за доход от криптовалют

Пока в России не принят специальный закон о налогообложении криптовалют, налогоплательщики должны руководствоваться следующими профильными разъяснениями Минфина и Налоговой: 

  • Письмо Минфина в 2018 г.; 
  • Письмо Налоговой в 2018 г.;
  • .;
  • Поправки к Гражданскому кодексу.

Согласно этим документам, налог с криптовалют платится в общем порядке — 13% с прибыли (разницы между ценой покупки и продажи). Претендовать на имущественный вычет нельзя, но можно уменьшить налогооблагаемую сумму на размер подтвержденных расходов. Все расходы надо подтвердить документально и заполнить декларацию 3-НДФЛ.

Коммерческие банки не уверены в перспективах цифрового рубля

В докладе Центробанка нет технических подробностей о работе цифрового рубля. Но представлено несколько моделей его выпуска: 

  • без коммерческих банков; 
  • с посредниками в виде банков; 
  • и модель, в которой цифровая валюта используется только в межбанковских расчетах (но регулятор не собирается ее применять). 

В ходе дальнейшего обсуждения с банками большинство из них высказались за модель, в которой банки открывают цифровые кошельки на специальной платформе Центробанка, сами проводят платежи в цифровом рубле и гарантируют соблюдение законодательства, а регулятор лишь контролирует работу.

Для самих банков необходимость запуска цифрового рубля неочевидна. Согласно данным опроса Ассоциации банков России: 

  • 23.5% респондентов поддерживают концепцию цифрового рубля; 
  • 47% — не считают, что у проекта есть преимущества перед фиатом (они не верят в перспективы цифрового рубля и отметили, что боятся расходов на инфраструктуру, а также рисков кибербезопасности); 
  • 29.5% — не определились со своим отношением. 

При этом больше половины опрошенных отметили, что CBDC необходимо запускать в ближайшее время. 

Аналитики агентства Moody’s считают, что выпуск цифрового рубля может заставить банки повысить проценты по вкладам в попытке сохранить клиентов. Это сделает банки менее кредитоспособными. Эксперты агентства считают, что модель, при которой банки выступают посредниками, самая оптимальная. 

В октябре глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что ЦБ обсуждает выпуск цифрового рубля с банками, так как это может отразиться на их бизнесе. Регулятор уверяет, что запустит проект в том виде, при котором банкам ничего не будет угрожать, но признает, что структура их доходов все равно может измениться. Центробанк планирует сделать систему цифрового рубля открытой, чтобы финансовые компании могли создавать на ее основе свои сервисы. 

Позднее, 26 ноября, Банк России обсудил с представителями крупнейших банков возможность запуска цифрового рубля. В итоге пока банки не видят необходимости в новой форме валюты и ждут от регулятора большей конкретики, которой нет. 

В ответ 30 ноября Сбер представил свою концепцию выпуска и обращения цифровой валюты. Банк предлагает: 

  • сделать все безналичные рубли цифровыми, присвоив каждому из них уникальный номер;
  • придать цифровым рублям разные атрибуты, определяющие, на что их можно потратить (например, валюту можно потратить только на оборудование или выплаты);
  • проводить платежи с помощью смарт-контрактов, позволяющих заранее прописать условия расчетов. 

Это позволит лучше контролировать расход средств, даст регулятору максимум возможностей для контроля над транзакциями

Немаловажно, что при такой модели  коммерческим банкам не придется конкурировать с Центробанком, ведь часть денег будет храниться у них, не будет рисков для денежно-кредитной политики и так далее. . Первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова отметила, что регулятор и Сбер предлагают просто скопировать нынешнюю систему, заменив безналичные рубли цифровыми, но не предоставив гражданам и бизнесу дополнительных преимуществ. 

Первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова отметила, что регулятор и Сбер предлагают просто скопировать нынешнюю систему, заменив безналичные рубли цифровыми, но не предоставив гражданам и бизнесу дополнительных преимуществ. 

Первый зампред Центробанка Сергей Швецов добавил, что предложение Сбера слишком «футуристично» — такой масштаб экономике не нужен. Центробанк же хочет создать новую инфраструктуру для «бесшовных цифровых расчетов между всеми игроками». 

РАКИБ тоже выступил против модели цифрового рубля, предложенной Центробанком. 4 декабря организация отправила письмо Эльвире Набиуллиной, где говорится, что члены ассоциации считают, что это реинкарнация советской банковской системы, когда все организации обслуживались лишь у Госбанка. Даже китайская версия CBDC более децентрализована. Реализация же концепции цифрового рубля грозит оттоком ликвидности из банковской системы. 

Официальная позиция государственных органов по криптовалютам

Ситуацию с биткоином в законодательстве России как нельзя лучше характеризует пословица: «Закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло». В списке объектов гражданского права (ст. 128 ГК) криптовалюты нет. Там есть деньги, ценные бумаги, результаты работ, непосредственно услуги, имущественные права, нематериальные блага (имеется в виду честь, достоинство и деловая репутация), интеллектуальная собственность.

Крипту с огромной натяжкой можно попробовать признать деньгами (например, в Японии BTC признается платежным средством) или ценной бумагой (по прошествии времени цифровые деньги можно продать, как акции, и получить прибыль от разницы первоначальной и конечной цены) или даже интеллектуальной собственностью (криптоденьги — новый сгенерированный код). Но в чистом виде криптовалюты в законодательстве пока нет.

Вместе с тем, один из принципов гражданских правоотношений звучит так: все, что не запрещено законом, дозволено. И если юридически bitcoin не запрещен, но и не разрешен, нужно изучать практику судов и государственных органов.

В 2017 году многие предприниматели на волне хайпа начали внедрять в качестве платежного средства биткоин. Многие, не столько в погоне за прибылью и удобством посетителей, сколько за рекламу. СМИ пестрили заголовками: «В компании «Рога и копыта» можно оплачивать покупки в BTC». Вместе с новым платежным средством у прокуратуры появились и новые дела.

Компания «LavkaLavka» тоже внедрили биткоин, из-за чего им пришлось столкнуться с деятельностью правоохранительных органов. Но Лефортовская прокуратура не выявила нарушений в том, что «LavkaLavka» используют BTC.

К сожалению, мы не знаем подробностей дела. Но в соответствии с законодательством Российской Федерации законным средством платежа на территории России является лишь российский рубль. И если вы покупаете булочку за BTC, то выходите за рамки правового поля, и госорганы могут расценить это как отмывание денег, полученных преступным путем, а могут и как финансирование терроризма (об этом читайте далее).

По крайней мере, трем ребятам в Костроме повезло меньше. Они обменивали биткоин на рубли, брали процент за сделки, и получили по два года лишения свободы условно. Суд Костромы увидел в их действиях состав незаконной предпринимательской деятельности.

Прокуратура Екатеринбурга разъяснила, что использование биткоина в сделках может быть расценено как легализация доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Иными словами, в следующий раз, переводя BTC с кошелька на кошелек, задумайтесь: не финансируете ли вы террористов?

Аналогичную позицию высказывал Росфинмониторинг в разъяснении к письму «Об использовании криптовалют». Сделки с цифровыми деньгами способствуют отмыванию денег и финансированию терроризма.

По схожей причине Невьянский суд Свердловской обл. в 2015 году добавил в запретный список Роскомнадзора семь порталов, связанных с биткоином, и даже сам bitcoin.org. Такие радикальные меры обуславливались тем, что из-за распространения информации о bitcoin в РФ, развивается торговля поддельными документами, оружием и наркотиками. Но через год это решение было отменено.

В 2015 году Министр финансов Алексей Моисеев обещал скорое принятие закона о денежных суррогатах, в соответствии с которым крипта будет запрещена. Однако этот закон так и не увидел свет. В 2017 Алексей Моисеев по поводу этой ситуации сказал, что Минфин решил подождать, оценить международный опыт, а затем принять собственное решение.

Герман Греф, глава Сбербанка, считает, что цифровые деньги — мощный эксперимент, ломающий парадигму эмиссии валюты. Криптовалюты точно не стоит запрещать, но нужно понять, изучить и правильно регулировать.

Владимир Путин высказался о допустимости использования криптовалюты в России, однако не повсеместно, а лишь в ряде сфер.

Алексей Оверчук, зам. руководителя Федеральной налоговой службы, сделал вывод о том, что в РФ не существует прямого запрета биткоина. В соответствии с классификацией ФНС операции с криптой рассматриваются как валютные операции. В России нет определений «криптовалюта», «виртуальная валюта» и «денежный суррогат».

Эльвира Набиуллина, руководитель Банка России, высказала мнение против частных денег вне зависимости материальные они или виртуальные: «Криптовалюты — это частные цифровые деньги, и Банк России считает, что их нельзя легализовывать». Но это не значит, что криптоденьги в России запрещены.

Что осталось за рамками принятого законопроекта?

Принятый законопроект — прорывной для России. Самое главное — он признает криптовалюты и прочие цифровые активы легитимными. Это значительный шаг к выводу криптовалют из серой зоны, цифровые активы больше не игнорируются законодательством.

Однако полного вписания криптовалют в российское правовое поле не произошло, и законодателям есть над чем работать. Принятый законопроект станет основой для всех остальных законопроектов по регулированию крипто-индустрии.

За рамками законопроекта остались следующие вопросы:

  • Определение и регулирование майнинга;
  • Правила выпуска и оборота криптовалют в России, обмена цифровых активов на фиатные средства (прежде всего — на рубли);
  • Налогообложение и декларирование криптовалют;
  • Ответственность за нарушение предписаний законопроекта.

В тексте документа есть отсылка к тому, что все эти вопросы будут регулироваться отдельными законопроектами. Вполне вероятно, что они будут содержать гораздо больше запретов и ограничений. Не удивимся, если в них появится и уголовная ответственность за незаконный оборот цифровых валют.

Принятый законопроект — компромисс между полным запретом криптовалют и их полной легализацией. Уголовного преследования за их использование, которое предполагалось предыдущей версией документа, нет. Из текста также пропали положения, позволяющие получать и передавать цифровые активы лишь в наследство, при банкротстве или в исполнительном производстве. Худшие опасения не подтвердились.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

3. Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

4. Выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.

6. В информационных системах, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, также может осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права. При этом выпуск, учет и обращение цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона к выпуску, учету и обращению цифровых финансовых активов.

7. Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

8. Для целей настоящего Федерального закона под узлами информационной системы понимаются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей.

9. Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном абзацем тринадцатым части первой статьи 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

11. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Распределенный реестр

Согласно п. 7 ст. 1 Закона:

Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап (backup). Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение (ПО), работают на основе установленных алгоритмов. То есть, формально, любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является “распределенным реестром”. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться “распределенным реестром”.

Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим.

Так, стандарт , дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра:

Представляется, что в данном Законе ошибочное определение распределенного реестра дано не случайно, а намеренно, о чем свидетельствуют изложенные в законе требования к тому, что обозначено как “информационная система”, и в которую также включаются и “информационные системы на основе распределенного реестра”. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 ноября 2020 г. N 03-11-11/99914 О налогообложении цифровых финансовых активов

13 января 2021

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов рассмотрел обращение по вопросу налогообложения цифровых финансовых активов и в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34615 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях (пункт 3 статьи 248 Кодекса).

Полагаем, что указанный порядок учета доходов применим также к цифровым финансовым активам.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 34617 Кодекса, то есть на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Вместе с тем обращаем внимание, что исходя из объема прав, которые удостоверяет цифровой финансовый актив в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», активы у обладателя цифрового финансового актива и обязательства у лица, выпустившего цифровой финансовый актив, учитываются применительно к порядку учета активов и обязательств, обусловленных аналогичными правами, которые удостоверяются без внесения (изменения) записей в информационные системы

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте и в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Этот порядок учета доходов применим к цифровым финансовым активам.

Пересчет указанных доходов при УСН производится на дату поступления денег на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Криптовалюта – это вообще имущество?

Итак, по общему правилу криптовалюта имуществом не является. Закон использует вместо «криптовалюты» термин «цифровая валюта». Криптовалюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Она принимается в качестве инвестиции или средства платежа, перед владельцем которой нет обязанного лица.

Интересно, что когда государству становится выгодным признание цифровой валюты имуществом, то в качестве исключения имуществом она все же признается. Так, например, цифровая валюта будет считаться имуществом в следующих случаях

  • при банкротстве должников;
  • при контроле операций в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
  • при возбуждении исполнительного производства;
  • при контроле за доходами и расходами должностных лиц

Например, если начнется дело о банкротстве гражданина, а он все деньги заранее перевел в биткоины, то отвертеться от кредиторов ему будет непросто: биткоины продадут и долги погасят. Такой подход был в судебной практике и ранее, но на деле редко кому удавалось узнать о наличии криптовалюты, а тем более и получить доступ к ней. Для целей исполнительного производства криптовалюта также теперь считается имуществом, поэтому в ближайшее время можно ожидать новостей о том, что приставы «арестовали» биткоины на огромные суммы.

Не являясь имуществом, криптовалюта не является и средством платежа. Закон прямо устаналивает запрет организациям и гражданам принимать криптовалюту в счет оплаты товаров, работ и услуг. Интересно, что распространяется он только на налоговых резидентов, но оплачивать что-либо криптовалютой напрямую не запрещено. Это может свидетельствовать о том, что законодатель уже определился, кто именно будет нести ответственность за сделки с криптовалютой.