Хороший вкус

Немного об авторе

Освальд Шпенглер родился 29 мая 1880 года в маленьком провинциальном городе Бланкенбурге в семье почтового чиновника. В 1891 году семья Шпенглеров переезжает в другой город. Здесь Освальд имеет возможность изучать латинский язык, математику, философию и естественные науки. Заканчивая учебу в университете, защитил диссертацию «Метафизические основы философии Гераклита», получил степень доктора философских наук и начал преподавательскую деятельность в Гамбурге.

Сначала работает учителем математики, параллельно пытается заниматься публицистикой, но после того, как ко власти пришли нацисты и изъяли одну из его книг, начал вести уединенный образ жизни. Умер 8 мая 1936 года, незадолго до своей кончины выдвинул предположение, что Третий Рейх не просуществует и десяти лет. Он оказался прав.

Три главные цивилизации

Шпенглер подробно рассматривает три культуры:

  • «аполлинскую» классическую Греции и Рима;
  • «магскую» культуру Ближнего Востока;
  • «фаустовскую» культуру Западной Европы примерно с 1000 г. до н. э.

Основой каждой является ее концептуализация глубины.

Как отметил Кант в своей «Трансцендентальной эстетике», человек не испытывает непосредственно трехмерное пространство. Каждый глаз дает двухмерное изображение, и небольшое восприятие глубины сильно отличается от того, что происходит с длиной и высотой.

Люди понимают эти изображения, представляя, что объекты встроены в пространство, которое изображается в виде бесконечно расширяющейся трехмерной декартовой сетки.

Согласно Канту, эта идея пространства исходит из разума: пространство не наблюдается ни непосредственно, ни строго не выводится из наблюдения. Разум навязывает эту идею чувственным данным, которые иначе были бы бессмысленным смешением цветов. Согласно Шпенглеру, Кант описывает только априорную идею пространства для западного «фаустовского» человека. Аполлиновский человек концептуализировал пространство на модели твердых тел, а человек-маг основал свою картину на идее пространства, заключенного в пещере.

Шпенглер предсказывает будущую русскую цивилизацию, которая будет использовать изображение равнины с глубиной, аналогичной длине. Автор приводит немного доказательств этих поразительных заявлений, особенно о культурах Аполлина и Фауста, которые являются его основным направлением. С глубоким опытом связано понимание математики, науки, художественного выражения, этики и Бога. Классическая математика была основана на рациональных числах, арабская — на переменных, западная — на функции. Конечно, математическое доказательство справедливо в любой культуре, но культура определяет, какие математические проблемы представляются целесообразными для изучения.

Характерной формой искусства классического человека была скульптура, а для фаустовца — инструментальная музыка и импрессионистическая живопись. Магская этика была приглашением к благодати, в то время как фаустовская этика является категорическим императивом. Аполлинская культура считалась политеистической, думая об отдельных богах как о твердых телах, в то время как магская и фаустианская являются монотеистическими, полагая, что один Бог находится везде (как декартово пространство).

Следует отметить, что изначально никто не воспринимал анализ культурного единства Шпенглера всерьез. «Закат Европы» обычно принимался как культурный артефакт, книга была временно популярна, потому что она отражала широко распространенное чувство мрака после Первой мировой войны. Без сомнения, картина Шпенглера «Цивилизация» некрасивая. Однако это не так уныло, как могло бы быть. Если философ прав, то новая культура в итоге возникнет после того, как пройдут долгие столетия цивилизационной зимы.

В 1918 году был издан первый том «Заката Европы» Шпенглера. Кратко выложив свое недовольство историческими методами, автор произвел настоящий резонанс в обществе. За 10 лет до падения Третьего Рейха философ стал предрекать его падение и не ошибся. Осталось понять, прав ли он был в исчезновении западной цивилизации или впервые его слова не найдут практического подтверждения.

Предыдущая
Краткое содержание«Корзина с еловыми шишками» — краткое содержание рассказа К.Г. Паустовского
Следующая
Краткое содержание«Время всегда хорошее» — краткое содержание повести А. Жвалевского и Е. Пастернак

Закат Европы: культура, повторяющая циклы

Философия Шпенглера сплетена из противоречий — души и разума, культуры и цивилизации, истории и природы: «Математика и принцип причинности ведут к естественному упорядочиванию явлений, хронология и идея судьбы — к историческому». Шпенглер отрицает философии Шопенгауэра, Канта, Фейербаха, Геббеля, Стриндберга, критикует их за то, что они ставили абстрактные вопросы, а ответы не учитывали связь явлений с культурой других времён. Шпенглер противоречив. Обвиняя других, он показал культуры обособленно, отрицая планомерное историческое развитии.

Шпенглер отвергал научность, которой подвержены работы других философов, но при этом апеллировал историческими фактами, в то же время, отрицая их значение для мировой культуры в целом. Пожалуй, именно это имел в виду Ф. Степун, назвав «Закат Европы» книгой «…если не великого философа, то великого артиста».

Шпенглер пишет об абстрактном, временами погружаясь в мир метафизики.

Вот как философ характеризует культуру: «совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее». По его мнению, культуру и душу нельзя отделить друг от друга, но между ними невозможно поставить знак равенства. Возвращаясь к символу мирового духа, намеченному Шпенглером, можно предположить, что не погибает ни культура, ни душа. Обе уходят из круговорота человеческой жизни, обедняя его.

Следующий символ, которому Шпенглер противопоставляет образ души, — это разум, ведь цивилизация с ее разрушительными последствиями создана при помощи ума. В каждом сознании Шпенглер выделяет душу и «чужое», которое именуется миром. Культура, согласно Шпенглеру, является могущественным творчеством созревающей души и выражает чувство Бога в сердце. Поэтому первой культурной формой является миф, следы которого остались в традициях. Расцвет культуры достигнут, когда нацию объединяет одно мироощущение.

Цивилизация — «смерть культуры» — это отмирание созидающих энергий в душе, она возникающая на почве отрицания либо анализа общепринятых религиозно-мифологических догм.

Шпенглер подводит страшный по своей сути итог: «Высочайшие достижения Бетховенской мелодики и гармонии покажутся будущим культурам идиотическим карканьем странных инструментов. Скорее, чем успеют истлеть полотна Рембрандта и Тициана, переведутся те последние души, для которых эти полотна будут чем-то большим, чем цветными лоскутами. Кто понимает сейчас греческую лирику? Кто знает, кто чувствует, что она значила для людей античного мира?»

Итак, смерть культуры от меча цивилизации неизбежна. Но «Закат Европы» полон противоречий:  иногда Шпенглер упоминает о том, что существует мировая душа, которая рождает души глобальных культур, отпуская их на Землю, а  затем вбирает в себя, когда заданная миссия завершена. Именно там, в этой душе, живы трагедии Эсхила, но не в материальной форме, а в другой, неразрушимой, которую никогда не поймёт человеческое сознание. Значит, развивая дальше этот путь, предложенный, но в то же время не продолженный и оборванный Шпенглером, именно мировой дух является вместилищем всех культур, именно он даёт людям эти культуры, развивая которые человечество получает материальные блага — проявления цивилизации. Но в своей ограниченности человек отказывается от того, что возродило его к жизни — от культуры, тем самым, обрекая себя на гибель.

Ощущение мира и Судьба

Историческая структура развития каждой Культуры включает в себя обязательные стадии – определение мировосприятия, познание своей Судьбы и Цели и осуществление Судьбы. Согласно Шпенглеру, каждая Культура воспринимает мир по-разному и стремится к своей Цели. Целью является выполнение своей Судьбы.

В отличие от жребия, выпадающего на долю примитивных Культур, Высокие сами определяют свой путь путем развития и формирования. Судьбой европейской Шпенглер считает мировое распространение индивидуалистической морали, которая скрывает под собой стремление к власти и вечности.

Теория и биография Освальда Шпенглера

Годы жизни: 1880-1936. Главная его книга – это «Закат Европы», написанная в 1918 году, в год поражения Германии в первой мировой войне. Эта книга стала сенсацией. Он был свободным писателем и жил в Мюнхене очень бедно и одиноко . Он работал над сочинениями по ночам и вешал на дверь табличку со словами «В отъезде», чтобы не докучали звонками. В конце жизни на него начались нападки в прессе со стороны национал-социалистов, и он умер от паралича сердца. Он считал, что мировая война – это начало агонии европейской цивилизации.

Как отмечает исследователь Сергей Крих, после Первой мировой войны в интеллектуальных кругах некоторую популярность имел сюжет падения античного мира, «столь целостно осмысленный именно в этом контексте впервые опять же у немцев, например у О. Зеека с его “Закатом античного мира”», название труда которого (первое издание — 1901 года), как рассказывается, увиденной в магазине, помогло Шпенглеру назвать свой первый том “Заката Европы”.

Цель Шпенглера – построить таблицу, где будут показаны одни и те же этапы в развитии разных цивилизаций в рамках Всемирной истории человеческого общества. Каждая цивилизация переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости. Смысл истории состоит в том, что эти цивилизации сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга.

Существуют два этапа развития цивилизации:

  • культура (восхождение),
  • цивилизация (нисхождение).

Каждая цивилизация имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели цивилизации. Молодые цивилизации расцветают как цветы в поле, старые цивилизации напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу.

Шпенглер выделял восемь великих культур:

  • египетская
  • вавилонская
  • индийская
  • китайская
  • мексиканская
  • античная
  • арабская
  • европейская

Девятой великой культурой он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию.

Черты упадка цивилизации:

  • «Омассовление» и огромные города вместо деревень. Современный горожанин – это новый кочевник и безбожник, для него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм
  • Войны за мировое господство
  • Во главе государства встаёт тиран
  • Перенасыщенность техникой

Пессимистический прогноз Шпенглера для Европы состоял в том, что Европу в ближайшее время ожидает упадок и гибель на фоне радости юных народов и чужеземных завоевателей.

Деньги и Власть

По мнению Шпенглера, демократия и свобода тесно связаны с деньгами, которые являются основной управляющей силой в свободных обществах и крупных Цивилизациях. Шпенглер отказывается называть такое развитие событий негативными терминами (коррупция, деградация, дегенерация), поскольку считает его естественным и необходимым окончанием демократии, а часто и Цивилизации.

Философ утверждает, что чем больше денег находится в распоряжении у отдельных лиц, тем явственнее проходит война за власть, оружием в которой является практически все – политика, информация, свободы, права и обязанности, принципы равенства, а также идеология, религия и даже благотворительность.

Несмотря на малую популярность в современной философии и истории, главное детище Шпенглера заставляет задуматься над некоторыми его аргументами. Автор использует свои немалые познания в различных сферах, чтобы обеспечить идеально аргументированную поддержку собственных идей.

Независимо от того, что требуется прочитать — сокращенную и отредактированную версию труда «Закат Европы», краткое содержание или критические статьи о ней, храбрый и независимый подход автора к изменению мирового восприятия истории и культуры не способен оставить читателей равнодушными.

«Всемирно-исторические перспективы»

  1. Историю нужно воспринимать морфологически.
  2. Европейская культура трансформировалась в цивилизацию, то есть вступила в эпоху увядания.

Во втором томе автор более детально рассказывает о своей теории развития культур. Шпенглер уверен, что каждая из них проходит свой, особенный жизненный цикл.

Army and military photos

Рассматривать краткое содержание по главам «Заката Европы» О. Шпенглера лучше, ссылаясь на второй том его произведения. Так, в первом параграфе «Возникновение и ландшафт» автор проводит аналогию культуры с органическим существом, рассматривая его «микрокосм» и собственно само космическое, телесное существование. Рассматривает проблемы мироощущения и мышления живых организмов. Подробно описывает поведение животных и растений, находя различные характеристики и схожие черты. Рассказывает о том, что такое мышление и как оно стало причиной раскола в человеческом обществе. А в завершение добавляет, что «чертами животности обладают все, кто не обладает способностью к мышлению». Развивает мысль о том, что всемирная история состоит из двух основных аспектов: существование отдельных культур и взаимоотношения между ними.

Вторая глава второго тома носит название «Города и народы». Здесь Шпенглер вводит такое понятие, как «душа города». В истории можно найти не один десяток ситуаций, когда обнаруживаются настроения масс, что можно спокойно отнести к проявлениям человеческой души. К тому же эту душевность можно применить не только к конкретному городу, но и к определенной культуре. Шпенглер рассматривает понятие «народ» как самое часто употребляемое в современной исторической науке. Шпенглер уверяет, что народ – это осознанная взаимосвязь, а не научные псевдореалии.

В четвертой главе «Государство» Шпенглер рассматривает проблему сословий, в частности знати и духовенства, которые отождествляет с мужскими и женскими течениями истории. В пятой главе рассматривает формы экономической жизни и проблематику денег в становлении культуры.

Примечания

  1. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 22
  2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 23р
  3. ↑ Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 265
  4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 262
  5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 163-164
  6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 151
  7. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 147
  8. ↑ Современная западная социология. Словарь. М 1990 С. 403
  9. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. С. 165

С этим читают

Высокие Культуры

Шпенглер выделил 8 основных культур:

  • вавилонская;
  • египетская;
  • индийская;
  • китайская;
  • среднеамериканская (племена майя и ацтеки);
  • классическая (Греция и Рим);
  • культура волхвов (арабская и иудейская культуры);
  • европейская культура.

В «Закате Европы» первые пять культур находятся вне фокуса автора, Шпенглер мотивирует это тем, что эти культуры не имели прямого столкновения и посему не влияли на развитие европейской культуры, которая, очевидно, является основной темой работы.

Шпенглер уделяет особое внимание классической и арабской культурам, одновременно проводя параллели с европейской культурой индивидуализма, разума и стремления к власти

Культура и кризис

В своей работе немецкий философ и математик призывает к новому пониманию мира. Произведение было написано до Первой мировой войны. Автор выделяет восемь «высоких культур», или цивилизаций:

  • Вавилонскую;
  • Египетскую;
  • Китайскую;
  • Индийскую;
  • Классическую (греческая и римская);
  • Арабскую;
  • Западную;
  • Мексиканскую.

Пять из перечисленных он использует в качестве примеров, но более подробно рассуждает об арабской, классической и западной культуре.

Шпенглер считает свою работу морфологией истории, то есть он рассматривает любую культуру отдельно, как живой организм, и пытается определить рождение, рост, упадок и смерть каждой. Кроме того, для Шпенглера ни одна из них не превосходит другие. Автор использует термин «культура», чтобы описать стадию роста и жизни или душу организма, и термин «цивилизация», чтобы определить стадию умирания организма, в которой исчезает человеческое творчество.

Душа культуры удерживается кровными узами, а цивилизация фактически разрушает ее, а с этим разрушением душа начинает умирать. Стадия цивилизации культуры может длиться сотни лет в окаменевшем состоянии. Поскольку они постоянно меняются, история представляет собой бесконечный ряд образований и трансформаций.

Три понятия жизненно важны для понимания морфологии истории Шпенглера:

  • единство развития в жизни каждой отдельной культуры;
  • любая стадия жизненного цикла длится примерно одинаковый промежуток времени;
  • каждый этап связан с другими культурами.

За что критиковали Шпенглера?

Долгие годы Шпенглер оставался непонятым. В Советском Союзе главенствовала точка зрения, что его труды — это выражение скорби «образованных мещан» из-за гибели Европы в империалистической войне: «По-моему, это похоже на литературное прикрытие белогвардейской организации», говорил Ленин. Пытаясь отвести любопытные взоры молодых людей от творчества Шпенглера, критики набросились на его идеи. Утверждали, что ученый позаимствовал концепцию у Данилевского, а тот, в свою очередь, у немецкого историка Г. Рюккера. Однако нашлись смелые умы, которые опровергли заявление. На самом деле, теории двух великих философов существенно отличаются. Так, Данилевский выделяет десять культур, в основе которых находятся лишь присущие им ценности (например, идея прекрасного в Древней Греции). А Шпенглер настаивал на том, что любая культура — это геометрическое целое с миром ценностей, типичным только для него.

Триединство культур

Шпенглер в своей книге показывает цикличность жизни трёх культур — греческой, западноевропейской и арабской. У каждой из них своя душа со своими традициями, укладом жизни, стремлениями и идеалами.

В Древней Греции на Олимп возводится аполлоновская душа, для которой идеал заключен в чувственном теле. Шпенглер приводит в пример число Пифагора, что являет собой меру и пропорцию. Это — материальная характеристика символа тела у древних греков. Наверное, именно поэтому в древнегреческой мифологии боги стоят рядом с людьми, наделяются человеческими очертаниями и кажутся настолько реальными, что воплощают качества целой нации. Божественное стоит наравне с человеческим. Шпенглер говорит о рационалистическом мировоззрении греков: существуют только тела (то есть, то, что мы можем увидеть), а пространства (то есть, то, что находится вокруг нас и в какой-то степени характеризуется влиянием метафизики) не существует. Теорию подтверждает история: страх пространства мешал грекам расширять небольшие государства. Море сливалось с образом непонятной и враждебной бесконечности, поэтому греки держали корабли греки недалеко от побережий.

У западной культуры — фаустовская душа. В противовес идеям Пифагора действует Декарт. По Шпенглеру, символический смысл геометрии Декарта равен символическому смыслу трансцендентальной эстетики Канта: бесконечное пространство — это основа всего существующего мира, фаустовский порыв к непознанному. Если в античности богов много, фаустовская культура подразумевает единство созданного с Создателем. В желании объять бесконечность греки создавали идеал, к которому сводилось всё живое. Древнегреческие трагедии основывались на традиционной форме. Но западное искусство совершенно другое. В качестве примеров Шпенглер приводит искусство живописи Рембрандта и Тициана, музыку Глюка, Баха и Бетховена, готические формы сравнивает с «музыкальным порывом к бесконечности».

Но душа Фауста мятежна, стремится покорить мир своей волей. Шпенглер отрицает концепцию воли Шопенгауэра, которая управляет космическим законом в человеческой жизни. Но не случайно Шпенглер упоминает следующий факт. Гендель обвинял Бетховена с его вольнолюбивой «Одой к жизни» в неверии, тем самым показывая трагическую обречённость собственной теории. Получается, что смерть европейской музыки начинается именно с Бетховена как с человека, превознёсшего свой индивидуалистский порыв над идеей Единого целого.

В рассмотрении западноевропейской культуры О

Шпенглер уделяет внимание портрету как вершине освобождения живописи от музыки. (Гёте называл готику застывшей музыкой, а идеи Гёте и его Фауст стали основополагающими в присвоении Шпенглером западной культуре имени фаустовской). Каждый портрет индивидуален, и здесь, по-видимому, и начинает старение культуры, что само по себе удивительно, ведь Шпенглер признавал обособленность каждой культуры

Но, возможно, в это и состоит суть его учения: всё индивидуальное смертно, а так как каждая культура держится на собственном пьедестале, она циклична, то есть смертна

Каждый портрет индивидуален, и здесь, по-видимому, и начинает старение культуры, что само по себе удивительно, ведь Шпенглер признавал обособленность каждой культуры. Но, возможно, в это и состоит суть его учения: всё индивидуальное смертно, а так как каждая культура держится на собственном пьедестале, она циклична, то есть смертна.

Третья культура, описанная Шпенглером, — арабская. Её душа — магическая, противостоит телу. При этом подчёркиваются магические отношения между душой и телом арабской культуры.

Шпенглер говорил о неизбежной борьбе двух начал — культуры и цивилизации, без которых не будет жизни. Не случайно в качестве коэффициента, к которому Шпенглер приравнивает целую культуру, выступает одна душа. Как смертен человек, так и циклична культура. Когда человек умирает, он не может забрать с собой ничего из материального мира. Так же и культура, умирая, теряет тех, кто признавал её и жил ею. Таким было видение Освальда Шпенглера.

Ася Шкуро

Идейный базис

Как и представители классической немецкой философии XIX века, Шпенглер различал науки о природе и духе. Он часто повторял: «Средство для познания мёртвых форм – закон, средство для понимания живых – аналогия». Вот только Шпенглер был уверен, что науками стоит называть исключительно естественные дисциплины, но никак не историю. Он не желает воспринимать процесс становления человечества как линейную парадигму. Немецкому философу история мирового развития представляется в виде рождения и упадка отдельных культур, о чем он и говорит в «Закате Европы». В книге Шпенглер описывает основные принципы соотношения культуры и цивилизации, которые можно считать идейным базисом произведения:

  • Культура – это основное содержание истории.
  • Культура, как и человек, имеет этапы взросления: детство, юность, зрелость, старость.
  • Культура – это человеческая индивидуальность самого высокого уровня.
  • Каждой новой культуре присуще новое мировоззрение.
  • У каждой культуры есть собственная цивилизация.

Использование фразеологизма в публицистике

  • — «То ли люди хотят жить в постоянном страхе, то ли СМИ стремятся внушить его людям, но стоит исчезнуть одному пугалу, как появляется следующее. Сначала это был «Закат Европы», потом угроза атомной войны, потом перенаселенности планеты, сейчас ? «экологический кризис». Часть страшилок вполне серьезна, хотя и очень общего характера. Например, с пророчествами «экологов» о том, что хозяйственная деятельность создает самим людям трудности и опасности, нельзя не согласиться, да и, наверное, согласны все» (Петр Ростин «Караул! Потепление!»)— «Хотел того Павел Седов или нет, но само название его книги заставляет припомнить что-то до боли в затылке знакомое… Ну да, Освальд Шпенглер, в русском переводе «Закат Европы». Красивое название красиво изданной книги сыграло с автором злую шутку. Старательно убеждая читателя в том, что Пётр Алексеевич, в сущности, не просто за уши выдернул Россию к очередной модернизации, но просто спас её от неминуемой гибели, автор как-то упустил из виду, что после заката наступает ночь» (Иннокентий Шмидт «От заката до расцвета — только мысль»)— «Уезжали пароходами Николай Бердяев, Семен Франк, Федор Степун, Николай Лосский, Иван Ильин. Первые трое были высланы за выпуск в Москве сборника статей «Освальд Шпенглер и закат Европы», в котором оспаривалась идея предопределенности социализма. Ленин посчитал ее «литературным прикрытием белогвардейской организации» (Александр Яковлев «Омут памяти»)— «Помимо всего прочего, Шпенглер обогатил расхожий европейский культурный словарь набора ходячих идиом, исподволь формирующих видение себя и мира носителями данной культуры. Первейшее место среди них принадлежит, разумеется, обороту «Закат Европы», и ставшим в свою очередь основой для формирования новых, вторичных идиом: так, например, Т. Адорно обозначил состояние после Второй мировой войны как «после заката Европы». Пошло по рукам выражение «морфология культуры», наполняясь уже едва ли не какими угодно содержаниями, как и обозначение европейской культуры «фаустовской». Ввел Шпенглер в речевое употребление гуманитариев и диковинное им дотоле, взятое из геологии словечко «псевдоморфоз» (это когда содержания одной культуры заполняют чуждые ей формы, взятые из другой, придавая им совершенно иной смысл)» (Ольга Балла «Историческая судьба «Заката Европы» Освальда Шпенглера»)

Расы и народы

Оба этих термина используются Шпенглером контекстуально, и их значения отличаются от привычных. Раса в «Закате Европы» — не биологически-определяемая отличительная характеристика вида человека, а сознательный выбор человека на протяжении существования его Культуры. Так, в стадии формирования и роста Культуры человек сам создает язык, искусство и музыку, сам выбирает себе партнеров и место жительства, тем самым определяет все то, что в современном мире называется расовыми отличиями. Таким образом, Культурное понятие расы отличается от Цивилизованного.

Понятие «народ» Шпенглер не связывает с государственностью, физическими и политическими границами и языком. В его философской теории народ происходит от духовного единства, объединения ради общей цели, которая не преследует выгоду. Решающим фактором в формировании народа является не государственность и происхождение, а внутреннее ощущение единения, «исторический момент прожитого единства».

Культуры по Шпенглеру

  • Египетская
  • Индийская
  • Вавилонская
  • Китайская
  • Греко-римская
  • Майя
  • Византийско-арабская
  • Западноевропейская
  • Русская

Шпенглер считал, что единой линии развития культур, их преемственности не существует и каждая культура не может быть понята другой культурой. Культуры существуют одновременно, а не «до» и «после». Во втором томе, который был опубликован в 1922 году, Шпенглер дополнил синхронное описание культур разворачиванием единного процесса истории. По мысли философа жизнь в процессе самосуществования проходит путь нарастания социализации до возвращения к аморфному доисторическому состоянию, которое Шпенглер назвал «феллашеством»