«звёздные войны» снова актуальны»: как ввс сша испытывают орбитальный самолёт x-37b

Миссии

миссия Дата начала ( UTC ) Пусковая установка Дата посадки (UTC) Продолжительность миссии Орбитальный аппарат полезная нагрузка
ОТВ-1 22 апреля 2010, 23:52 Атлас V (501) 3 декабря 2010 г., 9:16 224д 9ч 24мин 1-й орбитальный аппарат, 1-й полет неизвестный
ОТВ-2 5 марта 2011 г., 22:46 Атлас V (501) 16 июня 2012 г. 12:48 468д 14ч 2мин 2-й орбитальный аппарат, 1-й полет неизвестный
ОТВ-3 11 декабря 2012, 18:03 Атлас V (501) 17 октября 2014, 16:24 674д 22ч 21мин 1-й орбитальный аппарат, 2-й полет неизвестный
ОТВ-4 20 мая 2015, 15:05 Атлас V (501) 7 мая 2017, 11:47 717д 20ч 42мин неизвестный Эксперименты, в т.ч. Тестирование привода Холла
ОТВ-5 7 сен 2017 14:00 Сокол 9 27 окт 2019, 7:51 779д 17ч 51мин неизвестный я. АСЕЦ-II
ОТВ-6 17 мая 2020 г., 13:14 Атлас V (501) на орбите неизвестный Эксперименты, спутник FalconSat-8

Спутники

AOBA-VELOX 4

12.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

AOBA-VELOX 4 – это совместная сингапурская и японская наноспутниковая миссия для демонстрации технологии по наблюдению за лунным горизонтом.

OrigamiSat 1

12.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

OrigamiSat 1 — 3U CubeSat, разработанный в Токийском технологическом институте (TITech) для демонстрации современной мембранной космической структуры на орбите.

NEXUS

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

NEXUS (NExt Generation X Unique Satellite) — представляет собой 1U CubeSat для демонстрации любительской спутниковой связи нового поколения.

Hodoyoshi 2 / RISESat

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

Hodoyoshi 2 / RISESat (Rapid International Scientific Experiment Satellite) — небольшой японский спутник для наблюдения Земли, а также тестирования ряда…

ALE 1, 2

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

ALE 1 (Astro Live Experiences 1) — это небольшой демонстрационный спутник японской компании Astro Live Experiences. На орбите ALE 1…

RAPIS 1

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

RAPIS 1 (Rapid Innovative Payload Demonstration Satellite 1) – небольшой японский спутник, предназначенный для тестирования новых технологий в космосе.

Версия № 2 — спутник-инспектор

А вот это уже достаточно близко к истине

Военные спутники-инспекторы, способные изменять орбиту и подходить близко к космическим аппаратам потенциального противника для их изучения, ну или, в случае необходимости, уничтожения, — очень важное и перспективное направление развития современной космонавтики

Иметь на орбите космоплан, способный на подобные манёвры, — главное новогоднее желание большинства министров обороны планеты. И вот X-37B подходит на эту роль отлично, а его многоразовость позволяет серьёзно экономить военный бюджет. Проблема только одна — во время полёта за X-37B наблюдали системы космического слежения разных стран, и он ни разу не находился на достаточно близком расстоянии от чужих космических аппаратов, чтобы сделать своё чёрное инспекторское дело.

(Фото: NASA)

Поэтому теоретически он может быть предтечей будущего поколения американских аппаратов-инспекторов, но сам пока занимается чем-то другим.

Да что ты вообще такое?

Скорее всего, истина лежит где-то посередине между официальным объяснением и версией космического аппарата-инспектора. X-37B действительно используется для изучения технологий многоразовых полётов — а кроме этого с его помощью американские военные продолжают обкатывать технологию смены орбиты, необходимую для работы в качестве спутника‑инспектора.

(Фото: Boeing)

В своё время в СССР именно голос военных оказался во многом решающим для старта уникальной космической миссииСоюз Т-13», главной задачей которой было восстановление работоспособности станцииСалют-7». Военные даже помогли нацелить корабль на станцию при помощи средств наблюдения противоракетной обороны. Всё ради того, чтобы понять, насколько реальны манёвры на орбите с целью стыковки с неуправляемой космической станцией.

Официальная версия с долгосрочными проверками влияния открытого космоса тоже может быть реальной. Очередь на проведение опытов на Международной космической станции достаточно велика(вРоскосмосе» от решения до постановки эксперимента проходит около 7 лет) — кроме того, слишком уж на МКС многочужих» глаз.

Поэтому можно продолжать упражняться в создании интересных версий, но истина, скорее всего, гораздо проще и скучнее: X-37B действительно занят отработкой новых технологий и действительно не скрывает ничего сверхсекретного. А вот что будет создано на его основе — это уже следующий вопрос, гораздо более интересный и сложный…

Начало проекта X-37B

Программа X-37 началась в 1999 году с НАСА, в рамках которой первоначально планировалось разработать два отдельных транспортных средства: испытательный аппарат сближения и посадки Approach and Landing Test Vehicle (ALTV) и орбитальный корабль (OV). Но в 2004 году НАСА передало проект X-37 в Агентство перспективных исследований обороны (DARPA), после чего оно стало секретной программой.

В 2006 году ВВС объявили о создании своего собственного автомобиля Х-37, который он назвал X-37B, или OTV. Дизайн космического самолета основывался в основном на оригинальном OV, который так и не был построен (однако DARPA все-таки построил собственный ALTV и даже провела его тестирование).

Boeing был основным подрядчиком для программы X-37B, начиная с ее создания в 1999 году. На сегодняшний день компания, по-видимому, построила для ВВС два космических самолета X-37B (Два разных самолета X-37B выполнили уже четыре космических миссии).

Секретный беспилотник Пентагона вернулся с околоземной орбиты

17.06.2012 

Экспериментальный космоплан ВВС США Х-37В совершил в субботу успешную посадку в автономном режиме. Космоплан пробыл на околоземной орбите 15 с лишним месяцев. Этот беспилотный летательный аппарат приземлился на базе американских военно-воздушных сил Ванденберг в штате Калифорния.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, командование базы подтвердило, что ВВС уже готовит новую миссию первого аппарата Х-37В, побывавшего в космосе в 2010 году. Он будет запущен с мыса Канаверал осенью 2012 года. Точную дату старта командование базы Ванденберг не назвало.

В свою очередь, руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС подполковник Том Макинтайр отметил, что после списания флота шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит «исключительные возможности в сферу разработки космических технологий».

Никаких подробностей относительно того, в чем заключалась миссия Х-37В, и на этот раз предоставлено не было. В письменном сообщении для печати скупо указывается, что аппарат «проводил на орбите эксперименты на протяжении 469 дней в ходе миссии».

Как заявлял в марте глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, аппарат, напоминающий уменьшенную копию шаттла, «действует на орбите очень хорошо». «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», — сказал военачальник. Предоставлять какие-либо сведения о задачах, которые решает на орбите космоплан, а также раскрывать данные о бюджете этой миссии Шелтон категорически отказался.

«Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», — отметил специалист. Как он пояснил, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».

Х-37В был запущен на борту носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Вся информация о приборах, установленных на его борту, в том числе о содержимом грузового отсека, засекречена Пентагоном. Первоначально предполагалось, что полет продлится 9 месяцев. Это уже второй подобный аппарат, находящийся в распоряжении Космического командования ВВС США. Первый был испытан в 2010 году. Он провел в космосе 225 дней. Весь полет и приземление в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, были исключительно удачными. Лишь при посадке после касания взлетно-посадочной полосы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом космоплан не пострадал.

X-37B разработан корпорацией «Боинг». Имеет взлетную массу почти 5 тонн, достигает 8,9 метра в длину, 2,9 метра в высоту. Размах его небольших треугольных крыльев составляет 4,5 метра. Оборудован панелями солнечных батарей, которые при развертывании на орбите служат источником электроэнергии. Согласно изложенным ранее Пентагоном данным, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, которые можно применять, к примеру, на спутниках-шпионах. Ряд экспертов видит в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские спутники, а может быть и наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты. Пентагон это отрицает, заверяя, что данный аппарат — всего лишь «платформа для проверки новых технологий». По свидетельству Шелтона, у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать размер флота» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования не стал уточнять, действительно ли военное ведомство США сейчас обладает только двумя такими аппаратами. Как пояснил Шелтон, он не уверен в том, что информация о точном числе этих космопланов не имеет грифа секретности.

Могу копать, могу не копать

Так что же реально может такой космический аппарат и для чего его реально использовать? Его главный плюс — это многоразовость и возможность возвращения на Землю. После того как ракетоплан выводится на орбиту при помощи обычной ракеты-носителя (для этого использовался первоначально «Атлас-5», а в последний раз и более дешевый «Фэлкон-9»), он действительно может произвести сближение с космическим аппаратом на близкой орбите, произвести требуемые манипуляции, после чего вернуться обратно.

С его помощью можно максимально точно и за один раз совершить «посев» нескольких небольших спутников, например разведывательных. То есть мы опять можем говорить лишь о более широкой орбите, но не о серьезном изменении орбиты.

Собственно, и сам X-37B можно использовать для разведки, но это недешево. Гораздо проще вывести специально предназначенные для этого космические аппараты, пусть и одноразовые. Иначе получается что-то вроде забивания гвоздей микроскопом — и неудобно, и микроскоп жалко. Аналогично и с выводом на орбиту ядерной боеголовки — технически реализуемо, но абсолютно бессмысленно. Тем более что полезная нагрузка X-37B очень невелика и составляет лишь 900 кг.

X-37B

Запуск одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя семейства «Атлас», на борту которой находится космический аппарат X-37B Orbital Test Vehicle

Фото: Getty Images/DoD/Corbis

Но почему тогда он находится на орбите так долго? Это уже пятый полет, и самый короткий, первый, продолжался 224 дня, а предпоследний, четвертый, продлился 718 суток. Разумное предположение тут только одно — при помощи космоплана действительно проводится ряд каких-то военных экспериментов по долговременному нахождению в космическом пространстве. Самое главное, что результаты экспериментов можно, не нарушая секретности, вернуть обратно на Землю. Ставить подобные эксперименты на Международной космической станции и сложнее, и дольше. Кроме того, пройдет гораздо больше времени между окончанием эксперимента и возвращением его результатов, что может повлиять на итоговый результат.

Ранее было заявлено, что в рамках текущего полета будет проходить эксперимент Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader (ASETS-II) для тестирования экспериментальной электроники и колебательных тепловых труб в длительном космическом полете. В предыдущих полетах главным исследованием было тестирование ионного двигателя на основе эффекта Холла компании Aerojet Rocketdyne XR-5A.

Ионный двигатель на основе эффекта Холла — это электрический ракетный двигатель, создающий тягу на основе ионизированного газа. В нем нет ничего особо секретного, такие двигатели имеют очень малую тягу и используются для управления ориентацией космического аппарата или путешествия в глубоком космосе.

X-37B

Фото: commons.wikimedia.org/United States Air Force/Michael Stonecypher

Самое главное тут в другом — возможность запускать X-37B, контролировать его полет и посадку сама по себе дает американским военным очень много важной и полезной информации. Это неоценимый опыт, который может быть реализован впоследствии для действительно серьезной военной космической техники

Как ведет себя теплозащита корабля во время полета и при посадке, насколько серьезные повреждения оставляет космический мусор (известно, что во время первого, самого короткого, полета космоплан получил как минимум семь оставивших след на поверхности повреждений).

И вот этот опыт с легкостью будет конвертирован в космопланы будущего, в то время как мы остаемся с несколькими экспериментами советских времен и единственным, пусть и блестяще исполненным, полетом «Бурана».

Потрясать кулаками и пытаться запретить американские исследования в данном случае бесполезно. Скорее всего, они действительно во всем соответствуют духу и букве закона. Да, они будут использованы для создания разведывательных спутников и прочей военной техники, но, увы, таковы правила игры. Поменять их мы не сможем. «Роскосмосу» нужно форсировать свои разработки, но пока на горизонте нет ничего реального.

Взаимные обвинения

Как отметил генерал КC США Джон Рэймонд, государству сейчас необходимы космические силы, поскольку стратегическая обстановка изменилась и потенциальные противники рассматривают космос как поле для ведения боевых действий.

«Мы видели, как Россия провела вблизи американского спутника свой спутник с оружейными характеристиками», — отметил генерал.

Напомним, Москва в феврале дала официальный ответ на эти обвинения. Тогда в российском МИД заявили, что передвижение спутника «Космос-2542» не несло в себе угрозы «для американского космического объекта» и не нарушало норм международного права.

  • Орбитальный самолёт X-37B
  • Reuters

В Пентагоне также вновь указали на испытания Россией «противоспутникового оружия прямого запуска». Как ранее отмечал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, подобные заявления США — предлог, чтобы игнорировать предложения российской стороны по созданию правовой базы для предотвращения гонки вооружений в космосе.

Впрочем, Вашингтон продолжает придерживаться прежнего курса.

«Нам важно сдерживать агрессивные действия в отношении американских объектов, — сказала Барретт. — Но на случай, если сдерживание результатов не даст, мы должны быть готовы защищаться и при необходимости наносить ответные удары»

Миссии

В ВВС США не раскрывают, какие задачи предусмотрены для автоматических шаттлов типа X-37B. Однако эксплуатационные расходы и недостаточная эксплуатационная гибкость американского космического челнока, похоже, показали, что эта концепция не дает ожидаемых преимуществ. Специалисты в области военной разведки задаются вопросом о полезности такого устройства, потенциальные задачи которого могут быть решены менее дорогостоящими средствами.

Учитывая свои характеристики, X-37B может выполнять следующие задачи в порядке убывания актуальности:

Орбитальный испытательный стенд и платформа для датчиков военной разведки и прослушивания

Это наиболее вероятное использование. Грузовой отсек шаттла может принимать различные датчики, используемые для радиолокационного, оптического, инфракрасного распознавания или сбора радиопередач ( ELINT ). Их эффективность можно проверить в полете, а затем проанализировать результаты после возвращения на землю. Шаттл также может быть быстро запущен для реагирования на кризис и поддержки конкретной потребности в военной разведке благодаря возможности реконфигурации грузового отсека и маневренности на орбите. Но скорость реакции шаттла зависит от времени подготовки его пусковой установки, а стоимость его запуска высока (100 миллионов долларов).

Размещение малых разведывательных спутников для реагирования на кризисную ситуацию

Для реагирования на кризисную ситуацию небольшие разведывательные спутники можно быстрее установить в трюме шаттла, чем на пусковой установке. Но высокая стоимость запуска одиночного шаттла и его малая грузоподъемность не могут конкурировать с использованием малых пусковых установок. Кроме того, время запуска также зависит от времени подготовки пусковой установки Atlas.

Корабль для ремонта и технического обслуживания на орбите

Шаттл используется для ремонта или заправки спутников на орбите топливом или для возврата сломанных спутников с целью определения происхождения аномалии. Кусочки космических кораблей опускаются на землю для изучения воздействия космического пространства, космического мусора и микрометеоритов. Но характеристики X-37B ограничивают его работу на низких околоземных орбитах ( максимум 1100  км ), а его грузовой отсек имеет ограниченную вместимость.

Смотровая машина и противоспутниковая платформа

На орбите уже есть инспекционные спутники ( XSS-11 , MiTex ), но у них есть только фиксированный диапазон датчиков. X-37B может нести датчики, подходящие для каждой миссии, и в отличие от существующих инспекционных спутников, он может изменять наклон орбиты , возвращать спутник или нейтрализовать враждебный спутник, не создавая облака обломков. Но есть новые инспекционные спутники, более маневренные, чем упомянутые, X-37B очень заметен, и его приближение легко обнаруживается любым враждебным спутником; наконец, его грузовой отсек не в состоянии вернуть большую часть существующих спутников.

Секретность миссий X-37B

Хотя ВВС США и раскрыли информацию о некоторой полезной нагрузке, которая выводилась на орбиту с помощью X-37B, большая часть бортового оборудования космического самолета находится под грифом «секретно».

Эта секретность привела к возникновению некоторых предположений о том, что транспортное средство является своего рода космическим оружием, возможно, предназначенным для выведения или захвата спутников. Однако ВВС всегда отрицали это мнение, настаивая на том, что X-37B просто тестирует технологии для будущих космических аппаратов и проводит различные эксперименты. Некоторые из этих тестируемых технологий могут быть датчиками и другим оборудованием для будущих спутников-шпионов, как утверждают внешние эксперты.

В России всё пошло не так

Несмотря на то, что российские военные эксперты обращали внимание руководства «Роскосмоса» на то, что необходимость перехода к авиационно-космическим системам (АКС) выведения полезной нагрузки на орбиты продиктована не только экономической выгодой (стоимость вывода на  орбиту  1 кг груза у АКС дешевле в 20 раз) и программой возрождения космической отрасли, но и задачами обороноспособности России, ничего в этом направлении сделано не было. Предыдущее руководство «Роскосмоса», поддавшись на идеи Илона Маска о возвращаемых частях ракет-носителей, потратило бюджетные деньги на заведомо провальные проекты

Экономический выигрыш от таких проектов был минимальный, а временной проигрыш — существенный

Предыдущее руководство «Роскосмоса», поддавшись на идеи Илона Маска о возвращаемых частях ракет-носителей, потратило бюджетные деньги на заведомо провальные проекты. Экономический выигрыш от таких проектов был минимальный, а временной проигрыш — существенный.

roscosmos.ru
Космодром «Восточный».

Заказы Министерства обороны попросту саботируются, сроки выведения спутников военного назначения сдвигаются на 2-3 года, а сроки сдачи новых стартовых площадок на космодроме «Восточный» носят неопределённый характер с перспективой бесконечных переносов.

Чем интересен и опасен космический беспилотник?

Некоторые российские эксперты говорили о том, что Х-37В может нести на своём борту ядерное оружие, которым он с орбиты будет поражать особо важные объекты противника. Резонно, вероятно, но не верно, так как с практической точки зрения снаряжать такой беспилотный космический аппарат (БКА) ядерными боеголовками будет дороже, чем применить по этим целям разделяющиеся ядерные боеголовки межконтинентальных баллистических ракет (МБР). К тому же их точность и надёжность поражения целей — это отработанная технология, доведённая до показателей вероятного отклонения от точки цели в 90 метров (МБР Trident II D5).

Версия использования Х-37В в качестве стратегического космического разведчика имеет право на жизнь, так как размеры его грузового отсека составляют 2,1 × 1,2 м, что в сочетании с массой выводимой полезной нагрузки позволяет разместить в этом отсеке оптико-электронную или радиотехническую разведывательную аппаратуру.  Манёвренность на орбите и многоразовость делают Х-37В важным инструментом добывания информации в случае дефицита спутников-разведчиков, которые были уничтожены в первые месяцы военного конфликта.

afspc.af.mil
Версия использования Х-37В в качестве стратегического космического разведчика имеет право на жизнь.

Теперь перейдём к сути назначения Х-37В. Я не раз говорил, что этот БКА является демонстратором и отработчиком технологий, которые Пентагон в будущем будет использовать для реализации стратегии доминирования в космосе

Мало кто из российских СМИ обратили внимание на слова официальных представителей Пентагона, которыми сопровождался последний возврат Х-37В с орбиты

Что это за небольшие спутники? Как ни странно, информация о таких спутниках уже фигурировала в СМИ. Дело в том, что эти «небольшие спутники», которые доставлял и которыми управлял на орбите Х-37В, отработали на орбите два крупных военно-космических проекта — Multiple Kill Vehicle system (MKV) и Blackjack.

raytheon.com
Система MKV — Multiple Kill Vehicle system.

Технические характеристики

X-37 — первый военный космический челнок, разработанный США после отмены проекта Boeing X-20 Dyna-Soar . Шаттл предназначен для выхода на низкую орбиту и выполнения орбитальных маневров. X-37 может быть выведен на орбиту высотой от 230 до 1064  км . В 2019 году он увеличил автономность до 780 дней на орбите. Повторный вход выполняются как для космического челнока в положении 40,0 ° носа. Затем X-37 продолжил снижение с уклоном 20,0 °, летя со скоростью 400 км / ч , прежде чем автоматически приземлиться на обычной взлетно-посадочной полосе.
 

Структура
X-37 имеет длину 8,90  м и размах крыла 4,5 метра. По данным НАСА , масса пустого не превышает 3,5 тонны при общей массе 5,45 тонны. В конструкции, изолированной снаружи теплозащитным экраном, используются, в отличие от космического челнока, композитные панели, которые легче, чем алюминий, который он заменяет.
Полезная нагрузка
У X-37 есть грузовой отсек, закрытый двумя дверями, по компоновке, аналогичной космическому шаттлу. Бухта 1,2 × 2,13 метра.
Движение
X-37B оснащен уникальным ракетным двигателем AR-2/3 компании Rocketdyne , работающим на гиперголическом топливе  : гидразин и перекись азота заменяют перекись водорода и первоначально планировавшуюся JP-8 . Имеющиеся запасы пороха придают X-37 большую маневренность.
X-37B 4- я  миссия впервые оснащена двигателем на эффекте Холла , уменьшающим потребление и стоимость или увеличивающим продолжительность следующих миссий.
Тепловой экран
Теплозащитные выгоды от результатов исследований , следующего конструкции американского космического челнока . Он использует керамическую плитку типа Toughened Uni-Piece Fibrous Insulation (TUFI), в частности, для защиты вентральной части, которая очень уязвима. Этот тип плитки, который используется в качестве замены челнока, обеспечивает более высокую ударопрочность. Для менее открытых частей X-37B также использует термические покрытия, более эффективные и создающие меньшее сопротивление, чем те, которые используются на шаттле. Наконец, передняя кромка крыльев больше не защищена армированным углерод-углеродом, а плиткой типа TUFROC ( упрочненный цельный волокнистый армированный стойким к окислению композит [  желаемый исх. ] ), Обработанный, чтобы противостоять механизмам окисления при работе в атмосферных условиях. повторный вход .
Рули
Хвостовая часть V-образного устройства состоит из управляющих поверхностей, которые воздействуют как на глубину, так и на направление, что позволяет снизить энергию, необходимую для управления самолетом на этапах высокоскоростного полета; такое расположение освобождает место для воздушного тормоза, используемого во время приземления. Поверхности управления теперь управляются не гидравлическими системами, как на шаттле, а электромеханическими средствами управления полетом .

Энергия

X-37B отказывается от топливных элементов американского космического челнока в пользу солнечных батарей , которые выводятся на орбиту из грузового отсека и позволяют увеличить продолжительность пребывания на орбите за счет подзарядки аккумуляторных батарей .

Запуск

Первоначально X-37 должен был быть доставлен в космос космическим шаттлом . Он , наконец , изменен , чтобы быть запущен классический Delta IV или Atlas V пусковой . Чтобы не повредить аэродинамику ракеты-носителя при прохождении через атмосферу при взлете, на старте шаттл закрывается колпак диаметром 5 метров стандартного размера для пусковой установки.