Табель о рангах российской империи: революционные решения великого реформатора

Стиль обращения

В каком-то смысле правительство, двор, военные и духовенство представляли дворянский класс Российской империи. Как и в случае с дворянскими титулами, у каждого из обладателей звания был свой особый стиль обращения :

По состоянию на 1917 год (год крушения монархии)
Учебный класс Гражданские, судебные и воинские звания Чины духовенства Учебный класс
по-русски английский перевод по-русски английский перевод
К-1 Ваше высокопревосходительство Ваше Превосходительство Ваше высокопреосвященство, владыко Ваше Высокопреосвященство,

Светлость

Чернить

К-1
К-2 К-2
К-3 Ваше превосходительство Ваше Превосходительство Ваше преосвященство, владыко Ваше Высокопреосвященство,

Светлость

К-3
К-4 Ваше высокопреподобие Ваше Высокопочтение К-4
К-5 Ваше высокородие Ваш высокорожденный К-5
Ваше высокоблагословение Ваше Высочайшее Блаженство К-5
К-6 Ваше высокоблагородие Ваш Высокородный Родился К-6
К-7 Ваше благословение Ваше благословение К-7
К-8 Ваше высокоблаговестие Ваш высокий евангелизм К-8
К-9 Ваше благородие Ваш родившийся

(Также применяется к низшим сословиям дворянства: бароны , родовые титулы Дворянин , Помещик и безземельные дворяне)

Ваше благовестие Ваш евангелизм К-9
К-10 К-10
К-11 К-11
К-12 К-12
К-13 К-13
К-14 К-14

За этой таблицей стоит чин генералиссимуса , который был почетным званием, а не военным званием, и титулом патриарха , который теоретически равнялся величию российского императора , но который Петр Великий оставил вакантным между 1700 и 1720 годами и в конечном итоге заменил его. коллективный совет по Святейшему Синоду , превращая церковь в департамент государства.

Недостатки системы

Начиная с принятия Табели о рангах в России зарождается профессиональное чиновничество. Весь XIX век шли споры о целесообразности сохранения принятой Петром I системы чинов. Без сомнения, Табель упорядочивала государственный аппарат, но чиновная иерархия имела ряд недостатков:

  1. Чин был одним из параметров, определявших место человека в обществе, поэтому стремление к продвижению по карьерной лестнице часто было непомерным. В мемуарах современников для обозначения этого явления можно встретить такие эпитеты, как «чинобесие» или «чинология».
  2. Следующий чин присваивался через простую выслугу лет. Табель четко утверждал этот принцип, хотя фактически продвижение по службе зависело от образования, происхождения, наличия покровителей и тому подобного. Профессиональные навыки отступали на второй план.
  3. «Новых» дворян, получивших титул за счет чинопродвижения, становилось все больше, хотя начиная с XIX века постепенно ограничивались возможности для этого. Например, изменения 1845 и 1856 годов связаны с повышением чина, с достижением которого можно получить титул. Дворянство считалось важным стимулом к верной и старательной службе, но государство было вынуждено лавировать между интересами старой аристократии и бюрократического аппарата.

Предложенная Петром Великим концепция «регулярного» государства не могла быть полноценно реализована в реальной жизни, что и привело к сильной бюрократизации системы. Тем не менее, она была гибкой — менялись государственные учреждения, перераспределялись полномочия, происходила смена центральных и уездных администраций. Регламент просуществовал почти 200 лет, рухнув только с гибелью империи.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Недостатки системы

Начиная с принятия Табели о рангах в России зарождается профессиональное чиновничество. Весь XIX век шли споры о целесообразности сохранения принятой Петром I системы чинов. Без сомнения, Табель упорядочивала государственный аппарат, но чиновная иерархия имела ряд недостатков:

  1. Чин был одним из параметров, определявших место человека в обществе, поэтому стремление к продвижению по карьерной лестнице часто было непомерным. В мемуарах современников для обозначения этого явления можно встретить такие эпитеты, как «чинобесие» или «чинология».
  2. Следующий чин присваивался через простую выслугу лет. Табель четко утверждал этот принцип, хотя фактически продвижение по службе зависело от образования, происхождения, наличия покровителей и тому подобного. Профессиональные навыки отступали на второй план.
  3. «Новых» дворян, получивших титул за счет чинопродвижения, становилось все больше, хотя начиная с XIX века постепенно ограничивались возможности для этого. Например, изменения 1845 и 1856 годов связаны с повышением чина, с достижением которого можно получить титул. Дворянство считалось важным стимулом к верной и старательной службе, но государство было вынуждено лавировать между интересами старой аристократии и бюрократического аппарата.

Предложенная Петром Великим концепция «регулярного» государства не могла быть полноценно реализована в реальной жизни, что и привело к сильной бюрократизации системы. Тем не менее, она была гибкой — менялись государственные учреждения, перераспределялись полномочия, происходила смена центральных и уездных администраций. Регламент просуществовал почти 200 лет, рухнув только с гибелью империи.

Армия

     Пехота Кавалерия
     1722 1730 1798 1884-1917 1730 1798 1884-1917
I Генерал-  фельдмаршал Генерал-  фельдмаршал Генерал-  фельдмаршал Генерал-  фельдмаршал               
II Генерал от  инфантерии Генерал-аншеф Генерал от  инфантерии Генерал от  инфантерии Генерал-аншеф Генерал от  кавалерии Генерал от  кавалерии
III Генерал-  лейтенант Генерал-  поручик Генерал-  лейтенант Генерал-  лейтенант      Генерал-  лейтенант Генерал-  лейтенант
IV Генерал-  майор Генерал-  майор Генерал-  майор Генерал-  майор Генерал-  майор Генерал-  майор Генерал-  майор
V Бригадир Бригадир           Бригадир          
VI Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник
VII Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник
VIII Майор Майор, с 1767г  премьер-майор  и секунд майор Майор Капитан Майор Майор Ротмистр
IX Капитан Капитан Капитан Штабс-  капитан      Ротмистр Штабс-  ротмистр
X Капитан-  лейтенант Капитан-  поручик Штабс-  капитан Поручик      Штабс-  ротмистр Поручик
XI                                   
XII Лейтенант Поручик Поручик Подпоручик      Поручик Корнет
XIII Унтер-  лейтенант Подпоручик Подпоручик Прапорщик  запаса               
XIV Фендрик Прапорщик Прапорщик           Корнет     

Зачем приняли Табель

Табель о рангах вписывалась в общую концепцию изменения общественного сознания и государственного строя, названной самим Петром «регулярным государством». Усложнение и увеличение государственных функций петровской России потребовало изменения инструментов контроля. Аппарат управления должен был работать слаженно и оперативно, трансформируясь в сторону расширения и разветвления сфер управления над подданными.

Административные функции должны были выполнять служащие нового формата, а их деятельность становилась строго регулированной и подчиненной общим интересам государства.

Подобные регламенты существовали во многих европейских странах, поэтому при создании Табеля о рангах многое решил зарубежный опыт. При подготовке к его принятию, начатой в 1719 году, были переведены аналогичные английские, польские, прусские, французские документы

Важной особенностью русского чинопроизводства являлось его влияние на общественную жизнь, тогда как в Европе подобные системы в основном служили лишь инструментом управления государством

Концепция Табели

Табель о рангах предполагала строгое разделение функций и положения каждой единицы госаппарата — начиная от центральных структур и заканчивая мелкими служащими. Каждый человек, независимо от рода службы, был винтиком общей машины, поэтому полезными и важными признавались и военные, и статские, и придворные чиновники.

Важнейшим нововведением было утверждение жалования для всех служащих даже самых незначительных. Также продвижение по службе сулило не только почет, власть и денежные выплаты, но и дворянский титул — личный или потомственный. Для государства чины стали легким и относительно недорогим способом поощрять служащих, а новая аристократия создавала противовес старой. Кроме того, талантливые люди из низов могли себя реализовать законным путем, что лишало их стимула выступать против существующей власти.

Табель о рангах называлась так потому, что ее основой служила таблица из трех разделов. Она позволяла сопоставить чины трех видов государственной службы: придворной, военной, гражданской. Чины из каждой группы делились на 14 классов, в военные дополнительно подразделялись по родам войск — на морские, гвардейские, сухопутные, артиллерийские. Таким образом, при завершении военной карьеры служащий мог претендовать на равнозначную (в том числе и по денежному содержанию) должность на гражданской или придворной службе.

Фактическое изменение системы государственного администрирования не было одномоментным — оно происходило в течение всего правления Петра I. Органы центрального управления приобрели завершенный вид только к 1720-м годам, местное самоуправление реформировалось еще дольше.

Служба при Петре I

Служба была пожизненной. На военной службе полагалось начи­нать её с рядовых чинов; на гражданской — с нижней должности. На гражданской службе дворянских детей обучали канцелярскому делу. Аристократия легко обходила эти препоны, записывая своих детей в военную службу чуть ли не с рождения, чтобы по достижении 15 лет подросток сразу получил офицерский чин. А затем родители и родичи помогали ему быстро «пробежать служебную лестницу».

Как было в допетровской России

До принятия Табели структура органов государственного управления была двухступенчатой и простой по своей сути:

  1. Первый уровень — московские приказы. Учреждения центрального управления не имели строгого разделения по контролируемым отраслям, территориям или сословиям. Их полномочия могли распространяться, например, на определенные города или группы населения.
  2. Второй уровень — местные учреждения. Примером могут служить приказные избы — канцелярии, ответственные за управление уездами воевод.

Особенности такой структуры объясняются историей ее формирования. Начиная с XV века царь приказом (отсюда общее название этих учреждений) поручал выбранным людям определенный фронт дел, требующих внимания в текущий момент времени, а доверенные набирали штат сотрудников. Непосредственно дела вершили дьяки и подьячие. Если первые могли получать денежный оклад, то вторые находились на «самоокупаемости», то есть принимали подношения от просителей.

Табель о рангах[править | править код]

Класс Чины гражданские (статские) Чины военные Чины придворные
I
  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал
Нет
II
  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763—1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1802)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)
III
  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741—1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1884)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер (звание)
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер
IV
  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (с 1748)
  • Генерал от фортификации (1741—1796)
  • Шаутбенахт на флоте (1722—1740)
  • Контр-адмирал на флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1884)
V
  • Бригадир (1722—1796)
  • Капитан-командор (1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
  • премьер-майор гвардии (1748—1798)
  • Штер-крикскомиссар по снабжению (до 1884)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (с 1800)
VI
  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник
  • Капитан 1-го ранга на флоте
  • секунд-майор гвардии (1748—1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-крикскомиссар по снабжению (до 1884)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)
VII
  • Подполковник
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга на флоте
  • капитан гвардии в пехоте
  • ротмистр гвардии в кавалерии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1884)
Нет
VIII
  • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
  • Майор (1798—1884)
  • Капитан (с 1884)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга на флоте (1722—1764)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1907—1911)
  • Старший лейтенант на флоте (1912—1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)
IX
  • Капитан в пехоте (1722—1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798—1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик на флоте (1764—1798)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1798—1885)
  • Лейтенант на флоте (1885—1906, с 1912)
  • Старший лейтенант на флоте (1907—1911)
  • Камер-юнкер (до 1800)
  • Гофкурьер
X
  • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант на флоте (1722—1885)
  • Мичман на флоте (с 1884)
Нет
XI Нет
XII
  • Поручик (1730—1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884)
  • Корнет в кавалерии (с 1884)
  • Прапорщик гвардии (1730—1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант на флоте (1722—1732)
  • Мичман на флоте (1796—1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер
XIII
  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (с 1764)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
  • Гардемарин на флоте (1860—1882)
Нет
XIV
  • Фендрик в пехоте (1722—1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
  • Корнет в кавалерии (до 1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман на флоте (1732—1796)
Нет
Уставное обращение соответственно классу
I — II III — IV V VI — VIII IX — XIV
Ваше высокопревосходительство Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

  1. Генералиссимус

Военные чины ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
  2. Фельдфебель, вахмистр, кондукто́р.
  3. Старший унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

Влияние на социальные отношения

Петр запустил процесс создания сословий по европейскому формату, однако понятие чина приобрело совсем другое значение. Социальный статус чиновника изменился, а положение подданных определялось не только и не столько сословием и материальным положением, сколько чином.

Законы вплоть да 1762 года обязывали всех дворян состоять на одном из видов государственной службы. В дальнейшем эти обязательства были смягчены, однако власть оставила за собой право ограничивались сословные права у тех дворян, которые не имели чина, что ставило их на ступень ниже служивших аристократов, в том числе и выходцев из «нового» дворянства. С другой стороны, титул можно было получить с продвижением по карьерной лестнице, что было причиной увеличения количества мелкопоместных дворян.

Влияние на дворянство

Дворяне при Петре I должны были выказывать свою образованность (уметь читать, писать, знать четыре действия арифметики, понимать ино­странные языки). Неграмотным дворянам запрещалось жениться. Дворяне должны были сдавать экзамены. Иногда их принимал сам царь. По итогам сдачи экзаменов определяли на военную и гражданскую службу в соответ­ствующий разряд.

Некоторые дворяне были очень недовольны и удивлены тем, что их де­тей обучают профессии «чернильного племени подьячих». Пётр ответил, что это нельзя ставить знатным фамилиям в укор, «ибо кроме сего пути ни­кто высший градус и до министерского чина произведён быть не может».

Это интересно: Тамбов: краткая история города

Статский советник

Как и титулярный советник, статский советник был гражданским лицом. В его обязанности не входила военная деятельность, он не отвечал за религиозную сферу жизни. Вплоть до 1917 года он занимал гражданский чин пятого класса. Это считалось высоким социальным положением. Обращение к чиновнику данного уровня было «Ваше высокородие». Оно подчеркивало высокий статус данного должностного лица.

Начиная с середины девятнадцатого века статский и титулярный советник занимают важное социальное положение и относятся к первой группе чиновников. Именно данная прослойка определяла внешнюю политику России и относилась к высшей номенклатуре

Должностные оклады у этой группы чиновников считались одними из самых высоких, были у них особые права в сфере получения имений. Крепостные крестьяне становились их собственностью, поскольку вплоть до 1861 года они не обладали личной свободой.

Согласно Указу Петра Великого от 22 февраля 1722 года статские советники причислялись к лучшему старшему дворянскому роду. Это положение закреплялось законодательными актами Российского государства. Потомственные дворяне могли получить чин статский советник по завершении выслуги отведенного законом срока.

Класс №5

Гражданские: Обер-церемониймейстер (до 1743), Герольдмейстер (до 1763), Статский советник (с 1724), Церемониймейстер (1743—1796), Тайный камерир (1801)

В армии: Бригадир (1722—1796), Премьер-майор гвардии (1748—1798), Подполковник гвардии (1722—1748), Штер-кригскомиссар (до 1868), Генерал-провиантмейстер (до 1766), Военный советник (1763—1809)

Во флоте: Капитан-командор (1722—1732, 1751—1764, 1798—1827), Капитан 1-го ранга (с 1764), Обер-сарваер (до 1798)

Придворные: Обер-шенк (до 1762), Гофмейстер (до 1796), Камер-юнкер (1742—1809), Церемониймейстер (с 1796)

Обращение: Ваше высокородие

Влияние на общество и дворянство[править | править код]

Пиратский К. К. Чиновники Военного министерства 5-го и 8-го классов. 1863 г.

Гражданские чиновники военного ведомства. Артиллерийский чиновник штаб-офицерского звания, топограф обер-офицерского звания, чиновник учебно-воспитательной службы военно-учебных заведений, не имеющий военного чина. 1883 г.

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Петровская табель о рангах менялась на протяжении почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Учреждение табели и последующие издания соответствующих нормативно-правовых актов оказали существенное влияние и на служебный распорядок, и на исторические судьбы дворянского сословия. Важным регулятором продвижения по службе стала личная выслуга; «отеческая честь», «порода» утратили прежнее большое значение. Это привело к увеличению социальной мобильности.

Значение личных достижений по службе было подчёркнуто высочайшим указом от 3 () апреля  года, согласно которому прекращалось присвоение придворных чинов камергера и камер-юнкера. Обладатели этих чинов, не состоящие на военной или гражданской службе, обязаны были выбрать один из этих двух видов службы или уйти в отставку.

Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

По манифесту 11 () июня  года право на потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс) или в чин 5-го класса гражданской службы при условии, что эти чины присвоены не при выходе в отставку. Личное дворянство чиновник получал только с 9-го класса, служащие в более низких чинах имели право на статус личных почётных граждан. В военной службе личное дворянство давали так называемые обер-офицерские чины (не выше 9-го класса).

Александр II указом от 9 () декабря  года установил, что право на потомственное дворянство приобреталось получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Эти положения действовали до 1917 года.

Коллежский секретарь

В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность. Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.

Звание коллежский секретарь носили многие известные люди и литературные персонажи:

  • Поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
  • Писатель и литератор Иван Сергеевич Тургенев.
  • Самый яркий персонаж российского писателя И.А. Гончарова – Илья Ильич Обломов.
  • Вдова коллежского секретаря Коробочка Настасья Петровна – персонаж Н.В. Гоголя.
  • Алена Ивановна (коллежская секретарша), то есть вдова коллежского секретаря, из произведения Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».

Следующим важным звеном в системе иерархии среди чиновников в Российской империи является губернский секретарь. Какие у него были полномочия, и что представляла собой данная должность?

Полиция в царской россии

Влияние на социальные отношения

Петр запустил процесс создания сословий по европейскому формату, однако понятие чина приобрело совсем другое значение. Социальный статус чиновника изменился, а положение подданных определялось не только и не столько сословием и материальным положением, сколько чином.

Законы вплоть да 1762 года обязывали всех дворян состоять на одном из видов государственной службы. В дальнейшем эти обязательства были смягчены, однако власть оставила за собой право ограничивались сословные права у тех дворян, которые не имели чина, что ставило их на ступень ниже служивших аристократов, в том числе и выходцев из «нового» дворянства. С другой стороны, титул можно было получить с продвижением по карьерной лестнице, что было причиной увеличения количества мелкопоместных дворян.

Как было в допетровской России

До принятия Табели структура органов государственного управления была двухступенчатой и простой по своей сути:

  1. Первый уровень — московские приказы. Учреждения центрального управления не имели строгого разделения по контролируемым отраслям, территориям или сословиям. Их полномочия могли распространяться, например, на определенные города или группы населения.
  2. Второй уровень — местные учреждения. Примером могут служить приказные избы — канцелярии, ответственные за управление уездами воевод.

Особенности такой структуры объясняются историей ее формирования. Начиная с XV века царь приказом (отсюда общее название этих учреждений) поручал выбранным людям определенный фронт дел, требующих внимания в текущий момент времени, а доверенные набирали штат сотрудников. Непосредственно дела вершили дьяки и подьячие. Если первые могли получать денежный оклад, то вторые находились на «самоокупаемости», то есть принимали подношения от просителей.

Это интересно: Табель о рангах Петра Великого

Основные положения указа[править | править код]

Табель о рангах (конец XIX века)

Петровская Табель о рангах насчитывала 263 должности, каждая из которых с момента издания указа являлась также и ранжированным чином, и один статус, не связанный с должностными обязанностями — «кавалеры Св. Андрея» — в составе сухопутных военных чинов 3-го класса. Впоследствии многие из указанных в табели должностей были упразднены, а названный статус из табели исключён. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Указ содержал 19 пояснительных пунктов к табели. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением общественное положение служащих лиц определяется чином, а не «породой».

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и в официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Табель, в некоторой степени, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить», — гласил 3-й пункт указа.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».

Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жёны «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы при сравнении с жёнами лиц, имеющих чин, считаются на 4 ранга ниже своих отцов.

Все, получившие восемь первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже после получения отцом этого чина; если по получении чина детей у получившего потомственное дворянство не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Пётр I, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Всего статских чинов насчитывалось 96, их условно можно распределить на шесть групп: общегосударственные — 33 чина, горные — 7, сенатские — 7, чины в коллегиях — 24, в резиденции императорского двора — 10, в губерниях — 15.

Относительно низкий ранг (4-й класс) полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чины действительного тайного советника, тайного советника, в отдельных случаях — действительного статского советника, в частности в царствование Николая II.

Генерал-адъютант состоял в 6-м классе (на одном уровне с сухопутным полковником и гвардейским майором), генерал-адъютант при генерал-фельдмаршале — в 7-м классе, генерал-адъютант при «генералах полных» — в 8-м классе. В дальнейшем чин генерал-адъютанта трансформировался в свитское звание, для получения которого необходимо было иметь военный чин не ниже 4-го класса.