Вторая волна феминизма

Феминистки третьей волны борются за свободу личности

Симоньян полагает, что женщины в России имеют равные социальные, политические, личные и экономические права с мужчинами. Маргарита сама решает, с кем она хочет работать, не тратит время на салоны красоты и фитнес, и, решение идти или не идти в политику, принимала только она. Безусловно, нельзя не согласиться с госпожой Симоньян, что в России отношение к женщинам очень прогрессивное. Никто не мешает женщине самореализоваться. Но существует такое понятие, как общественное мнение, которое у нас во всем склонно делать виноватой женщину, даже в неудачах мужчин. Вот с такими, отжившими свое взглядами и мнениями нужно бороться феминисткам в России. И делать это должны именно феминистки третьей волны.

Феминизм третьей волны особенный, он объединяет не только женщин, но и мужчин, а также представителей меньшинств. Феминистки третьей волны не зацикливаются на дискриминации женщин, на отношениях женщин и мужчин. Основная задача феминизма третьей волны – изменить общество, создать условия, чтобы женщина смогла реализовать себя там, где она захочет – в карьере или в семье. Но такие же возможности должны иметь не только женщины, но и мужчины, инвалиды, представители секс-меньшинств. Феминистки третьей волны выступают за свободу личности.

Поэтому одной из основных целей феминизма третьей волны есть борьба с несправедливостью в обществе. А второй главной целью нового феминизма является образование для женщин. По мнению неофеминисток, только образованная женщина сможет стать свободной, полностью реализовать себя в любой сфере, сможет гордиться собой и тем, что она женщина. Ведь концепция феминисток третьей волны: не женщина равная мужчине, а женщина – это женщина и главная ее сила – в женственности.

Среди женщин, причисляющих себя к феминисткам третьей волны много известных и успешных: Натали Портман, Бейонсе, Мерил Стрип, Эмма Уотсон, Анджелина Джоли.

Основными идеологами и вдохновителями феминизма третьей волны можно назвать Ребекку Уолкер, Наоми Р. Вулф, Джудит Батлер, Лили Энн Тейлор, Ив Энслер.

Основные идеологии движения женщин

С появлением первых феминистических движений, направление разбивается на отдельные секторы, и появляются разные подтечения феминизма. Основные виды перечислим ниже.

Либеральный феминизм

Женское направление, которое возникло в эпоху XVIII в. Оно нацелено на получение свободы выбора и индивидуальную свободу женщины в целом. 

Представители этого движения отстаивают точку зрения, что женщины имеют такие же интеллектуальные и физические способности, как и мужчины, поэтому никто не должен дискриминировать их в сфере науки, труда и публичных дискуссий. Они стремятся достичь равенства через политическую и правовую программу, не подчиняясь при этом мужчинам.

Радикальный феминизм

Направление, которое действует с 1980 г. по настоящий момент в мире и в России. Противоположность либеральному направлению. Это более жесткое движение, которое бросает вызов патриархальным условиям и пытается его свергнуть, выступая против дискриминации, угнетения и унижения женщин, социального и физического насилия над ними. 

Причина женского многовекового угнетения, по их мнению, заключается в сформированных веками взаимоотношениях, а не в правовой системе или конфликтах классовой сферы (в этом основное отличие от либерального, марксистского и другого направления).

Марксистский и социалистический

Первое направление — движение, которое видит проблему женского угнетения при патриархате в частной собственности и капитализме. Собственность дает начало неравенству в экономической сфере и зависимости от мужчины.

Второе направление — подотрасль первого. Представители этого движения также видят проблему в частной собственности, и единственный выход преодоления притеснений — в активных мерах против культурных и экономических источников угнетения. В отличие от марксистского направления, здесь борются с неравным положением женщин на работе и дома.

Психоаналитический

Движение, в котором представительницы слабого пола изучают скрытую психодинамику, накладывающую отпечаток на самосознание и межличностные отношения. Главной отличительной чертой психоаналитического феминизма остается представление, что все мужчины в своей повседневной практике постоянно и настойчиво утверждают и сохраняют эту систему патриархата. Женщины лишь изредка оказывают сопротивление, но чаще всего они идут на уступки или делают все, чтобы оказаться в подчинении. 

Загадка, которую стараются решить феминисты психоаналитического толка, такова: почему мужчины без устали расходуют массу энергии на поддержание системы патриархата и почему женщины не оказывают этому противодействия?

Феминистский сепаратизм

Одно из направлений радикального движения, где участники борются с патриархатом путем установления и поддержания взаимоотношений женщин друг с другом. Это движение, где считают, что отношения между полами неразрешимы и поэтому невозможна только гетеросексуальная связь, а не наоборот, гомосексуальная.

Интерсекциональный феминизм

Направление третьей волны феминизма и идеология, где женщины рассматривают в группах проблемы, на которые не обращают внимания мужчины и игнорируют веками. 

К примеру, они исследуют различные формы и системы угнетения чернокожих женщин в области труда и образования, выступают против доминирования мужчин и дискриминации по половому признаку. Также недавно начали принимать участие в политике.

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.

Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

Общая характеристика

Феминистки третьей волны считают, что необходимы дальнейшие изменения в стереотипах, изображении в медиа и обозначении женщин в языке. Идеология третьей волны фокусируется на более постструктуралистской интерпретации гендера и сексуальности.
Феминистские теории третьей волны включает в себя элементы квир-теории, антирасизма, вуманизма, постколониальной теории, экзистенциализма, трансцендитализма, постмодернизма, транснационализма, киберфеминизма, экофеминизма, индивидуалистского феминизма, брахманизма[источник не указан 257 дней], проблематики трансгендерности и др.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как  и , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Вторая волна

Казалось бы, все наладилось, бояться нечего, жить стало лучше, жить стало веселей. Но с появлением «Второго пола» Симоны де Бовуар постепенно стала нарастать вторая волна феминизма. Она началась в бурные 60-е. Суфражизм из понятия, которым занимались маленькие девочки, превратился в понятие, преподаваемое в школе как великое достижение демократии. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Примеров Кюри и Ковалевской было недостаточно, они все равно считали себя забитыми, притесненными, униженными и оскорбленными. Тут же зашла речь о репродуктивных правах женщин, праве на аборт, доступной контрацепции и вечной, с точки зрения воинствующих феминисток, проблеме, о которой они говорят при любом случае — насилии.

Активистки призывали к раскрепощению женской сексуальности, причем можно было раскрепощать ее и без участия мужчин. Собственно, для второй волны было характерно стремление убедить женщин в том, что, прежде всего, их порабощает и подчиняет мужскому миру именно рождение и воспитание детей, которое на исходе «бэби-бума» рассматривалось как чисто женское дело. «Сиди, баба, воспитывай детей, а муж денег пойдет заработает», — вот как выглядело это со стороны.

Какая ирония, черт возьми: примерно половина современных девушек в этой стране мечтает сидеть дома и воспитывать детей, пока муж всех обеспечивает. Ради чего боролись-то? Ах да, надо, чтобы к ней относились как к королеве, уважали и любили. Но если деньги и айфон есть, то не обязательно.

Некоторые радикальные голоса призывали всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести внематочную беременность — технологию появления на свет потомства, при которой женщина не становится «агрегатом» по вынашиванию детей. Действительно, почему она должна мучиться и вынашивать дитя? Что за дискредитация, заложенная природой? В некотором роде это протест против патриархата в природе, если хочешь.

Другие, более умеренные, утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом. Патриархальным считалась жесткая привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми, «самореализуясь» исключительно в домашнем хозяйстве.

Активисты и исследователи того времени полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархального порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах. Причитания о том, что патриархат есть в экономике, семейной жизни и сексуальных отношениях, вскоре достал самих женщин, поскольку даже английский язык феминистки объявили орудием угнетения.

В это же время появляется вещь, которая одинаково бесит представителей всех полов. Радикальный феминизм, который взялся было выкорчевывать патриархат из почвы вечности и по сей день активно имитирует эту деятельность. Получается, что вторая волна толком ни за что не боролась. Их главной задачей было озвучить особую женскую позицию, вскрыть неравенства, вплетенные в нашу повседневную жизнь.

Против всего плохого

С 1990-х выделяют третью волну. Современные феминистки считают, что необходимо изменить стереотипы о гендере. Условно: мальчики любят играть в солдатиков и одеваются в голубое; девочки — играть в куколок и носят розовые платья. Сегодня феминистки выступают против самых разных дискриминаций: расизма, сексизма, лукизма (по внешнему виду), эйблизма (по инвалидности), по сексуальной ориентации и др.

Пространство борьбы обширно. Вы же слышали, например, что всех раздражают авторки, режиссерки, докторши — женские формы привычных слов. Но почему-то никого не раздражают устоявшиеся журналистки, писательницы и начальницы. Известно, что против слова «поэтесса» выступали Ахматова и Цветаева. Но прижилось же, значит, зачем-то нужно

А спорят на деле не о суффиксах, а о чем-то более важном

Новости SMI.FM

В спорах о феминизме встречается аргумент, что в России перед законом все равны. В ноябре 2020 года было опубликовано исследование. Оказалось, что 79 процентов женщин, осужденных за убийство, защищались от нападения! Но в тюрягу отправились. Или давно ли на всех лавочках судачили о Диане Шурыгиной? Обвинение жертвы изнасилования в том, что она сама виновата, — общемировая проблема.

Современный феминизм — это по большому счету борьба за право каждого человека быть самим собой. Не подвергаться насмешкам и насилию за взгляды, поведение и внешний вид. Почему-то это понимается превратно. Мол, дадим свободу каждому фрику диктовать, как надо жить. Нет, это про жизнь, когда не травят тебя, но и ты никого не травишь. Всем мир. И немного женской силы.

Лента времени

  • 1840. Всемирный конгресс против рабства в Лондоне. Женская делегация из США заявляет, что женское неравенство — самая масштабная и скрытая форма рабства.
  • 1867. В Манчестере (Англия) создано «Общество женского избирательного права».
  • 1913. Эмили Дэвисон, воинствующая суфражистка, взрывает дом министра Дэвида Ллойда Джорджа.
  • 1893. Новая Зеландия дает женщинам избирательное право.
  • 1918. Движение за женскую эмансипацию в СССР. Александра Коллонтай — первая в истории женщина-министр.

Наша Александра Коллонтай — первая женщина-министр в мире. Фото: РИА «Новости»

  • 1949. Публикация книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
  • 1960-е. Вторая волна феминизма.

Симона Де Бовуар: «Самое трудное в любовных приключениях женщины — встретить мужчину, которого она считает равным и который не считает ее ниже себя». Фото: Getty Images

  • 1967. Писательница Валери Соланас издает «Манифест общества полного уничтожения мужчин», требует создать женское государство и уничтожить «дефективных» мужчин.
  • 1990-е. Третья волна феминизма.

Валери Соланас призывала уничтожать мужчин. И трижды выстрелила в художника Энди Уорхола. Фото: Getty Images

  • 2017. Актриса Алисса Милано запускает в Интернете хештег #MeToo (Я тоже): «Если бы все женщины, подвергшиеся сексуальному домогательству или нападению, написали «Я тоже» в своем статусе, мы могли бы дать людям понять масштабы этой проблемы».
  • 2018. Начало судебного процесса над сестрами Хачатурян, актуализация вопроса о семейном насилии в России.

Новости SMI.FM

Узнать больше

Британский фильм «Суфражистка» — об истории движения, фигурах Эммелин Панкхерст и Эмили Дэвисон. Фильм показывает жестокие условия начала ХХ века и насилие, с которым сталкиваются борцы за свободу. Главные роли исполнили Мерил Стрип, Хелена Бонэм-Картер и Кэри Маллиган.

Британский «бобби» задерживает на митинге Эммелин Панкхерст (1914 год). В 1999-м журнал «Тайм» включил Эммелин в сотню выдающихся людей ХХ века. Фото: Globallookpress.com

  • Сериал «Дрянь» — экранизация одноименного моноспектакля британской сценаристки Фиби Уоллер-Бридж. По сути, это «Секс в большом городе» на максималках. Не стесняясь в выражениях, Фиби рассказывает о жизни современной женщины. Остроумно и весело.
  • Книга Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» — без заумствования рассказ о том, что общество называет «быть настоящей женщиной» и как это мешает жить полной жизнью.
  • «Свобода, равенство, сестринство» — комикс норвежек Марты Бреен и Йенни Юрдал. Легко, задорно и интересно дамы рассказывают о нелегких 150 годах феминизма.

У американки Сары Николь Лэндри 1 млн подписчиков в Instagram. Мать троих детей не стесняется показывать тело с растяжками и обвисшей кожей. Она призывает читателей не гнаться за стандартами красоты, а любить себя такой, какая есть. Фото: Facebook.com

Вторая волна феминизма

Вторая волна феминизма началась в 60-х годах

Активисты обратили внимание на неравенство в социальной сфере. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин

Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Феминистки начали обсуждать репродуктивные права женщин, право на аборт и доступную контрацепцию, а также проблемы насилия.

Во время второй волны появляются первые научные исследования и работы, посвященные критике патриархата и проблемам женщин. Критикуются патриархальная культура, политика, экономика, патриархальный уклад в семейных и сексуальных отношениях. Неожиданно стало понятно, что социальная политика связана с приватной жизнью. Лозунг второй волны феминизма: «Личное – значит, политическое».

Появляется радикальный феминизм. Идеология радикального феминизма: корень проблем — это «трансисторические» патриархат и патриархальные гендерные отношения и жесткая патриархальная система власти.

За что борются современные феминистки в России?

За безопасность.

В России декриминализированы побои в семье – домашний тиран может несколько раз заплатить штраф, прежде чем понесет уголовное наказание. Нет закона о домашнем насилии, также отсутствует охранный ордер – документ, не позволяющий агрессору приближаться к жертве по решению суда.

В России распространено сексуальное насилие, ответственность за которое возлагают на его жертву: «сама виновата». Из-за этого только 15% потерпевших женщин обращаются в полицию. В большинстве случаев насильником оказывается знакомый или родственник жертвы.

В некоторых регионах сохраняются насильственные обычаи этносов: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.

Отдельно стоит репродуктивное насилие – попытки государства запретить аборты и навязать всем женщинам без исключения роль матери вместо поддержки самого материнства и борьбы с трудовой дискриминацией матерей.

За финансовое благополучие.

Сохраняется феномен «стеклянного потолка»: женщины часто не могут пробиться на высокие управленческие должности как в коммерческих компаниях, так и в органах власти.

В России зарплата мужчин в среднем выше зарплаты женщин на 30%. Причем такое неравенство встречается в пределах одной должности.

Матери-одиночки – одни из самых бедных людей в стране. В России остро стоит проблема неуплаты алиментов со стороны отца.

Женщины наравне с основной работой вынуждены заниматься неоплачиваемым домашним трудом, воспитанием детей, уходом за пожилыми родственниками. Мужчины занимаются этим в намного меньшей степени.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

«Борцы за социальную справедливость»

Пейоратив «борец за социальную справедливость» (англ. social justice warrior, SJW) появился в качестве интернет-мема, ассоциирующегося с феминизмом третьей волны. Широко начал употребляться в 2013 году после начала Геймергейта. В основном под «SJW» понимаются блогеры (преимущественно использующие Tumblr), воспитанные в культуре политкорректности и феминизма третьей волны, и считающие, что борьба с социальной несправедливостью сводится к борьбе с явной или неявной дискриминацией тех или иных групп людей. Основные идеи:

  • Политика идентичности (англ. identity politics). По сравнению со временами Маркса, когда под борьбой с социальной несправедливостью понималась в первую очередь классовая борьба, в развитых странах значительно возросла социальная мобильность и уменьшился разрыв между бедными и богатыми. Как результат — на первый план вышли не классовые различия, а те признаки, которые сложно или практически невозможно поменять (цвет кожи, пол, сексуальная ориентация и т. п.). Политика, направленная на защиту прав таких групп, и стала называться политикой идентичности. О том, как определить степень, в которой та или иная группа подвергается угнетению, речь пойдёт в следующем пункте:
  • Теория привилегий (англ. privilege theory). Привилегия — системное преимущество, получаемое индивидом (группой, сословием и так далее) в силу его принадлежности к той или иной доминирующей социальной группе и дающее ему непропорционально большой, по сравнению с маргинализованными индивидами, доступ к материальным ресурсам и институциональной власти. Согласно этой теории, даже если какая-либо социальная группа не подвергается дискриминации официально, она всё равно может страдать от отсутствия привилегий, которые имеются у других социальных групп[источник не указан 398 дней]. В качестве примера: темнокожие американцы в 21 раз чаще становятся жертвами полиции, чем их белые ровесники, поэтому белый американец в этом плане привилегирован перед чёрным, несмотря на отсутствии в США дискриминации на законодательном уровне. Для подсчёта уровня привилегий для какой-либо социальной группы составляются списки подобных ситуаций, в которых члены этой группы могут подвергнуться предвзятому отношению (или наоборот, извлечь пользу) из-за принадлежности к этой группе[источник не указан 398 дней]. Пропоненты этой теории считают, что привилегии достаются их обладателям незаслуженно, и более привилегированные группы населения должны так или иначе компенсировать их менее привилегированным[источник не указан 398 дней]. В наиболее радикальной интерпретации, представители привилегированных групп населения вообще не имеют права на какую бы то ни было критику в адрес маргинализованных/непривилегированных[источник не указан 398 дней].
  • Интерсекциональность (англ. intersectionality) — один из ключевых элементов современной феминистской теории. Согласно теории интерсекциональности, различные формы угнетения (сексизм и патриархат, расизм, капитализм, гетеросексизм и другие) носят системный характер, пронизывают всё общество, все социальные институты и уровни социального взаимодействия, укрепляют и поддерживают друг друга.

Термин «борец за социальную справедливость» считается оскорбительным, и сторонники перечисленных выше идей сами себя так не называют, хотя есть исключения.