Вмс японии

Содержание

Ставки унтер-офицеров и рядового состава

Для моряков и старшин, которые отбирались из рядовых или призывников и проходили обучение в военно-техническом училище ВМФ, имена отличались от армейских, но были равными по званию. Различные подразделения военно-морского флота имели свою специализацию, увеличивающую общее звание. Например, Воздушная служба Императорского военно-морского флота Японии (IJNAF) включила «Flight» (飛行Hikō ) в общее звание, такое как старшина первого класса (一等 飛行 兵曹Ittō-hikō-heisō ) или летный моряк второго класса (二等 飛行 兵Nit-hikō-hei ). Для практического использования эти ранговые имена часто сокращались до 一 飛 曹 ( Ippisō ) или 二 飛 ( Nihi ) соответственно. Знаки отличия рядовых были изменены в апреле 1942 года, а общие звания обновлены в ноябре 1942 года.

Зачисленный знак отличия до изменений в 1942 году представлял собой круглую нашивку, которая содержала один якорь для самого низкого уровня, два скрещенных якоря для среднего класса и два перекрещенных якоря с цветком вишни для самого высокого класса. Знаки отличия старшины были выполнены по тому же образцу, но дополнительно имели венки . Знак отличия был красным на черном фоне для зимней темно-синей униформы (также для летных костюмов ), черным на белом фоне для летней белой формы и красным на зеленом фоне для униформы специальных десантных войск (SNLF). Якорь будет заменен другими символами для специализированных веток; например, у авиации был самолет. После изменений в 1942 году знак отличия представлял собой черную нашивку, имевшую квадратную форму вверху и стрелку внизу. Внутри участка у всех ветвей был желтый якорь и одна желтая горизонтальная полоса для самого низкого уровня, два — для среднего класса и три — для высшего сорта. Так же, как и раньше, знаки различия старшины следовали тому же образцу, но дополнительно имели венки. Для всех рангов посередине был также цветок сакуры, который менял свой цвет в зависимости от ветки; например, голубой цвет олицетворял авиацию.

В таблице ниже приведены подробные сведения о званиях и знаках отличия рядового / унтер-офицера:

Знаки отличия Заголовок Перевод Знаки отличия Заголовок Перевод
До 1942 г. Пост 1942 года
Старшины下 士官 ( Кашикан )
一等兵 曹( Ittōheisō ) Старшина первого класса 上等兵 曹( Jōtōheisō ) Главный старшина
二等兵 曹( Nitheisō ) Старшина второго класса 一等兵 曹( Ittōheisō ) Старшина первого класса
三等 兵曹( Santōheisō ) Старшина 3 класса 二等兵 曹( Nitheisō ) Старшина второго класса
Зачислен / Моряки Su ( Суйхэй )
一等 水兵( Иттосуйхэй ) Моряк первого класса 水兵 長( Suiheichō ) Ведущий моряк
二等 水兵( Нитосуйхэй ) Моряк второго класса 上等 水兵( Jōtōsuihei ) (старший моряк) Опытный моряк

( Моряк )

三等 水兵( Santōsuihei ) Моряк 3-го класса 一等 水兵( Ittōsuihei ) (первый класс моряка) Рядовой моряк ( подмастерье моряка )
四 等 水兵( Ёнтосуйхэй ) Моряк (моряк четвертого класса) 二等 水兵( Nitsuihei ) (моряк второго класса) Моряк рекрут

ЭСМИНЦЫ

Тип «Акидзуки»Головной «Акидзуки» вошел в строй 14.03.2012 г., остальные 3 эсминца этого типа будут достроены только к 2014 году.

Водоизмещение: 6800 тоннВооружение: 32 ячейки УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Очередной представитель семейства Иджис-эсминцев. Чисто японская разработка на основе западных технологий. Предназначен для обороны корабельных группировок от низколетящих противокорабельных ракет. Основное вооружение – до 128 зенитных ракет ESSM (Evolved Sea Sparrow Missle) с эффективной дальность стрельбы 50 км. Вполне достаточно чтобы отразить любую провокацию со стороны КНДР или Китая, при этом маленький эсминец может показать свои собственные «кулаки» – на борту 8 ПКР и целое море другого вооружения.

При создании перспективного эсминца японцы ставили упор на экономию средств, в результате стоимость «Акидзуки» составила «всего» 893 млн. долларов – почти в два раза меньше, чем у эсминцев семейства «Арли Берк».

Тип «Таканами»

В строю 5 эсминцев, строились в период с 2000 по 2006 гг.

Полное водоизмещение – 6300 тонн.Вооружение: 32 ячейки УВП, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.«Таканами» – один из японских эсминцев «переходного периода». Дорогая и сложная система «Иджис» отсутствует, но на эсминце уже установлена универсальная пусковая установка Mk.41, а в конструкциях настройки отчетливо проступают «стелс-технологии».

Основными задачами крепких современных эсминцев является противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями.

Тип «Мурасамэ»

В период с 1993 по 2002 гг. было построено 9 эсминцев этого типа

Полное водоизмещение: 6000 тоннВооружение: 16 ячеек УВП Mk.48, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 76 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.Еще один эсминец «переходного периода». В качестве основного оружия установлены два 8-ми зарядных модуля УВП Mk.48 (укороченная версия Mk.41), боекомплект 16 зенитных ракет Sea Sparrow или 48 ESSM.Артиллерия представлена единственным 76 мм орудием итальянской фирмы ОТО Melara.Эсминцы этого типа могут применяться для блокады морских районов и для действий в составе эскортных сил – дальность хода составляет 4500 миль на скорости 20 узлов.

Тип «Асагири»

С 1985 по 1991 гг. построено 8 эсминцев этого типа

Полное водоизмещение: 4900 тоннВооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 8 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.Фрегат, прикинувшиеся для солидности эсминцем. Ни по размерам, ни по вооружению, ни по радиоэлектронике «Асагири» совершенно не удовлетворяет современным требованиям. Отличительная особенность этого корабля — уродливый силуэт с непропорционально большим вертолетным ангаром в кормовой части.

В настоящее время устаревшие эсминцы выводятся из боевого состава флота, два из них уже переоборудованы в учебные корабли. Тем не менее, у механизмов старых эсминцев еще сохранился свой ресурс для выхода в море, а 8 восемь ракет «Гарпун» и противолодочный вертолет могут сыграть существенную роль в морском сражении.

Тип «Хацюки»

В период 1980-1987 гг. построено 12 кораблей

Полное водоизмещение: 4000 тоннВооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 4 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.Представитель старой японской школы кораблестроения, классический набор вооружения и корабельных систем. Несмотря на ветхость, на эсминцах (правильнее говорить — фрегатах), используется современная газотурбинная силовая установка.Разумеется, в современных условиях эсминцы «Хацюки» потеряли свою боевую ценность, поэтому многие из них выведены в резерв или переоборудованы в учебные корабли.

Звания и знаки различия

Командный состав
Знаки различия АдмиралКайдзё Бакурётё幕僚長たる海将 Вице-адмиралКайсё海将 Контр-адмиралКайсёхо海将補 Капитан 1-го рангаИтто Кайса1等海佐 Капитан 2-го рангаНито Кайса2等海佐 Капитан 3-го рангаСанто Кайса3等海佐 Капитан-лейтенантИтто Кайи1等海尉 Старший лейтенантНито Кайи2等海尉 ЛейтенантСанто Кайи3等海尉 МичманДзюн Кайи准海尉
Погон
Шеврон
Рядовой состав
Знаки различия Главный корабельныйстаршинаКайсотё海曹長 Главный старшинаИтто Кайсо1等海曹 Старшина 1-й статьиНито Кайсо2等海曹 Старшина 2-й статьиСанто Кайсо3等海曹 Старший матросКайситё海士長 Матрос 1-го классаИтто Кайси1等海士 Матрос 2-го классаНито Кайси2等海士
Погон
Шеврон

По пути модернизации

«Америка открыла Японию миру под дулами орудий. Это вообще было характерно для данной эпохи», — отметил Валерий Кистанов.

По словам Виктора Кузьминкова, судьба Японии в известном смысле была предрешена.

  • Западные торговцы и миссионеры в Японии

«Начался период активного вторжения западных держав на Дальний Восток. В результате Опиумных войн сильно страдал Китай. И Япония в той ситуации просто не могла остаться нетронутой. Власти Страны восходящего солнца отдавали себе отчёт в том, что если они не подпишут договор с американцами на мирных условиях, то их, скорее всего, будет ожидать судьба китайского соседа», — подчеркнул он.

При этом, по мнению учёного, японское руководство сумело сделать из случившегося выводы.

«Договор-то был заключён, но японцы поняли, что если они ничего не изменят в своей жизни, то рано или поздно с ними всё равно поступят так, как поступили с Китаем. И чтобы этого избежать, необходимо было запустить процесс модернизации. Что и было сделано.

Также по теме


Нарышкин заявил о необходимости дать правовую оценку бомбардировке США Хиросимы и Нагасаки

Атомной бомбардировке США японских городов Хиросима и Нагасаки в 1945 году ещё предстоит дать правовую оценку, заявил председатель…

Уже в следующем десятилетии в Японии произошла сопровождавшаяся многочисленными реформами Реставрация Мэйдзи. Старая система сёгуната была упразднена, страна перешла к прямому императорскому правлению и многочисленным административным и техническим заимствованиям из-за рубежа. Американцы, сами того не желая, подтолкнули японцев на путь модернизации», — отметил Виктор Кузьминков.

Политолог-американист, член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков считает события, связанные с экспедицией Перри, характерным проявлением американского «политического реализма».

«Политический реализм по-американски — это когда всё брошено на достижение результата любыми средствами. Если результат не достигается, то это политический идеализм. Когда нужно бренчать оружием, грозить или даже применять военную силу для достижения какой-то прагматической цели, это называется защитой национальных интересов. И так происходило не только в Японии. В Мексике, на Филиппинах и ещё во множестве других стран», — подчеркнул эксперт.

По словам учёного, так было всегда. «Если мы посмотрим в историю, то легко можем убедиться, что ничего в этом смысле не менялось и не изменилось даже сегодня. Когда Америка видит что-то выгодное для себя, ей наплевать на то, что об этом думают другие», — резюмировал Сергей Судаков.

Боевой состав морской авиации[править | править код]

Наименование Страна производства Фото Тип Модификация Количество Примечание
Боевые самолёты
P-3 Orion  США  Япония Противолодочный самолёт Самолёт РЭР P-3C EP-3 OP-3C UP-3C 54 5 4 1 Самолёты построены по лицензии в Японии.
Kawasaki P-1  Япония Противолодочный самолёт P-1 UP-1 25 1 Планируется заказать 70 самолётов.
Тренировочные самолёты
Fuji T-5  Япония Тренировочный T-5 30
Транспортные самолёты
Beech 90 King Air  США Транспортный LC-90 5
Специальные самолёты
P-3 Orion  США  Япония Буксировщик мишеней UP-3D 3
Learjet 36A  США Буксировщик мишеней U-36A 4
Специальные самолёты
ShinMaywa US-2  Япония Поисково-спасательный US-2 6
Вертолёты
Mitsubishi H-60  США  Япония Многоцелевой SH-60J SH-60K USH-60K 24 60 1
AgustaWestland AW101  Великобритания  Япония Искатель мин Транспортный MСР-101 CH-101 10 2
Eurocopter EC135  Европейский союз Транспортный TH-135 15

Командиры 5-го флота

Первое создание

Главнокомандующий Даты Предыдущий пост Следующее сообщение Ноты
1 Вице-адмирал Сиодзава Коити 塩 沢 幸 一 1 февраля 1938 г. 15 декабря 1938 г. Дежурный ВМФ Генштаба Директор Технического бюро ВМФ
2 Вице-адмирал Кондо Нобутаке 近藤 信 竹 15 декабря 1938 г. 29 сентября 1939 г. Дежурный ВМФ Генштаба
3 Вице-адмирал Такасу Широō 高 須 四郎 29 сентября 1939 г. 15 ноября 1939 г. Директор военно-морского колледжа Главнокомандующий

15 ноября 1939 года 5-й флот был реорганизован во . История команд продолжается.

2-е создание

Ранг имя Свидание
4 Вице-адмирал Боширо Хосогая 25 июля 1941 г. — 31 марта 1943 г.
5 Вице-адмирал Широ Кавасе 31 марта 1943 — 15 февраля 1944
6 Вице-адмирал Киёхидэ Шима 15 февраля 1944 г. — 5 февраля 1945 г.

Начальник штаба

Ранг имя Свидание
1 Вице-адмирал Минору Тайуи 1 февраля 1938 г. — 15 декабря 1938 г.
2 Вице-адмирал Тамон Ямагути 15 декабря 1938 — 15 ноября 1939
3 Вице-адмирал Тасуку Накадзава 25 июля 1941 г. — 6 ноября 1942 г.
4 Контр-адмирал Ёсиюки Итимия 6 ноября 1942 — 19 марта 1943 гг.
5 Контр-адмирал Нобору Овада 10 марта 1943 г. — 17 ноября 1943 г.
6 Контр-адмирал Такеши Мацумото 17 ноября 1943 г. — 5 февраля 1945 г.

О подводной авианесущей субмарине

По мнению военных экспертов, авианесущие судна, выпускаемые в Соединенных Штатах и Великобритании, использовали более совершенное вооружение. Кроме того, техническое состояние кораблей было лучше, чем в императорских кораблях. Однако в создании своих авианосцев, Япония могла удивить подходом к проектированию военной техники. Например, это государство располагало подводным флотом. В каждом японском подводном авианосце могло транспортироваться несколько гидросамолетов. Перевозились они в разобранном виде. Если требовалось произвести взлет, то самолет, используя специальные полозья, выкатывали наружу, собирали, а затем посредством катапульты подымали в воздух. По мнению специалистов, японский подводный авианосец не использовался в крупных битвах, однако он был довольно эффективен, если нужно выполнить какую-либо сопутствующую задачу. Например, в 1942 году японцами были запланированы масштабные лесные пожары в штате Орегон. Для этой цели подводный авианосец Японии I-25 приблизился к берегу Соединенных Штатов, а затем выпустил находящийся внутри гидросамолет Yokosuka E14Y. Пролетая над лесами, пилот произвел сброс двух 76-килограммовых зажигательных бомб. В силу невыясненных причин ожидаемого эффекта не произошло, но появление над Америкой японского самолета серьезно напугало военное командование и руководство страны. Как утверждают специалисты, подобный случай, когда война могла зацепить непосредственно саму Америку, был единичным. О том, какие использовались японские подводные лодки-авианосцы, далее.

Структура

Во второй китайско-японской войне

  • Крейсерская дивизия 9
  • Крейсерская дивизия 10
  • Торпедная эскадрилья 5
    • Легкий крейсер Юбари
    • Дивизия эсминцев 3
    • Дивизия эсминцев 16
    • 23-я дивизия эсминцев
  • Перевозчик Дивизион 3
  • Подразделение перевозчиков 4

Порядок битвы во времена Перл-Харбора

  • 21-я крейсерская дивизия (базируется в Оминато

    Легкий крейсер Тама (Флагман), Кисо , Вспомогательный тендер-гидросамолет Кимикава Мару (базируется в Хоромусиро )

    )

  • Крейсерская дивизия 22 (базируется в Кусиро

    Вспомогательный крейсер Акаги Мару , Асака Мару , Авата Мару

    )

  • Дивизия канонерских лодок 10
  • Subchaser Дивизион 66
    • Вспомогательный ловец Фуми Мару , №2 Секи Мару ,
    • Вспомогательный Netlayer Коги Мару
  • 17-я дивизия саперов
  • Патрульная дивизия 7
    • Вспомогательное судно Hokuyō-G , Вспомогательное судно поддержки № 1 Сасаяма Мару
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
    • 6-й взвод
  • База № 7 (базируется в Чичидзима )
  • Chichijima Naval Air Group
  • Прямое управление флотом из штаб-квартиры
  • Прикрепленные корабли для флота
    • Ойлер Ширия
    • Вспомогательная канонерская лодка Kaih Maru
    • Вспомогательное транспортное судно Nissan Maru , Chōk Maru , №2 Tōk Maru , Akashisan Maru

Порядок битвы во время операции «Коттедж»

5-й флот в мае 1943 г.

  • Крейсерская дивизия 21 (базируется на Оромусиро

    Тяжелый крейсер Nachi (Флагман), Maya , Легкий крейсер Tama , Kiso

    )

  • Крейсерская дивизия 22
  • 1-я эскадрилья крейсеров-эсминцев (базируется на Хоромусиро )
    • Легкий крейсер Абукума
    • 2-я дивизия эсминцев (эта дивизия выделена из CruDesron 4.)
    • 6-я дивизия эсминцев (эта дивизия была выделена из CruDesron 11).
    • 9-я дивизия эсминцев
    • 10-я дивизия эсминцев (эта дивизия была отделена от CruDesron 10.)
    • 21-я дивизия эсминцев ( Shimakaze

      Разрушитель Шимакадзе , Вакаба , Хацусимо

      отделилась от CruDesron 2).

    • 31-я дивизия эсминцев (эта дивизия была выделена из CruDesron 2).
  • Специальная база № 51 (базируется в Киске )
  • Прикрепленные корабли для флота
    • Подводная флотилия 7
    • Корабль сопровождения Кунашири
    • Вспомогательный тендер для гидросамолетов Kimikawa Maru
    • Вспомогательная масленка Nippon Maru , Teiy Maru

Порядок битвы при заливе Лейте

  • 16-я крейсерская дивизия (они не участвовали в морском сражении, потому что ей было приказано нести транспортное дежурство).
  • Крейсерская дивизия 21
    • Тяжелый крейсер Начи (Флагман), Ашигара
    • Легкий крейсер Тама (отдан в состав 3-го флота.)
    • Легкий крейсер Kiso (В морском сражении не участвовала, потому что ему было приказано нести транспортную службу).
  • Крейсерская эскадрилья эсминцев 1
    • Легкий крейсер Абукума
    • 7-я дивизия эсминцев
    • Дивизия эсминцев 18
    • 21-я дивизия эсминцев (в морском сражении не участвовала, потому что ей было приказано нести транспортное дежурство).

Порядок битвы во времена Миндоро

  • Тяжелый крейсер Ашигара (Флагман)
  • 31-я эскадрилья крейсерских эсминцев
    • Легкий крейсер Isuzu
    • 43-я дивизия эсминцев
    • Дивизия эсминцев 52
    • 21-я дивизия береговой обороны
    • 933-я военно-морская авиагруппа (базируется в Сайки )
  • Прикрепленные корабли для флота

История

Вторая китайско-японская война

Первоначально 5-й флот был сформирован 1 февраля 1938 года как часть японской программы чрезвычайного военного расширения после инцидента в Северном Китае 1937 года. Первоначальный план состоял в том, чтобы построить 3-й, 4-й и 5-й китайские территориальные флоты для прикрытия вторжений японцев. войска на материковой части Китая, а также для запрета и контроля торговли на побережьях. Четвёрт и 5 — й флота пришли под оперативным контролем 2 — го Китая экспедиционного флота . Он участвовал в операции на острове Хайнань и других морских операциях по перехвату у побережья Китая. Флот был расформирован 15 ноября 1939 года, когда его операции были объединены с флотом Китайской зоны .

Вторая Мировая Война

5-й флот был возрожден 25 июля 1941 года, и ему было поручено патрулировать северные японские воды из северной части Хонсю , через Хоккайдо , острова Тисима и до островов Бонин на востоке. Поскольку угроза морского вторжения со стороны Советского Союза считалась крайне отдаленной, а японские силы были сосредоточены на атаке на юг ( Наншин-рон ) , 5-й флот IJN считался второстепенным и имел только пару легких крейсеров и меньшие суда.

С началом Второй мировой войны и рейда Дулитла на Токио 5-й флот был усилен большим количеством переоборудованных вооруженных торговых судов. Оперативный план битвы за Мидуэй предусматривал отвлекающий удар на север в сторону Алеутских островов . Крейсера 5-го флота, получившие обозначение «Северные силы» после его увеличения для операции, прикрывали высадку японских войск на Атту и Киске 6–7 июня 1942 года и участвовали в битве на Командорских островах против Соединенных Штатов. ВМС США 27 марта 1943 года.

Однако 5-й флот IJN не смог предотвратить повторный захват Атту американскими войсками в мае 1943 года, а после упразднения Северных войск 4–5 августа 1943 года — с 5 августа 1943 года по 5 декабря 1944 года 5-й флот. был реорганизован под оперативный контроль Северо-восточного флота , который руководил выводом японских войск из Киски и усилением северных подходов к Японии.

После ухода Японии с Алеутских островов в октябре 1944 года флот Северо-Восточного района был передан непосредственно Филиппинам . Он участвовал в битве при заливе Лейте , а уцелевшие суда были присоединены к флоту Юго-Восточного района 15 декабря 1944 года. 5 февраля 1945 года. Юго-восточный региональный флот стал 10-м флотом IJN , в то время как остатки административной структуры 5-го флота были расформированы.

Сила

Каждый воздушный флот состоял из одной или нескольких воздушных флотилий, которыми командовали контр- адмиралы, и в свою очередь состоял из двух или более групп летчиков. Каждая летная группа состояла из базового подразделения и от 12 до 36 самолетов и от 4 до 12 резервных самолетов. Каждая летная группа состояла из нескольких хикотаи (飛行 隊), эскадрилий из 9, 12 или 16 самолетов, что соответствовало Тютай (中隊) ВВС Императорской армии Японии. Hikōtai были заповедал на лейтенанта , мичмана, или опытный старшина . Обычно каждый хикритаи делили на четыре стаи  — сётай (小隊) — каждый с тремя или четырьмя плоскостями. С середины 1944 года сетаи обычно состояли из четырех самолетов. В начале Тихоокеанской войны насчитывалось 90 групп летчиков, каждой из которых было присвоено имя или номер. Группы с именем обычно были связаны с определенным военно-морским командованием или базой. Номера обычно присваивались единицам за пределами Японии.

Численность групп пилотов

  • Fliegergruppen от 200 до 399: группы пилотов-истребителей
  • Fliegergruppen 400–499: гидросамолеты
  • Fliegergruppen 600–699: смешанные типы самолетов

Обозначение типов самолетов в ВМФ

Основная статья: Типовые обозначения японских императорских военно-морских авиаторов

Система именования типов самолетов ВМС Японии была аналогична системе ВМС США с 1922 по 1962 год . Каждому новому типу было дано короткое имя, состоящее из комбинации латинских букв и цифр.

  • В начале была буква (иногда две), обозначающая основной тип или назначение самолета.
  • Затем последовал номер, определяющий тип самолета (основной вариант) соответствующего производителя.
  • Затем пришло еще одно письмо, которым был закодирован производитель.

( G4M относился к штурмовому бомбардировщику 4-го типа (G) ВМФ, выпускаемому Mitsubishi (M) )

Письмо Тип Производитель
А. Авианосный истребитель Айти ( Айти Токей Денки и Айти Кокуки ) / North American Aviation (США)
Б. Авианосный бомбардировщик / бомбардировщик-торпедоносец Boeing Aircraft (США)
С. Наземный разведчик Consolidated Aircraft (США)
Д. Пикирующий истребитель-авианосец Дуглас Эйркрафт (США)
Э. Гидросамолет-разведчик
Ф. Гидросамолет наблюдателя
г Штурмовик Hitachi Kōkūki / Grumman Aircraft Engineering (США)
ЧАС Летающая лодка (разведчик) Хиро (Дай-Дзюичи Кайгун Кокушо) / Hawker Aircraft (Великобритания)
Привет Ernst Heinkel Flugzeugwerke (Германия)
J Наземный охотник Nihon Kogata Hikōki / Junkers Flugzeug- und Motorenwerke (Германия)
K Учебно-тренировочный самолет Каваниси Кокуки
Л. Транспортный самолет
М. Специальный поплавок Mitsubishi Jūkgyō
MX Самолет специального назначения
N Гидросамолет как истребитель Накадзима Хикоки
п Наземный бомбардировщик Нихон Хикоки
Q Самолет воздушного наблюдения
Р. Наземный разведчик
С. Ночной истребитель Сасэбо (Дай-Нидзюичи Кайгун Кокусо)
Si Сёва Хикоки
V Воут-Сикорский (США)
W. Ватанабэ Теккоодзё / Кюсю Хикоки
Y Ёкосука (Дай-Ити Кайгун Коку Гидзюцу)
Z Мидзуно Гураида Сейсакушо

Мелкие и средние изменения типа (вариантов) самолета обозначались добавлением другого числа в конце обозначения.

Другие незначительные изменения в варианте отмечены добавлением еще одной буквы.

В нескольких случаях, когда предполагаемое назначение типа самолета изменялось, новое предназначение было разъяснено путем добавления дефиса и дополнительной буквы. Так было, например, с летающей лодкой H6K4 (6-я летающая лодка ВМФ (H6), построенная Каваниши (K), четвертый вариант (4)). Позднее этому самолету была отведена роль десантного транспорта, и его обозначение было изменено на H6K4-L.

Надводный флот

Вертолетные эсминцы — DDH

Официально классифицируемые как «вертолетные эсминцы», эти суда имеют конфигурацию вертолетоносца, проходящего через палубу; Преобразование класса Izumo в конфигурацию легкого авианосца для перевозки истребителей F-35 B V / STOL с середины 2020-х годов.

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Вертолетные эсминцы — DDH (2 в строю)
Идзумо -класс Вертолетный эсминец Дж. С.  Идзумо Дж. С.  Кага 27000 тонн
Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Вертолетные эсминцы — DDH (2 в строю)
Хьюга -класс Вертолетный эсминец ( или вертолетоносец ) JS  Hyuga JS  Исэ 19000 тонн

Десантные корабли

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Десантные корабли — LST (3 в строю)
Osumi -класса Десантный корабль-танк ( де-факто десантный транспортный док ) JS  Osumi JS  Shimokita JS  Кунисаки 14000 тонн Японское министерство обороны планирует провести капитальный ремонт самолетов класса Osumi, чтобы улучшить их десантные возможности.
Десантный корабль — LCU (9 в строю)
LCU-2001 -класс Вспомогательное десантное судно JS  LC №1 JS  LC №2 540 тонн
YL-09 -класс десантный аппарат механизированный JS  YL-11 JS  YL-12 JS  YL-13 JS  YL-14 JS  YL-15 JS  YL-16 JS  YL-17 50 тонн

Эсминцы — DDG / DD

JMSDF использует официальный термин « эсминцы», несмотря на то, что некоторые более крупные корабли аналогичны крейсерам, а меньшие суда являются аналогами фрегатов по большинству международных классификаций.

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Эсминцы — DDG / DD (36 в строю)
Майя -класс Управляемый ракетный эсминец ( Иджис ) JS  Maya JS  Haguro 10 500 тонн
Атаго -класс JS  Atago JS  Ashigara 10 000 тонн
Kongō -класс JS  Kongo JS  Киришима JS  Myoko JS  Chōkai 9 500 тонн
Асахи -класс Эсминец JS  Asahi JS  Shiranui 6800 тонн
Акизуки -класс JS  Акизуки JS  Teruzuki JS  Suzutsuki JS  Fuyuzuki 6800 тонн
Таканами -класс JS  Takanami JS  Оны JS  Makinami JS  Sazanami JS  Suzunami 6400 тонн
Класс мурасаме JS  Murasame JS  Harusame JS  Yūdachi JS  Кирисам JS  Inazuma JS  Samidare JS  Ikazuchi JS  Akebono JS  Ариак 6200 тонн
Асагири -класс JS  Asagiri JS  Yamagiri JS  Yūgiri JS  Amagiri JS  Hamagiri JS  Setogiri JS  Sawagiri JS  Umigiri 5200 тонн

Фрегат многоцелевой / минный — FFM

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Многоцелевой / минный фрегат — FFM (0 в строю)
Могами -класс Фрегат Дж.С.  Могами, Дж. С.  Кумано, Дж. С.  Ноширо 5 500 тонн FFM-2 Kumano был запущен 19 ноября 2020 года. FFM-1 Mogami был запущен 3 марта 2021 года после задержек. К 2032 году планируется еще двадцать кораблей этой конструкции.

Эсминец сопровождения — DE

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Эсминец сопровождения — DE (6 в строю)
Абукума -класс Эсминец сопровождения (или фрегат ) JS  Abukuma JS  Jintsū JS  Ōyodo JS  Sendai JS  Chikuma JS  Tone 2550 тонн

Противоминные суда

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Противоминные суда (22 в строю)
Урага -класс Тральщик JS  Uraga JS  Bungo 6850 тонн Классифицируется как «корабль обеспечения противоминной обороны».
Авадзи -класс Дж. С.  Авадзи, Дж. С.  Хирадо, Дж. С.  Этадзима 690 тонн
Эносима -класс JS  Эносима JS  Chichijima JS  Hatsushima 570 тонн
Хирасима -класс JS  Hirashima JS  Yakushima JS  Takashima 570 тонн
Sugashima -класса JS  Sugashima JS  Tsunoshima JS  Наосима JS  Toyoshima JS  Ukushima JS  Izushima JS  Aishima JS  Aoshima JS  Миядзима JS  Shishijima JS  Куросима 570 тонн

Патрульные суда

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Патрульные суда (6 в строю)
Хаябуса -класс Патрульный катер JS  Hayabusa JS  Wakataka JS  Otaka JS  Kumataka JS  Umitaka JS  Shirataka 240 тонн

Учебные суда

Класс Рисунок Тип Корабли Смещение Примечание
Учебные суда (8 в строю)
Кашима- класс Курсантский учебный корабль JS  Кашима 4050 тонн
Shimayuki -класса Учебное судно JS  Setoyuki 3000 тонн Переоборудованные эсминцы типа «Хацуюки».
Hatakaze -класса JS Hatakaze JS  Shimakaze 5900 тонн Переделанный ракетный эсминец типа «Хатакадзе».
Оясио -класс Учебная подводная лодка JS  Oyashio JS  Michishio 4000 тонн Реконструированные подводные лодки типа «Оясио».
Куробе -класс Корабль поддержки обучения Дж. С. Куробе
Тенрю -класс JS Tenryū