Вий (мифология)

Образ в народном фольклоре

Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.

Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.

Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

– Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей – обратился он к своим богатырям.

И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.

Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»

Номер слова в предложении

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Существительное 26 24 25 29 30 27 32 29 30 30 29 35 27 31 29 30 31 38 32 35
Прилагательное 7.5 6.7 7.9 6.6 7.6 7.3 7.8 9.8 9.7 9.1 7.7 9.4 9.9 10 11 11 10 6.6 4.4 5
Глагол 20 33 27 24 24 26 22 18 22 24 18 20 18 22 25 16 14 21 19 18
Местоимение-существительное 20 9.9 8 9.3 6.8 7.1 4.1 6.9 4.3 4.4 5.4 6.2 6.7 7.9 4.1 6.4 5.3 6.6 2.9 5
Местоименное прилагательное 3.1 5.7 5.4 5.7 5.9 6.5 5.1 8.2 5.1 4.4 5.1 6.6 5.5 5.4 6 5.4 3.2 5.3 5.1 5.9
Местоимение-предикатив .20 .00 .20 .00 .00 .20 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Числительное (колич-ое) .20 .30 .50 1.2 .20 .20 .20 .50 .50 .50 1 1 .80 .00 .50 .50 1.1 .70 .70 .80
Числительное (порядковое) .00 .10 .20 .20 .00 .20 .20 .00 .30 .00 .00 .00 .40 .00 .00 .00 .00 .00 .70 .00
Наречие 2.6 3.1 2.9 3.4 1.8 2 3.7 4.1 4.3 2.5 5.1 .70 5.9 .80 2.3 5 4.2 2 2.2 5
Предикатив .30 .30 .50 .30 .20 .20 .20 .70 .30 .50 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Предлог 8.9 8.8 12 12 11 13 12 9.8 9.5 12 16 9.7 12 11 13 11 14 11 14 12
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Союз 5.3 2.8 4.2 4.2 9.4 6.1 5.8 10 7.7 7.1 7.3 6.2 5.9 4.2 5.5 5.9 9.5 4.6 13 7.6
Междометие 1 .00 .20 .30 .40 .00 .00 .00 .30 .00 .00 .30 .00 .00 .50 .00 .00 .00 .00 .00
Вводное слово .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Частица 2.7 3.8 4.2 2.5 2.2 2.4 3.3 1.8 2.8 3 1.9 3.1 4 4.2 1.4 2.5 2.1 1.3 1.5 2.5
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Причастие 1 .90 1.6 1.5 1.3 1.6 2.7 .70 2.3 1.6 3.2 1.7 4.3 2.5 1.8 5 2.1 3.3 3.6 2.5
Деепричастие .90 .70 .30 .50 .20 .60 .20 .00 .50 .80 .00 .00 .40 .00 .00 1 2.6 .00 .70 .00

Вий в общепринятом понимании

Сегодня принято полагать, что Вий в восточнославянской мифологии есть то-то и то-то. Однако давайте оглянемся на исторические события.

  • После того, как Русь приняла Христианство, церковь постаралась тщательнейшим образов «вычистить» все элементы языческих верований, ранее занимавших духовную сверху восточнославянского населений.
  • В этом нет ничего необычного – так поступают все «новые хозяева», поскольку не может быть альтернативного устава в одном монастыре.
  • Итогом этой теологический чистки стало то, что древние изначальные славянские легенды и повествования о божествах и верованиях были замещены более поздними интерпретациями в концепции мировосприятия авраамических религий.

Критической особенность иудео-христианских монотеистических религиозный представлений является строгое биполярное восприятие морали:

Добро – Зло.

В праславянских языческих верованиях ничего подобного не было и не могло быть. Если Божеств много – то у каждого из них свое понятие о Добре и Зле. Единой морали в условиях множественности представлений о добре и зле не может существовать.

В сегодняшней интерпретации славянской мифологии (фактически, христианской версии древних языческих верований) Вий описывается как некий Страж Подземного мира, в котором происходит оценка поступков душ умерших людей и их очищение. Совершенно христианское представление о том, что происходит с человеком после смерти.

Проблема в том, что оригинальные древнеславянские легенды стерты из памяти, артефакты не сохранились и мы сегодня не можем иметь истинного понятия, как древние славяне понимали роль Вия.

Атрибуты

Большинство атрибутов Вия состоят из железа: лицо, палец, кровать, вилы. Этому есть логичное объяснение.

Железо добывают из земли, а повелитель Преисподней мира считается хозяином земных недр. Отсюда прослеживаются ассоциации Вия с гномами и подобными им хранителями подземелий. Идол его также изготавливали из железа.

Есть описания подземного бога, где он держит свинцовый скипетр и огненный бич. Хотя в оружии Вий не нуждался, так как управлял черной энергией одним лишь своим взглядом. Также атрибутами бога тьмы считают большую черную лохматую собаку с нависшими веками, летучих мышей.

Оберег – символ Бога Вия

Знак или оберег Бога Вия называют славяне – «Всевидящее Око». Сразу говорит он нам о том, что это Бог, от глаз, слуха и памяти которого ничто не сокроется. Внешний вид знака – повторяющие друг друга окружности, одна в другой. Небольшие полоски-выступы по краям кругов обозначают неприкосновенность. Это обозначает скрытую и явную силу Вия, его властность, а также его регалию – быть Пастухом душ, когда под зорким, бдительным оком бога никто не укроется.

Оберег «Всевидящее Око» обережет от:

  • плохих, нечистых мыслей;
  • уныния;
  • депрессии;
  • пессимизма;
  • произвола темных навий и прочих сил;
  • обмана или беззакония в вашу сторону.

Оберег «Всевидящее Око» притянет к вам:

  • развитие интуиции;
  • проницательный ум;
  • смекалку;
  • сверхъестественное чутьё;
  • восстановление утраченных связей;
  • добрые отношения с людьми, друзьями;
  • доверие родных к вам.

Можно много получить от Всевидящего Ока Вия – целеустремленность, понимание истинного чувства справедливости, и даже остроумие, аналитический склад ума, его развитие.

Подробнее об обереге Всевидящее Око смотрите здесь.

Какие бывают обереги,
дающие защиту Вия?

Узнать

В ролях

Актёр Роль
Джейсон Флеминг картограф Джонатан Грин
Алексей Чадов Петрусь
Агния Дитковските Блаженная Настуся
Юрий Цурило пан Сотник
Андрей Смоляков отец Паисий
Ольга Зайцева панночка-ведьма
Алексей Петрухин Хома Брут
Валерий Золотухин Явтух
Александр Карпов Панас
Нина Русланова жена Явтуха
Александр Яковлев Оверко «Косой»
Игорь Жижикин Дорош
Алексей Огурцов Спирид
Анатолий Гущин ритор Тиберий Горобец
Иван Моховиков богослов Халява
Олег Тактаров Грицко
Виктор Бычков кузнец Тарас
Эмма Черна бабка Ганна
Ёла Санько дочь отца Паисия
Анна Чурина мисс Дадли
Чарльз Дэнс лорд Дадли (озвучил Александр Груздев)
Елизавета Ситалова байстрючка
Руслан Устинов Остап

Вий – от слова «видеть»

Давайте вспомним, что делал Вий в упомянутом «фильме ужасов».

  • Философ Хома Бут, которому было доверено произносить молитвы по усопшей Панночке, очертил свой подиум меловым кругом и непрерывно вслух читал Писание.
  • Фактически, описывается магический обряд зашиты от темных сил.
  • Вследствие этого обряда Фома стал невидим для ведьмы и ее сподвижников – чертей и прочей нечисти из Преисподней.

Чтобы увидеть жертву, ведьма велела привести Вия. Вий произнес сакраментальную фразу:

«Поднимите мне веки».

После чего увидел Фому и указал на него перстом.

С точки зрения мистического учения наш мир является интерпретацией, продуктом работы системы восприятия. Воспринимающие существа, к которым относится человек и демоны тоже, формируют поле воспринимаемого мира согласно привычного инвентарного списка (перечисление всех обязательных элементов, которые должны быть в мире).

Магические обряды, как очерчивание мелом круга и произнесение вслух молитв (заклинаний), позволяет исключить из поля восприятия некоторые образы – сделать их невидимыми.

Вий, со своей стороны, существо видящее, то есть, способное наблюдать реальный мир как есть, без какой-либо интерпретации.

Вия является видящим в том смысле, что его зрение не замутнено никакими узкими концепциями мировосприятия.

Железное лицо Вия символизирует его духовную пустоту, отрешенность от каких-либо моральных или иных ценностных интерпретаций.

«Блаженный нищие духом (пустые), ибо их есть Царствие Небесное».

Смирение или отрешенность в данном контексте означает не отказ об земных благ, а отсутствие ценностной интерпретации «результатов объективного контроля».

Короткое описание первой части

Богдана влюблена в молодого парубка, но
ее выбор не одобряет батько. Ибо он видит дочку замужем за богатым мужиком, и
ему совсем не интересно, кого там Богдана любит. У девицы есть младшая сестра
Дарина. В тот вечер она отправилась на пастбище к молодому пастуху. Он добрый
сердцем, но уродлив лицом и удивляется, что же Даринка в нем нашла. Внезапно одна
овца из стада побежала в лес, где Даринка пропала, а пастух увидел нечто
жуткое.

В то же время Гоголь, его слуга Яким, кузнец Вакула и доктор Леопольд Леопольдович разбирают содержимое сундука Гуро, полученного еще в первом фильме. Они находят его записи, из которых случает, что все убийства происходят строго на какой-то праздник. Судя по всему всего должно быть 13 жертв. Естественно, имен никто не называет, а вот даты следующих преступлений примерно известны.

Здесь же Николай находит дело заведенное лично на него, их которого узнает, что с его рождением связана какая-то тайна, напомнившая мне «Омен».  Примерно в это же время в деревню приезжает Басаврюк, его боятся и уважают одновременно, а еще он делает местным очень заманчивые предложения.

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Активный словарный запас

Использовано уникальных слов:
2736

Активный словарный запас (АСЗ):
2589

Активный несловарный запас (АНСЗ):
147

Удельный АСЗ на 3000 слов текста:
1118.55

Удельный АСЗ на 10000 слов текста:
2511.48
—> 8331-е место в рейтинге УАСЗ-10000

Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения

(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)

Максимальное значение УАСЗ-3000 (1175) приходится приблизительно на 7-ю страницу текста.

Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1057) приходится приблизительно на 21-ю страницу текста.

Рост АСЗ от начала до конца произведения

(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)

Александра Завьялова

Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967

Не многие знают, что изначально на роль Панночки была утверждена не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Кроме того, с ней уже была отснята большая часть фильма, когда актриса внезапно отказалась от роли. Ходили слухи, что Завьялова серьезно заболела и из-за этого была вынуждена бросить съемки. Однако есть и другая версия, официальная: Александра Завьялова была занята работой в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. Кстати, на тот момент у режиссера и актрисы был роман. Эсадзе лично позвонил на «Мосфильм» и потребовал снять Завьялову с роли.

После 1971 года актриса перестала сниматься в кино, из-за чего впала в глубокую депрессию и даже несколько месяцев провела в психиатрической больнице. Не стоит забывать и о трагической смерти Александры Завьяловой: в 2016 году, накануне 80-летия, актрису нашли убитой в собственной квартире. Смерть наступила от ран, нанесенных ножом. Как выяснили следователи, убийство стало результатом ссоры актрисы со своим сыном Петром, который присваивал деньги матери. Завьялова с сыном жили на маленькую пенсию актрисы, иногда артистке даже приходилось голодать. Средства на похороны Александры Завьяловой собирал Союз кинематографистов, а сына Петра приговорили к восьми годам колонии строгого режима.

Вий в мифологии славян

Вий – это тюремщик в Пекле. Он следит за грешниками, наказывает их за земные дела. Для этого в руках Вий держит огненную плётку. Это тёмный бог, но он живёт по законам Прави, законам Рода Прародителя. Вий – неподкупный судья, именно он определяет наказание для грешников.

Одна из славянских легенд гласит, что Вий обучал бога Велеса. По этой легенде он отнёсся к богу как к родному сыну. При обучении Вий стёр подопечному часть памяти и научил его чёрной магии. Именно поэтому Велес стал богом, знающим тайны светлой и тёмной магии. Ещё одна легенда рассказывает, что задача Вия – не просто наказать грешников. Он очищает их души от Лжи и Кривды, направляет их на путь истинный. Очищенные души проводят назначенное судьёй время в Нави, после чего могут попасть в Правь.

У Вия множество доносчиков, которые сообщают ему обо всём, что происходит в мире. Это мыши, крысы, птицы и им подобные звери. Именно они рассказывают Вию о том, какие грехи совершил человек при жизни, и благодаря этой информации он решает, как наказать грешника.

Взгляд Вия опасен, не зря у него такие большие и тяжёлые веки. Любой, кто взглянет ему в глаза умрёт на месте. Своим взглядом Вий испепеляет целые селения, может уничтожить вражескую армию. Именно от Вия пошло слово сглаз, означающее, что от недоброжелательного взгляда всё портится и гибнет.

Вий – самый сильный из тёмных богов. В отличие от остальных, его никто никогда не смог победить. Во время Изначальной битвы Сварог проклял Чернобога, но по какой-то причине проклятие перешло на Вия, подарив ему огромные веки.

Вий не выносил солнечного и лунного света, поэтому на поверхность земли он почти не выходит. Но если люди не боятся его, не проводят необходимых обрядов, если в Пекло не попали грешники, которым там самое место, Вий выйдет на поверхность.

Обиталище Вия

Вий постоянно находится в глубинах, в недрах земных, где тепло, влажно и нескончаемо гниют тела его слуг. У него есть сестры — Виллы, которые иногда вылетают и рыскают над селениями людей, выискивая слуг для своего ужасного братца. Они соперничают с другим персонажем нашей мифологии, Огненным Змием, за души падших людей.

И не тяжело представить, как выглядит Вий. Фото картины художника, который представил и нарисовал Вия и его слуг, известно всему миру. С некоторыми деталями можно поспорить, но в общем художник суть данного персонажа уловил верно. Это разлагающаяся плоть, которую ее могучая, но злая душа не желает возвращать земле, т. е. не покоряется мудрому Велесу.

Вий Гоголя[править | править код]

Название нечисти «вий» и его длинные ресницы явно указывают на слово в украинском укр. вія — ресница и повіка — веко, а также, возможно, укр. вий — вой.

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.

«Пропавшая грамота»: как проехать в Санкт-Петербург из Батурина?

Главный герой повести отправляется из украин­ского города Батурина в Санкт-Петербург:

Некоторую географическую несуразность заметил еще современник Гоголя критик Андрий Царынный (Андрей Владимирович Стороженко): «Стоит взглянуть на почтовую карту, и всякий увидит, что посланный к Царице даже дороги не знал из Батурина на север: ибо нелегкая его занесла в Конотоп, лежащий 30 верст назад».

По-видимому, Гоголя привлекла этимология названия, перекликаю­щаяся с сюжетом повести. В Конотопе главный герой знакомится и заводит дружбу с неким запорожцем, кото­рый, как выясняется, продал душу нечистой силе. Запоро­жец просит его не спать одну ночь, поскольку известно, что именно этой ночью черт придет за ним. Главный герой все-таки засыпает, а проснув­шись утром, не находит на месте ни запо­рож­ца, ни своей шапки, в которую была зашита гетманская грамота, ни коня. Позже нечистая сила отдаст ему только конские кости. Таким образом, название города, куда первым делом отправляется герой и где начинает разворачиваться фантастическая часть сюжета, оказывается срифмовано как с демоническими, «болотными» мотивами, так и с мотивом потери коня. Этим соблазнительным перекличкам, видимо, и принесена в жертву географическая точность.

Тематика и основная мысль

Если произвести анализ произведения «Вий», то становится понятным, что как бы ни было оно напичкано мистическими картинами, суть проблематики вполне ясна — конфронтация добра и зла. Однако Гоголь рассматривает её со своей точки зрения — борьба этих стихий за человеческую душу. Зло одерживает победу, из-за того, что личность не может найти в себе достаточно и сил для достойного противостояния.

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Восприятие произведения «Вий» довольно неоднозначно. Кто-то видит в нём только мистику и фильм ужасов. Более глубокие исследователи творчества писателя воспринимают повесть, как своеобразное метафорическое послание, отражающее сложный внутренний мир писателя.

Славянские боги мира Нави

Вий

Стоит понимать, что Вий, получивший известность благодаря творчеству Гоголя, не то же самое божество, которое описывала славянская мифология. Это мрачный и могучий покровитель порядка в мире, очищающий души и помогающий им возродиться вновь.

Чернобог

Брат-близнец Белобога, бог-разрушитель старого и отмершего, чтобы освободить место для создания нового. Славяне почитали его наравне с его божьим братом, так как вместе они создавали гармонию в мире.

Морена

Жена Чернобога, богиня зимы и смерти. Многие из нас знают ее по традиции сжигать чучело во время Масленницы — это символ Морены. Однако выглядела в творчестве славян она совсем не так, как на празднике начала весны — ее изображали черноволосой энергичной красавицей.

Кощей

Это справедливый и жесткий бог смерти, почти не имеющий никакой связи с Кощеем из советских мультфильмов. Он был союзником Чернобога, ответственным воеводой, который забирал души у тех, кто жил неправедной жизнью, чтобы добиться справедливости, а эти могли начать все с чистого листа.

Троян

Сын бога Велеса и обычной женщины, который настолько стремился к обучению целительству и вышел на такой уровень, что его приняли славянские боги. Он переродился и стал богом целительства, помогая обращающимся к нему выздоравливать.

Коляда

Это бог молодого зимнего солнца, символ начала нового жизненного цикла. Олицетворяет свет и знания. В честь этого бога веками отмечали праздник коляды в зимнее солнцестояние.

Кострома

Выше мы уже писали о ней и о ее брате Купале. После этих трагических событий брат и сестра переродились, Кострома изменилась и стала покровительницей влюбленных. К ней обращались пары, желающие сохранить свое счастье на долгие годы.

Девана

Своенравная и буйная дочь Перуна, которая до перерождения хотела стать главнейшей в мире. Она затеяла восстание против Сварога, но потерпела неудачу, и ее насильно отдали замуж за Святобора. Она всячески сопротивлялась этому решению, сбежала в лес и занималась разбоем. Славянские боги приняли решение отправить ее в Навь для перерождения, где она и стала благоразумной Деваной, по старой привычке любившей путешествия и охоту, покровительницей которых она и стала.

Переплут

Был более известен и почитаем в морских краях, так как это бог морей и попутного ветра, покровитель моряков. Люди, собирающиеся отправляться в дальнюю дорогу по воде, обращались к Переплуту, чтобы они защитили его и помогли добраться до места назначения, минуя опасности.

Славянские боги, что стоит особняком

Макошь

В славянских писаниях нет упоминания о том, что бог Род создал Макошь, поэтому считается, что она пришла в славянский пантеон извне. Это богиня судеб и магии, подательница всех благ и могущественная покровительница. Ее часто путают с богиней Мать сыра-Земля, однако Макошь имела гораздо больше возможностей и сил.

Велес

От бога Велеса в большей степени зависело благополучие славян, он являлся покровителем природы и управителем животных, как диких, так и домашних. Кроме того, Велес являлся также богом мудрости и магии, воплощал силы всех трех миров, влиял на жизнь и смерть славян.

Род

Это Первобог, который из Хаоса по поверьям создал славянский мир. Он отвечал за порядок во всех мирах и следил за соблюдением правил. Род создал богов, которые помогали славянскому народу во всех областях и придал смысл человеческому существованию.

Надеемся, вам было интересно погрузиться с нами с невероятный мир славянской мифологии. Если вы хотите выбрать для себя славянский оберег или составить для себя и близких славянский гороскоп, оставляйте заявку на astro7.ru, у нас много экспертов, почитающих славянские традиции и знающих про них все!

Сюжет повести

Трое студентов киевской бурсы летом отправляются на каникулы. Их дорога пролегает по бескрайней степи. Ночью юноши сбиваются с дороги и забредают на первый попавшийся хутор, где просят хозяйку о ночлеге. Она размещает всех бурсаков в отдельные помещения: хлев, дом, кладовую.

Имена путешественников:

  • богослов Халява;
  • философ Хома Брут;
  • риторий Тиберий Горобець.

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха. Она оказывается ведьмой и оседлав философа скачет по полям и оврагам. Измученный студент совершает молитву против нечистой силы и сам взбирается на спину страшному созданию, а затем избивает его поленом. Во время расправы бабушка внезапно превращается в прекрасную девушку — панночку. Эта метаморфоза безумно шокировала Хому. Задрожав подобно осиновому листу, он моментально бросился наутёк.

Герой принимает решение о возвращении в пустующее общежитье киевской бурсы. Однако вскоре получает приказ от ректора — отправится к богатому сотнику для чтения молитв над, находящейся при смерти дочке. Несмотря на сопротивления, философа силой доставляют в усадьбу к вельможе.

Прибыв на место, Хома узнаёт, что прекрасная дочь сотника уже умерла. Люди рассказывают, что панночка однажды вернулась под утра вся избитая и слегла в постель умирать. Ещё ходят слухи о том, что она была связана с нечистой силой. Философ обязан читать над телом умершей заупокойную службу в течение трёх ночей подряд.

Мистические события, произошедшие в церкви во время чтения молитв:

  1. В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа. Догадливый бурсак мелом чертит вокруг себя круг и становится невидимым для нечисти.
  2. Во вторую ночь ведьма зовёт на помощь множество адских чудовищ, которые продолжают поиски чтеца. К счастью, священный круг вновь помогает незадачливому бурсаку. Хома настолько испугался, что утром вышел из храма полностью седой.
  3. На третью ночь в церковь является Вий — главный повелитель нечисти с невероятно длинными, достающими до пола веками. Юноша не должен был смотреть на него, но утратил самообладание и был замечен чудовищем. Вся нечистая сила вмиг набросилась на чтеца. Хома тотчас же испустил дух. Внезапно прозвучал второй крик петуха и все монстры бросились вон, но застряли в церковных окнах.

Славянская Реза Рода Вий в северном гадании

Значение Резы Рода Вий: Спрашивающий стоит на опасном краю обрыва!

Причина появления Резы в раскладе: человек, вопрошающий Родных Богов, оборвал нить, соединяющую его с Мiром Прави, поэтому стал делать что-то не так в жизни, что-то неправильное. Не те методы избрал для осуществления своих чаяний, закрылся от Богов, прекратил верить и понимать ценность поддержки Родных богов Мiра Прави.

Вызов (что нужно сделать, какое качество проявить): сейчас важнее всего – открытое отношение ко всем людям и ситуации. Откровенность – важная черта, которую следует проявить. Быть правдивым всегда, даже если это может показаться не совсем выгодным для дела.

Предостережение (чего не надо, нельзя делать): главное не отказывайтесь от усилий и надежды начать двигаться в сторону Прави, выбирать методы мира и конов Богов. Тогда и дорога верная сама себя покажет!

Указание (обязательно!): пересмотрите собственное поведение, обдумайте ситуацию с точки зрения Мироздания, правильности пути. Всмотритесь внутрь себя, что вы не так делаете, где поступаете во вред другим людям, Природе. Нужно пробудить в себе заснувшие честность, способность преодолевать самообман, своекорыстие, личные интересы. Сейчас наступила пора «чистить свой колодец»!

Совет (желательно): подойдите к советам, рекомендациям, предложениям, данным вам другими, критически, зрело, рассудительно и здраво. Не стоит всему верить, всего подряд придерживаться! В период, пока вы ищете свой правильный путь, множество советов может быть просто опасным влиянием!

Утешение (обстоятельство, которое нужно учесть): вам дается ориентир, как можно узнать, что выбран правильный путь – внезапно начнется полоса везения, удач и успехов!

Кто это такой в славянской мифологии?

Древнейшие предки считали Вия царем подземного царства, противником всего живого, несущим смерть. Он был главным служителем самого Чернобога, собирал души умерших людей в Нави (Преисподней) и заставлял их проходить через муки и страдания.

Одним своим испепеляющим взглядом он мог уничтожить человеческую суть, стереть начисто. Ему подсудны души злодеев, воров, убийц и всех остальных грешников, нарушителей законов Прави и Яви. Все умершие проходят через страшного судью, но честных людей он может и отпустить.

У Вия много слуг – младших божеств, демонов, вурдалаков, упырей. Сам он – слишком могучая сила, пребывающая в мире Нави, в Явь он являлся очень редко, поэтому для проявления злодейств он посылал своих мерзких подданных.

Вий Гоголя[править]

Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко<ref name=»Молдавский—1990——152—154″ group=»»>, с. 152—154</ref>.

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем<ref name=»Левкиевская—1998——307″ group=»»>, с. 307</ref>. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха<ref name=»Левкиевская—1998——309″ group=»»>, с. 309</ref>.

Праздники, посвященные богу Вию

Древние славяне специальных праздников богам Нави не посвящали. Чествовать Вия могли только когда провожали в загробный мир усопшего родственника, в этом случае просили владыку Нави принять душу, очистить от всего дурного, отпустить потом обратно в Род.

Однако был на Руси плохой, демонический день раз в три года, 29 февраля. Этот редкий день славяне не любили, считали опасным, бедственным. Старались не выходить из дома, не выпускали скот и птицу из сарая.

Славянский бог Вий – судья и пастух человеческих душ в темном мире Нави. Он – неотъемлемая часть мироздания в понимании древних славян, всезнающий и справедливый.

Он всегда требовал к себе почтенного отношения, и древние славяне относились к нему с должным уважением, испрашивая прощения не только для себя, но и для тех, кто уже ушел из мира Яви.

Предыдущая запись Что означают прыщи на голове и шее?
Следующая запись Славянский бог Авсень (Овсень)

Литература

  • Розанов Ю.В. Вий: мифологический фантом или «подлинный» персонаж народной демонологии? // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Сборник научных трудов. Часть 8 / Отв. ред. Е.Н. Ильина. — Вологда: Легия, 2011. — С. 32-37.
  • Вий // Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии — М.: АСТ: Астрель: Русские словари — 2001. — 624 с. — С. 169
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 5 т. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008. — Т. 1. — 320 с. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Вий // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 90. — ISBN 5-7195-0057-X.
  • Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история М.: Мысль, 1983.