Топ 10 маленьких вертолетов

Содержание

Курсанты не торопятся садиться за «летающую парту» Ансата

Еще одной горячей темой, которую активно обсуждали в кулуарах форума HeliRussia-2018, стал возможный перевод подготовки пилотов на вертолет «Ансат». Росавиация предложила его в качестве замены устаревших Ми-8Т, на которых курсанты летных училищ проходят подготовку сейчас. По словам руководителя одного из крупных центров подготовки вертолетчиков, училища хотели бы получить новую технику, потому что Ми-8Т уже перешагнул 30-летний возраст.

Еще одной горячей темой стал возможный перевод подготовки пилотов на вертолет «Ансат»

— Если «Роснефть» ставит для себя ограничение — не старше 25 лет, то для нас, к сожалению, нет таких решений, — поясняет он. — Нашим вертолетам по 35 лет, и мы вынуждены продлевать их ресурс. Однако вертолеты Ми-8Т скоро выйдут из эксплуатации. Я думаю, это произойдет в течение 3—5 лет, если не будет кардинального решения по продлению срока по ресурсу. Они уже достаточно длительное время эксплуатируются в вооруженных силах и в гражданской авиации. Ми-8 — это рабочая лошадка, которая может работать без перерывов на сервисную эксплуатацию. «Ансат» нам интересен, смотрим на него, но пока мы не приобретали. Почему? Тут возникает трудность: если курсант будут обучаться на «Ансате», которых в авиакомпаниях раз-два и обчелся, то ему будут трудно трудоустроиться. Ему придется переучиваться на Ми-8/17, из которых состоит флот авиакомпаний. Это понимают в Росавиации, поэтому мы пока не торопимся садиться за летающую парту «Ансата».

Луиза Игнатьева, фото helicopter.su ПромышленностьОПК Татарстан

Вертолет GEN H-4

Это самый маленький аппарат в мире. Модель даже внесена в Книгу Рекордов за свои маленькие размеры. Модель получила название в честь компании, которая ее производит. Лопасти имеют длину 4 метра и вес в 70 кг.

У вертолета хвост вообще отсутствует, поскольку вместо него есть винты насосного принципа действия. Такой поход к строительству модели позволил сделать аппарат более легким и маневренным.

Грузоподъемность этой конструкции впечатляет — вертолетик способен летать с весом в 210 кг, что в 3 раза превышает размеры самого аппарата. Продается аппарат в разобранном виде, как конструктор.

По замыслу производителей владелец сможет собрать его самостоятельно за 30 часов. Предложение весьма интересное. Кроме того, и цена весьма приемлемая. Стоимость прибора стартует с 200 тыс. долларов.

Катастрофы, боевая эксплуатация и потери

За время эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого типа произошло несколько сотен инцидентов, приведших к гибели людей.

Машины этого типа стоят на вооружении в нескольких десятках стран мира, в том числе в России. До настоящего времени в ходе эксплуатации этих вертолетов в Вооруженных силах РФ, МВД и других российских силовых ведомствах в зонах боевых действий от огня противника было потеряно 46 единиц Ми-8 разных модификаций, из них в ходе первой чеченской кампании (1994-1996) — 17 единиц, в ходе второй чеченской кампании (1999-2009) — 27 единиц. В результате инцидентов погибли не менее 109 военнослужащих или находившихся на борту гражданских лиц. Во время операции по «принуждению к миру» Грузии в 2008 году боевых потерь Ми-8 не было. Один Ми-8АМТШ был потерян 24 ноября 2020 года в ходе операции ВС РФ в Сирии, еще одна машина этой модификации была сбита в сирийской провинции Идлиб 1 августа 2020 года.

Где используются лёгкие вертолёты?

В настоящее время лёгкие вертолёты России используются при выполнении следующих задач:

  • патрулирование протяжённых трубопроводов, линий высоковольтных электропередач, шоссе и магистралей;
  • ведение работ по экологическому мониторингу;
  • доставка небольших грузов и почтовых отправлений;
  • обеспечение бизнес-полётов и рейсов гражданского характера;
  • обучение пилотов в лётных школах.

Это далеко не полный список отраслей, в которых является целесообразным применение геликоптеров, так как число сфер их применения с каждым днём становится всё больше.

Сегодня лёгкие вертолёты России постепенно вытесняют из перечисленных областей их использования тяжёлый и средний воздушный транспорт. Это связано с тем, что его эксплуатация в сравнении с малыми машинами является экономически нецелесообразной.

Первенец, вертолет Ка-8 «Иркутянин».

Ка-8 «Иркутянин»

Проектирование сверхлегкого вертолета Камов начал осенью 1946г. по приказу министерства авиационной промышленности № 721. Работы над проектом продвигались достаточно быстро. И уже 12 ноября 1947г. летчик-испытатель Михаил Дмитриевич Гуров поднял вертолет Ка-8 в воздух и сделал круг. Затем начались плановые испытания и доводка машины. Но внезапно, летом 1948г. решением совета министров СССР, финансирование проекта прекратили. И если бы вертолет Камова Ка-8 не включили в программу ежегодного парада в Тушино, возможно мы никогда бы не узнали о «Черной акуле» и «Аллигаторе». На параде Иркутянин произвел впечатление на вождя народов и финансирование возобновили. А немного погодя, им заинтересовался ВМФ СССР. Как следствие, в сентябре 1948г. ОКБ Камова воссоздается и получает заказ от военно-морского флота Советского союза на разработку легкого вертолета для нужд ВМФ.

Возможно Вас заинтересует – «Истребители МиГ».

Справка: Имя «Иркутянин» вертолет Ка-8 получил в честь того, что его создатель Николай Ильич Камов родился в Иркутске.

Корабельный транспортно-боевой Ка-29.

Ка-29

Ка-29 начал разрабатываться ОКБ Камова в первой половине 1980-х годов для доставки и десантирования морских пехотинцев. За основу был взят его предшественник Ка-29. Первый полет машина Камова совершила в конце июля 1976г. государственные испытания вертолета закончились в 1979г. В 1985г. вертолеты Ка-29 стали поступать в войска. Всего произведено 59 вертолетов.

Эксплуатация Ка-29 не обошлась без катастроф, так весной 1987г. при взлете с палубы корабля, пилот допустил ошибку и зацепил винтом антенну, после чего машина потеряла управление и затонула. Члены экипаж, находившиеся на вертолете погибли.

«Ми-34» – первый лёгкий вертолёт России

Производство малых геликоптеров «Ми-34» берёт начало в 1993 году, когда было создано ОАО ПО «Лёгкие вертолёты Ми». Инициаторами этого стали ведущие компании России, занимающиеся строительством воздушного транспорта, такие как Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, Арсеньевской авиационной компании, Вятский машиностроительный , и другие организации. Целью создания компании являлась разработка и дальнейшее серийное производство лёгких вертолётов «Ми-34» и их модификаций, поиск потенциальных покупателей, налаживание сервисного обслуживания, проведение работ по ремонту таких машин, организация учебного процесса для лётчиков и инженерно-технического состава, разработка новых видов малых геликоптеров.

Результатом деятельности этого предприятия стало создание первого в России сертифицированного лёгкого вертолёта «Ми-34С». Такой геликоптер применяется для перевозки пассажиров и грузов, организации воздушного патрулирования, обучения и тренировки пилотов, проведения оценки последствий аварийных ситуаций и решения оперативных задач коммунальными и муниципальными службами городов.

Первые лёгкие вертолёты России «Ми-34С» даже сегодня являются конкурентоспособными как на отечественном рынке, так и за рубежом.

Лёгкие вертолёты «Ансат»

Лёгкий вертолёт «Ансат» создан инженерами конструкторского бюро ОАО «Казанский вертолётный завод». За разработку этой модели геликоптера сотрудники предприятия взялись ещё в далёком 1994 году. Первая машина поднялась в небо в 1999 г. и была оснащена электронной дистанционной системой управления. Массовое производство «Ансата» началось в 2004 году.

В зависимости от комплектации геликоптер можно применять для решения аварийно-спасательных, санитарных, патрульных и учебно-тренировочных задач.

Этот вертолёт имеет возможность транспортировать грузы весом до 1300 килограмм и способен перевозить до девяти пассажиров. Геликоптер обладает достаточно хорошими лётно-техническими характеристиками: его дальность полёта может составлять 520 км, крейсерская скорость достигает 240 км/ч, максимальная высота – 6 тысяч метров.

Лёгкие вертолёты России «Ансат» стоят на вооружении армии и министерства по чрезвычайным ситуациям РФ.

Многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-26.

Ка-26

В первой половине 1960-х ОКБ Камова ставят задачу на разработку и постройку вертолета для нужд сельского хозяйства. В 1965г. из сборочного цеха выходит прототип вертолета соосной схемы Ка-26. Его силовая установка состоит из двух поршневых двигателей М14-В26. В конце весны этого же года вертолет Камова впервые отрывается от земли. Государственные испытания машины стартовали в 1966г. К серийному производству Ка-26 приступили в 1969г. Всего выпущено 816 вертолетов этого типа, из них почти третья часть отправлена на экспорт в Белоруссию, Болгарию, Венгрию, Монголию, Швецию, США, Японию, ГДР, Румынию и Шри-Лаку. Большое количество Ка-26 продолжает эксплуатироваться в наши дни.

Ка-226

В 1997г. вышла обновленная версия 26-го – Ка-226.

Вертолеты Камова. Советский палубный противолодочный вертолет Ка-25.

Ка-25

До 1965г. в СССР не было ни боевых ни, тем более, противолодочных вертолетов. Первопроходцем стал соосный геликоптер ОКБ Камова Ка-25. С 1965 по 1973г. со стапелей авиазавода №99 сошло 460 боевых машин различных модификаций. Принят на вооружение в 1971г и и состоял более 20-ти лет. Поставлялся в 8 стран мира.

Также читайте – «Первые вертолеты СССР».

Два соосных несущих винта вертолета приводились в действие 2-мя газотурбинными двигателями по 1000л.с. каждый.

«Поставил на крыло» Ка-25 летчик-испытатель Ефремов Д. К. в мае 1961г.

Примечательно, что для более компактного расположения на судне, на вертолете устанавливалась электромеханическая система складывания лопастей.

«Ансат» избавляется от детских болячек

«Вертолеты России» заинтересовались гражданскими вертолетами относительно недавно, сделав ставку на готовый легкий вертолет «Ансат» в классе 3,5 тонн и с дальностью полета 450 км. Как известно, его серийное производство развернуто на Казанском вертолетном заводе.

— Но это, конечно, не «наше все», а только то, что оказалось на подхвате «здесь и сейчас». «Ансат» загодя был сертифицирован, а значит, держать его «на скамейке запасных» нет резона, — рассуждали в кулуарах форума российские производители вертолетов.

Председателя совета директоров КВЗ Равиля Зарипова нам удалось встретить как раз на подходе к экспозиции его родного завода.

— В этом году КВЗ завершает свое участие в федеральных целевых программах по техническому перевооружению предприятия, — рассказал он. — Сейчас решаются вопросы по сборочному производству (всего на перевооружение КВЗ было израсходовано 8—10 млрд рублей, — прим. ред.)

Поэтому сейчас важно добиться увеличения контрактов. На выставке КВЗ покажет обновленную версию «Ансата»

У нее улучшены показатели по уровню шума и вибрации и по дальности полета. В своем классе цена машины будет выгодно отличаться от европейских конкурентов. Какая цена? Все зависит от опций, — уклонился Зарипов от прямого ответа. Зато настоятельно посоветовал идти смотреть тяжелый вертолет Ми-38, который, помимо военной версии, готовится и в гражданской.

Казанский вертолетный завод представил обновленную версию «Ансата».

В первый день вокруг «Ансата» было не меньше гостей, чем у Bell. Правда, о нем говорили на выставке с мягкими оговорками, словно боясь обидеть за недоработки и несовершенства. И даже называли ласково «Ансат» с детскими болячками».

Впрочем, определенный оптимизм у эксплуатантов вызвало выступление главы Росавиации Александра Нерадько. На церемонии открытия выставки, на которую прибыли вице-премьер Юрий Борисов и глава департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Равиль Хакимов, он передал производителю сертификат одобрения главного изменения типовой конструкции вертолета «Ансат». По его словам, это уже девятое по счету изменение в конструкции вертолета.

С его получением у «Ансата» расширяется диапазон эксплуатационных температур до плюс 50, тогда как раньше он мог летать лишь до плюс 30. Проверка работоспособности всех систем машины в условиях экстремально высоких температур проходила осенью 2017 года. «Мы испытывали его даже в Пакистане. Выдержал!» — сообщил с трибуны глава Росавиации, после чего его слова не раз повторяли каждому подходившему посмотреть на яркую блестящую машину. Вертолетчики утверждают, что низкие температуры эта неприхотливая техника переносит почему-то легче — полеты в Сибирь и на Север ей нипочем. А вот высоких температур боится: сгорает «на солнце».

Позже гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский пояснил журналистам, что одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации вертолета необходимо для налаживания поставок в страны с жарким климатом, которые заинтересованы в «Ансатах» в медицинской версии.

— Сегодня к «Ансату» проявляет интерес целый ряд зарубежных партнеров, включая страны Азии и Ближнего Востока. Так что расширение температурного режима эксплуатации позволит нам существенно увеличить число потенциальных заказчиков, — сказал глава холдинга. По его словам, запросы на поставки винтокрылых машин из России поступили из Мексики и Колумбии.

Bell облюбовал Магомед Закаржаев

Если российский автопром уже успел переболеть «детскими болезнями», открыв двери иностранным автоконцернам для локализации их производства внутри России, то битва отечественных вертолетчиков за место «под солнцем» в самом разгаре. Всеми силами они пытаются удержать собственный рынок, и получается это только благодаря советскому бестселлеру продаж — вертолету Ми8/Ми17, который эксплуатируется в России почти 40 лет. Кто придет на смену?

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2018, пожалуй, единственная выставочная площадка, где российские и европейские производители на равных демонстрируют свои последние новинки. Эти вертолетные смотрины проходят легко и безболезненно, потому что на кону стоят не дорогостоящие военные контракты на экспорт, а особая локальная ниша гражданских вертолетов, в которой доминируют европейский Airbus Helicopters и американские Robinson и Bell.

Именно вокруг них собиралось на выставке наибольшее количество гостей. И неудивительно, что здесь корреспондент «Реального времени» встретил немало знакомых лиц. Так, последнюю новинку Bell 505 облюбовал глава «Казанского авиапредприятия» Магомед Закаржаев. Этот вертолет взлетной массой 1,7 тонн и дальностью полета свыше 600 км был завезен в Россию неделю назад. Закаржаев прямо из аэропорта отправился в демонстрационный зал. По его словам, «Казанское авиапредприятие» является авторизованным техническим центром всей линейки Bell и будет проводить сертификацию машины после того, как ее внесут в реестр. Несмотря на это, на нее уже есть приличное количество предзаказов, заметил Закаржаев. Кроме техобслуживания, КАП намерено приобрести Bell для облета магистралей «Транснефти».

— Он стоит всего $1,9 млн, — поделился радостью Магомед Бахулаевич, так что корреспонденту «Реального времени» оставалось только сказать: «Ну что ж, покупайте!»

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2018

Вертолеты Камова. Средний многоцелевой военный вертолет Ка-60 «Касатка».

Ка-60

В 1980-х гражданская авиация остро нуждалась в новом вертолете с грузоподъемностью около двух тонн. До этого такими грузоперевозками занимались устаревшие Ми-4, которые были сняты с производства и их становилось все меньше и меньше. Ми-8 же были не рентабельны. ОКБ Камова приступило к разработке Ка-62 в 1984г. Изначально машина задумывалась в традиционной соосной схеме, но для того чтобы увеличить скорость вертолета, было принято решение перейти к классическому одновинтовому варианту.

Ка-62 задумывался и в военной модификации, как разведывательный вертолет-целеуказатель, в его должны были входить разведка и обеспечение боевой работы Ка-52. Но по причине меняющейся политической обстановки в стране в 80-х – 90-х гг. проект сначала был приостановлен, а затем полностью свернут. С гражданским вариантом тоже было не все гладко. Инженеры долгое время пытались обеспечить надежность трансмиссии и силовой установки, однако, это им не удалось. В 84-м году программа получила неожиданную поддержку правительства СССР и работы продолжились. Но разработчикам так и не удалось обеспечить надежность силовой установки и трансмиссии, в связи с этим финансирование Ка-60 прекращается.

К закату 1990-х программа возобновляется и в 1998г. прототип Ка-60 отрывается от земли. Однако по злому року, летом 2010г Ка-60 совершает неудачное аварийное приземление и разработку военного варианта приостанавливают.

Как содержать вертолет

Ангар

Можно построить его на своём загородном участке или арендовать место у дилера. В Heliport Moscow, например, оно стоит 792 тысячи рублей в год.

Топливо

Литр авиационного бензина стоит от 65 рублей. Robinson R44 Raven II, о котором мы писали выше, расходует 60 литров в час. По данным Heliport Moscow, в среднем владелец воздушного судна летает около 100 часов в год. Итого — 390 тысяч рублей в год.

Техническое обслуживание

ТО нужно проходить по календарю (например, каждые четыре месяца) или по количеству часов в эксплуатации (каждые 50 часов). Стоимость зависит от типа вертолёта (лёгкий, средний), количества двигателей, технического состояния, интенсивности эксплуатации.

Heliport Moscow оценивает годовое обслуживание в 150 тысяч рублей.

Страховка

Без страхового полиса гражданской ответственности подниматься в воздух запрещено. Согласно 131 статье Российского воздушного кодекса, страховая сумма равна двум МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за каждый килограмм максимальной взлётной массы вертолёта.

Ставка МРОТ для платежей по гражданско-правовым обязательствам — 100 рублей. Максимальный взлётный вес у каждой модели вертолёта свой, минимум — 1000 килограмм. Получается, что полис гражданской ответственности будет стоить минимум 200 тысяч рублей в год.

Полис каско получать необязательно. Тарифы зависят от марки вертолёта и количества рисков (гибель; гибель и повреждения; гибель и повреждения, и пропажа). Для вертолётов Robinson минимальная ставка — 1,3% от стоимости судна, для Airbus — 0,8%.

Налоги

Ставка транспортного налога на воздушное судно зависит от региона, где вы базируете вертолёт. В Москве, например, 250 рублей за лошадиную силу, а в Екатеринбурге — 82,4 рубля. Точную сумму можно рассчитать на сайте ФНС. Для вертолёта Robinson R44 Raven II с двигателем мощностью 205 лошадиных сил, который стоит на аэродроме в Москве, транспортный налог составит 51 250 рублей в год.

Вертолеты Камова. Изделие 500 Ка-27.

Ка-27

Работы над новым вертолетом в ОКБ Камова стартовали в 1968г. На основе базового варианта проектировалось две основные модификации для флота, противолодочный и поисково-спасательный. В обоих случаях на вертолет устанавливалось два газотурбинных двигателя ТВ3-117КМ.

«На крыло» винтокрылую машину ставил летчик-испытатель Ларюшкин Е. И. летом 1973г. в 1979г. успешно завершаются гос. испытания Ка-27, хотя, в серию он пошел уже 1977г. На вооружение вертолет Камова принимают в 1981г. Боевой противолодочный вертолет Ка-27 состоял и до сих пор состоит на вооружении многих стран мира.

Это интересно – «Советские реактивные самолеты».

Основная «профессия» машины – выслеживание и уничтожение субмарин противника, находящихся на глубине до 500м.

Стоимость настоящих российских вертолетов

Россия является ведущей вертолетной державой. Самым массовым серийным вертолетом признан Ми-8. С 1965 г. выпустили свыше 13 тыс. единиц техники. В среднем цена на новый Ми-8 находится в районе 10 млн. долларов.

Для сравнения: Ка-62 принадлежит к группе многоцелевых вертолетов. И стоимость этой машины также около 10 млн. долларов.

Серийный вертолет «Ансат» несет службу в научно медцентре катастроф и МЧС. Разработана машина была в конце прошлого века. Применяют ее преимущественно как летающую «парту», чтобы обучать вертолетчиков ВКС РФ. Стоимость аппарата – примерно 4 млн. долларов.

Продолжительное время в РФ почти не изготавливались легкие пассажирские машины, но уже намечается разворот в данном направлении. Сверхлегкие вертолеты «Афалина» и «Микрон» явились первыми ласточками. Так, вес последнего составляет лишь 115 кг, и при желании он складывается в багажник авто. Стоимость, к примеру, «Афалины», производителем которой выступает , составляет 150 тыс. рублей. Сегодня это наиболее бюджетный вертолет.

«Афалина» – новейший сверхлёгкий скоростной вертолёт

В 2020 году российскими инженерами был создан новейший вертолёт «Афалина». Эта модель относится к лёгким двухместным однодвигательным геликоптерам, в которых применяется двухвинтовая соосная схема и тандемное расположение пилотов. «Афалина» может преодолевать расстояние до 750 км и имеет максимальную скорость до 250 км/час.

По заверениям компании-разработчика, такие лёгкие вертолёты не имеют более аналогов ни в России, ни за её пределами. «Афалина» может заправляться обычным автомобильным топливом и является универсальным помощником МЧС, МВД и других государственных учреждений России.

Аппарат Dynali H2S

Вертолет бельгийского производства. Это достаточно легкий, 2-местный аппарат, который впервые взлетел в 2004 году. Благодаря своим минимальным размерам, он максимально удобный, маневренные, имеет облегченные летние характеристики.

Двигатель вертолета – 130 л.с. Благодаря ему машинка способна разгоняться до 160 км/час на высоту в 3,6 км. Диаметр каждого винта – около 7 метров. Общая грузоподъемность аппарата – 230 кг.

При поставке владелец получает модель в разобранном состоянии. Для сборки может потребоваться около 250 часов. Стоимость такого вертолета составляет от 95 тыс. евро.

Стоимость новых и б/у машин

Проще всего купить вертолет у компании, которая специализируется на продаже гражданской авиации. Такие фирмы передают заказчику готовую к эксплуатации машину. Цена на новый вертолет включает в себя все дополнительные затраты и сборы:

  • доставку по морю или самолетом;
  • таможенное оформление;
  • НДС;
  • подключение систем безопасности, предусмотренных российским регламентом;
  • контрольный облет;
  • регистрацию в государственных органах.

В следующей таблице представлены цены на новый транспорт с учетом НДС и других сопутствующих платежей. В списке указаны минимальные расценки у дилеров.

Таблица 1. Сколько стоят новые вертолеты. $1 = 66 руб. По информации Heliport Москва и HeliCo Group.

Название Цена
Тыс. $ Млн руб.
Robinson R22 Beta 421,0 27,8
Robinson R44 Raven I 625,0 41,2
Robinson R66 Turbine 1 277,0 84,3
Bell 505 1 913,3 126,3
Airbus Helicopters H130 4 358,0 287,6
Agusta Westland AW119ke 5 010,8 330,7
Ми-8 АМТ VIP 13 200,0 871,2

Приобрести дорогую технику у дилеров можно в лизинг. При этом выплата растягивается на срок до 7 лет. Окончательная сумма будет на 20–30% выше изначальной стоимости.

Для полетов не обязательно покупать новый вертолет. На рынке доступны и б/у варианты, которые обычно называют «ресурсными». Они стоят дешевле, но оценить степень износа деталей сможет только опытный механик. Кроме того, покупка б/у транспорта приближает момент капитального ремонта, который обойдется почти в половину стоимости машины.

Таблица 2. Сколько стоит б/у транспорт. $1 = 66 руб. По информации Heliport Moscow и HeliCo Group.

Название Год Налет, часов Цена
Тыс. $ Млн руб.
Robinson R44 Raven I 2015 560 378,8 25,0
Robinson R66 Turbine 2014 90 950,0 62,7
Airbus Helicopters H130 2014 815 3 137,8 207,1
Agusta Westland AW119ke 2008 800 1 700,0 112,2

Из таблицы видно, что год выпуска и налет серьезно влияют на стоимость покупки. 3-летний Robinson R44 обойдется на 40% дешевле нового, а 10-летний Agusta AW119ke — на 64% дешевле.

Отметим, что в первые 10–12 лет машина теряет самую большую часть своей цены, после чего практически перестает дешеветь. Например, на «Авито» можно найти «Робинсон» R22 от частного владельца за 8,5 млн руб. Это на 70% дешевле, чем новая модель. Очень похожее соотношение (64%) мы уже отмечали в случае с гораздо более свежим Agusta AW119ke.

История

Вертолет В-8 первоначально создавался специалистами опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Государственного авиационного завода №329 (ныне — ОКБ Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годов. Усовершенствованную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. Однако объем изменений, вносившихся коллективом разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширен. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, которая повторяла компоновку уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw.

Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от «модернизируемой» машины: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена панорамным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси. 9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет. Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани, в 1970 года к выпуску вертолета приступил завод в Улан-Удэ.

Какие самолеты называются сверхлегкими?

На сегодняшний день, сверхлегкие самолеты можно условно поделить на три категории, по хронологии появления новых. Первая — это те летательные средства, которые использовались еще 100 лет назад. В основном, они были дельтапланами, на которых закрепляли небольшой двигатель для образования тяги. Такой аппарат обладал гибкими крыльями, а управляли им с помощью сдвига веса тела пилота.

Вторая категория появилась около 40 лет назад. Это уже не дельтапланы, а полноценные транспортные средства с двигателями, хоть на них и остались подкосы и одноповерхностное крыло. Многие оборудовались системой управления с двумя осями и рычагом для управления, которые непосредственно регулировали высоту и повороты. В этих моделях не было современных датчиков, поэтому напрямую контролировать угол наклона в процессе поворота самолета было невозможно. Были разновидности, которые оборудовали спойлерами над крылом и педалями для управления.

Кроме вышеописанных категорий, к сверхлегким самолетам относятся некоторые модели, не имеющие жесткого крыла. Среди них:

  • Мотодельтаплан — воздушное средство, которое оборудовано подвеской и мотором, которая дает возможность стартануть с помощью ног.
  • Дельталет, который управляется с помощью веса. Система управления напоминает ту, которая была еще в самом первом поколении самолетов. Но есть отличия — большинство производимых сегодня сверхлегких аппаратов оборудованы крылом, напоминающим дельтаплан, под которым установлена тележка на трех колесах. Именно она несет двигатель и людей. Эта самолеты идеально подходят для полетов в условиях небольших взлетных площадок, имеют отличную скороподъемность, но медленнее практически любой другой модели.
  • Мотопараплан — у этого самолет двигатель расположен за пилотом. Старт происходит с ног, крыло такое же, как у параплана.
  • Паралет — небольшая тележка с собственно двигателем и параплоновым крылом. Не самый удобный вариант — аппарат медлительный и часто возникают сложности на старте.
  • Автожир — такая же тележка с двигателем аналогичным мотодельтапланному, но вместо крыла приделан горизонтальный винт, который приводит в действие набегающий воздух. Винт крутится по принципу авторотации также, как и в любом вертолете. За счет этого создается подъемная сила.
  • Вертолет — одно или двухместный вертолет в некоторых странах, таких как США и Новая Зеландия и также считаются сверхлегкой авиацией.
  • Аэростат — в последнее время довольно популярное летательное средство. Может быть рассчитан как на одного пилота, так и на нескольких пассажиров.

В последнее время многие производители сверхлегких летательных аппаратов пытаются создать двигатель, который приводился бы в действие электричеством. Пока на рынке таких летательных средств нет, но скорее всего они появятся в ближайшем будущем.

Модификации

Разработано более 130 модификаций вертолета, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и другие). Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Ми-8 используется для проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров. Модификации Ми-8 активно используются в военных действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. Специально для обеспечения действия сил специального назначения в 2020 году разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН.

27 июня 2020 года холдинг «Вертолеты России» сообщил о подписании с Минобороны РФ контракта на поставку десяти многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН в 2020-2021 годах. Эта модификация получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, обновленный состав вооружения и новый состав пилотажно-навигационного оборудования.

«Ка-226» – основа вертолётного парка РФ

Вертолёт «Ка-226» является продуктом глубокой модернизации геликоптеров лёгкого типа «Ка-26» и «Ка-126». Этот воздушный транспорт сохранил лучшие характеристики своих «родителей» и приобрёл более высокие показатели в области экономии топлива и качества транспортировки.

В настоящее время «Ка-226» можно назвать «рабочей лошадкой» в линейке лёгких вертолётов России. Ведь он получил новый фюзеляж балочного типа, состоящий из алюминиевых сплавов и стеклопластика. Кабина пилотов стала более комфортной. В ней появилось новое оборудование, которое позволяет осуществлять полёты днём и ночью вне зависимости от погодных условий. Транспортная кабина является съёмным элементом. Такая компоновка позволяет установить дополнительные пассажирские кресла общим количеством до 9 штук, оборудовать вертолёт медицинским модулем, организовать специальный отсек для перевозки грузов.

Геликоптеры «Ка-226» можно использовать в различных целях. К примеру, МЧС России использует такие вертолёты для обеспечения аварийно-спасательных операций, а также в качестве санитарных и пожарных машин. Муниципальные органы городов используют этот транспорт в качестве скорой медицинской помощи, для обеспечения правопорядка и перевозки пассажиров. По многим техническим параметрам лёгкий вертолёт «Ка-226» превосходит аналоги зарубежного производства.

Далее будут рассмотрены лёгкие вертолёты российского производства «Беркут».

Летно-технические характеристики

Конструктивно Ми-8 — вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями (ТВ2-117, ТВ3-117 и другие варианты двигателей разработки опытного завода №177, ныне АО «Климов», Санкт-Петербург) и неубирающимся трехопорным шасси.

— Максимальная скорость — 250 км/ ч, крейсерская — 230 км/ч;

— максимальная дальность полета с основными топливными баками — 610 км;

— практический потолок — 6 тыс. м;

— максимальная взлетная масса — 13 тыс. кг;

полезная нагрузка на внешней подвеске — до 4 тыс. кг, в транспортной кабине — до 4 тыс. кг;

— пассажировместимость — до 26 человек;

— экипаж — 3 человека.