Система «атаки на двойку»: методика шаталова

Многократное повторение

В своей методической системе Шаталов активно использует всевозможные методы повторения на разных уровнях. Без многократного повторения невозможно добиться четкого понимания и усвоения изучаемого материала. Причем, как отмечает Виктор Павлович, обязательно нужно использовать различные техники повторения, чтобы избежать механического заучивания.

На уроках, проводимых по программе Шаталова, информация дается не параграфами, а большими блоками. Это позволяет экономить достаточно много времени. Значительная часть этого времени расходуется на повторение. На каждом занятии учитель предлагает ученикам вспомнить пройденный ранее материал. Это происходит с использованием творческих, продуктивных и репродуктивных видов учебной деятельности.

Для репродуктивного повторения характерна актуализация теоретических знаний. При продуктивном повторении происходит обобщение изученного материала. Творческие уроки – это уроки открытых мыслей, которые подразумевают творческое осмысление пройденного материала. Повторение основано на опорных конспектах. Преподаватель ведет учет по повторенным темам, таким образом систематизируя этот процесс.

Рядом – только жена

Как ни обидно в очередной раз осознавать, но уникальный педагог оказался полузабыт при жизни. В последние годы он боролся с онкологией и почти не выходил из дома. Выживал на пенсию эквивалентную 3300 грн, единственный человек, который находился с ним рядом, была его супруга Набия. О том, почему дети не навещают больного отца, можно предполагать, однако семья предпочитала эту тему не обсуждать.

До последнего Виктор Федорович (хотя, вероятнее, его супруга) вели страничку на Фейсбуке, куда постоянно писали ученики Шаталова и сторонники его метода обучения. Их комментарии полны безмерного уважения и гордости за то, что им посчастливилось прикоснуться к новому

Однако Шаталова особым вниманием не баловали ни украинские власти, ни «правительство» самопровозглашенной «ДНР». Донецкие врачи отказались от этого пациента, судя по всему, не зная, кто перед ними, и списывая все на его возраст

Снимок статьи Симона Соловейчика «Метод Шаталова», опубликованной в номере от 3 ноября 1971 года. . 

Суть новаторства Шаталова

Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание
— это основная идея методики Шаталова.

Цель методики:

1. Воспитание и формирование:

·

мотивов учения;

·

любознательности и познавательных интересов;

·

чувства долга и ответственности за результаты учения;

·

осознание себя личностью.

2. Учеба и познание

·

развитие способностей;

·

знание;

·

потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных
программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных
предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения
более чем в 2-3 раза.

«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел,
который нужно зажечь», — Плутарх.

Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:

·

ориентация на результат;

·

заинтересованность в процессе деятельности;

·

заинтересованность в получении хорошей оценки;

·

избежание неприятностей.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

·

психологические законы восприятия информации;

·

дидактические материалы (опорные конспекты);

·

гуманное отношение к ученику —  педагогику сотрудничества;

·

подвижное оценивание;

·

систематизацию информации;

·

стройность и взаимосвязанность знаний;

·

воспитание познавательной самостоятельности;

·

укрепление в ученике чувства собственного достоинства и
уверенности.

Вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов.

Опорные сигналы

Основная отличительная черта методики Шаталова – применение опорных сигналов. В роли таких сигналов выступают различные символы, вызывающие ассоциации с изученным материалом. Отсюда следует, что основывается методика на развитии и активном использовании ассоциативного мышления и зрительной памяти. При создании опорных сигналов применяют следующие принципы:

1. Сигнал должен быть предельно лаконичен. Чем проще и понятнее сигнал, тем легче его запомнить и воспроизвести.

2. Структурирование сигнала помогает систематизировать материал и выделить главный элемент. Структуры можно добиться использованием символов: стрелок, блоков, линий.

3. Смысловые акценты

Важное выделяется цветом, шрифтом и другими способами

4. Сигналы объединяются в автономные блоки.

5. Сигнал ассоциативен и способен вызывать понятные образы.

6. Сигнал прост, его легко воспроизвести.

7. Сигнал является наглядным, возможно цветовое выделение.

Для разработки группы сигналов необходимо тщательно изучить преподаваемый материал, выделить ключевые моменты, то есть избавиться от «воды». Ключевые моменты нужно законспектировать, соблюдая порядок и связи между ними. Далее следует преобразовать их в символы-сигналы, соблюдая вышеперечисленные требования. Сигналы объединяются в блоки, связи между ними указываются при помощи графических и цветовых приемов.

Схема уроков Шаталова

Обучение у Шаталова идет по строгому алгоритму:

ознакомление + понимание + закрепление + опрос

1. Объяснение:

·

публичная нумерация тем;

·

четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором
трудных мест;

·

перерыв;

·

быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;

·

переписывание конспекта в тетрадь.

2. Повторение:

·

воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;

·

несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим
ответом вслух перед классом;

·

весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

3. Решение задач:

·

на уроке решается 2-3 типовые задачи;

·

типовые задачи обязательны для всех;

·

никто не пишет, все слушают;

·

задачу решает ученик;

·

повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;

·

решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и
консультацией ошибок;

·

интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить
свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…. То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить
в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не
висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно
очень четко все объяснять», — Шаталов.

Интересные факты о жизни писателя и летчика

Владимир Александрович прожил долгую жизнь. Кроме работы он любил повозиться в саду, катался на лыжах, увлекался подводной охотой.

  • Шаталов написал две книги – «10 лет космической эры» и «Трудные дороги космоса», а еще около десяти книг об освоении космоса вышли в соавторстве с другими космонавтами.
  • В 1963 году Муза и Владимир Александрович познакомились с семьей Гагариных. Они были свидетелями трагедии с Юрием Алексеевичем и поддерживали его жену и дочерей.
  • Семья Шаталовых всегда была гостеприимной, веселой и легкой в общении. У них в гостях бывали знаменитости: художник Шилов, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон.
  • Александр Шилов, когда он еще не был известным художником, написал портрет космонавта Шаталова. Картина хранится в семье космонавта.
  • Владимир Александрович был близко знаком с Фиделем Кастро и даже ловил с ним лангустов. А брат команданте Рауль приезжал с женой в гости к космонавту и подарил ему чучело крокодила.

Опорные конспекты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

После создания сигналов преподаватель разрабатывает опорный конспект. Опорные сигналы – это ключевые моменты изучаемой темы. Они формулируются в конспект, представляющий собой наглядную структурированную схему или модель.

Существуют подробные инструкции по созданию опорных сигналов и конспектов, использование которых помогает применять методику Шаталова на уроках русского языка и литературы, в творчестве и в естественных науках.

Конспект выступает в роли своеобразной «шпаргалки». На листе конспекта при помощи символов, аббревиатур, графических изображений и знаков представлен объемный материал. Логично предположить, что запоминание интересной красочной схемы проходит гораздо проще, чем запоминание целого учебника. Для преподавателя использование конспектов также является очень удобным. В проверку знаний входит повторение конспекта учеником. Причем учитель не исправляет найденные в конспекте ученика ошибки, а лишь проставляет оценку. В задачу ученика входит самому отыскать ошибку. В данном случае используется игровой аспект, что, несомненно, повышает интерес к учебе.

Ошибки, примеры псевдонаучности, псевдо-логика:

  • Приводятся мнения большинства, софизмы как аргумент или суждения типа: «Впрочем, давно подмечено, что большинство вегетарианцев образованные, умные люди». Ссылки на то, что кем-то что-то замечено, установлено — постоянно используются без точных указаний и объяснения процессов. Не хватает только фразы “ученые доказали”.
  • Использован термин ”видовое питание”. На нем базируется авторская теория “целебного питания”, но не введено определение видового питания. В книге как бы подразумевается, что автор знает, что такое видовое питание. Но пояснять читателю, откуда автор узнал, что именно является видовым питанием для человека, Г. Шаталова не видит необходимости. Она просто фрагментарно делится своими представлениями. Чтобы не вводить людей в заблуждение, на страницы книги хочется добавить комментарий-уточнение: “это не видовое питание, а видовое питание в понимании автора“.
  • Использованы понятия физического вакуума, структурированной воды, памяти воды, что давно уже является признаком псевдонаучных работ.
  • Нет ссылок на первоисточники, кроме редких упоминаний фамилий авторитетных ученых (вероятно, в том числе для придания весомости и научности). В конце книги не приведен список источников — яркий признак антинаучной работы или плагиата.
  • Идет ссылка на научные работы Уголева, и рядом (в соседней главе или абзаце) приводятся полностью неподтвержденные умозаключения, иногда взаимоисключающие. Доказательства как бы подменяются самим наличием авторитетного источника в тексте.
  • Некорректно использован термин Ухтомского — “доминанта”. Шаталова упоминает о “формировании доминант с детства”, явно не понимая значения этого слова. Приумножая попытки придать наукообразность своей работе, она тем самым отсекает часть осведомленной аудитории.
  • Аргументы сторонников противоположной точки зрения не анализируются, нет убедительных объяснений позиции автора. Доводы оппонентов отбрасываются или не рассматриваются.
  • Реклама фирмы Цептер. Посуда сама по себе неплохая, но польза от ее использования сомнительна, это ни на чем не основанное утверждение и удачный маркетинговый ход. Стоит еще раз задуматься о восприимчивости Шаталовой. Становятся понятными проявления ее впечатлительного мышления.

Успехи учеников

Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).

Более 60 учеников защитили кандидатские диссертации и 12 — докторские.

В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,

Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.

С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.

В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.

Принципы построения метода Шаталова

 1.  Целостного восприятия информации:

·

сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;

·

от него выстраиваются отдельные эскизы;

·

постоянно идет возвращение к главному фрагменту;

·

особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут
усвоить материал все ученики;

·

новый скелет дается только после восприятия материала всеми
учениками.

2. Ограниченности восприятия информации:

·

Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов
восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.

·

Весь объем информации делится на 5-7 блоков.

·

Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое
средство).

·

Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.

·

Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и
чтения учебника (зубрежка исключена).

3. Сотрудничества:

·

гуманное отношение к ученику;

·

отсутствие критики;

·

отсутствие негативной оценки знаний;

·

снятие психологического напряжения в классе;

·

отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

4. Бесконфликтности (особое оценивание):

·

позволяет добиться результата вне зависимости от способностей
(низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший
результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения
материала, а качество знаний в данный момент учебы);

·

подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;

·

дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих
способностях;

·

строит открытые отношения между учителем и учеником.

5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:

·

не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;

·

поощряет самостоятельное решение.

6. Учения с увлечением:

·

учение с большим трудом;

·

чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;

·

увлечение подвигает на новый труд.

7. Максимализма:

·

в требовательности и пощаде;

·

в самостоятельности и контроле;

·

в загрузке учителя и облегчении его труда;

·

в заинтересованности ученика;

·

в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);

·

в просторе для сильного ученика.

8. Последовательности:

·

изучение теории;

·

отработка практики.

9. Здоровья:

·

физическое воспитание ежедневно.

10. Открытых перспектив:

·

открытое и подвижное оценивание (гласность);

·

открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);

·

возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Преимущества использования методики (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Очевидно, что методика Шаталова, применяемая как в начальной школе, так и в старших классах, имеет ряд преимуществ. Во-первых, это существенная экономия времени. За счет использования конспектов большой объем информации возможно изучить за меньший промежуток времени. Причем качество полученных знаний от этого сокращения абсолютно не страдает.

Во-вторых, новая система оценивания знаний позволяет ученику самостоятельно контролировать свою успеваемость, развивая самостоятельность. А благоприятная обстановка дома и в школе значительно способствует росту интереса к учебе. Использование опорных сигналов и конспектов облегчает процесс обучения для ученика и учителя.

Библиография

В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных
конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической
литературы. Многие из них переведены другие языки мира.

Куда и как исчезли тройки— практический педагогический опыт работы с
учениками Донецка:

·

М. — 1978

·

София — 1980

·

Пекин — 1980

·

Будапешт — 1982

·

Рига — 1988

·

Минск — 1989

Тройка обречена. — М. — 1995.

Точка опоры— об
экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:

·

М. — 1987

·

Варшава — 1989

·

Казань — 1990

·

Минск — 1990

·

Италия — 2001

Эксперимент продолжается:

·

М. — 1989

·

www.e-lib.info

·

Донецк — 1998

Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: —
1982

Кредо экспериментатора. — М. — 1994

Введение в поиск. – Краснодар. — 1989

За чертой привычного. — Донецк —1988

Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988

Путь поиска. — СПб — 1996

Трудных детей не бывает. — М. — 2001

В будущее из вчера. — Донецк — 2001

Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003

Секундант. — М. — 2006

Жизнь продолжается. — М. — 2002

Сквозь призму сердца. — М. — 2002

Приглашение к поиску. — М. — 2002

Город в облаках. — М. — 2006

Учебные задания:

·

по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.

·

по истории в 4 классе. — М. — 1984.

·

по истории в 7 классе. — М. — 1985.

·

по тригонометрии. — М. — 1993.

17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.

Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.

Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981

Опорные конспекты по:

·

физике 6 — Киев — 1976

·

физике 7 — Киев —1977

·

физике 8 — Ульяновск — 1988

·

физике 9 — Ульяновск — 1988

·

физике 10 — Ульяновск — 1988

·

физике — Пекин — 1981

·

астрономии — М. — 1978

·

математике 4–5 — М. — 1978

·

природоведению — М. — 1979

·

географии 6 — М. — 1981

·

высшей математике — Кр. Рог — 1985

·

истории — М. — 1985

·

кинематике и динамике — М. — 1989

·

физической географии — Донецк — 1991

·

тригонометрии — М. — 1993

Учебники:

·

Геометрия — Волгоград — 1990

·

Физика на всю жизнь. — М. — 2003

·

Быстрая тригонометрия. — М. — 2004

·

Алгебраические волны. — М. — 2005

·

Геометрия в лицах. — М. — 2006

·

Астрономия. — М. — 2006

·

Физика чести. — М. — 2006

·

Трилогия. — Архангельск — 1990

Педагогическая проза— опыт работы в школах Донецка:

·

М. — 1980

·

Пекин — 1980

·

Тбилиси — 1988

Педагогический поиск:

·

М. — 1989

·

Київ — 1989

·

Прага — 1995

Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001

Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987

Педагогическая адвокатура. — М. — 2006

Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984

Психологические контакты. — М. — 1989

Фото: Білецький В.С., Википедия.

Усвоение темы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На четвертом этапе ученики в домашних условиях самостоятельно исследуют конспект. Интересно, что для методики преподавания Шаталова в школе не характерен термин «домашнее задание». Преподаватель предлагает сделать ученику домашнюю работу. В этом есть принципиальная разница. Домашняя работа является набором определенных упражнений, которые необходимо самостоятельно сделать в течение изучения темы. Ученик сам решает, сделать ее в один день или растянуть на весь период изучения материала, начать ее в последний момент или сделать еще до начала урока. При использовании этого приема методики Шаталова в начальной школе у детей с раннего возраста развивается способность к самоорганизации.

После самостоятельного изучения материала ученик на следующем занятии воспроизводит опорный конспект и отвечает на вопросы учителя по опорным сигналам. Это пятый и шестой этапы и очередное существенное отличие школы по методике Шаталова. В данной ситуации у учеников нет страха перед неопределенностью: «Спросят, не спросят?». Каждый ученик на каждом занятии отвечает на вопросы по изученному материалу. И именно ученик определяет степень своей подготовки. Причем остальные учащиеся активно участвуют в этом процессе. Таким образом, ответ у доски превращается в коллективное обсуждение. Для ученика это снижает страх одному отвечать по изучаемой теме, так как он знает, что при необходимости ему помогут одноклассники. Но в то же время ученик пытается справиться с ответом у доски самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи.

Без лишней воды и играючи

А что такого было в этот системе, чего не было в дошаталовскую эпоху преподавания? Да, собственно, ничего такого уж странного

Шаталов предлагал «выжать воду» из учебных тем, оставив лишь только самое важное, перейти от механического запоминания учеником информации к осознанному осмыслению, закончить годовую программу за две четверти с полной головой знаний

Авторская система Шаталова помогала играючи доказывать сложнейшие теоремы за одну минуту… «Играючи» — ключевое слово. Пусть будет игра, а не зубрежка. Увлечь ученика было главной задачей педагога. И он справлялся с ней блестяще.

Какими принципами руководствовался Виктор Шаталов в своей необычной методике? Кажется, все очень просто: максимально концентрированный материал, без лишних дополнений, подается по формуле «от общего – к частному». Школьники выключают механическую память, забитую зубрежкой, и включают логическую. Это позволяет увидеть взаимосвязи между понятиями, темами, образами.

Чтобы еще более упорядочить знания, Шаталов придумал систему опорных сигналов и опорных конспектов – схем, на которых в виде блоков или тезисов закодирована информация по теме. Одно следует из другого – и вот уже ученик запоминает за один урок тему, на проработку которой в учебном плане заложено три-четыре академических часа.

Последний снимок педагога у родного дома был сделан в мае 2020 года. Фото: соцсети

Личная жизнь

В 1951 году Владимир Александрович женился на Музе Андреевне Ионовой. Она на год моложе супруга, родом из Сибири. Молодые люди познакомились на катке в городе Мичуринске. Они случайно столкнулись, перебросились шутками и начали встречаться. Муза училась здесь в аспирантуре, а Владимир – в Качинском летном училище.

После свадьбы супруги виделись не часто. Оба продолжали учебу. После рождения первенца жена с ребенком жила в Крыму, писала диссертацию, проводила исследования. Так продолжалось до 1963 года. В то время у Музы умер отец, и она решила, что семья дороже работы.

Шаталовы переехали в Москву. До последнего времени они жили в Звездном городке, в «первой башне» – так называют местную достопримечательность – дом №2, в котором проживают Терешкова, жена Гагарина, Титов, Волков и другие. В браке у пары родились дети: в мае 1952 года – сын, Игорь Владимирович, в сентябре 1958 года – дочь, Елена Владимировна. Оба получили хорошее образование.

Сын так же, как отец, хотел стать космонавтом, но подвело зрение. После окончания школы окончил авиационный институт. Он преподает в Ленинградском механическом институте, имеет степень кандидата технических наук. Живет с семьей в Санкт-Петербурге. Дочь Шаталовых работает старшим преподавателем Дипломатической академии МИД России.

Муза Андреевна сейчас на пенсии. У Шаталовых есть внуки и правнуки, которые часто бывают в Звездном.

Система «атаки на двойку»: методика Шаталова

Сегодня на детвору обрушиваются лавиной знания, которые нужно усвоить быстро, эффективно и в большом объеме. На непосильные нагрузки постоянно жалуются не только сами школьники, но и их родители, которые уверены: стрессы не добавляют желания учиться их детям

Учителя не успевают уделить внимание каждому ребенку на уроке, что плохо сказывается на системном контроле знаний, а пробелы выявляются уже на экзамене

На помощь может прийти методика В.Ф. Шаталова. Он сам – ученик лучших педагогов советской школы, с 50-летним стажем работы, из которых 40 лет он работал в обычной донецкой школе, учителем математики, а затем директором. Шаталов не «строил» карьеру, он – учитель по призванию, и его методика – это богатый жизненный и педагогический опыт.

Об основных принципах методики гуманизма и уважения к личности ученика

Главную идею, подвигнувшую педагога на создание методики, сам Шаталов сформулировал так: «Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги».

Его ученики усваивали годовую программу по математике за 10 часов. Принципы настолько просты и понятны, что легко применимы для всех школьных предметов:

Учитель должен быть заранее уверен в успехах учеников: оптимистичный настрой помогает в работе не только детям, но и учителю;
Даже если у ребенка что-то не получается, учитель делает акцент на его успехах, сглаживая неприятные эмоциональные переживания из-за неудач;
Оценка – инструмент, требующий осторожного обращения: «двойками» и бесконечными замечаниями, даже если они заслужены, детей не учат, а калечат!
Дети боятся плохих оценок, и этот страх сковывает их, заставляет бояться осуждения, упреков и насмешек, поэтому на уроке нужно создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, внимательно относиться к слабому ребенку и морально поддерживать его;
На уроке не должно быть деления на слабых и сильных учеников: нужно проявлять уважение к достоинству каждого ребенка.
Ответственность учителя: сначала научить, не упустив ничего, а затем требовать.

Виктор Федорович всегда брал самые отстающие классы и добивался успехов. Секрет его методики заключается, прежде всего, в умении заинтересовать тех детей, на которых учителя «поставили крест», расписавшись в собственном бессилии. Кроме того, в работе Шаталов всегда опирался на знание детской психологии – основного инструмента, помогающего наладить контакт с каждым ребенком.

Его уроки всегда строились на принципе сотрудничества и равенства между всеми участниками процесса, включая самого учителя.

Представления автора в итоге сводятся к советам

В одно целое сводятся трактат о вреде раздельного питания и рецепты здоровой кухни. Не приводится реальных доказательств, объяснений того, почему миллионы людей используют концепцию раздельного питания, например, для похудения или набора массы — и добиваются результатов. Прочитав предложенный текст о причинах болезней, можно подумать, что все, кто использует метод раздельного питания, больны.

Книга, построенная на распространенных патетических мифах, была бы уместной во времена Вернадского (100 лет назад), но на том уровне знаний, на котором мы находимся сегодня, ее трудно воспринимать всерьез.

Вот так восприятие вещей и идей может влиять на деятельность, творчество человека и всю его жизнь. Ведь свобода от ряда мифов и прочего “мусора“ в голове обеспечит лучшее, более точное понимание мира вокруг. На наш взгляд, освобожденная от мифов работа была бы намного полезнее для читателя. А идеи о здоровом питании могли бы обрести еще большую популярность.

Теория Шаталовой приводится в виде “советов” и “правил”. Если и можно найти в книге что-то интересное, так это массу полезных советов. Это “положительная сторона“ и действительно ценная часть произведения. Рецепты приготовления здоровой и вкусной пищи и прочие детали, которые можно отыскать, имея достаточную долю терпения — вот все, ради чего можно рекомендовать эту книгу. Однако никакую проверку на обоснованность в научном или философском смысле эта книга, увы, не выдерживает.

В результате анализа выясняется, уже не в первый раз, что способ мышления, свойственный авторам подобных произведений, маскируется под научный. Не застрахованы ни доценты, ни кандидаты наук. Подобный низкий уровень текстов наносит вред, и отпугивает людей от действительно важных открытий, подтвержденных экспериментами. И вместо того, чтобы попытаться выстроить систему знаний, автор предлагает нам набор своих представлений и убеждений. Как много могло быть сделано сегодня, если бы в свое время такие авторы, подобно тем, кого они цитируют (Мечникову, Павлову, Циолковскому, Чижевскому) занималась действительно научными разработками. Приводили бы статистику на основе массива данных, сопровождали свои изыскания инструментальными разработками, универсальными моделями.

1) Шаталова, Г. С. Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика. — М.: МГФ «Знание», 1997.

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate