Узелковое мышление. об информационной уникальности кипу

Южноамериканские индейцы: кипу

Инки завязывали узлы на шерстяных или хлопчатобумажных нитях. Одна нить была основой кипу и на нее навязывались другие, которые и являлись носителем информации. Узелковое письмо перуанцев (кипу) считается одним из трех самых древних видов человеческой письменности, сразу после древнеегипетской и шумерской. Первое кипу, найденное на территории современного Перу, датируется третьим тысячелетием до нашей эры.

До 1923 года историки считали кипу уникально развитой счетной и календарной системой, однако работа Лесли Локка доказала, что на самом деле это своеобразная и достаточно богатая письменность. К сожалению, нечисловые символы очень трудно расшифровать, и существуют лишь предположения об их значении. Такая трудность связана с теорией о том, что кипу не пытались воспроизводить язык фонетически, а полагались на систему мнемонических и числовых знаков – словно шифр или система кодов.

Если современная наука легко представляет себе использование кипу в качестве бухгалтерских бумаг и календаря, то гораздо сложнее «прочесть» законодательные кипу. Существуют неопровержимые доказательства того, что с помощью кипу осуществлялось административное управление и велись судебные записи – как жалобы, так и приговоры; это в очередной раз доказывает насколько комплексно было узелковое письмо древних инков.

Североамериканские индейцы: вампум

Технику записи и передачи информации, которой пользовались многие североамериканские племена индейцев, сложно назвать узелковым письмом, поскольку вместо узелков она чаще всего использовала бусины. Нанизанные на нитки бусины – вампумы – являлись не только носителями информации, но могли использоваться в качестве валютных единиц.

Существуют сохранившиеся договоренности между индейскими племенами ирокезов и делаваров, и даже договор между делаварами и квакерами, записанные на вампум. Еще одной исторической ценностью вампумов для североамериканских племен было то, что на них записывались основные события истории племени, и старейшины делились ими с молодыми соплеменниками. Достоверно известно, что не все ирокезы и индейцы из соседних племен могли читать и составлять вампумы – это было прерогативой вождей и старейшин.

«Правая сторона» и «обратная сторона»

Теперь нужно разобраться, как нити присоединяются к основному шнуру, ведь вы помните, что это очень важно. Они могут привязываться одним из двух узлов, как показано на рисунке ниже

Эти узлы различаются между собой так же, как вы разнитесь с вашим отражением в зеркале. Мы будем называть их «правый» и «обратный».

Авторы исследования предположили, что правый или обратный узел, которым прикреплена к основному шнуру первая нить каждой группы, кодирует определенную информацию. Так же, как в случае с S- и Z-узлами, это должна быть какая-то информация, которая может принимать лишь одно из двух значений, например, «оплатил» или «не оплатил».

Эртон и Медрано решили проверить следующую гипотезу: узел, которым прикреплена к основному шнуру первая нить в каждой группе, означает социальную группу, к которой принадлежал налогоплательщик. У инков и их потомков таких групп было две: анан – высшие и урин – низшие.

Сергей Куприенко – специалист по истории доколумбовых цивилизаций Америки и Конкисты, автор первой в Украине кандидатской диссертации по истории инков

Сергей Куприенко:

Во многих центральноандских обществах «высшими» часто назывались завоеватели, а «низшими» – завоеванные. На высшие и низшие группы делились все уровни сообществ и общин от поселков и городов до провинций, объединенных провинций и государств. Человек обязательно должен был принадлежать к одной из групп.

Оказывается, что три кипу содержат лишь обратные узлы, два – только правые и одно – как правые, так и обратные. Всего на шести кипу 63 правых и 70 обратных узлов. Иными словами, если предположение Эртона и Медрано верно, то в кипу речь идет о 63 представителях одной группы и 70 представителях другой. Но что о них записано в испанском документе?

Ни слова! Зато, если сложить количество плательщиков из общин Намус, Куйучин и Укоре, получится 59, а сумма плательщиков из Коронго, Гуайан и Куска составляет 71 (можно проверить в таблице выше). Это достаточно близко к 63 правым и 70 левым обратным. Авторы исследования подсчитали, что такое совпадение неслучайно с вероятностью более 95%.

Узелковое письмо у скифов и сарматов, славян и китайцев(хунзов) Наузы. Узелковые узоры скандинавов.

Узелок на Память

Узелковое письмо в Китае (кит. трад. 結繩, упр. 结绳, пиньинь jiéshéng, палл. цзешэн) — способ записи при помощи завязывания узлов на верёвке. Якобы существовал в древнем Китае до изобретения иероглифической письменности.

Согласно легендам, впоследствии правитель Фу-си изобрёл триграммы, а придворный историограф Цан Цзе императора Хуан-ди создал иероглифы. Это и послужило причиной отказа от узелкового письма.

Упоминания об узелковом письме сохранились в Даодэцзин и Ицзин.

Например, призывая к возврату к идеальным патриархальным отношениям, Лао-цзы в 80 чжане говорит:

(перевод Ян Хиншун)

В русской традиции воспоминания о узелковом письме сохранились в виде пословиц. Во времена скифов, гуннов и сарматов узелковое письмо существовало, иначе зачем знатным людям были нужны перстни-печатки? Именно ими закреплялась надпись в виде узлов на веревке, скрепляя концы, что бы никто не мог развязать и исказить послание.

Невелик узелок, да крепко затянут.

Полно путать, пора узлы вязать.

Сказал, как узлом завязал.

В русском письме, уже в христианской традиции, остались в художественном смысле традиции узелкового письма, и буквицы и заставки зачастую были весьма изощренно изображены.

Источник

Архивный номер № 35 (569) от 30 августа 2005 — Планета загадок

Разгадана тайна узелкового письма инков

Благодаря тканям с причудливыми узорами и впечатляющей архитектуре, империю инков ставят в один ряд с самыми великими мировыми цивилизациями.

Для передачи информации индейцы пользовались загадочным приспособлением, называемым кипу, что на языке племени кечуа значит «узел», или проще – узелковое письмо. «Послания» состояли из шерстяных или хлопчатобумажных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. При этом узелки завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки

Некоторые эксперты полагали, что узелковое письмо было предназначено для сохранения исторически важной информации и последующей ее передачи следующим поколениям

Новые исследования показали, что кипу использовались как документы в сложной бухгалтерской системе древних индейцев. Узелковое письмо позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое другое. «Письмена достаточно сложные, в них содержится огромное количество информации, – рассказал Гэри Уртон, профессор Гарвардского университета (США), изучающий письменность инков. – Они так красиво структурированы, напоминают орнамент. Сложно было предположить, что в них, помимо чисел, описана иерархическая организация разных органов власти цивилизации инков».

Ученые проанализировали 21 кипу, обнаруженных в погребальной урне, спрятанной под полом одного из дворцов инка Пуручуко на территории современного Перу. Они представляют собой трехъярусную иерархию и показывают, как собирались и передавались между уровнями власти внутри административной системы инков данные переписи населения и сбора дани. Кипу демонстрируют контакт между владельцем письма и местными рабочими. Высший уровень письма – связь между дворцом Пуручуко и центральной властью.

«Информация с верха кипу, содержащая самые сгруппированные данные в виде команд организовать деятельность на местном уровне, – говорит Уртон. – Затем эти сведения распределялись по средним уровням и нижним слоям кипу». Ранее он предполагал, что кипу, возможно, самая ранняя форма письменности. Вместо графических знаков, узелковое письмо использовалось как вид трехмерного бинарного кода, похожего на современный язык компьютеров. Существует также тип кипу, который был не столько статистическим, сколько поэтическим, поскольку представлял песни, поэмы, истории, генеалогию. Однако ни одно из таких писем не расшифровано, а любую из существующих интерпретаций очень сложно доказать.

«Мы можем прочитать узелки, содержащие численное значение 256, но мы не знаем точно, что значит это число, – объясняет Уртон. – Кипу вряд ли может быть прочитано как фонетическое письмо, но в них заключено много информации с помощью цвета, направления узелков и шнурков. Понять бы систему, с помощью которой можно расшифровывать узелковые письма. Предстоит выяснить, 256 – это число рабочих или число рабочих дней».

Хотя империя инков существовала всего столетие, она была очень интенсивной по развитию, пока ее не разрушили испанцы. Ранние версии приспособлений для передачи информации использовались пре-инками за 500 лет до вторжения европейцев. Испанские конкистадоры уничтожили много образцов узелкового письма. Всего сохранилось лишь около 700 кипу, почти все они изъяты из захоронений. С помощью узелков, напоминающих костяшки счётов, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. По предположениям ученых, бурый цвет мог символизировать картофель, жёлтый – золото, красный – воинов. Расшифровывали информацию специальные толкователи. Главным был «личный секретарь» правителя индейцев Великого Инки. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были поражены быстротой и точностью, с которой им выдавались самые разные данные. Взяв в руки кипу, толкователь сразу начинал «читать» по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за его взглядом и движениями рук.

Два документа

До настоящего времени дожило более 900 кипу. Самая внушительная коллекция – около 300 экземпляров – хранится в Этнологическом музее в Берлине, еще одно большое собрание есть в музее «Пять континентов» в Мюнхене, по несколько десятков кипу хранят музеи Перу. Для самых любознательных скажем, что в Украине кипу вы не увидите. Главный центр изучения кипу – Khipu Database Project, где собрана вся возможная информация о кипу со всего света, а основал его гарвардский профессор Гэри Эртон (Gary Urton).

Среди студентов Эртона в прошлом году был Мануэль Медрано (Manuel Medrano), первокурсник, для которого основная специализация – прикладная математика, а дополнительная – археология. Свои весенние каникулы Медрано посвятил исследованию двух документов. Один, созданный в 1670 г. на испанском языке, описывал, сколько налогов должны заплатить колониальной власти индейцы Рекуай, проживающие в шести пачаках («сотнях» – общинах, которые также называли айлью) около современного города Сан-Педро-де-Коронго в центральном Перу. Другой – шесть кипу, найденные в захоронении неподалеку в той же долине Рио-Санта (их обозначают UR 87, UR 88, UR 89, UR 90, UR 91, UR 92).

Сравнив два этих документа, молодой исследователь пришел к выводу, что они составляют пару, то есть рассказывают об одном и том же.

Передача сообщений педметами

По легендам, мифам и сказкам известно, что древние народы (персы, скифы, греки…)
часто передавали сообщения (предложения и ответы) с помощью набора предметов.
Трипольцы в торговле использовали наборы из глиняных фигурок,
шумеры — глиняные «конверты» с фигурками.

Но это были, выражаясь математическим языком, «неупорядоченные множества».
Затем появились «множества линейные» — ракушки или узелки на шнурах.
Эти линейные системы фиксации информации можно уже называть настоящими предметными письменностями.
У шумеров и древних египтян тоже сначала были нелинейные рисуночные тексты.
Видимо, линейность связана не только с линейностью мысли, логическими заключениями
(мысль может идти и параллельными потоками0, но линейностью речи, языковых предложений).

Кипу — узелковое письмо инков

Древнеинкское узелковое письмо кипу («узел» — на языке
кечуа)
представляло собой горизонтальную верёвку, к которой привязывались вертикальные шнурки с узелками.
Оно изначально предназначалось для счетоводческих записей (в том числе, для «ЗАГСов»), но потом, возможно,
так развилось, что на нем могли даже фиксировать поэмы и даже хроники.

Разный цвет шнурков обозначал объект счета. Предполагается, что Черный цвет узелка означал смерть ,
белый – серебро или мир, красный — война или опасность, желтый — золото или богатство,
зеленый – хлеб, не окрашен — цифра. Простой узел — десятки, двойной — сотни («ИСТОРИЯ КНИГИ. Кипу. Узелковое письмо»).

Подобным письмом пользовались и древние индийцы,
но к шнуркам они подвязывали также различные предметы.

Вампум — североиндейское предметное письмо

Среди индейцев Северной Америки (ирокезы, гуроны) было распространено предметное письмо вампум
(Wampumpeag по-алгонкински «нити с нанизанными на них раковинами»).
Из нанизанных на шнуры разноцветных раковин, по принципу мозаики, складывались символические рисунки
и абстрактные геометрические орнаменты, также имеющие свое толкование.
Например, красный топор на черном фоне — объявление войны; скрещенные темные руки на белом фоне — мирный договор и т.д.
С определенным цветом соотносится также какая-либо часть света.

Что интересно, вампум применялся не только для передачи сообщений, но и как украшение или даже в качестве денег.
Переплетение шнуров вампум образовывали полосу, которую обычно носили как пояс.

В  мифологии ирокезов вампум — чудесный талисман, найденный легендарным пророком, вождем Лиги ирокезских племен
Гайаватой (Хайонаватой) во время лесных скитаний. (Возможно, Гайавата — историческое лицо, жившее в 14 -16 вв.).
С помощью вампум, в которое была заключена животворная магическая сила «оренда» был побежден людоед и колдун Атотархо.

У  индейцев Северной Америки была особенно развита символическая живопись, связанная с обрядовостью:
у индейцев хопи настенные фрески ритуальных святилищ кива,
у навахо разноцветные многофигурные «песчаные рисунки»,
у племен прерий — гербы-талисманы на щитах, геометрические изображения на бизоньих шкурах,
составление пиктографических календарных летописей (сиу, кайова).

Узелковые протоцивилизации
и узелковые письмена.

Главная >
Лингвистика >
Письменности

Особые:

Письменности для слепых |
Скорописи |
Кнопочнные стенографии |
Тайнописи

Языки мира |
Страны и города |
История народов

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)


Ключевые слова для поиска сведений по осязательному письму:

На русском языке: осязательные письменности, тактильные системы общения, азбука слепых, алфавит для незрячих,
узелковое письмо, предметно-шнуровое сообщение, предметные системы чтения, кипу инков, вампум ирокезов,
азбука Муна, система Брайля;

На английском языке: blind ABC, Inku kipu.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 13.07.2019

Орнаментальные знаки на тканях индейцев куна

Куна (туле, тельмалтола) — индейский народ группы
чибча,
обитающий в Панаме и Колумбии.
Численность — более 50 тыс. человек (из них около 700 человек — в Колумбии).

У индейцев куна,
живущих в Панаме, имеются загадочные рисуночные письмена на тканях (плетенные лоскуты мола) и «птичьи знаки».

Мола (molas) – это элемент женской одежды, выполненный в технике прорезной лоскутной аппликации,
сшитый вручную мелкими стежками, почти невидимым швом. Эта техника требует высочайшего мастерства.

Также у племени куна есть легенда
о приходе белых бородатых людей с востока. Таким образом, культура индейцев куна являются переходным звеном между
мезоамериканской
и перуанской.

По всей вероятности, действительно, существовали пришельцы со Старого Света, которые, как Кортес, прошли через территории
Мексики, Панамы
и Перу.

Индейские аппликации molas (мола) племени Куна

По шесть нитей на каждого

Теперь давайте поближе рассмотрим наши документы. Испанский документ содержит поименный перечень 130 налогоплательщиков и еще двух безымянных плательщиков – всего 132 человека индейцев Рекуай. Из него понятно, что каждый должен уплатить 2 песо, 7 реалов и 3 куартильо (монета стоимостью 1/4 реала). Если посчитать вместе, то получается 367 песо с копейками. В конце документа сказано, что он должен быть зачитан на языке кечуа и записан в кипу.

Шесть кипу из долины Рио-Санта все имеют сходную конструкцию: их нити сгруппированы по шесть штук. То есть представьте, что на основном шнуре привязаны шесть нитей друг возле друга, затем – небольшой промежуток и снова шесть нитей друг возле друга, затем – промежуток и снова шесть нитей и т. д. Если посчитать все такие группы по шесть нитей, то окажется, что вместе их 133. То есть очевидно расхождение с количеством налогоплательщиков в испанском документе, но числа настолько близки, что это вряд ли случайность.

Теперь если посчитать числа, «записанные» узелками на первых нитях в каждой из этих 133 групп, то окажется, что вместе они составляют почти ту сумму, которая следует из испанского документа (абсолютно точную сумму нельзя вычислить, поскольку некоторые нити повреждены). Очевидно, что эти два документа составляют пару.

Пока вроде бы все очень просто, но дальше будет сложнее. Вы же заметили, что налогоплательщики относятся к шести общинам и количество кипу – тоже шесть. Очень логично предположить, что одна община соответствует одному кипу. Но это не так. В таблице приведены численность плательщиков в каждой общине из испанского документа и количество групп из шести нитей на каждом кипу.

ТАБЛИЦА 1

Кипу Общины (айлью) в испанском документе
Название Количество групп по 6 нитей Название Количество налогоплательщиков
UR88 9 Куска 7
UR92 10 Куйучин 9
UR91 15 Намус 18
UR90 17 Коронго 23
UR89 34 Укоре 32
UR87 48 Гуайан 41
Всего 133 Всего 130

Узелок завяжется, узелок развяжется…Кипу древних инков

В узелковом письме информация сохраняется в веревках, которые кодируют узлами и цветами веревок. Веревки с узелками у различных народов: на Каролинских островах, на Гавайях, в горных районах Калифорнии, в Западной Африке, у монголов, в Израиле, в Китае, у североамериканских индейцев, а также в Европе. У инков такое узелковое письмо называлось кипу. Оно представляло собой древнюю мнемоническую и счётную систему. Это были сложные плетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских лам или хлопка. Количество свисающих нитей могло достигать двух тысяч.

Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э. Впервые же о нем написали в 1533 году. В кипу хранилось огромное количество информации. А по виду такие «книги» очень красивые и больше напоминают орнамент, чем привычные буквенные записи. Главная толстая веревка в плетении начинала повествование. К ней наискось крепились веревки потоньше. Они использовались для записи данных. При помощи кипу инки учитывали число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, использовали даже в качестве календаря. Современному человеку довольно сложно представить, что узлами можно описать целую иерархическую организацию органов власти у инков, а не только цифры.

Узелковые письма доставлялись бегунами по системе дорог в империи инков. Кипу было удобно переносить. Его сминали и помещали в мешочек. Кипу использовались как документы в сложной расчетной системе, поэтому предназначались в основном для чиновников. В веревках и узлах передавалась информация о налогах в той или иной провинции, обозначалось число людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и т.д. Существует и тип кипу, который представлял поэмы, песни, истории, генеалогию. На сегодняшний день ни одна из этих записей расшифрована не была.

В целом, степень владения навыками чтения кипу у инков была следующей:

Цвет нити в кипу передавал содержание и считался ключом. Нити могли быть одноцветными ил сочетать два и более цветов. В главный шнур вставлялся по необходимости ключ в виде листа растения, кусочка минерала и т.д., указывавший на смысловое содержание кипу или нити. Так инки избегали путаницы с прочтением цветов, значение которых могло измениться. Всего сегодня изучено 24 различных цвета нитей. Вот что могли обозначать некоторые цвета:

Смесь цветов на кручёной нити применялась для обозначения перечня объектов. В кипу учитывалась позиция вещей, о которых шла речь в кипу. Они располагались в порядке убывания значимости. Узлы в таком своеобразном письме у инков были трех типов:

В кипу хранились числа в десятичной системе счисления. При написании числа 10 000, достаточно было завязать 1 узел в нужной позиции свисающей нити. Пустые позиции на нити считались нулями. Производить арифметические операции с помощью такой записи было легко. Например, что бы суммировать цифры 15 и 25, инки завязывали узлы на нитях в соответствующих местах и горизонтальным «прочтением» справа налево или наоборот. Аналогично происходило с вычитанием.

Империя инков существовала одно столетие, но развивалась очень быстро, пока не была разрушена испанцами. Конкистадоры уничтожили многие образцы узелкового письма. Всего сохранилось только 700 кипу Великого Инки. Правда эту письменность испанцы искоренили постепенно. Это письмо использовалось в качестве отчёта о податях и повинностях до XIX века. Вообще европейцы, впервые столкнувшиеся с кипу, были поражены быстротой и точностью сведений, которые им выдавались толкователями, которые «читали» руками по веревке быстрее, чем они произносили словами прочитанное. Примитивное использование кипу велось в перуанской горной местности и после испанского завоевания инков. Только кипукамайоки, создававшие определённые формы кипу, могли их прочитать. Поэтому кипу считается неким мнемоническим устройством.

https://youtube.com/watch?v=km3fLU4f2Eg

Источник

Четыре стороны света, объединенные вместе

Империя инков была крупнейшим политическим образованием в доколумбовой Америке. Она простиралась примерно на 5 000 км вдоль западного побережья Южной Америки, и в разные периоды ее населяли 8–12 млн человек. Сегодня эту территорию занимают Колумбия, Чили, Перу, Боливия, Эквадор и Аргентина. На языке кечуа империя называлась Тауантинсу́йу – «четыре объединенные провинции» (дословно: «четыре стороны света, объединенные вместе»).

Для того чтобы «связать» своих подданных из разных уголков в единую империю, просто необходим документооборот: записи о том, сколько людей живет в определенном поселении, какой у них социальный статус, сколько кукурузы они собрали, сколько работ должны выполнить и сколько подати уплатить. Инки успешно объединили отдельные народы империи, использовав веревки из шерсти альпак и лам или из хлопка – кипу. По словам историка Фелипе Гуамана Помы де Айялы, «империей управляли с помощью кипу».

«Писали» и «читали» кипу специальные чиновники – кипукамайоки. Сегодня же исследователи мало понимают из того, что «записано» в том или ином кипу, но давно разобрались, какие числа в них зашифрованы. Кого или чего именно касаются эти цифры, какая еще информация «записана» (если действительно «записана») в кипу и как она «записана» – на эти вопросы, в основном, ответа нет.

Но сейчас, похоже, в руках исследователей оказался важный ключ. «Дом инноваций» попытался разобраться в хитросплетениях кипу вместе с Сергеем Куприенко – одним из всего нескольких в Украине специалистов по истории и культуре инков.

Примеры использования кипу

Специалист по обращению с кипу назывался «кипукамайок» и характеризовался, как «человек, на которого возложена обязанность считать». Таким образом, инки воспринимали кипу прежде всего, как средство счета, а не средство письма.

До настоящего времени в музеях сохранилось до 400 цельных и фрагментарных кипу. Тем не менее, европейцы столкнулись с кипу в сравнительно недавний исторический период, поэтому  функционал и применение этой знаковой системы были хорошо известны. Наиболее древним и авторитетным источником этой информации является «История государства инков», написанная Инкой Гарсиласа де ла Вега (1539 — 1616), сыном высокопоставленного испанца (судьи Куско) и знатной инкской женщины. Эта работа, изданная в 1609-1617 годах, характеризует кипу как «книги ежегодного учета». Каждая толстая вертикальная нить в кипу состояла из нескольких разноцветных нитей и снабжалась узлами. Цвет нити означал «тему» зашифрованной информации, а узлы использовались при подсчете. Так, желтые нити означали золото, белые – серебро, красные – воинов. В вертикальном направлении по шнуру кипу откладывались узлы, которые в сочетании с цветом нити и в направлении сверху вниз обозначали предметы и сущности в порядке убывания их ценности, например «пшеница-ячмень-горох-бобы-просо». Некоторые кипу ветвились, таким образом, сообщались дополнительные признаки сущности, которую обозначал данный узел, и в котором происходило ветвление. Например, от узла, обозначавшего количество женщин, отходили ниточки, указывавшие девушек и замужних женщин.  

При этом область использования кипу расширялась, поэтому каждое кипу снабжалось специальными знаками «senales», указывавшими его тему. Существовали кипу, посвященные хронологии или содержавшие эпические повествования.

Наконец, кипу обязательно снабжались «счетными» узлами, обозначавшими разряды чисел. Известны кипу, исчисляемые в которых единицы измерялись десятками тысяч (прежде всего, это кипу с информацией о переписи населения).

Поскольку кипукамайоки были неграмотны (в нашем понимании, то есть, не умели читать и писать), основную информацию кипу они заучивали наизусть, а сама узелковая структура служила мощным мнемоническим средством. Можно сказать, что кипу напоминали таблицы или базы данных и, разумеется, их невозможно было заменить пиктографическими надписями.

Мезоамерика

Основной древней культурой Мексики была цивилизация майя, которая, по основным историческим данным, была слишком развита для того, чтобы использовать узелковое письмо. Майя создали полноценную фонетическую словесно-слоговую письменность. Однако самые ранние кодексы и первые записи датируются третьим веком до н. э., в то время как первые узелковые записи кипу старше почти на три тысячи лет.

Существует теория о существовании докодексовых узелковых записей, которую впервые озвучил Луи Боден в 1928 году, она предполгает, что до создания более развитой письменности и системы исчисления племена майя использовали узлы и нити. Кроме индейцев майя, на среднеамериканском континенте существовал ряд других, менее развитых культур, которые использовали узелковое письмо в различных целях (в повседневной жизни и в обрядово-религиозной системе).

Как выглядит кипу

Типичное кипу состоит из главного шнура, к которому привязаны нити первого порядка. Как они привязаны – вопрос гораздо более важный, чем может показаться на первый взгляд, но об этом позже. Известны кипу, в которых лишь несколько нитей, а есть такие, которые имеют около двух тысяч. К этим нитям могут быть привязаны нити второго порядка, а к тем – нити третьего порядка.

Фото: bobistraveling

К главному шнуру также могут прикрепляться различные предметы, например, лист растения или фрагменты ткани, а на нитях завязываются узлы. Эти узлы могут быть разных видов: завязаны как направо, так и налево – их называют S и Z. Сегодня уже известно, что эти S- и Z-направления представляют собой бинарную систему кодирования информации, то есть ими обозначают категории, которые могут иметь только два значения: верхний-нижний, присутствует-отсутствует и т. п.

Сами нити могут быть разной окраски, причем как одноцветные, так и сплетенные из волокон двух или трех цветов. Если «чистых» цветов насчитывается до 30, то количество их комбинаций гораздо больше. При этом определенные цвета нельзя было сочетать. Узлы, цвета, направление плетения нити и дополнительные предметы – все это непременно кодирует какую-то информацию.

«В то время это были некие мини-компьютеры, – говорит Сергей Куприенко. – Тем более если принять гипотезу, что вместе с юпана (специальными счетами) кипу образовывали полноценный вычислительный механизм – операционную составляющую и память для длительного хранения информации с двоичным и десятичным кодированием; при этом широкую гамму цветов, вероятно, использовали для обозначения семантического ряда».

Фото: Yiyi

Сегодня не вызывает сомнений, что почти две трети из более 900 известных кипу содержат информацию в числовом виде, и даже вполне понятно, как «записывали» числа. Количество узлов в определенных положениях означает количество «единиц», «десятков», «сотен» и т. д. Например, чтобы «записать» 235, надо в определенном положении завязать узел с пятью витками, в другом определенном положении – еще три узла и еще два узла там, где должны быть «сотни». Нули обозначаются отсутствием узлов, поэтому, чтобы «записать», например, 5 000, нужно только завязать пять узлов на той нити, которая обозначает тысячи. В этом была простота древней системы для «записи» чисел.

Цифры мы можем прочитать, но о чем они рассказывают и что означают остальные примерно 300 «нечисловых» кипу?

Китай

Существование в Древнем Китае узелковой письменности однозначно не доказано – не сохранилось ни одного экземпляра или достойного описания китайской системы узелкового письма. Прообраз китайской иероглифической письменности появился достаточно рано, в государстве Шан-Инь, которое является первой ступенью в историческом развитии Китая. В результате раннего становления развитой письменности узелковое письмо кануло в Лету и не использовалось ни в одной сфере жизни китайского народа.

Единственные доказательства его существования – упоминания в летописях и учениях Лао-цзы. Из этих скудных данных можно заключить лишь то, что узелковое письмо было и чаще всего использовалось в качестве современного органайзера – на веревке завязывались узлы, обозначающие дни и дела, которые человек должен выполнить – чем больше узел, тем важнее дело.

Заключение

По-видимому, кипу действительно находится ближе к базе данных, чем к письменности. Мне сложно сказать, можно ли сравнить это творение инков с компьютером (давайте об этом поговорим?). На мой взгляд, кипу не может считаться компьютером, поскольку не подходит для вычислительных операций, а только фиксирует информацию. Тем не менее, у кипу определенно просматривается front-end (тактильный пользовательский интерфейс, реализованный в виде узелков), и даже GUI (цветовая дифференциация нитей). Полагаю, что у кипу есть и подобие back-end, заключающееся в строгой иерархической упорядоченности нитей. Нити могут наращиваться (масштабироваться), определенно обладают обратной совместимостью с более ранними версиями кипу, и именно по совокупности этих причин довольно легко реализуются в коде.