Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Общественные переговоры

Коллективные переговоры обеспечивают защиту интересов участников

Важнейшей формой социального партнерства является договорная деятельность в виде:

  • подготовки,
  • организации деловой встречи,
  • принятия вердикта о совместной деятельности.

Коллективные переговоры имеют целью обеспечить результативную защиту интересов участников процесса в разногласиях. Деловые встречи могут происходить по инициативе любого лица социального партнерства. Этот процесс ведется поэтапно:

  1. Изначально назревшие для разрешения вопросы обсуждаются в коллективе, принимается решение заседания о неизбежности коллегиального рассмотрения и принятия резолюции.
  2. О назревшем мероприятии формально извещают другую сторону партнерства.
  3. Здесь оговаривается конкретный отрезок времени, при наличии действующего коллективного договора решение принимается за 3 календарных месяца до окончания его функций.
  4. В управляющем трудовом органе в недельный срок после получения сообщения издается приказ (по согласованию с представителем работников) о начале подготовки к переговорным действиям. Параллельно с приказом по данному вопросу проводится заседание профсоюзного комитета. Стороны-участницы предстоящей деловой встречи вырабатывают распорядок ее ведения, время отработки проекта, заключительные положения и состав надзорного инструмента.
  5. Относительно комиссии действует паритет представителей в соответствии со ст.7 Закона. Для ведения подготовительной работы по переговорам сторона работников готовит единый рабочий орган или их представители самостоятельно проводят подготовку, разработку решений, которые защищают профессиональные интересы.
  6. Далее, проект договора обсуждается на участках предприятий, организаций ведется доработка. Сроки дополнительной работы оговариваются. Федеральный закон № 175-ФЗ от 23.11.1995 способствует урегулированию разногласий.
  7. На этом этапе утверждается разработанный проект колдоговора. Единый документ рассматривает общее собрание, осуществляется его подписание лицами, принимавшими участие в работе над  документом. Время действия коллективного договора 1–3 года до заключения нового акта.

Подписанный коллективный договор с приложениями наниматель направляет в вышестоящую трудовую инстанцию, действующую в данной местности, для регистрации. Дальнейший контроль исполнения взятых обязательств осуществляют стороны-подписанты и высший орган местного самоуправления по трудовым вопросам.

О социальном партнерстве в сфере труда смотрите это видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
 

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям

Демократизация и либерализация общественных отношений влечет за собой переосмысление трудовых отношений между работниками и работодателями. В ходе перестройки правоотношений место капиталистического диктата работодателя или коммунистического диктата власти занимают правоотношения, завязанные на диалоге, призванном уравновесить соотношение сил в трудовых правоотношениях. Как следствие, органы власти различных уровней вступают в эти правоотношения в качестве верховного регулятора, определяющего не частные, а общие вопросы трудовых правоотношений.

Безусловно, «социальное партнерство» всего лишь веяние времени, поскольку истинное партнерство между работодателями и наемной рабочий силой попросту невозможно в виду антагонистичности их интересов. То есть понятие «социальное партнерство» — это в большей степени философское направление трудового права, нежели прикладное. Однако некоторые аспекты трудового партнерства могут быть внедрены в практику, поскольку при общей антагонистичности интересов в некоторых направлениях интересы работодателей и работников могут и совпадать, хотя и по разным основаниям.

Так, для работодателя важно получение прибылей и сверхприбылей при относительно недорогой стоимости рабочей силы, в то время как работники заинтересованы в стабильности работы, получении заработной платы и хотя бы минимальной социальной защищенности. Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов

Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту

Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов. Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту.

Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
 

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Следующий комментарий к статье 27 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 27 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Формы социального партнерства — это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений (см. гл. 6 ТК и комментарий к ней).

3. Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Проведение взаимных консультаций осуществляется в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом (см. ст. ст. 372, 373 ТК и комментарии к ним). Проведение консультаций может осуществляться как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

4. Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (см. подробнее гл. 8 ТК и комментарий к ней).

5. Формой социального партнерства является не всякое участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров, а лишь участие в процедурах урегулирования трудовых споров, в рамках которых решение об урегулировании спора принимают представители работников и работодателей. К социально-партнерскому урегулированию трудовых споров относятся рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам (далее — КТС) (см. ст. ст. 384, 388 ТК и комментарии к ним); урегулирование коллективных трудовых споров (см. гл. 61 и комментарий к ней), а также все формы внесудебного переговорного процесса об урегулировании трудовых споров между представителями работников и работодателей. Вместе с тем участие представителей работников и работодателей в разрешении трудового спора не превращает судебное рассмотрение в форму социального партнерства, так как решение по существу спора принимают не социальные партнеры, а суд, обращение в который последовало лишь от одной стороны.

6. Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в комментируемой статье. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

Комментарий к Ст. 26 ТК РФ

С учетом территориально-отраслевого признака система социального партнерства включает шесть уровней, на каждом из которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: в Российской Федерации (федеральный уровень); в двух и более субъектах РФ (межрегиональный уровень); в субъекте РФ (региональный уровень); в отрасли (отраслях) — отраслевой (межотраслевой уровень); в муниципальном образовании (территориальный уровень); у данного работодателя (локальный уровень).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям

Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс: К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся:..

Ответственность сторон

Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:

  • Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
  • 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
  • 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
  • 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).

ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку

Равноправие сторон

Первый провозглашенный статьей 24 ТК РФ принцип равноправия сторон социального партнерства номинально уравнивает права работника и работодателя в соответствии с положениями Конвенции № 98 Международной организации труда «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров».

В соответствии с положениями Конвенции любые дискриминационные действия в отношении трудовых объединений недопустимы. Разумеется, любая попытка адаптации Конвенции № 98 МОТ, принятой в 1949 году, к современным реалиям требует расширительного толкования.

Дело в том, что Конвенция принималась в разгар противостояния профсоюзов, как выразителей идей рабочего класса, и работодателей. То есть, говоря о свободе трудовых объединений, Конвенция говорит о профсоюзах, а не, к примеру, союзах работодателей.

Посредством расширительного толкования положений Конвенции можно приблизить ее к положениям ТК РФ о социальном партнерстве и вывести на новый уровень. Так, положения Конвенции можно рассматривать как необходимость в государственной защите интересов как трудящихся, так и работодателей и в недопущении любого вмешательства в деятельность организаций, представляющих интересы работников и работодателей.

С учетом того, что интересы работников и работодателей в большинстве случаев антагонистичны, следует думать, что в качестве вмешательства в деятельность репрезентативных организаций следует отнести попытки подчинения любыми способами интересов одной организации интересам другой организации. К способам подчинения можно отнести:

  • лоббирование интересов той или иной организации;
  • финансирование организаций, представляющих противоположные интересы;
  • курирование.

В качестве гаранта соблюдения принципов социального партнерства выступает государственная власть в лице принимаемых ею нормативных актов. С этой целью государственные органы не только следят за соблюдением закона в сфере трудовых отношений, но и сами вступают в эти правоотношения в качестве равноправных партнеров.

Другой комментарий к статье 26 ТК РФ

Комментируемая статья предусматривает шесть уровней осуществления социального партнерства, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда, а именно:
— федеральный уровень — в Российской Федерации. На федеральном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации и действует на основании Федерального закона от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
— межрегиональный уровень — в двух и более субъектах Российской Федерации;
— региональный уровень — в субъекте Российской Федерации. Например, Законом Санкт-Петербурга от 10 октября 2011 года N 577-114 «О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге» установлены особенности осуществления социального партнерства в сфере труда в Санкт-Петербурге в целях обеспечения согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в части, не урегулированной ТК РФ;
— отраслевой уровень — в отрасли (отраслях). На отраслевом уровне разрабатываются отраслевые соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, условий оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам какой-либо конкретной отрасли. В качестве примера можно привести Отраслевое Соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013-2015 годы, утвержденное Рослесхозом, Профсоюзом работников лесных отраслей России 4 декабря 2012 года;
— территориальный уровень — в муниципальном образовании;
— локальный уровень — в сфере труда, отдельного предприятия

С учетом сложившейся судебной практики при идентификации локального уровня социального партнерства следует обращать внимание на масштабы и структуру предприятия. Например, постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 13 мая 2009 года N 6пв09 установлено, что коллективный договор ОАО «РЖД» относится к правовому акту отраслевого, а не локального уровня, так как в структуру ОАО «РЖД» входит 166 филиалов (в т.ч

17 железных дорог), расположенных на всей территории Российской Федерации, а также представительства в иностранных государствах. По мнению суда, указанный коллективный договор регулирует основы социально-трудовых отношений целой отрасли экономики Российской Федерации.

Ряд авторов предлагают дополнить указанный перечень. Так, предлагается включить в него международный (межгосударственный) уровень. В обоснование необходимости этого указывается на тот факт, что «в условиях глобализации экономики, характеризующейся, в частности, выходом российских компаний за пределы национального государства, появлением корпораций, объединяющих различных работодателей со своими специфическими функциями и связанных единой цепочкой производства, распределения и обмена товарами, возникает необходимость расширить уровни социального партнерства».

________________
Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: монография / Е.С.Батусова, И.Я.Белицкая, Э.Н.Бондаренко и др.; Отв. ред. Ю.П.Орловский // М.: Юстицинформ, 2012. 240 с.

Кроме того, предлагается также включить в перечень уровней социального партнерства уровень профессии.

________________
См.: Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: научно-практическое пособие // М.: Центр социально-трудовых прав, 2012. 128 с.

Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;
проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.