Новый университетский устав. упразднение университетской автономии

Содержание

Содержание[править | править код]

Университетский устав был разделён на 12 глав:

Основные положенияправить | править код

Каждый Университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (§ 2 по документу). Лишь в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору (§ 4). Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором (§ 5).

О факультетахправить | править код

С утверждения Университетского Совета и министра народного просвещения факультеты могли делиться на отделения (§ 7). Каждый факультет имел своё Собрание (§ 9) под председательством декана (§ 10). Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель по вопросам ученых и учебных предметов (§ 25). Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года (§ 8). Число профессоров могло быть увеличено по мере необходимости и средств (§ 21).

О попечителеправить | править код

Попечитель учебного округа принимал нужные меры для того, чтобы университеты исполняли свои обязанности; в случае нарушений обязался довести до сведения о случившемся Министра народного просвещения; имел право на Университетских Советах предоставлять свои предложения по делам университета и учебного округа (§ 26).

О ректореправить | править код

Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом (§ 27). Ректор имел право открывать и закрывать Университетский Совет и Правление, где он сам и председательствовал (§ 31). В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и порядком (§ 28), делать выговоры и замечания (§ 34), награждать отличившихся (§ 34).

О совете, правлении, суде и канцелярии университетаправить | править код

Университетские Собрания должны проводиться раз в месяц, лишь в экстренных случаях — по мере необходимости (§ 38). Дела в Университетском Собрании решались большинством голосов. В случае равенства голосов, решение принимал сам ректор (§ 45). Все протоколы Собрания должны были предоставляться попечителю учебного округа раз в год (§ 48), который имел право опубликовать этот документ целиком или частично (§ 47). Университетское Правление предоставляло Университетскому Собранию смету расходов за год (§ 52 б). Университетский Совет избирал раз в год трех преподавателей в Университетский суд, причём хотя бы один из них должен был принадлежать к юридическому факультету (§ 56). Университетский суд судил нарушителей порядка в университете и разрешал споры между студентами и преподавателями (§ 58).

О проректоре и инспектореправить | править код

Проректоры или инспекторы избирались Университетским Советом на три года (§ 64) из преподавательского состава или чиновников и утверждались министром народного просвещения (§ 64). Проректоры или инспекторы следили за порядком (§ 63), принимали жалобы и предложения от студентов (§ 66). Проректоры или инспекторы могли иметь нескольких помощников (для слежения за порядком) и секретаря (по студенческим делам) (§ 60, 67).

Об учащихсяправить | править код

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение (§ 85, 86). Учёба на медицинском факультете длилась пять, а на других факультетах — четыре академических года (§ 87). В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело переходит в суд по уголовным делам (§ 102).

Об учёных степенях и почётных членахправить | править код

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие учёные степени: Кандидат, Магистр и Доктор (§ 110). Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы (§ 114).

Учебно-вспомогательные учрежденияправить | править код

Университет должен был иметь библиотеку с библиотекарем и его помощниками (§ 122), музеи, тематические кабинеты, обсерваторию, ботанический сад и т. п. (§ 121).

Права и преимущества университетовправить | править код

Все Университеты находились только под попечением Императора и носили имя императорских (§ 123). Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин (§ 129), и они не подлежали цензуре (§ 130). Преподаватели, Доценты, Проректоры и его помощники, Лекторы, Астрономы и др. работники университета производились двумя чинами выше присвоенного их должностям класса (§ 137).

Содержание[править | править код]

Университетский устав был разделён на 12 глав:

Основные положенияправить | править код

Каждый Университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (§ 2 по документу). Лишь в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору (§ 4). Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором (§ 5).

О факультетахправить | править код

С утверждения Университетского Совета и министра народного просвещения факультеты могли делиться на отделения (§ 7). Каждый факультет имел своё Собрание (§ 9) под председательством декана (§ 10). Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель по вопросам ученых и учебных предметов (§ 25). Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года (§ 8). Число профессоров могло быть увеличено по мере необходимости и средств (§ 21).

О попечителеправить | править код

Попечитель учебного округа принимал нужные меры для того, чтобы университеты исполняли свои обязанности; в случае нарушений обязался довести до сведения о случившемся Министра народного просвещения; имел право на Университетских Советах предоставлять свои предложения по делам университета и учебного округа (§ 26).

О ректореправить | править код

Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом (§ 27). Ректор имел право открывать и закрывать Университетский Совет и Правление, где он сам и председательствовал (§ 31). В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и порядком (§ 28), делать выговоры и замечания (§ 34), награждать отличившихся (§ 34).

О совете, правлении, суде и канцелярии университетаправить | править код

Университетские Собрания должны проводиться раз в месяц, лишь в экстренных случаях — по мере необходимости (§ 38). Дела в Университетском Собрании решались большинством голосов. В случае равенства голосов, решение принимал сам ректор (§ 45). Все протоколы Собрания должны были предоставляться попечителю учебного округа раз в год (§ 48), который имел право опубликовать этот документ целиком или частично (§ 47). Университетское Правление предоставляло Университетскому Собранию смету расходов за год (§ 52 б). Университетский Совет избирал раз в год трех преподавателей в Университетский суд, причём хотя бы один из них должен был принадлежать к юридическому факультету (§ 56). Университетский суд судил нарушителей порядка в университете и разрешал споры между студентами и преподавателями (§ 58).

О проректоре и инспектореправить | править код

Проректоры или инспекторы избирались Университетским Советом на три года (§ 64) из преподавательского состава или чиновников и утверждались министром народного просвещения (§ 64). Проректоры или инспекторы следили за порядком (§ 63), принимали жалобы и предложения от студентов (§ 66). Проректоры или инспекторы могли иметь нескольких помощников (для слежения за порядком) и секретаря (по студенческим делам) (§ 60, 67).

Об учащихсяправить | править код

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение (§ 85, 86). Учёба на медицинском факультете длилась пять, а на других факультетах — четыре академических года (§ 87). В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело переходит в суд по уголовным делам (§ 102).

Об учёных степенях и почётных членахправить | править код

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие учёные степени: Кандидат, Магистр и Доктор (§ 110). Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы (§ 114).

Учебно-вспомогательные учрежденияправить | править код

Университет должен был иметь библиотеку с библиотекарем и его помощниками (§ 122), музеи, тематические кабинеты, обсерваторию, ботанический сад и т. п. (§ 121).

Права и преимущества университетовправить | править код

Все Университеты находились только под попечением Императора и носили имя императорских (§ 123). Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин (§ 129), и они не подлежали цензуре (§ 130). Преподаватели, Доценты, Проректоры и его помощники, Лекторы, Астрономы и др. работники университета производились двумя чинами выше присвоенного их должностям класса (§ 137).

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества. 2. Появились комитеты грамотности. 3. Собирались педагогические съезды. 4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

История

Проект Щербатова-Кавелина

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора К. Д. Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов; 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Санкт-Петербургского университета. В 1859—1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.

Проект Корфа

Осенью 1861 года барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 21 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.

Проект императорской комиссии

По указу Александра II, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, 4 декабря 1861 года при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. фон Брадке; 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным учёным и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.

С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально.

Наконец, 18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.

История[править | править код]

Проект Щербатова-Кавелинаправить | править код

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора К. Д. Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов; 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Санкт-Петербургского университета. В 1859—1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.

Проект Корфаправить | править код

Осенью 1861 года барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 21 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.

Проект императорской комиссииправить | править код

По указу Александра II, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, 4 декабря 1861 года при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. фон Брадке; 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным учёным и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.

С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально.

Наконец, 18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.

История[править | править код]

Проект Щербатова-Кавелинаправить | править код

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора К. Д. Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов; 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Санкт-Петербургского университета. В 1859—1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.

Проект Корфаправить | править код

Осенью 1861 года барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 21 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.

Проект императорской комиссииправить | править код

По указу Александра II, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, 4 декабря 1861 года при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. фон Брадке; 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным учёным и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.

С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально.

Наконец, 18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.  Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны. • Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений; • В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы; • Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию; • Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища; • Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания. • Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы; • В университетах можно было создавать научные общества. • При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки; • Были восстановлены кафедры философии и государственного права; • Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Реформирование средней школы

Следующим этапом было реформирование средней школы, которое состоялось только через год после изменения в системе высшего образовательного звена, что довольно необычно. Летом 1864 года Александр II принял «Устав гимназий и прогимназий». В то время именно из гимназий и состояла основная часть образовательной системы среднего звена, а потому ее обязательно нужно было реформировать.

Первым делом все гимназии среднего звена были разделены на 2 категории – реальные и классические. Первые предназначались для подавляющего большинства людей, множество из которых ранее были крепостными.

В реальных гимназиях учащиеся подготавливались к последующему поступлению в учебные заведения технического типа. В то же время классические гимназии предназначались для тех, кто далее будет поступать в высшие учебные заведения.

В главной степени отличия этих учреждений были в предметах, которые изучались студентами, ведь в реальных гимназиях преподавали естественные науки, которые сейчас считаются техническими. Для классических же гимназий выбирались гуманитарные науки, а потому в них в основном готовили важных для страны в будущем личностей, которые будут занимать руководящие должности.

Срок обучения во всех гимназиях был неизменным – 7 лет, независимо от типа образовательного учреждения. Чуть позже, в 1871 году, к этому сроку добавили еще 1 год. Считали, что обучение в течение 8 лет будет положительно сказываться на общем уровне подготовки студентов для будущих учебных заведений.

По сути, реформа 1864 года четко разделила людей в зависимости от того, какое образование они получили:

  • выпускникам классических гимназий в будущем полагалось реальное высшее образование;
  • студенты гимназий второго типа становились торговцами, работниками среднего и высшего звена разных промышленных сфер.

Наиболее важным моментом, который произошел во время данной реформы, был факт того, что абсолютно любой человек в Российской Империи получило возможность свободно поступать в гимназии. Разделение гимназий на два типа не создало управляющих и рядовых рабочих, ведь в реальные гимназии выпускали далеко не заурядный рабочий персонал. Все потому, что образование было исключительно платным, а потому большая часть жителей страны себе позволить его не могла. Именно поэтому образование получали только члены дворянских семей.

Еще стоит отметить и то, что в 62-м году того же века на территории России появилась первая женская гимназия. Внедрение учебных заведений данного типа дало возможность женщинам получать среднее образование, чего ранее не было. Даже с учетом того, что программа обучения в таких гимназиях была существенно слабее, чем в учебных заведениях для мужчин, сам факт их создания сыграл крайне важную роль в будущем образовательной системы страны.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов: • Земские школы, которые создавались земствами; • Церковные школы; • Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения; • Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии; • Женские образовательные заведения. В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Подготовка Устава

Начало преобразованиям в университетской сфере было положено еще в 1856 г. Однако до начала следующего десятилетия эти работы шли неактивно. В феврале 1858 г. появился проект устава Санкт-Петербургского университета. Он был разработан при участии попечителя округа Г. Щербатова и профессора К. Кавелина. Этот проект передали Совету университета 30.04.1858 г. для изучения. Последующие 2 года его обсуждали в структурах Московского и Киевского университета. В итоге его раскритиковали по причине слишком больших свобод.

Осенью 1861 г. Министерство народного просвещения получило на рассмотрение проект университетских преобразований, автором которого был барон М. Корф. По проекту планировалось сделать университеты полностью открытыми для просветительских заведений. Корф предлагал прекратить делить учебу на курсы и отказаться от экзаменов. 21.10.1861 министерство рассмотрело план реформ. Несмотря на поддержку ряда профессоров, министр А. Головин отклонил его.

Вскоре Александр II ознакомился с докладом министра Е. Путятина и решил 04.12.1861 г. учредить особую Комиссию. Она должна работать в структуре Министерства народного просвещения. В состав Комиссии вошли представители профессорского состава, а главой назначили Е. фон Брадке. После проведенной работы Комиссия 05.01.1862 г. утвердила проект нового Устава.

В июне 1862 г. проект рассматривался Ученым комитетом Главного правления училищ. В ходе заседаний исследовались положения предлагаемого нового Устава, велись дискуссии, в которых участвовали попечительские советы разных учебных заведений. 18.06.1863 г. своей подписью российский император утвердил и ввел в действие положения нового Общего устава императорских российских университетов.

Итоги

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления и расширил возможности учёта местных условий для своего развития, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах достаточного числа квалифицированных преподавателей, а также предусмотрел целый ряд специальных мер по стимулированию студентами освоения наук. Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий Совета университета. Учившиеся в университете студенты не имели права на корпоративное устройство; посторонние же лица и совсем не допускались к посещению лекций.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов: • Земские школы, которые создавались земствами; • Церковные школы; • Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения; • Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии; • Женские образовательные заведения. В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Итоги[править | править код]

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления и расширил возможности учёта местных условий для своего развития, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах достаточного числа квалифицированных преподавателей, а также предусмотрел целый ряд специальных мер по стимулированию студентами освоения наук. Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий Совета университета. Учившиеся в университете студенты не имели права на корпоративное устройство; посторонние же лица и совсем не допускались к посещению лекций.