Приказ минобразования рф от 02.07.2001 n 2572

Изменения, продиктованные временем

До сих пор запросы рынка труда существовали отдельно от системы профессионального образования. Во многом именно это стало причиной отсутствия востребованности молодых специалистов по целому ряду «умирающих» профессий и дефицита квалифицированных кадров по профессиям будущего.

Исключение невостребованных устаревших профессий, изменение некоторых наименований с одновременным расширением уровня квалификации специалистов и появление новых специальностей – все это вынужденная необходимость, продиктованная требованием времени.

Рассмотрим для наглядности некоторые примеры:

  • Ручной труд пекаря ушел в прошлое, и на хлебозаводах тяжелую работу выполняет сложная техника с программным управлением, которую обслуживают операторы, техники, программисты.
  • В жилищно-коммунальной сфере возникла необходимость заменить узких специалистов – слесарей, электриков, плотников, стекольщиков – мастерами-универсалами, сократив неоправданно «раздутый» штат и расходы на его содержание.

Нельзя также забывать о том, что сегодня достижения науки внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека. В том числе в область атомной энергетики, машиностроения, других ведущих сфер экономики, обслуживание которых невозможно без специально подготовленных рабочих кадров. В связи с этим, перечень профессий СПО необходимо дополнить новыми профессиями.

Работа по усовершенствованию перечня профессий идет уже второй год и сейчас находится в самом разгаре. Черновой вариант был вынесен на обсуждение под патронажем Национального агентства развития квалификаций 5 апреля нынешнего года, а следующий, но не последний этап согласований пройдет июле 2019 года. К 1 сентября 2020 года планируется не только завершение согласования с Министерством образования и обновление всех учебных программ для СПО, но и начало подготовки специалистов по новым программам.

Чтобы подстроить систему СПО под условия современного рынка труда, колледжам и техникумам, в рамках осуществления государственной политики, предоставлена возможность изменения учебной программы на 30%. Вместе с тем, как подчеркивает Алексей Овчинников, начальник Центра развития СПО при Московском политехническом университете, у работодателя и системы образования – разные цели. Если задача колледжа заключается в качественной подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни в более широком диапазоне, чем требует рынок труда, то работодатель заинтересован, прежде всего, в том, чтобы получить только лишь квалифицированного специалиста.

В сложившейся ситуации, которая связана преимущественно с быстроменяющимся рынком труда, решение об исключении устаревших и невостребованных профессий из перечня специальностей можно считать аргументированным. Но вопрос о том, не повлияет ли объединение некоторых профессий без увеличения сроков обучения на качество подготовки, остается открытым.

Начальное профессиональное образование Перечни профессий НПО и указатели «Отменяющие приказы»: Приказ Минобрнауки России от 28.08.2009 №329 «Об отмене некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации»

№ п/п

Наименование документа

Cтатус

Сроки действия

Состав и наименования Приложений

Ссылка

1.

Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 №639

Действующий

01.07.1996

 
2.

Постановление Правительства России от 08.12.1999 №362 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования»

Действующий

08.12.1999

Приложение. Перечень профессий начального профессионального образования

3.

Приказ Минобразования РФ от 29.10.2001 №3477 «Об утверждении перечня профессий профессиональной подготовки» (часть 2) (выпуски 39-65)

Действующий

29.10.2001

Приложение. Перечень профессий профессиональной подготовки

4.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2007 г. №339 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»

Отменен приказом Минобрнауки РФ от 28.08.2009 №329

14.12.2007

Приложение. Перечень профессий начального профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2007 г. № 339)

5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2008 г. №144 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2007 г. №339»

Отменен приказом Минобрнауки РФ от 28.08.2009 №329

     
6.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.06.2009 г. №243 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. №339»

Отменен приказом Минобрнауки РФ от 28.08.2009 №329

     
7.

Приказ Минобрнауки России от 28.08.2009 №329 «Об отмене некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации»

     
8.

Приказ Минобрнауки РФ от 28.09.2009 №354 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования»

Действует

28.09.2009

Приложение. Перечень

профессий начального профессионального образования

9.

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1242 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354»

Действует

26.11.2010

Приложение. Изменения, которые вносятся в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354

10.

Приказ Минобрнауки России от 01.04.2011 №1440 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки»

Действует

01.04.2011

Приложение. Перечень профессий профессиональной подготовки

11.

Приказ Минобрнауки России 21.12.2009 №740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. № 1362»

Действует

21.12.2009

Приложение. Соответствие профессий начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. №362

12.

Приказ Минобрнауки России №1245 от 26.11.2010 «О внесении изменений в соответствие профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. №1362, установленное приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. №740»

Действует

26.11.2010

Приложение Изменения, которые вносятся в соответствие профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. №1362, установленное Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. №740

Федеральные учебно-методические объединения

Контакты

Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки. Мойки, д. 48

Адрес страницы в сети Интернет: www.fumoped.ru 

Телефон: +7 (812) 571-34-84

Председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»  − Казакова Елена Ивановна.

Руководитель аппарата Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» − Кондракова Ирина Эдуардовна.

Документы

План работы на 2017 г. Скачать

План работы на 2016 г. Скачать

Приказ Минобрнауки России от 27.10.2015 г. № 2120 «О председателях федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования» Скачать

План работы на 2019 г. Скачать

График проведения вебинаров вузов-разработчиков ПООП Скачать

План-график заседаний ФУМО на 2019-2020 гг. Скачать

Приказ Минобрнауки России от 30.11.2020 г. № 1475 «О председателях (сопредседателях) федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки» Скачать

Приказ Минобрнауки России от 19.08.2016 г. № 1080«Об утверждении положений о федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования «Образование и педагогические науки» Скачать

Приказ Минобрнауки России от 08.09.2015 г. № 987 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования» Скачать

Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 г. № 505 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования» Скачать

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2016 г. № 578 «О внесении изменений в Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 505» Скачать

Приказ Минобрнауки России от 13.03.2018 г. № 182 «О внесении изменений в Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 505» Скачать

Отчеты

Отчет ФУМО за 2018 г.
Скачать

Отчет ФУМО за период с 01.01.2019 г. по 21.10.2019 г.
Скачать

Отчет ФУМО за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.
Скачать

Мероприятия, проведенные ФУМО

Протокол заседания Президиума ФУМО от 08.02.16 г. Скачать

Протокол заседания Президиума ФУМО от 17.03.16 г. Скачать

Протокол заседания Президиума ФУМО от 07.04.16 г. Скачать

Протокол рабочего совещания сопредсеедателей Экспертных советов ФУМО от 22.04.2016 г. Скачать

Протокол заседания Президиума ФУМО от 17.05.16 г. Скачать

Протокол заседания Президиума ФУМО от 16.06.16 г. Скачать

Протокол совместного заседания Координационного совета и ФУМО от 20 декабря 2016 г. Скачать

Протокол совместного заседания Координационного совета и ФУМО от 27 февраля 2017 г. Скачать

Программа и материалы заседания Координационного совета и ФУМО от 18-20 апреля 2017 г. Скачать

Протокол заседания Координационного совета и ФУМО от 20 июня 2017 г. Скачать

Протокол заседания Координационного совета и ФУМО от 12-13 сентября 2017 г. Скачать

Заседание Координационного совета и ФУМО 29-30 апреля 2019 г. Скачать

Заседание Координационного совета и ФУМО 12 октября 2018 г. Скачать

Заседание Координационного совета и ФУМО 13 февраля 2018 г. Скачать

Заседание Координационного совета и ФУМО 07 декабря 2017 г. Скачать

Открытое заседание Координационного совета и ФУМО 19.12.2019 г. Скачать

Протокол заседания ФУМО от 27.03.2020 г Скачать

Протокол заседания Координационного совета и ФУМО 28.09.2019 г. Скачать

Заседание ФУМО 01 октября 2020 г. Скачать

Перечень профессий – перспективный план развития российской экономики?

Приведение списка профессий в соответствие с реальной номенклатурой программ подготовки и параллельной перестройкой системы СПО в целом наводят на мысли о важности перемен, которые на годы определят изменения в экономике государства. Отметим, что до начала работы над Проектом нового перечня профессий и специальностей СПО вопросам их соответствия длительное время не уделялось должного внимания

В результате система образования средне-профессионального образования выпускала заведомо невостребованных специалистов

Отметим, что до начала работы над Проектом нового перечня профессий и специальностей СПО вопросам их соответствия длительное время не уделялось должного внимания. В результате система образования средне-профессионального образования выпускала заведомо невостребованных специалистов.

При этом работодатели испытывали (и продолжают испытывать) острый дефицит кадров по нужным направлениям. А последствия непродуманной системы стали причиной проблем, связанных не только с трудоустройством молодежи, но и с дополнительной социальной нагрузкой на бюджет, а также с замедленным темпом развития наиболее значимых отраслей экономики.

Новый перечень практически полностью отражает динамику экономических изменений. Несмотря на то, что список профессий сократится в целом по всем отраслям на 25%, у системы образования останется много работы, поскольку предстоит серьезный пересмотр специальностей и учебных программ.

Внесение данных о приеме иностранных граждан

Сотрудник образовательной организации вносить в Систему и актуализирует следующую информацию и данные об организации:

  • общее предельное количество мест для приема иностранных абитуриентов (общий лимит) – количество мест для приема по основным образовательным программам по договорам возмездного оказания образовательных услуг через Систему в целом по головной организации, без учета мест, для приема на подготовительные факультеты, стажировки и программы дополнительного профессионального образования; без учета филиалов – данные по филиалам вводятся отдельно;
  • информацию о стоимости проживания в общежитии;
  • лимиты по отдельным направлениям подготовки (специальностям) – количество иностранных граждан, которое может быть принято на каждое направление подготовки (специальность) по договорам возмездного оказания образовательных услуг через Систему; отличные от нуля лимиты должны быть указаны для всех направлений подготовки (специальностей), на которые планируется прием иностранных абитуриентов; возможен прием по направлениям подготовки (специальностям) без ограничения лимита в пределах общего лимита по организации; если на какое-то направление подготовки (специальность) не планируется прием иностранных абитуриентов, лимит по этому направлению (специальности) можно не указывать;
  • стоимость обучения по отдельным направлениям подготовки (специальностям) и дополнительным образовательным программам;
  • для образовательных программ, требующих особого порядка реализации федеральных государственных образовательных стандартов в связи с использованием сведений, содержащих научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, необходимо указывать реквизиты протокола заседания комиссии образовательной организации по экспортному контролю, подтверждающего реализацию образовательных программ в открытом аналоге (в противном случае прием иностранных граждан невозможен);
  • данные о сроках проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, которые проводятся образовательными организациями самостоятельно;
  • данные о программах дополнительного профессионального образования: название, направленность, стоимость обучения, семестр, срок обучения и пр.

Сумма лимитов по направлениям подготовки (специальностям) должна быть больше или равна общему лимиту по организации. Автоматические проверки, предусмотренные в Системе, не позволят распределить в образовательную организацию больше кандидатов, чем заявлено мест для приема иностранных граждан образовательной организацией (общий лимит).  Если прием иностранных граждан по направлению подготовки (специальности) не ограничен (учебно-лабораторная база, количество преподавателей и т.п. позволяют принять всех студентов в количестве, не превышающем лимит по организации), то в этом случае рекомендуется указывать «Прием без ограничений в пределах общего лимита».

При указании образовательных программ, требующих у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, в Системе необходимо указать сроки, установленные образовательной организацией для прохождения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности.

Если стоимость обучения по разным образовательным программам, относящимся к одному направлению подготовки (специальности) различается, то должна быть введена максимальная стоимость обучения.

Какие востребованные специальности останутся в перечне?

Сегодняшних выпускников колледжей и техникумов, в первую очередь, конечно же, интересует вопрос, куда пойти учиться, чтобы после окончания учебного заведения как минимум не оказаться на бирже безработных, а как максимум найти применение полученному диплому.

Специалисты назвали ряд приоритетных направлений подготовки, которые, по их мнению, позволят выпускникам ССУЗов не только реализоваться в профессиональной сфере, но и заработать на хлеб с маслом. Среди этих направлений подготовки особого внимания заслуживают такие специальности, как:

  • Медсестра;
  • Педагог;
  • Продавец-кассир;
  • Повар;
  • Специалист по закупкам;
  • Социальный работник;
  • Юрист.

В Министерстве труда особо подчеркивают, что для перечисленных профессий, которые не исчезнут в обозримом будущем, важно, чтобы специалист был универсалом, (то есть, обладал знаниями и умениями сразу в нескольких направлениях)

Тем, кто не нашел в приведенном выше списке направлений подготовки, профессии, соответствующей призванию, следует обратить внимание на тот факт, что в других отраслевых направлениях наименования специальностей либо исчезли, как анахронизмы, либо получили новые названия в связи с расширением уровня подготовки. В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

  • Информатики и вычислительной техники;
  • Нефтегазовой отрасли;
  • Социологии;
  • Строительства.

При этом большие сокращения ожидаются по таким направлениям, как:

  • Технологии легкой промышленности;
  • Туризм и сервис;
  • Химические технологии.

Менее заметными будут сокращения в группе специальностей «Информационные технологии». Например, исчезнет специальность «оператор ЭВМ» — она будет переименована и объединена с другими квалификациями в области информационных технологий. Та же участь постигнет и профессию «машинист локомотива» — ожидается, что она исчезнет уже к 2025 году.

Глобальные «перестановки» в списке актуальных профессий свидетельствуют о том, что нынешним абитуриентам необходимо внимательно следить за обновлением перечня специальностей, чтобы правильно сориентироваться в выборе своего будущего.

Структура ОКСО

По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:

  • объект классификации;
  • наименование объекта классификации;
  • иные признаки объекта.

Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:

  • идентификационное обозначение;
  • наименование;
  • иные признаки конкретного объекта.

В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.

Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:

  • первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
  • вторая пара цифр – направление подготовки;
  • третья пара цифр – специальности.

Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.

Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.

Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.

Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:

  • 1 – базовый уровень подготовки;
  • 2 – повышенный.

Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:

  • 2 – бакалавр;
  • 5 – специалист с дипломом;
  • 8 – магистр.

При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.

В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:

  • общая группа – наименование «геодезия и землеустройство», код 120000;
  • раздельная группа – направление подготовки «геодезия», код 120100;
  • квалификация по направлению – «бакалавр техники» код 62, из которых цифра 6 – это высшее образование, а цифра 2 – бакалавр;
  • квалификация по направлению 2 разряд «магистр техники», код 68, где 6 – высшее образование, а 8 – магистр.

Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».

Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:

  • специалист с кодом 12010165 – это инженер по специальности «прикладная геодезия», где 6 – это высшее образование, а 5 – специалист с дипломом;
  • специалист с кодом 12010151 – это техник по специальности «прикладная геодезия», где 5 – это среднее профессиональное образование, а 1 – базовый уровень подготовки.

Рассмотрение заявок абитуриентов

Иностранные абитуриенты самостоятельно регистрируются в Системе и заполняют свое досье. Досье кандидата состоит из анкеты-заявления и прилагаемых документов. В анкете содержится следующая информация:

  • фамилия, имя; отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • страна проживания;
  • уровень образования, на обучение по которому претендует кандидат;
  • направление подготовки, специальность или программа, на обучение по которой претендует кандидат;
  • языки и уровень владения ими (в т.ч. родной язык и уровень владения русским языком); в том случае, если уровень владения русским языком кандидата не достаточен для освоения основной профессиональной образовательной программы, дополнительно в заявке указывается необходимость обучения на подготовительном факультете);
  • перечень образовательных организаций, на обучение в которых претендует кандидат; каждый кандидат имеет право указать до 6 образовательных организаций; организации указываются в последовательности, соответствующей приоритету образовательной организации при поступлении; по каждой указанной в анкете образовательной организации в Системе формируется заявка кандидата; первой организации, указанной в анкете, соответствует заявка с приоритетом «1», второй организации – заявка с приоритетом «2» и т.д.

Досье иностранного абитуриента считается готовым к направлению на рассмотрение образовательным организациям, если кандидат заполнил личную, в том числе контактную, информацию, информацию о направлении подготовки (специальности) и организациях, в которых он желает обучаться, а также загрузил в Систему свою фотографию, копию паспорта и копию документа об образовании. Проверка указанных условий обеспечивается Оператором системы в 2 этапа: 1) первичная автоматическая проверка; 2) ручная проверка сотрудниками Оператора.

После заключения договора с Оператором системы сотрудник образовательной организация сообщает Оператору системы, срок, начиная с которого организация готова рассматривать досье иностранных абитуриентов в очередном календарном году. Начиная с указанной даты заявки иностранных абитуриентов передаются через Систему сотрудниками Оператора системы на рассмотрение организации.

Для просмотра заявок иностранных абитуриентов сотрудник образовательной организации должен войти в Систему и открыть список заявок, которые необходимо рассмотреть.

Сотрудник образовательной организации «Одобряет» или «Отклоняет» заявку кандидата в Системе. «Одобрение» заявки означает готовность организации принять на обучение указанного абитуриента на финансовых и иных условиях, предусмотренных в организации; в том случае, если по выбранной абитуриентом образовательной программе в организации предусмотрены вступительные испытания, «Одобрение» заявки означает готовность организации допустить абитуриента к вступительным испытаниям. В том случае, если данных, представленных в досье абитуриента, не достаточно для принятия решения об «Одобрении» или «Отклонении» заявки, сотрудник организации обращается к Оператору системы для уточнения необходимой информации.

При направлении заявки абитуриента на рассмотрение в организацию Оператор системы имеет право установить предельный срок рассмотрения.

В случае одобрения несколькими образовательными организациями заявок одного иностранного абитуриента Система автоматически распределяет кандидата в организацию с наивысшим приоритетом. Если заявка с наивысшим приоритетом одобрена образовательной организацией, то нерассмотренные заявки абитуриента в другие образовательные организации с меньшим приоритетом автоматически исключаются из рассмотрения.