Стихи для развития памяти взрослым и детям

Содержание

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой

Их легче запомнить.

МОЛИТВА (М.Цветаева)

Христос и Бог! Я жажду чудаТеперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:— «Терпи, еще не кончен срок».Ты сам мне подал — слишком много!Я жажду сразу — всех дорог!Всего хочу: с душой цыганаИдти под песни на разбой,За всех страдать под звук органаи амазонкой мчаться в бой;Гадать по звездам в черной башне,Вести детей вперед, сквозь тень…Чтоб был легендой — день вчерашний,Чтоб был безумьем — каждый день!Люблю и крест, и шелк, и каски,Моя душа мгновений след…Ты дал мне детство — лучше сказкиИ дай мне смерть — в семнадцать лет!

Особенности

Стихи запомнить легче, чем прозу, потому что они имеют свой ритмический рисунок, рифму и эмоциональный фон. Заучивание поэтических строк наизусть рекомендуют для развития памяти. Во время этого процесса нейроны дополнительно снабжаются кровью. Это способствует снижению риска образования тромбов, повышению качества стенок сосудов, усилению проходимости сигнала между нейронами. В мозговых структурах между клетками образуются новые связи, стимулирующие когнитивные процессы и другие способности личности.

Ритмика, мелодика, образность, эмоциональное содержание поэтических произведений позволяют мозгу быстро включиться в процесс запоминания и фиксировать в памяти строчки, связанные естественным образом. При этом происходит формирование следующих качеств:

  • развитие и обогащение речи;
  • пополнение словарного запаса;
  • расширение эрудиции;
  • улучшение дикции;
  • стимуляция ораторских способностей.

Заучивание даже нескольких стихотворных строчек оказывает положительное влияние на биохимические процессы структур головного мозга. Запоминание стихов необходимо для тренировки памяти у детей и взрослых. Следует учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого человека. Индивид, обладающий моторной памятью, чудесно запоминает поэзию, если она сопровождается жестами и пантомимой. Хорошо развитая зрительная память предусматривает заучивание поэтического материала из печатного издания. Людям, хорошо воспринимающим информацию на слух, рекомендуют запоминать текст в момент звучания аудиозаписи, при этом желательно проговаривать его вслух.

Для улучшения фиксации в памяти стихов применяют методы мнемотехники, активизирующие образное мышление. Основной ошибкой при заучивании поэтического произведения является акцентирование внимания на словах, попытка удержать их в своей памяти.

Причины памяти ухудшения

Процессы памяти могут ухудшаться по многим очень причинам.

Во-первых, это непосредственное мозг на воздействие различных факторов. Например, черепно-травма мозговая, инсульт, опухолевые процессы. Это быть могут инфекционные заболевания мозга и его менингит (оболочек, энцефалит), воздействие лекарственных препаратов. отнесем же Сюда курение, алкоголь и наркоманию.

Во-вторых, к памяти ухудшению приводят нарушения в обмене веществ и сердечно заболевания-сосудистой системы. В этом случае кровоснабжение нарушается мозга и его обменные процессы. конечно, Это, сказывается на его функционировании.

В-третьих, на памяти функцию влияют внешние факторы. Это витаминов недостаток, стрессовые ситуации, недосыпание. Информационные тоже перегрузки ухудшают память. Неправильное питание организм обедняет необходимыми нутриентами. Из-за этого мозг не достаточного получает питания и реагирует снижением памяти.

В-это, четвертых возрастные изменения. В основном это изменения склеротические сосудов головного мозга. С возрастом становятся сосуды менее эластичными, сужается их просвет. За этого счет ухудшается кровоснабжение и доставка питательных мозгу к веществ.

Чтобы развивать память, нужно хорошую поддерживать работу мозга. Для этого соблюдать хорошо три простых правила:

1. Обеспечить уровень достаточный кислорода в крови, чтобы обеспечить работоспособность и активность мозга. Для этого нужно достаточно проводить времени на воздухе.

2. Заниматься спортом и здоровый вести образ жизни.

3. Достаточно спать. обеспечивает Это нормальную работу мозга.

Стихи Есенина, которые должен знать каждый

Письмо матери

Сергей Есенин

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

1924 г

Сергей Есенин

Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня — На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед.

1925 г

Автор фотографии — Луиза Гельтс

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

  • Стихи для детей до 4 лет Про птенцов

    Ливень, ливень льет везде. Рады птенчики в гнезде. Мама дома посидит. Никуда не улетит.

    Про овечку

    Ох, и модница овечка, Вся в кудряшках, Вся в колечках. Даже рожки впереди Завила на бигуди!

    Про тучку

    Здравствуй, маленькая тучка! Наверху одной не скучно? Хочешь, вместе поиграем? Хочешь, сказки почитаем? Хочешь, попинаем мяч? Только, будь добра, не плачь!

  • Стихи для детей от 4 до 6 лет Мелькают крылья ласточки

    Мелькают крылья ласточки На солнце серебром; Луга цветами убраны, Леса шумят кругом. Как солнцу рады ласточки, Как высоко взвились! Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

    Поля кругом раскинулись, — Конца им не видать. Рожь поднялась, волнуется, — Простор и благодать!

    Стишок про июль

    Кукушкин крик последний Как осени звонок. Увянет скоро летний Ромашковый венок. Но в сердце, как в ромашке, Мы увезем домой Июльские ромашки — Пусть светят нам зимой.

    Бежит тропинка через луг

    Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.

  • Стихи для детей от 6 лет Для мамы

    Солнце золотое Колесом скатилось, Ласковое солнце В маму превратилось, Миленькая мамочка, Мама, улыбнись! Своим сердцем ласковым Ты ко мне прижмись!

    Мама – как волшебница, Если улыбается, Каждое желание У меня сбывается!

    Поцелует мама – Плохое забывается. Новый день, веселый день Сразу начинается!

    Про сказки

    Все сказки в мире непохожи, Всегда присниться сказка может. Но в детстве, говорю вам я, Есть сказки наяву, друзья! Да неужели жизнь – не сказка? А быль? Природы красота Не может сказкой называться? И сказка – это доброта!

    Она нас всех отучит злиться, Научит всех людей дружить… Кто сказки в жизни сторонится, Тому на свете скучно жить!

    Новогодний стих

    Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается. Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания.

    Не лениться, не зевать, И иметь терпение, И ученье не считать За своё мучение.

    Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается.

    Как же нам не загадать Скромное желание — На «отлично» выполнять Школьные задания.

    Чтобы так ученики Стали заниматься, Чтобы двойка в дневники Не смогла пробраться!

Самые простые стихи для заучивания — песенные

Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.

Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.

Какой необычный случай привел его к написанию песен

Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.

Совместное творчество продолжалось очень долго.

Лучше нету того цвету

Мы в глаза друг другу глянем, Руки жаркие сплетем, И куда — не знаем сами — Словно пьяные, бредем. Мы бредем по тем дорожкам, Где зеленая трава, Где из сердца сами рвутся Незабвенные слова.

А кругом сады белеют, А в садах бушует май, И такой на небе месяц — Хоть иголки подбирай. За рекой гармонь играет — То зальется, то замрет. Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет.

Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.

Каким ты был, таким остался.

Короткое стихотворение В. Высоцкого

А это короткое стихотворение В. Высоцкого поможет молодым ( и не очень) людям выйти из неприятной ситуации, если она случиться, весной, когда набухнут почки на деревьях и зазеленеет травка.

Песня Мартовского Зайца

Поэт Роберт Рождественский

Всем известный поэт Роберт Рождественский написал простое стихотворение о маленьких требованиях простого человека. Понравиться — учите!

Человеку надо мало

Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг — один и враг — один… Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей — жила.

Стихи Омара Хайяма

Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй, Чувства меры спьяна, старина, не теряй. Берегись оскорбить благородного спьяну. Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.

Храни свои слова надежнее монет. Дослушай до конца потом давай ответ. Тебе при двух ушах язык один достался. Чтоб выслушать двоих и дать один совет.

Многих женщин в парчу, жемчуга одевал, Но не мог я найти среди них идеал. Я спросил мудреца: — Что же есть совершенство? — Та, что рядом с тобою! — Он мне сказал.

Стихи Константина Бальмонта

  • Стихи Константина Бальмонта не самые простые, короткие и легкие в заучивании, но вот эти вполне подойдут для наших целей.

Немая тень

Немая тень среди чужих теней, Я знал тебя, но ты не улыбалась, И, стройная, едва-едва склонялась Под бременем навек ушедших дней,

Как лилия, смущенная волною, Склоненная над зеркалом реки, Как лебедь, ослепленный белизною И полный удивленья и тоски.

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания

Самые простые стихи для заучивания — песенные

Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.

Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.

Какой необычный случай привел его к написанию песен

Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.

Совместное творчество продолжалось очень долго.

Лучше нету того цвету

Мы в глаза друг другу глянем, Руки жаркие сплетем, И куда — не знаем сами — Словно пьяные, бредем. Мы бредем по тем дорожкам, Где зеленая трава, Где из сердца сами рвутся Незабвенные слова.

А кругом сады белеют, А в садах бушует май, И такой на небе месяц — Хоть иголки подбирай. За рекой гармонь играет — То зальется, то замрет. Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет.

Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.

Каким ты был, таким остался.

Короткое стихотворение В. Высоцкого

А это короткое стихотворение В. Высоцкого поможет молодым ( и не очень) людям выйти из неприятной ситуации, если она случиться, весной, когда набухнут почки на деревьях и зазеленеет травка.

Песня Мартовского Зайца

Поэт Роберт Рождественский

Всем известный поэт Роберт Рождественский написал простое стихотворение о маленьких требованиях простого человека. Понравиться — учите!

Человеку надо мало

Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг — один и враг — один… Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей — жила.

Стихи Омара Хайяма

Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй, Чувства меры спьяна, старина, не теряй. Берегись оскорбить благородного спьяну. Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.

Храни свои слова надежнее монет. Дослушай до конца потом давай ответ. Тебе при двух ушах язык один достался. Чтоб выслушать двоих и дать один совет.

Многих женщин в парчу, жемчуга одевал, Но не мог я найти среди них идеал. Я спросил мудреца: — Что же есть совершенство? — Та, что рядом с тобою! — Он мне сказал.

Стихи Константина Бальмонта

  • Стихи Константина Бальмонта не самые простые, короткие и легкие в заучивании, но вот эти вполне подойдут для наших целей.

Немая тень

Немая тень среди чужих теней, Я знал тебя, но ты не улыбалась, И, стройная, едва-едва склонялась Под бременем навек ушедших дней,

Как лилия, смущенная волною, Склоненная над зеркалом реки, Как лебедь, ослепленный белизною И полный удивленья и тоски.

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Стихи про природу


Отрывок из стихотворения Тютчева Фёдора про зиму

Зима недаром злится

Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.

Зима еще хлопочет И на Весну ворчит: Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…

Уж небо осенью дышало.

Золотая классика русской литературы! Кто не слышал еще в детстве отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

А теперь его можно и выучить!


Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

А вот еще один отрывок из его произведения:

Зимний вечер

. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.


Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

Стихи Афанасия Фета

Простые, легкие в заучивании стихи Афанасия Фета могут стать вам подспорьем на нелегком пути тренировки памяти.

По мнению, автора, произведение должно передавать собственные впечатления и не навязывать свою позицию читателям. Кому нравиться — тот поймет. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве.

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки.

Стихотворение представляет собой миниатюру.

Ночь светла, мороз сияет


Ночь светла, мороз сияет, Выходи — снежок хрустит; Пристяжная озябает И на месте не стоит. Сядем, полость застегну я, — Ночь светла и ровен путь. Ты ни слова, — замолчу я, И — пошел куда-нибудь!

Чудная картина

Характерным примером творчества Фета служит стихотворение «Чудная картина», написанная в 22-х летнем возрасте, в 1842 г.

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Как выучить?

Школьная программа недаром предусматривает частое заучивание стихотворений. Так тренируется память.

За вечер

Следует выполнять следующую пошаговую инструкцию:

  • начните читать произведение вслух; желательно такую манипуляцию провести несколько раз;
  • когда будете читать, то представляйте полную картину того, что хочет вам передать автор стихотворения;
  • после чего перейдите на медленный режим, то есть читайте строки не спеша, при этом попробуйте частично запоминать слова;
  • возьмите лист бумаги и перепишите стихотворение, проговаривая его вслух, при этом разделите каждый отдельный столбик на несколько строк;
  • читайте произведение с листа; лучше повторять каждую строчку отдельно, начиная с самой первой;
  • очень часто человек, рассказывая стихотворение, начинает запинаться; так вот начало той строки, которая дается особенно плохо, напишите на отдельном листе и подглядывайте в него;
  • если у вас до сдачи стихотворения есть время, то читайте его перед сном по несколько раз; уже на другой день вы увидите хорошие результаты.

За 5 минут

Эта методика лишь немногим отличается от общих правил. Сначала необходимо с чувством и расстановкой прочитать стихотворение несколько раз, при этом определитесь с основной темой. Когда начнете читать, то попробуйте сразу же выстроить ассоциации и предметы, которые присутствуют в произведении. Выработайте хронологический порядок и при прочтении постарайтесь вдумываться в каждое слово.

Еще можно сделать так:

  • запишите стихотворение на диктофон;
  • прослушивайте диктофонную запись ровно столько, сколько понадобится или попросите прочитать вам стихотворение несколько раз вслух близкого человека;
  • после этого повторите произведение самостоятельно.

Когда вы начнете заучивать стихотворение перед сном, то увидите, какой эффективный этот метод. Уже наутро вы заметите, что запомнили почти все строчки из произведения. Чтобы закрепить результат, вам останется лишь только повторить их вслух. А еще можно совмещать полезное с приятным. Попробуйте, например, мыть посуду и одновременно с этим нехитрым занятием заучивать стихотворение. Между заучиваниями делайте частые и небольшие перерывы. Пусть ваш мозг осознает и «переварит» навязываемую информацию. А ту строчку, которую вы не можете сразу вспомнить, лучше пропустите и продолжите декламировать стих. Выучите основные фразы. А те слова, которые не поддаются быстрому запоминанию, выучите после.

Необходимые факторы

Конечно же, бесполезно рассуждать о том, как выучить за 5 минут во сне огромное стихотворение. Это не представляется возможным, но существуют реальные способы ускорить запоминание информации. Начиная работать над материалом, следует позаботиться о выполнении основных перечисленных требований:

  • Не стоит начинать учить стихотворение в последний момент. Самая неудачная идея — пытаться сделать это на перемене перед уроком. Идеальная схема — заняться изучением стиха за два дня до сдачи. Большинство людей лучше запоминает информацию в вечернее время дня (в идеале перед тем, как лечь спать). Но все слишком индивидуально. Если есть возможность учить стихотворение утром, можно делать это в это время.
  • Следует устранить все источники шума, выключить телефон и телевизор, попросить родственников определенное время не отвлекать от дела. В идеале необходимо закрыться в своей комнате и полностью сосредоточиться на усвоении материала.
  • Точно не следует учить стихотворение в спешке, на бегу, между делом или будучи расстроенным или озлобленным. Плохое настроение и негативные эмоции не дадут сосредоточиться на приоритетной задаче и будут постоянно отвлекать.