Эффективная малозаметность: на что способен су-57

Прочие военные самолеты России

Су-25

Су-25 «Грач» – бронированный дозвуковой военный самолет.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 15,36 м.
  3. Размах крыла – 14,36 м.
  4. Высота – 4,8 м.
  5. Площадь крыла – 30,1 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРД Р95-Ш.
  7. Тяга – 2×4 100 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 950 км/ч, крейсерская – 750 км/ч.
  9. Практический потолок – 7 000 м.
  10. Длина разбега/пробега – 550-600/600-700 м соответственно.

Вооружение:

  1. Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2.
  2. Управляемые ракеты воздух-воздух Р-60, воздух-земля Х-25МЛ или Х-25МЛП, С25-Л, Х-29Л.
  3. Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13.
  4. Свободнопадающие бомбы, кассеты.

Особенности:

  • трехопорное шасси для посадки и взлета на плохооборудованных аэродромах;
  • широкий комплекс вооружения;
  • на концах крыльев располагаются особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
  • высокая защищенность самолета.

Як-141

Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом СССР и кризисом.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 18,3 м.
  3. Размах крыла: в сложенном положении – 5,9 м, развернутом – 10,1 м.
  4. Высота – 5 м.
  5. Площадь крыла – 31,7 кв. м.
  6. Двигатель – Рx79В-300.
  7. Тяга: максимальная – 1×10 977 кгс, на форсаже – 1×15 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, у земли – 1 250 км/ч.
  9. Практический потолок – 15 000 м.
  10. Длина разбега – 120 м.

Вооружение:

  1. 1×30-мм пушка ГШ-30-1.
  2. Управляемые ракеты воздух-воздух: Р-77/27/73/60.
  3. Управляемые ракеты воздух-земля: Х-25/31/35.
  4. Пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.
  5. Бомбы массой до полутонны (не более 6 штук).

Особенности:

  • турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
  • струйные рули для маневрирования при вертикальном полете.

KF-X (Южная Корея)

Азиатов в этом списке немало. Что поделать, раз уж старушка Европа одряхлела и не держит темп гонки вооружений. Вот и корейцы не собираются отставать от китайцев и японцев. Планы у них вполне конкретные — в середине следующего десятилетия уже собираются начать поставки.

Правда, пока могут похвастаться только макетами.


KF-X

Задатки, кстати, неплохие. Корейцы уже нашли партнёра и перспективного крупного покупателя — Индонезию. Кроме финансовой поддержки, есть и моральная — от старших американских товарищей, которые участвуют в разработке.

Невооружённым взглядом можно заметить влияние всё тех же F-22 и F-35. Не исключено, что американцы планируют помочь корейцам сделать конкурента для китайского FC-31 и получить определённый процент с продаж. Но, поскольку нельзя одновременно создать конкурента и для F-35 (который покупает та же Корея), этот истребитель будет для клиентов попроще.

Конструкция

Самолет Су-17 построен по обычной среднепланной схеме и имеет крыло изменяемой геометрии. Вся конструкция машины изготовлена из алюминиевых сплавов и высокопрочной стали.

Фюзеляж имеет конструкцию типа полумонокок круглого сечения и оснащен воздухозаборником на съемной носовой части. На входе имеется регулируемый конус (кроме модели М4). Канал подачи воздуха разделяется на две части симметричные части, проходящие мимо кабины и фюзеляжных топливных баков.

Кабина частично защищена листами с толщиной до 18 мм на основе алюминиевых сплавов. Она закрывалась сверху откидным плексигласовым обтекателем. Передняя часть кабины имела три плоских стекла.

Лобовая часть выполнена из бронестекла, закреплённого в рамке. За креслом пилота имеется отсек, в котором располагается бортовое радиоэлектронное оборудование и установка для кондиционирования воздуха.

Крыло самолета Су-17 составлено из неподвижной центральной секции и поворотных консолей. Угол стреловидности консоли лежит в пределах 30…63 градуса. При максимальном угле часть консоли уходит внутрь центральной секции, которая имеет вертикальные окантовки усиления. Эти окантовки играют роль аэродинамических гребней и применяются для монтажа точек подвеса.

Регулировка угла выполняется гидравлически от двух независимых систем. Работа систем синхронизирована при помощи соединительного вала. В аварийной ситуации регулировка угла может выполняться от одной из систем.

При нахождении на земле самолет устанавливается на трехстоечном шасси с передней опорой расположенной в носовой части Су-17.

В состав силовой установки входит турбореактивный двигатель ОКБ Люлька модели АЛ-21ФЗ. Двигатель работает на авиационном керосине марок ТС-1, РТ или Т-1, запас которого расположен в фюзеляжных и крыльевых баках. Дополнительный запас топлива может находиться в подвесных емкостях с объемом от 600 до 1500 литров.

В состав электронного оборудования входили навигационный комплекс с возможностью прицеливания, радиокомпас и радиовысотомер, измерители скорости и сноса (работающие на основе эффекта Доплера), системы наведения противорадиолокационных ракет (во внешнем контейнере).

Все варианты Су-17 оснащены двумя авиационными пушками типа НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов на каждую. На внешних точках подвески могло размещаться следующее вооружение:

  • До двух ракет типов К-13, Р-60 или 73, предназначенных для поражения воздушных целей.
  • Контейнеры с кассетными бомбами.
  • Стандартные фугасные авиационные бомбы.
  • Реактивные снаряды различного калибра.
  • Контейнеры с управляемыми пушками.
  • Ракетные комплексы для поражения наземных целей (типов Х-23/25/29/29Т/58).

Интересные факты

На авиационной выставке МАКС-2011 при выполнении разбега на ПАК ФА Т-50 произошла вспышка, лётчик быстро среагировал и выпустил тормозной парашют, машина не сошла с ВПП и остановилась. Позднее выяснили, что это была неисправность топливной системы.

ПАК ФА Т 50

При заходе на посадку 10 июня 2014 года сначала появился дым над правым двигателем, потом внезапная вспышка и локальный пожар, лётчик С. Богдан срочно катапультировался и остался жив. 7 декабря 2015 года, восстановленная машина продолжила испытательные полёты.

Новое, что применили на Т-50 в конструкции силовой установки – это система плазменного зажигания.

Приобрести ПАК ФА российских самолётостроителей за 100 млн.долларов согласилось правительство Индии.

«Мы готовы к переговорам»

Впервые экспортная версия Су-57 была продемонстрирована в конце августа 2019 года на проходившем в Жуковском международном авиасалоне МАКС. Образец осмотрели президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган.

Во время короткой беседы на публике Эрдоган осведомился о возможности приобретения самолёта пятого поколения и получил положительный ответ. До этого в интервью агентству Anadolu о возможной поставке Анкаре Су-57Э сообщал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

  • Осмотр многофункционального самолёта Су-57 на МАКС-2019
  • РИА Новости

На текущий момент Анкара не приняла окончательного решения по поводу покупки российского многофункционального самолёта. В интервью РИА Новости в марте 2021 года министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк сообщил о сохраняющемся интересе к Су-57Э и Су-35.

«Если у России имеется самолёт, отвечающий нашим текущим потребностям, если не возникнет сложностей с его внедрением в нашу систему и его запуском, то, конечно, мы можем закупить его у России или у другой страны в Европе. В этом смысле у нас нет какой-то категоричной антагонистической позиции», — сказал Варанк.

Комментируя заявление турецкого министра, пресс-секретарь Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Валерия Решетникова подчеркнула, что Москва готова к диалогу по этому вопросу.

Также по теме


«Повышенная пробивная способность»: в чём преимущества российской авиационной ракеты нового поколения «Бронебойщик»

Поставки в российские войска новейшей неуправляемой 80-мм ракеты С-8ОФП «Бронебойщик» начнутся после 2023 года. Об этом сообщил…

«Что касается потенциальных планов закупки Анкарой российских истребителей Су-35 и Су-57, то стоит отметить, что турецкая сторона полностью информирована об их технических спецификациях. Если будет заявка от Турции на эти самолёты, то мы готовы к переговорам по этому вопросу», — пояснила Решетникова.

Эксперты объясняют медлительность Анкары вложением значительных ресурсов в развитие собственного проекта истребителя пятого поколения TF-X. Если эта разработка затянется или потерпит неудачу, то Турция с большой вероятностью закупит российские машины, полагают аналитики. Ещё одним стимулом для заключения контракта с Москвой собеседники RT называют исключение Анкары из программы F-35 по инициативе США.

Дмитрий Дрозденко считает, что, помимо Турции, в число претендентов на приобретение отечественного самолёта пятого поколения входит Индия. В феврале 2021 года Су-57Э был представлен «Рособоронэкспортом» на международной авиационной выставке Aero India 2021 в Бангалоре. 

«Индия, безусловно, является потенциальным покупателем Су-57. В Нью-Дели осознают, что Москва, в отличие от США, будет готова поделиться рядом технологических новшеств, реализованных в этой машине. Ничего подробного от сделки, например, по F-35 индусы ожидать не могут», — пояснил Дрозденко.

  • Пара самолётов Су-57

Эксперт убеждён, что Россия сможет хорошо заработать на контрактах по поставкам Су-57Э.

«Су-57, естественно, стоит дороже самолётов четвёртого поколения. Также Москве предстоит жёсткая конкуренция с американцами, которые практически заставляют покупать свой F-35 и грозят санкциями партнёрам России по военно-техническому сотрудничеству. Но для государств с суверенной политикой давление США вряд ли станет существенным препятствием», — сказал Дрозденко.

Владимир Попов считает, что в покупке Су-57 будут заинтересованы страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Однако поставки российского самолёта начнутся ближе к середине 2020-х годов, прогнозирует эксперт.

FC-31 (Китай)

Второй китайский истребитель — условно «лёгкий», хотя и тоже двухдвигательный.

Тут с источником вдохновения проще — FC-31 явно дитя инцеста F-22 и F-35. Сделали это определённо сознательно: одна из основных целей — создать конкурента на мировом рынке для F-35. То есть дешевле, без строгих требований к покупателям и желательно близко по возможностям.

При этом у программы явно ограниченная государственная поддержка. Непонятно, закупит ли сам Китай эту машину. Хотя FC-31 полетел всего через год после J-20, в испытаниях до сих пор участвует только пара прототипов на российских двигателях (в этот раз от МиГ-29).


FC-31

Вероятно, успех сейчас зависит от того, сумеет ли производитель найти покупателей на крупные партии или заинтересовать собственное правительство.

Модификации истребителя Су-17

Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.

Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.

Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.

Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».

Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.

Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.

Конструкция истребителя Т-50

Во внешнем облике самолета просматривается определенное сходство с другими моделями, созданными в КБ Сухого, но даже при поверхностном осмотре хорошо видно, что Су-57 куда более «плоский», чем его предшественники. Такая форма обусловлена, как нетрудно догадаться, стремлением к снижению радиолокационной заметности.

Кабина пилота

Конструкция  фонаря Су-57 в будущем, вероятно, подвергнется изменениям. Впрочем, можно не сомневаться в том, что нанесенное на его внутренней стороне радиопоглощающее покрытие сохранится. Возможно, переделана будет задняя часть, которая пока по своему устройству не отличается от аналогичного элемента на Су-27.

Интерьер кабины несколько напоминает истребитель Су-35С – налицо унифицирование по комплекту оборудования. Установлены три многофункциональных индикатора. Два из них оснащены пятнадцатидюймовыми экранами, третий — несколько меньше по размеру и расположен с правой стороны и ниже относительно других. Кроме того, для отображения информации используется широкоугольная коллимационная система — часть данных проецируется на стекло шлема лётчика. В кабине имеется речевой информатор и генератор кислорода.

Авионика

Если на самолетах четвертого поколения устанавливалась одна радиолокационная станция, то Су-57 оборудуется целым комплексом РЛС с пятью антеннами. Это позволяет снабдить истребитель «умной обшивкой», способной наблюдать за всем окружающим пространством. Кроме того, в состав оборудования входит и оптико-электронная локационная система.

Фонарь кабины Су-57 с поперечным переплётом. Более поздние экземпляры сделаны с беспереплетным фонарем

1526 приемо-передающих модулей, составляющих активную фазированную антенную решетку главного бортового радара Т-50, позволяют обнаруживать наземные, морские и воздушные цели на больших дистанциях, обеспечивать их устойчивое сопровождение и запуск ракет. В предкрылке истребителя находится еще одна РЛС, которая работает в дециметровом диапазоне, позволяя обнаруживать самолеты противника, сделанные с применением технологии «стелс».

Планер

Как и более ранние машины КБ Сухого, истребитель Т 50 имеет аэродинамическую схему с интегральной компоновкой – трапециевидное крыло и фюзеляж образуют единую несущую поверхность. Соотношение этих двух элементов несколько изменено, поскольку самолет стал намного более плоским. Из-за этого фюзеляж заметно расширился.

Стоит обратить внимание на наплыв в передней части крыла. Летчик может поворачивать этот элемент, который выполняет на Су-57 ту же роль, что переднее горизонтальное оперение на экспериментальном Су-37 – он улучшает маневренные характеристики

Наличие ПГО как отдельного элемента несколько снижает надёжность работы бортовых систем, но в то же время увеличивает эффективную поверхность рассеивания, то есть делает самолет более заметным, поэтому его решили не использовать.

Механизация высокорасположенного крыла обеспечивается флаперонами, элеронами и отклоняемыми носками. Кили Т-50 установлены таким образом, чтобы обеспечивать рассеивание попадающих на них радиоволн.

Плоский профиль и наклонные кили помогают уменьшить ЭПР истребителя Су-57

Применение композитных материалов позволило существенно снизить массу планера, который, кроме того, стал более простым по своей конструкции, по сравнению с Су-27. Конструкторы полагают, что это даст возможность упростить серийное производство и ремонт самолета.

Силовая установка

Основным двигателем Т-50 должен стать еще не имеющий официального обозначения «тип 30». Несмотря на то, что истребитель уже совершал испытательные полеты с такой силовой установкой, известно о ней крайне мало. Ясно только, что это совершенно новый образец. Предполагаемая тяга – до 18 000 кгс.

На первом этапе на российский истребитель пятого поколения устанавливались двигатели АЛ-41Ф1. Их тяга составляет на форсаже до 15 000 кгс, в нормальном режиме – до 9 500 кгс. Двигатели, кроме того, обладают управляемым вектором тяги (до 20 градусов).

Для размещения моторов используются широко разнесенные гондолы с регулируемыми воздухозаборниками.

Перспективные характеристики

В 1980-е годы между США и СССР развернулась гонка авиационных вооружений, целью которой было создание истребителя нового поколения. Такая машина должна была обладать повышенной скрытностью для радаров, развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость полёта, а также быть сверхманёвренной, что позволяло бы практически мгновенно развернуть самолёт в условиях воздушного боя.

В то время как в ОКБ им. Микояна был создан принципиально новый МиГ 1.44, за основу для своего проекта конструкторы «Сухого» взяли Су-27 — многоцелевой тяжёлый истребитель четвёртого поколения.

  • Су-37 на авиашоу «Фарнборо-1996»

К 1988 году был изготовлен экспериментальный самолёт Су-27М. От базовой модели он отличался наличием переднего горизонтального оперения, которое существенно повышало его манёвренность.

Затем эту машину оснастили двигателями АЛ-31ФП с управляемыми гидроцилиндрами сопла, которые в сочетании с аэродинамической схемой интегрального триплана и передним оперением давали ему возможность выполнять уже упомянутые манёвры и фигуры высшего пилотажа, недоступные на тот момент другим истребителям. Эти двигатели позволяли ему развивать максимальную скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте и 1,4 тыс. у земли. Практический потолок применения составлял до 18 км.

Су-27М, оборудованный двигателями с УВТ, и получил наименование Су-37.

Также по теме


«Незаметен и почти неуязвим»: как проходит модернизация российского бомбардировщика Ту-160М2

Стратегические бомбардировщики Ту-160М2 получат усовершенствованные двигатели НК-32 серии 2. Об этом сообщил начальник военного…

Помимо силовой установки, этот экспериментальный самолёт имел ряд других существенных отличий от базового Су-27.

Так, на новой машине была увеличена высота и хорда вертикального оперения, а также диаметр и длина носовой части, что позволило установить на него более мощную РЛС с фазированной антенной решёткой, способной отслеживать до 20 воздушных целей на расстоянии до 170 км.

Утолщение крыла позволило повысить запас топлива, что, в свою очередь, увеличило дальность полёта Су-37. На уникальном истребителе также появился контейнер с пищей и водой, механизм утилизации отходов и увеличенные запасы кислорода. При использовании подвесных топливных баков и дозаправки в воздухе максимальную дальность полёта можно было нарастить ещё больше — до 6,5 тыс. км.

Также в конструкции Су-37 выросла доля композитных материалов, активно использовались алюминиево-литиевые сплавы нового образца. Его максимальный взлётный вес составлял 34 т.

У истребителя появилась цифровая система управления вместо аналоговой, что позволило автоматизировать все этапы полёта и боевого применения. В кабине были установлены четыре многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора, а управление самолётом осуществлялось с помощью джойстика.

Кроме того, Су-37 получил усовершенствованную оптико-электронную прицельную систему с тепловизором и лазерным дальномером. Самолёт мог держать на прицеле до 15 воздушных целей противника и одновременно атаковать ракетами до шести.

В качестве вооружения Су-37 нёс на себе одноствольную автоматическую пушку ГШ-301 калибра 30 мм с боезапасом в 150 патронов. Кроме того, 12 внешних узлов подвески позволяли разместить на нём широкий спектр ракетно-бомбового вооружения: всеракурсные ракеты «воздух — воздух» малой дальности РВВ-МД и средней дальности РВВ-АЕ, а также ракеты Р-27РЭ и Р-27ТЭ с дальностью действия до 130 км. На него также можно было установить противокорабельные Х-31А и Х-35, аэробаллистические ракеты X-15 и ракеты класса «воздух — поверхность».

«Инновационные решения»

Checkmate создаётся в инициативном порядке специалистами ПАО «Сухой». Первый полёт истребитель должен совершить в 2023 году. Все работы по самолёту планируется закончить в течение четырёх лет. В перспективе на базе Су-75 появятся беспилотник и, возможно, палубный истребитель.

Главными особенностями Checkmate являются однодвигательная силовая установка, широкое применение технологий искусственного интеллекта и принадлежность к пятому поколению. В «Ростехе» подчёркивают, что в России аналогов ЛТС на данный момент нет.

«Он сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике, проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками», — говорится на сайте «Ростеха».

  • Су-75 и образцы ракетного вооружения для него
  • АГН «Москва»

Как следует из материалов презентации, максимальная масса боевой нагрузки ЛТС составляет 7400 кг, практический потолок — 16,5 км. Самолёт может разгоняться до 1,8—2 чисел Маха. Checkmate может нести как традиционное ударное вооружение, так и малогабаритные беспилотники.

К преимуществам истребителя разработчики относят простоту эксплуатации, способность длительное время барражировать в воздухе, оперативно прибывать в район выполнения задачи и незаметно выходить на дистанцию гарантированного уничтожения цели. Подчёркивается, что Су-75 будет лидером по соотношению цена — боевая эффективность.

Также по теме


479 участников и громкие премьеры: какая новая техника представлена на авиакосмическом салоне МАКС-2021

В подмосковном Жуковском начинает работу Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Как отмечают эксперты, в этом году…

Радар с активной фазированной антенной решёткой позволяет Checkmate одновременно атаковать до шести объектов, в том числе вражеские самолёты пятого поколения. Чтобы не расходовать дорогостоящие боеприпасы для уничтожения наземных целей, ЛТС сможет применять пушечное вооружение.

Проект нового истребителя не был засекречен, однако какие-либо подробности о ходе работ по нему не разглашались. В декабре 2020 года в беседе с журналистами Чемезов сообщил, что инженеры предприятий госкорпорации прорабатывают концепцию перспективного однодвигательного самолёта в лёгком и среднем классах, а также в варианте БПЛА.

«Действительно, прорабатывается создание боевой авиационной системы будущего в лёгком и среднем классах. По замыслу, это может быть универсальная платформа в пилотируемом и беспилотном вариантах. Прорабатывается концепция и тактико-технические требования к такому комплексу. Пока мы это делаем инициативно, без средств бюджета», — сказал тогда Чемезов.

Тактико-технические характеристики истребителя Су-15

  • Размах крыла, м 10,5

  • Длина, м    21,5

  • Высота, м  5

  • Площадь крыла, м2  35,7

  • Масса пустого самолета, кг  12 500

  • Стартовая масса, кг 18 000

  • Скорость полета на высоте  2М

  • Скорость полета у земли М=0,9

  • Потолок, м 18 000

В 1983 г. летчик Г. Осипович сбил корейский самолет «Боинг-747» на Су-15.

Су-15 (1949г.)

Истребитель-перехватчик модели Су-15 был спроектирован опытными конструкторами ОКБ Сухого. Данную машину оснастили двумя реактивными двигателями, которые были расположены по тандемной схеме. Всего было изготовлено только две машины типа Су-15, и одна из них потерпела крушение при испытаниях.

«На грани возможностей»

Лётчик-снайпер — это высшая квалификация офицеров лётного состава Воздушно-космических сил России, на которую могут претендовать пилоты 1-го класса.

После её присвоения офицеры получают существенную надбавку к окладу и соответствующий нагрудный знак отличия. В его композицию входят развёрнутые золотистые крылья, два скрещённых под щитом меча, дубовые и лавровые листья по бокам, силуэт боевого самолёта и пятиконечная звезда.

Также по теме

Лидерство в воздухе: как проходит перевооружение российских ВВС

Более 60 единиц авиатехники, включая истребители пятого поколения Су-57, поступят на вооружение в Военно-воздушные силы РФ до конца…

Квалификация «лётчик-снайпер» появилась ещё в 1959 году. Правда, спустя два года её упразднили и вернули уже в 1971-м по инициативе первого заместителя командующего ВВС Московского военного округа, легендарного лётчика, генерал-полковника авиации Ивана Кожедуба.

В советское время, чтобы стать лётчиком-снайпером, требовалось не менее 1,5 тыс. часов налёта, трижды в течение последних трёх лет подтвердить квалификацию лётчика 1-го класса, иметь средний бал по итогам боевого применения не ниже 4,96, не попадать в аварии и не повреждать авиатехнику за год, предшествующий представлению.

После распада СССР критерии получения квалификации «лётчик-снайпер» остались примерно те же — безупречное знание теории, высокий уровень владения практическими навыками, не менее 1,5 тыс. часов налёта в разное время суток и в сложных метеорологических условиях, а также выполнение задач по боевому применению на оценку «отлично».

Заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов считает, что получить значок лётчика-снайпера «в каком-то смысле стало тяжелее». По его мнению, современные офицеры управляют более сложной техникой, что автоматически повышает требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам.

«Перед тем как подняться в небо, лётчики проводят очень много времени за партой, отрабатывают на тренажёрах взлёт, посадку, ориентирование, применение средств поражения, летают на учебно-тренировочных самолётах, а потом уже попадают в кабину настоящей боевой машины. Далее идёт её практическое освоение, которое занимает ещё несколько лет», — рассказал Попов в беседе с RT.

  • Российский истребитель-бомбардировщик Су-34 взлетает с авиабазы в Сирии
  • РИА Новости

По словам офицера, лётчиками-снайперами чаще всего становятся военные, отслужившие в авиационных частях как минимум 10—15 лет, способные управлять разными типами авиатехники и имеющие боевой опыт.

«Неправильно отрицать важность разнообразных занятий, в том числе соревнований, тренировок, учений и методических занятий. Но только участие в реальных боевых действиях помогает лётчику раскрыться в профессиональном плане

По своему опыту могу сказать: когда идёт реальная работа по противнику, становишься более собранным, лишний раз всё перепроверяешь», — подчеркнул Попов.

Как считает генерал-майор, участие в военных операциях в разы увеличивает нагрузку на нервную систему лётчика. С точки зрения Попова, в идеале каждый офицер ВКС должен непременно почувствовать всю сложность управления авиатехникой в боевых ситуациях, когда «думаешь, что находишься на грани возможностей».

По этой причине эксперт уверен, что сирийская операция для многих офицеров ВКС превратилась в «чрезвычайно важный экзамен». По данным Минобороны РФ, участие в вооружённом конфликте в САР приняли 90% российских лётчиков.

Первое поколение: номер один с инициалами «Су»

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победителем был признан проект Павла Сухого. Работы над «Ивановым» завершились появлением первого самолета с инициалами «Су» – боевого многоцелевого бомбардировщика Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Самолет строился крупной серией с 1940 по 1942 годы, и всего было произведено около 900 машин.

Самолет Су-2

Практически каждую машину Сухого можно отметить биркой «Сделано впервые». Первый серийный самолет Су-2 не был исключением и предоставил военным летчикам удивительный по тем временам комфорт: просторная и теплая, даже в морозы, кабина, хороший обзор у летчика и штурмана. Огромным преимуществом в бою оказалась возможность управления машиной из кабины штурмана.

Самолеты Су-2 героически сражались в воздушных боях Великой Отечественной войны, защищали небо Сталинграда. Они применялись в роли ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Еще одну немаловажную задачу решали экипажи Су-2: речь идет о сбросе листовок на русском и немецком языках над занятой противником территорией. Только за один месяц с самолетов было сброшено до 45 тысяч листовок. Они вселяли надежду миллионам людей в оккупированных городах, рассказывая о больших потерях фашистских войск, сообщая о начале налетов союзной авиации на немецкие города.