Статья 2 конституции россии

Структура

Конституция состоит из следующих смысловых блоков:

  • основных принципов существования общества;
  • прав и свобод людей, населяющих страну;
  • принципов организации государственной власти;
  • порядка пересмотра и внесения поправок.

Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.

Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:

  • президент;
  • Госдума;
  • Совет Федерации;
  • Правительство РФ;
  • группа лиц определённой численности;
  • законодательные органы регионов.

Однако для статей — и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.

История становления и необходимость создания

Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.

Конституция РФ была принята по результатам всенародного голосования вместо полагающегося в таких случаях референдума. Дело в том, что в результате событий 1993 года были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Именно эти два органа и должны были по закону назначать референдум.

В результате в заключительном разделе Конституции и была прописана процедура принятия документа по результатам всенародного голосования. При этом действующими признаются только те законы, которые не противоречат Конституции. Эта норма второго раздела Конституции и стала стимулом изменения всего законодательства страны.

Другой комментарий к Ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Уголовный закон призван охранять общественные отношения от общественно опасных посягательств. В соответствии с Конституцией РФ в ч. 1 ст. 2 УК РФ закреплена иерархия ценностей, поставленных под уголовно-правовую охрану. Данная последовательность также соблюдена при конструировании Особенной части УК РФ.

2. Уголовный закон призван предупреждать преступления. Предупреждению нарушений уголовно-правовых запретов со стороны лиц, уже совершивших преступления, служит частная превенция. Частная превенция достигается путем назначения таким лицам уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера.

Предупреждению нарушений уголовно-правовых запретов со стороны иных граждан служит общая превенция. Общая превенция достигается путем установления в уголовном законе не только норм-запретов, но и норм управомочивающих (например, об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного послепреступного поведения виновного). Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона.

Комментарий к Ст. 2 Конституции Российской Федерации

Данная статья олицетворяет собой яркое проявление либеральной концепции, положенной в основу действующей российской Конституции. Дело в том, что все политико-правовые режимы с точки зрения отношения к правам человека делятся на три большие группы:

авторитарные, при которых государство стоит над человеком; человек, его права и свободы подчинены интересам государства. Социалистический правовой режим является одной из разновидностей режимов данного типа, поскольку в нем формально провозглашаются принципы «социалистической» демократии и «социалистической» концепции прав человека, суть которой сводится к тому, что не человек, а социалистическое (общенародное) государство наделяется всей полнотой субъективных прав и свобод, которые оно «дарует» своим гражданам по мере «вызревания» социально-экономических и политических условий их реализации. Обжаловать недостаточность объема предоставленных ему прав и свобод человек не должен, поскольку наделяет ими родное (т.е. общенародное) государство. Реализация политических прав и свобод осуществляется в «интересах социализма», следовательно в тех пределах, которые позволяет социалистическая (коммунистическая) идеология.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

демократические, при которых права человека и права государства, выступающего от имени общества, равны и реализуются во взаимных интересах, в условиях баланса личного и публичного интереса. Возникающие при этом конфликты интересов разрешаются независимым судом.

либеральные, при которых права человека ставятся выше интересов и прав государства, выступающего в роли «ночного сторожа». Такие политико-правовые режимы являются переходными от первого ко второму и не способны существовать продолжительное время.

Итак, Россия в соответствии с общемировым принципом циклического развития вступила в переходную стадию от авторитарного (в данном случае социалистического) политико-правового режима к демократическому, называемую либеральным режимом. Одной из атрибутивных (неотъемлемых) характеристик этого режима является приверженность к классической теории естественного права в том виде, в котором она сформировалась в XVII-XVIII вв., переходном периоде от абсолютных монархий к парламентским.

Суть данной концепции состоит в отказе от социалистических ценностей и приоритете прав человека над всеми остальными, превращении их в высшую ценность. В данной конструкции налицо перевес обязанностей в сторону государства. Последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека без ответной обязанности человека признавать, соблюдать и защищать права государства и общества.

Рассмотрим подробнее каждое из названных правомочий.

Соблюдение, т.е. исполнение тех прав человека, которые закреплены Конституцией и законом.

Защита, т.е. недопущение нарушения в будущем (превенция)*(10), пресечение длящегося правонарушения или наказание лица, в прошлом нарушившего данное право.

Необходимо отметить, что статья ст. 2 Конституции РФ носит абсолютный, безальтернативный характер, не содержит бланкетных*(11) и отсылочных норм и подлежит непосредственному применению (см. комментарий к ст. 15 КРФ).

С одной стороны, такая конструкция конституционной нормы юридически не позволяет ограничить порядок, сроки и условия ее действия какими-либо иными нормативно-правовыми актами. С другой стороны, Конституция не может исчерпывающим образом определить порядок реализации любого права человека, это задача конкретного закона. Поэтому такой подход к закреплению общей концепции защиты прав и свобод человека в Конституции страны представляется неэффективным. Тем не менее, думается, необходимо на базе современной либеральной концепции прав и свобод человека сформировать уважительное отношение к ним, а на следующем, демократическом, этапе конституционного развития реализовать иную, более устойчивую конституционную модель.

Комментарий к ст. 2.2 КоАП

Комментируемая статья выделяет две формы вины — умысел и неосторожность. Описание данных форм вины практически совпадает с приведенным в ст

24 — 26 УК РФ. Однако в отличие от уголовного законодательства, КоАП РФ не выделят виды умысла и неосторожности. Вместе с тем это сделано в теории административного права с учетом положений комментируемой статьи.

Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий. Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия) и, во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а только их потенциальной возможности.

Установление умышленной формы вины является обязательным в случаях, когда комментируемым Кодексом предусматривается ответственность только за умышленно совершенное правонарушение.

Разграничение умысла на прямой и косвенный важно для материальных составов административных правонарушений. Если в формальных составах умышленная вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия (учитывается только интеллектуальный компонент вины), то в материальных составах умышленная вина кроме осознания противоправности совершаемого действия или бездействия включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям, т.е

учитывается и волевой компонент вины.

Неосторожность, как и умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие и небрежность. Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Толкование положений статьи 2 Конституции РФ

…из Определения КС РФ N 962-О-О от 04.12.2007г.

…Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, , и ); в Российской Федерации гарантируется государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 45; статья 46, части 1 и 2)…

…из Постановления КС РФ N 4-П от 22.03.2005г.

…Как следует из взаимосвязанных положений статей 10, 17 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации, этой обязанностью обусловлена деятельность органов государственной власти, в том числе судебной, призванной гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина…

…из Определения КС РФ N 374-О-О от 16.05.2007г.

…В силу статей 1, 2, , и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, а их ограничение может осуществляться только на основе федерального закона в целях охраны достоинства личности, нравственности, здоровья, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности и защиты прав и законных интересов других лиц. При этом каждый, включая должностных лиц органов государственной власти, обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц (статья 15, часть 2; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

…из Постановления КС РФ N 8-П от 28.06.2007г.

…каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности. Охраняя достоинство личности, государство обязано не только воздерживаться от контроля над личной жизнью человека и от вмешательства в нее, но и создавать в рамках установленного правопорядка такой режим, который позволил бы каждому следовать принятым традициям и обычаям — национальным и религиозным…

…из Постановления КС РФ N 14-П от 25.12.2007г.

…человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1…)

Комментарий к Статье 2 УК РФ

1. В отличие от норм ст. 1 и формулировка ч. 1 коммент. статьи носит несколько декларативный и эклектический характер.

2. Часть 1 коммент. статьи называет в качестве задач УК РФ следующие пять их групп: 1) охрана от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности; 2) охрана от преступных посягательств общественного порядка и безопасности и примыкающая к этой задаче охрана окружающей среды; 3) охрана от преступных посягательств конституционного строя РФ; 4) обеспечение мира и безопасности человечества; 5) предупреждение преступлений.

3. Перечень прав и свобод человека и гражданина см. в гл. 2 Конституции.

4. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 КРФ).

5. Под общественным порядком понимается состояние жизни в обществе, обеспечивающее спокойствие граждан, физическую и нравственную неприкосновенность личности, бесперебойную работу предприятий, учреждений, организаций, общественного транспорта (отсутствие помех для движения личного транспорта).

6. Общественная безопасность — состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз (Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» <1>).

———————————

<1> Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

7. Особый объект уголовно-правовой охраны — окружающая среда. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ). Глава 26 УК РФ устанавливает УО за экологические преступления. Таковыми являются общественно опасные деяния, посягающие на экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека (Закон об охране окружающей среды).

8. Конституционный строй как объект охраны, его понятие и содержание рассматриваются в гл. 1 Конституции, гл. 19, 29 УК РФ.

9. Обеспечение мира и безопасности человечества средствами УК РФ — установление УО за преступления против мира и безопасности человечества (см. разд. XII (гл. 34) УК).

10. Задача предупреждения преступлений достигается посредством общей и частной превенции. Общая превенция уголовного закона (предостережение, угроза закона) воздействует на неопределенный круг лиц, в частности на лиц, склонных к совершению преступлений. Частная превенция заключается в применении к лицу, совершившему общественно опасное деяние, установленного УК РФ наказания или иных мер уголовно-правового воздействия и лишения его тем самым (хотя бы на определенный срок) возможности совершения новых посягательств.

11. Для решения названных в ч. 1 коммент. статьи задач УК РФ в ч. 2 данной статьи формулирует основные способы их реализации. К ним относятся: 1) установление основания и принципов УО (см. ст. 3 — 8 и комментарии к ним); 2) определение того, какие опасные для личности, общества и (или) государства деяния признаются преступлениями (см. ст. 14 и коммент. к ней); 3) установление видов наказания (см. ст. 44 УК РФ и комментарий к ней) и иных мер уголовно-правового характера.

11.1. Иными мерами уголовно-правового характера УК РФ называет: принудительные меры воспитательного характера, в том числе помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 90 — ); принудительные меры медицинского характера (ст. 97 — 104). С 27 июля 2006 г. в УК РФ стала именоваться иной мерой уголовно-правового характера конфискация имущества (ст. 104.1 — 104.3).

Оглавление КРФ

  • Раздел первый

    • Глава 1. Основы конституционного строя

      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство

      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации

      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание

      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации

      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура

      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление

      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения , и Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений , и Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в Конституции Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указательА  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.