Starship entertainment

Новый старый способ

Множество вопросов у наблюдателей вызывают принципы, на которых осуществляется раскрытие информации в компании SpaceX. Открытость там весьма частичная и очень строго разграниченная. Информация о финансовых потоках и себестоимости — то есть именно то, что необходимо для независимой оценки проекта, — практически никогда не покидает стен компании. До сих пор нет части подтвержденных цифр по себестоимости полетов предыдущей разработки SpaceX, частично многоразовой ракете Falcon 9. Мало известно и об определенных технических характеристиках проектов.

Зато интернет переполнен рекламными видеороликами, в которых даже провалы представляются как очередные шаги к грядущим триумфам. Руководство компании в лице Илона Маска часто дает комментарии в Сети и отвечает на самые разные вопросы как от профессиональных журналистов, так и от простых фанатов.

Рванули с места_2

Один из прототипов Starship на сборочной площадке Бока-Чика в Техасе

Фото: REUTERS/Gene Blevins

При разработке Starship в SpaceX пошли нетрадиционным для современной космической промышленности путем. Вместо создания предварительных многократно просчитанных и утвержденных проектов, в SpaceX пошли методом, более всего напоминающим AGILE — гибкую систему разработки программного обеспечения. В AGILE процесс разработки разбит на большое количество итераций и не ставится цель сразу создать финальный продукт. Вместо этого идет разработка минимально работоспособного изделия, после чего его доводят до соответствия первоначально заявленным требованиям.

Что-то подобное сейчас происходит на сборочной площадке Бока-Чика, где один за одним появляются всё новые прототипы будущего Starship. Многие из них очень упрощены, так как служат только для проверки баков для топлива и окислителя на прочность или других технологических тестов. SN8 — это первый прототип, имеющий полноценную рабочую рулевую систему и готовый для тестирования полета на высоту более 10 км. А уже «за его спиной» стоят готовые SN9 и SN10, готовые к тестированию, если что-то пойдет не так.

Рванули с места_1

Starship SN8 во время горизонтального полета

Фото: REUTERS/Gene Blevins

Несмотря на номер 8, прототип SN8 уже 11-й по счету, а всего руководство SpaceX предполагает, что будет создано не менее 20 прототипов, до того как будет готов первый серийный Starship. Так что впереди еще много испытаний, полетов, красивых кадров и эффектных взрывов.

Новая технология SpaceX

Впервые о новой технологии возвращении ускорителей на Землю стало известно 30 декабря. Один из подписчиков Илона Маска создал видеоролик, в котором показал, как будет выглядеть спуск находящейся на стадии разработки Super Heavy. В ответ на опубликованное видео Илон Маск написал, что компания собирается ловить его при помощи пусковой вышки. Специальная конструкция будет обхватывать Super Heavy со всех сторон и брать всю нагрузку на себя. Это позволит снизить риск возникновения аварии и облегчит перемещение ускорителя в другое место. Ведь на данный момент ступени ракеты Falcon 9 опускаются на водную платформу и иногда в процессе посадки возникают проблемы.

Уже на следующий день после этого объявления другой подписчик Илона Маска опубликовал ролик, демонстрирующий идею предпринимателя более наглядно. На нем показано, как стартовая башня ловит ускоритель при помощи неких «клешней» и аккуратно опускает его на посадочную площадку. На данный момент идея выглядит фантастической, но когда-то давно нереальной считалась даже сама идея повторного использования ракет. Но это уже реальность и такие умением обладает не только SpaceX, но и компания Rocket Lab. В конце 2020 года она успешно вернула на Землю первую ступень ракеты Electron — об этом можно почитать по этой ссылке.

Возвращение первой ступени Super Heavy в представлении 3D-дизайнера

Этапы полёта на Марс

Для полёта к красной планете потребуется использовать 2 конфигурации. Как только Starship выйдет на околоземную орбиту, то исчерпает все топливо. Вернувшаяся на старт первая ступень подхватит другую модификацию Старшип – заправщик, загруженный топливом. Выйдя на ту же орбиту, что и звездолёт, заправщик частично наполнит его баки. После чего ему придётся вернуться на землю и повторить маршрут несколько раз. Только после нескольких дозаправок корабль с космонавтами сможет отправить на Марс. В среднем путешествие будет длиться 90 дней.

Космический корабль войдёт в атмосферу Марса на скорости 7,5 км/с, после чего произойдёт аэродинамическое замедление и мягкое приземление.

Разгонный блок звездолёта Super heavy

1 ступень ракеты – это разгонный блок Super Heavy. Он будет построен из резервуаров, покрытых нержавеющей сталью, где разместят достаточное для взлёта и возвращения количество жидкого метана и жидкого кислорода.

Параметры разгонного блока:

  • высота – 70 м;
  • диаметр – 9 м;
  • топливо 3400 тон;
  • до 120 т сухой массы.

Нижняя часть конструкции оборудована 2-мя складными крыльями для маневрирования и 4-мя скрытыми опорами, которые обеспечивают устойчивость.

Ступень проектируется так, чтобы после запуска 2 ступени вернуться на Землю и приземлиться вертикально для быстрой перезагрузки. Она будет оборудована 28 ракетными двигателями Raptor общей тягой 7 680 тыс. тонн. Однако в первое время не планируется использовать полный комплект, а только 20 из них.

Raptor

Двигатели Raptor, которыми оборудованы обе части ракеты, разработаны компанией Space. Функционируют в закрытом цикле, превращая в газ все компоненты жидкого топлива (метана и кислорода).

Горючее в баках размещается в охлаждённом виде. Таким образом за счёт повышения его плотности увеличивается вес и уменьшается занимаемая площадь. Кроме того, хранение топлива в переохлаждённом виде повышает удельную тягу. Воспламенение горючего происходит по системе искрового зажигания, благодаря этому отпадает необходимость в пирофорной смеси, используемой на Falcon. Space X планирует создать несколько модификаций Раптор. В разгонном блоке двигатели внешнего кольца будут упрощены, чтобы снизить удельный вес, стоимость производства и тягу.

В ноябре 2020 последняя модель Raptor успешно прошла огневые испытания при давлении 330 бар, и показала тягу в 225 тонн.

Отмененные дизайны

Сравнение Сатурна V, Морского Дракона и межпланетной транспортной системы

Сравнение космических шаттлов, Ареса I, Сатурна V и Ареса V

Многочисленные сверхтяжелые автомобили были предложены и получили различные уровни развития до их отмены.

В рамках советского пилотируемого лунного проекта, который должен был составить конкуренцию Аполлону / Сатурну V, ракета N1 была тайно разработана с грузоподъемностью 95 т (209 000 фунтов). Четыре испытательных машины были запущены с 1969 по 1972 год, но все они потерпели неудачу вскоре после старта. Программа была приостановлена ​​в мае 1974 г. и официально отменена в марте 1976 г. Советская концепция проекта ракеты УР-700 конкурировала с ракетой N1, но так и не была разработана. По замыслу, он должен был иметь полезную нагрузку до 151 т (333000 фунтов) на низкую околоземную орбиту.

Во время проекта « Аэлита» (1969-1972) Советы разрабатывали способ доставить американцев на Марс. Они разработали UR-700m , вариант UR-700 с ядерной установкой , для сборки космического корабля MK-700 массой 1400 т (3100000 фунтов) на околоземной орбите за два запуска. Ракета будет иметь грузоподъемность 750 т (1 650 000 фунтов). Единственной универсальной ракетой, которая прошла этап проектирования, была UR-500, а N1 был выбран в качестве советского HLV для лунных и марсианских миссий.

General Dynamics Nexus была предложена в 1960 — е годы в качестве полностью многоразовой преемника ракеты Сатурн V, имеющий способность перевозить до 450-910 т (990,000-2,000,000 фунтов) на орбиту.

, предложенный в 1969 году, имел бы грузоподъемность 240 т (530000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Он никогда не покидал чертежную доску.

Американское семейство ракет Saturn MLV было предложено в 1965 году НАСА в качестве преемников ракеты Saturn V. Он мог бы доставить до 160,880 т (354 680 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Дизайн Nova также изучался НАСА до того, как агентство выбрало Saturn V в начале 1960-х годов.

Основываясь на рекомендациях отчета Stafford Synthesis, First Lunar Outpost (FLO) полагался на массивную ракету-носитель, созданную на основе Сатурна, известную как Comet HLLV . Комета была способна выдавать 230,8 т (508 800 фунтов) на низкую околоземную орбиту и 88,5 т (195 200 фунтов) на TLI, что делало ее одним из самых мощных аппаратов, когда-либо созданных. FLO был отменен во время процесса проектирования вместе с остальной частью Инициативы по исследованию космоса .

Американский самолет Ares V для программы Constellation был предназначен для повторного использования многих элементов программы Space Shuttle , как на земле, так и на летном оборудовании, чтобы сократить расходы. Ares V был разработан для перевозки 188 тонн (414000 фунтов) и был снят с производства в 2010 году.

Shuttle-Derived Heavy Lift Ракета — носитель ( «HLV») был альтернативный супер большой грузоподъемности предложение ракеты — носителя для программы НАСА Constellation, предложенный в 2009 году.

Проектное предложение 1962 года « Морской дракон» предусматривало создание огромной морской ракеты высотой 150 м (490 футов), способной поднимать 550 т (1 20000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Хотя предварительное проектирование дизайна было выполнено TRW , проект так и не продвинулся из-за закрытия отделения будущих проектов НАСА .

Русь-М был предложено Россией семейства ракет — носителей, развитие которых начался в 2009 году пришлось бы два сверхтяжелых варианты: один , способного поднимать 50-60 тонн, а другой , способный поднимать 130-150 тонн.

Межпланетная транспортная система SpaceX — это концепция ракеты-носителя диаметром 12 м (39 футов), представленная в 2016 году. Грузоподъемность должна была составить 550 т (1 210000 фунтов) в конфигурации одноразового использования или 300 т (660 000 фунтов) в конфигурации многократного использования. В 2017 году 12- метровая ракета превратилась в концепт Big Falcon Rocket диаметром 9 метров (30 футов), который был переименован в SpaceX Starship .

Прототипы проекта Старшип

Создание действующего космического корабля требует не только большого количества времени, но и многочисленных тестов. Для этого Space X разрабатывает прототипы, полноразмерные и низко высотные. Каждая модель отличается от предыдущей. Таким образом команда Маска испытывает различные возможности системы. Результаты испытаний служат базой для разработки новых идей на пути к реализации проекта.

Неудачные опыты, включая те, когда прототип Starship взрывался при запуске, необходимы. Многие из них были запланированы – только так можно проверить предельные показатели работы системы.

Starhopper

Сборка первого прототипа завершилась в Бока Бок, Техас в январе 2019. Им стал Starhopper – 39-метровая версия корабля (конечная версия будет 120 метров в высоту). Она была создана для первых лётных испытаний, тестирования технологии производства и дозаправки топливных баков.

В марте начались испытания летательного аппарата. Они включали заправку Starhopper, тестирование систем надува и практически ежедневные запуски модели. 22 июля он совершил полет на высоте 18 метров, который продолжался 22 секунды. Однако во время многочисленных тестов было потеряно 2 двигателя, еще одни пришлось разобрать для доработки.

Финальное тестирование Стархопера произошло 27 августа 2019 года. Аппарат совершил 55-секундный полет на высоте 150 метров. На этом он завершил своё предназначение и используется компанией Маска только для прожига моторов.

Низковысотные прототипы

По состоянию на декабрь 2020 компания Маска разработала 13 прототипов Старшип. Всего их планируется порядка 20, причём каждый будет немного отличаться от предыдущего. Таким образом удастся найти оптимальный вариант сборки аппарата и конструкции двигателей. Илон Маск отметил, что для орбитальных полётов потребуется повысить качество сборки летательного аппарата.

Пока Стархопер проходил тесты, началось создание полномасштабных образцов: Starship MK1 и Starship Mk2. Две команды работали параллельно, используя разные методы и технологии. Сборка проходила в режиме соревнования, кроме того, команды должны были записывать все, чему научились в процессе. Starship MK1 был готов к концу октября 2019.

Испытания должны были показать, готов ли Старшип к воздействию низких температур и высокого давления. В результате прототип взорвался из-за недостаточно прочно сваренных швов. Команда Маска не посчитала это большой неудачей, ведь никто не рассчитывал, что на первой же модификации можно будет отправиться в космос.

Далее испытания проводили на полномасштабных версиях Starship SN1-6. Это привело ко многочисленным улучшениям конструкции и двигателя. Так, было доказано, что Раптор способен выдерживать необходимое давление. Опытные образцы Старшип SN3 и SN4 были разрушены.

Starship SN8-14

Starship SN8 – первый полноценный прототип будущей ракеты. Он почти полностью произведён из нержавеющей стали 304L. Носовая часть имеет обтекаемую форму и металлические складные крылья. 9 декабря 2020 года модель успешно прошла лётные испытания.

Опытный образец 8 выполнил вертикальный взлёт на 12,5 км . Набрав высоту аппарат выключил двигатели и совершил переворот в воздухе c помощью управляемых крыльев, двигаясь точно в точку приземления. Из-за слишком низкого давления в посадочных топливных баках приземление произошло слишком быстро и, коснувшись земли, SN8 взорвался.

В Space X испытание оценивают как успешное, ведь прототипу удалось совершить концептуально новый переворот, в возможность которого мало кто верил. Ещё перед взлётом на сайте Спейс Х появилось сообщение о том, что на данном этапе извлечённые уроки гораздо важнее удачно выполненных конкретных задач. Инженеры компании используют полученный опыт для следующих испытаний.

https://youtube.com/watch?v=TK_RrA50OiA%3F

Уже через несколько дней планируется перевезти на стартовую площадку SN9. Также уже построен и готов к испытаниям прототип SN10 и строится тестовый ракетный ускоритель. Однако пока не сообщается, когда будут проведены следующие испытания. Также команда работает над опытными образцами SN11-14.

Design tweaks

This overall vision has held firm over the past three years, but Musk has repeatedly tweaked the design and the system’s name.

In 2017, for example, he announced that ITS was now the BFR, which stood for «Big Falcon Rocket» (or «Big F***ing Rocket;» SpaceX representatives have invoked both variants). The BFR was shorter, slimmer and less powerful than its design predecessor, measuring 348 feet (106 m) tall by 30 feet (9 m) wide when stacked and featuring «only» 31 Raptor engines on the booster and six on the spaceship.

But the biggest change concerned use of the spaceship-rocket duo. Musk announced that SpaceX eventually planned to employ the BFR for all of its spaceflight needs, from launching satellites to ferrying people to and from Mars to cleaning up space junk in Earth orbit. The Falcon 9 and Falcon Heavy therefore will be phased out over the long haul, as will both the crew and cargo variants of SpaceX’s Dragon capsule.

Expanding the BFR’s role in this manner will make the system much more affordable for SpaceX to develop and manufacture, Musk said at the time.

«If we can do that, then all the resources that are used for Falcon 9, Heavy and Dragon can be applied to this system. That’s really fundamental,» he said in September 2017. «We believe that we can do this with the revenue we receive for launching satellites and for servicing the space station.»

Related: See the Evolution of SpaceX’s Rockets in Pictures 

The BFR design then experienced a growth spurt that nearly took the system back to its original height. In September 2018, Musk told us that the rocket-spaceship duo will now stand 387 feet (118 m) tall when stacked. The BFR ship will also sport seven Raptors instead of six, Musk added, and the vehicle will now sport four movable fins — two near its nose and two bigger ones near the tail.

These fins will help the ship maneuver its way to safe landings on worlds with significant atmospheres, such as Mars and Earth. The two rear fins will also serve as landing pads, as will a leg that’s stylized to look like a fin, Musk said.

The ship’s overall aesthetic will therefore resemble that of the rocket used by the cartoon character Tintin in the 1954 adventure «Explorers on the Moon.» And that tidbit pleases Musk.

«I love the Tintin rocket design, so I kind of wanted to bias it towards that,» he said at the time. «If in doubt, go with Tintin.»

Other big news came out of the September 2018 update as well: SpaceX had signed its first BFR customer. Japanese billionaire Yusaku Maezawa booked a round-the-moon trip on the BFR, with a target launch date of 2023. Maezawa said he planned to take a handful of artists with him on the mission, which he calls DearMoon. Neither SpaceX nor Maezawa has revealed how much the flight will cost.

Related: How SpaceX’s 1st Passenger Flight Around the Moon with Yusaku Maezawa Will Work

Two months later, the BFR was no more: Musk told us that the system will now be called Starship. That will also be the spaceship’s name, whereas the huge rocket will be called Super Heavy.

At that point, SpaceX still planned to build the Starship vehicle out of carbon fiber. But in January 2019, Musk announced that he was switching to stainless steel. Steel is a bit heavier than carbon fiber but has great thermal properties and is far, far cheaper, Musk said. He has since called the material switch the best design decision yet made on the ITS/BFR/Starship project.

In May 2019, Musk said the current plan calls for six Raptors on the Starship vehicle rather than seven. And a few months later, he tweeted that Super Heavy will now sport 35 Raptors instead of 31.

That brings us to the latest design update, which Musk presented on Sept. 28, 2019, from SpaceX’s South Texas facility, near the tiny village of Boca Chica. The billionaire didn’t announce any huge changes, though there was some more engine news: Super Heavy will now have space for 37 Raptors, though not all of those slots will be filled on every flight. Each mission will probably require at least 24 Raptors on the booster, Musk said.

Musk had previously estimated the total development cost of the Starship project to be between $2 billion and $10 billion. On Sept. 28, he said he now believes the price tag for SpaceX will be toward the lower end of that range — «probably closer to two or three than it is to 10,» during an interview shortly after the design update.

SpaceX’s Super Heavy rocket booster launches the Starship interplanetary spacecraft in this still from a SpaceX animation. (Image credit: SpaceX)

Система приземления людей на звездолёте

Планируется, что Startship сможет осуществить управляемый спуск, по аналогии с паданием парашютиста. Плавники на передней части ракеты помогут более точно направить её движение после того, как она начнёт свободное падение, войдя в атмосферу Земли, Марса или Луны. В нескольких сотнях метров над поверхностью корабль резко зажжёт двигатели и развернётся в противоположном направлении, противодействуя боковому ускорению.

https://youtube.com/watch?v=iCxYI7ykdGY%3F

Уже в декабре 2020 испытания покажут, насколько жизнеспособен и безопасен новый подход. Такая концепция сильно отличается от стратегии посадки falcon 9, которая оказалась удачной в 2019. Очевидно только то, что новый способ поможет сэкономить затраты топлива. Хотя проект Илона Маска продвигается медленнее, чем его смелые прогнозы, уже сейчас очевидно, что скептики оказались неправы. Всего за 8 лет команде инженеров Space X удалось добиться невиданных ранее успехов. Такими темпами можно надеяться на то, что вскоре человек сможет высадиться на поверхности Марса.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

  • Образцы с Марса — путь на Землю
  • Космическая программа Китая выходит в лидеры по освоению Марса
  • Первая миссия Арабских Эмиратов на Марс – зонд «Надежда»

Финансы

Стоимость и планируемое использование

SpaceX стремится к тому, чтобы система Starship стала основным орбитальным аппаратом SpaceX, в конечном итоге заменив существующий флот Falcon 9 , Falcon Heavy и Dragon 2 на Starship, который, как планируется, доставляет грузы на орбиту по гораздо более низкой цене, чем любая другая ракета-носитель. В ноябре 2019 года Илон Маск оценил цифру в 900000 долларов на топливо и 2 миллиона долларов на эксплуатационные расходы на запуск.

В дополнение к рынку коммерческих запусков, который SpaceX обслуживает с 2013 года, компания намеревается использовать Starship для запуска большей части своей группировки интернет-спутников Starlink , при этом к 2026 году планируется запустить более 12000 спутников, что более чем в шесть раз превышает общее количество. активных спутников на орбите в 2018 году. Орбитальный запуск Starship может вывести на орбиту до 400 спутников Starlink, в то время как аппараты Falcon 9, которые SpaceX в настоящее время использует для развертывания спутников Starlink, могут вывести на орбиту до 60 спутников за один полет. Помимо запусков с низкой околоземной орбиты, выполненных Falcon 9 и Falcon Heavy в 2010-х годах, система Starship планирует выполнять более разнообразные космические полеты из-за ее низкой предельной стоимости миссии .

Финансирование и контракты

Илон Маск с моделью Starship представляет военным США

В январе 2016 года ВВС США подписали контракт на 33,7 миллиона долларов с SpaceX на разработку для металоксового разгонного блока для Falcon 9 и Falcon Heavy, с дополнительными расходами на сумму до 61,4 миллиона долларов для любых дополнительных требований. В октябре 2020 года НАСА выделило компании SpaceX 53,2 миллиона долларов на проведение крупномасштабной демонстрации полета, в ходе которой десять метрических тонн криогенного топлива будут перемещены между баками двух кораблей Starship.

В апреле 2020 года НАСА заключило контракт с тремя компаниями — Blue Origin , Dynetics и SpaceX — на проведение исследований по разработке пилотируемых лунных посадочных устройств в рамках программы Artemis, известной как Human Landing System . Компания SpaceX, заявившая о покупке Starship HLS, получила 135 миллионов долларов на разработку. 16 апреля 2021 года НАСА выбрало Starship HLS из двух конкурирующих предложений и заключило с SpaceX контракт на 2,89 миллиарда долларов на разработку Starship HLS, а также на проведение демонстрационного полета без экипажа и посадки на Луну с экипажем.

В июне 2021 года ВВС США объявили о программе Rocket Cargo , которая будет оценивать «появляющиеся возможности ракет на базе коммерческих поставщиков и их потенциальное использование для быстрой транспортировки материалов Министерства обороны в порты по всему миру». Хотя ВВС США отказались указать, какие автомобили будут сдаваться в аренду для перевозки грузов в рамках программы, источники в СМИ предположили, что Starship будет вероятным претендентом, учитывая, что он обладает возможностями, соответствующими предложению.

14 сентября 2018 года японский предприниматель Юсаку Маэдзава заключил контракт со SpaceX на космическую туристическую миссию под названием dearMoon , в рамках которой экипаж из девяти человек (включая Маэдзаву) совершит кругосветный полет.

Характеристики звездолёта

В отличие от ранее существовавших ракет, Старшип выполняет также роль 2 ступени. Это позволит аппарату достичь орбитальной скорости при вылете с Земли. Он проектируется таким образом, чтобы повторно входить в атмосферу Земли со второй космической скоростью (40320 км/ч) и приземляться на специально подготовленные площадки.

Характеристики звездолёта:

  • высота – 50 м;
  • диаметр – 9 м;
  • сухая масса – 120 т;
  • топливо 1200 тон;
  • грузоподъёмность – 100 т.

В верхней части расположены шестиугольные элементы, которые защитят корабль от перепада температуры и давления при входе в атмосферу. Летательный аппарат сделан из нержавеющей стали – этот материал достаточно прочен, чтобы устоять под сильным воздействием при выходе из атмосферы, при этом обходится в 50 раз дешевле углеволокна. Нагреваемые детали будут охлаждаться жидким метаном. В верхней части Старшип установлены плавники, которые помогут при управлении и маневрировании.

Ракета взлетает посредством полного поточного ступенчатого горения. В качестве топливной пары используются жидкие кислород и метан. Они стоят дешевле привычного для отрасли водорода и могут добываться прямо на Марсе. В Старшипе установлено 6 двигателей Raptor.

Возможности космолёта:

  • повторная отправка без сложного ремонта;
  • доставка горючего на орбитальную станцию для дозаправки ожидающих звездолётов;
  • способность долететь до Луны и Марса после дозаправки;
  • отказоустойчивость – функция, позволяющая совершить посадку, даже если несколько моторов выйдет из строя;
  • вариативность дизайна, возможность оптимизации для перевозки людей, транспортировки грузов или для исследований космоса.

В Звездолёте предусмотрено 1000 м3 герметичного пространства для заполнения.

Полезная нагрузка

Илон Маск планирует, что Старшип сможет доставлять на орбиту 100-105 тонн полезной нагрузки. Термин означает вес, ради которого создаётся звездолёт. Это может быть топливо, строительные материалы, а также люди. Вместительность стала возможной из-за мощной тяги и системы дозаправки на орбите.

Величина внешнего диаметра – 9 м, позволяет перевозить большее количество грузов, чем любые другие летающие в космос носители. Обтекатель звездолёта раскладывается для удобной погрузки. Структура остаётся в сложенном виде до приземления и момента, когда потребуется разгрузить аппарат. Предусмотрен также увеличенный обтекатель, если потребуется перевезти конструкцию высотой более 22 метров. Различные конфигурации Старшип позволяют производить разгрузку автономно.

Первая фотография ракеты Super Heavy

Super Heavy — это сверхтяжелый ускоритель корабля Starship. А если говорить по-простому, это просто очень мощная и большая ракета. Ее высота составляет около 70 метров. Так что, если объединить ракету Super Heavy и космический корабль Starship, получится огромная 120-метровая конструкция. А рано или поздно компания SpaceX их объединит, однако до этого момента нужно провести огромное количество испытаний. В финальной версии ракета Super Heavy будет выводить корабль Starship на орбиту, а потом возвращаться на Землю для повторного использования. Такой подход снизит стоимость полетов.

Илон Маск опубликовал фотографию прототипа Super Heavy в своем твиттере. Это первый снимок подобного рода — раньше мы никогда не видели настоящую фотографию ракеты. Прототип именуется как Booster 1 (BN1) и располагается на частном космодроме SpaceX в Техасе, недалеко от деревни Бока-Чика. Судя по всему, прототип уже полностью собран, так что в ближайшее время компания может начать испытания. Скорее всего, сначала она будет испытывать первую ступень, а именно ее топливные баки. Необходимо выяснить, какое давление и температуру они могут выдержать — возможно, испытания не обойдутся без взрывов.

Частный космодром SpaceX в Техасе

Бизнес или мечта?

Очень многие бизнесмены по всему миру признаются, что не понимают Илона Маска. Имея связку из работающих и очень конкурентных Falcon 9 и сверхтяжелой Falcon Heavy, Маск не остановился на этом этапе. Скорее всего, этих двух ракет хватило бы для получения прибыли до конца его карьеры.

Вместо этого он ввязался в создание абсолютно новой системы Starship, с непредсказуемым результатом. Всегда есть шансы, что годы разработки так и не приведут к созданию конкурентоспособной системы и время будет потрачено впустую. Но в планах Маска полеты к Марсу, а для этой цели Falcon Heavy недостаточно.

Рванули с места_5

Запуск ракеты Falcon Heavy

Фото: Global Look Press/SpaceX

Получится ли Илону Маску при жизни увидеть колонизацию Марса, да и вообще пилотируемые полеты к Красной планете — пока непонятно. Так же как непонятно, насколько жизнеспособной окажется идея Starship. Одно можно сказать точно: SpaceX продолжит пробовать все варианты.

А большинство частных космических компаний и государственных агентств внимательно наблюдают за процессом строительства и испытаний. Пока еще никто не бросился копировать Starship, пока еще не верится, что его создание возможно. Однако потом может быть уже поздно.

Крушение корабля Starship

Неудачное приземление космического корабля произошло 10 декабря. Прототип космического корабля Starship SN8 успешно поднялся на высоту 12 километров из частного космодрома SpaceX в Бока-Чика, штат Техас. После этого он должен был осуществить вертикальный спуск на Землю, но не успел затормозить и взорвался. Перед этим один из его двигателей отключился, но это нормально. Компания хочет, чтобы часть приземления корабль находился под углом 60 градусов — так он становится менее аэродинамичным и быстрее тормозит. Непосредственно перед приземлением он должен был выпрямиться, но произошел взрыв.

Кадр с крушения Starship