Статья 62. обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Нужно ли изменять договоры с кредиторами, если при реорганизации фирма разделяется на два новых юридических лица?

Согласно ГК РФ, фирма может произвести реорганизацию путем разделения.
В процессе разделения все обязательства, в том числе и ответственность перед кредиторами, берут на себя вновь организованные юрлица. Они распределяют между собой как обязанности, так и права, опираясь на разделительный баланс.
Переход объектов гражданских прав к новым юридическим лицам осуществляется в порядке универсального правопреемства.
Разделительный баланс — это документ, содержащий в себе обязательства в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемой фирмы.
Ст. 60 ГК РФ фиксирует обязанность реорганизуемой компании правильно уведомить ответственный орган, а также разместить дважды в СМИ все данные об этом процессе. Если в процессе принимают участие два или более лица, это делается от имени каждого из них.
На основании ФЗ №129 , в течение 5 дней с зафиксированного момента направления извещения о реорганизации в ответственный орган, компания обязательно письменным образом уведомляет об этом и всех своих кредиторов.
Сведения о каждом вновь организованном юрлице содержатся в уведомлении о реорганизации. Из этого документа кредиторы поучают всю необходимую информацию.
Права кредиторов соблюдаются и гарантируются путем их должного уведомления о реквизитах вновь созданных в процессе реорганизации юрлиц. Для того, чтобы сохранились обязательства организации перед кредиторами, изменять договоры с ними не требуется. Достаточно письменного уведомления о соответствующем изменении.

Другой комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.

2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Другой комментарий к статье 1119 ГК РФ

1. Свобода завещания является основным принципом его совершения. Этот принцип, воплощающий в себе общегражданский принцип диспозитивности гражданско-правового регулирования и конституционное начало о гарантированном праве наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции), не является новым для отечественной цивилистики, хотя на законодательном уровне сформулирован впервые с достаточной четкостью и полнотой именно в коммент. ст.

В соответствии с ним любой полностью дееспособный гражданин вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, включить в завещание иные распоряжения, например завещательный отказ (см. коммент. к ст. 1137 ГК), завещательное возложение (см. коммент. к ст. 1139 ГК), подназначение наследников и отказополучателей (см. коммент. к ст. 1121 ГК), завещательное распоряжение правами на денежные средства в банке (см. коммент. к ст. 1128 ГК), назначение исполнителя завещания (см. коммент. к ст. 1134 ГК), назначение лица, на которое будет возложена охрана авторства, имени автора (исполнителя) и неприкосновенности произведения (исполнения) (см. коммент. к ст. 1267, ст. 1316 ГК). Подобные завещательные распоряжения и составляют содержание завещания.

2. Остановимся на таком завещательном распоряжении, как лишение наследства. Лишение наследства (эксгередация) предполагает волеизъявление завещателя на устранение одного, нескольких или всех наследников по закону, причем без указания причин такого лишения (п. 1 коммент. ст.). В этом случае устраненный наследник не сможет наследовать по закону, если только он не включен в круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве (см. коммент. к ст. 1149 ГК). Если наследник по закону был лишен завещателем наследства, то и его потомки не наследуют по праву представления (п. 2 ст. 1146 ГК).

Умолчание о наследнике в завещании не является актом лишения наследства. Наследник по закону, не названный в завещании, не наследует лишь то имущество, которое стало предметом завещания. Но он может наравне с другими наследниками по закону наследовать незавещанное имущество, а также завещанное имущество, если наследники по завещанию откажутся от принятия наследства, либо будут отстранены от наследования как недостойные, либо не будут в живых к моменту открытия наследства. Таким образом, умолчание о наследнике в завещании — не самый эффективный способ устранения от наследования, так как приведет к желаемому результату лишь при условии, что все имущество наследодателя завещано и принято наследниками по завещанию.

3. Абзац 2 п. 1 коммент. ст. говорит о том, что свобода завещания ограничена лишь правилами об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК). Однако следует учитывать, что наличие в завещании распоряжений, не предусмотренных Гражданским кодексом, не влияет на действительность завещания. Эти распоряжения в соответствии со смыслом п. 1 коммент. ст. не являются завещательными. Поэтому их неисполнение не повлияет на возможность принятия наследства наследниками. Так, неисполнение распоряжения о морально-нравственных ориентирах для последующей жизни наследника не является основанием для признания наследника недостойным в соответствии со ст. 1117 ГК.

4. Принцип свободы завещания имеет неоценимое идеологическое значение: круг близких людей может не совпадать с перечнем законных наследников, поэтому гражданин должен быть уверен в том, что нажитым имуществом он сможет распорядиться, в том числе и на случай смерти, по собственному желанию. Как говорили римские юристы, voluntas testatorispro lege haberur («воля завещателя считается законом»). Проявлением принципа свободы завещания выступает и то, что гражданин имеет право никого не информировать как о содержании завещания, так и о самом факте его совершения, изменения или отмены (п. 2 коммент. ст.).

Комментарий к Ст. 1128 ГК РФ

1. Статья 1128 ГК РФ устанавливает еще одну возможность распорядиться имуществом на случай смерти путем составления завещательного распоряжения в простой письменной форме, которое в силу прямого указания закона приравнивается к нотариальному.

Представляется, что установление возможности совершения завещания именно в отношении денежных средств и именно в банке или иной кредитной организации обусловлено необходимостью обеспечения сохранения банковской тайны.

2. Завещательное распоряжение, совершаемое в соответствии с п. 1 ст. 1128 ГК РФ, не подчиняется общим правилам о совершении завещания, в том числе правилам о форме, реквизитах и порядке совершения. Исчерпывающие требования к его форме и реквизитам содержатся в п. 2 ст. 1128 ГК РФ, порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами в банках определяется Постановлением Правительства РФ от 27.05.2005 N 351.

Разработанный Правительством РФ порядок во многом повторяет порядок совершения нотариального завещания, в частности, на уполномоченного сотрудника банка возложена обязанность проверить личность завещателя, разъяснить содержание тех или иных норм действующего законодательства и др. В отличие от нотариального завещания, плата за удостоверение завещательного распоряжения в отношении денежных средств в банке не взимается.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

7.2. Этапы ликвидации юридического лица (ст. 62, 63, 64 гк рф)

21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592)); а также в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

3. С момента создания к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица, в том числе представительство в судебных органах.

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Статья 1118. Общие положения

1. Распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. К наследственному договору применяются правила настоящего Кодекса о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора.

2. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

3. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания и заключение наследственного договора через представителя не допускаются.

4. Завещание может быть совершено одним гражданином, а также гражданами, состоящими между собой в момент его совершения в браке (совместное завещание супругов). К супругам, совершившим совместное завещание, применяются правила настоящего Кодекса о завещателе.

В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если определение имущества, входящего в наследственную массу каждого из супругов, не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена настоящим Кодексом. Условия совместного завещания супругов действуют в части, не противоречащей правилам настоящего Кодекса об обязательной доле в наследстве (в том числе об обязательной доле в наследстве, право на которую появилось после составления совместного завещания супругов), а также о запрете наследования недостойными наследниками (статья 1117).

Совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.

В случае признания волеизъявления одного из супругов при совершении ими совместного завещания не соответствующим требованиям закона в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 статьи 1131 настоящего Кодекса, к такому завещанию подлежат применению нормы настоящего Кодекса об оспоримых или ничтожных сделках в зависимости от оснований недействительности волеизъявления одного из супругов.

Один из супругов в любое время, в том числе после смерти другого супруга, вправе совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание супругов.

Если нотариус удостоверяет последующее завещание одного из супругов, принимает закрытое последующее завещание одного из супругов или удостоверяет распоряжение одного из супругов об отмене совместного завещания супругов при жизни обоих супругов, он обязан направить другому супругу в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате и нотариальной деятельности, уведомление о факте совершения таких последующих завещаний или об отмене совместного завещания супругов.

5. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.

6. Предусмотренные наследственным договором права и обязанности возникают после открытия наследства, за исключением обязанностей, которые в силу наследственного договора могут возникнуть до открытия наследства и возложены на ту сторону договора, которая может призываться к наследованию за наследодателем (статья 1116). К наследодателю, заключившему наследственный договор, применяются правила настоящего Кодекса о завещателе, если иное не вытекает из существа наследственного договора.

Статья 1131 ГК РФ. Недействительность завещания

  1. При нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
  2. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
    Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
  3. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.
  4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.
  5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.