Статья 5. обычаи

Комментарий к Ст. 5 ГК РФ

1. В отличие от обычая в широком смысле и сложившейся практики, обычай делового оборота возведен комментируемой статьей в ранг источника гражданского права, юридической нормы. ГК неоднократно отсылает к обычаю делового оборота как к регулятору предпринимательских отношений (п. 2 ст. 459, п. 2 ст. 474, ст. 1006 и др.). Обычаи делового оборота могут быть зафиксированы в специальных документах, наиболее известный и применяемый из которых — правила толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленные Международной торговой палатой.

Судебная практика.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37).

2. Обычаи делового оборота, являясь самостоятельным источником гражданского права в предпринимательской сфере, имеют тем не менее вспомогательную, дополнительную роль в регулировании. Комментируемая норма определяет безусловное верховенство закона и положений договора над обычаями делового оборота.

Наука.

Вместе с тем из числа обычаев («обычно предъявляемых требований») у нас особо выделяются обычаи делового оборота (ст. ст. 5 и 309 ГК РФ). Они представляют собой обычаи, сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности, т.е. торговые обычаи в их классическом, традиционном понимании. Лишь такие обычаи по прямому указанию гражданского закона применяются по существу в качестве правовой нормы.

Е.А.Суханов

Комментарий к ст. 5 ГК РФ

  1. 1

    Обычай включает в себя обычаи делового оборота, а также обыкновения, заведенный порядок, обычно предъявляемые требования и т.п.

    Обычай делового оборота представляет собой правило поведения, характерное для предпринимательской деятельности.

    Обыкновение — это условие договора, которое не отражено в тексте договора, но в силу соглашения сторон признается обычным поведением в конкретной ситуации.

    Заведенный порядок позволяет разрешать споры в соответствии с выработанными сторонами правилами, хотя и не всегда становится обычаем или деловым обыкновением.

    Обычно предъявляемые требования формируются применительно к качеству товаров, работ или услуг.

    Обычай есть не что иное, как правило поведения, т.е. образ действий людей в той или иной ситуации. Сформированность как критерий рассматриваемого понятия свидетельствует о том, что к данной модели поведения субъекты обращались неоднократно. Таким образом, сложившийся обычай является правилом поведения, выработанным на основе традиций разрешения определенных ситуаций.

    Одним из признаков и особенностью обычая является использование его в сходных ситуациях неограниченным кругом субъектов. Обычай может применяться только в случае возникновения правового пробела. Определяя возможность использования обычая в каждой конкретной ситуации, необходимо убедиться в отсутствии правового регулирования рассматриваемой ситуации как на внутригосударственном, так и на международном уровне (в силу предписаний ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

    Еще одним условием применения делового обычая выступает наличие специальных указаний нормативных актов на возможность разрешения ситуации в соответствии с обычной моделью поведения. При этом в качестве обычая ГК РФ рассматривает такое правило поведения, которое не предусмотрено законодательством независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Ярким примером реализации указанной особенности является ст. 285 КТМ РФ. Ряд обычаев закреплен также КВВТ РФ, Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980), иными нормативными актами.

    Возможность применения обычая в различных его проявлениях носит диспозитивный характер, т.е. стороны могут поступить в соответствии с таким правилом поведения в конкретной ситуации или выработать собственные правила.

  2. 2

    Применение обычая в рамках гражданских правоотношений носит ограниченный характер, на них в полной мере распространяется действие общеправового принципа законности, устанавливающего необходимость соблюдения норм права любым субъектом в рамках всех отношений, в которые он вступает. Таким образом, закон устанавливает императивный запрет на применение противоправных обычаев.

  3. 3

    Применимое законодательство:

    — КТМ РФ;

    — КВВТ РФ;

    — Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980).

Комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена наименованию и месту нахождения ЮЛ, которые индивидуализируют ЮЛ (ср. ст. 19 и ст. 20 ГК), а потому должны указываться в его учредительных документах (абз. 1 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК). Наименование всякого ЮЛ должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общественная организация или акционерное общество), а наименования ЮЛ, обладающих специальной правоспособностью (некоммерческих организаций, унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций в силу закона), — также указание на характер их деятельности (п. 1 ст. 54). Некоммерческие организации имеют наименование, коммерческие организации должны иметь особое — фирменное — наименование (фирму).

2. К фирме закон предъявляет особые требования (п. 4 ст. 54, подробнее — п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113 ГК). Права на фирму начиная с 1 января 2008 г. определяются правилами разд. VII ГК (см. § 1 гл. 76); фирмы, не соответствующие правилам § 1 гл. 76 ГК, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов ЮЛ (ст. 14 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Фирма обязательно определяется в учредительных документах коммерческой организации и включается в ЕГРЮЛ при регистрации данной организации (п. 1 ст. 1473 ГК). Включение фирмы — коммерческой организации в ЕГРЮЛ определяет момент возникновения и условие существования исключительного права на фирму и защиты данного права (ст. 1474 ГК). Исключительное право на фирму означает юридическую монополию коммерческой организации на использование данного средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (в том числе его указание в рекламе, вывесках, бланках, счетах, иной документации) (п. 1 ст. 1474 ГК). Юридическое лицо помимо индивидуализирующего его в гражданском обороте наименования (в том числе фирмы) может иметь и другие средства индивидуализации (в том числе являющиеся объектом его исключительных прав товарные знаки и знаки обслуживания — ст. ст. 1477 — 1515 ГК, коммерческие обозначения — ст. ст. 1538 — 1541 ГК).

3. Место нахождения ЮЛ определяется местом его регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности (п. 2 ст. 54). Отсюда место нахождения органа ЮЛ (см. коммент. к ст. 53 ГК) предрешает место регистрации ЮЛ (см. коммент. к ст. 51 ГК), а та, в свою очередь, — место нахождения ЮЛ.

Другой комментарий к статье 55 Гражданского Кодекса РФ

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

1. Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:

1) это обособленные подразделения юридического лица;

2) они располагаются вне места нахождения юридического лица (см. ст. 54 ГК и комментарий к ней);

3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и т.д. (см. ст. 48 ГК и комментарий к ней). Хотя в комментируемой статье говорится о том, что филиалы и представительства наделяются имуществом, следует иметь в виду условность этого указания. Ни правом собственности, ни правом хозяйственного ведения, ни правом оперативного управления имеющимся у них имуществом филиалы и представительства не обладают — оно принадлежит юридическому лицу, создавшему филиал (представительство). У подразделения юридического лица имущество находится лишь в техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами гражданского права;

4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения. Как представляется, такие положения рассчитаны главным образом на регулирование «внутренних отношений». В положении определяются цели и предмет деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; при этом юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего подразделения;

5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица (во «внешних отношениях»);

6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Это указание введено в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. До того абз. 3 п. 3 выглядел следующим образом: «Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица». Как представляется, изменение содержания абз. 3 п. 3 не имеет существенного значения. Тем более что в учредительных документах юридического лица всегда указываются его филиалы и представительства, а в ЕГРЮЛ сведения о филиалах и представительствах юридического лица давно указываются в силу того, что соответствующее предписание содержится в Законе о регистрации юридических лиц (подп. «д» п. 1 ст. 5; введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ).

2. Филиалы и представительства отличаются функциями.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски и пр.). Филиал занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем, что, кроме того, выполняет все функции юридического лица или их часть. Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал еще оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что и юридическое лицо, или в меньшем).

3. Указание в государственном реестре и в учредительных документах юридического лица имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с другой — призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством «стоит» юридическое лицо». Заключая какое-либо соглашение с юридическим лицом, контрагент благодаря указанию в учредительных документах филиалов и представительств узнает об этом обстоятельстве.

Каким образом осуществляется толкование гражданско-правовых норм в нормативном акте?

Чаще всего спор между истцом и ответчиком возникает из-за того, что эти стороны по разному толкуют одни и те же законодательные нормы. По этим же причинам возникают всяческие научные дискуссии и полемика между авторами.
Причины для противоречивого толкования закона различны: это и несовершенство самого законодательства, и сложности в понимании юридических формулировок, и различие в уровне образованности и взглядах тех, кто их толкует.
Толкование имеет различные виды и классифицируется по отличным друг от друга основаниям.
По своему способу толкование закона может быть:

  • историческим;
  • систематическим;
  • грамматическим.
  • буквальным;
  • ограничительным;
  • расширительным.
  • официальным;
  • неофициальным.

Оглавление

Ч.1 статьи 1 ГК РФ

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Ч.2 статьи 1 ГК РФ

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ч.3 статьи 1 ГК РФ

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Ч.5 статьи 1 ГК РФ

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Другой комментарий к статье 54 ГПК РФ

Судебный представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Данное положение, закрепленное в ст. 54 ГПК, означает, что судебный представитель имеет самостоятельные права, как и лицо, участвующее в деле. В соответствии со ст. 35 ГПК представители имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле.

Кроме того, судебный представитель имеет право в ходе судебного разбирательства возражать относительно действий председательствующего, и эти возражения заносятся в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 156 ГПК).

Судебный представитель имеет право выступать в суде первой инстанции по итогам судебного рассмотрения дела по существу в прениях, где подводятся итоги рассмотрения дела по существу, выступать в конце прений с репликой по поводу сказанного (ст. 190 ГПК). Такими же правами представитель пользуется в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Судебный представитель в судебном заседании выполняет также гражданские процессуальные обязанности. Во-первых, он обязан добросовестно пользоваться всеми процессуальными правами (ст. 35 ГПК). Во-вторых, при заявлении ходатайств об истребовании доказательств он обязан обозначить это доказательство, а также указать, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этими доказательствами, указать причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательств (ч. 2 ст. 57 ГПК). В-третьих, представитель обязан соблюдать установленный порядок в судебном заседании (ч. 5 ст. 158 ГПК). Законом предусмотрены и другие процессуальные обязанности представителя.

Однако судебный представитель, участвуя в рассмотрении гражданского дела в суде, обладает не всеми процессуальными правами. В соответствии со ст. 54 ГПК судебный представитель не имеет права подписывать исковое заявление, предъявлять его в суд, передавать спор на рассмотрение в третейский суд, предъявлять встречный иск, полностью или частично отказываться от исковых требований, уменьшать их размер, признавать иск, изменять предмет или основание иска, заключать мировое соглашение, передавать полномочия другому лицу (передоверие), обжаловать судебные постановления, предъявлять исполнительный лист к взысканию, получать присужденное имущество или деньги. Такие права должны специально оговариваться в доверенности, выданной представляемым лицом.

Поэтому адвокаты для совершения перечисленных правомочий должны кроме ордера соответствующего адвокатского объединения представить суду надлежащим образом оформленную доверенность.

Предполагается, что перечень специальных прав, указанных в данной статье, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. В то же время следует учитывать изменения ГПК в связи с принятием ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно указанному Закону стороны вправе воспользоваться процедурой медиации в ходе судебного разбирательства на любой стадии. Следовательно, являясь специальным правом сторон, она требует и специального оформления в доверенности для совершения представителем соответствующего процессуального действия.

Судебные представители по назначению суда, совершая предусмотренные законом процессуальные действия, пользуются также специальным правом на обжалование решений суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке согласно п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23, и специального оформления доверенности на это не требуется. Другими перечисленными в статье специальными полномочиями представители по назначению суда пользоваться не могут.

Законные представители совершают все процессуальные действия в процессе, кроме случаев, когда полномочия законного представителя ограничены законом (см. комментарий к ст. 52).

Статья 54 ГК РФ. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

Указание на принадлежность субъекта государству или взаимосвязь его с органом власти допускается лишь на основании специального разрешения, выдаваемого уполномоченным субъектом. Указание РФ (Россия) допускается лишь при соблюдении субъектом следующих условий: — организация осуществляет деятельность в более чем половине субъектов РФ, например, имеет филиалы и представительства; — организация является крупнейшим налогоплательщиком; — организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, либо занимает доминирующее положение на рынке; — более 25% акций (уставного капитала) организации находятся в собственности РФ.

Порядок использования наименования субъекта РФ или его органов власти осуществляется в соответствии с региональными нормативными актами.

2. В уставе юридического лица подлежит определению юридический адрес организации. Сведения о фактическом адресе вносятся в ЕГРЮЛ по решению учредителей данной организации. Юридический адрес организации должен отражать наименование населенного пункта на территории РФ. В настоящее время юридический адрес организации определяется применительно к наименованию населенного пункта (муниципального образования) на территории РФ. С одной стороны, указанная новелла способствует упорядочению юридических лиц. С другой стороны, определение юридического адреса применительно к населенному пункту затрудняет поиск организации и взаимодействие с ней. В связи с этим требуется детализация такого адреса применительно к улице, дому и помещению, в котором располагается исполнительный или иной орган юридического лица. В полной мере данное положение может быть реализовано лишь в отношении сельских населенных пунктов, которые в своем территориальном устройстве могут не предусматривать разделения на улицы и т.п. Применительно к крупным населенным пунктам такая детализация является необходимой и обоснованной. Юридический адрес рассматривается как тождество почтового адреса организации.

Юридический адрес организации определяется по месту нахождения единоличного исполнительного органа данного субъекта. Следует разграничивать статус единоличного исполнительного органа как физического лица или должностного лица организации. Осуществляя руководство деятельностью юридического лица, руководитель должен иметь офисное помещение, которое и выступает в качестве юридического адреса.