Статья 123.22 гк рф. государственное учреждение и муниципальное учреждение

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Другой комментарий к Ст. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет общее правило, согласно которому ограничение граждан в правоспособности и дееспособности допускается только в случаях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК гражданские права могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Граждане обладают правоспособностью с момента рождения, в силу своего существования она не зависит от пола, национальности, каких-либо индивидуальных качеств гражданина и др., поэтому невозможно лишение или полное ограничение правоспособности гражданина. Однако в случаях, предусмотренных законом, и на основании решения суда гражданин может быть ограничен в отдельных правах. Так, ст. 44 УК в качестве наказания за совершенное преступление предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1913), гражданин может быть временно и с правом последующего переосвидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. ГК (п. 4 ст. 66) устанавливает, что законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ. Ограничение отдельных элементов правоспособности следует отличать от лишения гражданина отдельных субъективных прав, например, конфискация имущества по приговору суда означает лишение гражданина права собственности на определенное имущество и не связана с ограничением правоспособности.

Дееспособность, как и правоспособность гражданина, — правовая категория, поэтому закон устанавливает, что гражданин может быть признан недееспособным или ограничен в дееспособности только по решению суда в случаях, предусмотренных ГК (см. комментарий к ст. ст. 29, 30).

3. Комментируемая статья не только не допускает лишение или ограничение правоспособности и дееспособности граждан, кроме случаев и в порядке, установленных законом, но и предусматривает последствия несоблюдения такого порядка: акт государственного или иного органа, устанавливающий в нарушение закона ограничение дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской деятельностью, признается недействительным. Признание акта недействительным осуществляется на основании ст. 13 ГК в судебном порядке.

Недействительными могут быть признаны нормативные (в случаях, предусмотренных законом) и ненормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 указывается, что основанием для признания такого акта недействительным являются как его незаконность, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6).

4. Правоспособность и дееспособность признаются за гражданином законом, который не только не допускает их отчуждаемость, но и не дает права самому гражданину полностью или частично отказаться от них или ограничить их. Граждане свободны в установлении, изменении и прекращении гражданских прав, но не могут отказаться от своей правоспособности или дееспособности. Например, гражданин вправе лишить наследства детей от первого брака, но не может отказаться от возможности по своему усмотрению завещать свое имущество любому лицу. Гражданин волен по своему усмотрению отчуждать свое имущество, продать или подарить принадлежащую ему вещь и т.д., но не вправе уменьшить свою правоспособность.

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Другой комментарий к статье 38 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет частный состав доверительного управления имуществом — по существу, нового для российского гражданского права института. Исходные нормы, касающиеся доверительного управления, содержатся в п. 4 ст. 209 (см. коммент. к ней). Развернутая регламентация этих отношений содержится в гл. 53 ГК (ст. 1012 — 1026). В соответствии со ст. 1026 ГК эти нормы как общие правила применяются и к доверительному управлению имуществом подопечного, учрежденному по основаниям, указанным в ст. 38 ГК, однако, с учетом особенностей правового регулирования отношений по опеке и попечительству.

2. Доверительное управление имуществом подопечного учреждается вследствие необходимости постоянно управлять этим имуществом (ст. 1026 ГК). Его объект — недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т.п.) или ценное движимое имущество (например, ценные бумаги), иначе в особом управлении нет смысла.

Объекты, находящиеся в доверительном управлении, должны быть четко обособлены от прочего имущества подопечного, равно как и от личного имущества управляющего (ст. 1018 ГК). Тем имуществом подопечного, которое не передано в доверительное управление, управляет опекун (попечитель) данного лица (п. 1 ст. 38 ГК) с соблюдением правил, установленных ст. 37 (см. коммент. к ней).

3. Основанием возникновения доверительного управления имуществом подопечного являются решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства и договор с управляющим. При этом учреждает доверительное управление и заключает договор с управляющим не собственник имущества (подопечный), а в его интересах — орган опеки и попечительства. Однако права и обязанности, которыми определяется статус учредителя, принадлежат собственнику. Все полученное в результате использования имущества (плоды, доходы и т.п.) управляющий обязан передать собственнику (см. коммент. к п. 4 ст. 209).

Существенные условия договора о доверительном управлении имуществом и форма такого договора установлены ст. 1016 и 1017 ГК.

4. Доверительный управляющий может совершать практически все действия (юридические и фактические), необходимые для эффективного (в интересах подопечного) управления имуществом. Ограничения его правомочий, вытекающие из существа отношений по опеке (попечительству), установлены в абз. 2 п. 1 ст. 38 ГК. Управляющий не вправе без предварительного (письменного) согласия органов опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества подопечного, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, по разделу его имущества или выделу из него доли, а также любые сделки, влекущие уменьшение его имущества. Управляющий, его супруг и их близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным (см. пп. 2 и 3 ст. 37 и коммент. к ним).

При осуществлении своих полномочий управляющий должен проявлять заботу об интересах подопечного. Несоблюдение этого требования влечет ответственность управляющего. Он возмещает убытки, причиненные утратой и повреждением имущества, и упущенную выгоду (ст. 1022 ГК).

5. Договор о доверительном управлении имуществом подопечного носит срочный характер. Его действие прекращается по общему правилу со дня прекращения опеки или попечительства (см. ст. 40 и коммент. к ней). Одностороннее досрочное расторжение договора не допускается, кроме случаев, указанных в законе (ст. 1024 ГК). К ним, в частности, относятся смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем (т.е. подопечного), смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Структура ГК РФ

На сегодняшний день ГК содержит 1551 статью, которые находятся в четырёх частях. В свою очередь части делятся на разделы, подразделы и главы. Статьи как элементарные единицы любого закона содержатся в главах.

Каждая часть кодекса посвящена большому блоку правового регулирования взаимоотношений людей, организаций, государственных и муниципальных структур. Если провести структурирование по этому принципу, то можно выделить следующие блоки функционального характера.

Основные понятия гражданского законодательства и защиты прав людей, находящихся в сфере данной юрисдикции ( и 2 главы).
Определение физических и юридических лиц, иерархия и особенности взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти РФ (главы 3, и ).
Материальные и не материальные объекты гражданских прав, в том числе жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность (глава 8). В главе 6 раскрыты основные понятия, касающиеся документарных и бездокументарных ценных бумаг, особенности прав на них, защита этих прав.

Главы 9, 9.1 и посвящены таким явлениям, как сделка, общее собрание, представительство, доверенность

Такое объединение, казалось бы, разнородных объектов гражданского права основано на их процессуальной взаимозависимости.

Главы 11 и посвящены такому важному юридическому явлению, как сроки действий в связи с отстаиванием гражданских прав. Отдельно рассматривается понятие исковой давности в связи с различными обстоятельствами.
Вещные права рассматриваются в главах 13-

В них описаны наступление и прекращение права на собственность, особенности владения и распоряжения землёй и жилищем, защита права собственности на объекты материального мира.

Главы 21-, объединённые в два раздела, посвящены обязательствам, в том числе и договорным.
Весь раздел IV части 2 (главы 30-60) посвящён регламентации отдельных видов обязательств. Сюда входят купля-продажа, мена, аренда, дарение, наём, рента, пользование, вклад, кредит и т.п.

Раздел V части 3 полностью посвящён процедуре и правилам наследования, как по завещанию, так и без него.

Авторское право на результаты интеллектуальной деятельности рассматриваются в разделе VII части 4.

Таким образом, в Гражданском кодексе Российской Федерации каждый человек может найти актуальную для себя информацию. Главное – это правильно ею воспользоваться. Не стоит забывать, что ГК РФ в некоторых сферах взаимодействия субъектов права охватывает наиболее общие моменты, специфику нужно искать в других федеральных законах и кодексах.

Другой комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация) осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству (ст. 132 Конституции, п. 4 ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 53, 64, 75 Закона РФ от 06.07.91 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» — Ведомости РСФСР, 1991, N 29, ст. 1010). Это особая функция, которая в сфере гражданско-правовых отношений определяется непосредственно в ГК (ст. 31 — 41). Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних детей определены также в Семейном кодексе (ст. 8, 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64 — 67, 71, 74, 75, 77 — 79, 121 — 125, 129, 132, 140 — 142, 145, 147, 150, 155).

При осуществлении своих функций органы опеки и попечительства принимают решения, которые являются обязательными для всех организаций и граждан.

Организация работы органов местного самоуправления в этой сфере определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 8 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы об организации работы по опеке и попечительству (например, в Москве, Архангельской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской, Тамбовской, Ярославской областях, Красноярском крае, Республике Башкортостан, Республике Чувашия и ряде других).

2. Установление опеки и попечительства, выбор формы устройства нуждающихся в этом лиц относятся к исключительной компетенции органов опеки и попечительства (см. ст. 35 и коммент. к ней). Поэтому в целях своевременного установления опеки (попечительства) п. 2 комментируемой статьи обязывает суд сообщать этим органам о вынесенном им решении о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности.

В этих же целях обязанность сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей (см. коммент. к ст. 31), возлагается ст. 122 Семейного кодекса на должностных лиц учреждений (дошкольных, образовательных, лечебных и др.) и иных граждан, которые располагают сведениями о таких детях.

Предусмотренная ст. 122 Семейного кодекса обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей, а также в интересах общества. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться с просьбой об установлении опеки (попечительства) над ребенком.

3. Назначенные опекуны (попечители) подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства. Последние осуществляют надзор за их деятельностью, который предполагает обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подопечных, исполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей, в т.ч. по управлению имуществом, а также оказание опекунам (попечителям) необходимой помощи и содействия. Порядок и формы надзора определяются с учетом особенностей каждого вида опеки или попечительства (над недееспособными, несовершеннолетними и т.д.).

Действия (бездействие) опекунов и попечителей могут быть обжалованы любым заинтересованным лицом (в т.ч. самим подопечным) в соответствующий орган опеки и попечительства. При выявлении любого неблагополучия в жизни подопечного, нарушения его интересов органы опеки и попечительства должны незамедлительно принять меры к охране его прав, а при необходимости — отстранить опекуна (попечителя) (см. ст. 39 и коммент. к ней).

Другой комментарий к статье 38 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет частный состав доверительного управления имуществом — по существу, нового для российского гражданского права института. Исходные нормы, касающиеся доверительного управления, содержатся в п. 4 ст. 209 (см. коммент. к ней). Развернутая регламентация этих отношений содержится в гл. 53 ГК (ст. 1012 — 1026). В соответствии со ст. 1026 ГК эти нормы как общие правила применяются и к доверительному управлению имуществом подопечного, учрежденному по основаниям, указанным в ст. 38 ГК, однако, с учетом особенностей правового регулирования отношений по опеке и попечительству.

2. Доверительное управление имуществом подопечного учреждается вследствие необходимости постоянно управлять этим имуществом (ст. 1026 ГК). Его объект — недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т.п.) или ценное движимое имущество (например, ценные бумаги), иначе в особом управлении нет смысла.

Объекты, находящиеся в доверительном управлении, должны быть четко обособлены от прочего имущества подопечного, равно как и от личного имущества управляющего (ст. 1018 ГК). Тем имуществом подопечного, которое не передано в доверительное управление, управляет опекун (попечитель) данного лица (п. 1 ст. 38 ГК) с соблюдением правил, установленных ст. 37 (см. коммент. к ней).

3. Основанием возникновения доверительного управления имуществом подопечного являются решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства и договор с управляющим. При этом учреждает доверительное управление и заключает договор с управляющим не собственник имущества (подопечный), а в его интересах — орган опеки и попечительства. Однако права и обязанности, которыми определяется статус учредителя, принадлежат собственнику. Все полученное в результате использования имущества (плоды, доходы и т.п.) управляющий обязан передать собственнику (см. коммент. к п. 4 ст. 209).

Существенные условия договора о доверительном управлении имуществом и форма такого договора установлены ст. 1016 и 1017 ГК.

4. Доверительный управляющий может совершать практически все действия (юридические и фактические), необходимые для эффективного (в интересах подопечного) управления имуществом. Ограничения его правомочий, вытекающие из существа отношений по опеке (попечительству), установлены в абз. 2 п. 1 ст. 38 ГК. Управляющий не вправе без предварительного (письменного) согласия органов опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества подопечного, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, по разделу его имущества или выделу из него доли, а также любые сделки, влекущие уменьшение его имущества. Управляющий, его супруг и их близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным (см. пп. 2 и 3 ст. 37 и коммент. к ним).

При осуществлении своих полномочий управляющий должен проявлять заботу об интересах подопечного. Несоблюдение этого требования влечет ответственность управляющего. Он возмещает убытки, причиненные утратой и повреждением имущества, и упущенную выгоду (ст. 1022 ГК).

5. Договор о доверительном управлении имуществом подопечного носит срочный характер. Его действие прекращается по общему правилу со дня прекращения опеки или попечительства (см. ст. 40 и коммент. к ней). Одностороннее досрочное расторжение договора не допускается, кроме случаев, указанных в законе (ст. 1024 ГК). К ним, в частности, относятся смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем (т.е. подопечного), смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).