Статья 24.4. ходатайства

Другой комментарий к статье 24.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

В отличие от конституционного, уголовного и гражданского судопроизводства, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется различными органами административной юрисдикции, в числе которых органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют не только должностные лица органов исполнительной власти, но и должностные лица иных государственных органов, наделенных отдельными исполнительно-распорядительными полномочиями, в частности при осуществлении функций государственного контроля (надзора), но не входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти; так, отдельными процессуальными полномочиями наделены должностные лица Банка России (см. п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП), должностные лица избирательных комиссий, комиссий референдума (см. абз. 1 ч. 5 ст. 28.3 КоАП), должностные лица Счетной палаты РФ — постоянно действующего органа государственного финансового контроля.

Для задач производства об административных правонарушениях характерны общие признаки и свойства, соответствующие задачам законодательства об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.2). Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством РФ, отнесенным согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе.

Под законом по смыслу данной статьи понимаются федеральные законы, а также законы субъектов РФ, в том числе и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.1).

Комментируемая статья различает процессуальные действия, предшествующие вынесению постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по указанному делу, от исполнения уже вынесенного постановления. До вынесения постановления уполномоченный орган (должностное лицо) обязан всесторонне, объективно выяснить обстоятельства дела об административном правонарушении и установить наличие или отсутствие признаков, исключающих возможность рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.2).

Следующий комментарий к статье 24.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 24.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является выяснение обстоятельств дела, отвечающее принципам всесторонности, полноты, объективности и своевременности. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.

2. Разрешение дела должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит, что постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу.

3

Важной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V настоящего Кодекса — «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

4. Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Другой комментарий к статье 19.24 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

— запрещение пребывания в определенных местах;

— запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

— запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

— запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

— обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Поднадзорное лицо обязано:

— прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

— явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

— явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

— уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам;

— уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам;

— уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

— допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных законом.

2. Субъект административного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны административное правонарушение признается совершенным умышленно.

Другой комментарий к статье 12.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения определены эксплуатационные требования, предъявляемые к механическим транспортным средствам и объектам гужевого транспорта. Применительно к данной статье под транспортным средством понимается только механическое, автомототранспортное средство (см. примечание к ст. 12.1 КоАП).

2. Меры административной ответственности за нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (см. соответственно ст. 12.5, 12.9 — 12.20 КоАП) налагаются по факту неисполнения водителями данных правил независимо от общественно опасных последствий проступка. Если следствием административного правонарушения явилось причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, деяние содержит признаки проступка, предусмотренного комментируемой статьей. См. также п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23.

КП: примечание.

Приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407 «О введении в практику Правил производства судебно-медицинских экспертиз» утратил силу в связи с изданием Приказов Минздрава РФ от 14.09.2001 N 361 «Об отмене Приказа Минздрава России от 10.12.1996 N 407», от 21.03.2003 N 119 «Об утверждении Перечня утративших силу приказов Минздрава РСФСР, Минздравмедпрома России и Минздрава России по разделу: «Организация и развитие медицинской помощи населению».

3. В соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью человека, утвержденными Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г., квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются:

— опасность вреда здоровью для жизни человека;

— длительность расстройства здоровья;

— стойкая утрата общей трудоспособности;

— утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;

— утрата зрения, речи, слуха;

— полная утрата профессиональной трудоспособности;

— прерывание беременности;

— неизгладимое обезображение лица;

— психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков; при наличии нескольких указанных признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому из них, которое соответствует большей тяжести вреда здоровью.

Признаками легкого вреда здоровью являются: кратковременное расстройство здоровья, под которым подразумевается временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше трех недель (21 день), а также незначительная стойкая утрата трудоспособности — стойкая утрата общей трудоспособности, равная 5%.

4. Причинение легкого вреда здоровью потерпевшего является следствием дорожно-транспортного происшествия (см. п. 1 комментария к ст. 12.27).

Причинение по неосторожности участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства) легкого вреда здоровью потерпевшего квалифицируется в соответствии с ч. 2 ст

12.30 КоАП.

5

Для рассматриваемого правонарушения характерно причинение водителем легкого вреда здоровью по неосторожности. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, квалифицируется в качестве преступления (ст

115 УК).

6. Потерпевший вправе требовать возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных данным административным правонарушением (см. комментарий к ст. 4.7).

7. О лицензируемых видах деятельности по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и о правовых последствиях совершения лицензиатом — индивидуальным предпринимателем административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23.

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).

Комментарий к статье 24.7. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении, а также определяет, на какой счет они относятся, как документируются.

2. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из двух частей: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам и переводчикам, включая суммы, выплачиваемые на покрытие расходов на проезд, на оплату жилых помещений и суточные, если участники производства по делу постоянно проживают в иной местности (см. комментарий к ст. ст. 25.2 — 25.4, 25.6 — 25.10); 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств (см. комментарии к ст. ст. 26.4 — 26.7).

Согласно ст. 25.14 Кодекса потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, понятому, специалисту, эксперту и переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело; труд специалиста, эксперта и переводчика также оплачивается (см. комментарий к ст. 25.14). Это осуществляется в соответствии с Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях и оплате их труда».

3. В случае совершения административного правонарушения физическим лицом издержки по делу распределяются следующим образом. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, издержки относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

4. Иное положение установлено для случаев совершения правонарушения юридическим лицом: за исключением сумм, выплаченных переводчику в связи с рассмотрением дела, все остальные издержки относятся на счет указанного юридического лица.

Данное исключение объясняется тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 24.2 Кодекса лицам, участвующим в производстве по делу и не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела, распределяются аналогично ранее изложенному правилу. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, эти суммы относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, издержки по делу распределяются в таком же порядке. Если правонарушение предусмотрено настоящим Кодексом, они относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании документов, подтверждающих наличие и размеры произведенных затрат, которые в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи относятся к издержкам. Данные документы должны быть приобщены к материалам дела.

6. Решение об указанных издержках отражается в соответствующем постановлении по делу об административном правонарушении: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 29.9 и 29.10).

7

Обращает на себя внимание разъяснение, данное в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г

N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.). Отметив, что расходы на оплату труда адвоката и иного лица в качестве защитника не отнесены к издержкам по делу, Верховный Суд РФ разъяснил, что, в случае отказа от привлечения лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к ответственности и причинения этому лицу вреда в связи с оплатой труда указанных лиц, такие расходы могут быть взысканы в судебном порядке за счет средств соответствующей казны (федеральной или субъекта РФ) на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ.

Комментарий к статье 12.24 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.

2. Квалификация правонарушения по данной статье осуществляется в том случае, если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности от шести до двадцати одного дня. Если нарушение правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия квалифицируются по ст. 264 УК.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности

4. Субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства.

Комментарий к статье 8.24. КоАП РФ:

1. Статья состоит из одной части, содержащей формальный состав административного правонарушения, которое может быть совершено только должностным лицом. Данный запрет был кардинально изменен в связи с реформой лесного законодательства: устранен состав нарушения правил выдачи разрешительных документов (лесорубного или лесного билета); обобщены наиболее абстрактным образом признаки деяния (вместо перечисления нарушений правил отвода лесосек, мест рубок и т.п.), использован оборот «нарушение порядка предоставления»; оговорено, что такое нарушение может быть совершено только в пользу граждан и юридических лиц.

Цели статьи, следовательно, расширены: она ныне предназначена для охраны порядка предоставления лесов для их использования как в целом, так и для отдельных видов работ, проводимых на лесных участках.

Сфера действия статьи распространяется на должностных лиц государственных и муниципальных органов, принимающих решения о предоставлении лесов (лесных участков) для их использования.

2. Объектами правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности, предшествующей собственно лесопользованию, т.е. состоящей в осуществлении уполномоченными должностными лицами в сфере управления использованием и охраной лесов ряда юридических действий, связанных с предоставлением лесов для их использования.

Общие требования, которые могут быть в данном случае нарушены, содержатся в ст. ст. 71 — 77 ЛК РФ.

Согласно ст. 71 ЛК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам и гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам, в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В соответствии со ст. 72 ЛК РФ арендодатель по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет арендатору лесной участок для использования его в указанных в ст. 25 ЛК РФ целях. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 43 — 46, 74. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным сельскохозяйственным регламентом. В случае надлежащего исполнения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствии со ст. 45 ЛК РФ Приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2010 г. N 28 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (РГ. 2010. 7 мая).

3. Состав административного правонарушения по данной статье предполагает как противоправное действие (нарушение процедуры предоставления лесного участка), так и бездействие (непроведение аукционов).

4. Субъективная сторона — умышленная вина.

5. Субъектами правонарушений являются должностные лица, в соответствии с нормативными правовыми актами или по занимаемому служебному положению выполняющие функции по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением лесных участков, так и без такового.

6. Дела рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий этих органов в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24, 23.24.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарий к статье 24.7 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает две группы издержек: 1) суммы, выплачиваемые свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам; 2) суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» разъяснило, что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвующего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны.

2. Вышеуказанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ разъяснило, что при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

3. Физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 настоящего Кодекса и не подлежит расширительному толкованию. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, относятся на счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации (при применении административной ответственности, установленной законом субъекта федерации).

Комментарий к ст. 24.5 КоАП

1. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

2. Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения, как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.

3. Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

4. Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства, как издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, и отмена закона, установившего административную ответственность.

5. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается разъяснение о том, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

6. По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействиям) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

7. Смерть лица, привлекаемого к административной ответственности, также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. В целях более эффективного достижения задач законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 комментируемого Кодекса, при совершении ими административных правонарушений.

9. Если производство по делу об административном правонарушении прекращается на стадии рассмотрения дела, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное постановление о прекращении дела.

Следующий комментарий к статье 24.5 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 24.5 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

2. Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения, как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.

3. Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

4. Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства, как издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, и отмена закона, установившего административную ответственность.

5. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается разъяснение о том, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

6. По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействиям) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

7. Смерть лица, привлекаемого к административной ответственности, также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. В целях более эффективного достижения задач законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 комментируемого Кодекса, при совершении ими административных правонарушений.

9. Если производство по делу об административном правонарушении прекращается на стадии рассмотрения дела, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное постановление о прекращении дела.

Другой комментарий к статье 24.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Частью 1 данной статьи определены суммы, относимые к издержкам, связанным с рассмотрением дела об административном правонарушении. К указанным издержкам не относятся суммы, выплачиваемые в виде заработной платы судье, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а также суммы, выплата которых обусловлена применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

Суммы, выплачиваемые потерпевшему при его опросе в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, также относятся к издержкам, связанным с рассмотрением указанного дела.

2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно до передачи дела на рассмотрение либо по результатам его рассмотрения. В указанных случаях выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в котором должно быть отражено решение об издержках, связанных с рассмотрением указанного дела.

3. Возмещение издержек при рассмотрении экономических споров и иных дел в арбитражном суде осуществляется в соответствии со ст. 107 — 109 АПК; судебные расходы, в том числе и издержки, обусловленные рассмотрением гражданского дела, уплачиваются в порядке, предусмотренном ст. 94 — 104 ГПК; взыскание процессуальных издержек, связанных с производством по уголовным делам, осуществляется согласно ст. 132 УПК.