Статья 207. налогового кодекса рф. налогоплательщики

Комментарий к Статье 207 НК РФ

Статья 207 НК РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

— физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п

2 ст. 11 НК РФ).

К физическим лицам, согласно терминологии НК РФ, относятся:

— граждане Российской Федерации;

— иностранные граждане;

— лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или удостоверение личности гражданина РФ; до получения этих документов — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет. Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение

Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30 процентов вместо 13 (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты (подробнее о том, как рассчитать НДФЛ с доходов нерезидентов, см. раздел «НДФЛ с доходов, выплаченных иностранцам»).

Понятие «налоговый резидент» закреплено в ст. 11 НК РФ. Так, налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Чтобы правильно определить срок пребывания человека на территории России, необходимо использовать правила, установленные ст. 6.1 НК РФ. Согласно этой статье «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало».

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается со следующего дня после его отъезда за границу.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

Федеральный закон N 137-ФЗ внес поправки в гл. 23 НК РФ. Они будут действовать с 1 января 2007 г. Статья 207 НК РФ пополнилась двумя пунктами, дающими определение налоговых резидентов. Предпринимателям напомнили, что налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения. Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Права представителей

Права резидентов РФ закреплены статьями 14 и 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  1. Открытие без ограничений в уполномоченных банках счетов (вкладов) в иноземной валюте.
  2. Юридические лица вправе рассчитываться через собственные счета, открытые в банках вне РФ.
  3. Юридические лица могут производить расчеты с физлицами-нерезидентами без применения счетов в реальных деньгах РФ по контрактам поштучной купли-продажи продукции, а также при оказании этим физическим лицам на землях РФ гостиничных, транспортных и иных услуг, предоставляемых населению.
  4. Юридические лица могут рассчитываться с гражданами-нерезидентами без применения счетов в иноземной наличной валюте и деньгах РФ за обслуживание самолетов заморских государств в аэроузлах, иностранных судов в морских и речных портах, а также при оплате нерезидентами аэропортовых, аэронавигационных и портовых сборов на землях РФ.
  5. Также юрлица могут производить без применения счетов в аккредитованных банках расчеты в иноземной наличной валюте и деньгах РФ с нерезидентами за обслуживание самолетов таких юрлиц в аэроузлах иноземных стран, судов таких юрлиц в заморских морских и речных портах, иного транспорта таких юрлиц во время его нахождения на землях иных стран, а также при оплате такими юрлицами аэропортовых, аэронавигационных, портовых пошлин и иных непреложных сборов на землях зарубежных стран, связанных с обеспечением работы таких юрлиц.
  6. Юрлица могут производить без применения банковских счетов расчеты в иноземной валюте и валюте РФ с пребывающими за границами РФ физлицами-резидентами, а также филиалами, резиденциями и иными подразделениями юрлиц, созданных согласно канонам РФ, и физлицами-нерезидентами по контрактам перевозки путников, а также расчеты в иноземной валюте и деньгах РФ с находящимися за пределами земель РФ физлицами-резидентами (нерезидентами) по соглашениям перевозки грузов, транспортируемых физлицами для семейных, частных, домашних и других нужд, не связанных с исполнением предпринимательской деятельности.
  7. Консульские учреждения, дипломатические представительства РФ и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ, а также беспрестанные представительства РФ при межправительственных или межгосударственных организациях могут исполнять расчеты в реальной валюте с сотрудниками представительств без применения банковских счетов.
  8. Юрлица-резиденты РФ могут исполнять без применения банковских счетов расчеты в иноземной наличной валюте с пребывающими за границами РФ физлицами-нерезидентами по выплате жалованья работникам консульских учреждений, дипломатических представительств РФ и иных официозных представительств РФ, размещенных за границами РФ, а также беспрестанных представительств РФ при межправительственных и межгосударственных организациях, по выплате заработка служащим представительства юрлица-резидента, пребывающего за пределами земель РФ, по оплате или возмещению издержек, связанных с командированием работников на земли страны местонахождения учреждений, представительств и организаций и за ее границы, за исключением зоны РФ.
  9. Осуществление расчетов через личные банковские счета в любой иноземной валюте с проведением (если это нужно) конверсионной сделки по курсу, согласованному с аккредитованным банком, независимо от того, в какой иноземной валюте был открыт счет.
  10. Право ознакомления с актами проверок, исполненных агентами и органами валютной ревизии.
  11. Право обжалования действия (бездействия) и решения агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  12. Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов и органов валютного контроля, в установленном законом порядке.

Перечисление НДФЛ в бюджет (ст. 226 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ установлены сроки перечисления в бюджет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом:

  • в общем случае налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;
  • в случае выплаты доходов в денежной форме – не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода;
  • в случае выплаты доходов в натуральной форме – не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.

В Постановлении ФАС СЗО от 18.01.2013 № А42-8095/2011 был рассмотрен спор о нарушении норм ст. 226 НК РФ. По мнению ИФНС, налоговым агентом было допущено необоснованное неперечисление в бюджет НДФЛ разницы между удержанным из доходов физических лиц налогом и суммой, перечисленной в бюджет. Основанием для такого вывода послужила проверка выборочным методом расчетных и платежных ведомостей, списков по перечислению средств на пластиковые карты работников, учетных регистров по счетам бухгалтерского учета.

Признавая позицию ИФНС неправомерной, ФАС указал, что наличие или отсутствие недоимки по НДФЛ должно определяться на основании первичных документов, подтверждающих обстоятельства, с возникновением которых ст. 226 НК РФ связывает возникновение обязанности по перечислению НДФЛ в отношении каждого физического лица с указанием дат выплат заработной платы либо иных доходов по каждому физическому лицу.

Примененный инспекцией выборочный метод проверки представленных налоговым агентом документов не гарантирует правильность определения налога, перечисленного по каждому работнику, поскольку в этом случае не учитываются профессиональные и иные вычеты, выплата командировочных, отпускных и другие выплаты. Поскольку в рамках выездной налоговой проверки первичные документы по НДФЛ по каждому работнику организации (налоговые карточки по учету доходов и НДФЛ по каждому физическому лицу) налоговым органом не истребовались и не исследовались, требования налоговой инспекции были отклонены.

Юридические лица — резиденты

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

  • организации, зарегистрированные в России;
  • иностранные организации в соответствии с международным договором;
  • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

Физические лица в статусе резидента


Если физлицо находится на территории России минимум 183 календарных дня в течение 12 месяцев, следующих подряд, его можно назвать резидентом РФ. Эти 183 дня необязательно должны идти последовательно. Есть исключения, когда пребывание вне страны не делает лицо нерезидентом:

  • если физическое лицо отсутствовало в стране по причинам прохождения лечения, обучения или исполнения за границей обязательств по трудовому договору;
  • если российский военнослужащий несет воинскую обязанность за границей или сотрудник органов власти в командировке за пределами РФ;
  • если международный договор устанавливает другой порядок определения резидентства, то применяется его положение, так как его юридическая сила выше.

При отсутствии в стране в течение 183 и более дней за последний год физическое лицо считается нерезидентом. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документы о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

По закону гражданство лица не имеет значения для признания резидентом. Им можно признать лицо без гражданства или иностранного гражданина. ИП получают резидентство, если уплачивают российские налоги и зарегистрированы в органах ФНС России.

Существует три вида налоговых юрисдикций:

Территориальная Право государство или отдельной территории внутри государства регулировать начисление и взыскание налогов. Налоговая юрисдикция территории внутри государства может действовать только в рамках общего законодательства. Посубъектная Право фискального органа регулировать порядок начисления и уплаты налогов для субъектов, круг которых определен действующими нормативно-правовыми актами. То есть, в некоторых случаях государство имеет право взимать налоги с физлиц и компаний независимо от места их нахождения. Смешанная В этом случае действуют правила территориальной юрисдикции с дополнением посубъектной.

Расчет резидентства

Как считать 183 дня для резидента? Вопрос о налоговом статусе физлица решается сообразно с датой получения этим лицом прибыли, с которой нужно уплатить налог. Налоговому агенту (работодателю) необходимо, к примеру, определиться: является ли на дату 10 мая 2018 года трудящийся налоговым резидентом. Ведь ему нужно знать, по какой налоговой ставке вычислять НДФЛ — 13 % или 30 %.

Для этого берется период в 12 месяцев, предшествующий дате получения прибыли. В нашем примере этот период начинается 10 мая 2017 года, а заканчивается 9 мая 2021 года. Далее нужно подсчитать число дней фактического нахождения физлица на землях РФ за это время.

При этом дни отъезда и дни въезда в РФ вводятся в дни фактического нахождения в стране. Между тем, период пребывания физлица в РФ не прекращается на периоды выезда за границы государства для скоротечного (менее 6 месяцев) врачевания или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Если же человек выезжает на каникулы, он не подпадает под эту статью и не включается в период пребывания физлица в РФ. В итоге, если дней пребывания физлица в стране набралось 183 и больше, то лицо именуют налоговым резидентом.

Варианты подтверждения статуса

Согласно тексту вышеупомянутого Приказа ФНС, статус налогового резидента РФ подтверждается соответствующим документом (форма КНД 1120008), выдаваемым уполномоченным подразделением ФНС по запросу налогоплательщика.


Форма КНД 1120008

Данный документ охватывает годичный налоговый период, либо предшествовавший обращению заявителя, либо – текущий календарный год. В последнем случае подавать запрос на выдачу подтверждения следует не ранее, чем 03.07 текущего года.

Т.о., согласно вышеозначенному Приказу, процедура получения подтверждения включает следующие этапы:

  1. Составление заявления на предоставление подтверждения налогового статуса просителя (будь то физ- или юрлицо);
  2. Направление означенного заявления налогоплательщиком, либо его законным представителем в адрес уполномоченного органа;
  3. Получение заявителем подтверждения наличия (либо справки об отсутствии) статуса по итогам рассмотрения уполномоченным органом полученного запроса.

Предельный срок рассмотрения подобных заявлений – 40 календарных дней с момента получения в ФНС. Подтверждение выдается по каждому задекларированному источнику дохода и/или объекту имущества. Форма подтверждения – бумажный, либо электронный документ.

Подтверждение (либо справка об отсутствии) рассматриваемого статуса направляется заявителю по почте или через интернет. Желаемый способ доставки указывается в заявлении.

Варианты подтверждения

Первый возможный вариант получения рассматриваемого подтверждения – подача прошения (форма 1111048) в адрес территориального отделения ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Если подтверждение требуется за текущий год, заявителю достаточно подать лишь прошение – лично, либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.


Форма 1111048

Бланк заполняется от руки печатными буквами, сведения приводятся в соответствии с экономическим статусом налогоплательщика (ИП, физ- или юрлицо) и подтверждающими это документами.

Если действие подтверждения должно охватывать период ранее трех лет, предшествовавших текущему (на момент подачи) году, то заявление также должно укомплектовываться иными документами (точный перечень зависит от конкретной ситуации, требующей наличия формы КНД 1120008):

  • Для юрлиц и ИП: банковские выписки и погашенные платежные поручения, копии налоговых деклараций, мемориальные ордера, регистры налогового учета, либо иные документы (в т.ч. устанавливающие необходимость получения рассматриваемого подтверждения);
  • Для физ. лиц: копии деклараций (по форме 3-НДФЛ) с отметками ФНС, либо иных документов, подтверждающих факты уплаты налогов по иным финансовым операциям, осуществленным за учетный период.

Второй возможный вариант – направление запроса через интернет. С начала 2021 года налогоплательщик может запросить подтверждение собственного налогового статуса онлайн – через сайт service.nalog.ru.

Для этого нужно:

  1. Зарегистрироваться на данном сайте (можно создать новую учетную запись, использовать уже имеющиеся аккаунты сайтов ФНС или Госуслуги, либо электронную подпись) и заполнить профиль пользователя;
  2. Заполнить электронную форму предоставления подтверждения, аналогичную означенной выше (в данном случае отправка каких-либо дополнительных документов заявителем не требуется);
  3. Зарегистрировать и отправить запрос.

Заявитель может отслеживать статус обработки запроса. Результат может быть направлен заявителю как в электронном виде (документ в формате PDF), так и на бумажном носителе. Общий порядок рассмотрения запроса и направления заявителю подтверждения полностью аналогичен вышеозначенному.

Комментарий к статье 207 НК РФ

Статья 207 Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
— физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п

2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

К физическим лицам, согласно терминологии Налогового кодекса РФ, относятся:
— граждане Российской Федерации;
— иностранные граждане;
— лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или удостоверение личности гражданина РФ; до получения этих документов — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет. Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение

Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30 процентов вместо 13 (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты (подробнее о том, как рассчитать НДФЛ с доходов нерезидентов, см. раздел «НДФЛ с доходов, выплаченных иностранцам»).

Понятие «налоговый резидент» закреплено в статье 11 Налогового кодекса РФ. Так, налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Чтобы правильно определить срок пребывания человека на территории России, необходимо использовать правила, установленные статьей 6.1 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало».

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается со следующего дня после его отъезда за границу.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

Федеральный закон N 137-ФЗ внес поправки в главу 23 Налогового кодекса РФ. Они будут действовать с 1 января 2007 года. Статья 207 Налогового кодекса РФ пополнилась двумя пунктами, дающими определение налоговых резидентов. Предпринимателям напомнили, что налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения. Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.