Особенности рассмотрения дела об административном правонарушении в суде: сроки, подсудность, порядок и сама процедура

Содержание

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:

1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Правовое регулирование

Общие принципы судебного производства устанавливаются законодательством «О судебной системе в России». Основное же правовое регулирование этой категории дел производится посредством применения норм КоАП. Он устанавливает главные процессуальные правила, виды санкций, составы правонарушений, а также иные моменты, имеющие значение для судебного разбирательства.

Порядок привлечения предпринимателей к административной ответственности определяются АПК России (ст. 202)

При возникновении противоречий, следует обратить внимание на п. 18 Постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 года №11

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу.  Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов

Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение

Замечание 4

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Продление

Как уже было сказано, при определенных обстоятельствах можно продлить срок изучения правонарушений административного характера. Эта мера на практике встречается не слишком часто.

Продление срока рассмотрения дела об административном нарушении в России по установленным законам осуществляется расследующим органом или судом. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Какие именно?

Например:

  1. Продление имеет место, если участники дела подают ходатайство о пересмотре нарушения. Это весьма распространенный сценарий, по которому могут развиваться события.
  2. При необходимости дополнительного расследования или изучения новых обстоятельств. Если установленные ранее сроки не соблюдаются, то суд или рассматривающий нарушение орган имеет право на дополнительное расследование.

Судья или изучающий дело орган имеет право на продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении на тот или иной период. Если того потребует ситуация и обстоятельства. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении может быть продлен не больше, чем на 1 месяц. Для данного события требуется вынесение мотивированного определения.

Последствия пропуска срока

Любое нарушение процессуальных сроков является основанием для подачи жалобы участниками процесса. Последствия рассмотрения жалобы могут существенно отличаться в следующих случаях:

  • при нарушении сроков составления протокола, документ может быть отменен вышестоящим должностным лицом или судом;
  • если судебное постановление было вынесено с нарушением двух- или трехмесячного срока, оно подлежит отмене вышестоящей инстанцией или возвращению для повторного рассмотрения (если не истек общий срок привлечения к ответственности);
  • если нарушение периода для разбирательства привело к пропуску срока давности по КоАП РФ, дело подлежит прекращению без возможности продления или восстановления.

Прекращение дел в связи с истечением срока давности является законным вариантом защиты. При затягивании времени на оформление протокола имеет значение момент обнаружения проступка, так как именно с этой даты происходит исчисление всех сроков.

Однако возможна и обратная ситуация – если проступок был выявлен спустя значительный период времени, фактическое привлечение к ответственности может состояться спустя годы после нарушения.

Глава 29 — другие статьи

  • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
  • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
  • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
  • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
  • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
  • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
  • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
  • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи

Вопросы, решаемые на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении

На этапе собственно рассмотрения дела об административном правонарушении решаются следующие вопросы:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • в ряде случаев выносится определение об отложении рассмотрения дела

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Сроки рассмотрения

Чтобы понимать, как именно протекает данный процесс, необходимо разобраться с характерными для него сроками. Так, рассмотрение дела об административном нарушении осуществляется в течение 15 дней с того момента, как должностное лицо или конкретный государственный орган получили протокол, по нему составленный, а также другие материалы.

Рассмотрение дела об административном нарушении осуществляется в течение 15 дней

При условии, что от участников данного производственного процесса поступали какие-либо ходатайства, или же потребовалось дополнительное время на выяснение некоторых обстоятельств, указанный выше срок может быть продлен тем же должностным лицом, органом и т.п., которое данное дело рассматривает. Длительность дополнительно дающегося времени составляет ровно месяц.

Продление можно осуществить только при условии вынесения мотивированного определения, в котором будет подробно объяснено, зачем увеличивать изначально установленный законодательно срок.

Дело, которое подразумевает наложение административного ареста, должно рассматриваться в тот же день, когда был получен протокол об административном правонарушении и иные материалы. Дело, касающееся задержанного в административном порядке гражданина, не может быть рассмотрено позднее 48 часов с момента задержания.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности

Статья 30.1 КоАП РФ указывает на право лица обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности. Так, постановление обжалуется:

  • если вынесено судом — в вышестоящем суде;
  • если вынесено коллегиальным органом — в районном или городском суде;
  • если вынесено должностным лицом, то в вышестоящий орган или в суд;
  • если вынесено иным органом, то в районный суд.

Жалоба подаётся в орган, который вынес постановление, а он, в свою очередь, в трёхдневный срок передаёт материалы дела по подведомственности или подсудности (статья 30.2 КоАП РФ). Если постановление предполагало арест или выдворение, подавать жалобу нужно сразу в вышестоящий суд (пункт 2 статьи 30.2 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с КоАП РФ, а также при рассмотрении дел в отношении юр. лиц АПК РФ. Законодатель чётко определил порядок рассмотрения таких дел, а также обжалование их результата в зависимости от практических особенностей и обстоятельств. Данные дела имеют ряд особенностей, отличающих их от уголовных, так как такие правонарушения хоть и обладают общественной опасностью, но представляются менее тяжкими.

Заменить штраф на предупреждение — что подразумевает замена административного штрафа на предупреждение?

Предупреждение — нематериальное административное наказание, которое выражается в письменной форме, согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ.

Если у вас получилось заменить штраф на предупреждение, это не означает, что вы сможете продолжить работу, как ни в чем не бывало. Юридическое лицо или ИП хоть и освобождается от материальной ответственности, но выявленные нарушения подлежат немедленному исправлению. Постановление выносится немедленно, после рассмотрения дела.

ЕСЛИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Давайте разберемся, на что необходимо обратить внимание, получив предупреждение от проверяющих органов и какой порядок его исполнения. А также, что будет за его неисполнение

Как правило, по результатам контрольных мероприятий органами государственного и муниципального контроля компаниям вручаются обязательные для исполнения предписания (постановления, решения или представления), невыполнение которых также влечет административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.

Поэтому, в случае неисполнения предупреждения, велика вероятность того, что проверяющий наложит на вас штраф не только по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предупреждения, но и за само правонарушение.

Также это может служит основанием при выборе вилки штрафа назначить наибольший размер штрафа. Таким образом, если вилка 30-100 тысяч рублей, то назначить 100 тыс.

В КАКОЙ СРОК ИСПОЛНЯТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?

Срок устранения нарушений должен быть предусмотрен в самом решении проверяющего органа. Если этот срок нереальный для того, чтобы устранить все выявленные нарушения, вы должны при ознакомлении с документом написать свои возражения относительно сроков исполнения.

ЕСЛИ ИСПОЛНИЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧАСТИЧНО?

Когда решение проверяющего органа исполнено частично (не в полном объеме). Это не освобождает предпринимателя от ответственности.

Иными словами, частичное исполнение предпринимателем вынесенного ему предупреждения не освобождает его от административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕИСПОЛНИЛИ В СРОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Шансов очень мало, поэтому так делать мы не рекомендуем, но в исключительных случаях и этого штрафа можно избежать.

Состав правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место только в том случае, когда невыполненное предписание отвечает следующим требованиям:

Законность.

Решение должно быть законным. Для этого необходимо:

1) наличие доказательств несоблюдения предпринимателем действующего законодательства;

2) наличие полномочий у проверяющего органа на вынесение решения;

3) соблюдение порядка вынесения предписания.

Законность Вам доказывать не нужно, это делает проверяющий орган.

Проверяющие, принуждая предпринимателя к конкретному поведению, в своем решении должны ясно определить свои требования, сформировать у предпринимателя четкое представление относительно того, что необходимо сделать и в какой срок.

Решение должно быть исполнимым. Для этого необходимо:

1) предприниматель должен своевременно быть извещен о содержании вынесенного решения;

2) решение должно содержать недвусмысленные и четкие формулировки;

3) у предпринимателя должна быть реальная возможность для устранения в установленный срок выявленное нарушение.

Вы можете согласно ст. 24.5 КоАП РФ прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.

Срок давности привлечения предпринимателя к ответственности за совершение правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

При наличии доказательств, отсутствующих в материалах дела, подготовьте ходатайство об истребовании.

К доказательствам относят:

  • записи видеокамер;
  • свидетельства очевидцев и т.д.

Шаг 3. Приходите в суд заблаговременно.

Перед началом заседания отключите телефон. Предоставьте секретарю паспорт и доверенность при представлении интересов ответчика.

На заседании ведите себя корректно:

  1. Обращайтесь к суду «уважаемый суд» или «ваша честь». Все другие обращения будут восприниматься, как неуважение.
  2. Пререкаться в суде недопустимо. За это могут оштрафовать.
  3. Не вмешивайтесь в действия любого из участников заседания, в том числе судьи.
  4. Не мешайте ходу дела.
  5. Исполняйте все требования судьи.

Порядок рассмотрения предполагает выслушивание аргументов и доказательств сторон, оценка их судом и вынесение Постановления.

Если вы не можете получить необходимые доказательства, можно ходатайствовать в суде об их истребовании. Суд может как отказать, так и удовлетворить в ходатайстве. Чтобы не проиграть дело, обратитесь за помощью к адвокату.

Как убедить судью смягчить наказание

У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.

Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.

Особенности административных дел

В целом, принципы любого судопроизводства совпадают. Но ряд особенностей присущ административному разбирательству:

  • допускается требовать рассмотрения дела по месту жительства (пункт 1 статьи 29.5 КоАП РФ), а не по месту совершения;
  • процесс занимает, как правило, меньше времени. Срок составит до двух месяцев и до трёх, если дело передаётся в суд;
  • дела в отношении юридических лиц и ИП рассматриваются Арбитражными судами, но основываются на протоколах, фиксирующих нарушения должностными лицами. Должностное лицо при таких обстоятельствах подаёт заявление в Арбитражный суд (статья 203 АПК РФ).

Лица, которые ведут экономическую деятельность, например, организации и ИП, привлекаются к ответственности как с учётом норм КоАП РФ, так и с учётом норм АПК РФ. Судебное разбирательство проводится в соответствии с правилами, установленными статьёй 205 АПК РФ.

Рассмотрение жалобы по делу

При условии, что вы не согласны с результатами рассмотрения дела упомянутой нами категории, имеется законная возможность подать на них жалобу. Согласно действующим правилам, подача данного оспаривающего документа должна быть осуществлена в течение десяти суток с того момента, как несогласное лицо получило копию постановления.

Обжаловать неудовлетворительное для вас решение можно

Если так получилось, что данный срок был пропущен, вы сможете его восстановить, подав ходатайство соответствующего содержания, одновременно приложив к нему составленную ранее жалобу.

При условии, что вы претендуете на обжалование постановления, которое было вынесено ранее мировым судьей, ходатайство по поводу повторного предоставления вам срока на обжалование должен рассматривать глава районного суда. Если же подача жалобы осуществляется на постановление районного судьи, тогда ходатайство вы должны подать в суд вышестоящий, то есть:

  • краевой;
  • областной и т.д.

Что касается самой жалобы, то она может подаваться как должностному лицу, которое постановление, с которым вы, собственно, не согласны, и вынесло, либо также вышестоящему субъекту, имеющему полномочия по ее рассмотрению.

Выплаты государственной пошлины в данном случае не требуется

Не знал о штрафе — нет наказания в двойном размере: разъяснение Верховного суда

Если причина, по которой автовладелец не получил по почте штраф, от него не зависит, то и наказания за неоплату штрафа у него быть не может

Казалось бы, прописная истина, но по некоторым причинам суды не всегда обращают на нее внимание, приходится Верховному суду (ВС) делать это за них. Рассмотрим новое решение ВС по объяснению практических моментов, связанных с насущной проблемой

На сегодняшний день существует большое количество штрафов, которые могут быть зафиксированы камерами фото- и видеофиксации, работающими в автоматическом режиме: это и превышение скоростного режима, и выезд за стоп-линию, и выезд на перекресток при заторе, и движение по обочине и так далее. А значит, уведомление о штрафе Госавтоинспекция пришлет автомобилисту в формате «письма счастья» на почту, а оттуда неприятное уведомление положит в почтовый ящик уже Почта России.

Иногда уведомление нарушителям не приходит, и водитель мало того что остается не информированным о наличии у него неоплаченного штрафа, так против него еще заводят дополнительное административное дело за не оплаченный в установленные сроки законно выписанный штраф. В таком случае решение о наложении принудительного денежного взыскания выносится органами ГИБДД, после чего нарушителю отправляют постановление почтой. Если гражданин не живет по месту официальной регистрации, то ситуация может в таком случае значительно ухудшиться, но об этом мы расскажем ниже, а сейчас — о рассмотренном Верховным судом деле.

Предыстория здесь такова: некоему гражданину выписали штраф за остановку в неположенном месте в размере 3 тысяч рублей, не забыв при этом отправить копию постановления по почте заказным письмом. Однако с почтой что-то пошло не так, и об этом штрафе гражданин узнал лишь спустя шесть месяцев, когда его вызвали в суд для рассмотрения дела по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ*

*Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В итоге органы ГИБДД составили в отношении водителя, не оплатившего штраф в установленный законом срок, административный протокол в соответствии с вышеупомянутой статьей КоАП, наказав водителя уже на 6 тысяч рублей и направив материалы дела в суд. Именно по этой причине автомобилист и узнал о «висящем» штрафе, когда был вызван в суд для рассмотрения дела по части 1 статьи 20.25, предусматривающей ответственность за несвоевременную уплату штрафа.

В мировом суде автомобилист честно заявил, что не мог обжаловать штраф и оплатить его по причине того, что попросту не знал о его существовании, попросив судью помочь в получении копии уведомления о вручении почтового отправления, что последний и сделал, направив соответствующий запрос, но ответа на него не получив.

И тем не менее судом было принято решение о привлечении гражданина к ответственности и назначении ему штраф в двойном размере — 6 тысяч рублей. Суд исходил из того, что копия постановления была направлена заказным письмом и получена адресатом.

Напомним, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Обжалование в районном суде не заставило себя долго ждать. Следующим судом, в котором попытался восстановить справедливость автомобилист, был районный суд. Был произведен так называемый розыск потерявшегося письма, который запросил районный суд. Ответ почтового отделения был следующим:

Удивительно, но даже несмотря на то, что реальное вручение получателю уведомления оказалось под очень большим вопросом, районный суд оставил решение мирового судьи в силе. Лишь пояснил, что «в данном ответе не указано конкретное лицо, допустившее нарушение, отсутствуют ссылки на обстоятельства, при которых органом связи было установлено и исследовано допущенное сотрудником нарушение порядка вручения заказного письма, а также документы, подтверждающие выявленное нарушение».

Выводы нижестоящих судов поддержала и кассационная инстанция.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судьей, то оно рассматривается в двухмесячный срок со дня получения данным судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Срок обращения

Пожалуй, все возможные расклады были изучены. На самом деле все не так уж и трудно! Если хорошо разбираться в законах РФ, можно с точностью сказать, сколько будет отведено на изучение того или иного нарушения административного характера.

Обратите особое внимание на срок, когда вы можете обратиться в суд после правонарушения. В течение какого времени можно привлечь виновного к ответственности?. Существуют разные случаи

Все зависит от обстоятельств. На сегодняшний день следует опираться на то, что срок давности рассмотрения дела об административном нарушении оставляет:

Существуют разные случаи. Все зависит от обстоятельств. На сегодняшний день следует опираться на то, что срок давности рассмотрения дела об административном нарушении оставляет:

  • 2 месяца при большинстве нарушений;
  • 1 год — если в виде наказания полагается дисквалификация или если нарушение длящееся.

Исчисление оного начинается либо с момента получения ходатайств на пересмотр нарушений, либо при наличии протокола о возбуждении дела, либо с момента непосредственного совершения преступления.

Соответственно, по установленным на сегодняшний день правилам срок рассмотрения дела об административном правонарушении (12.8 статья, например) составляет 12 месяцев. Ничего трудного для понимания нет. Достаточно просто классифицировать совершенное деяние.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.

В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:

  1. Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
  2. Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
  3. Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
  4. Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
  5. Разъяснение правомочий участникам процесса.
  6. Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.

В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:

  • Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика – если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
  • Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
  • Дело должно быть передано в другое ведомство.

При дальнейшем разбирательстве дела зачитывается протокол, освещаются другие материалы, фигуранты дают свои объяснения, опрашиваются свидетели по делу, оглашаются результаты экспертиз и мнения специалистов. Если в заседании принимает участие прокурор, то он также зачитывает свое заключение.

По итогам разбирательства выносится постановление и составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, который подписывают председательствующий судья и секретарь заседания.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.