Сколько должен читать ребёнок в 6 лет

Содержание

«Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное», Павел Палагин

Книга-тренажер, позволяющий каждому освоить скорочтение с помощью комплексной методики с запоминанием и хорошей концентрации при чтении. Это попытка автора уравнять быстроту изменения мира и скорость вашего мышления для познания нововведений в нашем мире.

Вы последовательно узнаете, в каких сферах скорочтение пригодится больше всего, узнаете об основных ошибках, которые совершает большинство людей при чтении, пройдете тест на предрасположенность к скорочтению и начнете его системно осваивать. Издание основано на проверенных техниках и методах, которые используются автором на занятиях и курсах по скорочтению вот уже 10 лет, с 2009 года. Купить книгу!

Две составляющие процесса чтения

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Ключевые навыки для высокой скорости чтения

Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:

способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.

Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.

Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

  • «жужжащее чтение» — чтение вполголоса в течение 5 минут в начале каждого урока;
  • «письмо в бутылке» — чтение текста, «поврежденного водой», то есть специально подготовленного текста, в котором некоторые буквы или слоги отсутствуют;
  • «вычеркивание» — вычеркивание в течение 3 минут заданных букв из текста или списка слов;
  • «найди слово» — поиск заданного слова в тексте или списке слов;
  • «тарабарская грамота» — чтение текста, где отдельные буквы написаны «вверх ногами», или горизонтально, или другим цветом/шрифтом, или зачеркнуты и т.п.

Читайте подробнее: 10 приемов для тренировки техники чтения.

Полезны и обычные игры-головоломки типа «Эрудита» или филворда.

Кому полезно скорочтение?

Скорочтение – это не самоцель, это инструмент, который помогает осваивать материал. Ведь, по сути дела, с какой скоростью вы читаете, не представляет особого интереса. Исключение: проверка техники чтения в школе  — вот здесь идет конкретное соревнование в скорости среди учеников и оценка этой скорости, нередко и с конкретной отметкой в журнале. Вообще, интерес представляет, насколько быстро и качественно вы выдаете конечные результаты при работе с текстовыми материалами, например, можете написать отзыв на книгу или реферат по проблеме, освященной в нескольких источниках.

Итак, кому же может быть полезно скорочтение.

Школьникам. Детям-школьникам особенно полезным скорочтение становится тогда, когда чтение материала является лишь малой частью задания. Так, если на уроке дети получают задание прочитать параграф и ответить по нему на поставленные вопросы, то тот, кто медленно читает, просто не «дойдет» до ответов на вопросы, потратив все время на чтение.

Студентам. У студентов жизнь насыщенная не только в учебном плане)))))) А учебный план содержит ряд предметов, которые требуют именно чтения множества материалов.  Даже студенты технических специальностей изучают историю,  философию, культурологию, которые весьма многословны. Кроме того, сейчас наряду с очным и заочным популярна и дистанционная форма обучения, где на самостоятельное изучение дается большая часть материала в текстовой форме. Поэтому быстрое чтение и ориентация в тексте будут хорошими помощниками для постигающих «гранит науки».

Преподавателям. Продолжаем ученый ряд))))) С чтением книг по своей специальности все понятно – преподавателям это тоже актуально. Но преподавателям в силу своей профессии постоянно приходится перерабатывать студенческие рефераты, курсовые, дипломы. И смысла перечитывать каждую работу, конечно, нет, гораздо эффективнее оценить ее в режиме скорочтения.

Специалистам, загруженным текстовой информацией. Это актуально для всех специалистов, от которых ждут результат

Ведь неважно, сколько ты прочитал за день актов, аннотаций,  руководящих указаний, технических описаний, договоров и т.д., важно, что ты нашел ответы на поставленные вопросы, выдал результат.

Пенсионерам. С возрастом человек начинает испытывать проблемы с памятью, мышлением

Обучение скорочтению – это один из вариантов  тренировки головного мозга, помогающего сохранить трезвое мышление и отличную память на долгие годы.

И всем-всем-всем! Информация в современный век нам доступна как никогда. Собираем в интернете отзывы: о больницах и роддома, садиках и школах, странах и отелях. Читаем спецлитературу по профессии, художественную для души. Учимся через интернет: слушаем  преподаватели не лично, а изучаем текстовый вариант его лекций. Вариантов для экспериментов со скоростью чтения – масса.

Как мы читаем учебник по ядерной физике? Женская интуиция подскажет, как правильно прочитать данное «увлекательное произведение»: мы пролистнём несколько страниц, рассмотрим картинки, наш взгляд уловит пару строчек, через несколько секунд мы благополучно закроем книгу. «Там что-то сложное и очень умное» — да, мы будем правы, мы ознакомились с ядерной физикой ровно настолько, насколько нам это было нужно в данный момент. Конечно, если нам завтра сдавать по ней экзамен, то наш интерес к ней будет более продолжительным….

Чтение книги ежедневно и понемногу

Встречается среди любителей чтения и такое мнение, что в день нужно читать 30 минут. Оптимальность такого метода объясняется следующим:

1)   Внимание на протяжении короткого времени остается достаточно сфокусированным, что не позволяет упустить важные моменты, которые описаны в книге, и сделать для себя правильные выводы. 2)   Это время за день всегда может найти любой человек, даже очень занятой

Например, вполне можно читать книгу перед сном, уделив процессу 30 минут

2)   Это время за день всегда может найти любой человек, даже очень занятой. Например, вполне можно читать книгу перед сном, уделив процессу 30 минут.

3)  За такой промежуток времени можно почерпнуть из книги небольшую порцию информации и тщательно «переварить» ее. Потом легче будет воспринимать следующую поданную автором информацию.

4)   Читая каждый день по 30 минут, можно прочитать за год не менее 20-ти книг, которые могут дать нужную информацию и изменить вашу жизнь к лучшему.

Такой совет, конечно, носит рекомендательный характер – каждый решает сам для себя, сколько он хочет и главное, сколько сможет осилить страниц в день

Здесь важно помнить, что не следует читать одновременно несколько книг – надо закончить одну, сделать небольшой перерыв, а потом начать следующее произведение. Только так чтение книги будет продуктивным, позволит уяснить главную мысль и сделать правильные выводы

! Подробная информация по телефону: +7 (499) 136 27 60

Как узнать свою скорость чтения?

Любят люди выдумывать себе нормы и правила, измерят все количественно. Вот и для измерения скорости чтения есть несколько способов.

Простой способ. Для определения скорости чтения нужно  засечь минуту и начать читать текст. Закончив чтение,  нужно  посчитать количество слов в прочитанном тексте. Помните, как в школе нам проверяли технику чтения песочными часами? А потом задавали вопросы по тексту, чтобы узнать, что мы поняли? Только в данном случае никто не проверит, насколько хорошо был понят текст.

Современный способ. Сейчас на просторах интернета можно найти специальные тесты для проверки скорочтения, которые измерят скорость чтения и проанализируют ваше понимание прочитанного,  автоматические посчитают прочитанные  слова и укажут процент усвоение текста.

Ю-мамский вариант. Если за дневной сон ребенка вы успеваете прочесть на  сайте новости,  свежие публикации, приготовить ужин по новому рецепту от миссис Памкин, пообщаться на форуме, прибраться в квартире и сесть за изучение книжных обзоров, чтобы выбрать новинку для вечернего чтения….. то.. можете не считать слова и не засекать время – у вас все хорошо со скоростью чтения, и, вообще, со скоростью все хорошо))))))

Скорочтение для взрослых: топ книг, которые помогут научиться быстро читать

Если скорочтение для взрослых серьезно заинтересовало читателя, предлагаем ему ознакомиться со следующей литературой на данную тематику:

«Скорочтение» Марата Зиганова. Этот источник информации о скорочтении многие считают лучшим. Что неудивительно, ведь в книге содержится множество упражнений и рекомендаций, а сам подход к обучению достаточно оригинальный.

  • «Быстрое чтение» Эбби Маркс-Билла. Книга расскажет о различных техниках скорочтения, из которых каждый читатель сможет выбрать что-нибудь по своему вкусу. После каждой главы размещены упражнения, которые позволят тут же на практике применить только что усвоенные теоретические знания.
  • «Скрытые ресурсы мозга» Христиана Грюнинга. Это произведение поможет развить и скорочтение, и внимательность одинаково хорошо. Читатель по окончании ознакомления с книжкой сможет не просто молниеносно усваивать информацию, но и делать это максимально качественно.
  • «Техника быстрого чтения» Олега Андреева. Прочитав этот труд, человек сможет осваивать по нескольку книг за кратчайшее время. Подобного удивительного эффекта получится достигнуть благодаря методикам, многократно проверенным на практике.
  • «Учебник быстрого чтения» Тони Бьюзен. Он станет настоящей находкой для желающих развить периферическое зрение. Установить связь между зрением и соответствующими участками мозга – задача реальная, но требующая некоторых усилий. И книжка позволит найти кратчайший путь к решению такой задачи.


После ознакомление с некоторыми учебниками, скорочтение станет обыденной вещью

Первые курсы по скорочтению были открыты в Америке еще в 50-х годах прошлого столетия. Прошли десятилетия, но данный навык все так же актуален. Пожалуй, даже более актуален, ведь прогресс не стоит на месте и снабжает нас новым массивом информации. Надеемся, что приведенные советы помогут в его освоении.

Проверка в домашних условиях

При желании родители могут проверить уровень чтения ребёнка самостоятельно дома. Для методики потребуется секундомер на 1–2 минуты. Во многих телефонах установлен таймер. Подойдут также песочные часы, но у них есть существенный минус — дети отвлекаются на песок, подглядывают и подсчитывают количество оставшихся песчинок. Лучше, если ребёнок не будет видеть секундомер.

Для проверки техники чтения подготавливают незнакомый для ребёнка текст. Он должен быть простым для понимания и интересным. Обязательно содержать короткие предложения, без обилия запятых, двоеточий и т. д. Желательно, чтобы в рассказе не было картинок и диалогов, иначе фокус внимания будет перескакивать. Весь контекст размещают на одной странице.

Перед чтением настраивают ребёнка на спокойное состояние, стараются, чтобы он меньше переживал и нервничал. Не следует исправлять ошибки в процессе чтения (их нужно отметить). По завершении необходимо узнать, насколько осмысленно прочитанное ребёнком. Для этого подготавливают заранее список вопросов по контексту.

Обучение чтению – рекомендации специалистов

Важно учитывать особенности детского интеллекта, чтобы понять, когда можно приступать к обучению чтению. Ограничивающим фактором является возраст – специалисты не рекомендуют начинать обучение детей, если ребенок младше 5 лет

Это обусловлено особенностями развития детской психики: она просто не готова для восприятия текстовой информации в более раннем возрасте. Помимо этого, стоит учесть лексические навыки, которыми должен обладать малыш для того, чтобы приступить к занятиям:

  • уметь составлять предложения, рассказывать;
  • обладать связанной и понятной речью без логопедических дефектов;
  • сохранять концентрацию внимания (возможность определенное время заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь от него);
  • уметь пересказывать увиденное, делиться впечатлениями.

Если развитие и возраст соответствуют рекомендациям, то можно приступать к занятиям

Важно выбрать правильную методику обучения, программа должна быть выстроена последовательно

Первостепенно ребенок должен изучить буквы и соответствующие им звуки, затем начать изучать слоги. Освоив слоговое чтение, плавно перейти к чтению слов целиком, фраз, а затем уже и предложений

Если уделить недостаточное внимание любому из этих периодов, то впоследствии это может привести к трудностям, например, упустив звуковой этап, у малыша не будет получаться делать фонетический разбор слова. Также неправильный подход к обучению влечет за собой трудный переход к беглому чтению

Изучать грамоту можно и дома, но лучше доверить обучение ребенка чтению центрам дополнительного образования. Это позволит получить комплексный подход к занятиям под руководством профессионалов, подготовит к обучению в начальной школе.

Помните, что навыки чтения можно развить и улучшить. Интерес к литературе привить гораздо сложнее, но усилия родителей и педагогов стоят того, чтобы ребенок полюбил книги.

Техника чтения. Нормы 1-4 класс.

Опубликовано: Октябрь – 9 – 2012

Так как многие родители упорно не желают понимать, в чем смысл проверки техники чтения в начальной школе (1-4 классы), я сдаюсь и публикую нормы чтения. Вместе с тем прошу внимательно прочитать не только количественную норму слов в минуту, но и мои пояснения как в таблице, так и под ней.

Нормы скорости чтения 1-4 класс*)

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

 не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

2 кл.

3 кл.

4 кл.

 на 2 ->   менее 70 (100) слов в минуту на 3 ->   70-88  (100-115) слов на 4 ->   89-94  (116-124) слова на 5 ->   от 95  (125) слов

*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать  по слогам.

2 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

– чтнение по слогам или слово полностью,

– наличие ошибок при чтении,

– количество слов в минуту,

– выразительность,

– осознанность.

 можно кликнуть для увеличения

  Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.   То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения.  Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком.  Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен )   Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.   Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.   Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия.  Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Моих читателей интересует:

<font>с вами Школа XXI век</font>Горячая информация, литературное чтение

Минимум дважды в течение учебного года ваш ребенок будет проходить проверку техники чтения. Для того чтобы правильно оценить скорость чтения, ФГОС разработаны специальные нормативы для учеников 1–4 классов, которые предусматривают, сколько слов в минуту должен прочитать школьник. Понятное дело, в первом классе норматив минимальный, а к окончанию младшей школы ребенок должен читать со скоростью 120 слов в минуту. Кстати, этот показатель близок к скорости речи. А именно к этому критерию и нужно стремиться: то есть, читать также быстро, как и говорить.

Как проводить проверку дома?

Технология проверки техники чтения на дому:

Выбрать подходящее время. Школьник должен быть в хорошем настроении и нормально себя чувствовать. Устранить все отвлекающие факторы:  телевизор, компьютер, мобильный телефон. Приготовить все необходимое: секундомер (или часы с секундной стрелкой) и книжку. Усадить сына или дочку за стол, положить перед глазами книгу. Сесть рядом и взять в руки секундомер. Сказать «Начали». В этот момент ребенок начинает читать

Следить за временем и в это же время внимательно слушать, обращая внимание на выразительность и возможные ошибки. Сказать «Стоп», когда секундомер отсчитает ровно минуту

В этот момент читать прекращаем. Перейти к оценке результатов.

При оценке учитываются следующие параметры:

  • скорость;
  • понимание;
  • выразительность;
  • правильность.

Курсы скорочтения

Представленные выше упражнения рассчитаны на самостоятельное обучение скорочтению. Если самодисциплина у вас хромает, подумайте над тем, чтобы записаться на специальные курсы. Под руководством опытного тренера процесс будет идти в разы быстрее. Он и ошибки исправит, и советом поделится, и поможет не потерять мотивацию.

Сегодня в каждом большом городе есть курсы скорочтения, где вы можете заниматься в группах и индивидуально. Если не хотите тратить время на дорогу туда и обратно, советую присмотреться к онлайн-курсам. Они, помимо всего прочего, еще и дешевле.

Скорочтение – Викиум

Скорочтение – курс на популярной платформе для развития мозга. Он состоит из 21 занятия, которые включают в себя теоретическую информацию и отработку упражнений на специальных тренажерах.

Курс поможет вам:

научиться включать концентрацию на максимум;
развить навык эффективного управления вниманием;
улучшить восприятие прочитанного материала;
увеличить объем памяти;
и, конечно, увеличить скорость чтения в несколько раз.

Стоимость курса – 1 490 руб.

Эффективное чтение – Advance

Курс Эффективное чтение разработан специалистами известного на всю Россию центра образовательных технологий Advance. Центр славится своими авторскими методиками эффективного обучения, основанными на инновационных разработках в области педагогики, психологии и нейрофизиологии.

Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 80–120 минут. В ходе обучения упор делается на развитие концентрации внимания, синхронизацию работы двух полушарий мозга, тренировку памяти, пополнение словарного запаса. Вишенкой на торте является работа над чтением вслух и развитием дикции.

Стоимость обучения – 14 900 руб. Пробный урок можно пройти бесплатно.

Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – 4brain

Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – курс, разработанный командой сервиса 4brain. Он создан специально для людей, которые взаимодействуют с большими объемами текстовой информации. Ну и для тех, кто стремится к постоянному развитию и росту.

Как проходит обучение:

  1. Вы проходите специальный тест, который распознает все факторы, тормозящие процесс чтения.
  2. В соответствии с результатами теста программа составляет для вас индивидуальную программу обучения.
  3. Каждый день вам будет предложено пройти несколько заданий на развитие навыка быстрого чтения. Они займут 20–30 минут.
  4. В ходе обучения вам также нужно будет проходить промежуточные тесты, чтобы оценить динамику и при необходимости скорректировать программу.
  5. В конце вам предстоит пройти большой финальный тест. На него будет выделено несколько дней.

Общая продолжительность курса – 4 недели. По окончании выдается диплом, в котором будут указаны результаты финального теста. Стоимость обучения – 1 990 руб. После оплаты у вас будет неделя, чтобы протестировать курс. Если вы пройдете не более двух занятий и решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

Больше обучающих программ ищите в нашей подборке онлайн-курсов по скорочтению.

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Для проверки скорости чтения не подойдет любая литература, которая оказалась в данный момент под рукой. Прежде всего, нужно учесть степень подготовки ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или фрагменты художественной литературы, которую ребенок просто не поймет в силу своего возраста. Но и любимую, зачитанную «до дыр» книжку тоже не стоит брать в качестве пособия для проверки – ребенок и так знает ее наизусть. Для более старших учеников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по подбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть незнакомым, но понятным.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Без иллюстраций.
  • Не содержать сложных слов.
  • Помещаться на странице.
  • Шрифт – крупный и разборчивый.

Нормы скорости чтения

Теперь, когда мы разобрались с параметрами, влияющими на скорость чтения, необходимо выяснить оптимальные показатели. Мы не будем брать за пример конкретные модели, с разными скоростями вращения шпинделя и другими характеристиками, а лишь уточним, какие должны быть показатели для комфортной работы за компьютером.

В учет брать следует еще и то, что объем всех файлов разный, поэтому и быстродействие будет отличаться. Рассмотрим два самых популярных варианта. Файлы, объемом более 500 МБ должны читаться со скоростью от 150 МБ/c, тогда она считается более чем приемлемой. Системные же файлы обычно не занимают более 8 КБ места на дисковом пространстве, поэтому приемлемый показатель чтения для них будет 1 МБ/с.

🧠 Чем чтение полезно для мозга

Формирует нейронные связи

Нейробиологи давно выделяют несколько видов интеллекта и даже фиксируют различия с помощью электроэнцефалограммы: человеку надевают датчики и предлагают выполнить задания разного типа. Программа показывает, какие зоны мозга в первую очередь реагируют на определённый вид задач. Так по карте мозга определяют ведущие типы интеллекта обследуемого.

Вы можете с трудом понимать математику, но быть очень эмпатичным, если у вас развит эмоциональный интеллект. В быту умный — это не тот, кто умеет написать уравнение окислительно-восстановительной реакции, а тот, кто знает, когда смолчать, что кому сказать. Людей с одним видом интеллекта не бывает, каждый тип интеллекта развит в какой-то степени.

Напрямую чтение и интеллект не связаны, но если рассматривать мозг как нейросистему, то польза от чтения заметна. Когда я учусь танцевать сальсу или плести корзины, в моём мозге образуются новые нейронные связи.

То же самое происходит при чтении. Освоение нового даёт прирост к интеллектуальной сфере на клеточном уровне, но читать ради количества прочитанного не имеет смысла.

Лучше всего осмыслять, обсуждать прочитанное и пытаться применить на собственном опыте — тогда в мозге сформируется наибольшее количество связей.

Некоторым людям трудно воспринимать печатный текст. У них мы диагностируем синдром скотопической чувствительности или дислексию. Если процесс чтения для вас мука, стоит слушать аудиокниги, а при чтении текста выбирать короткие новеллы, а не романы.

Пробуждает и развивает воображение

Специалист в области литературы, сотрудник Мичиганского университета Натали Филлипс инициировала эксперимент с использованием МРТ. Испытуемым предлагали прочесть отрывок художественного произведения в камере аппарата магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что чтение для удовольствия стимулирует разные отделы мозга. У испытуемых усиливалось кровоснабжение областей, которые не задействуются при просмотре видео или во время компьютерных игр.

Стимулирует мозговую активность

Психофизиологи заметили, что неожиданные окончания фраз или несуществующие слова при чтении повышают активность различных зон мозга. Такими примерами чаще изобилуют стихи: у В. В. Маяковского «молоткастый, серпастый советский паспорт» или у А. А. Ахматовой «Всё в Москве пропитано стихами, рифмами проколото насквозь». Именно поэтому поэзия имеет более сильный и продолжительный эффект, чем проза.

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения.

Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:

  • сформировался ли способ чтения по слогам;
  • насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
  • понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
  • соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.

Скорочтение для взрослых: эффективные упражнения

Освоить скорочтение для взрослых помогут следующие упражнения:

«Ключевое слово». Суть метода заключается в том, что во время чтения необходимо сделать упор на ключевых словах и связанном с ним тексте

А остальное можно быстро пробежать взглядом, не акцентируя внимание. Например, если необходимо узнать о полезных свойствах яблок, взгляд должен цепляться только за слово «яблоко»

О грушах либо дынях нет нужды особо читать. Этот метод отлично позволит сэкономить время.

«Прыжки по словам». Во время выполнения такого упражнения нужно акцентировать внимание только на тех словах, которые расположены через одно друг от друга.


Субвокализация при скорочтении действительно сильно мешает

  • «Вычеркиваем буквы». Перед чтением необходимо заранее зачеркнуть карандашом определенные буквы – только согласные, к примеру. Благодаря этому во время тренировки человек не станет отвлекаться на мелочи и сможет шире охватить текст.
  • «Мозговой штурм». Суть этого метода заключается в том, что нужно за 30 секунд ознакомиться с текстом. Как только время выйдет, потребуется пересказать то, что удалось запомнить. Причем максимально подробно.
  • «Гонка». Нужно постараться задерживать взгляд на каждой строчке буквально на секунду-две. Конечно, на первых порах мало что будет понятно. Однако со временем мозг научится выуживать основную мысль из замеченной информации.
  • «Шерлок Холмс». Пусть читатель поставит перед собой задачу найти определенное слово. Причем сделать это нужно за небольшой промежуток времени. Человек и сам не заметит, как станет читать ускоренно.


Поиск определенных слов — очень действенное упражнение для скорочтения

Как проверить технику чтения

Чтобы выяснить, соответствуют ли показатели ученика нормам техники чтения по классам по ФГОС, надо правильно проверить технику чтения.

Что при этом учитывается?

  • скорость чтения: сколько целых слов читает ребенок за минуту;
  • способ чтения: читает ли школьник по слогам или прочитывает слово целиком;
  • выразительность чтения (соблюдает ли ребенок интонацию, задаваемую знаками препинания: перечислительную при однородных членах; интонацию конца предложения при точке, вопросительную при вопросительном знаке и восклицательную — при восклицательном);
  • правильность чтения: отсутствие искажений слов.

Готовя текст для проверки техники чтения, надо соблюдать следующие требования:

  • он должен быть незнакомым, но нетрудным, без длинных предложений и сложных синтаксических конструкций;
  • смысл текста должен быть доступен пониманию ребенка;
  • размер шрифта должен соответствовать возрасту школьника;
  • весь тест должен располагаться на одной странице, на которой не должно быть иллюстраций.