Области науки, их виды и характеристики

Историческое научное объяснение понятия цвета

Исааку Ньютону приписывают создание смещения, которое мы имеем для цветов радуги. Он подтолкнул хроматическую теорию к научной парадигме как только описал, как белый свет распадается на различимые цвета после прохождения через призму. Более того, Исаак Ньютон также показал, как можно воссоздать белый свет, пропуская через призму различные длины волн света.

Эта эволюция в восприятии цвета подтолкнула кропотливое начинание к попытке описать понятие цвета и способы взаимодействия друг с другом методологическим образом – так что это не просто основано на эстетике. В свою очередь, распространение знаний о цветах настолько изменило современность, что трудно поверить, что другие люди могут воспринимать то, что их глаза видят по-разному.

Но наше понимание того что может видеть глаз выглядит таким же биологическим, как и социальным процессом: то, что мы называем цветом, в значительной степени зависит от нашего культурного фона.

Было показано, что африканские народы используют совершенно другую классификацию, чем так как делают это западные общества.

Функции науки

Постоянно возрастающее значение науки в сегодняшнем научно-техническом мире не опровергнуть. Ее функции объясняют ее роль:

  • гносеологическая, то есть наука помогает познать окружающий мир;

  • мировоззренческая, наука еще и дает объяснение действительности;

  • преобразующая. Основные виды науки — это ключ к развитию общества, она служит основой процессам нынешнего производства и открытия новых способов осуществления чего-либо, передовых технологий, таким образом, значительно увеличивая потенциал общества.

Таким образом, однозначно классифицировать все виды науки сложно. Но можно разделить ее на несколько групп, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

С

  • Садоводство
  • Санскритология
  • Сахариметрия
  • Свекловодство
  • Светометрия
  • Светофизиология
  • Свиноводство
  • Седиментология
  • Сейсмогеология
  • Сейсмография
  • Сейсмокардиография
  • Сейсмология
  • Сейсмометрия
  • Сексология
  • Сексопатология
  • Селекция
  • Селенография
  • Селенология
  • Семасиология
  • Семеноводство
  • Семитология
  • Сенситометрия
  • Сербистика
  • Серология
  • Сигиллография
  • Симметрия
  • Симптоматология
  • Синдесмология
  • Синология
  • Синэкология
  • Систематика
  • Сифилидология
  • Склерометрия
  • Скотоводство
  • Славистика
  • Собаководство
  • Соболеводство
  • Советология
  • Соматология
  • Соматометрия
  • Сомнология
  • Социолингвистика
  • Социология
  • Спектрометрия
  • Спектросенситометрия
  • Спектрофотография
  • Спектрофотометрия
  • Спелеология
  • Спирометрия
  • Спланхнология
  • Статистика
  • Статистическая физика
  • Статмология
  • Стеганография
  • Стеклография
  • Стенография
  • Стереография
  • Стереометрия
  • Стереорентгенография
  • Стереофотограмметрия
  • Стереофотография
  • Стетография
  • Стехиометрия
  • Стихология
  • Стоматология
  • Страноведение
  • Стратиграфия
  • Супрамолекулярная химия
  • Сурдология
  • Сфигмография

Социально-гуманитарные знания

Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.

Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.

В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.

Список подобных дисциплин очень большой:

  • социология;
  • история;
  • философия;
  • политология;
  • филология;
  • теология;
  • культурология.

В словаре Д.Н. Ушакова

НАУ́КА, науки, ·жен.1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики.» Сталин. «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке.» Сталин.| ед. и Математические науки. Филологические науки. Наука об обществе. «В науки он вперит ум, алчущий познанья.» Грибоедов. Пройти курс наук.2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой.3. только ед. Обучение (·прост. ). Отдать в науку.4. только ед. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (·разг. ). «- Это, щука, тебе наука — вперед умнее быть и за мышами не ходить.» Крылов. «Его пример другим наука.» Пушкин.

Отрасли фундаментальных наук о жизни

  • Биология — научное изучение жизни
  • Анатомия — изучение формы и функций растений, животных и других организмов или, в частности, людей.
  • Астробиология — исследование образования и присутствия жизни во Вселенной.
  • Бактериология — исследование бактерий
  • Биотехнология — исследование сочетания живого организма и технологий.
  • Биохимия — изучение химических реакций, необходимых для существования и функционирования жизни, обычно на клеточном уровне.
  • Биоинформатика — разработка методов или программных средств для хранения, извлечения, организации и анализа биологических данных с целью получения полезных биологических знаний.
  • Биолингвистика — изучение биологии и эволюции языка.
  • Биологическая антропология — изучение людей, нечеловеческих приматов и гоминидов. Также известна как физическая антропология.
  • Биологическая океанография — изучение жизни в Мировом океане и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Биомеханика — изучение механики живых существ
  • Биофизика — изучение биологических процессов с применением теорий и методов, которые традиционно использовались в физических науках.
  • Ботаника — изучение растений
  • Клеточная биология (цитология) — изучение клетки как целостной единицы, а также молекулярных и химических взаимодействий, происходящих внутри живой клетки.
  • Биология развития — изучение процессов, посредством которых формируется организм, от зиготы до полной структуры.
  • Экология — изучение взаимодействия живых организмов друг с другом и с неживыми элементами окружающей их среды.
  • Энзимология — изучение ферментов
  • Этология — изучение поведения
  • Эволюционная биология — изучение происхождения и происхождения видов с течением времени
  • Эволюционная биология развития — изучение эволюции развития, включая его молекулярный контроль.
  • Генетика — изучение генов и наследственности
  • Гистология — исследование тканей
  • Иммунология — исследование иммунной системы
  • Микробиология — изучение микроскопических организмов (микроорганизмов) и их взаимодействия с другими живыми организмами.
  • Молекулярная биология — изучение биологии и биологических функций на молекулярном уровне, некоторые пересекаются с биохимией, генетикой и микробиологией.
  • Микология — изучение грибов
  • Неврология — исследование нервной системы
  • Палеонтология — изучение доисторических организмов
  • Патология — изучение причин и последствий болезни или травмы
  • Фармакология — изучение действия лекарств
  • Психология — изучение водорослей
  • Физиология — изучение функционирования живых организмов, а также органов и частей живых организмов.
  • Популяционная биология — изучение групп организмов того же вида.
  • Квантовая биология — изучение квантовых явлений в организмах
  • Структурная биология — раздел молекулярной биологии , биохимии и биофизики, связанный с молекулярной структурой биологических макромолекул.
  • Синтетическая биология — разработка и создание новых биологических объектов, таких как ферменты, генетические цепи и клетки, или реконструкция существующих биологических систем (LY).
  • Системная биология — изучение интеграции и зависимостей различных компонентов в биологической системе с особым акцентом на роли метаболических путей и клеточных сигнальных стратегий в физиологии.
  • Теоретическая биология — использование абстракций и математических моделей для изучения биологических явлений.
  • Токсикология — природа, эффекты и обнаружение ядов
  • Вирусология — изучение вирусов, таких как субмикроскопические, паразитические частицы генетического материала, содержащиеся в белковой оболочке, и вирусоподобных агентов.
  • Зоология — изучение животных

Когнитивная экономика

Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:

Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.

Пластиковая электроника

Обычно электроника связана с инертными и неорганическими проводниками и полупроводниками вроде меди и кремния. Но новая отрасль электроники использует проводящие полимеры и проводящие небольшие молекулы, основой которых является углерод. Органическая электроника включает в себя разработку, синтез и обработку функциональных органических и неорганических материалов наряду с развитием передовых микро- и нанотехнологий.

По правде говоря, это не такая уж и новая отрасль науки, первые разработки были сделаны ещё в 1970-х годах. Однако свести все наработанные данные воедино получилось только недавно, в частности, за счёт нанотехнологической революции. Благодаря органической электронике у нас скоро могут появиться органические солнечные батареи, самоорганизующиеся монослои в электронных устройствах и органические протезы, которые в перспективе смогут заменить человеку повреждённые конечности: в будущем так называемые киборги, вполне возможно, будут состоять в большей степени из органики, чем из синтетических частей.

Универсальный закон тяготения

Сегодня это может быть в порядке вещей, но более чем 300 лет назад сэр Исаак Ньютон предложил революционную идею: два любых объекта, независимо от их массы, оказывают гравитационное притяжение друг на друга. Этот закон представлен уравнением, с которым многие школьники сталкиваются в старших классах физико-математического профиля.

F = G × [(m1m2)/r²]

F  — это гравитационная сила между двумя объектами, измеряемая в ньютонах. M1 и M2 — это массы двух объектов, в то время как r — это расстояние между ними. G — это гравитационная постоянная, в настоящее время рассчитанная как  6,67384(80)·10−11 или Н·м²·кг−2.

Преимущество универсального закона тяготения в том, что он позволяет вычислить гравитационное притяжение между двумя любыми объектами. Эта способность крайне полезна, когда ученые, например, запускают спутник на орбиту или определяют курс Луны.

Основная роль

В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.

Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.

Среди известных ученых — А. Маслоу, А. Адлер, Д. Дьюи и т. д.

Мета-науки

Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.

Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.

Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы
исследования.

И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая
абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод
познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.

Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных
потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.

Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти
отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.

Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.

Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки,
чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки,
обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.

С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и
поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они
раньше всех других наук отделились от философии.

Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области
математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.

Как доказать существование параллельных миров

Одна их теорий гласит, что параллельные миры существуют. Да, вот так просто. Если верить этой теории, впервые предложенной американским физиком Хью Эверетом, существует, как минимум, один мир, параллельный нашему.

Он назвал свои рассуждения теорией о вероятном множестве миров. Она опирается на заявления ученых из области квантовой физики. Согласно этим заявлениям, электрон может существовать в двух местах пространства одновременно. Такое его свойство называется суперпозицией двух состояний.

Интересной особенностью этой суперпозиции является то, что как только мы попробуем понять, где находится этот электрон, например, окажем на него воздействие, он сразу переместится. При этом хоть они и являются копией друг друга, но если попытаться определить их положение, то окажется, что мы увидим только один. На самом деле, все это больше похоже на какой-то развод, мол вы не видите, но он есть, однако это является частью квантовой физики. Той частью квантовой физики, которая имеет ряд допущений и основных правил, без которых просто невозможно объяснить все происходящее в мире. Такие правила подходят ко многим явлениям, поэтому они и являются законами квантовой физики. Нам остается только поверить в них.

Теория Хью Эверета берет за основу доказательства существования параллельных миров именно такое поведение квантовых частиц. То есть, если мы попробуем идентифицировать электрон в пространстве и понять, где он находится, то сами станем квантовым объектом и окажемся в двух состояниях. В одном из них нам будет доступен один электрон, а во втором — другой. То есть это и есть параллельные миры, основанные на суперпозиции состояний.

Хью Эверет

Так же и со знаменитым котом Шредингера, которого, согласно гипотетическому эксперименту, погружали в ящик с ядом и он был жив и мертв одновременно. Просто когда мы открывали ящик и видели бедного кота в одном состоянии, в параллельном мире кто-то видел его в другом состоянии

Это и есть еще одно важное правило параллельных миров — в них происходят противоположные события

При этом количество таких миров может быть больше двух. Ограничено оно только количество вероятных исходов какого-либо события. Но говорить, что события происходят в другой Вселенной, которая просто связана с нашей на квантовом уровне, не приходится. Согласно теории, Вселенная всего одна, а приведенные примеры параллельных миров являются только слоями этой единой Вселенной, которые образуются каждый раз, когда происходит какое-то событие, имеющее несколько разных исходов.

То, что мы не создаем отдельную Вселенную, объясняет, почему мы не можем попасть в параллельные миры. Мы не можем перейти на другой слой. Там есть другие мы, которые принимают противоположные решения и идут своим путем. Для них наш мир параллельный.

Готовы ли вы к посещению параллельных миров? Нет, ведь это не возможно.

В реальности такая теория просто увязывает квантовые понятия о суперпозициях с реальным миром и пытается на основании этого объяснить существование параллельных миров.

П

  • Пазиграфия
  • Палеоантропология
  • Палеобиология
  • Палеоботаника
  • Палеогеография
  • Палеография
  • Палеозоология
  • Палеоклиматология
  • Палеология
  • Палеонтология
  • Палеоокеанология
  • Палеопатология
  • Палеофитология
  • Палинология
  • Папирология
  • Паразитология
  • Парапсихология
  • Парниководство
  • Патогистология
  • Патология
  • Патопсихология
  • Патофизиология
  • Патрология
  • Педология
  • Пенетрометрия
  • Периметрия
  • Петрография
  • Петрология
  • Петрофизика
  • Петрохимия
  • Пиелография
  • Пиктография
  • Пирамидология
  • Пирометрия
  • Планетография
  • Планетология
  • Планиметрия
  • Плетизмография
  • Плодоводство
  • Плодоовощеводство
  • Пневмография
  • Полеводство
  • Полигонометрия
  • Полиграфия
  • Политология
  • Полярография
  • Помология
  • Порнография
  • Почвоведение
  • Приматология
  • Проктология
  • Протеомика
  • Протистология
  • Протозоология
  • Псефология
  • Психоидеология
  • Психология
  • Психометрия
  • Психопатология
  • Психосоциология
  • Психофармакология
  • Психофизиология
  • Птеридология
  • Птицеводство
  • Пульмонология
  • Пчеловодство
  • Пьезометрия

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.