Солипсизм. направление и трактовка в философии

Вы всегда уверены в собственной правоте

Конечно, уверенность в себе — важная и нужная штука, но когда уверенность становится верой в собственную непогрешимость, это явный признак солипсизма по отношению к миру.

«Главный герой» по определению не может ошибаться, считают такие личности, конечно, под «главным героем» имея в виду самого себя, но забывая о том, что никто не может быть на 100% прав в любой ситуации. При отсутствии самокритичности человек рискует упустить из виду свои главные промахи, а значит, не сможет проанализировать их, чтобы в будущем не допустить ошибок.

Подобный эффект наблюдается и у целых государств: когда страна перестаёт обращать внимание на недочёты, например, во внешней политике, целиком полагаясь на свою репутацию, постепенно она может оказаться в тупике, неадекватно воспринимая геополитическую обстановку

литература

Философская литература

  • JL Остин : Чужая душа. В кн . : Собрание философских очерков. Штутгарт, 1986, стр. 101–152.
  • RC Buck: Не другие умы. В: Батлер Р.Дж. (ред.): Аналитическая философия. Том 1, Оксфорд, 1966, стр. 187-210.
  • Г. Грэм: Проблема других умов. В: Философия разума, Введение. Оксфорд 1993, гл. 3. С. 36-59.
  • Н. Малькольм: Конфиденциальность опыта. В кн . : Мысль и знания. Итака и Лондон, 1977, с. 104-132.
  • Н. Малькольм: познание других умов. В кн . : Знание и уверенность. Итака и Лондон, 1975, стр. 130–140.
  • Хилари Патнэм : мозги и поведение. В кн . : Аналитическая философия. Том 2, Oxford 1968, стр. 1-19.
  • PMS Hacker : эмпирический реализм и трансцендентальный солипсизм. В кн . : Проницательность и обман. Франкфурт 1978, гл. 3. С. 87-122.
  • PMS Hacker: опровержение солипсизма. В кн . : Проницательность и обман. Франкфурт 1978, гл. 7. С. 251-286.
  • М. тер Харк: Витгенштейн и Рассел по психологии и другим экстрасенсам. В: Витгенштейн о душе. Франкфурт 1995, стр. 84-106.

Художественная литература

  • Дэвид Амвросий : 8-й день. Weltbild Verlag, Bergisch Gladbach / Augsburg 1997, ISBN 3-404-12988-1 .
  • Мартин Эйххорн : Давай, ты получишь, ты получишь. Философский детективный роман. Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург 2004, ISBN 3-8260-2640-3 .
  • Роберт Хайнлайн : (поздняя работа)
  • Соня Климек: постмодернистский солипсизм. О «психическом централизме» в «Секте де эгоист» (1994) Эрика-Эммануэля Шмитта и « Агнес » (1998) Питера Штамма . В кн . : Немецкие исследования в Швейцарии. Ежегодник Швейцарского академического общества немецких исследований. Выпуск 10/2013, с. 431-438.
  • Джордж Оруэлл : 1984. В 3-й главе III. Оруэлл описывает образ мышления IngSoc как «коллективный солипсизм».
  • Генри Роллинз : Солипсист. Сборник стихов, очерков, рассказов и отрывков. MirandA-Verlag, Бремен 2003, ISBN 3-934790-05-4 .
  • Эрик-Эммануэль Шмитт : Школа эгоистов. С французов Инес Кобель . Амманн Верлаг, Цюрих 2004, ISBN 3-250-60061-X . (На самом деле название должно быть Die Schule der Solipsisten . Поскольку этот термин малоизвестен, автор, образованный философ, избегал его в пользу популярного «эгоизма». Роман предлагает забавное объяснение проблематики солипсизма.)
  • Мартин Сутер : Темная сторона луны . Клетт, Штутгарт / Лейпциг 2012, ISBN 978-3-12-352471-4 .
  • Курт Воннегут : Завтрак чемпионов. Роман. От американца. Курта Генриха Хансена. Goldmann, Мюнхен 1999, ISBN 3-442-44516-7 .

Психология и психиатрия[править | править код]

Солипсизм часто представляют в контексте его связи с психологическими условиями патологии. Австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд утверждал, что другие сознания (англ. other minds) неизвестны, но только умозаключают своё существование. Он заявил, что сознание заставляет каждого из нас осведомить только его собственные душевные состояния, что другие люди тоже обладают сознанием, представляющие собой заключение, которые мы рисуем аналогично их наблюдаемым высказываниям и действиям, для того чтобы сделать их поведение понятным для нас. Несомненно, было бы психологически более правильно выразиться, что без специального размышления мы приписываем всем остальным нашу конституцию и, следовательно, наше сознание тоже, и что это отождествление является «непременным условием» (лат. sine qua non) понимания.

Синдром солипсизмаправить | править код

Синдром солипсизма является диссоциативным состоянием, в котором человек чувствует, что внешний мир не воспринимается его сознанием. Он случайно связан с философским солипсизмом. Отсутствие способности доказывать существование других сознаний само по себе не приводит к психическому состоянию отрешённости от действительности.

Синдром характеризуется чувством одиночества, отрешённости и безразличия к внешнему миру. Синдром солипсизма в настоящее время не признаётся в качестве психического расстройства Американской психиатрической ассоциацией, хотя она и разделяет общие черты с деперсонализационным расстройством. Сторонники философской позиции не обязательно страдают от синдрома солипсизма, также и страдающие не обязательно присоединяются к солипсизму как школе интеллектуальной мысли. Периоды продолжительной изоляции могут предрасполагать людей к синдрому солипсизма. В частности, синдром определили в качестве потенциальной проблемы для астронавтов и космонавтов, отправленных на длительные полёты, и эти опасения влияют на разработку искусственной среды обитания.

Кого можно назвать солипсистом?

Большая часть людей на сегодняшний день считают, что нужно придерживаться своей позиции, и не обращать внимания на мнение остальных. Все это происходит, потому что люди отказываются принимать, то, что существует иная реальность, чем собственная.

Ученые посвятили этому явлению не одну книгу, и пришли к схожим  выводам. Эта статья будет посвящена солипсисту как проявлению индивидуального сознания .

Общие значения

Слово «солипсизм» – это философский термин, который переводится на латинский как «один, сам». А на простом понятном языке солипсист – это человек, у которого есть только свое единственное мнение. Все, что окружает этого человека, не является для него реальностью, и он не хочет признавать существование чего-то еще.

Некая сторона этого человека настаивает, что есть только свой собственный опыт. Можно с точностью сказать, что солипсист является человеком со своей собственной точкой зрения.

Двоякость теории

Практически всем философам было достаточно непросто формулировать собственную точку зрения на такое явление как солипсизм. Это связано главным с образом с его противоречивостью.

Значение солипсизма можно воспринимать двойственно:

  1. Понимание в качестве реальных собственных навыков как единственно вероятного тянет за собой заявление «Я» как владельца сего навыка.
  2. В том числе и при существовании бесспорного собственного навыка, нет такого «Я», к которому сам навык принадлежит. «Я» – только совокупность составляющих такого же самого навыка.

Собственно солипсист – это своего рода феноменальный человек. Двоякость солипсизма лучшим образом была высказана Витгенштейном в собственном трактате. Прогрессивная философия все больше расположена к подобной точке зрения, когда я – «Я», и личное понимание не дает вероятным без коммуникаций человека с различного рода предметами.

Узкие рамки

Множество современных докторов науки не хотят видеть научные рамки относительно своей. Практически в последних своих научных работах доктор Витгенштейн говорил, что это не правильно и эта позиция является несостоятельной и о невозможности существования только личного опыта.

С начала двадцатого века ученые стали утверждать, то, что человечество специально не хочет примиряться с солипсизмом. Когда человек начинает отделять себя от мнения других, то это нормально, но когда он это относит к другому, это уже является поводом для сопереживания.

Какая мысль выражалась солипсистами прошлых лет?

Беркли постоянно отождествлял физиологический багаж с целой системой определенного рода чувств. Он придерживался мнения о том, что непрерывность существования различного рода вещей никем не принимается, что же касается невозможности их пропадания, то она гарантируется восприятием Бога.Но  это случается каждый день.

Шопенгауэр фиксировал, что последний солипсист – это тот, кто имеет возможность быть воспринятым окружающими людьми сумасшедшим, например, потому что принимает действительность исключительного «Я».

Больше близким к реальности имеет возможность быть небольшой солипсист, признающий Я» в какой-либо конкретной форме. Кант считает личный навык за систему собственного «Я» трансцендентального, то есть такого, в котором нет различий меж окружающими и собой.

Сравнительно «Я» эмпирического возможно заявить, собственно, что его внутреннее понимание личных состояний подразумевает наружный навык и понимание независимых вещественных предметов и беспристрастных мероприятий.

Радикальные взгляды на солипсизм

Очень интересно, какие выводы могут быть сделаны солипсистом, который радикален. Позиции данной разновидности солипсистов иногда могут быть гораздо более логичными.

Но в то же самое время они очень неправдоподобны

Если принимать во внимание только лишь правильность логики, то человек должен ограничиваться лишь текущими психическими состояниями. То есть теми, которые он осознает в текущий момент

Так, например, Будда получал удовольствие от возможности размышления в окружении тигров.

Определение[править | править код]

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо, кроме ощущений и сознания, нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

В различных трактовках солипсизм подразумевает:

  • Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего;
  • Отрицание реальности всего, кроме собственного сознания;
  • Отрицание духовности всего, кроме собственного сознания.

В этике термином «солипсизм» обозначают крайние формы эгоизма и эгоцентризма. Отрицание материалистического воззрения само по себе не является солипсизмом.

С эпистемологической позиции солипсизм утверждает, что нет уверенности в том, существует ли знание за пределами собственного сознания; неизвестно о мире вне нас (внешнем мире) и о сознании других, которые, может быть, и не существуют вне сознания. С метафизической позиции солипсизм приходит дальше к заключению, что мир и сознание других не существуют (других разумов не существует и тела других людей неразумны). Спорной особенностью метафизического мировоззрения солипсизма является отрицание существования сознания других. Поскольку личный опыт является частным и не выражаемым, об опыте другого существа можно узнать лишь по аналогии.

Философы пытаются построить знания на чём-то более глубоком, чем просто логические выводы или аналогии. Неудача эпистемологической предприимчивости Декарта способствовала популярности идеи о том, что все достоверные знания не могут идти дальше тезиса «Я мыслю, — значит, я существую» и содержать какие-либо дополнительные сведения о природе «Я», существование которого было доказано.

Теория солипсизма также заслуживает внимательного изучения, поскольку относится к трём широко распространённым философским предпосылкам, каждая из которых сама по себе фундаментальна и имеет большое значение:

  1. Моё самое достоверное знание — это знание о содержании моего собственного сознания: о моих мыслях, переживаниях, аффектах и т. д.
  2. Не существует никакого концептуального или логически необходимого перехода между умственным и физическим — между возникновением достоверного сознательного опыта или психических состояний и «обладанием» поведенческими диспозициями «тела» определённого вида (см. мозг в колбе).
  3. Опыт конкретного человека обязательно является личным по отношению к данному лицу.

Примечания

  1. ↑ Edward Craig; Routledge (Firm) (1998). Routledge Encyclopedia of Philosophy: Genealogy to Iqbal. Taylor & Francis US. pp. 146-. ISBN 978-0-415-18709-1. Retrieved 16 October 2010.
  2. Donald A. Crosby. The Philosophy of William James: Radical Empiricism and Radical Materialism, 2013.
  3. Angeles, Peter A. (1992), Harper Collins Dictionary of Philosophy, 2nd edition, Harper Perennial, New York, NY.
  4. Hare, Caspar (July 2007). «Self-Bias, Time-Bias, and the Metaphysics of Self and Time». The Journal of Philosophy 104 (7): 350—373.
  5. Wood, Ledger (1962), «Solipsism», p. 295 in Runes (ed.), Dictionary of Philosophy, Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ.
  6. Heath, Joseph (2005), «Methodological Individualism», Stanford Encyclopedia of Philosophy, Edward N. Zalta (ed.), Eprint.
  7. Fodor, Jerry (1980), «Methodological Solipsism Considered as a Research Strategy in Cognitive Science, » Behavioral and Brain Sciences, 3: 63-73.
  8. Malcolm, N. (a) Problems of Mind: Descartes to Wittgenstein, Allen & Unwin, 1971.
  9. Descartes R. Discourse on Method and the Meditations (trans. F. E. Sutcliffe). Penguin, 1968.
  10. Робинсон Л. Солипсизм в восемнадцатом столетии // Робинсон Л. Историко-философские этюды. СПб., 1908. С. С. 48—49.
  11. Jones, N.; Berkeley, G. (2009). Starting with Berkeley. Starting with. Continuum. p. 105. ISBN 978-1-84706-186-7. LCCN 2008053026
  12. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. 1710. Сочинения. М.: Наука, 1978. С. 152—247, пар. 29.
  13. Грязнов А. Ф. Кантовская оценка идеализма // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1987. — С. 105. — ISBN 5-02-008013-6.
  14. Kolak, Daniel. I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics, p. 90 (англ.). — Springer, 2005. — ISBN 1402029993.
  15. Solipsistic. World Public Library.
  16. Freud, Sigmund Gay, Peter edit. The Freud Reader 1995 New York WW Norton page 575
  17. . — «Psychologists have noted how astronauts and cosmonauts exhibit symptoms of ‘Solipsism Syndrome’ — a mental condition».

  18. . — «emphasize the importance of what they call the ‘solipsism syndrome in an artificial environment’: that is, the fact that such environments create».

  19.  (недоступная ссылка). solipsism.ru. Дата обращения: 30 ноября 2016.
  20. . Дата обращения: 21 сентября 2019.

Виды солипсизма[править | править код]

Метафизический солипсизмправить | править код

Метафизический солипсизм является разновидностью субъективного идеализма, основывающейся на положении, что нет никакой реальности, кроме реальности собственных ментальных состояний; индивидуальное сознание представляет собой всю реальность, а внешний мир не имеет самостоятельного (независимого) существования. Это выражается утверждением «Существую только я один», означающим, что нет никакой реальности, кроме собственного сознания. Существуют более слабые варианты метафизического солипсизма, такие как эгоцентрический презентизм (или перспективный реализм) Каспара Харе.

Гносеологический солипсизмправить | править код

Гносеологический солипсизм представляет собой вид идеализма, согласно которому известно может быть только непосредственно доступное содержание ментальных состояний философа-солипсиста. Существование сознания других и внешнего мира в целом рассматривается как неразрешимый вопрос, хотя вероятность их существования не исключается.

Гносеологические солипсисты утверждают, что реализм задаётся вопросом: если предположить, что существует вселенная, не зависящая от сознания субъекта, субъект может что-то узнать о вселенной только через органы чувств; как можно научно доказать существование независимой вселенной? Если человек устанавливает камеру, чтобы сфотографировать Луну в то время, когда он не смотрит на неё, то в лучшем случае он определяет, что изображение Луны присутствует на снимке, когда он в итоге смотрит на него. Логически это не гарантирует, что сама Луна (или даже камера) существовала в момент фотографирования. Чтобы установить, что перед ним изображение Луны, существующей независимо от сознания человека, требуется много других предположений, которые представляют собой предвосхищения оснований.

Методологический солипсизмправить | править код

Методологический солипсизм является агностическим вариантом солипсизма. Он стоит в оппозиции к строгим гносеологическим требованиям для «знания» (например, требование, что знание должно быть достоверным)[прояснить]. Этот вид солипсизма считает, что любое индуктивное умозаключение может быть ошибочным, и что мы, возможно, являемся мозгом в колбе. Иногда методологический солипсизм идёт ещё дальше, утверждая, что даже то, что мы воспринимаем как мозг, фактически является частью внешнего мира, поскольку воспринимать мы можем только через наше сознание. Наверняка известно только наличие мыслей.

Методологические солипсисты не намереваются заключить, что более сильные формы солипсизма истинны. Они подчёркивают, что обоснования внешнего мира должны опираться на неоспоримые факты их собственного сознания.

В эпистемологии и философии сознания методологический солипсизм имеет, по крайней мере, два различных определения:

  1. Методологический солипсизм — эпистемологическое положение, согласно которому индивидуальное Я, его субъективные впечатления (эмпиризм) и его состояние или врождённое знание (рационализм) являются единственно возможными или собственно отправной точкой для философского построения. Вокруг этих рассуждений скептически настроен декартов скептицизм.
  2. Методологический солипсизм — тезис о том, что ментальные свойства или психические состояния организма могут быть индивидуализированы исключительно на основе этого состояния или собственными отношениями с другими внутренними состояниями самого организма, без каких-либо ссылок на общество или физический мир, в который встроен организм.

Часто методологический солипсизм не предполагается как система верований, и используется в качестве мысленного эксперимента, чтобы помочь скептицизму.

Этический солипсизмправить | править код

Этический солипсизм относителен к этике эгоизма[прояснить]. Однако, существует разница в этих близких понятиях. Этический эгоист думает, что другие должны соблюдать социальный порядок, пока это в его интересах, и чтобы сделать то, что лучше всего подходит ему как личности, в то время как этический солипсист  имеет убеждение, что ни одно другое моральное суждение не существует или не имеет значения, кроме как его индивидуальное моральное суждение.

Ярким представителем этического солипсизма был Макс Штирнер.

Вы считаете себя универсальным специалистом и знатоком всего на свете

Пожалуй, самое утомительное в солипсическом взгляде на жизнь — ощущение своей непосредственной ответственности практически за всё, что происходит. Ведь если вы единственный, кто действительно что-то из себя представляет, придётся всем на свете помогать, независимо от того, нужно ваше вмешательство или нет.

Приверженцы солипсизма уверены, что без их участия всё обязательно пойдёт прахом, только непогрешимый «главный герой» может исправить любую ситуацию — это чувство вселенской ответственности наполняет его ощущением собственной незаменимости и важности. Солипсист, как правило, не уважает право людей на самоопределение, всюду влезая со своими подсказками

Иногда говорят: «Если у вас комплекс рыцаря, все вокруг выглядят, как девушки в беде» — эта формулировка отлично отражает суть мироощущения сторонников солипсической концепции

Солипсист, как правило, не уважает право людей на самоопределение, всюду влезая со своими подсказками. Иногда говорят: «Если у вас комплекс рыцаря, все вокруг выглядят, как девушки в беде» — эта формулировка отлично отражает суть мироощущения сторонников солипсической концепции.

Но стоит понять, что всё не может постоянно вращаться вокруг одного человека, и, возможно, лучше скорректировать своё поведение, чтобы позволить другим людям насладиться общением с вами без лишних стрессов и переживаний. В любом случае, коммуникация проходит гораздо эффективнее, когда стороны стремятся к сотрудничеству, не ставя во главу угла понятие о собственной исключительности и уважая мнение других.

published on
according to the materials

Солипсизм — что это?

Еще в IV в. до н.э. греческий философ и искусный оратор Георгий из Леонтини, рассуждая о категории «несуществующего», сформулировал и обосновал несколько постулатов:

  1. Сущего не существует.
  2. Если сущее все же есть, то оно не познаваемо.
  3. Если сущее и возможно познать, то невозможно объяснить.

Так впервые возникла концепция, провозглашающая единственно существующей реальностью сознание человека. В дальнейшем она получила развитие и логическое обоснование в теории солипсизма. В научном понимании солипсизм – это доктрина, отрицающая достоверность окружающего мира. Только собственный разум человека является реалией, доступной человеку для воздействия и вмешательства.

Солипсизм в философии

В качестве философского направления солипсизм оформился в эпоху Средневековья. «Чистый» солипсизм в философии – это радикальное течение, и в истории осознанный выбор подобных взглядов, встречается очень редко. Самым известным представителем этого направления (а не психиатрического диагноза) является Клод Брюне (врач по профессии и философ по призванию), который считал, что в мире существует только ОН – единственный идеальный мыслящий субъект. Все вокруг создано силой его сознания и прекращает существовать с того момента, как он об этом забывает.

Солипсизм — книги

В современном мире теория солипсизма в качестве научной доктрины выглядит абсурдно, зато дает массу интересных идей для художественной литературы. Р. Брэдбери, С. Лем, М. Булгаков и другие известные писатели создали мистические и фантастические сюжеты, уносящие читателя за грань реальности. Виктор Пелевин, современный автор-романист, объявил критический солипсизм литературным методом и использовал его для создания своих произведений:

  1. «Девятый сон Веры Павловны». Уборщица общественного туалета убеждена, что своей волей вызвала Перестройку в СССР.
  2. «Чапаев и Пустота». Главный герой перемещается из одной действительности в другую, пытаясь определить настоящую.
  3. «Generation П». Выпускник института творит рекламную реальность.

Критика солипсизма

Систематизация и связи

Онтология

Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Патанджали

Солипсизм логически стройная и безупречная философская теория, которая не может быть оспорена. В этом ее сила и перспективы для построения на основе солипсизма новой европейской философии, не ограничивающейся общими абстрактными разговорами, а действительно объясняющей самые общие, базовые принципы устройства человека и мира.

Но солипсизм это не новое явление в философии, по сути это попытка переосмысления и изложения современным языком, древних философских знаний известных как ранний идеализм. К сожалению солипсизм сделав первоначальный стремительный рывок, остановился в своем развитии не решившись сделать следующий революционный шаг, открывающий возможности стремительного развития этой школы.

Установив факт, что все дано нам в сознании, у солипсизма не хватило духу перейти к анализу самого сознания. Задача упрощается тем, что в древних философских школах все это уже есть, необходимо только переосмыслить эти знания. Рассмотрим два следующих шага, которые необходимо сделать солипсизму, открывающие возможности его дальнейшего бурного развития.

Если все дано нам в сознании, то очевидно, что сознание делится на две части; содержательную часть, где собственно  находится все познаваемое и наблюдающую часть или познающего, которая познает все что находится в содержательной части сознания. В философии Санкьхя это разделение сознания получило название Пуруши(Зритель)  и  Пракрити(Природа в самом широком понимания этого слова). Познающая часть сознания, в других философских школах,  получила название ИСТИННОЕ   Я.

В древних философских школах, Истинное Я это та часть сознания, которая обладает способностью различающего постижения,  Пракрити это инструментальная часть сознания, создающая формы, мысли, желания, эмоции и.т.д.

Второй шаг; из жизненного опыта мы не осознаем отличие Я от мыслей, эмоций и тела, это обусловлено  тем, что Я обладает способностью отождествлять себя с деятельностью инструментальной части сознания, что приводит к образованию системы эго. В системе эго мы осознаем;  я мыслю, я желаю, я радуюсь, я есть тело. Таким образом, нам необходимо признать существование наблюдающей части сознания или Я, в двух состояниях. В состоянии отождествления с инструментальной частью сознания или состоянии эго, что и обуславливает наше нынешнее  мировосприятие. И в состоянии своей истинной первоначальной природы,  когда Я есть не вовлеченный, абсолютно свободный и  беспристрастный, вечный  наблюдатель.

Эти два шага открывают перед солипсизмом широкие возможности дальнейшего развития во всех направлениях философии. Например,  в обсуждаемой  мной сейчас на форуме проблеме судьба и свобода выбора,  мы сможем легко прийти к удовлетворительному решению.

Виталий Андрияш, 14 Декабрь, 2017 — 13:21