Социальное партнерство

Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
 

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Понятие социального партнерства

В настоящий период времени в странах происходят такие процессы, которые смело можно охарактеризовать как формирование совместного трудового права. Если в стране состояние экономики испытывает трудности, то общество испытывает острую необходимость в получении необходимого социального баланса между работниками работающими по найму, владельцами или, иначе говоря, — работодателями и непосредственно самим государством. В данный момент хорошо видно то, как правовые средства индивидуального трудового права, в которых главными субъектами выступают отдельные нанимаемые рабочие и такой же отдельный работодатель, не в силах разрешить наиболее срочные проблемы. Главным образом можно наблюдать за взаимодействием, субъектов других “весовых категорий” – то есть коллективы нанимаемых служащих и отдельными коллективами работодателей. Общее решение в содействии обоюдных интересов социально-экономических вопросах между указанными субъектами, а также между ними в целом и государством является следствием создания целой системы общественных отношений, которые за рубежом именуются как – институт соцпартнерства, который полностью переплетен с социально-экономическими отношениями, ведя их от национального уровня к конкретному предприятию, или определенному работодателю.

Момент законодательного становления коллективно-договорной системы в широком списке стран запада начал происходить еще в начале XX столетия.

Определенные нормы коллективно-договорной системы уходят корнями своего происхождения еще к датскому Гражданскому кодексу в 1907 г., и Кодекса обязательств в 1911 г. Постановленного в Швейцарии.  В дальнейшем своем развитии, в ходе выделения норм трудового права в независимую область права, были приобретены определенные специальные законодательные акты по коллективно-договорному управлению трудовыми отношениями. Происходило это в Норвегии. Такой акт был принят в 1915 г., в Германии – в 1918, а в Финляндии – 1924 г. В 1948 г. МОР приняла Конвенцию номер – 87, которая гласила о свободе ассоциации, равно как и о защите права на организацию. В 1949 г. – была принята Конвенция номер 98, гласящая о применении основных принципов права на определенную организацию и ведение любых коллективных переговоров. В свою очередь рекомендация номер 91 несла информацию о коллективных договорах (датированная 1951).  Номер 94 поясняла все подробности о консультациях и сотрудничестве между самим предпринимателем и трудящимся на предприятии. Конвенция номер 113 – сообщала положения о консультациях и взаимодействиях между правительством и организациями отдельных предпринимателей и рабочих. Конвенция номер 154 содержит в себе всю информацию о благополучном и грамотном содействии коллективным переговорам (1981). Данные конвенции входят в систему госзаконодательства и представляют собой правила обязательные для выполнения.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:

  • Правительство РФ;
  • Минтруд РФ;
  • правительство или администрация региона;
  • орган службы занятости.

О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:

  • закона;
  • другого нормативного акта;
  • учредительных документов;
  • специального решения.

Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):

  • работу примирительной комиссии;
  • привлечение посредника;
  • обращение в трудовой арбитраж.

Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям

Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс: К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся:..

Понятие социального партнерства

Понятие социального партнерства было упомянуто впервые в Указе Президента России «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» от 15 ноября 1991 г., но определение дано только в ТК РФ. Социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей. Назначение социального партнерства – обеспечение социального мира в обществе, достижение компромиссов. Система социального партнерства включает несколько уровней, на каждом из которых устанавливаются основы правового регулирования труда, а на последнем, низшем, уровне устанавливаются также конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Порядок разработки, заключения и действия коллективных соглашений определен законом. Коллективные переговоры дают возможность работникам и работодателям выявить свои интересы, согласовать их и закрепить в договоре. Целью коллективных переговоров и соглашений является установление такого уровня регулирования трудовых отношений, который превышает определенный законодательством. Стороны социального партнерства не обязаны взаимодействовать на всех уровнях. Свободны они и в выборе форм партнерства (переговоры, консультации и т. п.).

Социальное партнерство основывается на принципах равноправия сторон; уважения и учета интересов сторон; свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих предмет коллективных переговоров; добровольности принятия обязательств. Предполагается обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за невыполнение.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Представителями работников в социальном партнерстве выступают профессиональные союзы и их объединения или иные структуры. Интересы работников при заключении коллективных договоров на уровне организации представляет профсоюзная организация, а при формировании трехсторонних комиссий – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства. Органы социального партнерства – это трехсторонние комиссии, создаваемые на паритетной основе по решению сторон и наделенные полномочиями.

Членами постоянно действующей трехсторонней комиссии на федеральном уровне являются представители общероссийских профсоюзов, объединений работодателей и Правительства России. На региональном и иных уровнях могут создаваться трехсторонние комиссии в соответствии с законами субъектов России.

На уровне организации создается комиссия из представителей работников и работодателя для разработки проекта коллективного договора. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или объединении ею менее половины работников на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы профсоюзному комитету либо иному органу. При наличии в организации двух профсоюзов и более ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров и разработки проекта единого коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от числа членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан, то общее собрание вправе определить ту первичную организацию, которой при согласии выборного органа поручается направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

Представители работодателей и их правовой статус определены в ст. 33 ТК РФ. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора являются руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица в соответствии с кодексом, федеральными законами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. При заключении социально-партнерских соглашений на более высоких уровнях партнерства интересы работодателей представляют объединения работодателей, например Российский союз промышленников и предпринимателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства и защиты прав своих членов.

Социальное партнерство как категория рыночного общества

Важность социального партнерства в сфере труда

Рыночное общество, в котором живем, строится по принципам свободного выбора в производственном процессе с опорой на личные интересы, которые в современной жизни являются главным побудителем и двигателем в экономике.

Коммерция, бизнес, разнообразные формы и виды собственности на совокупность средств и предметов труда, рыночное образование цен, отношения между хозяйствующими субъектами на основе договоров и незначительное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность – характерные особенности нынешнего общественного устройства.

В организациях, на предприятиях, компаниях социальные и трудовые отношения регулируются правовым документом под названием коллективный договор, который разрабатывается и заключается представителями работодателей и работников.

Сотрудничество, контакты бизнеса и общества – ответ на вопрос, что такое социальное партнерство. Здесь имеется в виду тот факт, что для предпринимательского сообщества кроме получения прибыли существует человеческий показатель, что учитывается степень влияния хозяйственной деятельности на тружеников, градоформирующее значение предприятий и социальная значимость ассоциации вообще.

Установился порядок деятельности соцпартнерства:

  • каждая группа-участница наделена равными правами на инициативу переговорных процессов;
  • в момент общения учитываются выгоды обеих сторон, проявляется почтительность ко всем участникам;
  • по установке законодательства страны-участники переговоров, учитывая заинтересованный подход к договорным отношениям, могут решать ряд существенных проблем;
  • для продвижения и упрочения партнерства как демократических основ созданы организующие ячейки, способствующие урегулированию общественных и трудовых связей;
  • участники должны соблюдать ТК РФ и другие документы, подписывая публичный договор, должны исполнять его условия;
  • представители партнерства компетентны в вопросах, подтвержденных протоколом собрания работников и приказом со стороны работодателя;
  • законодательством РФ дается возможность обеим сторонам самим избирать проблемные темы для разрешения;
  • обязательства принимаются участниками партнерства добровольно без давления и шантажа;
  • взятые обязанности должны быть реально исполнимыми и в обязательном порядке выполняться;
  • органами надзора осуществляется контроль претворения в жизнь утвержденных коллективных документов;
  • стороны и их представители несут административную ответственность за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство рассматривается как согласование экономики и социального курса (в частности, доходов и налогообложения) между руководством, бизнесом и профсоюзами.

Недостатки

Развитие партнерства также имеет и некоторые недостатки. Возможно возникновение некоторых проблем, которые не характерны для личного владения.

  • Если в управлении участвует несколько человек, разделение власти вполне может привести к несовместимости во взглядах, несогласованной политике, к бездействию, когда требуется принятие решительных мер. По этим причинам управление может быть затруднено.

  • Финансы имеют ограничения, хотя и превышают возможности личных владений. Ресурсов нескольких партнеров может и не хватать, а это задержит потенциальный рост прибыли.

  • Продолжительность партнерства трудно предугадать. Смерть одного либо его выход чаще всего влекут распад партнерства, срыв деятельности

Ответственность на партнерах лежит равнозначная. Так что, если один принял неправильное управленческое решение, ответственность за результат ложится на всех. Преуспевающий партнер должен полагаться на благоразумие менее предприимчивых участников.

Похожие термины:

  • сложившиеся на принципах социального партнерства взаимоотношения объединений работодателей, профсоюзов и государства на уровне территориально-государственных образований страны, субъектов РФ

  • предусмотренные законом или установленные соглашением сторон социального партнерства способы реализации предоставленных им полномочий. Формами социального партнерства являются: коллективные

  • комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Образуются для реализации полномочий сторон социального партнерства (работников, работодателей, органов государственной власти или орга

  • является одним из приоритетных направлений государственной правовой политики в социально-правовой сфере, принципом трудового права РФ (ст. 2 ТК РФ). С.п. в значительной степени определяет содержан

  • это 1) Ф выявления, координации и гармонизации интересов социальных общностей, слоев и групп или представительства интересов. От того, насколько точно представлены интересы субъектов системы соци

  • система социального партнерства в сфере труда. ТК РФ (ст. 26 ТК РФ) предусматривает следующие уровни ведения коллективных переговоров, заключения коллективных соглашений по социально-трудовым отн

  • Статья 27 ТК называет четыре формы социального партнерства. Это: проведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; проведение взаимны

  • франц. Modele — мера, образец) — способ реализации целей, задач и принципов социального партнерства в России, опирающийся на общемировые закономерности, международные нормы и правила его развития с уч

  • Понятие системы социального партнерства введено ст. 26 ТК и обозначает уровни взаимодействия социальных партнеров. Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный уровень

  • общепризнанные принципы и нормы международного права по социальному партнерству. На основании ч. 4. ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные догово

  • В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (ст. 45 ТК). При этом от

  • играющего ключевую роль в его механизме, происходит под влиянием каждой из сторон трудовых отношений, преследующих собственные интересы. Интересы наемного работника, которые призваны защитить п

  • В качестве органов социального партнерства ТК прямо называет комиссии для ведения коллективных переговоров и комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК). Они создаются с уча

  • Составы административных проступков (и санкции за их совершение) предусмотрены КоАП. При решении конкретных вопросов о привлечении того или иного работодателя (должностного лица) к административ

Актуальные достижения

28 августа 2020
Актуализирована величина минимального потребительского бюджета

22 июля 2020
Проведено заседание профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

17 июля 2020
Разработан проект Генерального соглашения на очередной период

9 июля 2020
Подведены итоги профсоюзного мониторинга рынка труда в первом полугодии 2020 года

2 июля 2020
Представители ДСТОиСП приняли участие во встрече с представителями ВЕРС и ННГ по вопросам преодоления последствий коронавируса для экономики

21 июля 2020
Проведено заседание профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Итоги

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.