Сколько космонавтов погибло в космосе?

Волков, Добровольский, Пацаев

Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев — члены космического экипажа корабля «Союз-11», который в полёте совершил стыковку со станцией «Салют-1». К сожалению, неполадки на станции в виде пожара не позволили выполнить программу испытаний полностью. 29 июня корабль отделился от станции, а через 4 часа связь с космонавтами была потеряна.

При отстыковке корабля были зафиксированы неполадки. Все время горело табло «Люк открыт», но сослались на неисправность датчика. 30 июня включилось торможение, парашют раскрылся, спускаемый аппарат спокойно совершил посадку по нужной траектории. Однако, после того, как люк открыли, в аппарате обнаружили тела членов экипажа без признаков жизни. Все, кто мог, пытались реанимировать космонавтов, потому как никаких видимых повреждений не было, они выглядели «живыми». Но космонавты уже были мертвы. Как выяснилось, экипаж погиб из-за разгерметизации спускаемого аппарата.

По отстёгнутым ремням стало понятно, что космонавты хотели найти поломку и исправить ее, но было поздно — им не хватило нескольких секунд до того момента, как они потеряли сознание. Космонавты от ужасного перепада давления испытывали сильные боли, у них лопнули барабанные перепонки — в таких условиях работать осмысленно и быстро было просто невозможно. 

Одна их главных причин трагедии — в спускаемом аппарате экипаж находился без скафандров. Если бы они были в скафандрах — остались бы в живых. С того момента все спуски проходят только в скафандрах.

Подготовка к запуску

В конце 1959-го года, в СССР были созданы Ракетные войска стратегического назначения, а командующим новым родом войск был назначен Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Он лично контролировал ход работы над проектом.. Начало летно-конструкторских испытаний Р-16 началось в четвертом квартале 60-го года, более чем на полгода раньше, чем первоначально планировалось. Поступление на вооружение данного типа должно было начаться к 62-ом году.

Маршал артиллерии Митрофан Неделин

Для проведения летных испытаний, на полигоне Торетам, позже ставшим известным, как космодром Байконур, в Казахстане, были подготовлены три площадки, включающие в себя стартовые комплексы для ракеты, бункер управления, а также вся сопутствующая инженерная и жилая инфраструктура.

В августе 60-го года завершились заводские испытания и 26-го сентября на полигон Торетам доставили первый образец Р-16. 21-го октября ракету началась основная подготовка. В следующие два дня ракету установили на стартовую площадку и провели подготовительные работы. 23-го октября прототип ракеты заправили топливом и сжатыми газами. Старт наметили на 19.00 того же дня. Но из-за многочисленных технических неисправностей старт был отменен.

Еще за час до предполагаемого старта произошел несанкционированный подрыв пиропатронов, которые должны были размыкать электрическую цепь и прорывать пиромембраны, которые отделяли разные составляющие топлива. Так начинался процесс подачи выхлопных газов, после которого топливо должно было самовоспламеняться и, таким образом, запускался двигатель. Но из-за недоработанности данной системы, при подрыве пиропатронов, продукты сгорания сами замыкали электрическую цепь, и происходили ложные сигналы о несрабатывании прорыва пиромембран.

Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)

Инженеры решили вручную управлять этим процессом из бункера, с помощью пульта, а не бортовой электрической системы ракеты. Подрыв пиромембран вообще решено было контролировать “на слух” — по звуку удара. Нужно было срочно выяснить причины неполадок, а также слить топливо с баков ракеты, которая, со всеми неисправностями не могла находится в заправленном состоянии более 24-х часов. Также нужно было отключить все электропитание ракеты.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Подготовка второй летной ракеты заняла бы около месяца, а к 7-му ноября, про успешные испытания ракеты должны были узнать во всем мире, к годовщине Октябрьской революции. Время чрезвычайно поджимало. Все испытания находились под контролем правительства СССР и лично Никиты Хрущева, который каждый день звонил на полигон и узнавал о успехах испытаний.

Под таким давлением, руководители испытаний решили продолжать работу, исправляя ошибки на стартовой площадке. Не сливая топливо, и не отключив полностью ракету от электрических питательных элементов, на следующий день, 24 октября, было решено проводить повторный запуск.

Пояс астероидов сложно преодолеть на космическом корабле

Еще один миф, который отображен в голливудских фильмах. В “Звездный войнах” и некоторых других картинах показано, что пролететь сквозь пояс астероидов под силу лишь самым ловким пилотам космического корабля. Ведь необходимо уворачиваться от глыб, показывая при этом фигуры высшего пилотажа.

На самом же деле плотность астероидов не такая высокая, как показано в фильмах. Учитывая космические расстояния, наткнуться на препятствие будет не так-то просто, учитывая, что электроника, которой оснащаются космические корабли, предупреждают о препятствии заранее на большом расстоянии.

В каком городке проходят подготовку отечественные космонавты

Центр по подготовке летно-космического состава имени Гагарина является главным советским и российским учреждением Роскосмоса. «Звездный городок» создан в начале шестидесятых в Подмосковном районе Щёлковский.

В качестве руководителя указан Крикалев С. Г. В конце этого же десятилетия центру было присвоено имя первого человека, побывавшего в космическом пространстве.

Достаточно молодой тренировочный центр для подготовки людей к путешествию в космос находится в лесу, скрытый от посторонних глаз. Попасть в «городок» сложно.

С населением в шесть тысяч человек это закрытое административное территориальное деление окружено лесом. Каждые пять лет избирается депутатский состав, а подчиняются все одно большой российской корпорации.

Мало кому из западных журналистов или репортеров доводилось получить доступ к сокровищнице российской космонавтики, где проходили подготовку великие покорители темного пространства.

Только одному фотографу удалось получить красивые снимки секретного комплекса Митч по фамилии Карунаратне. Ему было дозволено углубится на 48 километров от столицы и увидеть центр, в котором проходил подготовку легендарный космонавт с позывным «Кедр» (позывной Гагарина).

«Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»

Астронавт Джон Л. Свигерт-младший, пилот командного модуля «Аполлона-13» держит инструмент, собранный на скорую руку, который астронавты «Аполлона-13» построили для того, чтобы с помощью канистр с гидроксидом лития в командном модуле очистить лунный модуль от углекислого газа

Программа «Аполлон» обязана своим успехом, в частности, благодаря смекалистым действиям, предотвратившим катастрофы. В 1966 году агентство успешно пристыковало космический аппарат «Джемини-8» к целевому транспорту, но «Джемини» вошел в неуправляемое вращение. Скорость вращения в один оборот в секунду могла привести к тому, что астронавты Нил Армстронг и Дэвид Скотт потеряют сознание. К счастью, Армстронг исправил положение, отключив неисправный главный двигатель и взяв под свой контроль двигатели для вхождения в плотную атмосферу.

В 1995 году вышел фильм под названием «Аполлон-13», в основу которого лег реальный случай на одноименном космическом корабле, который мог оставить космонавтов в безвоздушном пространстве. Взорвался кислородный баллон, повредил служебный модуль и сделал невозможной посадку на Луну. Чтобы добраться до дома, астронавты использовали принцип рогатки, разогнав корабль при помощи гравитации Луны и направив его к Земле. После взрыва астронавт Джек Свигерт передал по радио в управление полетов фразу «Хьюстон, у нас была проблема». В фильме крылатая фраза достается Джиму Лоуэллу, которого сыграл Том Хэнкс, и звучит в слегка измененном варианте: «Хьюстон, у нас проблема».

Другие погибшие

Если вас интересуют погибшие космонавты России, то на данный момент их не существует. Ни разу с момента распада СССР и образования России как отдельного государства не было заявлено ни об одном случае крушения космического корабля и смерти его экипажа.

На протяжении всей статьи мы говорили о тех, кто погиб непосредственно в космосе, однако нельзя обойти вниманием тех космонавтов, которым так и не довелось взлететь. Смерть настигла их еще на Земле

Таким был Валентин Васильевич Бондаренко, который входил в группу первых космонавтов и погиб во время тренировок. Во время пребывания в судобарокамере, где космонавт должен был находиться в одиночестве около 10 суток, он совершил ошибку. Открепил датчики, докладывающие о жизнедеятельности, от тела и протер их ватой, смоченной в спирте, а затем выбросил ее. Ватный тампон попал в спираль накаленной электроплитки, что вызвало возгорание. Когда камеру открыли, космонавт был еще жив, но по истечении 8 часов скончался в Боткинской больнице. Погибшие космонавты до Гагарина, таким образом, включают в свой состав еще одного человека.

Тем не менее Бондаренко останется в памяти потомков наравне с другими погибшими космонавтами.

Жертвы и роковое 24 октября

Спасатели за считанные минуты прибыли на аварийную площадку Байконура. Людей, охваченных пламенем, они тушили песком — под руками больше ничего не было. Непосредственно после выгорания ракетного топлива пожар продолжался еще около двух часов. Выгорело практически все оборудование — агрегаты, кабельные коммуникации. В течение ночи на космодроме были развернуты госпитальные лагеря. 

Согласно официальной версии в катастрофе на космодроме Байконур 24 октября 1960 года погибло 78 человек. Неофициальные источники располагают данными о 126 погибших. Таково уточненное количество жертв с учетом погибших от осложнений, полученных от пожара и отравления азотной кислотой.

В катастрофе погибли те, кто непосредственно осуществлял, отвечал или курировал испытание ракеты Р-16. 

Невосполнимой утратой была гибель Главнокомандующего РВСН, главного маршала артиллерии М.И.Неделина. Его обгоревшие останки опознали только благодаря оплавленной звезде Героя Советского Союза. На Байконуре в братской могиле похоронены 54 человека — технический персонал, военнослужащие, находящиеся в эпицентре катастрофы. Оцинкованные гробы с останками погибших из руководящего состава РВСН СССР были отправлены на их Родину. Урна с прахом М.И. Неделина была размещена в Кремлевской стене.

Спустя несколько месяцев, учтя все ошибки неудачного первого старта, был проведен успешный пуск второй ракеты Р-16. 2 февраля 1961-го на Байконуре праздновали первую победу — осенью того же года МБР Р-16 приняли на вооружение. Ракетчики были воодушевлены новыми планами, и казалось, что авария 24 октября 1960-го стала  немного забываться. Однако спустя три года, день в день, после очередного испытания Р-9А, в пусковой установке произошёл пожар. Снова не обошлось без человеческих жертв — восемь военнослужащих сгорели заживо.

С тех пор 24 октября на Байконуре не проводятся никакие работы, связанные с ракетно-космической техникой. Ни одно даже самое безобидное испытание не планируется на эту зловещую дату. Этот день навсегда остался днем памяти. Его ракетчики проводят у братской могилы тех, кто сгорел во время первой катастрофы на Байконуре.

Трагедия Владимира Комарова

Без сомнений, Юрий Гагарин был первым человеком, побывавшим в космосе. Однако мало кто знает об истории его друга и коллеги Владимира Комарова, несмотря на то что этот случай был не менее запоминающимся.

Советский Союз в честь 50-й годовщины мировой коммунистической революции решил произвести стыковку двух космических аппаратов. К сожалению, все это привело к тому, что сроки реализации проектов и строительства аппаратов серьезно сократили, чтобы успеть к запланированной дате. В качестве командира первого корабля выбрали Комарова. Он знал, что если откажется, то вместо него отправят его друга, Гагарина, который был его дублером. Комаров согласился, хотя, вероятнее всего, понимал, что домой он уже не вернется.

Неполадки начались 23 апреля 1967, сразу после того, как «Союз-1» с Комаровым на борту был выведен на орбиту. Так как одна из солнечных панелей не раскрылась, корабль стал испытывать энергетическое голодание. Полет было решено немедленно прекратить. Во время снижения отказала система раскрытия парашюта. Запасной парашют, вышедший на высоте 1,5 километра над поверхностью, не смог наполнится, так как его стропы зацепились и обмотались вокруг строп неотстреленного отказавшего основного парашюта. В итоге модуль ударился о землю со скоростью 50 метров в секунду.

Согласно официальной версии, Комаров погиб от удара о поверхность, однако, согласно информации с прослушивающих американских станций, космонавт еще некоторое время оставался жив. При ударе была повреждена емкость с перекисью водорода, в результате чего в модуле возник пожар, который его практически полностью уничтожил, фактически испарив космонавта живьем.

Братья Юдика-Кордилья

Ахилл и Джованни Баттиста  Юдика-Кордилья. Эти два итальянских радиолюбителя утверждали, что записали несколько радиопередач от советских космических миссий. По их словам это были катастрофы. Братья выпустили серию записей в 1960 годы. Первая датировалась маем 1960 года, последняя апрелем 1964 года. Одной из самых известных стала запись, сделанная в ноябре 1963. На ней женщина-космонавт кричит «мне жарко!!!». Якобы в этот момент она сгорала в своем корабле при входе в атмосферу. Однако подлинность записей была сомнительна. Критики указывали на неграмотный русский язык и несоблюдение правил советских протоколов связи. Остается открытым лишь вопрос — были ли эти записи розыгрышем, или это была преднамеренная провокация?

Гагарин и Терешкова не были первыми

Спойлер: Юрий Гагарин был первым космонавтом

Конец 1950-х и 1960-е годы стали эпохой борьбы СССР и США за лидерство в освоении космоса. Прорывной шаг сделал СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года — еще одна знаковая дата: Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Однако были и те, кто утверждал, что другие советские космонавты побывали там до Гагарина, но не вернулись обратно.

Братья Юдика-Кордилья, радиолюбители из Италии, еще до полета Гагарина утверждали, что несколько раз смогли перехватить сообщения с советских космических кораблей. В мае 1960 года — сообщение экипажа об отклонении от курса; в ноябре 1960 года — сигнал SOS с корабля, покидавшего земную орбиту; и, наконец, в феврале 1961 года — сердцебиение и другие звуки якобы задыхающегося космонавта, который медленно умирал, дрейфуя в открытом космосе.

Ахилл и Джан Баттиста Юдика-Кордилья на своей станции в Торре Берт недалеко от Турина

Позже они сообщили еще об одной сенсационной записи. Она якобы датирована серединой мая 1961 года и сегодня циркулирует по интернету под названием «Космонавт Людмила». По мнению братьев, они перехватили переговоры советской женщины-космонавта с корабля, который постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы. Сама запись звучала еще более душераздирающе, чем предыдущие. Женский голос (правда, почему-то с сильным итальянским акцентом) сообщал о пожаре на борту и много раз повторял «Мне жарко!». Получалось, что первая женщина-космонавт погибла еще за два года до полета Валентины Терешковой.

Само собой, в СССР опровергали такие версии. Опровержениям, разумеется, не верили, ведь сокрытие таких инцидентов выглядело вполне логичным и вполне в духе советской политики — на кону стояла репутация страны как лидера в освоении космоса.

Запись голоса «космонавта Людмилы»

Позднее, во времена Перестройки, когда архивы стали доступны, выяснилось, что в СССР, например, скрывали смерть космонавта Валентина Бондаренко. Правда, погиб он еще на этапе подготовки к полетам. Скрывали и катастрофу на Байконуре в 1960 году, одну из крупнейших в истории ракетных запусков. В ней погибло по разным данным, от 74 до 126 человек. Также была целиком засекречена пилотируемая лунная программа «Н-1». Обо всех этих фактах стало официально известно в 1989 году, хотя слухи ходили и раньше.

Однако о «Людмиле» и остальных «фантомных космонавтах» не было ни слухов, ни документов. Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений.

Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит. К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев.

Трагедия космического шаттла Columbia

Шаттл Columbia повторно вошел в атмосферу и развалился

Спустя семнадцать лет после трагедии «Челленджера» программа шаттлов столкнулась с еще одной потерей, когда космический шаттл «Колумбия» развалился при вхождении в атмосферу 1 февраля 2003 года в конце миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной разрушения шаттла стал кусок теплоизоляции кислородного бака, повредивший теплоизоляцию крыла во время старта. Семь членов экипажа, может быть, и пережили первое повреждение шаттла, но быстро потеряли сознание и умерли, пока шаттл продолжал крушиться вокруг них. Катастрофа шаттла «Колумбия», по словам Макдональда, к сожалению, повторяет ошибки эпохи «Челленджера», и какая-то мелочь остается без внимания.

В следующем году президент Джордж Буш объявил о закрытии программы шаттлов.

Катастрофа «Челленджера»

Члены команды Challenger: астронавты Майкл Дж. Смит, Фрэнсис Р. Скоби и Рональд Е. Макнейр, Эллисон С. Онизука, специалисты по погрузке Шарон Кристал Маколифф и Грегори Джарвис, и Джудит А. Резник

NASA завершило эпоху «Аполлона» без фатальных происшествий во время космических миссий. Серия успеха резко оборвалась 28 января 1986 года, когда космический шаттл «Челленджер» взорвался прямо на глазах у многочисленных зрителей у экранов телевизоров, вскоре после старта. Запуск привлек много внимания, потому что впервые на орбиту вышел учитель. Пообещав вести уроки из космоса, Криста Маколифф привлекла миллионную аудиторию школьников.

Катастрофа травмировала нацию, считает Джеймс Хансен, историк космоса в Университете Обера.

Шумное расследование показало, что О-ринг (уплотнительное кольцо круглого сечения) испортилось из-за низкой температуры в день запуска. NASA знало, что это может произойти. Авария привела к техническим и культурным изменениям в агентстве и приостановила развитие программы шаттлов до 1988 года.

«Союз-1», или политика против человеческой жизни

Из соображений сохранения престижа Советское руководство пыталось строжайше засекретить не только факт многочисленных запусков, но и личности «нулевых космонавтов». Поэтому до сих пор не было обнаружено никаких доказательств о предполагаемых жертвах, даже в рассекреченных после распада СССР архивах.

Экспертам удалось собрать немного информации о Владимире Комарове. Фактически он погиб в апреле 1967 года (через 6 лет после полета Гагарина) и, согласно доступным источникам, считается первой жертвой советской космической программы.

После провальной миссии «Аполлон» Советская власть в спешке готовилась к собственной миссии, которая должна была продемонстрировать всему миру ее превосходство. Комаров, прекрасно осведомленный о недостатках корабля «Союз-1», понимал, что его назначили на задание не только из-за опыта, но и из-за того, что в отличие от большинства военных летчиков он еще был и инженером, который сможет разобраться с возможными отказами оборудования.

Космонавт знал, что предстоящая амбициозная миссия была чрезвычайно рискованной из-за отсутствия необходимых разработок и спешки. В результате политического давления Комаров был вынужден лететь, чтобы не подвергать опасности своего друга Юрия Гагарина, который был назначен на эту миссию в качестве запасного пилота.

Утонуть в скафандре

Утонуть в скафандре очень легко

С начала 60-х годов США старались ускорить проведения испытаний различных новых космических технологий, чтобы догнать и обогнать СССР в космической гонке. В одном из таких испытаний принимали участие два летчика-испытателя, Мальком Росс и Виктор Пратер. Они испытывали новые прототипы скафандров. Для проверки скафандров людей на воздушном шаре поднимали в верхние слои атмосферы.

Если не брать в расчет несколько неурядиц, сами испытания прошли гладко. Все проблемы, приведшие в конечном итоге к настоящей трагедии, начались при возвращении на Землю. После того как воздушный шар приводнился в Мексиканском заливе, пара испытателей стала ожидать вертолета, который должен был их подобрать и увезти домой. Когда вертолет прилетел и сбросил тросы для прицепки корзины воздушного шара, Пратер поскользнулся. Он упал в Мексиканский залив, вода начала заливать его скафандр. Испытатель утонул в собственном скафандре еще до того момента, как спасатели смогли до него добраться.

Катастрофа истребителя Gemini

Программа полетов Gemini помогла США усовершенствовать различные технологии, которые впоследствии помогли миссиям «Аполлон» добраться до Луны.

Мало кто знает, что эту программу могли вовсе закрыть из-за инцидента, произошедшего одним февральским днем 1966 года.

В тот день члены команды Gemini Эллиот Си и Чарли Бассетт управляли учебным самолетом T-38 Talon. Сопровождала их дублирующая команда из Тома Стэффорда и Джина Сернена. Пилоты направлялись на завод компании Макдоннелл в Сент-Луисе, где производилось создание космических кораблей Gemini IX и Gemini X и где они должны были проходить тренировку в симуляторе. Погода в этот день выдалась отвратительная. Видимость была крайней низкой, что очень сильно затрудняло посадку.

Стэффорд и Сернан решили облететь посадочную полосу и выбрать более безопасный угол для снижения, однако Си и Бассетт решили не терять время и приступили к посадке. Это решение оказалось роковым. Дело в том, что посадочная полоса находилась очень близко к самой фабрике. Из-за опустившегося тумана Си неправильно рассчитал скорость и направил самолет прямиком в здание, где производилась сборка двух космических аппаратов. К несчастью, оба астронавта погибли, но по жестокой иронии один из строившихся аппаратов уцелел, а саму программу Gemini было решено не закрывать.

Погибшие космонавты СССР

Комаров, Владимир Михайлович, погиб 24 апреля 1967 года. Инженер-полковник Владимир Комаров – космонавт-испытатель, пилотировавший новые советские космические корабли – «Восход-1» и «Союз-1», ставшие первыми многоместными кораблями в истории космонавтики. Первый полет Комарова на «Восходе-1» (12-13 октября 1964) сам по себе характеризовал и командира, и экипаж как героев – ведь космонавты совершали полет без скафандров и систем катапультирования, которые не были установлены на корабле из-за острой нехватки места.

Второй полет, ставший для Комарова последним, проходил неудачно. Из-за неполадок в солнечных батареях «Союзу-1» было приказано уходить на посадку, которая и стала для его экипажа смертельной. На финальных этапах спуска произошла авария: не сработал сперва основной парашют, а затем и запасной, стропы которого запутались из-за сильного вращения спускаемого аппарата. На колоссальной скорости корабль врезался в землю – экипаж корабля погиб мгновенно. Героизму Комарова, как и других погибших космонавтов, посвящена мемориальная табличка и статуэтка «Павший астронавт», оставленные в борозде Хэдли Апеннинских гор на Луне экипажем корабля «Аполлон-15».

Гибель «Союза-11» 30 июня 1971 года. Георгий Добровольский и его экипаж (В. Пацаев и В. Волков) готовились как дублеры команды Алексея Леонова – первого человека, осуществившего выход в открытый космос. Однако за несколько дней до старта «Союза-11» медкомиссия забраковала бортинженера Леонова, Валерия Кубасова. Судьба распорядилась так, что полетел экипаж Добровольского. 7 июня 1971 года «Союз-11» осуществил стыковку с орбитальной станцией «Салют-11» и приступил к ее расконсервации.

Не все проходило гладко: воздух был сильно задымлен, а на 11 день и вовсе случился пожар, вещь в космосе поистине страшная. Однако в целом задача полета была выполнена, и экипаж сумел даже в таких непростых условиях осуществить целый комплекс научных наблюдений и исследований. За два дня до трагедии, в ходе расстыковки никак не гас индикатор, сигнализировавший о неплотном закрытии крышки люка. Визуальный осмотр неполадок не выявил, и Центр Управления Полетов допустил неисправность датчика. В ходе посадки 30 июня 1971 года, на высоте в 150 км произошла разгерметизация корабля. Несмотря на то, что автоматическая посадка была произведена в штатном режиме, экипаж в полном составе погиб от кессонной болезни.

Семейное положение и награды

Погибшие космонавты не только герои своей страны, отдавшие за нее жизни, но и чьи-то сыновья, мужья и отцы. После гибели Георгия Добровольского осиротели его две дочери Марина (1960 г. р.) и Наталья (1967 г. р.). Одна осталась и вдова героя, Людмила Стеблева, преподаватель средней школы. И если старшая дочь успела запомнить своего отца, то младшая, который было всего 4 года в момент крушения капсулы, совсем его не знает.

Кроме звания Героя СССР Добровольский был награжден орденом Ленина (посмертно), «Золотой Звездой», медалью «За боевые заслуги». Кроме того, именем космонавта были названы планета № 1789, открытая в 1977 году, лунный кратер и научно-исследовательски корабль.

Также по сей день начиная с 1972 года существует традиция разыгрывать Кубок Добровольского, который присуждается за лучший прыжок на батуте.

Трагедия со скафандром на «Восход-2»

18 марта 1965 года состоялся исторический запуск на орбиту Земли космического аппарата «Восход-2». Цель миссии: первый в истории выход в открытый космос. Управление космическим кораблем было поручено космонавтам Алексею Леонову и Павлу Беляеву. Полет сопровождался многочисленными проблемами, но самая опасная из них следовала не от корабля, а от космического скафандра Леонова.

К счастью, идея оказалась удачной и научила нас, как не следует делать космические скафандры.

Вскоре после выхода в открытый космос Леонов понял, что что-то не так. Как только космонавт оказался в космическом вакууме, он почувствовал, как его скафандр начал надуваться. Перчатки раздулись настолько, что сделали практически невозможным выполнение поставленных задач. Хуже оказалось то, что скафандр раздуло настолько, что он не проходил через воздушный шлюз, фактически заперев космонавта в безжизненном пространстве. В отчаянии Леонов решил выпустить некоторый запас кислорода для дыхания, чтобы снизить давление внутри скафандра. Космонавт понимал, что при неудаче он погибнет от удушения гораздо быстрее.

Комаров Владимир Михайлович

Российские астронавты, погибшие в космосе, внесли неоценимое вложение в эволюцию космонавтики своей страны. Таким героем был и летчик-космонавт Владимир Комаров, который родился 14.04.1927 и числился в команде первого в мировой истории экипажа ракеты, более того, был ее командирам. Владимир Михайлович за свою жизнь успел дважды побывать в космосе.

Чтобы ответить на вопрос, сколько погибло космонавтов в СССР, необходимо разобраться в системе полетов. Его первый космический полет на корабле под названием «Восход» был осуществлен 12.04.1964 и продлился сутки, окончившись весьма успешной посадкой. Второе (и по совместительству – последнее) путешествие летчика состоялось через 3 года. Владимир Михайлович погиб в период окончания полета, когда во время спуска ключевой парашют не раскрылся, в последствии чего космическому кораблю было не избежать столкновения с землей – начался ужасный пожар. Гибель космонавта произошла из-за непредотвратимого упущения. Владимиру Комарову как первому в истории погибшему летчику-астронавту установлен мемориал в городе его рождения – Нижнем Новгороде.


Табличка с именами погибших астронавтов и космонавтов (включая Комарова), оставленная командой «Аполлона-15» на Луне

Космонавтика России: актуальные сведенья

В случае, если вам интересно количество погибших космонавтов России, то на сегодняшний день их нет. С момента распада Союза Советских Социалистических Республик и существования Росси как единого государства не было заявлений о крушении космических ракет и погибших в космосе.

Также истории известны случаи погибших не в космосе, людей, которым так и не суждено было взлететь. Одним из таких является Бондаренко Валентин Васильевич, который умер в период подготовительных тренировок. Когда Валентин Васильевич пребывал в судобарокамере на протяжении десяти суток в полном одиночестве, он открепил датчики, миссией которых было докладывать о жизнедеятельности астронавта. Бондаренко аккуратно протер их ватным тампоном, который позже выбросил. Именно он и стал причиной возгорания, предварительно попав в спираль электроплитки. Через 10 часов Валентин Васильевич скончался в Боткинской больнице.

Скорее всего, миссия астронавтов, которые решились шагнуть в космос, была колоссальная. Даже заранее зная свою несчастливую судьбу, большинство погибших в космосе не отреклись бы от космонавтики ни при каких условиях. Тем не менее нам всегда необходимо помнить, ценой скольких жизней проложена дорога к звездам и как много вложили астронавты в нашу науку и светлое будущее.