Хакатон: как студенты сколтеха обучали ассистента олега финансовым играм

Процесс: как ребята придумывали решения

В хакатоне приняли участие 20 команд. У студентов было двое суток, чтобы разработать концепцию игры, продумать и написать текст, сделать макет чат-бота и представить идею. Студенты могли задавать любые вопросы по задаче жюри из Тинькофф.
Одной из команд были PEPEtoners — студенты с факультетов Petroleum Engineering и Data Science. Команда PEPEtoners впервые участвовала в хакатоне.

Вместе собраться не получилось — ребята общались онлайн

Команда устроила брейншторм: накидали идей, отсортировали их на реалистичные и нереалистичные и выбрали две самые перспективные.

Доска в «Трелло» с результатами брейншторма PEPEtoners

Для начала команда решила разрабатывать викторину вроде «Клевера» во ВКонтакте: участники вызывают друг друга на бой и отвечают на семь вопросов, победитель получает клеверсы, которые потом можно обменять на деньги. Но идея была очевидной: ее разрабатывали многие другие команды и обсуждали это в общем чате. В итоге, PEPEtoners решили отказаться от викторины.
«Клевер» был очень популярным во ВКонтакте: про нее знал каждый школьник

Команда решила делать квест с игровой механикой «Детройта»: обстоятельства, в которые попадает персонаж, зависят от выбора, который делает игрок. Персонажем стал бот Олег. Команда решила отправить Олега в советское прошлое, помещать его в разные обстоятельства того времени и обучать финансовой грамотности.
История начиналась так:

«Студенты Сколтеха отправили андроида Олега в прошлое, чтобы он разбогател. Однако в процессе путешествия во времени он потерял память и не помнит, куда вкладываться. Всё же он нашел способ связаться с будущим — это вы. Олег наладил контакт с вашим устройством и теперь может отправлять вам короткие сообщения. При себе он имеет начальный капитал в пять тысяч долларов. Помоги Олегу заработать десять миллионов долларов, а он в долгу не останется».

Дальше клиенты отвечают на вопросы квеста, решают, что делать с деньгами, и получают баллы. Потом баллы можно обменять на деньги.

Ребята придумали несколько вопросов для квеста и квиза в разных эпохах в России.

Пример вопроса из квеста:

«Добрый день! Олег на связи. Сейчас 1994 год, и я стою перед непростым выбором. Я познакомился с мужчиной, который рассказал мне, как он заработал деньги очень быстро, купив ценные бумаги одной компании. По телевизору везде крутится реклама, однако купить можно только билеты, а не акции компании. Все больше и больше людей покупают эти билеты, а доходность каждой невообразимо высокая. Что посоветуешь сделать?»

  • Купить билеты: мужчина сказал, что за две недели накопил жене на сапоги!
  • Не покупать билеты.

Чтобы заработать на топливо для связи с Олегом в прошлом, клиент должен проходить квизы с вопросами о финансовой грамотности. Также ответы на квизы дают возможность отменить неправильные ответы в квестах.
Чтобы быстрее сделать прототип, команда разделила обязанности: двое ребят отвечали за логику и вопросы квеста, двое — за техническую часть.

Команда работала всю ночь: работоспособность поддерживала пицца и студенческий драйв

В результате квест соответствовал четырем из пяти критериев оценки:

  1. Оригинальная идея. Вопросы квеста касались событий в России, которые затронули многих клиентов Тинькофф: пирамиды МММ, развитие интернета, бум технологий.
  2. Механика игры. Клиент зарабатывает баллы, которые потом может обменять на рубли. Нужно отвечать на вопросы квеста. Если пройти дополнительный сет вопросов, есть возможность отменить неправильный ответ.
  3. Механика возвращения пользователей в игру. Если пользователь долго не заходит в игру, Олег начинает бездумно сорить деньгами, а пользователь теряет баллы.
  4. Механика для вовлечения друзей в игру. В квесте есть лидерборды — в них можно сравнить, где оказался Олег разных игроков.

Когда текст квеста был готов, ребята с факультета Data Science создали чат-бота.

Телеграм-бот может общаться не только текстом, но и голосом. Чтобы Олег заговорил, ребята воспользовались технологиями VoiceKit API команды Tinkoff

Задача: сделать общение с ассистентом Олегом более интересным

Финансовый ассистент Олег помогает клиентам решать банковские вопросы в приложении — автоматизировать платежи, пополнять мобильный счет, контролировать свои расходы по категориям, оплачивать кредитку. Благодаря Олегу, у клиентов освобождается время на другие дела.

Чтобы пообщаться с Олегом, зайдите в приложение Тинькофф, нажмите на микрофон и скажите «Привет, Олег!»

Жюри предложили студентам Сколтеха придумать финансовые игры для клиентов. Механика может быть любой: обучение финансовой грамотности, зарабатывание бонусов или соревнования. Главное — чтобы тема финансов из скучной и сложной стала простой и веселой.

В результате должен был получиться бот в Телеграмме, который соответствует условиям:

  • Игра с оригинальной механикой. Например, захватывающий сюжет.
  • Функционал для возвращения пользователя в игру. Например, пуш-уведомления, которые будут напоминать клиенту о новой задаче.
  • Функционал для привлечения друзей. Например, возможность проходить квест в команде.
  • Механика, чтобы клиент играл в игру чаще. Например, возможность зарабатывать кэшбек за каждый пройденный уровень.
  • Удобство для управления голосом.