Сели, полетели: краткая история космического туризма

Тренды и направления профессии

Желающих улететь за пределы Земли становится все больше: так, 20 июля 2021 года миллиардер и основатель Amazon Джефф Безос совершил суборбитальный полет вместе с братом Марком, 18-летним студентом-физиком из Нидерландов Оливером Дэменом, а также 82-летней американской летчицей Уолли Фанк. Еще один туристический полет на Crew Dragon компании Илона Маска SpaceX должен состояться в конце 2021-го — начале 2022 года. А японский миллиардер Юсаку Маэдзава объявил о наборе восьми космических туристов для полета на Луну в 2023 году.

Пока стоимость таких полетов остается непосильной для большинства жителей Земли — путевки стоят в районе $50-60 млн. Но компании уже работают над тем, чтобы сделать туристические полеты в космос куда доступнее — Blue Origin рассчитывает брать с клиентов $200-300 тыс. за суборбитальный полет. Такие путешествия займут 10-15 минут — за это время ракета поднимется на границу космоса, а туристы смогут побывать в невесомости и полюбоваться планетой в иллюминаторы.

В будущем больше людей смогут купить себе космический тур, появится больше предложений и маршрутов. Потребуются люди, которые смогут все это организовать.

Первые космические туристы SpaceX

Первые четверо туристов отправились в космос в рамках первой гражданской миссии SpaceX Inspiration4.

Запуск состоялся при помощи ракеты-носителя Falcon 9 с кораблем Crew Dragon с площадки Космического центра Кеннеди на мысе Канаверал. Все четверо пассажиров не имеют никакого отношения к космосу. Один из них — миллиардер Джаред Исаакман, СЕО оператора цифровых платежей Shift4 Payments — стал главным инвестором миссии. Также в составе экипажа — 51-летняя исследовательница-геофизик, 42-летний ветеран ВВС США и 29-летняя помощница врача в детской больнице.

В отличие от других подобных миссий, в рамках Inspiration4 туристы поднимутся на высоту 580 км (выше, чем орбита МКС) и проведут на околоземной орбите трое суток.

Сколько стоит космический корабль

В документе указывается, что стоимость разработки корабля DST составит порядка 29,2 миллиарда долларов. Однако стоит учитывать, что эти цифры очень приблизительные поскольку готовой дизайн-конструкторской документации аппарата по-прежнему никто не видел. Поэтому STPI проводила расчеты с учетом стоимости разработки космического аппарата «Орион». Что интересно, общая стоимость космической станции Gateway оценивается специалистами «всего» в 6 миллиардов долларов. Аналитики STPI объясняют это тем, что разработкой и отправкой части модулей новой окололунной станции будут заниматься партнеры NASA – проект будет международный. Поэтому их стоимость в общий бюджет американского агентства не была включена.

Пол для будущей базы на Луне напечатали на 3D-принтере

Исследователи из Европейского космического агентства (ESA) показали один из главных компонентов будущей лунной базы.

Проект Международной лунной деревни (International Lunar Village) разработало американское архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill (SOM).

Прототип пола диаметром 4 м и весом 395 кг напечатали на роботизированном 3D-принтере из металлической проволочной дуги, которую сплавляют с помощью лазеров

Так объекты получаются очень легкими и прочными, что особенно важно для использования на Луне. Его будут использовать для каждого здания

В будущем в качестве сырья для каркасов планируют использовать лунный реголит, чтобы печатать объекты инфраструктуры прямо на Луне, а надувные стены будут доставлять в сжатом виде.

Если есть деньги

Стать всамделишным космическим туристом могут только люди, имеющие несколько десятков миллионов свободных долларов.

Россия на этом премиум-рынке является ключевым игроком. Удивляться этому не приходиться, ведь именно она, по сути, единственная занимается доставкой людей и грузов на МКС.

Организацией полетов ведает Роскосмос, а посреднические функции до недавнего времени выполняла компания Space Adventures.

Турист попадает на орбиту с помощью самых безопасных из существующих кораблей серии «Союз». Пакет предусматривает не только возможность полететь в космос, но еще и пребывание на МКС в течение 1 или 2 недель.

Цена тура во многом зависит от длительности нахождения вне пределов Земли. Помимо этого, есть и ряд дополнительных развлечений, среди которых участие в экспериментах и выход в открытый космос.

Сколько придется заплатить? Минимальная цена составляет 20 000 000 долларов, а максимальная – вдвое выше.

Space Adventures в скором будущем обещает наладить доставку туристов на МКС с помощью кораблей CST-100, над которыми все еще работает Боинг. Такое решение было принято из-за ухудшения отношений между США и РФ. Роскосмос также намерен продолжить деятельность в сфере космического туризма самостоятельно.

Как нетрудно убедиться, полноценные полеты на околоземную орбиту – весьма недешевое удовольствие. Впрочем, дороговизна выходит относительная – наша страна, к примеру, берет 76 000 000 долларов на отправку лишь одного иностранного космонавта.

Предыстория: почему туристы в космос летали-летали, а затем перестали

Первым туристом в космосе американский миллионер Деннис Тито, побывавший на МКС еще в 2001 году. За ним последовали еще шесть американцев и один канадец. Все они, что характерно, летали на борту кораблей «Союз» «Роскосмоса».

Дело тут не только в относительно высокой безопасности «Союзов» (последняя гибель людей на борту этого типа кораблей в 1971 году, а их американской альтернативы, шаттлов, — в 1986 и 2003 годах). Более важным был коммерческий фактор. Пуск российского космического корабля стоил десятки миллионов долларов, поэтому тот же Тито заплатил «всего» $20 миллионов за попадание на орбитальную станцию. Один пуск американских шаттлов уже $1,5 миллиарда: туристов, достаточно богатых для такого транспорта, найти слишком сложно.

Но уже с 2009 года даже «Роскосмос» потерял возможность доставлять туристов за пределы земной атмосферы. Причем не по своей вине: случилось это из-за свертывания программы шаттлов на стороне США. Штаты отказались от них из-за их очевидной небезопасности для астронавтов: всего за время программы Space Shuttle на американских космических «челноках» погибло 14 человек — в несколько раз , чем на всех остальных средствах для полетов в космос, вместе взятых.

В результате отказа США от шаттлов (а других пилотируемых средств для космических полетов NASA пока не имеет) российские «Союзы» оказались вообще единственным средством доставки людей на МКС. От этого «лишние» места для космических туристов в них исчезли — все заняли профессиональные астронавты.

И вот уже десять лет космического туризма просто нет.

Вперёд, на Марс!

Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который совершил свой полёт на МКС на борту российского корабля «Союз» 28 апреля 2001 года. Тогда Тито заплатил Федеральному космическому агентству России (Роскосмос) 20 миллионов долларов.

В феврале этого года американец организовал фонд Inspiration Mars Foundation, целью которого является проведение космического круиза к Марсу в 2018 году. Проект Тито не предусматривает даже выхода на орбиту вокруг Марса, однако желающих принять участие в этом полёте появилось немало. Во сколько обойдётся такое грандиозное путешествие, пока не сообщается, но если учитывать, что его продолжительность составит 501 день, можно предположить, что цена будет как минимум 25 миллионов долларов.

В качестве транспортного средства для путешествия к Марсу мультимиллионер планирует использовать частный корабль Dragon, который на сегодняшний день совершил уже три рейса к МКС. Правда, для полёта к Красной планете надёжность летательного аппарата необходимо повысить из-за большой продолжительности круиза. Возможность просто не вернуться из космического рейса волнует космических туристов в последнюю очередь. Александр Железняков подчёркивает, что коммерческие предприятия всё же больше заинтересованы в прибыли, поэтому вопрос безопасности перед ними стоит не в такой степени, как в правительственных организациях (NASA или Роскосмос)

Однако, как показывает практика авиации, если на первом этапе разработки космического корабля уделять пристальное внимание его надёжности, последующая эксплуатация аппаратов будет достаточное безопасной. Во всяком случае, к моменту, когда частные полёты в космос станут более доступными, их надёжность всё-таки увеличится

Современное развитие космического туризма

Путешествие в космос до настоящего момента организовал Роскосмос совместно с Space Adventure. Подготовкой частных лиц для пребывания в невесомости также занималась российская организация в подмосковном Щелково. Только Ануше Ансари прошла дополнительную подготовку в NASA. Именно Роскосмос всегда определял, сколько стоит полет в космос.

Выше было отмечено, что изначально за путешествие на МКС платили порядка 20 миллионов долларов. К моменту, когда был запланирован последний полет в космос, цена для частных лиц увеличилась до 35 миллионов долларов. Кроме того, Роскосмос предоставил возможность туристам выйти за пределы МКС. Такая услуга оценивается в 3 миллиона долларов.

Космический туризм — это опасное направление. При организации путешествий за пределы Земли необходимо учитывать множество факторов. Будущих туристов готовят к тому, что им придется находиться некоторое время в состоянии невесомости, которая оказывает вредное воздействие на организм. Помимо этого, необходимо создать такие коммерческие летальные аппараты, которые смогут работать в условиях разреженной атмосферы и резких перепадов температур.

Будущих космонавтов готовят к условиям проживания в замкнутом пространстве, которая негативно сказывается на состоянии человеческой психики. Также во время полета они переносят серьезные перегрузки, достигающие нескольких g, и радиационное излучение.
В связи с этим сегодня каждый космонавт проходит многомесячную подготовку, в рамках которой оценивается из физическое и умственное состояние. Сегодня космический туризм предъявляет высокие требования к потенциальным кандидатам. Поэтому пока эта услуга не всегда доступна даже для тех, кто готов потратить несколько десятков миллионов долларов.

Запуск космических туристов на корабле SpaceX

Запуск ракеты-носителя Falcon 9 состоялся 16 сентября, в 3:03 утра по московскому времени. Примерно через 3 минуты после запуска первая ступень ракеты отделилась и плавно опустилась на платформу Just Read the Instructions в Атлантическом океане. Еще через несколько минут корабль Crew Dragon отделился от второй ступени и успешно вышел на орбиту высотой 575 километров. После трехдневного путешествия капсула с астронавтами-любителями должна совершить посадку в Атлантическом океане.

Запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon

Первое, что сделали космические туристы — посмотрели на космос через прозрачный купол, который расположен в носовом обтекателе корабля. Он был установлен вместо шлюзовой двери, которая обычно используется для стыковки с Международной космической станцией. В этом же обтекателе установлен туалет для астронавтов.

Прозрачный купол Crew Dragon

Чем именно астронавты будут заниматься в рамках миссии помимо любования космосом, неизвестно. Но у них определенно есть какая-то цель, потому что Джаред Айзекман не хотел, чтобы они летели в космос «впустую». И это похвально, потому что дорогой полет в космос должен принести пользу науке.

Конструкция корабля Crew Dragon

Virgin Galactic — частные полеты в космос

SpaceShipOne был отправлен в отставку после трех успешных космических полетов, но его наследие продолжает жить в Spaceship Unity от компании Virgin Galactic. Как и его предшественник, ракетоплан Virgin Galactic запускается со специально сконструированного самолета, а затем набирает высоту 80 километров. Этого достаточно, чтобы пилоты Virgin Galactic смогли заработать себе звание астронавтов.

Интерьер кабины космического корабля Virgin Galactic

Цель Virgin Galactic — стать «первой в мире коммерческой космической линией», в конечном итоге она будет предлагать регулярные полеты с космодрома на юге Нью-Мексико. Компания планирует начать регулярные полеты в начале 2021 года, а генеральный директор Virgin Galactic Ричард Брэнсон станет первым непрофессиональным пилотом, который полетит на космическом корабле Unity.

Сколько стоит полететь в космос

Сколько стоит билет в космос через Virgin Galactic? Первоначально компания просила 250 000 долларов с первых покупателей. И более 600 человек уже выразили желание купить билет по этой цене, чтобы стать «будущими космонавтами». Но теперь Virgin Galactic планирует повысить свои ставки, хотя окончательная цена еще не объявлена. Сделав депозит в размере 1 000 долларов, вы можете зарегистрироваться, чтобы попасть в список желающих. Вы бы доверились Брэнсону, чтобы отправиться в космос? Расскажите в нашем Telegram-чате.

Преимуществе космического туризма SpaceX

В 2021 году было совершено два запуска туристов в космос. В июле на орбиту Земли слетал миллиардер Ричард Брэнсон и несколько сотрудников основанной им компании Virgin Galactic. Они поднялись на 80-километровую высоту (почти граница между Землей и космосом) и через несколько минут успешно совершили мягкую посадку.

Ричард Брэнсон в космосе

После Брэнсона в космический туризм отправился основатель компании Amazon Джефф Безос в компании своего брата, студента и 82-летней летчицы. Они поднялись на 100-километровую высоту и тоже совершили посадку спустя несколько минут полета. Подробнее об этом событии можно почитать в этом материале.

Джефф Безос после полета в космос

Грядущая миссия SpaceX будет лучше двух предыдущих полетов сразу по нескольким параметрам:

  • во-первых, корабль Crew Dragon поднимается на высоту 580 километров — вот это настоящий космический туризм, а не «прыжки» на 100-метровую высоту;
  • во-вторых, экипаж корабля проведет в космосе не ничтожные несколько минут, а три дня, что позволит людям надолго запомнить свой опыт;
  • в-третьих, собранные в рамках подготовки к миссии средства пойдут на благотворительность.

Последний пункт звучит наиболее круто. Когда в космос собирался миллиардер Джефф Безос, пользователи Интернета были недовольны его успехом. Однако, Джефф Безос очень давно готовился к этому полету и буквально осуществил мечту своего детства. Подробнее о его пути к этому полету можете узнать тут.

На Netflix есть документальный фильм о миссии Inspiration4

Космические цены

Перед тем как полететь в космос, необходимо пройти специальное обследование, и если его результаты окажутся успешными, будущему космонавту предстоит встать в очередь (на 2–3 года).

Организацией орбитальных космических туров занимаетсяагентство Space Adventures, которое планирует уже в этом году увеличить число полётов. Цена за рейс к звёздам у этой компании составляет 15 миллионов долларов, но к 2015 году планируется понижение тарифов – до 100 тысяч долларов, благодаря технологическому развитию. Кроме того, Space Adventures намерена ввести для своих клиентов новую услугу – выход в открытый космос за 15 миллионов долларов, правда, на это удовольствие скидки пока не планируются.

Ещё одним игроком на рынке космического туризма является компания XCOR, предлагающая полететь в космос на корабле Lynx. Стоимость путешествия с этим туроператором обойдётся всего в 95 тысяч долларов по предварительному заказу.

Говорить о скором понижении цен на туристические полёты в космос сейчас слишком рано. Эксперты считают, что орбитальный туризм ещё как минимум двадцать лет будет оставаться уделом богатых. В настоящее время стоимость достаточно велика, а полётов совершается не так много. Также для доступности массовых полётов в космос необходима разработка частных пилотируемых кораблей типа Dragon.

Развитие космического туризма – выгодное дело, считает Железняков: «Представьте себе, на разработку одного летательного аппарата компания потратит примерно 10 миллионов долларов, включая разработку, постройку, испытания. Дальше, когда она начнёт выпускать эти аппараты серийно, будет потрачено ещё несколько миллионов долларов. При интенсивности полётов раз в неделю затраты покроются через два года, следовательно, с третьего года появится прибыль».

Пуски становятся дешевле

Так американские компании Blue Origin и Space X, возглавляемые Джеффом Безосом и Илоном Маском, активно работают над созданием недорогих многоразовых ракет-носителей. Прорабатывается технология воздушного старта с борта транспортного самолета. Наметились перспективы по возобновлению приостановленного международного проекта «Морской старт».

Помимо этого, ведутся работы по созданию более совершенных и экономичных двигателей. Примером тому может служить клиновоздушный ракетный двигатель (КВРД) для перспективной одноступенчатой ракеты-носителя Demonstrator 3, которую разрабатывает ARCA Space Corporation.

Как пройдет первый туристический полет?

Для отправки победителя аукциона в космос будет использоваться космический корабль New Shepard. Он состоит из 20-метрового многоразового ускорителя и капсулы вместительностью до 6 человек. В рамках туристического полета он поднимется на высоту 105 километров, что по американским стандартом является границей между Землей и космосом. На высоте 100 километров капсула с пассажиром отсоединится от ракеты — последний отправится обратно на Землю, чтобы совершить мягкую посадку. Сама капсула пробудет в суборбитальном пространства около 10 минут, после чего опустится на поверхность планеты на трех парашютах, примерно в 3 километрах от места запуска. Перед посадкой капсула на несколько миллисекунд включит реактивные двигатели, чтобы посадка была максимально мягкой.

Посадка капсулы будет выглядеть примерно так

Победитель аукциона станет первым космическим туристом, который воспользовался услугами компании Blue Origin. Сколько будет стоить билет для последующих туристов, пока неизвестно. Ранее компании открывала предварительный заказ билетов и они стоили в районе 250 тысяч долларов. Первые полеты должны были совершиться в 2020 году, однако были перенесены из-за пандемии коронавируса.

Основателем компании Blue Origin является один из самых богатых людей в мире Джефф Безос, создатель Amazon

Текущий 2021 год вполне можно назвать годом космического туризма. В июле мы будем наблюдать за туристическим полетом космического корабля New Shepard, а уже в сентябре — за полетом четырех человек на борту аппарата Crew Dragon от SpaceX. Билеты на сентябрьский полет тоже были разыграны в ходе соревнования, в ходе которого организаторам удалось собрать более 15 миллионов долларов для больницы святого Иуды. Подробнее о грядущем полете можно почитать по этой ссылке.

Средства безопасности в космосе

О средствах против буйных космических туристов было рассказано в научном издании Futurism. В ходе подкаста «How It Happened» Мириам Крамер рассказала, что члены космических кораблей всегда должны быть готовы к худшему течению обстоятельств. В некоторых случаях один или несколько астронавтов могут стать опасными для себя или окружающих. По ее словам, для их усмирения на борту всегда есть застежки-молнии успокоительные средства.

С собой астронавты всегда берут вещи для связывания и успокаивания буйных коллег

По данным The Associated Press, аэрокосмическое агентство NASA задумалась о способах усмирения буйных астронавтов в 2001 году. Перед полетом члены каждой миссии проходят инструктаж, где говорится о том, что в случае опасности они в праве перевязать запястья и лодыжки буйных коллег изолентой и уколоть транквилизатором. Также в инструкции говорится, что во время перевязки нужно разговаривать с коллегой и объяснить, что все эти меры необходимы для его же безопасности.

Медицинский и психологический осмотр прошли и члены экипажа Inspiration4

Звучит ужасно, но на самом деле вероятность такого происшествия очень мала. Перед полетами астронавты NASA проходят тщательный медицинский осмотр — помимо физического состояния, медики также проверяют их психическое здоровье. Такой же осмотр недавно прошли члены экипажа гражданской миссии Inspiration4, которая была организована компанией SpaceX. Каковы были результаты их тестирования неизвестно, но в ходе полета явно не произошло ничего плохого. По словам Криса Семброски, который является одним из участников миссии, это очень хорошо, что у них есть снаряжение для успокаивания коллег. Но вероятность нервного срыва и паники на борту составляет менее 1%.

Некоторые нюансы

Однозначно на МКС сможет полететь только совершенно здоровый человек, но в случае с суборбитальными полетами все проще. Нагрузки при последнем намного меньше, а потому и опасности они практически не представляют.

Считается, что главная проблема развития туризма в космосе – это очень ограниченный спрос на полеты. Тут ничего странного нет – мало у кого найдется даже минимальная сумма, нужная для оплаты вояжа.

Также трудности возникают с оформлением разрешительных документов. В частности, в РФ необходимо получить лицензию у Роскосмоса. Причем для этого надо доказать, что используемые корабли совершенно безопасны.

Хотят ли женщины в космос

В 2021 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) озвучили имена четырех кандидатов, зачисленных в отряд космонавтов. Все они мужчины. Их выбрали по итогам открытого конкурса, начавшегося еще в 2019 году, когда принять участие в нем мог практически любой желающий, было бы высшее образование и отменное здоровье.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин тогда призывал девушек проявлять «более активное участие»: «Мы бы хотели не проводить какие-то искусственные балансы, но рассчитываем, что молодые женщины России могут спокойно пройти те жесткие требования, которые предъявляются к космонавтам, и тем самым сбалансировать отряд, который стал слишком мужским».

Однако с девушками не сложилось. Из 2,2 тыс. претендентов до очного этапа отбора добрались 64, девять из которых — женщины. Ни одна из них не смогла пройти физические испытания так же, как мужчины, и до сих пор единственной женщиной в команде космонавтов остается Анна Кикина, прошедшая туда по итогам открытого конкурса еще в 2012 году. Однако сами космонавтки видят причину не в слабой подготовке, а в устоявшемся мнении о космонавтике как о сугубо мужском занятии.

«Еще с советских времен у нас сформировалась негласная традиция, что существуют определенные мужские профессии. Космонавт — одна из таких профессий, — говорит Елена Серова, летавшая в космос в 2015-м. — У нас при отборе нет разных требований для женщин и мужчин. Но часто получается так, что женщины приходят в отряд, но не проходят по каким-то требованиям».

В 2019 году скандал вызвало высказывание российского космонавта Сергея Рязанского, который заявил: «У мальчиков примитивная физиология, у нас стабильный уровень гормонов. Никто не собирается приспосабливать запуск ракеты, выход в открытый космос или чрезвычайную ситуацию к женскому циклу».

Интерес к космосу в США и Европе значительно выше, чем в России. В 2020 году NASA приняло 12 тыс. заявок от желающих стать астронавтами, в 2021 году Европейское космическое агентство (EKA) — уже 23 тыс., четверть из которых от женщин. Все испытания женщины-претендентки проходят на общих основаниях, без каких-либо поблажек, наравне с остальными членами отряда.

Ряд российских коллег-мужчин считают, что отбор американским астронавткам дается проще, чем нашим соотечественникам, потому что у них якобы другая физическая подготовка. «У них (американок. — РБК Тренды) много женщин приходит в космос из армии. Это все, как правило, летающие женщины, хорошо подготовленные, — говорит Александр Самокутяев, командир космических кораблей «Союз ТМА-21» (2011) и «Союз ТМА-14М» (2014-2015). — Я много общаюсь с ними, и в космосе тоже сталкивался. Вы знаете, их порой трудно бывает «сепарировать» от мужчин, — у многих даже повадки мужские. Нашим дамам это не свойственно. Они у нас больше нежные, домашние. У нас другой образ женщины, другая культура. Не будем сейчас говорить об эмансипации, мы просто будем надеяться, что в отряде все-таки будет побольше женщин».

Астронавт NASA Сунита Уильямс во время тренировки

(Фото: NASA)

В центрифуге будущих космонавтов крутят с бешеной скоростью — до 70 оборотов в минуту. В термокамере практически поджаривают: температура воздуха поднимается до 60°C. В барокамере кислорода столь мало, что едва хватает для дыхания. В сурдокамере стоит оглушающая тишина, а в иллюминаторах — мрак. Провести в ней нужно 72 часа, 48 из которых — за работой, абсолютно без сна.

Еще есть подводное плавание, занятия в невесомости, прыжки с парашютом, тесты на выживаемость. Для обывателя большинство манипуляций — настоящее мучение, для космонавта — привычная реальность.

Испытания на перегрузки проходят и женщины-космонавты, и летчицы

Свои шаттлы американцы отправляли наверх с короткими миссиями, вплоть до двух недель. Время подготовки — два-три года. Российские же космонавты поднимаются в космос надолго: на полгода, а то и дольше. И готовятся они семь-восемь лет: возможно, это одна из причин, почему желающих стать космонавтами в нашей стране гораздо меньше, чем в Европе и США.