Сколько гб памяти может запомнить человеческий мозг

Особенности работы

Изучая способности человеческого мозга, ученые определили такое явление, как синаптическая пластичность. Но что именно происходит, когда наш мозг учится и запоминает что-то новое, и вообще – на что способен мозг?

Обучение происходит в синапсах – местах, в которых электрические сигналы передаются от одной нервной клетки к другой. Нейробиологи обнаружили, что синапсы могут изменять эффективность передачи. Это явление также называют синаптической пластичностью. Например, синапс также может быть усилен процедурой, называемой долговременной потенциацией (ДП), при которой синапс распределяет больше нейротрансмиттеров или формирует больше рецепторов нейротрансмиттеров. Точно так же передача сигнала в синапсисе может быть уменьшена за счет длительной депрессии.

Однако передачу сигналов можно не только усилить или ослабить; ее также можно включить в первую очередь или полностью остановить. Например, сегодня нейробиологи знают, что синапсы могут быть полностью переформированы или демонтированы даже в мозге взрослого человека. В некоторых местах, например в обонятельной системе, новые нервные клетки могут формироваться на протяжении всей жизни. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что наш мозг – это строительная площадка на всю жизнь.

Консолидация и износ, наращивание и уменьшение – силы, с которой сигналы передаются между нервными клетками, постоянно регулируется. Упрощенный способ взглянуть на это – представить, что передача сигналов усиливается, когда мозг что-то хранит, и ослабляется, когда он что-то забывает. Многие нейробиологи сегодня разделяют точку зрения, что синаптическая пластичность является основой обучения и памяти, именно в ней скрыты потенциальные возможности и способности мозга человека.

Структура рабочей памяти

Источник

Алан Бэддели — британский психолог, самый известный исследователь рабочей памяти. Он изучал ее, используя простые тесты на запоминание. Например, так называемый тест на запоминание цифр (digit span): вам называют несколько цифр, вы должны их повторить. Если вы повторили правильно, количество цифр увеличивается на одну и тест повторяется. Он прекращается в тот момент, когда вы как минимум трижды не смогли вспомнить какое-то число. Эта задача сама по себе проверяет кратковременную память. Чтобы проверить рабочую память, ученые просят респондентов вспоминать цифры в обратном порядке. Задача становится более сложной, но и более интересной.

Другой вариант — тест на пространственную память (spatial span). В этом случае испытуемому показывают поле, разделенное на несколько ячеек. В какой-то момент в одной ячейке появляется цветная точка, затем она появляется в другой ячейке и т. д. То есть возникает некая последовательность из точек, которую необходимо запомнить и повторить в обратном порядке. При правильном ответе последовательность также удлиняется.

Бэддели объединил эти две парадигмы в один эксперимент и представил так называемую двойную задачу (dual-task). Участник должен был выполнять оба упражнения одновременно.

Рабочая память у человека и животных

Люди — самый интеллектуальный вид на Земле. По крайней мере так думает само человечество. Мы создаем произведения искусств, строим города и покоряем космос. Что позволяет нам так эффективно использовать свой мозг? Рабочая память?

Может быть интересно

Ученые проверили данную гипотезу, сравнив рабочую память человека и эволюционно наиболее близких к нам животных — шимпанзе.

Обученные воспроизводить числовой ряд шимпанзе при выполнении задачи, где им показывали последовательность чисел в разных местах экрана, могли воспроизвести с помощью рабочей памяти стимулы на несколько процентов точнее, чем люди, решающие ту же задачу.

Источник

Позднее ученые из Университета Макса Планка в Германии продемонстрировали сходства между рабочей памятью шимпанзе и человека: самые успешные шимпанзе запомнили как минимум четыре элемента (как и человек), одна молодая особь — более семи. Результаты были получены при выполнении задачи на поиск пищи в нескольких непрозрачных коробках. Шимпанзе сперва видели, куда экспериментаторы прячут еду. Через некоторое время они могли начать поиск, указывая на коробки в определенном порядке. Если в выбранной коробке находилась еда, обезьяна получала ее.

Люди обычно хуже справляются с тестами на рабочую память, если им нужно что-то делать параллельно (то есть присутствует задача-дистрактор). Точно так же снижалась и производительность шимпанзе, если им приходилось выполнять вторую аналогичную задачу в тот же момент времени.

Медицинские средства

Применение лекарств или БАДов не приводит к каким-либо негативным последствиям

Однако важно при выборе средств учитывать возраст человека, возможные побочные эффекты, противопоказания, а также их эффективность. Для этого достаточно изучить инструкцию и ознакомиться с отзывами в интернете

Дополнительно рекомендуется проконсультироваться с врачом, что особенно актуально для людей с хроническими заболеваниями. Что нужно принимать для улучшения памяти?

Безрецептурные

Самым популярным препаратом для устранения невнимательности и укрепления памяти в России стал Глицин. Препарат недорогой и достаточно эффективный. Его главным преимуществом является не только влияние на память, но также снижение напряжения. Принимать Глицин достаточно по 1 таблетке 3 раза в день.

На какие еще препараты можно обратить внимание:

  • Витрум Мемори;
  • Ундевит;
  • Билобил;
  • Интеллан;
  • Аминалон.

Все они оказывают положительное влияние на качество памяти. Эти средства особенно эффективны для школьников, студентов, а также всех, чья работа требует взаимодействия с большими объемами информации.

Рецептурные

Получить их можно только после консультации с врачом. Все они отпускаются из аптеки строго по рецепту. Такие лекарства легко устраняют невнимательность, избавляют от забывчивости, а также оказывают особое воздействие на организм при необходимости. Большую популярность получил Пирацетам, который снижает риск развития болезни Альцгеймера, параллельно укрепляя память и устраняя нарушения кровообращения в мозге. Также в нашей стране известен Кавинтон, улучшающий состояние после инсульта и других мозговых болезней. Дополнительно можно рассматривать:

  • Фезам;
  • Ноотропил;
  • Фенотропил;
  • Энцефабол;
  • Пикамилон;
  • Церебролизин;
  • Ноофен.

У рецептурных средств перечень возможных побочных эффектов и противопоказаний значительно шире, что нужно учитывать.

Повторение – мать учения

Лучше всего усваивается тот материал, с которым человек работает регулярно. Если нужно что-то выучить быстро, то желательно через время повторно ознакомиться с прочитанным текстом. Например, если требуется выучить стих. Достаточно через час прочитать его повторно. Очередной подход нужно сделать утром будущего дня. Подобные упражнения позволяют усваивать большой объем информации и дольше сохранять ее в памяти.

Станислав Матвеев доказал, что человек способен на большее, чем он думает. Он советует заниматься какой-либо работой в процессе обработки больших объемов информации. Рекомендации в области развития памяти созвучны с исследованиями ученых. Физическая подвижность во время повторения материала увеличивает работоспособность мозга.

Долгосрочная память

Делится на два типа:

  • Эксплицитная (декларативная) или явная.
  • Имплицитная (скрытая) или неявная.

Эксплицитная

Эксплицитная (декларативная) память – это когда вы сознательно запоминаете что-либо, например, телефонные номера или личный номер паспорта. Делится на три вида:

  • Семантическая — напоминание общих фактов.
  • Эпизодическая — воспоминание личных фактов.
  • Автобиографическая — относится к знаниям о событиях и личном опыте из жизни человека. Хотя автобиографическая память похожа на эпизодическую, она относится только к отдельным событиям.

Имплицитная

Имплицитная память — это бессознательное хранилище, которое способно влиять на мысли и поведение, даже если событие не запоминается. Примером может служить посещение места в детстве, а когда вы возвращаетесь в детстве, спустя десятилетия вы вспоминаете конкретное место, где что-то находится. Она делится на два вида:

  • Процедурная — помогает вспомнить, как выполнять действия или навыки. Примером тому может служить воспоминание о том, как водить машину или завязывать шнурки, даже если этого не делать долгое время.
  • Эмоциональная — это воспоминания, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, могут иметь как декларативные, так и процедурные процессы.

Люди

У людей правое полушарие головного мозга обычно больше левого, тогда как полушария мозжечка обычно ближе по размеру. Мозг взрослого человека в среднем весит около 1,5 кг (3,3 фунта). У мужчин средний вес составляет около 1370 г, у женщин — около 1200 г. Объем составляет около 1260 см 3 у мужчин и 1130 см 3 у женщин, хотя есть существенные индивидуальные различия. Еще одно исследование показало, что вес мозга взрослого человека составляет 1300-1400 г для взрослых людей и 350-400 г для новорожденных. Существует диапазон объема и веса, а не только одно число, на которое можно полностью положиться, как в случае с массой тела

Также важно отметить, что различия между особями не так важны, как различия внутри видов, поскольку в целом различия намного меньше. Различаются также механизмы межвидовой и внутривидовой изменчивости.

Другие части мозга, которые также вовлечены в запоминание

Гипокамп (пространство и узнаваемость). Гипокамп обычно является первой частью мозга, которая повреждается при болезни Альцгеймера. Он также играет большую роль в переносе кратковременной и долговременной памяти.

Миндалевидное тело. Участвует в передаче воспоминаний в долговременные воспоминания об эмоционально возбуждающих событиях.

Мозжечок. Играет роль в координации движений и выполнении повседневных действий.

Префронтальная кора. Отвечает за обработку и хранение информации.

Стриатум. Важен для извлечения процедурных воспоминаний.

О том, какие ноотропы улучшают память можно прочить в данной статье>>>

Операции на мозге

Как успокоить пациента: стимулирование «счастливого» отдела мозга

Хирургическая операция на мозге — крайне сложный процесс, в ходе которого пациентам иногда важно оставаться в сознании. Это необходимо, чтобы хирург в любое время мог заговорить с человеком и убедиться в правильной работе его языковых, сенсорных и эмоциональных функций

Знаменитый на весь мир кадр: бразилец Энтони Диаз играет на гитаре во время сложнейшей операции по удалению опухоли мозга. Операция прошла успешно.

Разумеется, в это очень тревожное и неприятное время пациент может запаниковать, поэтому ученые постоянно ищут наиболее безопасный метод их успокаивания. В 2019 году выяснилось, что унять панику пациентов можно стимулированием особого участка мозга, отвечающего за смех и эйфорию.

Недавно было установлено, что стимулирование области мозга под названием Cingulum заставляет пациентов смеяться и испытывать «приятное, расслабленное чувство». Эта область мозга опоясывает средний мозг от лобной до височной доли и уже ранее подозревалась в участии развития депрессии.

Возможно, скоро расслабляющую особенность этого отдела мозга будет разрешено использовать во время операции на мозге некоторых пациентов.

Насколько же развит мозг у человека?

Точных данных о том, насколько активно человек использует свой мозг нету до сих пор. Остается только предполагать и строить теории. Для того, чтобы было понятно, насколько индивидуальна активность мозга каждого человека в определенной ситуации следует привести пример. Если ученику второго класса и школьнику старшей школы предложить сложить двузначное и однозначное число, то, естественно, старшеклассник справится быстрее. Однако потенциал мозга более активно будет задействовать именно ученик младшей школы, так как ему для решения задачи требуется больше усилий. Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что развитие мозга у человека заключается не в увеличении количества клеток или их размеров, а в увеличении количества связей между ними.

Еще одним примером является поведение и восприятие человека в экстренной ситуации, когда мозг человека активируется гораздо сильнее, чем в повседневной жизни. Очевидцы, пережившие катастрофы утверждают, что мир вокруг них будто замирал или замедлялся настолько, что они успевали спастись. Если бы мозг был настолько активен каждый день, то ему требовалось бы в несколько раз больше энергии, а соответственно и питательных веществ.

Для нормальной работы мозгу ежедневно требуется около 100 – 120 грамм глюкозы. Для людей, чья профессия связана с умственным трудом, может требоваться большее количество.

Единственное, что можно сказать точно о работе нашего головного мозга – еще ни один человек не достиг предела его развития. Изначально, при рождении (при отсутствии отклонений) все имеют примерно одинаково развитый мозг. В процессе жизнедеятельности его дальнейшее развитие будет зависеть от индивидуальных особенностей:

  • Социальной сферы, в которой находится человек;
  • Возможностей, которые ему предоставлены;
  • Стимула для развития и прочее.

Из этого следует, что чем умнее человек, тем более высок потенциал его головного мозга и тем меньшую активность он проявляет для решения элементарных задач.

Человеческий мозг и его возможности с давних времен интересовали людей. До сих пор ученые открывают новые способности этого органа, поражаясь тому, на что он способен. Люди, не связанные с наукой, имеют мало представления о нем. Однако почти каждый слышал и верит в то, что мы используем лишь 10% его возможностей. Среди людей даже ходит слух, будто активировав его на 100%, можно стать гением. Давайте попробуем разобраться, на сколько процентов работает мозг человека.

Когда я еще училась в школе, мама часто покупала мне различные энциклопедии для самостоятельного изучения. Как-то раз я наткнулась на статью про мозг человека

В ней раскрывались многие особенности этого важного органа, и так как я была ребенком любознательным, мне захотелось узнать больше. В своих поисках я набрела на информацию, что мы используем лишь 10% из того, на что способен мозг

Тогда в моей голове зародился вопрос, а что будет, если мы активируем все 100%? Тогда я не нашла ответа, поэтому решила попробовать самостоятельно развить разум. Я решала логические и математические задачи, читала. Мой образ жизни был полностью изменен ради достижения 100%.

Повзрослев, я забросила привычку выполнять упражнения, забыла про свою цель. Но однажды мне встретилась та самая статья из детства, и я снова решила найти ответ на свой вопрос. Даже когда я узнала, что на самом деле мы всегда используем все 100%, это ничуть не огорчило меня. Ведь за все это время я сумела максимально развить умственную деятельность, что оказалось полезным в моей сфере работы.

Мозг — не место для памяти?

Представители нейронаук не первый год заняты локализацией различных когнитивных процессов: они ищут конкретные отделы человеческого мозга, отвечающие за те или иные высшие психические функции. Если верить отчетам, ученые уже обнаружили области, связанные с аппетитом, страхом, азартом и даже способностью распознавать ложь, не говоря уже о восприятии собственной личности. Но место, где могла бы «храниться» наша память, до сих пор не найдено.

«Первый, кто откроет эту зону, наверняка будет удостоен не только Нобелевской премии, но и войдет в когорту самых выдающихся деятелей науки», — считает советский и российский биолог, специалист в области клеточных механизмов памяти и обучения Павел Балабан.

Считается, что память состоит из:

— сенсорного регистра, куда поступает информация от органов чувств: визуальная — в иконическую память (где хранится ~ 0,5 секунды), слуховая — в эхоическую (3–8 секунд);

— рабочей — кратковременной — памяти (~ 18–30 секунд);

— долговременной памяти.

Как выбрать Айфон

Бывает и так, что iPhone приобретают в подарок. Читатели нашего Telegram-чата часто интересуются, как выбрать необходимый объем памяти? Тут все очень индивидуально: раз уж собрались дарить смартфон, то будьте готовы к непредвиденным расходам. Купите iPhone 12 на 64 Гб, а человек любит поиграть, смотрит сериалы офлайн, использует кучу приложений и редко оптимизирует память смартфона. Ничего не поделать — нужно дарить iPhone на 128 Гб, а то и все 256. Хотя, конечно, лучше узнать, какой накопитель стоит в его нынешнем смартфоне.

Какой объем памяти в iPhone выбрать для подарка?

Можно ошибиться, подумав, что маме или девушке подойдет самый базовый iPhone с 64 Гб на борту — дешево и сердито. Не спешите с выводами: родители, порой, далеки от того, чтобы редактировать медиатеку или удалять ненужные приложения. Это их дело, но если и дарить, то лучше 256 Гб. Думаю, заполнить память даже нового iPhone 13 на 512 Гб — слишком оптимистичный прогноз.

Опять же, 128 Гб в iPhone будет идеальным выбором в подарок любимой

Похожая ситуация и с iPhone для любимого человека. Не хочу показаться скупым, но дарить девушке iPhone с 256 Гб памяти, наверное, не стоит. На это влияют собственные наблюдения: ни одна из знакомых противоположного пола не приобретала iPhone с максимальным объемом хранилища. Какая разница, смартфон — не драгоценность, рассчитанная на всю жизнь. Скорее всего, через 2-3 года она его сменит. Зачем переплачивать?

Мой опыт показывает, что большинство людей выбирают 128 Гб памяти — это самый оптимальный вариант, который подойдет в большинстве случаев. Если iPhone для вас средство связи и развлечения, то он идеально подойдет. Один мой товарищ и я до сих пор пользуемся iPhone с накопителем на 64 Гб. Даже в самой нестандартной ситуации на помощь может прийти iCloud, куда можно сгрузить лишнее. Коллеги по редакции используют максимальные накопители в iPhone, чтобы работа была продуктивной, не приходилось нервничать из-за нехватки места в устройстве. Думаю, что в Apple правильно сделали, увеличив минимальный объем памяти в iPhone 13 до 128 Гб — это будет выгодно и удобно абсолютно всем.

Консолидация следов памяти

Гиппокамп находится в височной доле мозга. Судя по некоторым данным, гиппокамп и медиальная часть височной доли, т. е. часть, расположенная бли­же к средней плоскости тела, играют роль в процессе закрепления, или консолидации, следов памяти. Под этим подразумеваются те изменения, физические и психологические, которые должны произойти в мозгу, для того чтобы полученная им информация могла перейти в постоянную память. Даже после того, как информация уже поступила в долговременную па­мять, некоторые ее части все еще могут подвергаться преобразованию или даже забываться, и только пос­ле этого реорганизованный материал отправляется на постоянное хранение.В качестве простого примера реорганизации вспомните те времена, когда вы ребенком учились читать. Вначале вам нужно было запомнить, что разница между буквами d и b заключается в том, что «y d петелька слева, а у Ь-справа». После того как буквы были усвоены, реорганизация следов памяти позволила вам распознавать их уже без анализа от­дельных признаков. Когда вы научились без труда читать, ваша память о звуках, форме и сочетаниях) букв превратилась в нечто целостное и стабильное. Привычные читатели никогда не читают по буквам или даже отдельными словами; они охватывают одновременно целые группы слов.По-видимому, гиппокамп и медиальная височная область участвуют в формировании и организации следов памяти, а не служат местами постоянного хранения информации. Н. М., у которого эта область мозга была разрушена, хорошо помнил события, происшедшие более чем за 3 года до операции, и это показывает, что височная область не является местом длительного хранения следов. Од­нако она играет роль в их формировании, о чем сви­детельствует потеря у Н. М. памяти на многие собы­тия, происходившие в последние три года до опера­ции. (Конечно, возможно и то, что процессу консоли­дации следов памяти у Н. М. мешала эпилепсия.)Подобные данные получены и при исследовании больных после электрошоковой терапии (ЭШТ). Известно, что электрошок оказывает особенно разрушительное действие на гиппокамп. После электро­шока больные, как правило, страдают частичной ам­незией на события, происходившие в течение не­скольких предшествовавших лечению лет. Память о более давних событиях сохраняется полностью.Лэрри Сквайр (Squire, 1984) высказал предположение, что в процессе усвоения каких-либо знаний ви­сочная область устанавливает связь с местами хране­ния следов памяти в других частях мозга, прежде всего в коре. Потребность в таких взаимодействиях может сохраняться довольно долгов течение не­скольких лет, пока идет процесс реорганизации мате­риала памяти. По мнению Сквайра, эта реорганиза­ция связана с физической перестройкой нервных сетей. В какой-то момент, когда реорганизация и перестройка закончены и информация постоянно хранится в коре, участие височной области в ее закре­плении и извлечении становится ненужной.Помимо фаз кратковременной и долговременной памяти, характерных для процесса запоминания, у человека существует, оказывается, два разных спосо­ба усвоения и запоминания информации в зависимо­сти от того, что именно нужно усвоить.

Емкость черепа

Объем черепа — это мера внутреннего объема черепа у позвоночных , у которых есть мозг . Наиболее часто используемой единицей измерения является кубический сантиметр (см 3 ). Объем черепа используется как приблизительный показатель размера мозга, а он, в свою очередь, используется как приблизительный показатель потенциального интеллекта организма. Пропускная способность черепа часто проверяется путем заполнения полости черепа стеклянными шариками и измерения их объема или с помощью компьютерной томографии. Более точный способ измерения объема черепа — это сделать внутричерепную повязку и измерить количество воды, вытесняемой им. В прошлом были проведены десятки исследований для оценки емкости черепа. Большинство этих исследований было выполнено на сухом черепе с использованием линейных размеров, методов упаковки или иногда радиологических методов.

Знание объема полости черепа может быть важной информацией для изучения различных популяций с различными различиями, такими как географическое, расовое или этническое происхождение. На емкость черепа могут влиять и другие факторы, например питание

Он также используется для изучения корреляции между объемом черепа с другими размерами черепа и для сравнения черепов разных существ. Он обычно используется для изучения аномалий размера и формы черепа или аспектов роста и развития объема головного мозга. Объем черепа — это косвенный подход к оценке размера мозга. Несколько исследований емкости черепа было проведено на живых существах с помощью линейных размеров.

Однако больший объем черепа не всегда свидетельствует о более разумном организме, поскольку большие возможности требуются для управления большим телом или во многих случаях являются адаптивным признаком жизни в более холодной окружающей среде. Например, у современных Homo sapiens у северных популяций зрительная кора на 20% больше, чем у жителей южных широт, и это потенциально объясняет популяционные различия в размере человеческого мозга (и примерно черепном объеме). Неврологические функции определяются скорее организацией мозга, чем объемом. Индивидуальная изменчивость также важна при рассмотрении емкости черепа, например, средняя емкость черепа у неандертальцев для женщин составляла 1300 см 3 и 1600 см 3 для мужчин. У неандертальцев глаза и тела были больше по сравнению с их ростом, поэтому непропорционально большая область их мозга была посвящена соматической и визуальной обработке, функциям, обычно не связанным с интеллектом. Когда эти области были скорректированы для соответствия анатомически современным человеческим пропорциям, было обнаружено, что у неандертальцев мозг был на 15-22% меньше, чем у AMH. Когда неандертальская версия гена NOVA1 вставляется в стволовые клетки, она создает нейроны с меньшим количеством синапсов, чем стволовые клетки, содержащие человеческую версию.

В попытке использовать емкость черепа в качестве объективного показателя размера мозга, в 1973 году Гарри Джерисон разработал коэффициент энцефализации (EQ). Он сравнивает размер мозга образца с ожидаемым размером мозга животных примерно с таким же весом. Таким образом, можно сделать более объективное суждение о емкости черепа отдельного животного. Холлоуэй собрал большую научную коллекцию эндокастов головного мозга и измерений емкости черепа.

Примеры черепной емкости

  • Орангутаны : 275–500 см 3 (16,8–30,5 у.е. дюйма)
  • Шимпанзе : 275–500 см 3 (16,8–30,5 у.е. дюйма)
  • Гориллы : 340–752 см 3 (20,7–45,9 у.е. дюйма)

Ранние гоминиды

  • Неандертальцы : 1500–1740 см 3 (92–106 куб. Дюймов)
  • Homo erectus ; 850 — 1100 см 3
  • Australopithecus anamensis ; 365–370 см 3
  • Australopithecus afarensis ; 438 см 3
  • Австралопитек африканский 452 см 3
  • Paranthropus boisei 521 см 3
  • Paranthropus robustus 530 см 3

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

Как научиться создавать синапсы

Одним из лучших способов тренировки мозга являются простые упражнения, которые одновременно бьют по всем фронтам: памяти, вниманию и мышлению. Нам импонирует подход онлайн-тренажера для мозга «Викиум», который не просто развивает когнитивные способности до определенного уровня, как большинство тех же игр, а именно тренирует мозг, чтобы впоследствии он мог создавать синапсы без посторонней помощи.

Чтобы ощутить результат, достаточно заниматься всего по 15 минут в день — согласитесь, это совсем немного, и можно выделить это время на самосовершенствование. Упражнения представлены в игровой форме — так занятия не наскучивают через несколько дней, а завлекают настолько, что не надо лишний раз ставить себе напоминание — пройти тренировку хочется самому.

Сами занятия начинаются с тестирования ваших навыков — перед этим вас спросят, какие навыки вы хотите развить. Небольшое вводное тестирование поможет подобрать индивидуальную программу мозговых тренировок, не зря создатели «Викиум» опирались на исследования в области нейропсихологии.

Каждая тренировка длится около 15 минут и состоит из разминки и основных упражнений, что позволяет одновременно тренировать не только память, о которой мы говорили в самом начале, но и также мышление и внимание