Северные города россии: почему в них едут несмотря на климат?

Одежда народов севера России

Совершенно понятно, что к местным условиям была приспособлена и одежда.
Для саамов привычны были глухие одежды из оленьих шкур. Их называли «печок». В ходу были длинные рубахи из холстины (юпа).

Современные коми-зыряне по сей день местами сохранили в быту обшитые кожей безрукавки, бока у которых не сшиты (лоз, лузан), и которые подпоясывали ремнем.
В состав мужского наряда входила рубаха-косоворотка или с прямым воротом. Штаны заправляли в сапоги. Были берестяные лапти. Но они надевались лишь на работу. Поверх одевали зипуны, армяки, шубы.

Одежда женщин, конечно, наряднее, с вышивкой на рубашке и сарафанами разных покроев.

Кереки

По данным переписи 2010 года, кереков сохранилось всего четверо. Представителей этой народности можно найти на территории Беринговского района Чукотского АО. Кереков отличают маленький (140-145 сантиметров) рост, смуглая кожа и темные суженные глаза, а их образ жизни практически аналогичен образу жизни чукчей. Традиционно кереки занимались зверобойным и пушным промыслом, рыболовством, собирательством. Зимовали они в землянках, а в теплое время года переселялись в летние жилища. Этот процесс сопровождался ритуалами шаманизма.

Фото: https://infourok.ru/material-na-temu-redkie-malochislennie-narodi-rossii-1874703.html

Быт чукчей

Традиционное чукотское стойбище

В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2—3 дома. Перекочёвки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускались к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак — преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2—3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование жёнами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.

Жилище 

Жилище чукчей называется яранга и представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо заделываемой с пола. Помещение хорошо прогревается, из-за чего обитатели яранги ходят в ней голыми.

Одежда

Чукчи Анадыря

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы; мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду; мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду; женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего телёнка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Причёски

Причёски чукотских женщин состоят из заплетённых по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Кот на «цепи»

У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин.

«Мужчины только оленями занимаются, все остальное — на наших плечах, — рассказывает Феодосья Ного, расставляя на столе блюда под треск печи. — Просыпаемся часов в 7-8 утра и на ногах до самой ночи. Утром нужно собрать мужчин, накормить, одеть, вечером встретить, одежду обсушить. А помимо этого еще снег растопить, дров натаскать, печь затопить».

Зимой работы чуть поменьше, поэтому женщины могут уехать в отпуск на квартиру в город. Семья Ного свое благоустроенное жилье ждала больше десяти лет. Сейчас там живет старенькая мама Василия, а остальные члены семьи приезжают «в отпуск».

Центральное место в чуме занимает печь: и еду приготовить, и жилище обогреть. «Интерьер» нехитрый: все самое необходимое. Так как тумб и шкафов нет, то вещи либо в коробках на полу, либо, как, например, умывальник, радио, перекидной календарь. подвязаны веревками к «потолку». Не обходится здесь и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи — чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются.

Кот и собака — лучшие друзья. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

В одном чуме может жить несколько семей, поэтому перед сном он превращается в «многокомнатный»: просто к стенкам привязаны ткани разного цвета, перед сном снизу ее отвязывают, и получается перегородка-комнатка.

«А где же вы моетесь?» — интересуемся у Феодосьи.

«Здесь же, натопим печь посильнее, достаем тазы и моемся. Чум на несколько часов превращается в баню», — отвечает она.

Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей — все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают.

В активе у семейства — сани и снегоходы Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

«Ничего не болит, хотя едим все, что есть в магазине. Особенно летом: затарились лапшой быстрого приготовления – и быстро, и удобно. Те же самые огурцы, помидоры, яблоки едим. Это в моем детстве ничего такого не было, а сейчас хоть арбузы зимой покупай. Снимем деньги с карты в банкомате и идем за покупками в магазин — не бестолковые же, — смеется Василий.

Манси

В левобережье нижнего течения Оби компактно проживают ближайшие родственники хантов малочисленный этнос манси. Всего здесь проживает 12 269 человек. Слово «манси» обозначает «человек, мужчина», издавна их часто называют вогулами. 

Их родной язык входит в уральскую языковую семью, относится к обско-угорской группе. В него входят самостоятельные диалекты вагильский и пелымский, кондинский и целая лозьвинская группа, на самобытном сосьвинском из диалектов был основан национальный литературный мансийский язык. В 1931 году советские лингвисты создали мансийское национальное письмо на основе латиницы, в 1937 году соответственно на основе букв русского алфавита.

Народность исторически сложилась постепенным слиянием угорских народов, пришедших из южных степей и уральских племен. Среди манси существуют две культуры, среди них есть охотники из тайги и южные кочевники-скотоводы. Издавна манси проживали на западе Уральского хребта, но с приходом русских и коми постепенно ушли в Зауралье. Новгородцы контактировали с манси еще с XI века. 

Важнейшим событием в археологическом мире стало обнаружение в горах Пермского края близ села Всеволод-Вильва так называемой Чаньвенской пещеры, которая оказалась языческим капищем вогулов. Здесь проводили важные шаманские обряды и подношения духам природы, обнаружены черепа крупных медведей со следами сильных ударов копьями и каменными большими топорами, керамика, бляшки из бронзы с рисунком стоящего на спине ящера почитаемого манси человека-лося, множество изящных украшений. 

Занимаются манси таежной охотой, оленеводством и ловлей пресноводной рыбы, язя и хариуса, осетра и налима, стерляди и нельмы, карася и плотвы, разведением скота и заимствованным у русских земледелием. Поклоняются манси духам природы, духам-покровителям, духам предков, хозяину сибирской тайги медведю, имеют самобытную богатую мифологию и оригинальный национальный фольклор. \

Кто является коренным народом России

У России самая большая территория, если сравнивать ее с другими странами мира. Соответственно, можно предположить, что народностей в ней проживает очень много и страна является многонациональной. Но, следует отметить, что самый многочисленный народ, населяющий нашу страну, это русские (порядка 80-ти процентов). После распада Советского Союза, этнический состав несколько изменился, но, не смотря на это, многочисленные диаспоры продолжают проживать на территории России. В 2010 году проводилась перепись населения, в соответствии с которой, после русских, второй по численности народ РФ, это татары, а третий – украинцы. Было выявлено всего народов – 190, а этнических групп – 36. Славянская группа народов наиболее многочисленная.

В советских паспортах указывалась национальность гражданина СССР, чего не скажешь о современных российских паспортах. Чтобы определить к какой национальности относится житель России, существуют следующие признаки: 

  • тесная связь с землями и с их природными ресурсами, где проживали его предки;
  • знание родного языка, который, зачастую, отличается от официального государственного;
  • в повседневной жизни сохраняются традиции и обычаи нации;
  • идентификация себя со своим народом.

Каждый народ, если он знает свои корни, причисляют себя к тому или иному этносу, чтит традиции предков, соблюдает культурные обычаи, пользуются на равных условиях всеми правами, согласно законодательству страны.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

Название Общая численность в регионе Соотношение (в %)
Якуты 478 100 1,83
Буряты 461 389 1,76
Тувинцы 263 934 1,01
Хакасы 72 959 0,28
Алтайцы 70 800 0,27
Ненцы 44 640 0,17
Эвенки 38 396 0,15
Ханты 30 943 0,12
Эвены 21 830 0,08
Чукчи 15 908 0,06
Нанайцы 12 160 0,05
Манси 12 269 0,05
Шорцы 12 888 0,05
Коряки 8 743 0,03
Долганы 7 885 0,03
Сибирские татары 6 779 0,03
Нивхи 5 162 0,019
Селькупы 4 249 0,016
Сойоты 3 579 0,086
Ительмены 3 180
Ульчи 2 913
Телеуты 2 643
Эскимосы 1 738
Удэгейцы 1 657
Кеты 1 492
Чуванцы 1 087
Чулымцы 355 0,018
Тофалары 761
Орочи 686
Негидальцы 567
Ороки 346
Нганасаны 834
Энцы 237
Тазы 276
Алюторцы 40
Кереки 4
Алеуты 482

Вепсы

Вепсами называется финно-угорская народность, занимающая территории Ленинградской и Вологодской областей, а также Карелию. Это одна из малочисленных народностей современной России (всего около 6000 представителей). В непосредственном родстве с ней находятся балтийские финны. До Октябрьской революции она официально назывался чудью.

Вепсы имеют свой язык и письменность. В отношении верований большинство представителей народности сейчас придерживается православия. В древности (до X века) вепсы были язычниками. После христианизации Руси их древнейшие верования смешались с христианскими, в результате чего образовался уникальный симбиоз.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Внешность ненцев

Широкое расселение ненцев позволило выделиться из этноса нескольким группам, значительно различающимся между собой в антропологическом плане. У этого народа встречаются как европеоидные черты, так и монголоидные внешние признаки, что связано с процессами смешения, что происходили в период формирования этноса. Доля монголоидности снижается по мере ухода от востока к западным землям ненцев.

Путешественник XVII века Пьер-Мартен де-Ламантиньер, посетивший северные земли, так описывал народ:

С давних времён ненцы были известными мастерами по изготовлению транспортных средств, позволяющих передвигаться по снегу. Знания предков сохранились до наших дней. Ненецкий народ и сегодня используется упряжки нарты, позволяющие быстро пересекать заснеженные просторы. Эта и многие другие особенности быта характеризуют ненцев как хранителей культуры и принципов своего народа.

На обложке: Национальные костюмы ненцев / Максим Толстой / rgo.ru (Русское географическое общество)

Этноним народа

Название северян вызывает немало предположений и споров. До сих пор его суть остаётся весьма туманно. Как считал историк Лев Гумилёв, происхождение этнонима могло быть связано с именованием савиров, племён, занимавших во II веке Западный Прикаспий. Сам Гумилёв и его учитель Михаил Артамонов считали, что именно савиры были предками северян, что были ассимилированы славянскими народами.

Археолог Валентин Седов высказывал иную гипотезу. По его версии, слово “северяне” могло произойти от иранского “сев”, означавшему “чёрный”. Что примечательно, к городам северян принадлежал Чернигов, в одном только названии которого можно заметить подтверждение данной теории.

«Северянин» / -Ingvar-/ neizvestniy-geniy.ru

Жилище народов севера России

Кочевой образ жизни оленеводов и рыбаков и здесь наложил свой отпечаток. Чум, этот конический шатер, оказался самым удобным и приемлемым типом жилища. Его легко перевозить на оленях с места на место. Меньше часа требовалось женщинам, чтобы поставить его – это издавна считается делом женским. Накрытый шкурами, он становится настоящим домом. В нем и костер можно развести, и согреться, и отдохнуть на лежанке из плетеной ивовой подстилки. Хотя спать приходится в одеждах, укрываясь шкурами (сегодня их заменяют спальные мешки), ведь стоит погаснуть костру, как обступает холод. Здесь и место для «ценностей» найдется и для икон, если в том надобность имеется.

Для чукотских оленеводом дом – яранга. Она пошире чума и каркас у нее сложнее, деревянный. Ее и на холодное и теплое помещения разделить можно. В теплом – балдахин, из шкур пошитый, он тепло сохраняет. А в холодной части еду готовят, делами по хозяйству занимаются.

В этих жилицах хорошие хозяева умудряются вполне комфортный быт организовать. Молодежь, которая в школах-интернатах проводит свое время, не особенно стремится от цивилизации отрываться в угоду традиции. Но такие желающие все же находятся. Оттого и сохраняется пока еще древняя культура, старинное традиционное хозяйство.

Старые погосты лопарей исчезли со временем. Живут теперь саамы в стандартных домах и охотно пользуются техническими приспособлениями.

Малодворные карельские деревни кое-где еще сохранились. Холодный климат вынуждал строить из леса, которого было предостаточно настоящие комплексы, когда одной крышей объединены дом с двором. У каждого хозяйства своя банька имелась, что по-черному топилась.

Многочисленные люди

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Виктор Евграфович, кого в наших краях принято относить к КМНС?

Виктор Кошель: Чукчей, коряков, ительменов, эвенов… Когда-то они были коренными многочисленными народами Севера. Малочисленными их сделал пресс цивилизации в лице государства.

А ведь они жили — не тужили. Были здоровыми, потому что работал естественный отбор. Создали гармоничную, единую с природой, цивилизацию. Причём с суровой, на первый взгляд, безжизненной природой Севера, где три месяца холодно, а девять месяцев очень холодно. Пользовались возобновляемыми природными ресурсами: ловили рыбу, пасли стада северных оленей, били морского зверя. И путешествовали вслед за этими ресурсами. Весь их жизненный уклад был подчинён кочевой жизни, не наносящей никакого ущерба природе.

И вот, несколько столетий назад, у коренных народов Севера появилась проблема — пришлые люди. Началось завоевание, покорение и уничтожение аборигенов. Причём напрямую их никто не убивал. Первопроходцы, как и чиновники, были милейшими людьми. А северяне стали вымирать целыми селениями от туберкулёза, венерических и инфекционных заболеваний. Единственный народ, не покорённый на просторах Российской империи, — это чукчи. Здесь поначалу государство признало своё поражение, и было вынуждено вывести гарнизон из Анадыря. Пушки были утоплены в реке. Но не мытьём, так катаньем — чукчи были медленно уничтожены алкоголем: у них недостаточная активность фермента алкогольдегидрогеназы, который перерабатывает этиловый спирт. Дело продолжил Николай Дауркин — чукча, получивший государственное образование. Он проехал по Чукотке и уговорил тамошних военачальников не воевать с империей…

Во времена Советского Союза процесс превращения многочисленных народов в малочисленные был завершён. Людей насильно, не спрашивая, загоняли в большие населённые пункты.

Ханты

Самоназвание — ханти. В тундре и лесотундре основным занятием народа ханты, было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В таежной зоне большое значение имела мясная охота, дополняемая таежным оленеводством. В южных районах Прииртышья, а в XX в. и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, ныне выращивают картофель, овощи

Важное значение имело рыболовство

У хантов выражен культ медведя. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника.

У северных хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху, капюшоном и пришитыми рукавицами.

БРАЧНЫЕ УЗЫ

Суровая природа и особенности кочевого хозяйства
заставляли нганасан держаться прочных семейных уз. В тундре могла выжить только
крепкая семья. Отсюда, в том числе, не только трепетное отношение к детям и
уважительное — к старикам, но и тесная привязанность супругов. И тем не менее и
северян встречались разводы.

И разводы опять-таки традиционно у них были
достаточно легки. Главной причиной расторжения брачных уз было бесплодие жены.
Отсутствие потомства для всех традиционных народов — не просто трагедия, а
проклятье семьи. Без продолжения совместная жизнь супругов в тундре не имела
смысла.

В таком случае, по словам этнографа, муж просто возвращал бесплодную жену родителям. Причем, он получал право жениться на её младшей сестре. Это было идеальным выходом, поскольку родителям не нужно было отдавать мужчине калым, а ему искать новую жену в другом кочевье.

«Бывали случаи, когда мужчина возвращал жену родителям из-за измены и требовал обратно уплаченный за неё калым. Всякое бывало: вернувшись домой раньше времени он мог застать в чуме оленевода с соседнего кочевья. Но и женщина вполне могла требовать развода, если муж её колотил», — говорит Баташев.

За сотни километров

Скоро этот «адрес» семьи Ного сменится другим. Семья пойдет вслед за оленями на несколько сотен километров в сторону Воркуты. За сезон они могут сменить место жительства десятки раз. Каслание оленей (собственно, кочевье стада с погонщиками — прим. ред.)начнется весной, и забот у коренных жителей станет еще больше. В «пути» женщинам нужно будет успеть к следующей зиме сшить одежду для мужчин. Для этого в чуме стоят две швейные машинки.

Внутри чума — керосиновая лампа. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

«Сшить мало, нужно еще украсить красиво, вышить, все это делается вручную», — говорит Феодосья.

Также на каждом новом месте нужно собирать чум. При хорошей погоде на это уходит около 1,5 часа — и так десятки раз за сезон из года в год. И менять такой тяжелый, но привычный образ жизни аборигены Ямала не хотят и с каждым годом количество представителей коренных народов на полуострове только растет.