Самые большие ледоколы мира

Преданный родине человек

С начала пандемии Владимир Путин посещает Санкт-Петербург уже не в первый раз. При этом его рабочая поездка в родной город была вновь приурочена к торжественному мероприятию. И если 26 июля президент прибыл в Северную столицу по случаю Дня военно-морского флота, то 3 ноября в присутствии главы государства состоялась церемония поднятия российского флага на новом ледоколе «Виктор Черномырдин». Учитывая тот факт, что судно получило название в честь выдающегося политика, который скончался ровно 10 лет назад, Владимир Путин начал свое краткое выступление с теплых слов о бывшем премьер-министре.

— Он был действительно руководителем, политиком государственного и — без всякого преувеличения — исторического масштаба, ярким и сильным человеком, настоящим тружеником, созидателем, — подчеркнул президент.

Полная флотилия_4

Церемония поднятия флага на новом ледоколе «Виктор Черномырдин» на территории пассажирского порта «Морской фасад» в Санкт-Петербурге

Фото: пресс-служба администрации президента РФ/kremlin.ru

По словам Владимира Путина, во многом благодаря взвешенности Виктора Черномырдина, его дальновидности и хозяйской рачительности в сложнейший период 1990-х годов удалось сохранить и сберечь кадровый, технологический потенциал промышленности, ТЭКа и других индустриальных отраслей промышленности.

— Вообще, он был работоголик. Я лично наблюдал за этим, смотрел за тем, как он работает, и многому у него учился. Это был человек, бесконечно преданный родине, — заявил Владимир Путин.

«Вайгач»

Атомный ледокол с мелкой посадкой – второе судно в серии проекта 10580, строительство которого осуществлялось в Финляндии по заказу СССР. Основное предназначение ледокола длиной 151,8 метра – обслуживание судов, направляющихся по Северному Морскому коридору в устья рек, находящихся в Сибири. Названо судно в честь гидрографического корабля начала 20 столетия, выполняющего ледокольные операции.

Ледокол «Вайгач» сопровождает из Норильска корабли, груженные металлом, а из Игарки – лесом и рудой. Благодаря атомной турбоэлектрической установке «Вайгач» может проходить через лед толщиной до двух метров. Во льдах толщиной 1,77 метра судно следует со скоростью в 2 узла. Ледокольные операции осуществляются при температуре до -50 градусов.

«50 лет победы»

Длина – 159,6 метров

Действующие ледоколы России могут похвастаться тем, что занимают всю первую часть рейтинга. Этот проект относится к классу «Арктика» и был приписан к Мурманскому, а изготовителем стал Балтийский завод. Несмотря на то, что самый большой атомный ледокол спустили на воду в 1993 году, эксплуатировать его стали в 2007. Он, как и все судна этой серии способен прорубать льды с толщиной 2,8 метров, поэтому может плавать по океанам. В 2017 году «50 лет победы» установил рекорд, отправившись из Мурманска в Северный полюс и достигнув точки за 3 суток.

  • Длина: 159,6 м.
  • Ширина: 30 м
  • Высота: 17,2 м
  • Мощность: 75000 л.с.
  • Скорость: 21 узла
  • Водоизмещение: 25840 т.
  • Осадка: 11 м.
  • Толщина льда: до 2,8 м.

Севморпуть

Длина его 260 Это советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40. Крупнейшее из четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой. Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов.

Проектно-техническая документация лихтеровоза была разработана в 1978 году в Ленинградском ЦКБ «Балтсудопроект» по специальному заданию правительства СССР. Построено в Керчи, на судостроительном заводе «Залив». Заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в строй в 1988 году.

Является единственным судном проекта 10081. Позже планировалась постройка второго однотипного корабля, но с распадом Советского Союза работа над ним на ССЗ «Залив» была прекращена.

Замена советского поколения

На сегодняшний день ведётся строительство трёх ледоколов проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». По плану, они будут сданы в эксплуатацию в 2020, 2021 и 2022 годах соответственно. В ближайшие годы будут заложены ещё два аналогичных судна. Оператором кораблей будет ФГУП «Атомфлот» (входит в «Росатом»).

Ледоколы проекта 22220 должны заменить находящиеся в строю советские аналоги (проекты 10520 и 10580). Новые отечественные корабли экономичнее и мощнее (60 МВт против 55 МВт). Высокий уровень автоматизации позволит почти в два раза сократить численность экипажа (до 75 человек). Кроме того, благодаря переменной осадке (10,5/8,55 м) ледоколы проекта 22220 смогут уверенно ходить и по глубокой воде, и по мелководью.  

Почётный полярник России, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский пояснил в интервью RT, что эксплуатация ледоколов проекта 22220 позволит увеличить объём перевозок по Северному морскому пути (СМП). В 2024 году по Северному Ледовитому океану планируется перевезти 80 млн т грузов — в четыре раза больше, чем в 2018 году. 

«Очень важно, что ледоколы проекта 22220 смогут заходить в устья рек и создавать более широкие, чем советские корабли, каналы для проводки судов. Эти ледоколы будут ходить по западной ветке СМП

Эффективное движение по более сложному восточному сектору сможет обеспечить только «Лидер», — подчеркнул Боярский.

  • Макет ледокола проекта 10510 «Лидер»

К 2035 году Россия планирует построить три корабля проекта 10510. Производство будет осуществляться на верфи «Звезда» (расположенной в Приморье, в городе Большой Камень) в кооперации с Балтийским заводом. «Лидеры» обеспечат круглогодичную навигацию по СМП. Они смогут ломать лёд толщиной 4,3 м (против 3 м у проекта 22220) и создавать канал проводки шириной 52 м (против 34 м). Также эти сверхмощные ледоколы обеспечат необходимую коммерческую скорость танкеров, которая составляет 10—12 узлов (18—22 км/ч).

Также по теме

«Претензии будут только расти»: почему США пытаются оспорить права России на Северный морской путь

В ближайшие дни в китайский порт Цзянсу Жудун прибудут два российских танкера, которые доставят в КНР первую партию сжиженного…

Капитан 1-го ранга в запасе, доктор военных наук Константин Сивков заявил в беседе с RT, что в последние годы Россия добилась серьёзного прогресса в обновлении ледокольного флота. В частности, технологический рывок был совершён в двигателестроительной отрасли.

«Система электродвижения, разработанная в стенах КГНЦ, позволила уменьшить размер главной энергетической установки ледоколов. Ранее движение корабля осуществлялось через турбину, где главный турбозубчатый агрегат вырабатывал электроэнергию и обращал её в электромоторы. Но мы ушли от этой схемы. Сейчас вместо него используется мощный электродвигатель», — пояснил Сивков.

По словам эксперта, современные российские ледоколы отличаются «превосходной манёвренностью, поскольку стало намного проще решать задачи изменения скорости хода». Как полагает Сивков, новая система электродвижения будет широко востребована в гражданском и оборонном секторах. 

«Ледоколы проекта 22220 и проекта 10510 будут достаточно экономичными. Это качество имеет большое значение для реализации планов по развитию СМП. Новые системы электродвижения также пригодятся военным. Их интеграция позволит снизить шумность атомных подводных лодок. Мощный электродвигатель, созданный в КГНЦ, поможет ВМФ добиться превосходства над потенциальным противником», — резюмировал Сивков.

«Севморпуть»

Длина

«Севморпуть» — советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40.

Одно и крупнейшее из всего четырех когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился.

Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР.

В отличие от ледоколов класса Арктика, судно способно работать и в теплых водах.

Затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.

Эксплуатация[править | править код]

Незаменимость атомного флота особенно отчётливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. «Polarstern»). В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».

Надёжность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысячи 400 миль.

Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.

Зачем нужны ледоколы

В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.

Атомный ледокол «Ямал».

Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Так ледоколы прокладывают себе путь.

Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

«Вайгач»

Длина – 151,8 метров

По-прежнему в эксплуатации находится самый большой атомный ледокол, построенный в СССР финской компанией. Сегодня он, как и другие лидеры приписан к мурманскому порту, а был введен в эксплуатацию в 1990 году. Заложено строительство в Финляндии, после чего корабль отбуксировали до Ленинграда на Балтийский завод, где поставили ядерную энергетическую установку. Последняя проверка показала, что он прослужит еще 200 000 часов, за это время закончится производство ледоколов под проектом 22220.

  • Длина: 151,8 м.
  • Ширина: 29,2 м
  • Высота: 15,2 м
  • Мощность: 50000 л.с.
  • Скорость: 18,5 узла
  • Водоизмещение: 20791 т.
  • Осадка: 8,1 м.
  • Толщина льда: до 1,77 м.

«50 лет победы»

50 лет Победы — российский атомный ледокол проекта 10521, на сегодняшний день крупнейший в мире. Его строительство велось на Балтийском заводе в Ленинграде (позже в Санкт-Петербурге). Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года.

Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено. 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг поднят 23 марта 2007 года. 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года ледокол достиг Северного полюса (это было сотое посещение полюса надводным судном). Судно обладает избыточной высотой надводного борта, имеет четыре палубы, две платформы, пятиярусную среднюю надстройку.

Ход обеспечивают три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями каждый

Характеристики следующие:

  • проект: 10520;
  • скорость на чистой воде: 18,6 узла;
  • скорость на постоянном ходе: 2 узла;
  • экипаж: 138 человек;
  • ледопроходимость: до 2,8 метра;
  • атомная энергоустановка: 2 реактора ОК-900А по 171 МВт;
  • мощность на валах: до 80 мВт;
  • длина 160 метров;
  • ширина 30 метров;
  • высота 55 метра;
  • осадка средняя 11 метров;
  • водоизмещение 25,168 тонны;
  • автономное плавание: до года.

Полар Стар(USCGC Polar Star)

Это ледокол, построенный в США в 1976 году и работоспособный до сих пор (с 2007 по 2012 год он не эксплуатировался). Суммарная мощность его двигателей составляет 78 тыс. л. с., включая дизельные двигатели (18 тыс. л.с.) для движения в лёгких льдах, и три газотурбинные установки (60 тыс. л. с.) для преодоления тяжёлых льдов.

По мощностным характеристикам этот ледокол сравним с атомными ледоколами типа «Арктика». «Полар Стар» способен идти со скоростью 3 узла во льдах толщиной 2 м и форсировать торошенные льды толщиной до 4 м. Водоизмещение ледокола составляет 12 тыс. т, длина корабля — 122 м. Запас хода без дозаправки — 45 тыс. км

«Вайгач»

Атомный ледокол с мелкой посадкой – второе судно в серии проекта 10580, строительство которого осуществлялось в Финляндии по заказу СССР. Основное предназначение ледокола длиной 151,8 метра – обслуживание судов, направляющихся по Северному Морскому коридору в устья рек, находящихся в Сибири. Названо судно в честь гидрографического корабля начала 20 столетия, выполняющего ледокольные операции.

Ледокол «Вайгач»

Ледокол «Вайгач» сопровождает из Норильска корабли, груженные металлом, а из Игарки – лесом и рудой. Благодаря атомной турбоэлектрической установке «Вайгач» может проходить через лед толщиной до двух метров. Во льдах толщиной 1,77 метра судно следует со скоростью в 2 узла. Ледокольные операции осуществляются при температуре до -50 градусов.

«Сибирь» и «Арктика»

Длина

22 сентября 2017 г. «Балтийский завод — судостроение» (БЗС, входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») спустил на воду ледокол «Сибирь». Это первый серийный атомный ледокол проекта 22220 мощностью 60 МВт.

Отмечается, что осенью 2020 г. ледокол передадут заказчику.

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» между ФГУП «Атомфлот» и БЗС подписан в августе 2012 г. Стоимость контракта составляет 37 млрд руб.

Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 — «Сибирь» и «Урал» — заключен между БЗС и «Росатомом» в мае 2014 г., стоимость контракта составила 84,4 млрд руб.

Длина ледоколов проекта 22220, которые строят для «Атомфлота», составляет 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн.

Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Сдача головного («Арктика») и первого и второго («Сибирь» и «Урал») серийных ледоколов намечена на июнь 2019 г., ноябрь 2020 г. и ноябрь 2021 г. соответственно.

«Сибирь»

В свое время Советский Союз не имел себе равных в области строительства атомных ледоколов. В те времена нигде в мире не было подобных судов, тогда как у СССР было 7 атомных ледоколов. К примеру, «Сибирь» – судно, ставшее непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика».

Судно было оснащено системой спутниковой связи, отвечающей за факс, навигацию и телефонную связь. Также в нем имелись все удобства: зал для отдыха, бассейн, сауна, библиотека, тренировочный зал и огромная столовая.

Ледокол «Сибирь» в историю вошел как первое судно, совершившее круглогодичную навигацию от Мурманска до Дудинки. Кроме того, он является вторым судном, достигшим вершины планеты на Северном полюсе.

В 1977 году (момент ввода ледокола в строй) оно имело самые большие размеры: 29,9 метра – ширина, 147,9 метра – длина. В те времена он был самым большим в мире ледоколом.

Polar Sea, 122 м

Polar Sea – это корабль береговой охраны Соединённых Штатов Америки и один из самых мощных в мире ледоколов с обычными, не атомными двигателями. Корабль был построен компанией Lockheed Shipbuilding and Construction в Сиэтле.

Ледокол предназначен для выполнения научных, ледокольных и всех миссий береговой охраны в обоих полярных регионах. Обладая усиленным корпусом и мощностью до 75 000 лошадиных сил, корабль может разбивать свыше 6 метров льда с постоянной скоростью 3 узла.

Polar Sea может нести два вертолета HH-65 CG для научной и логистической поддержки. Причал доступен примерно для 150 членов экипажа и до тридцати пяти ученых и техников. Ледокол оборудован в качестве научной платформы с пятью внутренними лабораториями и местом для дополнительных семи портативных лабораторий на палубе.

Компьютеры на борту имеют возможность обрабатывать спутниковые изображения в реальном времени, чтобы помочь в ледовой навигации, научном планировании и прогнозировании погоды.

Советские атомные ледоколы

Российские ледоколы начали строиться давно по причине уникального географического положения. В 1983 году до 50-ти кораблей, включая дизельные, остались в ледяной ловушке на востоке Арктики. Благодаря ледоходу с одноименным названием, «пленники» освободились и доставили груз в населенные пункты. Произошедший случай доказывает пользу подобных лайнеров.

Ледокол Ермак

Можно сказать, что СССР господствовал во льдах, так как в этот период истории государства создаются самые мощные по характеристикам ледоколы в мире.

«Ленин» – 134 м

В 1957 г. ввели в использование. Считается первым судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Сразу же стал демонстрировать работоспособность, благодаря чему увеличился эксплуатационный период. Отличался повышенным уровнем автономности, мощности. Преодолел 82 тыс. морских миль, освобождая пути 400 кораблям.

«Сибирь» – 147,9 м

Атомоход использовался с 1977 по 1992 г. Произвел круглогодичное мореплавание на линии Мурманск – Дудинка. На борту функционировала спутниковая связь, отвечающая за телефонию и факс, а также была отдыха, бассейн, сауна, библиотека.

«Арктика» – 148 м

С 1982 по 1986 атомный ледокол назывался «Леонид Брежнев». Передвигался с быстротой в 18 узлов, ломая ледяную пятиметровую толщу. На судне было размещено медицинское отделение, с операционной и стоматологическим блоком. Также созданы условия для базирования летной команды, вертолета. Оригинальная рыжая окраска символизировала олицетворение расцвета новой мореплавательской эпохи.

«Советский союз» – 150 м

В эксплуатацию введен в 1990 г. Спроектирован с возможностью дооборудования до боевого крейсера. Применялся для арктических путешествий. Известно, что с борта ледокола установили один буй и метеорологические ледовые станции.

«Россия» – 150 м

Непотопляемое судно пустили в плавание в 1985 г. Предназначение – охлаждать атомные реакторы. В условиях тропиков температура поднимается до 50° С, что сказывается на работе механизмов, поэтому корабль вынужден постоянно пребывать в холодных водах. В 2007 участвовал в изучении континентального шельфа на Северном полюсе.

«Таймыр» – 151,8 м

Назвали в честь парохода 20 века. Оболочку спроектировали финны, а для оборудования выбрали советскую сталь. Выполняет ледокольные действия в условиях с пониженной температурой.

«Вайгач» – 151,8 м

Строили в Финляндии по просьбе Советского Союза, отличается уменьшенной осадкой. Двигатели развивают мощность 50 л.с, что помогает следовать через толщу льда в 1,7 м. Обслуживает корабли, плывущие по Северному морскому коридору и заходящие в низовья сибирских рек. Сопровождает из Норильска суда, загруженные металлом, из Игарки – рудой, лесоматериалами.

 «Севморпуть» – 260 м

Крупный ледокол был спущен на воду в 1986 г., строительство велось с 1982 по 1988 г. После начала работ корабль прошел 302 тыс. миль, переправил больше, чем 1,5 млн. груза. В перезарядке реактора нуждался лишь однократно. Остается в составе морфлота до сих пор. Считается единственным торговым судном с ядерной установкой.

Арктический туризм

С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году. В 1990 году совершил свой первый экскурсионный тур атомный ледокол «Россия». Появление круизных рейсов в 1990 году было связано с невостребованностью ледоколов и являлось единственной возможностью сохранить атомный ледокольный флот. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор ежегодного проводилось не меньше четырёх туров. С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз». Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал». На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция. С момента спуска ледокола на воду походы на Северный полюс совершаются только на его борту.

Обычно за сезон совершается 5 рейсов к Северному полюсу. Путешествие в среднем длится 12 дней: 5 дней судно идёт к «макушке» Земли, пару дней стоит в точке с координатами 90°00′00″ северной широты (долготы там нет), а затем отправляется обратно, в Мурманск. Круиз, длящийся три недели, стоит $ 25 000. За последние 20 лет в точке пересечения всех меридианов побывало порядка 9 тысяч человек.

Самый большой ледокол в мире

На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.

Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).

Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:

  • Длина — 148 метров
  • Ширина — 30 метров
  • Высота борта — 17,2 метра
  • Мощность турбин — 2 по 27 580 КВт
  • Число гребных винтов — 3
  • Толщина проходимого льда — 2,25 метра
  • Экипаж — 130 человек

Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.

Стратегическая задача

«Арктика» — самый крупный и мощный на сегодняшний день атомный ледокол в мире. Его закладка состоялась в ноябре 2013 года, спуск на воду — в июне 2016-го.

В декабре 2019 года начались ходовые испытания корабля для проверки гребной электрической установки, манёвренных характеристик от резервных дизель-генераторов, навигационного оборудования и системы жизнеобеспечения. В начале октября 2020-го капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин заявил, что корабль подтвердил заложенные проектом характеристики.

  • Председатель правительства РФ Михаил Мишустин на ледоколе «Арктика»

12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. Судно преодолело порядка 4800 морских миль (около 9 тыс. км), из них во льдах — около 1030 миль (более 1900 км).

Во время перехода ледокол вышел к географической точке Северного полюса. Как рассказал руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Петербурге Константин Князевский, «Арктика» успешно преодолела все ледовые поля на 50% мощности. По его словам, «этого удалось достичь благодаря уникальным обводам корпуса судна».

«Арктика» оснащена инновационным водо-водяным ядерным реактором «РИТМ-200» разработки ОКБМ имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Энергетическая установка была спроектирована с учётом современных тенденций развития мировой атомной энергетики и не имеет аналогов в мире.

Также по теме


Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции

В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщили в компании «Росэнергоатом»….

«РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоёмкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нём (интегральная компоновка)», — поясняется в материалах ФГУП «Атомфлот».

«РИТМ-200» является установкой двухреакторного типа. Его совокупная тепловая мощность достигает 350 МВт, а показатель мощности на валах — 60 МВт.

Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тыс. т, длина корпуса — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 15,2 м, осадка — 10,5 м/8,65 м, скорость хода по чистой воде — 22 узла (40,7 км/ч), численность экипажа — 53 человека. Корабль способен преодолевать лёд толщиной до 2,9 м.

В настоящее время на «Балтийском заводе» ведётся строительство трёх кораблей проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия». Они должны войти в строй в 2021, 2022, 2024 годах. В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м.

Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом». Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».

В комментарии RT заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарёв заявил, что замена советских ледоколов осуществляется в плановом порядке.

  • Атомный ледокол «Арктика» в полярных льдах

«Строительство ледоколов, безусловно, укрепит позиции России в Арктике. Наша страна своевременно создаёт новые суда, способные работать в высоких широтах

Это важно делать, так как другие страны тоже предпринимают определённые шаги на этом направлении», — сказал Пушкарёв

Как отметил депутат, модернизация атомного ледокольного флота является стратегической задачей для современной России. По его словам, ввод в строй новых кораблей позволит эффективно развивать экономику отечественного Заполярья. В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП) в 80 млн т к 2024 году.

Основным драйвером роста перевозок в Арктике являются расширяющиеся мощности проекта ПАО «Новатэк» в Ямало-Ненецком автономном округе по сжижению природного газа («Ямал-СПГ»). В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают, что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути увеличится до 120 млн т, а к 2035 году — до 160 млн т.

Набегом против льдов

Что делает ледокол ледоколом? В принципе, ломать лед может любое судно, даже весельная лодка. Вопрос лишь в том, какой толщины этот лед. В Морском регистре существует классификация судов, которые имеют специальные свойства для преодоления льдов. Самая «слабая» категория — это Ice 1−3 (неарктические суда), затем следует Arc 6−9 (арктические суда). Но только корабли, попадающие под категорию Icebreaker, могут с полным правом считаться ледоколами. В категории четыре класса. Высший класс — девятый — принадлежит атомным ледоколам, которые способны непрерывным ходом преодолевать поле ровного льда толщиной до 2,5 м. А если лед толще? Такое вполне может быть в постоянно замерзших арктических морях, где лед не тает по весне, а нарастает годами. Осложняют прохождение и торосы. В этом случае от ломки льда непрерывным ходом приходится отказываться. Если ледоколу не хватает мощности для преодоления льдов, используется методика «набегов». Судно отходит от препятствия на несколько корпусов назад, а затем снова устремляется вперед и «с разбега» вскакивает на льдину. Также существует метод ломки льда кормой, куда для увеличения массы, воздействующей на лед, перекачивается балластная вода из других частей корпуса. Возможен и обратный вариант, когда вода перекачивается в нос судна. Или в резервуар на одном из бортов. Это работа креновой и дифферентной систем, помогающих ледоколу ломать лед и не застревать в проделанном канале. Четвертый метод доступен лишь уникальному в своем роде первому в мире асимметричному ледоколу «Балтика», который за счет нестандартной формы корпуса может двигаться боком, ломая при этом лед и образуя канал такой ширины, который прочим ледоколам недоступен.

Два ледокола — «Москва» и «Санкт-Петербург», построенные на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) в рамках проекта 21900, относились к классу Icebreaker 6. Модернизированные ледоколы проекта 21900 М, выпуск которых освоил ВСЗ, усилены и доработаны до класса Icebreaker 7. При движении непрерывным ходом они способны ломать лед толщиной 1,5−1,6 м, а при использовании кормы им покоряется толщина 1,3 м. Это значит, что достраиваемый сейчас «Новороссийск» сможет работать не только на Балтике, где толщина льда практически никогда не превышает 90 см, но и в арктических морях — правда, преимущественно в весенне-летний период.

Вот из таких огромных блоков на барже «Атлант» собирают корпуса ледоколов на Выборгском судостроительном заводе, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию. Как только корпус готов, его спускают на воду, и достройка судна продолжается.