Клинок, прах и амулет: что японские пилоты-камикадзе брали в последний полет

Рекордный полет

Камикадзе-го вылетел из Тачикава Аэродром в Токио в 2:12:04 часов 6 апреля 1937 года с большой помпой. Самолет вылетел из Токио через Тайбэй в Ханой и Вьентьян в французском Индокитае , а затем через Калькутту и Карачи в Британской Индии и Басре и Багдаде в Ираке , а затем Афины , Риме и Париже в Западной Европе.

Самолет приземлился в лондонском «s Croydon аэропорт восторженной толпы зрителей в 3:30 вечера по 9 апреля Общее время , прошедшее с момента выезда составляет 94 часов, 17 минут и 56 секунд, с фактическим временем полета на всей дистанции 15,357 км составила 51 час 19 минут и 23 секунды (средняя скорость: 162,8 км / ч или 101 миль / ч). Этот полет стал первым авиационным рекордом Международной авиационной федерации, завоеванным японцами.

Этот полет в Европу сделал пилота Масааки Иинумы (тогда 26 лет) национальным героем, и его провозгласили «японским Линдбергом». И пилот, и штурман Кенджи Цукагоши были награждены французским правительством орденом Почетного легиона .

12 апреля, всего через несколько дней после рекордного полета Камикадзе-го проводится принц Чичиб и принцессы Чичиб , которые посещали Англию на коронацию, на радости езды. Через месяц, 12 мая, на нем снимали с воздуха церемонию коронации. Затем Kamikaze-go отправился обратно в Японию, продублировав свой первоначальный маршрут в противоположном направлении, вылетев из Лондона 14 мая и прибыв в Осаку 20 мая и в аэропорт Ханэда в Токио 21 мая.

Пилот Камикадзе , Масааки Иинума , позже служил главным летчиком-испытателем автожира Kayaba Ka-1 с мая 1941 года. Позже он был убит в бою в войне на Тихом океане в декабре 1941 года недалеко от Пномпеня , Камбоджа . Ему было 29 лет. В 1943 году бывший штурман Камикадзе , Цукагоши, отправился из Сингапура в Германию на прототипе Tachikawa Ki-77 , но исчез над Индийским океаном .

После своего возвращения в Японию Камикадзе-го продолжал активно работать в различных должностях для Асахи Симбун . Однако на обратном пути с юга Китая он столкнулся с плохой погодой, и его пришлось бросить на юге Тайваня. Позже он был обнаружен и выставлен в «Мемориальном центре камикадзе» на Икома , префектура Нара . Объекты были разрушены во время Второй мировой войны .

В ознаменование полета самолета в 1937 году компания Asahi Shimbun изготовила бутылки и чашки для сакэ, которые были доступны с изображением этого самолета.

Future War 198X

Полузабытое аниме 1982 года, которое сняли в те годы, когда описанные события представлялись многим вполне вероятным развитием событий.

Конечно, ретро-рисовка может удручать, как и несколько странное изображение некоторых видов советской техники. Разборкиголубей мира» в Кремле с яростными милитаристами, явно срисованными с фанатиковдуха Ямато» императорской армии в 1945 году, откровенно упороты.

На ту же тему Киноманам и милитаристам: главные военные цитаты в культовом аниме-фильме

Финал в жанревнезапно прилетел голубь мира и всех клюнул» понятен как благое пожелание для мира, опять зависшего на грани ядерного армагеддона. Но любители суровых технотриллеров могут от него расшибить лоб фейспалмом.

Однако наблюдаемый на экране поток ядрёного шизомилитаризма прекрасен. В конце концов, где мы ещё сможем увидеть размашистое анимационное полотноСоветская армия героически прорывает оборону НАТО в Западной Германии»? Штурмовую высадку советских ВДВ на вражеской авиабазе, напоминающую лучшие кадрыВ зоне особого внимания»? Запуск межконтинентальных баллистических ракет с гибнущей подлодки? Удары советских самолётов-ракетоносцев по портам и нефтехранилищам? Орбитальный бой в космосе, как он виделся во времена Стратегической оборонной инициативы, и полномасштабный обмен ядерными ударами со сгорающими в ядерном пламени мировыми столицами?

На мой взгляд, недостатки этого старенького фильма не делают менее прекрасным его термоядерный шизомилитаризм в стиле модного ныне ретровейва 80-х. Ведь такого действительно больше не делают.

Такидзиро Ониси: отец камикадзе

Задача, стоявшая перед японской авиацией, была практически невыполнимой. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Ониси стал известен как «Отец камикадзе».

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Кайтены провалились, погубив сотни людей бессмысленно

Идею использования кайтенов можно считать абсолютно провальной. По официальным данным, только одна такая торпеда достигла цели. Пространство в устройстве было настолько узким, что человек в нем просто погибал от недостатка кислорода, еще до того, как эта «бомба» достигала цели. Также «подводные лодки» изготавливали на скорую руку из тончайшего шестимиллиметрового металла, который на глубине под давлением сплющивался. Даже оснащение кайтена автоматическим таймером подрыва не спасло ситуацию.

В конечном итоге японцы проиграли войну, во многом из-за использования таких вот сомнительных технологий. За все время войны в кайтенах были бессмысленно загублены сотни жизней. Теперь эти торпеды стали еще одним свидетельством глупости человека, который ради достижения собственного превосходства готов пожертвовать жизнями невинных людей.

Задний план

В 1930-х годах, когда характеристики самолетов быстро улучшались, воздушные гонки и установление рекордов полетов на большие расстояния были очень популярны в Европе и Северной Америке и часто использовались газетами в качестве рекламных трюков . Французская газета предложила солидный денежный приз за первый самолет, который совершит перелет между Парижем и Токио в течение 100 часов. Многие авиаторы потерпели неудачу в этой попытке, в том числе Андре Жапи, французский летчик, чей самолет врезался в горы Кюсю на последнем этапе его рекордной попытки из Парижа в Токио.

В 1930-х годах японские авиаконструкторы сделали максимальную дальность полета своих самолетов своим приоритетом, чтобы связать японские домашние острова с заморскими владениями Японской империи в Тайване , Корее , Маньчжурии и Южных морях . Возможности большой дальности также имели значение для разработки военной авиации для будущих конфликтов в Китае и над Тихим океаном — потенциальных театров военных действий, где было мало аэродромов для самолетов для дозаправки.

Европейский рекорд полет Камикадзе-го был организован в Asahi Shimbun газеты , чтобы отметить коронацию Великобритания «s король Георг VI , а также в качестве гудвилла рейса в европейские страны.

Как принимали в камикадзе

Так как желающих было очень много, и в военкоматы выстраивались очереди из желающих отдать жизнь за родину, а заодно получить славу и почет, к ним предъявлялись определенные требования, и не все проходили обор. Кроме базовых требований, которые нужны для управления самолетом, претендент должен был не иметь семьи. Это было обязательным условием.

В истории остался случай, когда Хадзиме Фудзи очень хотел попасть в отряд ”божественного ветра”, но у него была жена и двое детей. На этом основании ему отказали. Не долго думая, жена решила убить детей и себя, чтобы муж смог совершить подвиг. Выглядит это немного жутковато, но именно так была построена работа камикадзе. Это немного развеивает их романтический образ.

Летчики из отряда камикадзе.

После того, как потенциального камикадзе принимали в отряд, ему предстояло пройти обучение. Назвать его сложным и долгим нельзя, так как ему нужны были только базовые навыки управления самолетом и некоторая психологическая подготовка. Естественно, действующим пилотам было проще.

СМЕРТНИКИ-ТЭЙСИНТАЙ

Камикадзе — это наиболее известный частный случай явления, называвшегося «тэйсинтай», то есть «добровольные отряды». Такие отряды формировались в различных родах войск и имели «специальные задачи» — наносить ущерб противнику ценой собственной жизни.

Так, например, в мае 1945 года было сформировано подразделение подводных лодок, которые должны были таранить американские корабли у берегов Японии в случае начала вторжения; в экипажах этих лодок были только добровольцы- смертники. А в самом начале войны пять сверхмалых субмарин с экипажем всего из двух человек на каждой участвовали в нападении на Пёрл-Харбор. План операции допускал, что у экипажей есть шанс спастись, но фактически этот шанс был нереально мал. Не вернулась ни одна из лодок.

Довольно широко известна практика использования японцами пилотируемых торпед «кайтэн». Всего их было построено 420 единиц, причём существовало несколько разновидностей. Торпеды были не слишком эффективны, потому что не могли погружаться глубоко и при перемещении становились легко заметными. Всего «кайтэны» потопили два американских корабля. Жутковатая особенность этого вида оружия: воздуха в кабине хватало всего на час, а люк открывался только снаружи; если через час после выхода с подводной лодки-носителя пилот не находил цель, он умирал от удушья.

В сражениях на Филиппинах и Окинаве наряду с самолётами-камикадзе использовали взрывающиеся катера «Синьё» (флотские) и «Мару-ни» (армейские). Их было произведено с запасом, более 9000 штук, благо катер проще и дешевле самолёта. Из этого количества в бой отправили несколько сотен, однако эффект от их использования был незначительный: атакующие катера становились лёгкой добычей авиации и корабельной артиллерии, а на стоянках их сотнями уничтожали бомбардировщики.

Ещё одна разновидность солдат-смертников — это водолазы «фукурю». Предполагалось, что когда начнётся вторжение американцев на Японские острова, «фукурю» станут подкарауливать в прибрежных водах и взрывать транспортные корабли. Всего подготовили более тысячи смертников. Об успешности (или неуспешности) их атак ничего не известно; несколько необъяснимых взрывов американских кораблей вполне могли быть делом рук «фукурю».

Однако так или иначе наиболее массовым и эффективным (насколько здесь уместно говорить об эффективности) среди всех разновидностей тэйсинтай были лётчики-камикадзе.

Первые трудности

Перспективность идеи была оценена далеко не сразу. Во-первых, изобретатели поняли, что их квалификации не достаточно, чтобы «просто» вписать в обводы торпеды камикадзе.

Буквально он означает «божественный ветер» – титул, которым японские историки присвоили тайфунам, чудесным образом сорвавшим высадку монгольских войск на острова при непосредственном участии военных кораблей.

Авторам усовершенствования пришлось обратиться за помощью к Хироси Судзукаве – представителю Военно-морского арсенала в Куре. В итоге, документация на получившийся гибрид сверхмалой подлодки и торпеды была готова уже в начале 1943 года. Осталось заинтересовать ею людей во флотском штабе.

«Отец камикадзе»

Транспортная база воздушного подразделения выглядела к тому моменту более чем скромно — всего 41 воздушный борт. Поэтому поставленная перед ним задача была технически невыполнимой. Но во главе его стоял фанатически преданный идее победы Такидзиро Ониси. Видя безнадежное положение авиации, вице-адмирал принял решение создать специальное подразделение пилотов-смертников. Спустя два дня после захвата американцами о. Лейт он сказал, что у авиации нет иного пути выполнения поставленной задачи, кроме потопления американских авианосцев путем обрушения на их палубы перехватчиков-истребителей с 250-кг бомбой на борту. Ониси вошел в историю как «отец камикадзе» — человек, который повел на верную смерть тысячи летчиков-патриотов. Понимая, что война проиграна, он пытался добиться хотя бы не безоговорочной капитуляции, а выполнения ряда условий своей страны. После признания страной своего поражения адмирал сделал харакири.

Примечания[ | ]

  1. [inforeactor.ru/22015-taran-poslednii-dovod-ili-smelyi-manevr Таран – последний довод или смелый манёвр?] // 24.02.2016
  2. Gauker, Eleanor D. ;Blood, Christopher G. Severity of Battle Injuries Occurring Aboard U.S. Navy Warships. — San Diego, CA: Naval Health Research Center, 1992. — P. 8 — 13 p.
  3. Kuzmack, Arnold M. Where does the Navy go from here? //Military Review . — February 1972. — Vol. 52 — No. 2 — P. 41-42 — ISSN 0026-4148.
  4. Журко С., Булах А., Цветков С. Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти». — (История авиации, спецвыпуск № 1).
  5. Anderson, Jack ;Van Atta, Dale . Iran Training Kamikaze Pilots.Washington Post . — 27 January 1986. — B13.

Японские смертники — арсенал самоубийства

Одним из самых основных и самых опасных видов японского оружия считались смертники. Этот вид войск был разделен на несколько категорий. Надводные камикадзе (синье токкотай), управляли быстрыми и маневренными катерами, начиненными взрывчаткой, либо бомбами весом в 120 кг, либо глубинной миной в 300 кг, либо специальной ракетой. Одним из символических названий катеров было – «Синье», означавшее «сотрясение океана», что и послужило основой для названия надводных камикадзе — «синье токкотай». Этот вид катеров был изготовлен из дерева и оснащался мотором, выдающим 68 л.с, и способным развивать скорость до 19 узлов, а топливного бака хватало на 250 км. Атаки такой категории камикадзе были весьма эффективны, поэтому американские военные очень их боялись.

Один из видов подводных камикадзе – минген-герай (человек-торпеда). Так же они могли носить название «кукусуйтай» (хризантема на воде). Торпеды, которыми управляли минген-герай, называются «кайтен» либо «конготай». Кайтен представляло из себя довольно опасное оружие, так как ее уничтожение было практически не возможным, из-за того что торпеда наводилась на цель и управлялась одним человеком, в ручную. Ее скорость составляла 28 миль в час, а спереди на носу было сконцентрировано большое количество взрывчатки.

Человеко-торпеда «Кайтен» в музее

Кайтен — торпеда, управляемая смертником

Другой не менее опасный вид подводных камикадзе – это подразделения водолазов, снаряженные минами, которые носили название «фукурю» (драконы счастья). Для флота они представляли большую угрозу, так как они имели возможность скрытно подобраться под водой к дну корабля, и взорвать его миной (вместе с собой).

О деятельности подразделения «фукурю» известно немного. Одним из источников информации о них является книга В. Бру «Подводные диверсанты». Но помимо весьма ценных знаний о японских диверсантах-камикадзе, в этой книге довольно много нелепых мифов. В особенности миф о том, что сконструированный для японских водолазов-диверсантов кислородный аппарат, позволял им опускаться на глубину более 50 метров и передвигаться там со скоростью 2 км/ч. Но это не возможно, так как на глубине более 10 метров, водолаз, чей дыхательный аппарат работает на кислороде, пострадает от отравления кислородом. Подобное погружение стало доступным намного позже, когда появились аппараты с замкнутой системой дыхания на основе смеси азота и кислорода. Еще один миф – это мнение американских солдат о том, что при входе в гавань были расположены японские посты для прослушивания, на глубине около 60 метров. В то время как минимум это было технически не возможно. Ведь необходимо было подавать этим постам воздух с берега, либо обеспечить им систему подобную подводным лодкам. Создавать такие посты, с точки зрения военного дело было крайне бессмысленно. Намного проще и эффективнее держать на входе в гавань дежурную подводную лодку. Другое дело – это создавать подобные убежища в затопленных на небольшой глубине судах. Для бойцов подразделения «фукурю» этот способ являлся самым оптимальным, так как им все равно пришлось бы умереть.

Флот Японии славился хорошо подготовленными и экипированными водолазами. Их снаряжение по меркам тех времен считалось передовым, взять хотя бы ласты, которые они применяли еще до войны.  Еще можно вспомнить, использовавшуюся в 20-х годах для поисков «черного принца», специальную рейдовую маску. Для советских водолазов она казалась верхом технического прогресса. Но для использования подобного устройства во время диверсий, она была не пригодна.

Весной 1942 года водолазы японского флота с облегченным снаряжением, успешно обезвредили заграждения из подводных мин недалеко от берегов Гонконга и Сингапура, позволив тем самым своему флоту беспрепятственно войти в бухту. Правда была одна проблема. Она заключалась в том, что количество таких водолазов было ограниченно, да и снаряжать новых пловцов современной экипировкой у Японии не было возможности. Поэтому опять вся надежда была на массовый героизм.

Самолет-снаряд «Ока»

Специально для полетов камикадзе была в срочном порядке спроектирована пилотируемая «крылатая бомба», оснащенная ракетным двигателем и мощным снарядом в 1200 кг аммонала. В воздух его поднимал другой самолет, который отстыковывался непосредственно перед зоной поражения. Далее «Ока» двигалась в режиме парения, во время которого смертник подводил пилотируемый аппарат как можно ближе к вражескому кораблю. В последний момент включались ракетные двигатели, которые наращивали скорость для мощного тарана вражеского эсминца.

Первый боевой вылет состоялся 21 марта и оказался неудачным. Низкая эффективность «Оки» была показана и в дальнейшем на основе 850 совершенных вылетов. Самую большую уязвимость представлял собой носитель крылатой бомбы — маломаневренный из-за тяжелой ноши бомбардировщик с незащищенными топливными баками, а также малая дальность пуска самолета-снаряда. Из-за острого дефицита самолетов носитель подходил к цели практически без прикрытия и зачастую сбивался раньше, чем запускал смертельный груз. Камикадзе и пилоты бомбардировщика гибли, не достигнув цели, при незначительных потерях со стороны противника.

Супруги-камикадзе

Упоминаются случаи, когда смертники захватывали в последний полет останки либо волосы своих детей, родных либо товарищей, которые хотели пойти в камикадзе, но умерли раньше. Считалось, что летчик так исполняет мечту покойного.

Отряд смертников, которые не хотели мириться с разгромом Японии, решили по собственной инициативе отправиться в последнюю атаку. По словам Ф. Шермана в труде «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою», один из пилотов, Т. Тенифуджи, взял свою супругу Асако.

В течение многих лет данная история считалась красивым преданием. Однако ее правдивость была доказана представителями армии Страны восходящего солнца в 1957 г. В итоге семьям четы выдали документы о смерти Тецуо и Асако и вручили финансовое возмещение.

Идеологическая обработка

К тридцатым-сороковым годам XX века Япония была высокомилитаризованной страной, претендующей на владычество в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Успехам в Корее и Китае способствовала технологическая отсталость их армий, в разы превосходившая таковую у японцев, также не располагавших особо современным или грозным оружием. Так, бронетанковые силы Японии состояли из лёгких танков «Ха-Го» и средних (по японской классификации) «Чи-Ха», с противопульной бронёй и 37-мм пушкой в первом и 57-мм полуавтоматическим орудием — во втором случае. Отнюдь не шедевры танкостроения, машины перекрывали возможности армий азиатских государств противостоять им. Более того, бои 1931-1934 годов показали, что даже у танкеток Тип 94 не было достойного оппонента. Японская авиация также не блистала тактико-техническими характеристиками.

Фото из архива
Японский средний танк «Чи-Ха».

Солдат и офицеров учили не ценить собственную жизнь, не говоря о жизни противника, а воинские и религиозные ритуалы помогали преодолевать инстинкт самосохранения. С фанатичным сопротивлением японцев пришлось столкнуться американцам во время боёв на тихоокеанских островах, когда противник предпочитал погибнуть, но не капитулировать или сдаться в плен.

Человек в «кайтене» был обречен на гибель

Кайтен можно с натяжкой назвать подводной лодкой, потому что в этом миниатюрном устройстве мог разместиться только один человек. Скорее всего, это была просто торпеда, начиненная огромным количеством тротила. Заряда было настолько много, что для человека просто не оставалось места. Даже не наделенные высоким ростом японцы с трудом помещались в таких торпедах. О комфорте смертников особо и не заботились, ведь они все равно был обречены отправиться на тот свет.

По сути, человека просто отправляли на лобовое столкновение с вражеским кораблем в управляемой бомбе, начиненной взрывчаткой. При помощи рычага переключения передач и штурвала пилот мог управлять импровизированным «транспортным средством». Кайтены были разработаны на скорую руку, а их управлению никого не обучали.

По логике японского руководства, кайтен должен был стать отлично замаскированной торпедой, которая бы по прямой наводке была направлена человеком прямо в цель. Их начали использовать для атак на вражеские военные суда и подводные лодки. Трудность заключалась в том, что при использовании штурвала такую торпеду быстро обнаруживали и нейтрализовали, так что приходилось атаковать вслепую.

Причины появления камикадзе

Одной из основных причин появления камикадзе является слабое техническое оснащение воздушных сил. Самолеты были среднего качества, часто ломались и не обладали выдающимися летными характеристиками. Все это мешало пилотам полноценно отправляться на задания и возвращаться с них.

Разрабатывать новые типы самолетов времени не было, а нарастить выпуск имеющихся с еще большим количеством дефектов (из-за ускорения производства и экономии) было вполне реально. Экономили буквально на всем. Например, у модели Nakajima Ki-115 Tsurugi даже не было шасси. Самолет катился по полосе на стойках, который потом оставались на земле. Для посадки шасси были не нужны, поэтому тележку ставили под другой самолет и процедура взлета повторялась.

Самолет Nakajima Ki-115 Tsurugi (передние шасси отваливались при взлете, заднего нет вообще)

На фоне того, что отдать жизнь за родину для японцев всегда было почетным, и того, что эта идея дополнительно культивировалась со стороны руководства страны, начали зарождаться мысли о новом типе воинов. Так, на базе первого воздушного флота Японии были сформированы отряды пилотов-смертников.

Для набора добровольцев, японцам рассыпались приглашения в ряды камикадзе, которые нельзя было не принять. Дело в том, что в приглашении был вопрос, сформированный таким образом, что отрицательный ответ означал признание в трусости. Для японцев это неприемлемо.

Третьим фактором появления камикадзе стало дополнительное психологическое преимущество в бою. Появление самолетов, которые летели с полной бомбовой загрузкой и врезались в корабли, оказывало очень сильное давление на врага и деморализовывало его.

Так выглядела атака на военные корабли противника

Итог неутешителен

«Кайтены» были задуманы как грозное оружие, способное нанести существенный урон противнику в океанских базах и при отражении десантных операций. Однако больше ущерба от них понес сам Императорский флот Японии. Применение человеко-торпед обернулось не только потерей восьми подлодок-носителей «кайтенов».

А главное – утратой свыше сотни подготовленных пилотов. Механизмы и корпуса торпед ржавели и выходили из строя в результате длительных погружений носителей.

Не лучшим образом обстояли и дела с навигационной подготовкой водителей «кайтенов». Ведь их применение подразумевало старт с носителя из подводного положения и следование к цели на максимальной скорости. Причем подвсплытие и коррекция курса возможны были не ближе 1000 метров от цели.

В общем, чуда не произошло и очередной «божественный ветер» не спас империю от поражения.

Итоги[ | ]

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, значение имел и психологический эффект, производимый на американских моряков.

Авианалёты камикадзе были самой результативной по количеству пострадавших формой применения сил и средств стран Оси против кораблей и судов противника, так, по статистике ВМС США, 68 % случаев боевого травматизма различной степени тяжести среди личного состава флота (не считая погибших) приходилось на последствия атак камикадзе, 32 % составляли все остальные причины (торпедирование, бомбардировка, артобстрел, мины). При этом даже в тех случаях, когда атака камикадзе не заканчивалась потоплением корабля противника, полученные повреждения не позволяли ему продолжать выполнять прежнюю задачу, он был выведен из строя в абсолютном большинстве случаев. В 60 % случаев успешной атаки даже одного лётчика-камикадзе на американский авианосец, корабль, если он не был потоплен в результате налёта, был вынужден возвращаться на базу для капитального ремонта. Оставшиеся 40 % как правило имели затруднения с организацией нормального процесса взлёта-посадки палубных самолётов ввиду повреждений соответствующего оборудования. В случае более одного попадания в цель, значение процентного показателя кораблей возвратившихся на базу для ремонта составляло 100 %. Таким образом, силы надводного флота противника лишались указанных кораблей на весьма длительное время. Даже разработанные в послевоенное время противокорабельные ракеты не обеспечивали такой эффективности, — для выведения из строя американского авианосца в 1970-е годы по расчётам американских стратегов требовалось не менее четырёх-пяти попаданий советских ПКР или самонаводящихся торпед с гидроакустическим наведением (при этом, как ракеты, так и торпеды имеют различную помехоустойчивость и могут отклониться от цели благодаря мероприятиям пассивной защиты противника, в то время как помехоустойчивость лётчиков-камикадзе является абсолютной).

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.