Обзор аэробуса белуга a300-600st super transporter

Видео: Airbus A320 — полет из кабины пилота

Эти боковые ручки управления освободили место для откидных столиков у пилотов и улучшили обзор шести цветных ЖК-дисплеев, по два прямо перед пилотами и два в центре приборной доски. Дисплеи выдают пилотам всю информацию о навигационной обстановке, работе силовых установок и другого оборудования лайнера.

Пассажирский салон А320 сделан очень просторным, полки для ручной клади имеют большой объём, на нижней палубе много места для груза и широкие люки для загрузки багажа. В салоне облицовка из современных панелей, сенсорный дисплей на Flight Attendant Panel, светодиодное освещение каждого пассажирского места и возможность менять яркость освещения всего салона от 0 до 100%.

Super Guppy

Aero Spacelines Super Guppy — транспортный самолет, основой которому явился фюзеляж военного Boeing C-97. Первый полет необычного самолета состоялся в 1965 году, один из «Супер Гуппи» до сих пор служит для NASA. Также Super Guppy эксплуатировался авиагигантом Airbus для доставки крупногабаритных частей самолетов на место окончательной сборки. В дальнейшем на замену Guppy концерном Airbus был разработан новый транспортный самолет Beluga, о котором речь пойдет чуть позже.

Грузоподъемность самолета составляет почти 25 тонн (в 10 раз меньше, чем у Ан-225 «Мрия»), размах крыльев 47,6 метров.

История самолёта

A300 в трёх проекциях

Постройка первого опытного самолёта Airbus А300В1 началась в сентябре 1969 года. Первый полёт состоялся 28 октября 1972 года, а в конце июня 1973 года — первый полёт самолёта Airbus А300В2, фюзеляж которого был удлинён на 2,6 м. По завершении лётных испытаний, в которых участвовали 4 машины, в середине марта 1974 года её сертифицировали во Франции и ФРГ, а в конце мая того же года — в США. Тогда же началось и серийное производство новых лайнеров.

Первый самолёт был поставлен в мае 1974 года. Первоначально на рынке появились лайнеры Airbus А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C.

Следующей модификацией стал Airbus А300В4 с улучшенными характеристиками и увеличенной дальностью полёта. Первый полёт опытная машина совершила 26 декабря 1974 года. Эту модель сертифицировали в марте 1975 года. Регулярная эксплуатация самолёта началась в мае 1975 года.

Airbus А300В и опыт его разработки послужили базой для дальнейшей деятельности консорциума Airbus. На основе пассажирского самолёта были созданы грузопассажирский вариант Airbus А300С4 и грузовой — Airbus A300F4. Однако широкого распространения они не получили — всего было построено четыре машины. В кабине могли разместиться до 20 грузовых поддонов, а в нижних грузовых отсеках — до 20 контейнеров типа LDЗ общей массой до 40 000 кг.

В конце 1980 года консорциум Airbus приступил к разработке усовершенствованного варианта — Airbus А300-600 для авиалиний средней и большой протяжённости. Опытный экземпляр (с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4H1) выполнил первый полёт 8 июля 1983 года. В начале марта 1984 года он был сертифицирован во Франции. В марте 1985 года завершилась сертификация варианта самолёта с двигателями CF6-80C2, а в сентябре начались его поставки. Первой эту модель получила таиландская авиакомпания Thai Airways.

На базе Airbus А300-600 был разработан вариант с увеличенной дальностью полёта — Airbus A300-600R. К его созданию консорциум Airbus приступил в 1985 году. Первый полёт Airbus A300-600R (с двигателями General Electric CF6-80C2A5) совершил 9 декабря 1987 года. В марте 1988 года завершилась его сертификация в Европе и США. Первый самолёт был поставлен в конце апреля 1988 года американской авиакомпании American Airlines. В конце сентября 1988 года состоялся первый полёт варианта с двигателями фирмы Pratt & Whitney, поставки начались в ноябре 1988 года. В марте 1990 года самолёт Airbus A300-600R, оснащённый двигателями фирмы General Electric, был сертифицирован FAA на соответствие требованиям ETOPS к двухдвигательным магистральным самолётам, согласно которым машина может выполнять в течение 180 мин полёт до запасного аэродрома с одним работающим двигателем. Airbus A300-600R выпускали серийно с 1987 года. К началу 1996 года было поставлено 148 самолётов данной модели.

На основе самолёта Airbus A300-600R специально сформированной фирмой SATIC был разработан грузовой A300-600ST Beluga, предназначенный для перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей) для пассажирских самолётов консорциума Airbus с заводов-изготовителей во Францию на сборочный комплекс в Коломье (пригород Тулузы). В кабине самолёта можно перевозить грузы массой до 45 000 кг на расстояние 2700 км.

В 1997 году Национальный центр по исследованиям космического пространства Франции получил модифицированный самолёт Airbus A300 ZERO-G для имитации условий невесомости.

В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 407 самолётов Airbus А300 всех моделей.

К 2015 году лайнер выведен из эксплуатации в крупнейших авиакомпаниях мира и Европы и заменён на более позднюю модель Airbus A330.

Лётно-технические характеристики

A300B2/B4 A300-600R
Тип Средней и большой дальности Средней и большой дальности
Длина 53,62 м 54,08 м
Ширина фюзеляжа 5,64 м 5,64 м
Ширина салона 5,35 м 5,35 м
Размах крыла 44,84 м 44,84 м
Площадь несущих поверхностей 260,00 м² 260,00 м²
Высота 16,53 м 16,62 м
Двигатели 2 ТВД тягой 227 кН — 236 кН Pratt & Whitney JT9D-59A General Electric CF6-80-C2A5]] 2 ТВД тягой 249 кН — 273,6 кН Pratt & Whitney JT9D-7R4H1 Pratt & Whitney PW4156 General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5
Максимальная скорость 910 км/ч 890 км/ч
Крейсерская скорость 850 км/ч 875 км/ч
Дальность 3400/5300 км с 270 пассажирами 7000 км с 270 пассажирами и двигателями PW4156
Кол-во кресел (один класс) 345 361
Масса пустого A300B2 — 79 600 кг, A300B4 — 88 500 кг 78 200 кг с двигателями PW4156
Макс. взлётный вес A300B2 — 142 000 кг, A300B4 −165 000 кг 165 000 кг с двигателями PW4156

Технические характеристики

Некоторые характеристики A300-600ST могут реально поразить воображение:

  • Длина — 56,15 метров
  • Высота — 17,24 метров
  • Размах крыльев — 44,84 метра
  • Площадь крыла — 122, 4 квадратных метра
  • Диаметр фюзеляжа — 7,1 метра
  • Масса без загрузки — 86 тонн
  • Максимальная взлетная масса — 155 тонн
  • Дальность полета при загрузке в 26 т — 4632 километра
  • Двигатели — 2хGeneral Electric CF6-80C2A8
  • Максимальная грузоподъемность — 47 тонн
  • Объем грузовой кабины — 1410 кубометров
  • Максимальная скорость — 750 километров в час
  • Практический потолок — 10,7 километра
  • Длина разбега по ВПП — 1,95 километра
  • Длина пробега по ВПП — 1,18 километра
  • Количество членов экипажа — 2 человека.

Именно эти данные выделяют модель от многих в классе транспортных и делают его уникальным в своем роде.

Airbus A380

A380 — самый большой пассажирский самолет в истории авиации. Уверен, что пальму первенства Airbus будет удерживать еще очень долгое время, потому, как Boeing не заинтересован в создании гигантских пассажирских лайнеров. До A380 крупнейшим пассажирским самолетом на протяжении 36 лет являлся Boeing-747. Airbus A380 способен перевозить аж до 853 пассажиров в одноклассовой комплектации, размах крыльев самого большого пассажирского самолета составляет 79 метров. На начало 2011 года авиакомпаниями Emirates, Lufthansa, Korean Air, Singapore Airlines, Qantas, Air France и China Southern Airlines эксплуатируется 60 гигантов Airbus A380.

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров компании «Эйрбас» перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.

Погрузка вертолета в Аэробус Белуга Super Transporter

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

Технические характеристики (A300-600ST)

Данные из Аэробус, Аэробус: Белуга

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Емкость: Стандартная нагрузка 47000 кг (103617 фунтов)
  • Длина: 56,15 м (184 футов 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 44,84 м (147 футов 1 дюйм)
  • Высота: 17,24 м (56 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 260 м2 (2,800 кв. Футов)
  • Пустой вес: 86,500 кг (190,700 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 155000 кг (341 717 фунтов)
  • Вместимость топливных баков: 23860 л (6303 галлонов США)
  • Внешний диаметр фюзеляжа: 7,31 м (24 фута) (включая нижнюю часть фюзеляжа)
  • Диаметр груза в поперечном сечении: 7,1 м (23 фута 4 дюйма) в грузовом отсеке
  • Грузовой отсек — объем 1500 м3 (53000 куб. Футов), 37,7 м (124 фута) в длину × 7,04 м (23,1 фута) в ширину × 7,08 м (23,2 фута) в высоту
  • Электростанция: 2 × General Electric CF6-80C2A8 турбовентилятор, Тяга 257 кН (58000 фунтов силы) каждый

Спектакль

  • Максимальная скорость: Мах 0,7 Максимальный рабочий Мах — MMO
  • Классифицировать: 2779 км (1727 миль, 1501 нм) с полезной нагрузкой 40 т (88000 фунтов) — 4632 км (2501 нм) с полезной нагрузкой 26 т (57000 фунтов)
  • Практический потолок: 10,668 м (35,000 футов)

Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. После успешного испытательного полета 17 июня 1934 года «Максим Горький» уже через два дня лениво рассекал воздушное пространство над Красной площадью, поражая воображение жителей тогда еще молодого советского государства своими габаритами. Внутри крыльев располагались места, оборудованные для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов. Однако дальнейшая история АНТ-20 трагична: 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.

Характеристики и размеры:

Длина: 33 м

Размах крыла: 63 м

Экипаж: 20 чел.

Количество пассажиров: 60-70 чел.

Макс. скорость в полете: 275 км/ч

Дальность полета: 1000 км

Макс. взлетная масса: 53 т

АНТ-20 «Максим Горький»

Дизайн [ править ]

Разгрузка модуля МКС » Колумбус » в 2006 г.

Грузовое пространство Beluga, F-GSTC ; AirExpo 2008, аэропорт Тулузы Франсазаль, Франция

A300-600ST Beluga имеет много общего с Airbus A300, на котором он был основан , хотя и существенно отличается по внешнему виду . Крылья, двигатели, шасси и нижняя часть фюзеляжа остаются идентичными тем, что используются на обычном A300, в то время как верхняя часть фюзеляжа образует огромную подковообразную конструкцию диаметром 7,7 м (25 футов). . По сравнению с Super Guppy, полезная нагрузка была увеличена более чем вдвое, а объем увеличился более чем на 30%. Используемые турбовентиляторные двигатели General Electric CF6-80C2 также немного завышены по сравнению с теми, которые используются на стандартном A300. В вертикальном стабилизаторе используется модифицированныйКиль Airbus A340 с удлинением базы на 1,12 м (3 фута 8 дюймов), а хвостовое оперение было усилено и оснащено вспомогательными килями для поддержания курсовой устойчивости. Также был удален бак для обрезки оперения.

Чтобы обеспечить доступ к грузовому отсеку спереди без необходимости отключать все электрические, гидравлические соединения и соединения управления полетом (а также избежать длительных повторных калибровок перед каждым полетом, которые влечет за собой повторное подключение), стандартная кабина A300 была перемещена ниже уровня грузового пола. . Путем перемещения кабины таким образом время загрузки было сокращено вдвое по сравнению с временем загрузки Super Guppy, которое требовалось для отключения и повторного подключения таких систем. Другой причиной сокращения времени погрузки было внедрение системы загрузки с накаткой / откаткой , а также возможность разгрузки самолета при ветре до 40 узлов. Качества и улучшенные возможности Beluga привели к тому, что расходы, связанные с транспортировкой компонентов Airbus, упали до одной трети от стоимости, достигнутой Super Guppy.

Кабина Beluga находится под давлением, а грузовая палуба — нет, что делает ее недоступной во время полета и непригодной для грузов, требующих повышенного давления, таких как живые животные. Однако грузовая палуба оснащена модулем обогрева, чтобы поддерживать груз в соответствующем температурном диапазоне. По крайней мере, один раз для груза использовался герметичный контейнер ( см. Историю эксплуатации ). Самолетом управляет экипаж из трех человек — два пилота и грузчик.

Грузовой объем главной палубы у «Белуги» больше, чем у С-5 Galaxy или Антонова Ан-124, но все же меньше, чем у Антонова Ан-225 . Однако он ограничен грузоподъемностью 47 тонн против 122,5 тонны у C-5 Galaxy и 150 тонн у Ан-124. Несмотря на такую ​​ширину, Beluga не может перевозить большинство частей фюзеляжа Airbus A380 , которые вместо этого обычно перевозятся морским и автомобильным транспортом. Beluga использовался для перевозки некоторых компонентов A380.

История операций [ править ]

Разгрузка носовой части фюзеляжа в Гамбурге Финкенвердер, 2013 г.

В январе 1996 года Beluga был официально введен в эксплуатацию, переправляя компоненты с различных аэрокосмических объектов на линии окончательной сборки в Тулузе , Франция, и Гамбурге , Германия. 24 октября 1997 года последний из грузовых самолетов Airbus Industrie Super Guppy был списан, и с этого момента его задача по перевозке негабаритных грузов выполнялась исключительно новым флотом A300-600ST. В 1997 году, на втором году работы Beluga, флот авиакомпании налетал более 2500 часов на более чем 1400 рейсов. К 2012 году флот выполнял около 5000 летных часов в год; Airbus ожидала, что к 2017 году этот показатель вырастет вдвое .

С момента ввода в эксплуатацию Beluga претерпела несколько модернизаций инфраструктуры. В 2011 году аэропорт По-Пиренеи , место, которое обычно посещают Belugas, стал первым аэропортом в Европе, в котором была развернута европейская геостационарная навигационная служба , которая точно направляет Beluga и другие самолеты во время посадки. В 2015 году в аэропорту Хаварден была открыта специальная погрузочная станция Beluga , которая не позволяет сильным ветрам мешать будущим операциям.

В дополнение к своим основным обязанностям по снабжению производственных мощностей Airbus, Belugas часто выполняла чартерные рейсы для различных целей. В 1997 году ATI заявила, что ей пришлось отклонить восемь из десяти запросов на коммерческие полеты Beluga, и в этом году флот смог выделить только 130 летных часов для выполнения таких задач. Но по мере того, как все больше самолетов Beluga было введено в эксплуатацию, их эксплуатационная готовность резко возросла, увеличившись до 600 летных часов в 1998 году и около 1000 летных часов в 1999 году; это фактически позволило одному из пяти самолетов Beluga проводить большую часть своего рабочего времени, выполняя чартерные рейсы. Среди первых клиентов, заказавших рейсы Beluga, был Boeing.

В июне 1997 года был установлен мировой рекорд по самой большой полезной нагрузке, которую может перевозить самолет, когда Beluga использовалась для перевозки химического бака для торгового судна из Клермон-Феррана в Гавр , Франция. В феврале 2003 года единственный Beluga выполнил самый дальний чартерный рейс за всю историю, пролетев 25 часов (не включая остановки для дозаправки), чтобы доставить два полных вертолета NHI NH90 вместе с одним ударным вертолетом Eurocopter Tiger из Марселя , Франция, в Мельбурн , Австралия, для авиашоу Avalon .

Вид спереди летящего Beluga с выпуклым фюзеляжем

В 1999 году Beluga нес большую картину, Свобода , ведущая народ на Эжена Делакруа , который висел в Лувре с 1874 года он был доставлен из Парижа в Париже в Токио через Бахрейн и Калькутте примерно 20 часов. Большое полотно размером 2,99 метра (9,81 фута) в высоту и 3,62 метра (11,88 фута) в длину было слишком большим, чтобы поместиться в Боинг 747 . Транспортируется в вертикальном положении внутри специального герметичного контейнера, снабженного изотермической защитой и антивибрационным устройством.

В 2004 году Beluga использовался для доставки гуманитарной помощи в регион Индийского океана после широкомасштабного опустошения прибрежных районов сильным цунами . В 2005 году Beluga использовался для перевозки гуманитарной помощи и предметов медицинского назначения из Соединенного Королевства и Франции на побережье Мексиканского залива Соединенных Штатов в поддержку операций по ликвидации последствий стихийных бедствий после урагана Катрина .

Beluga неоднократно использовалась для перевозки крупногабаритных объектов, в том числе транспортных средств, для различных космических программ . В 2001 году части беспилотного космического корабля Automated Transfer Vehicle (ATV) были доставлены на Beluga из Турина , Италия, в Амстердам , Нидерланды . В 2004 году было совершено несколько полетов Beluga на космодром Байконур , Казахстан , для доставки спутников, построенных Astrium . В 2009 году Beluga был использован для передачи модуль Tranquility от Международной космической станции изТурин в Космический центр Кеннеди , США .

В 2019 году в Тулузе был открыт двухсекционный погрузочный док, который принимает 85-100 рейсов в неделю, так как пять самолетов A300-600ST вместе работают 7600 часов в год. Он включает в себя переднюю часть, включая открытую большую грузовую дверь, для уменьшения погодных ограничений и более быстрого оборота за 1 час 20 минут по сравнению с 2 часами 30 минут.

Аварии и катастрофы

По состоянию на 10 января 2021 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 35 самолётов Airbus 300. Airbus 300 пытались угнать 30 раз, при этом погибли 12 человек. Всего в этих происшествиях погибли 1435 человек.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
04.07.1976 F-BVGG Энтеббе 4/258 26 июня был захвачен террористами, 4 июля взят штурмом.
17.03.1982 F-BVGK Сана 0/124 При взлёте взорвался двигатель №2.
18.12.1983 OY-KAA Куала-Лумпур 0/247 Грубая посадка в ливень при минимальной видимости.
29.09.1986 VT-ELV Ченнаи 0/196 Прерванный взлёт, в двигатель попала птица.
21.09.1987 SU-BCA Луксор 5/5 Разбился при посадке после тренировочного полёта.
03.07.1988 EP-IBU Персидский залив 290/290 Сбит американской ракетой в нейтральных водах.
15.02.1991 9K-AHF Мосул 0/0 Захвачен у Кувейта, уничтожен в ходе операции «Буря в пустыне».
15.02.1991 9K-AHG Мосул 0/0 Захвачен у Кувейта, уничтожен в ходе операции «Буря в пустыне».
28.09.1992 AP-BCP Катманду 167/167 Разбился в горах при заходе на посадку.
24.04.1993 F-BUAE Монпелье 0/324 Задел осветительную мачту при буксировке. Списан.
15.11.1993 VT-EDV Тирупати 0/262 Исчерпал топливо и совершил аварийную посадку.
26.04.1994 B-1816 Нагоя 264/271 Разбился при заходе на второй круг из-за грубых ошибок экипажа.
10.08.1994 HL7296 Чеджу 0/160 Вылетел за пределы ВПП при посадке с большой скоростью.
22.10.1994 HS-THO Бангкок 0/н.д. При пробном запуске двигателей столкнулся с другим самолётом.
26.12.1994 F-GBEC Марсель 3/232 24 декабря был захвачен алжирскими террористами, 26 декабря был взят штурмом.
17.05.1996 TC-ALP Стамбул 0/н.д. Сгорел в ангаре.
26.09.1997 PK-GAI Медан 234/234 Разбился при заходе на посадку. Диспетчер дал неверные указания пилотам.
16.02.1998 B-1814 Тайбэй 7+196/196 Разбился при уходе на второй круг.
24.03.1999 A6-PFD Родос 0/271 При посадке не сработала система торможения.
02.02.2000 EP-IBR Тегеран 8+0/0 На ангар с самолётом рухнул C-130.
12.02.2000 TU-TAT Дакар 0/182 При движении к ВПП с работающими двигателями подломилась стойка шасси.
17.10.2001 AP-BCJ Дубай 0/205 При посадке подломилась стойка шасси.
12.11.2001 N14053 Нью-Йорк 5+260/260 Разрушение киля в сильной турбулентности из-за ошибочных действий второго пилота.
08.03.2002 VT-EFW Дели 0/5 Из-за ошибок техников переднее шасси заклинило и подломилось.
01.03.2004 AP-BBA Джидда 0/273 При взлёте взорвались две шины шасси и их затянуло в двигатели.
23.03.2007 YA-BAD Стамбул 0/н.д. При посадке выкатился с ВПП и накренился на правое крыло.
19.04.2007 A7-ABV Абу-Даби 0/0 Сгорел в ангаре.
02.03.2010 TC-ACB Баграм 0/5 При посадке подломилась стойка шасси. Списан.
13.04.2010 XA-TUE Монтеррей 2+5/5 Грузовой рейс, разбился при заходе на посадку.
xx.04.2010 XA-TVU Мехико 0/0 При техобслуживании упал кран и повредил крыло. Списан.
25.08.2011 5A-IAY Триполи 0/0 Уничтожен на стоянке во время боёв за аэропорт.
25.08.2011 5A-DLZ Триполи 0/0 Уничтожен на стоянке во время боёв за аэропорт.
14.08.2013 N155UP Бирмингем 2/2 Разбился после посадки из-за ошибок экипажа.
12.10.2015 SU-BMZ Афгойе 0/6 Разрушился в результате вынужденной посадки.

See also[edit]

  • Aviation portal
  • European Union portal

List of civil aircraft

Related development

  • Airbus A330 – Wide-body twin-engine jet airliner
  • Airbus Beluga – Outsize cargo version of the A300-600 airliner

Aircraft of comparable role, configuration, and era

  • Aero Spacelines Super Guppy – Turboprop conversion and enlarged version of outsize cargo carrier Pregnant Guppy
  • Antonov An-124 Ruslan – Soviet/Ukraine four–engine large military transport aircraft
  • Antonov An-225 Mriya – Soviet/Ukrainian six-engine heavy strategic cargo aircraft
  • Boeing Dreamlifter – Outsize cargo conversion of the 747-400

Hughes H-4 Hercules

«Геркулес» — летающая лодка американского производства, первый и единственный полет Hugbes H-4 был совершен еще в далеком 1947 году. Тогда самолет поднялся в воздух на высоту 21 метра и пролетел над гаванью Лос-Анджелеса порядка 2 километров. В дальнейшем проект был заморожен за ненадобностью. В настоящее время самолет Hughes является экспонатом международного музея авиации Эвергрин, ежегодно посещаемый 300-тысячами туристов. Hughes H-4 Hercules является рекордсменом по размаху крыла самолета — у Геркулеса она составляет 98 метров, к сведению, у Ан-225 размах крыла лишь 88 метров.

Производство

Наибольшее количество машин производилось в качестве сугубо пассажирских самолётов с примерно 250 местами, хотя производились как переоборудоваемые экземпляры (A300C4), так и полностью грузовые машины (A300F4). С середины 1990-х годов производился только один грузовой вариант — A300F4-600R. До мая 2005 года поступило 135 заказов.

В июле 2007 года производство A300 было прекращено для того, чтобы использовать производственные мощности для сборки самолётов более новых серий. Последний самолёт этого типа был поставлен 12 июля 2007 года в модификации A300F4-600R для грузовой авиакомпании FedEx. За всё время производства был сделан 561 широкофюзеляжный самолёт A300. В эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 года находилось 412 самолётов этого типа.

Производства Airbus располагаются в различных странах Европы. Корпусные детали производят в Великобритании, другие компоненты во Франции и Германии. Между заводами части транспортируются самолётами и автомобильным транспортом.

Во Франции (Тулуза) производятся полётопригодные неотделанные машины. Внутренняя отделка, как заключительное действие происходит в Гамбурге-Финкенвердере, затем самолёт перелетает в Тулузу после чего и доставляется клиентам. Такая схема производства уникальна и существует только у Airbus, и хотя всегда имелись попытки воспроизвести такое производство, прежде всего во Франции, но пока они остаются только попытками.

Так как все увеличивающиеся части самолёта не могли больше транспортироваться на Super Guppy, на основе A300-600 был разработан специальный самолёт A300-600ST, известный также как Airbus Beluga, произведённый до сегодняшнего дня в количестве 5 экземпляров.

Третий построенный экземпляр A300 (год выпуска 1973, серийный номер 003) был куплен в 1998 году французским управлением космическими полётами CNES. С тех пор фирма Novespace по её заказу проводит полёты по параболе на этой машине. Машина известна также под наименованием A300-ZERO-G.

Transporting Airbus aircraft parts

Airbus has its origins in the coming together of several European aviation firms. They joined together to form Airbus in 1970. As part of the cross-Europe collaboration, aircraft manufacture and assembly were (and still are) split across several countries. This brings with it a huge logistical challenge of shipping completed parts from one country to another for final assembly.

This was initially done by road and barge. Aircraft transportation was added in 1972 with a fleet of four modified Boeing Stratocruiser aircraft, known as Super Guppies.


The Airbus Skylink, or Super Guppy, was its first transport aircraft. Photo: Pinpin via Wikimedia

Eventually, though, these aircraft needed replacing. They were old and inefficient to operate, and additional capacity was needed. Airbus introduced the Beluga cargo aircraft in 1995 as a replacement. It was based on the A300-600, with a significantly enlarged fuselage for cargo transport.

While their primary role has been to transport Airbus aircraft components between European sites, they have also seen plenty of charter use, including carrying machinery, helicopters, and satellite parts.


Beluga was used to transport parts for the International Space Station. Photo: NASA/Jim Grossmann via Wikimedia

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

Немного о Airbus A300-600ST (Beluga)

Свое название он получил как раз из своих форм, Beluga переводиться как кит-белуха. Не спутайте его с белугой. Если разбирать его серийное имя, то последние буквы ST расшифровываются как супер транспорт. Эти имена еще раз говорят о его огромных размерах.

A300-600ST является широкофюзеляжным реактивным лайнером, который способен перевозить крупногабаритные грузы, например, такие как части других самолетов. Авиалайнер оснащен двумя мощными моторами, из-за своих больших размеров и массы лайнеру больше подходит низкая высота полета.

Всего в мире было создано и выпущено пять лайнеров такого типа, также все эти самолеты эксплуатируются исключительно компанией Аэробус. Впервые мир познакомился с данным самолетом в 1995 году. В этом году проводился показ авиалайнеров в городе Ле-Будже. В один из жарких июльских дней Beluga продемонстрировала свой полет десяткам тысяч людей знаменитого авиасалона.

Когда был объявлен показ самолета, многие посетители салона даже не обратили внимания на этого гиганта, так как были не уверенны, что он вообще сможет летать со своими-то неуклюжими формами. Но когда этот гигант грациозно взмыл в небеса и показал там настоящий мастер класс пилотажа, то посетители авиасалона потеряли головы он удивления. Так как выглядел очень нелепо, пока находился на земле. Но в воздухе он смог продемонстрировать всю свою красоту.

В этот день его посадку встретили тысячи аплодирующих людей, после демонстрации паллета, посетители не могли думать не о чем другом кроме как о Airbus A300-600ST. Также этот день стал великим и для самого авиалайнера, так как его избрали лидером авиа показа в 1995 году.

История создания

Самолет необходим был в первую очередь для самой компании Airbus. Так как они собирались поставить его на перевозки частей фюзеляжа различных лайнеров. Такая востребованность появилась за счет того, что спрос на авиалайнеры значительно увеличился, и у компании появлялись все больше заказов на создания все новых самолетов.

Но из-за того что они не могли справляться с количеством заказов, компании необходимо было быстро расширятся. Так как новые заводы по авиалайнерам строить было долго, было принято решение организовать новые цеха по сборке самолетов.

Но для постройки нового лайнера необходимы были детали, так как цеха по сборки небыли предназначены для создания этих деталей их необходимо было доставлять из центральных заводов, которые располагались в различных уголках Европы. В этом и заключается роль нашего лайнера.

Самый первый лайнер, выпущенный в начале 90-х годов, попал на самый высокий уровень работ компании. В эти времена самолету необходимо было совершать до 60 перелетов в неделю, что является рекордным количеством полетов за такой короткий промежуток времени. В течение месяца курсирую между одиннадцатью заводами авиакомпании, самолет совершал до 250 полетов.

См. Также [ править ]

  • Авиационный портал
  • Портал Европейского Союза

Список гражданских самолетов

Связанная разработка

  • Airbus A300  — первый в мире двухмоторный широкофюзеляжный реактивный авиалайнер
  • Airbus Beluga XL  — негабаритная грузовая версия авиалайнера A330-200 Freighter

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Aero Spacelines Pregnant Guppy  — переоборудование негабаритного грузового самолета Boeing 377 Stratocruiser
  • Aero Spacelines Super Guppy  — турбовинтовой преобразователь и увеличенная версия негабаритного грузового перевозчика Pregnant Guppy
  • Антонов Ан-124 Руслан  — большой советский / украинский четырехмоторный военно-транспортный самолет.
  • Антонов Ан-225 Мрия  — советский / украинский шестидвигательный тяжелый грузовой самолет стратегического назначения.
  • Boeing Dreamlifter  — переоборудование негабаритного самолета 747-400