Как развить свой интеллект: эффективные способы и рекомендации

Содержание

Интеллект ребёнка

Зная о том, что человеческая психика — это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. Интеллект — качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект — это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие

Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства

 

Раскрываем секреты развития интеллекта

Мы часто сталкиваемся с книжками, онлайн статьями о том, как быстро стать гениальным и, пройдя «уникальный» курс понимаем, что ничего из этой затеи не выходит. То есть, разрекламированная чья-то работа попросту оказалась пустышкой. Чему же мы удивляемся? Все те, кто ищет легкие пути, ничего не получит

Для того чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия, волю, постараться, сконцентрировать на нем свое внимание. Ведь мы же не верим в силу одной таблетки, способной вылечить все недуги разом

Хотите развивать активность своего мозга – работайте над ним постоянно. Нагружайте его умственными задачками, причем они должны быть комплексными, разносторонними. Это как в вопросе со здоровьем. Хотите его иметь, занимайтесь спортом, нагружайте организм активными действиями. А что нам обычно мешает избавиться от пагубных привычек, заняться спортом – лень.

Да, она же имеет непосредственное отношение к нашему процессу мышления. Мы ленимся думать, читать, изучать, смотреть. Нам легче чувствовать себя в теле одноклеточной инфузории, которая просто перемалывает все то, что в нее попадает. Но никакой пользы она из этого не извлекает. Так и мы – если не будем то и дело пополнять копилку своих знаний, то остановимся на уровне примитивного человека, первоклассника с ничтожным багажом познаний.

Когда мы прилагаем усилия, используем свою волю для регулярного поиска интересной информации, читаем, смотрим, изучаем, то мы укрепляем свой характер, воспитываем в себе чувство дисциплины.

Зависит ли интеллект от генетики?

Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:

  • Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
  • Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.

Эмоциональные компетенции

Перечень внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций современного взрослого человека, который был разработан на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований ученых, включает следующие составляющие.

Внутриличностные эмоциональные компетенции

осознавать влияние эмоциональной сферы на жизнедеятельность, а эмоциональные переживания воспринимать как ценности, относиться с уважением к ним;
объективно воспринимать реальность;
проявлять интерес к познанию мира, его закономерностей, а также к самопознанию;
быть открытым для новых впечатлений, событий и жизненных перемен;
стремиться к гармонии, психологическому благополучию, здоровым отношениям;
творчески относиться к жизни и межличностным отношениям;
объективно оценивать и признавать свои достоинства и недостатки через самоанализ;
быть ответственными за собственные эмоциональные реакции;
идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции, переживаемые в конкретный момент за телесными реакциями, мыслями и тому подобное;
анализировать собственные эмоции, чувства; причины их возникновения;
насыщать себя, то есть использовать эмоции для самомотивации, облегчения процесса мышления, принятия решений, достижения целей;
оптимистично мыслить – акцентировать внимание на положительных аспектах жизни;
конструктивно относиться к ошибкам, приобретать жизненный опыт;
владеть приемами психофизиологической саморегуляции;
управлять вниманием, воображением.

Межличностные эмоциональные компетенции

  • осознавать себя как равноценного субъекта коммуникативного взаимодействия, быть ответственным за его процесс и результат;
  • идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции других;
  • анализировать эмоции, чувства других людей, причины их возникновения;
  • воспринимать и понимать невербальный язык тела и движений (жесты, мимика, интонация голоса и тому подобное), использовать этот опыт для улучшения коммуникации;
  • владеть навыками активного слушания;
  • понимать эмоции, чувства другого человека, поставив себя на его место (эмпатия);
  • оказывать и принимать эмоциональную поддержку;
  • вербализировать эмоции, чувства без оценки, обвинения людей или ситуаций;
  • сопротивляться немедленным желаниям выплеснуть эмоции (контроль над импульсами);
  • задавать вопросы для понимания эмоционального состояния другого человека;
  • адекватно и толерантно реагировать на положительные и отрицательные эмоции со стороны других;
  • конструктивно защищать собственные психологические границы, свою точку зрения;
  • отказывать, не обижая другого человека;
  • оказывать мотивирующую как положительную, так и отрицательную обратную связь: искренне выражать похвалу, комплименты, критику, претензии и недовольство;
  • адекватно воспринимать обратную связь со стороны других: как критику, претензии и недовольство, так и комплименты, похвалу;
  • выбирать аутентичные и адекватные ситуации способы эмоционального самовыражения;
  • прощать, освобождаться от обиды;
  • сотрудничать, владеть способами совместной деятельности, приходить к согласию;
  • разрешать эмоционально напряженные ситуации, конфликты, преодолевать барьеры в общении;
  • проявлять высокий уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Развивает ребенка только общение со взрослыми.

Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.В школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы

От редакции : Опухоли головного мозга

Важно правильно определить способности и склонности малыша

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера

В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет

Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда. Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы. Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Развитие интеллекта и мышления у ребенка: упражнения, игры

Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада». Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или квартиры. Ребенку следует чет-ко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта» на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, на сколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?


развитие детского мышленияИгра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Большое влияние на развитие интеллектуальных способностей оказывает среда, в которой растет ребенок. Испытывая страх, инстинктивно появляется желание убежать, спрятаться. Эмоции берут вверх над умом. Необходимо создание теплой, доверительной и безопасной атмосферы в доме.

Обратите внимание! Доказано, уверенные в себе дети успешнее в обучении

Важно хвалить и замечать усилия малыша

Как еще интеллектуально развиваться? Прогулки на свежем воздухе, нахождение на природе насытят мозг кислородом, что также увеличит степень концентрации и усвоения нового.

Проставляя небольшие цели с раннего возраста, это поспособствует успешности и целеустремленности будущего гения. Привив это дошкольнику, маловероятно, что он станет плыть по течению во взрослом возрасте.

Соблюдение режима дня укрепит самостоятельность и ответственность. Таким образом, комплексный подход поднимет шансы на интеллектуальный рост.

Приемы и упражнения

Развивать умственные способности можно и нужно в процессе всего онтогенеза. Основные приемы, выполняемые в любом возрасте, включают в себя:

Полноценный сон и отдых.
Ведение дневника, заметок, запись целей и задач от руки.
Стимулирующие мозговую активность игры (шашки, шахматы, кроссворды).
Прокладывание новых нейронных связей (например, если всю жизнь человек реагировал на пробки раздражением)

Важно, поменять установку, заложив новый путь реакции на различные ситуации.
Чтение.
Физические упражнения, занятия танцами.
Постоянное обучение чему-то новому.
Рисование, творческая деятельность.

Упражнения хорошо помогают развиваться

Простые, но эффективные задания и упражнения для дошкольника

Существует множество интеллектуальных занятий, чтобы сформировать развитие умственных способностей и улучшить достижения:

  • Решение арифметических головоломок и ребусов.
  • Загадки, логические упражнения, тренирующие память и внимательность. Например, вычленить лишнюю картинку из ряда других.
  • Чтение ребенку художественной литературы.
  • Изучение иностранных языков.
  • Решение простых математических примеров на скорость.
  • Тренировка зрительной памяти. Например, попросить ребенка запомнить предметы на столе в течение одной минуты, и после перечислить, что где находилось.
  • Пересказ сказок, заучивание песен и стишков.
  • Развитие двигательной памяти. Для этого можно попросить повторить движение или, при желании крохи, отдать в танцевальный кружок.
  • Совместное сочинительство историй и рассказов.

Полезные внеурочные игры для подростков для формирования интеллекта и развития мелкой моторики:

  • Игра «В поисках сокровищ». Создается карта помещения. Место, в котором предварительно спрятан клад, помечается крестиком. Задача ребенка самостоятельно сориентироваться и отыскать заветные сладости или игрушку.
  • Игра «Маленький садовник». Подготавливаются шаблоны различных деревьев, кустарников и их листочки с плодами. Цель малыша — правильно совместить плод с деревом.

Таким образом, развитие ума и интеллекта детей подросткового возраста — ежедневный процесс, требующий внимания и участия родителей. Используя разнообразный подход и немного фантазии, можно вырастить настоящего вундеркинда, для которого этот этап формирования навсегда останется теплым воспоминанием.

Способы повышения интеллекта детей

Можно ли развить интеллект ребенка, или это свойство «дано сверху»? Обе возможности действительны. Основа детского ума предопределяется генетически. Однако научные исследования показывают, что все не совсем безнадежно. Хотя врожденные способности – это «отправная точка» для развития мыслительных навыков, способность детей мыслить эффективно и логически может развиваться.

Логические игры

Кроссворды, криптограммы, головоломки, шашки, судоку, шахматы – это способы развлечений и одновременно простой метод повышения интеллекта. Такие игры подходят для учеников начальных и старших классов, т.е., практически, для всех возрастных групп. Игроки должны планировать, строить стратегии, решать сложившиеся ситуации, принимать решения.

Видеоигры

Конечно, речь не идет о бессмысленных «стрелялках», но о стратегических играх. С их помощью дети набираются опыта, тренируют творчество, ищут возможности, планируют, формируют коалиции, учатся групповому сотрудничеству, развивают наблюдение.

Как продемонстрировало исследование, проведенное в Рочестерском Университете Нью-Йорка, игроки видеоигр способны быстрее воспринимать визуальные стимулы в повседневной жизни.

Игра на музыкальном инструменте

Если у вашего ребенка имеется хоть минимальный музыкальный слух, запишите его (хотя бы на пару лет) в музыкальную школу. Исследования Университета Торонто убедительно показали, что игра на музыкальном инструменте увеличивает IQ. И чем дольше дети играют, тем больше польза для мозга. Маленькие музыканты были более успешными студентами университета в старшем возрасте, чем дети, никогда не занимавшиеся игрой на музыкальном инструменте.

Чтение

Чтение – это простой, недорогой, но проверенный и эффективный метод поддержки мозга, повышения интеллекта.

Несмотря на то, что в последнее время, из-за присутствия других современных, динамичных высокотехнологичных методов, чтение начало недооцениваться, оно значительно улучшает способность учиться. Чтение развивает логику, воображение, причем, это относится к детям всех возрастов.

Эксперты согласны с тем, что, если родители поддерживают любознательных детей, побуждают их придумывать новые пути решения повседневных задач, они дают им четкий сигнал: знание важно. Поэтому не закатывайте глаза при очередном вопросе «Почему?», поддерживайте различные детские увлечения, хобби, интересы

Поэтому не закатывайте глаза при очередном вопросе «Почему?», поддерживайте различные детские увлечения, хобби, интересы.

Похвала

«У тебя все получится!». Это предложение ребенок должен слышать так часто, как это возможно. Родительская поддержка мотивирует детей. Но она должна попадать в границы, данные врожденными способностями.

Физическая активность

Старый, но проверенный совет. Исследование Университета Иллинойса показало тесную связь между физической активностью и интеллектуальными способностями, особенно среди детей младшей школы. Занятия коллективными видами спорта повышают уверенность в себе, учат командной работе, тренируют лидерские способности. Об этом свидетельствует тот факт, что 81% женщин, занимающих руководящие должности, в детстве занимались коллективным спортом.

Медитация как упражнение для мозга

Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:

  • способствует снижению стресса;
  • улучшает настроение;
  • положительно влияет на психическое здоровье;
  • способствует эмоциональному равновесию.

Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.

Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.

Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.

Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.

Как развивать любознательное поведение?

Преподаватели должны поощрять естественное желание ребенка к исследованию нового, ведь именно любознательность вносит вклад в интеллектуальный успех. Давайте разбираться,  как именно мы можем помочь. 

  • Результаты шестилетнего исследования Хэла Грегерсена и его коллег, опубликованные в “Harvard Business Review” в 2009 году, доказывают, что для развития любознательности необходимо развивать способность к творческим ассоциациям. Необходимо научить видеть связь между внешне несвязанными идеями вещами, проблемами и так далее. Предложите студентам список предметов, животных и так далее и попросите найти общее. Например, 
  • Задавайте провокационные вопросы и вопросы по типу “What if …?”, “Why not …?”, “How did you come to the decision to …?”
  • На собственном примере покажите, что не надо бояться экспериментировать. Вводите на уроках новые приемы и методы, проведите онлайн урок вместо традиционного оффлайн, выйдите за рамки своей комфорт-зоны, проведите урок на улицу, список бесконечный. 

Как развивать интеллект и умственные способности ребенка?

Важно понимать, что из себя представляет интеллект. Интеллект включает в себя такие понятия, как:

  • умственные способности;
  • эмоциональное развитие;
  • физическое воспитание.

Ум необходимо тренировать

Интеллектуально развитый ребенок будет одинаково гармоничен во всех представленных областях, поэтому родителям следует с раннего возраста уделять этому внимание и, не боясь, подключать специалистов

Что такое интеллектуальное и умственное развитие?

Умственное развитие — комплекс знаний, навыков и умений, которые сформировались в результате получения и накопления жизненного опыта. Оно определяет мышление человека. Интеллектуальное развитие — это общая мыслительная способность, которая складывается из разнообразных факторов:

  • наследственность;
  • окружающее общество;
  • употребление алкоголя, курение во время беременности.
  • наличие генетических отклонений;
  • характер питания;
  • психическая обстановка;
  • процесс воспитания.

Дети должны развиваться по возрасту

Таким образом, уровень интеллекта определяет степень умственного развития.

Когда надо начинать

Фундамент развития ума и интеллекта следует закладывать, начиная с внутриутробного развития. Прослушивание классической музыки, общение матери с ребенком, благоприятная атмосфера в семье, тактильный контакт и физическая активность во время беременности положительно отразятся на малыше. Это не означает, что в более старшем возрасте все потеряно. И в год и в месяц могут подключаться совместные игры, различные упражнения и задачки.

От чего зависят умственные способности?

В течение длительного времени психология считала, что развитие разума складывается из наследственности. В настоящий момент выяснено, развитие идет посредством:

  • степени усвояемости полученного материала;
  • возможности памяти и концентрации;
  • наличия здравого смысла;
  • личных качеств ребенка (интуиция, целеустремленность, самостоятельность);
  • способности к быстрой адаптации;
  • методов и скорости обучения, целенаправленность;
  • ограничения доступа к гаджетам.

Течение беременности может повлиять на развитие малыша

Как влияет связь матери и ее ребенка

Начальная закладка умственных способностей происходит еще в период вынашивания плода

Важно уделять этому особое внимание

Известно, что в период беременности женщины наблюдается гормональный всплеск, но фоне которого будущая мама может испытывать весь спектр разнообразных эмоций. Конечно, жизнь не состоит исключительно из радости и счастья. Тем не менее, нахождение в продолжительном стрессе вызывает большой выброс стероидных гормонов, которые, проходя через плацентарный барьер, оказывают негативное влияния на мозг ребенка.

Причины, побудившие к зачатию и жизненный период, в котором это произошло, существенно влияют на психическое здоровье матери и плода. Желанные дети, рожденные в полноценной здоровой семье, имеют гораздо меньше проблем в будущем.

Обратите внимание! Австралийские ученые провели серию исследований, вследствие чего была выявлена связь между возрастом матери и развитием умственных способностей ее чада. Установлено, дети младших мам показывали большую усидчивость и смекалку

Как определить уровень интеллекта ребенка дошкольного возраста?

Многие слышали о тесте IQ, который отражает коэффициент умственного развития в соответствии с возрастом ребенка. Критерии оценки сводятся к величине коэффициента: 100 процентов в норме, больше 120 — показатель одаренности. Однако, не стоит слепо доверять результатам теста. Согласно исследованиям, дети, набравшие более 120 баллов и признанные гениями, в жизни таковыми себя не проявили.

Прогулке на природе полезны для мозга

Как развить интеллектуальные способности у взрослых

Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.

Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.

Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.

Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.

Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.

Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.

На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная (0-2 года). Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием.
  2. Дооперациональная (2-7 лет). Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку.
  3. Конкретные операции (7-11 лет). Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению.
  4. Формальные операции (12 лет и далее). Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.

Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.

Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.

Развитие памяти и интеллекта

Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.

Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.

Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.

Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:

  • займитесь спортом;
  • храните вещи в одном и том же месте;
  • будьте наблюдательны;
  • учите стихи;
  • рассказывайте сказки;
  • соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.

Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».

Увеличить сосредоточенность

Концентрация внимания – еще одно необходимое требование для любого интеллектуального достижения. Интеллектуальное развитие человека происходит только при условии сосредоточенности на предмете. Рассмотрим несколько методов, которые позволят улучшить сосредоточенность и мотивацию, а тем самым и повысить продуктивность интеллектуальной работы.

  1. Сокращение количества поставленных задач. Хорошо, если их будет не более пяти-шести на ближайшие три месяца. Почему именно это число? Во-первых, сознание не может концентрироваться одновременно на больших объемах информации. Три месяца – это срок, в течение которого можно быть сфокусированным на цели без опасности «выгорания», так как цель не надоест. Кроме того, этот срок позволяет увидеть реальные успехи. Что обеспечит мотивацию двигаться дальше. Множество программ для развития личности рассчитаны как раз на эту цифру – три месяца. Например, программа для похудения.
  2. Определение главной, или «ключевой», цели. Эта цель должна давать настолько много энергии, чтобы ее хватало на достижение и второстепенных целей. Ведь, если вы посмотрите на список своих задач, то наверняка заметите нечто общее между всеми ними. Ключевая цель – это та, которая помогает добиться осуществления остальных задач.
  3. Следующее упражнение, которое поможет увеличить сосредоточенность на любой задаче – это ответ на вопрос «Почему?». Необходимо четко понимать, что вам даст изучение хинди, программирования или экономической теории. Обычно ответы приходят интуитивно. Но если на этом этапе возникают трудности, можно расширить вопрос, добавив еще несколько пунктов: что мне даст выполнение этой задачи? Что я буду чувствовать, когда моя цель станет реальностью? Какие новые горизонты откроются передо мной?
  4. Визуализация цели. Чтобы разум был полностью сконцентрирован на решении задачи, необходимо как можно более четко представить себе конечный результат. Подсознание в миллионы раз мощнее сознания, а оно, как известно, мыслит образами. Для визуализации можно воспользоваться разными подручными средствами: создать «коллаж мечты», носить фотографии или вырезки из газет в кошельке. К ним же можно подписать нужные аффирмации.