Ростральные колонны петербурга

Содержание

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

Здание Биржи, Ярослав Глухов

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Биржевой сквер, Елена Самусева

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Северный пакгауз — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Ярослав Глухов

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Ярослав Глухов

Интересные факты

Ростральные колонны, которые все туристы в Санкт Петербурге обязательно посещают, имеют интересную историю. Экскурсоводы всегда рассказывают не только о том, как они возводились, сколько кирпичей, камня и меди было потрачено во время их строительства, но и разные исторические факты.

Факт! Удивительно, но эти монументальные сооружения в классическом стиле возвели по проектам иностранных архитекторов обычные русские мужики.

За время своего существования колонны ни один раз разрушались и снова восстанавливались. Историки не до конца понимают, для чего создавались такие монументальные сооружения. Одни считают, что они были маяками, другие опровергают эту версию, утверждая, что на реках не ставили маяков. Загадочным считается не только создание самих колонн, но и значение украшающих их скульптур и нижних ступеней, на которых так любят фотографироваться туристы.

По старой традиции, пришедшей из Древнего Рима, такие колонны возводили в память о крушении сильнейших врагов. В эпоху расцвета классицизма в Новое время такими сооружениями ознаменовывали великие морские победы, одержанные страной.

Достопримечательность на реке

Колонны пострадали очень сильно во время блокады Ленинграда, но были снова отреставрированы советскими реставраторами. Последнюю реставрацию этого памятника архитектуры начала 19 века проводили в 1999 г. специалисты Эрмитажа. В 2011 г. двери, ведущие вовнутрь сооружений и на верхнюю смотровую площадку, два раза пытались взломать. При попытке второго взлома был зажжен факел.

Интересные факты

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — это часть архитектурного ансамбля, который включает в себя и здание Биржи. Их проектировали и возводили одновременно.

Высота каждой колонны составляет 32 м, а высота пламени в газовой горелке — 7 м.

В 2011 году южную колонну открыли неизвестные, которые сделали попытку попасть внутрь и зажечь горелку. К счастью, объект культурного наследия не пострадал.

Некоторые ученые сходятся во мнении, что Ростральные колонны не могли служить маяками, так как стоят на берегу реки, а не моря. Возможно, еще много лет назад их, как и сейчас, зажигали только в памятные даты.

Колонны Васильевского острова изображены на купюре 50 000 рублей 1995 года и 50 рублей 1997 года выпуска.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Ростральные колонны — символ морских побед и Петербурга

Ростральные колонны — один из символов Санкт-Петербурга. Сейчас порт находится на Гутуевском острове. А памятник морского величия по сей день бережёт Стрелка Васильевского острова, где одним символом морских побед служат Ростральные колонны.

Традиция в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные рострами, или носами, вражеских кораблей, пошла из Древнего Рима. От латыни «rostra» переводится как «нос корабля (во множественном числе «rostrum»).

Это место в Петербурге в XVIII веке было одно из самых значимых: тут было удобно причаливать кораблям и в 1733 году с Березового острова именно на Стрелку перевели порт.

Затем, здесь построили здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно причаливало более тысячи кораблей.

История создания Ростральных колонн

Работа над колоннами началась в 1805 году и завершилась только через 5 лет. Их проект разработал французский рисовальщик и архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Изначально он создал несколько эскизов. В них постоянно менялись размеры объектов и их расположение, пока не был выбран лучший вариант.

Также в работе участвовал и Самсон Суханов, который выточил из гранита пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве. С медными элементами сооружений — рострами и якорями — работали мастера Корольков, Шапов и Васильев.

Что касается создания скульптур у подножия колонн, то совет российской Академии художеств поручил выполнение работ группе скульпторов. Но они выставили слишком высокую цену. В результате за гораздо меньшие деньги над фигурами трудились Ж. Тибо, И. Камберлен.

Ростральные колонны уже отпраздновали свое 200-летие и давно стали визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Интересные факты

История колонн насчитывает более двух столетий. Она неотделима от истории города, одной из «визитных карточек» которого являются эти архитектурные сооружения. Но все же у колонн есть и собственная история, с ними связано множество необычных событий и интересных фактов. Вот некоторые из них:

— В начале 30-х годов XX века колонны были запечатлены на цветных слайдах знаменитым американским фотографом и путешественником Брэнсоном Деку.

— В 40-е годы XX века, в военное время, колонны сильно пострадали от обстрелов. Декор был пробит осколками и покрылся ржавчиной. В конце 40-х годов была проведена замена металлических украшений на дубликаты, которые были изготовлены из полированных листов меди. Серьезно пострадали и скульптуры у подножий колонн, эти части архитектурных памятников также были восстановлены.

— Изображение колонн можно увидеть на купюре достоинством в пятьдесят рублей. По этой причине многие гости столицы фотографируются на фоне этой достопримечательности, держа купюру в руках.

— Последняя реконструкция знаменитых колонн проводилась на рубеже XX и XXI столетий. Восстановлением архитектурных сооружений занимались специалисты высокого уровня, сотрудники Государственного Эрмитажа.

Лето 2011 года ознаменовалось двумя необычными происшествиями, связанными с Ростральными колоннами. В первую неделю лета дверь на лестницу одной из колонн была взломана несколькими хулиганами. Их целью было проникновение внутрь колонны. К счастью, их действия не причинили памятнику истории и архитектуры никакого ущерба. Спустя почти два с половиной месяца, в конце августа того же года, некий человек (имя которого неизвестно) проник на смотровую площадку одной из колонн и зажег фонарь, открыв газовый вентиль. На место происшествия немедленно выехали пожарные. Огонь был потушен, а инцидент — исчерпан. От хулиганских действий мужчины, самовольно зажегшего пламя знаменитой колонны-фонаря, никто не пострадал.

Ростральные колонны — сегодня зажигают на торжества

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, которая ведёт на верхнюю смотровую площадку, где расположена огромная чаша-светильник на удерживающей её металлической треноге.

Со времени возведения этих сооружений до 1896 года в чаши колонн заливали конопляное масло и так появлялись 2 огромных огненных столба. Ростральные колонны были больше фонарями, нежели маяками, как некоторые полагали; на реках их не ставили. Хотя они помогали приходящим в порт кораблям.

В Петербурге Ростральные колонны в ночной тьме или кисее тумана указывали путь, куда надо было причаливать кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. В 1896 году к колоннам подвели электричество.

«По причине великого расхода» этот способ освещения колонн использовался недолго. Из соображений экономии в 57-м году ХХ века к фонарям подвели газ и тогда в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. В наши дни Ростральные колонны зажигают по особо торжественным случаям, по большим праздникам города и страны.

Строение и архитектурные особенности колонн

Высота каждой колонны составляет тридцать два метра. Они покрыты штукатуркой и выкрашены в благородный темно-красный (терракотовый) цвет. Архитектором, спроектировавшим колонны, был выбран дорический ордер, так как он является самым строгим, сдержанным, мужественным из всех древнегреческих ордеров (отличаясь этим от изящного ионического ордера и роскошного коринфского).

Один из фонарей указывает путь в рукав Невы, начинающийся у Дворцового моста; другой фонарь помогает достичь рукава, отходящего от реки у Стрелки Васильевского острова.

У подножий колонн можно увидеть четыре статуи. Они изображают морских богов и покровителей торговли. Существует ошибочная версия, согласно которой эти скульптуры являются аллегориями российских рек: женские фигуры изображают Волгу и Неву, мужские — Днепр и Волхов. Но эта версия появилась сравнительно недавно и она совершенно не соответствует замыслу архитектора. Существует и еще одна странная версия о том, кого изображают скульптуры: согласно ей, одна из мужских фигур — это рыбак Василий, когда-то живший в этих местах (отсюда и название острова — Васильевский), а находящаяся неподалеку женская фигура изображает его возлюбленную Василису. Эта версия является городским фольклором и не имеет ничего общего с истиной.

Первоначально решено было изготовить скульптуры из бронзы (по другой версии, из чугуна), но позже архитектор отказался от этой идеи, так как выбранный металл было очень сложно обработать нужным образом. Решено было заменить бронзу известковым туфом. Этот материал обладает теми свойствами, которые облегчили работу скульпторов и помогли им добиться наилучшего результата: в земле туф эластичен и мягок, а на открытом воздухе быстро становится твердым, прочным.

На каждой колонне есть смотровая площадка, на которую можно подняться по винтовой лестнице, находящейся внутри колонны. На смотровых площадках находятся огромные светильники в виде чаш. Эти светильники установлены на специальных треногах (конструкция напоминает античные жертвенники). Когда-то на смотровых площадках колонн пылали смоляные факелы. Позже чаши светильников, внутри которых находились фитили, стали наполнять конопляным маслом. Оно великолепно горит, образуя высокий столб огня. Этот свет помогал кораблям найти путь в порт в ночное время или в густом тумане. Но у конопляного масла был один серьезный недостаток: при его горении над чашей взлетал целый фейерверк пылающих масляных брызг, а это было совсем не безопасно. Падая с высоты, эти брызги часто обжигали прохожих.

В середине 90-х годов XIX века конопляное масло было заменено электричеством. Но применение нового метода освещения оказалось крайне дорогостоящим, так что скоро использование электрических фонарей-колонн было прекращено. В 50-е годы XX века фонари были газифицированы. Этот способ освещения оказался гораздо экономичнее.

В наши дни знаменитые фонари зажигаются лишь в особенно торжественных случаях (например, по большим праздникам — таким, как Новый год или день Победы): тогда в небо северной российской столицы поднимаются ярко-оранжевые струи огня высотой семь метров. Но в праздничные дни фонари горят не целый день, а лишь в определенные часы, согласно графику торжеств.

Здесь нужно отметить, что в настоящее время некоторые историки сомневаются в том, что колонны использовались в качестве маяков (их применение в качестве портовых фонарей никто не отрицает). Такие скептики подчеркивают, что обычно маяки не ставились на берегах рек (за исключением некоторых редких случаев), а еще реже можно услышать или прочитать о маяках, установленных в центральной части города. На это им часто возражают, что климатические условия северной российской столицы и своенравие реки, на берегах которой установлены фонари, являются достаточными аргументами в пользу того, что колонны действительно долгое время использовались в качестве маяков.

Ростральные колоны — скульптуры, купюры, взломы и биржа

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал:

Ростральные колонны изображены на 50-рублёвой купюре. 2011 год для этих сооружений был «богат» на взломы. Дважды в истории их взламывали, и все 2 раза пришлись на этот год — ночью 7 июня и 23 августа неизвестные проникли внутрь колонн. В обоих случаях памятник архитектуры не пострадал.

Биржа, расположенная на Стрелке Васильевского острова, отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Пётр I подписал указ о создании Российской биржи.

Сегодня Ростральные колонны можно рассмотреть в любое время. Они выглядят неизменно эффектно: как во время белых ночей, так и при ярком солнечном освещении, как в тёмное время суток при искусственной подсветке, так и в привычный хмурый питерский дождь.

Архитектурные особенности Ростральных колонн

К главным деталям ансамбля Ростральных колонн можно отнести:

  • Носы кораблей;
  • Фигуры у подножий колонн;
  • Чаши на вершине.

Отличительной особенностью колонн является наличие носов кораблей, символизирующих могущество Российского флота. Эти носы, по первоначальной задумке автора, должны были быть выполнены из чугуна. Разумеется, учитывая вес и сложность конструкций, данная идея была отклонена, а украшения отлили из металла.

Невозможно не заметить огромные величественные скульптуры у подножья Ростральных колонн. Согласно недавно сформировавшейся версии, эти монументы символизируют 4 главных реки России: Неву, Волгу, Днепр и Волхов. Однако, данное предположение не имеет под собой никаких документальных обоснований. По словам же самого архитектора, эти фигуры обозначают богов моря и коммерции. По первичной задумки автора, они должны были быть изготовлены также из чугуна, но в итоге был использован пудостский камень. Он получил свое название по месту добычи в деревеньке Большая Пудость, находящейся под Гатчиной.

На самом верху колонн, высота которых составляет целых 32 метра, расположены чаши. В эти чаши раньше наливали популярное в те времена конопляное масло, которое при горении позволяло использовать колонны в качестве маяков. Однако, есть тут и неприятные моменты. Подожженное масло выплескивалось и нередко кипящими каплями падало на головы проходивших мимо горожан.

С появлением электричества колонны обрели новый источник света, но так же быстро его и лишились. Причина была в том, удовольствие это оказалось крайне недешевым.

Уже в наши времена, в середине 20-го века, к колоннам подвели газ. Теперь они освещают собой самые большие и важные мероприятия города.

Внутри же самих колонн имеются винтовые лестницы, которые приводят на смотровую площадку наверху. К сожалению, подняться туда никак нельзя, потому что колонны закрыты ввиду нахождения в них газового оборудования. Поэтому полюбоваться на них можно только снаружи.

Ростральные колонны — представляют великие реки России

Триумфальные сооружения традиционно ассоциируются с мощью и силой города и государства. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещённые у подножия колонн, — 2 мужские и 2 женские фигуры.

Согласно распространенной версии, аллегорически, они представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако сам автор Тома де Томон писал:

В качестве материала для скульптур использовали пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Хотя сначала Тома де Томон хотел отлить весь скульптурный ансамбль в бронзе, однако из-за трудоёмкости и дороговизны работ пришлось отказаться от этой затеи.

Немного истории Ростральных колонн

В 1730-хх годах Петербургский порт был перенесён на место, где располагается по сей день – Васильевский остров. К востоку от него формировалась площадь, а со временем началось строительство здания Биржи. Одновременно в 1810 году строились и ростральные колонны по проекту Тома де Томона, архитектора из Франции. Он до мельчайших деталей продумывал внешний вид и пропорции колонн, а в реальность такую сложную идею воплотил искусный каменотёс С. Суханов.

 Возводить подобные колонны с носами кораблей (ростры) стали древние римляне после каждой одержанной битвы. Сегодня эти величественные сооружения напоминают о победах России в морских сражениях.

32 метровые колонны, как маяки указывали направление кораблям к Большой и Маленькой Неве благодаря огню, поддерживаемому горением конопляного масла в чаше. К 1896 году было подведено электричество, однако вскоре от такой роскоши пришлось отказаться из-за больших затрат электроэнергии и её высокой стоимости. В итоге самым оптимальным вариантом оказалось газоснабжение, подведённое в 1957 году и действующее до сих пор. Торжественные события в городе и большие праздники служат поводом зажечь яркие огни в виде факелов, создавая настоящее зрелище. 

Одно из распространенных преданий гласит: колонные сооружения объединяют самые могучие реки России. У подножия каждой из колонн располагаются 4 огромные скульптуры – двое мужчин, две женщины – символы реки Волхов, а также Днепра, Волги и Невы. Скульптура Днепра создана Камберленом, а остальные статуи – дело рук французского мастера Тибо. Также на колоннах расположены фигуры обитателей подводного мира и мифических морских божеств.

Ростральные колонны — олицетворение величия морского флота

Две ростральные колонны возвели в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Мастер украсил эти сооружения рострами кораблей. Ростральные колонны стали олицетворением мощи и величия морского флота Российской империи.

Также эти сооружения отсылают к древнеримскому обычаю украшать колонны трофеями —рострами поверженных вражеских кораблей.

Над проектом трудился также именитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии.

У подножия колонн расположены статуи морских божеств, которые были выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году.

Ростральные колонны — символ морских побед и Петербурга

Ростральные колонны — один из символов Санкт-Петербурга. Сейчас порт находится на Гутуевском острове. А памятник морского величия по сей день бережёт Стрелка Васильевского острова, где одним символом морских побед служат Ростральные колонны.

Традиция в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные рострами, или носами, вражеских кораблей, пошла из Древнего Рима. От латыни «rostra» переводится как «нос корабля (во множественном числе «rostrum»).

Это место в Петербурге в XVIII веке было одно из самых значимых: тут было удобно причаливать кораблям и в 1733 году с Березового острова именно на Стрелку перевели порт.

Затем, здесь построили здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно причаливало более тысячи кораблей.

Внешний вид и описание

В качестве опор для колонн были использованы ступенчатые основания из гранита. Именно на них располагаются изваяния из камня и пудостского известняка, представленные мужскими и женскими фигурами. К прочим конструктивным особенностям стоит отнести:

  • Гармоничное сочетание серых и терракотовых тонов.
  • Заостренные элементы, имитирующие ростры (корабельные носы, ставшие своеобразными артефактами при затоплении суден оппонентов во время морских баталий), располагающиеся на вершинах колонн.
  • Носы кораблей располагаются в четыре яруса перпендикулярно относительно друг друга.
  • Якоря из меди, располагающиеся между рострами, которые со временем приобрели зеленоватый оттенок.
  • Винтовые лестницы, находящиеся внутри колонных сооружений, которые позволяют подняться на смотровые площадки.

Ранее в них наливали конопляное масло, что позволяло зажечь сигнальные огни, видимые на больших расстояниях. Такой огонь мог гореть долго, доставляя проблемы горожанам, проходящим мимо, так как раскаленные брызги их постоянно обжигали. В конце XIX века сюда было подведено электричество, огни заменились мощными лампами. Чтобы зажигать колонны, сейчас используется более экономный вариант — газовые факелы.

https://youtube.com/watch?v=q3zIPwU0—k

Как устанавливали Александровскую колонну?

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.

Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса  (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.

Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.

Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.