Многоцелевой истребитель dassault rafale (франция)

История создания

Разработка машины началась еще в 1983 году. Военные хотели получить новый единый боевой самолет, который мог бы выполнять широкий спектр задач, бороться с наземными, воздушными и надводными целями. В тот момент ситуация была такова, что «Дассо Авиасьон» могла и не спешить с разработкой новой машины: Франция располагала большим количеством новых и современных самолетов.

За два года до этого французы вышли из программы создания европейского истребителя FEFA. Причина была очень проста: Франция хотела получить легкий самолет (до 9 тыс. кг), который можно было бы размещать на палубе авианосца, остальные участники программы хотели разработать тяжелый истребитель.

Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.

При создании истребителя Rafale конструкторы использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.

В 1986 году свой первый полет совершил Rafale а, который называют опытно-демонстрационной модификацией самолета. По сути, это был прототип самолета, на котором отрабатывали различные конструктивно-технологические решения будущего истребителя.

В 1991 году в воздух поднялась следующая модификация «Рафаля» — Rafale С. Это был прототип одноместного истребителя-перехватчика. В том же году взлетел и Rafale М – самолет, созданный для размещения на авианосцах. Этот «Рафаль» отличался увеличенной массой и усиленной конструкцией шасси.

Данные модификации были приняты на вооружение ВМС Франции в 2004 году, а ВВС – в 2006. В 2009 году французские военные заказали еще 60 истребителей Dassault Rafale.

В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.

По одной информации сумма контракта, подписанного с «Дассо Авиасьон», составляла 10,4 млрд долларов, а согласно другим данным, французская сторона должна была получить более 15 млрд долларов, включая деньги за обучение пилотов и обслуживание самолетов.

Восемнадцать первых машин должна была передать индусам в 2020 году, а остальные – изготовить на месте. В прошлом году появилась информация, что контракт отменен. Причиной этого стало значительное увеличение стоимости истребителей, а также отказ производителя передавать заказчику технологии производства машин.

Также появилась информация, что сейчас Индия рассматривает российские самолеты Су-30 в качестве дешевой замены французским машинам.

Социализм в отдельно взятой отрасли

Увы, начав пачками раздавать заказы на новые самолёты, французские военные «вдруг» осознали, что просто размахивание мешком франков не всегда даёт нужный эффект.

К несчастью для авиастроителей, Францией в это время рулило правительство социалиста Леона Блюма. Министр авиации Пьер хоть и носил фамилию Кот, но проблемы решал скорее в духе булгаковского Шарикова — выпросив у правительства мандат на национализацию большей части промышленности.

Значительную часть авиазаводов объединили в корпорации, контролируемые государством. Чуть менее удачно получилось согнать в кучу моторостроителей. Кроме реформирования системы управления Кот затеял ещё и перестройку — то есть перевод промышленных мощностей с севера страны и окрестностей столицы на юг, подальше от люфтваффе. Понятное дело, бурного восторга это не вызвало, даже сочувствующие социалистам рабочие не очень-то хотели ехать из блистательного Парижа в какой-то там убогий сибирский Марсель. В итоге поначалу темпы выпуска самолётов упали даже по сравнению с дореформенным периодом.

Особенности

Современное авиастроение — одна из самых науко- и капиталоемких отраслей промышленности, оставившая далеко позади такие затратные отрасли, как танкостроение, кораблестроение и многие другие. В связи с этим разработка и производство современного истребителя в условиях одной отдельно взятой страны вызывает огромные трудности и на сегодня является редкостью. Несмотря на это французским специалистам удалось не только разработать, но и наладить серийное производство своего истребителя без внешней помощи. При этом Dassault Rafale является относительно простой и дешевой боевой машиной, эффективность и надежность которой были доказаны в ходе боевых действий в Афганистане и Ливии.

Dassault Rafale, вид спереди. Каналы воздухозаборников двигателей, расположенные под «брюхом» фюзеляжа, имеют S-образную форму, что позволяет скрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения

Кроме того, особенность данной модели заключается в том, что, как и американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, она в нескольких вариантах была принята на вооружение ВВС и ВМС Франции.

Модификации

Сегодня компания Dassault Aviation предлагает следующие варианты многоцелевого истребителя Dassault Rafale.

  • Dassault Rafale A — опытно-демонстрационная модель.
  • Dassault Rafale В — самолет для ВВС, двухместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale С — самолет для ВВС, одноместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale М — самолет для ВМС, одноместный, авианосного базирования.
  • Dassault Rafale N — самолет для ВМС, двухместный, авианосного базирования.

В настоящее время готовится к производству новая модификация самолета, которая будет оснащена новыми БРЛС RBE2 и двигателями М88-3, что, без сомнений, поднимет французский истребитель на качественно новый уровень и позволит ему соперничать с моделями пятого поколения.

Боевое применение

  • Война в Афганистане (с 2001) — в марте 2007 года произошло первое боевое применение «Дассо Рафаля».
  • Война в Ливии — с марта по октябрь 2011 года небольшие группы «Рафалей» (наряду с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство Ливии, а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи. На аэродроме Мисураты ими были уничтожены по крайней мере пять истребителей МиГ-23 и два ударных вертолёта Ми-35.
  • Военная операция против «Исламского государства» — в 2015—2016 годах, в составе сил коалиции, с борта авианосца Шарль де Голль наносил удары по силам ИГИЛ в Ираке (и Сирии?).

Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1 — 2
  • Длина, см: 1530
  • Размах крыла, см: 1090
  • Высота, см: 530
  • Площадь крыла, м²: 45,7
  • Масса пустого, т: 10
  • Нормальная взлетная масса, т: 14, 71
  • Максимальная взлётная масса, т: 24,5
  • Масса полезной нагрузки, т: 9,5
  • Масса топлива во внутренних баках, т: 4,7
  • Масса топлива в подвесных топливных баках, т: 6,7
  • Двигатель: два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4, сухая масса двигателя, кг: 897, тяга на форсаже, кгс: 2×7500, максимальная тяга, кгс: 2×5100, температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K).

6.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте, км/ч: приблизительно 1900 (M=1,8)
  • Боевой радиус, км: 1800
  • Боевой радиус истребителя-перехватчика, км: 1093
  • Практический потолок, км: 15,24
  • Скороподъёмность, м/мин: 18 300
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: 326
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
  • Тяговооружённость: 1,03.

6.3 Вооружение

  • Пушечное: одна Nexter DEFA 791B, калибр 30 мм, темп стрельбы, выстр/мин: 2500, боезапас — 125 патронов OPIT с донным взрывателем.
  • Ракеты: «воздух—поверхность» — Апач, Storm Shadow, ASMP с ядерной боевой частью, AM.39, AASM; «воздух—воздух»: MBDA Meteor, «Мажик» II, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MICA.

6.4 Двигатель

Сначала истребители проходили испытания на базе двигателей F404. С 1996 года произошел выпуск в серию собственного двигателя производителя M88-2. Он является представителем пятого поколения. Состоит из таких ступеней, как: противовращение роторов, одноступенчатая турбина высокого давления, одноступенчатая турбина низкого давления, трехступенчатый КНД, пяти-шестиступенчатый компрессор высокого давления.

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой. Состав — кольцевая камера сгорания с напылением из керамики, лопатки, изготовленные из титановых сплавов, газы перед турбиной разогреваются до +1580 °C, сопло и форсажная камера. Система управления FADEC. Диски и монокристаллические лопатки турбины изготовлены путем порошкового литья. Коробка агрегатов находится снизу.

  • Форсированная тяга, кгс: 7440
  • Удельный расход топлива, кгс в час: на форсаже — 1,75 кг, без форсажа — 0,875 кг
  • Наружный диаметр, см: 78
  • Длина, см: 350
  • Масса, т: 0,88.

Современные модификации

На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:

  • одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
  • модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
  • авианосного базирования двухместный, с индексом N;
  • самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.

В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.

Конструкция

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation динамической схеме «Утка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.

На истребителе установлена УПС, СМС с СНИЛС/АФАР BE/RBE2 (с 2012 года).
Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных -датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне.

Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

Двигатель

Первые Rafale проходили испытания с двигателями F404. Разработка собственного двигателя M88-2 была начата в 1987 году и стоила около 8,5 млрд. франков (около 1,95 млрд евро).
Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 4-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 4-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов.

Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины, диски, выполненные методом порошковой технологии. Двигатель обеспечивает Rafale крейсерскую сверхзвуковую скорость с 2 ракетами и подвесным топливным баком без включений форсажного режима.

Вариации

Rafale B, 2007 год.

S-образный канал воздухозаборника маскирует лопатки входного каскада двигателя от электромагнитного излучения, а пилообразный рисунок кромки дополнительно снижает ЭПР с передних ракурсов облучения.

По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B.

Rafale A
Опытно-демонстрационный.
Rafale B
Двухместный, наземного базирования.
Rafale C
Одноместный, наземного базирования.
Rafale D
Первоначальное название Rafale C (переименован в 1990 году).
Rafale M
Одноместный, авианосного базирования.

Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации — увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают — 53 узлов подвески вместо 24, и уменьшенная на 6000 кг максимальная взлетная масса (39500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.

С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции, применялись в ходе операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.

Rafale N
двухместный, авианосного базирования.
Rafale BM (первоначальное название Rafale N)
носитель ядерного оружия.
Rafale DM
двухместный для ВВС Египта.
Rafale EM
одноместный для ВВС Египта.
Rafale DH
двухместный для ВВС Индии.
Rafale EH
одноместный для ВВС Индии.

Dassault Rafale в международном тендере MMRCA[править]

31 января 2012 года стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MRCA (англ.)русск. на поставку 126 многофункциональных истребителей для ВВС Индии. По одним данным, с Dassault Aviation будет подписан контракт стоимостью около 10,4 млрд долл.. По другим данным, полная стоимость контракта, включая обучение и обслуживание, может достичь 15 млрд долл.. В соответствии с первоначальными требованиями тендера MRCA, его победитель должен поставить 18 истребителей в готовом виде, а остальные 108 единиц будут изготовлены по лицензии на мощностях Hindustan Aeronautics после передачи соответствующих технологий. При этом тендер предусматривал опцион на покупку ещё 64 самолётов. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50 % от стоимости контракта.

Ожидалось, что поставки истребителей начнутся в середине 2015 года, а самолётов, изготовленных по лицензии на предприятиях индийской компании Hindustan Aeronautics — в 2017—2018 годах.

Однако, министр обороны Индии заявил о существенных проблемах в переговорах о контракте на “Рафали”, и в начале августа 2015 появилась официальная информация, что данный контракт отменён. Основной причиной отказа от закупки самолётов является их цена, которая с 2012 года выросла более чем в два раза, также — стороны не смогли договориться о передаче технологий производства самолётов. Министерство обороны Индии рассматривает российские Су-30МКИ как дешевую замену французским самолётам.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 ноября 2009.
  2. Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
  3. M88 – 2 E4: Advanced New Generation Engine for Rafale Multirole Fighter // AIAA/ICAS International Air and Space Symposium and Exposition: The Next 100 Years (англ.) / Desclaux, Jacques; Serre, Jacques. — Dayton, Ohio: American Institute of Aeronautics and Astronautics, 2003. — ISBN 978-1-56347-601-3.
  4. Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
  5. . Lenta.ru (13 ноября 2009). Дата обращения: 12 августа 2010.
  6. ↑ The Military Balance 2021
  7.  (недоступная ссылка). The Washington Post (7 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2016.
  9. , FR: Dassault.
  10. , Eurofighter.
  11. , DE: Luftwaffe.
  12. ↑ , Blogspot
  13. , SE: Saab.
  14. , NL, 8 Aug. Проверено 1 февраля 2011..
  15. ↑ , JSF Nieuws, с. 5.
  16. , RU: MiG Aravia.
  17. , Deagel.
  18. , Bharat-Rakshak.
  19. , AT: Air Power.
  20. Илья Поносов. . «Российская Газета» (9 апреля 2015).

Аналоги

  • Mitsubishi F-2 — японский истребитель на базе F-16;
  • AIDC F-CK-1 — тайваньский лёгкий истребитель;
  • HAL Tejas — индийский лёгкий истребитель;
  • Chengdu J-10 — китайский истребитель
  • Chengdu FC-1 Xiaolong — китайско-пакистанский истребитель

Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA

Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/F Super Hornet JAS 39 NG(IN) МиГ-35
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг 14 552 кг 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг 3265 кг 6780 кг 3360 кг 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная — 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг 14 300 кг 23 500 кг
Двигатель 2 × Snecma M88 2 × Eurojet EJ200 1 × GE F110-132 2 × GE F414-400 1 × GE F414G 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте =1,8+ =2,25 =2,0 =1,8 =2,0 =2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км 550 км 722 км 1300 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет есть нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Стоимость (2011 год) 85—124 млн $120 млн $50,0 млн $55,0 млн $48,0 млн ~$45,0 млн

Конструкция

Французский истребитель построен по аэродинамической схеме «Бесхвостка» с передним горизонтальным оперением. Данная схема обеспечивает самолету лучшие взлетно-посадочные характеристики и высокие показатели балансировки на сверхзвуковых скоростях. Такая конструкция в сочетании с использованием двух турбореактивных двигателей SNECMA M88-2-Е4 с тягой на форсаже, равной 7500 кгс, позволяет истребителю Dassault Rafale взлетать со взлетно-посадочной полосы длиной всего 400 м и садиться на нее.

Данная модификация оснащена новым БРЭО, включающим многорежимную БРЛС RBE2 с активной фазированной антенной решеткой (на сегодня Dassault Rafale является единственным европейским истребителем с подобной БРЛС), комплексом радиоэлектронного подавления Spectra, оптоэлектронной системой обзора передней полусферы OSF, оснащенной телевизионным, инфракрасным и лазерным приемниками (предназначена для установки только на французские самолеты), и многим другим.

Тактико-технические характеристики


Dassault Rafale

Технические характеристики

  • Экипаж: 1—2 человека
  • Длина: 15,30 м
  • Размах крыла: 10,90 м
  • Высота: 5,30 м
  • Площадь крыла: 45,7 м²
  • Масса пустого: 10 000 кг
  • Нормальная взлетная масса: 14 710 кг
  • Максимальная взлётная масса: 24 500 кг
  • Масса полезной нагрузки: 9500 кг
  • Масса топлива во внутренних баках 4700 кг
  • Масса топлива в ПТБ: 6700 кг
  • Двигатель: 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4

    • сухая масса двигателя: 897 кг
    • максимальная тяга: 2×5100 кгс
    • тяга на форсаже: 2×7500 кгс
    • температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=1,8)
  • Радиус: 1800 км
  • Боевой радиус: 1389 км в варианте подвески: 3 ПТБ, 2 УР MICA, 2 УР Мeteor, 6 LGB/PGM, 1 Navigation POD.
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Скороподъёмность: >305 м/с (18 300 м/мин)
  • Нагрузка на крыло: 326 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,03
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g

Вооружение

  • Пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас — 125 патронов типа APIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
  • Ракеты:

    • «воздух—воздух»: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II
    • «воздух—поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM-39, Storm Shadow, AASM.
Двигатель
  • Форсированная тяга: 7440 кгс
  • Удельный расход топлива
    • Без форсажа: 0,875 кг на кгс в час
    • На форсаже: 1,75 кг на кгс в час
  • Наружный диаметр: 0,78 м
  • Длина: 3,5 м
  • Масса: 880 кг

В начале г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла проводиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована[].

Характеристики

Силовая установка — два двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателя “Дженерал электрик” 88-2 с цифровой системой управления. Ее техобслуживание упрощается благодаря модульному исполнению, обеспечению легкого доступа к компонентам, расположению агрегатов под двигателем. Не требуется повторная калибровка двигателя при его переборке.

Встроенная система рассчитывает износ различных деталей. Оригинальна компоновка “полуподфюзеляжных” воздухозаборников: они расположены под развитыми боковыми фюзеляжными наплывами и сочетают преимущества боковых и подфюзеляжных воздухозаборников.

Разрабатываемая для “Шквала” радиолокационная станция имеет фазированную антенную решетку с электронным сканированием, составленную более чем из 1000 приемопередающих модулей.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:

  • самолет должен быть легче общеевропейского;
  • быть менее заметен для вражеских РЛС.

Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:

  • титан;
  • алюминиево-литиевые сплавы;
  • кевлар;
  • углепластик;
  • композиты.

Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:

  • площадь крыла — 46 кв. м.;
  • размах крыла — всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
  • длина ─ 15, 3 м;
  • масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
  • масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
  • высота ─ 5,3 метра.

При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.

Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).

Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).

Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».

Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.