Статья 61 тк рф. вступление трудового договора в силу

Другой комментарий к статье 84 ТК РФ

§ 1. Статья 84 восполняет пробел трудового законодательства, предусматривая такое основание прекращения трудового договора, как нарушение обязательных правил, установленных для заключения трудового договора, если нарушение их исключает возможность работы. При этом в ней указываются три случая нарушения:

а) заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении данного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

б) заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Например, инвалида II группы приняли на работу грузчиком. К этому основанию относятся и случаи приема женщин и несовершеннолетних на запрещенные для них виды труда;

в) отсутствие документов о специальном образовании, необходимом для данной работы. Например, принят на должность врача работник, не имеющий документа о специальном медицинском образовании. Возможны и другие случаи. Например, согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ» гражданин может быть принят на должность судьи с 25 лет, а реально был назначен с 23 лет;

г) заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Приведенный перечень случаев не является исчерпывающим, поскольку статья содержит слова «в других случаях, предусмотренных федеральным законом».

§ 2. Часть 2 ст. 84 ТК предусматривает для работников, подлежащих увольнению по ее ч. 1, дополнительную гарантию их права на труд, обязывая работодателя предпринять попытку их внутреннего трудоустройства, т.е. предложить работнику перевод с его письменного согласия на другую имеющуюся у него работу в данной местности. Кроме того, работодатель обязан предлагать вакансии в других местностях, если это было предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Если нет такой работы или работник отказывается от перевода, его трудовой договор прекращается по ст. 84 ТК, а гражданин увольняется как принятый с нарушением обязательных правил заключения трудового договора.

§ 3. В тех случаях, когда нарушение установленных правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если же нарушение указанных правил допущено по вине самого работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а что касается выходного пособия, то оно работнику не выплачивается.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Другой комментарий к статье 379 ТК РФ

§ 1. Глава 59 называется «Самозащита работниками трудовых прав», и само это название надо прокомментировать, а для этого в первую очередь нужно рассмотреть, что, собственно, означает самозащита своих прав. Это название главы основывается на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, которая предусматривает, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». И поскольку в названии главы 59 ТК речь идет о самозащите работниками своих трудовых прав в соответствии с указанным положением Конституции, т.е. не только в сфере безопасности и охраны труда, но и по другим вопросам, решенным нормами трудового права.

§ 2. Статья 379 ТК называется «Формы самозащиты», но в ней указана лишь одна форма — правомерный отказ от выполнения работы в двух случаях: 1) работы, не предусмотренной трудовым договором, и 2) работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, кроме определенных случаев. В этой части в данную статью внесено дополнение, согласно которому случаи, в которых не допускается отказ работника от выполнения порученной ему работы в качестве средства самозащиты, предусматриваются не только федеральными законами, но и самим Трудовым кодексом. К таким случаям федеральные законы относят, в частности, взрывные работы, чрезвычайные ситуации, работу пожарных.

Второй случай правомерного отказа работника от выполнения работ, непосредственно угрожающих его жизни и здоровью, основывается на ст. 37 Конституции РФ и ст. 219 и 220 ТК, которые предусматривают право работника на труд, т.е. его право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В ч. 1 ст. 219 ТК за каждым работником закреплено право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Часть 7 ст. 220 ТК указывает на правомерность такого отказа, предусматривая, что отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Указанная форма самозащиты при угрожающих жизни и здоровью условиях — отказ от выполнения таких работ — основана и на международных нормах: Конвенции МОТ N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда и Конвенции МОТ N 119 (1963 г.) о снабжении машин защитными приспособлениями, которые предусматривают возможность подобного отказа.

§ 3. В связи с тем, что ч. 1 комментируемой статьи не исчерпывает всех случаев, когда работник в целях самозащиты может отказаться от выполнения своей трудовой функции, и всех оснований для этого, данная статья дополнена ч. 2, в которой предусмотрено право работника отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК или иными федеральными законами. В частности, возможность отказа от работы предусмотрена ст. 142 ТК при задержке выплаты зарплаты более чем на 15 дней.

§ 4

Следует обратить внимание на существенное дополнение ч. 1 ст

379. Теперь работник в целях самозащиты может отказаться от работы, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме.

Срок предупреждения не установлен. Во всяком случае это должно быть сделано работником заблаговременно, до момента, когда он прекращает работу в целях самозащиты.

§ 5. Следовательно, законным может быть признан отказ работника от работы при соблюдении им следующих условий:

1) при наличии случаев (для оснований) для проявления самозащиты за исключением тех, в которых в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами это не допускается;

2) работник должен предупредить работодателя (его представителя) об отказе от работы, видимо, с указанием причины.

§ 6. Часть 1 ст. 379 содержит важную для работников гарантию: на время отказа от работы (на законных основаниях) за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права.

Когда приступать к исполнению обязанностей?

Трудовой договор теряет силу, если работник не приступил к своим обязанностям через 2 недели

Вторая и третья статьи ТК РФ регламентируют процесс вступления договора в силу и определяют порядок, по которому работник должен приступить к выполнению своих обязанностей.

Дата вступления в должность должна быть указана в договоре, а если ее нет, значит, первым рабочим днем считается день, следующий за датой подписания договора.

Для официального начала трудовых отношений оформляется не только трудовой договор, но и приказ руководителя организации о трудоустройстве. С даты, которая была указана в приказе, работник считается трудоустроенным, и это день должен совпадать с датой, стоящей в трудовом договоре.

Работнику отводится неделя на то, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей. Если он не начнет работать, то трудовой договор считается аннулированным по ст. 61 ТК РФ. При аннулировании договора он будет считаться несуществующим, поэтому никаких последствий для работника и работодателя он нести не должен.

При этом под формулировкой «не приступил к работе» понимается прямое выполнение сотрудником возложенных на него обязанностей. Если он был на рабочем месте, но не выполнял своих функций, то договор также будет аннулирован. Факт неисполнения обязанностей должен быть подтвержден документально.

Составляется специальный акт, и если работник не может подтвердить наличие уважительной причины для неисполнения обязанностей, то договор считается расторгнутым. В этом случае работодатель издает приказ, отменяющий предыдущий приказ о трудоустройстве.

На практике быстрый выход из подобной ситуации возможен далеко не всегда. К примеру, если сотрудник заболел или получил травму сразу после подписания трудового договора, законом не определен срок ожидания сотрудника на рабочем месте. При этом работодатель уже не имеет права просто аннулировать через неделю договор, так как формально у работника есть уважительная причина для отсутствия на рабочем месте.

Ожидание может продолжаться долгое время, и все это время невозможно нанять на работу другого сотрудника. В этом случае работодатель имеет право письменно уведомить сотрудника об аннулировании договора по истечении разумного срока ожидания, договор будет считаться расторгнутым после получения подтверждения уведомления.

Комментарий к статье 61 ТК РФ

1. В ст. 61 ТК РФ законодатель предусматривает два альтернативных обстоятельства, при наступлении которых трудовой договор вступает в силу.

По общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня подписания работником и работодателем.

Вместе с тем трудовой договор считается заключенным со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Другими нормативно-правовыми актами могут быть предусмотрены иные сроки вступления трудового договора в силу.

Так, например, исходя из положений ч.6 ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» вступление в силу трудового договора с высококвалифицированным специалистом-гражданином иностранного государства обусловлено получением им разрешения на работу на территории Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ст. 327.3 ТК РФ, согласно которой трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства вступает в силу не ранее дня получения таким лицом разрешения на работу.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 октября 2009 года N 848 «О дополнительных условиях заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с военнослужащими, направленными не на воинские должности в организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования» трудовой договор с такими военнослужащими вступает в силу со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В определении ВС РФ от 18 февраля 2010 года N 4-В09-54 отмечено, что факт заключения трудового договора свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений по трудоустройству, предшествующих возникновению непосредственно трудовых отношений и заканчивающихся в момент, когда работник непосредственно приступил к осуществлению возложенной на него трудовым договором функции, а работодатель допустил работника к работе, что и является правообразующим фактором, с которым у сторон такого договора возникают соответствующие трудовые права и обязанности.

2. Трудовой договор является юридическим основанием для оформления приема на работу в соответствии со ст. 68 ТК РФ.

В положениях ст. 61 ТК РФ законодатель разделяет понятия дня заключения договора и дня, когда работник обязан приступить к выполнению своей трудовой функции.

По общему правилу работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч.2 ст. 67 ТК РФ).

3. Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с ч.2 или ч.3 ст. 61 ТК РФ, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор.

Действующим ТК РФ недельный срок для установления факта неисполнения работником обязанностей по трудовому договору не предусмотрен. Для аннулирования трудового договора с работником достаточно одного дня, в течение которого работник не приступил к работе, даже если присутствовал на рабочем месте.

Аннулированный трудовой договор считается не заключенным и тем самым не влечет каких-либо юридических последствий.

Законодателем отмечено, что аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Например, при отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тодера В.Н. на нарушение его конституционных прав ч.4 ст. 61 ТК РФ КС РФ указал, что ч.4 ст. 61 ТК РФ, обеспечивая работодателю возможность оперативно принимать необходимые кадровые решения, а работнику — предоставляя право отказаться от исполнения условий уже заключенного трудового договора без каких-либо негативных последствий и право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наличии установленных законом оснований, направлена на достижение баланса интересов работодателя и работника, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя (см. определение КС РФ от 17 июля 2012 года N 1313-О).

Основные моменты применения ст. 34 ТК

Какие ещё правовые акты дополняют ст. 34 ТК?

Необходимо упомянуть принятое в 2005 году правительственное постановление № 500, которое даёт возможность исполнительной власти федерального уровня представлять определённую группу нанимателей в их переговорах на уровне РФ. Конкретный объём полномочий данных госструктур по этому вопросу излагается в соответствующих положениях об основах их функционирования.

Также параметры действий «иных представителей» организаций-нанимателей содержатся в ст. 20 ТК. Она устанавливает общие принципы взаимодействия нанимателей с сотрудниками в области социального партнёрства, и эти принципы обязательны к действию для всех представителей организаций-нанимателей.

В каких ситуациях используются «иные представители» организаций-нанимателей?

Они могут вступать в действие, если решение обсуждаемых с трудовыми коллективами вопросов лежит вне сферы компетенции конкретной организации-нанимателя, учредителем которой является соответствующая госструктура. Закрытый перечень решаемых с их помощью вопросов содержится в ст. 34 ТК, и никакого отдельного разрешения для этого не требуется, т.к. положение об их участии содержится в самом тексте этой статьи. Также нужно подчеркнуть, что «иные представители» не исключают возможное участие в переговорах с трудовыми коллективами со стороны профильных объединений организаций-нанимателей.

Каковы ограничения для «иных представителей» из ст. 34 ТК?

В первую очередь нужно упомянуть, что в этой статье содержится перечень из шести вопросов, которые доступны для «иных представителей» в их переговорах с сотрудниками. Речь идёт о переговорах в коллективном формате, улаживании трудовых споров общего характера и т.п. Список этих вопросов имеет закрытую форму.

Далее госструктуры различного уровня могут выступать в роли иных представителей лишь для тех организаций-нанимателей, в отношении которых они выполняют функции учредителей. Т.е., как указывает рассматриваемая статья, не любая организация и не по всем вопросам трудовых взаимоотношений может прибегать к помощи госструктур различного уровня в формате «иных представителей».

Отдельно нужно отметить, что ст. 35 ТК ограничивает деятельность «иных представителей» в трёхсторонних комиссиях по вопросам соцпартнёрства, т.е. об их возможном участии в этих структурах не упоминается.

Могут ли «иные представители» организаций-нанимателей вступать во взаимодействия с сотрудниками на индивидуальном уровне?

Нет, такая возможность для них не предусмотрена. Они взаимодействуют с сотрудниками в коллективном формате и по спектру вопросов, важных для всего персонала.

Основные положения

Основанием для разрыва трудовых отношений между сотрудником и нанимателем по инициативе работодателя в связи с невыполнением работником должностных функций является статья под номером 81 ТК, в частности:

  • 1 часть, пункт 5 — многократное неисполнение подчиненным возложенных на него трудовых обязанностей при наличии у лица непогашенного на данный момент взыскания;
  • 1 часть, 6 пункт — однократное, но грубое нарушение обязанностей.

Основной список функций, вменяемых в исполнение подчиненному, устанавливается статьей ТК под номером 21, а подробный и полный список должен быть прописан в инструкциях, приказах и, конечно, трудовом договоре.

При этом работник знакомится со спектром возлагаемых на него дел, указанными во всех имеющих отношение к его деятельности нормативных актах, что регулируется статьей под номером 68 ТК, и собственноручно ставит подпись.

Соответственно, если в трудовом договоре не конкретизированы обязанности работника, при этом наниматель не ознакомил его с регламентирующей список функций инструкцией, привлечение подчиненного к дисциплинарной ответственности и увольнение лица по соответствующей статье 81 ТК станет довольно проблемным процессом.

Увольнение по 5 пункту 81 статьи ТК — это одна из мер дисциплинарной ответственности, работодателю важно строго соблюдать порядок привлечения к ней. Важно помнить, в соответствии со статьей ТК под номером 194, максимальный срок, во время которого действует дисциплинарное взыскание, равен одному году

Важно помнить, в соответствии со статьей ТК под номером 194, максимальный срок, во время которого действует дисциплинарное взыскание, равен одному году. По истечении данного времени оно гасится и работник, если к нему не применена очередная аналогичная мера, считается не имеющим взыскания

По истечении данного времени оно гасится и работник, если к нему не применена очередная аналогичная мера, считается не имеющим взыскания.

Кроме того, работодатель по своему желанию, по прошению непосредственного руководства работника или самого подчиненного может снять с провинившегося дисциплинарное взыскание раньше, до истечения года.

Другой комментарий к статье 46 ТК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи установлен порядок определения содержания и структуры соглашения, а также отдельные положения, которые должны быть включены в содержание соглашения.

Согласно ч.1 комментируемой статьи содержание и структура соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, что означает диспозитивность при определении вышеназванных характеристик соглашения. Полагаем, что, учитывая норму ч.1 комментируемой статьи о договоренности, структура и содержание соглашения могут быть определены и в устном порядке. Кроме того, ст.1 комментируемой статьи содержит принцип свободы при определении структуры и содержания коллективного договора, иными словами, представители сторон могут выбрать любые вопросы, которые требуют обязательного обсуждения при заключении соглашения.

Следует отметить, что 9 октября 2003 года Министерством труда и социального развития РФ (в настоящее время — Министерство труда и социальной защиты РФ) согласован Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения, который представляет собой рекомендации по подготовке соглашения. При подготовке данного Макета были проанализированы ранее заключенные соглашения, действующее законодательство, учтены предложения и замечания профсоюзов, работодателей, федеральных органов исполнительной власти. Предполагается, что при работе над соглашением представители сторон в зависимости от специфики отрасли будут сокращать и/или дополнять текст указанного Макета с учетом конкретных отраслевых особенностей.

Кроме того, согласно ч.1 комментируемой статьи соглашение в обязательном порядке должно предусматривать положения, касающиеся срока его действия и порядка осуществления контроля за его выполнением. При этом срок действия соглашения может быть установлен не более чем в три года (см. комментарий к ст.43 ТК РФ). Порядок осуществления контроля за выполнением соглашения, по нашему мнению, должен включать в себя полномочия каждой из сторон соглашения по вопросам об осуществлении контроля, процедуру осуществления контроля, меры, которые могут быть приняты в случае нарушения положений соглашения.

2. В ч.2 комментируемой статьи содержатся нормы, определяющие конкретное содержание соглашения. При этом норма о содержании соглашения носит диспозитивный характер, поскольку она предусматривает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон. Под взаимными обязательствами следует понимать обязательства, которые предполагают встречное исполнение. Вопросы, по которым могут возникать взаимные обязательства, установленные соглашением, во многом аналогичны тем обязательствам, которые могут устанавливаться коллективным договором. Отметим некоторые из них:
— оплата труда. В этой части взаимные обязательства могут касаться вопроса начисления заработной платы, установления минимальных тарифных ставок окладов (должностных окладов), вопросов о пропорциональном соотношении размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, о соотношении отдельных частей заработной платы, о конкретизации составных частей заработной платы и размеров этих частей, повышения уровня заработной платы с учетом инфляции;
— подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства. Данное положение может предполагать обязательное направление работника на обучение в целях необходимости освоения новых технологий, нового оборудования, новых программ и т.д.;
— условия и охрана труда — например, особенности расследования несчастных случаев на производстве, особенности организации охраны труда, периодичность обучения основам охраны труда;
— развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией, — положения, предусматривающие обязательность проведения мероприятий по вопросам о совершенствовании социального партнерства;
— дополнительное пенсионное страхование — это могут быть положения, закрепляющие обязанность работодателей по обеспечению участия работников в программах по дополнительному пенсионному страхованию.

Помимо вышеизложенных вопросов соглашение может предусматривать и другие вопросы, определенные сторонами, например, вопросы организации досуга в определенные дни, памятные даты организации (работодателя) и т.п.

Правила оформления

Как мы отметили выше, порицание оформляется документально, в виде приказа. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. В документе должна присутствовать следующая информация:

  • должность, ФИО провинившегося сотрудника;
  • краткое изложение происшествия с указанием точной даты и времени;
  • суть приказа в соответствии с ТК РФ;
  • перечень документов, которые послужили основанием для составления приказа;
  • подписи комиссии из трех человек;
  • дата и личная подпись виновника, подтверждающая, что он ознакомлен с документом. Если работник наотрез отказывается расписаться, составляется соответствующий акт.

Это важно знать: Приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец 2021 года