Апл к-335 «гепард» проект 971 «щука-б»

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Описание конструкции

Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.

АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.

Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.

Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.

Четвертый отсек занимает реактор.

Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.

Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.

Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также па­ро­вой од­но­валь­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­кой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.

Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.

Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».

Пистолет-пулемет «Калико»

Пистолет-пулемет «Калико» пошел еще дальше — в нем возможно применение 100-зарядного магазина барабанного типа. Довольно экзотическое оружие, главным потребителем которого тоже стали в основном различные спецподразделения. Модернизируется и такое известное оружие спецназа, как МР-5. Его новая модификация разработана под патроны 45-го калибра, не типичного для европейского оружия.

На этом фоне отечественные варианты типа ПП 90М, ОЦ-39М или «Вереска» выглядят весьма интересными и перспективными разработками. Эти образцы практически вплотную подошли к другому типу оружия спецназа — малогабаритным автоматам. Основное отличие такого оружия идет главным образом не по тактике применения или своеобразию конструкции, а по используемому патрону.

Как «Волк» вышел неповрежденным из ЧП

  • Дата закладки: 14 ноября 1987 года.
  • Дата подписания приемного акта: 29 декабря 1991 года.

Рассказывает Леонид Березовский, ответственный сдатчик АПЛ «Волк».

Леонид Березовский и АПЛ «Волк»

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

«Волк» шел довольно-таки непросто. Туда были внедрены новые комплексы, к которым пришлось привыкать. Чертежи немножко отличались от предыдущих серий кораблей. Было много хлопот с винтом новой конструкции

Значительное время отняла стрельба, потому что стреляли много и многим. Итогом на госиспытаниях была стрельба ракетами типа американского «Томагавка». Только лучше, да и дальше стреляли.

Траекторию полета ракет отслеживало мощное авиационное сопровождение, состоящее из самолета дальнего обнаружения, двух истребителей и вертолета, который контролировал заход изделия в конечной точке. Руководил стрельбами председатель госкомиссии Петр Маргулис. Мы заранее провели тренировочные старты. Он определился с надводными кораблями обеспечения, получил добро на работу. Погода была отличная. Мы погрузились на стартовую глубину.

В процессе погружения что-то начало хлопать снаружи корпуса. Председатель госкомиссии обратился ко мне: в чем там дело? Я, посоображав, вспомнил, что мы не закрыли корзину штормтрапа (штормовой трап, опущенный по наружному борту корабля, — прим. ТАСС), который обледенел и полностью туда не влезал. Поэтому крышка и хлопает. Маргулис удовлетворился, потом пошло все по штатному, отстрелялись, всплыли.

Строительство АПЛ «Волк» в цехе «Севмаша»

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

Корабль сопровождения тут же нас и огорошил. Оказывается, в последний момент была отмена залпа, поскольку вертолет на конечной точке не взлетел по каким-то причинам, ну и в нас малый противолодочный корабль бросал гранаты, чтобы мы поняли, что все отменяется, и всплывали. И это то, что мы приняли за хлопанье. Несанкционированный залп — это, в общем-то, ЧП. Председатель госкомиссии быстро развернул корабль на базу в хорошем темпе, сразу же сошел на берег, доложил главнокомандующему. Тот только и спросил: «Все прошло нормально? Штатно?» Мы: «Все прошло штатно». Ну, говорит, и молодцы!

Кстати, «Волк» сейчас стоит на ремонте в Центре судоремонта «Звездочка» и, я думаю, через пару лет опять войдет в строй и будет нести боевую вахту.

Примечания

  1. Смотрите К-152 «Нерпа»
  2. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  3. Фёдоров, Вячеслав . Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Дата обращения 13 марта 2008.
  4. Михайлов, Андрей  . Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Дата обращения 13 марта 2008.
  5. Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
  6. Мясников, Виктор . nvo.ng.ru (07.07.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  7. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  8. . militaryrussia.ru. Дата обращения 4 января 2020.
  9. ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ . snariad.ru (2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  10. ↑ . milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  11. . Сайт «Герои страны».
  12. Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». Смотрите . lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Дата обращения 16 марта 2008.
  13. [www.vlasti.net/news/25817 Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008]
  14. Submarina.Ru  (недоступная ссылка). submarine.id.ru (2000-2008). Дата обращения 16 марта 2008.
  15. Polmar, Norman  (англ.). Military Affairs in Congress – 1997. Federal Association of Scientists (1997). Дата обращения 16 марта 2008.
  16. . shipbuilding.ru. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Дата обращения 10 марта 2008.
  17.  (недоступная ссылка). Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  18. . kazan.kp.ru. Дата обращения 3 июня 2011.
  19. ↑ . lenta.ru (23 января 2012). Дата обращения 23 января 2012.
  20. Тельманов, Денис . Известия (27 октября 2011). Дата обращения 28 октября 2011.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2008.
  22. ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН . vpk.name (5 сентября ). Дата обращения 10 марта 2008.
  23. Николаев, А. С. (). Дата обращения 10 марта 2008.

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:— надводное ……………………………………………………………….8 140— подводное ……………………………………………………………… 10 500Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусныйГлубина погружения, м:— рабочая……………………………………………………………………. 480— предельная…………………………………………………………………. 600Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100Экипаж, чел…………………………………………………………………….73Энергетическая установка:Главные механизмы.— тип………………………………………………………………………….АЭУ— ППУ:- марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01— количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР— тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190- ПТУ:— тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000— количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200- количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШРезервные источники энергии и средства движения— количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800— аккумуляторная установка:— тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная— количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК— привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300Скорость хода наибольшая, уз:- надводная………………………………………………………………..10— подводная………………………………………………………………..33Вооружение:Ракетное:— тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»- тип КРСН………………………………………………………………РК-55— вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА— тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»— количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3— боекомплект ЗР……………………………………………………………….18Торпедное.- количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650— боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)— количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533- боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)— система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»Радиоэлектронное:— БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»— НК……………………………………………………………..«Симфония»— КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»— система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»- ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)- РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)- тк…………………………………МТК-110— перископ ТК…………………«Сигнал-3»— командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное – 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка


Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт – семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

https://youtube.com/watch?v=mkCdjFtSXn8

«Пантера»: как царица джунглей дала название целой серии подводных кораблей

  • Дата закладки: 6 ноября 1986 года.
  • Дата подписания приемного акта: 27 декабря 1990 года.
  • С этой АПЛ началось массовое присвоение имен подводным лодкам.

Рассказывает Виктор Сорокин, ответственный сдатчик АПЛ «Пантера», главный строитель проекта 971.

Виктор Сорокин и АПЛ «Пантера»

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

В начале 1990 года на подлодку прибыл экипаж и рассказал нам, что решил назвать свой корабль в честь подлодки «Пантера», которая одержала победу на море, потопив английский эсминец «Виттория» в 1919-м. Она первой открыла боевой счет советских подводников. Однако эта инициатива не была поддержана командованием ВМФ со ссылкой на какую-то директиву от 1939 года о невозможности присвоения именных названий подлодкам, хотя уже бороздили океанские просторы субмарины имени XXVI съезда, 70-летия ВЛКСМ, минский, ростовский и другие «комсомольцы».

Не знаю почему, но эта идея вдохновила и нас. Постепенно все участники строительства стали называть лодку «Пантерой». Перед выводом лодки из цеха, по нашему предложению, заводские художники на носовой конечности нарисовали черный силуэт царицы джунглей и надпись «Пантера»

Начав швартовные испытания, мы совместно с командиром сделали еще одно обращение на имя командующего Северного флота, но ответа так и не дождались. В это время шла подготовка к XXVIII съезду КПСС. Одним из делегатов был избран наш корреспондент заводской газеты Андрей Масленников. Ему вручили фотографию корабля с рисунком «Пантеры» и попросили озвучить нашу просьбу. Вернувшись из Москвы, он рассказал, что передал ее начальнику политуправления ВМФ, который заверил, что обязательно рассмотрит этот вопрос. При этом тот пошутил: «Да, по-моему, здесь все решено!»

Подъем флага на АПЛ «Пантера», 1990 год

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

10 октября 1990 года, находясь в море на заводских испытаниях, получили правительственную телеграмму о том, что приказом главкома ВМФ Владимира Чернавина нашей лодке присвоено имя «Пантера», а головному кораблю — заводской номер 821 — «Барс». Можно представить, какое ликование было! С этого времени стали получать названия и корабли 949-го проекта. Еще позже — проект 885 «Ясень» (носят имена городов). Ракетные подводные крейсера четвертого поколения (проект 955 «Борей» — прим. ТАСС) стали называть именами великих русских князей.

Сборка:

Как всегда, начал работать с корпусом. Собрать три детали корпуса в единое целое оказалось непросто, но победил этот момент. Далее пошли доработки: 
срезал имитацию швартовных шпилей – у меня будут в убранном положении. Соответственно, показал их расшивкой на корпусе;
высверлил АСБ и изготовил его из пластикового прутка 5 мм. Предварительно на корпусе сделал под него посадочную площадку;
срезал штатную имитацию кнехтов. Изготовил их из прутка 0,88 мм и листового пластика 0,2 мм;
доработал водозаборники, изготовив из пластика 0,2 мм их приемные части. Также понадобились двухкомпонентная и обычная шпаклевка, пару вечеров работы шкуркой и получилось что то более-менее похожее на прототип;  
доработал все кормовое оперение, разделив плоскости рулей на малую и большую плоскости, изготовив кронштейны их навески и переделал форму нижнего ВР;  
на НГР также показал малые плоскости (расшивкой) и сделал из пластика 0,2 мм торцевые шайбы;
на верхнем ВР отрезал заостренный обтекатель и сделал отверстие для выпуска гибкого тела буксируемой антенны;
с гребного винта срезал пластиковые лопасти и сточил ступичные гребни. Гребни сделал заново из пластика 0,13 мм, лопасти смонтировал травленые от 671 проекта;  
на рубке сделал поручни из проволоки 0,25 мм, рубочные двери по левому борту (не уверен, что они есть на прототипе, четких фото этого момента не нашел), ходовые огни из пластикового прутка и закрытия отверстий ВУ на крыше рубки из листового пластика 0,2 мм;
все ВУ, кроме перископов сделал заново из медицинских игл, пластиковых прутков и прочих запасов; 
из латунных трубочек сделал датчики на днище лодки.       

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» – самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й – реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов. Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

Версии

Как и в случае со многими советскими / российскими кораблями, информация о статусе подводных лодок класса «Акула» в лучшем случае скудна. Информация, предоставленная источниками, сильно различается.

Проект 971 ( Акула I )

Четыре известные версии класса Акула

Известно, что из семи оригинальных Акулы только три все еще находятся в эксплуатации. Эти лодки оснащены гидроакустической системой MGK-500 Skat (по классификации НАТО Shark Gill). Головная лодка этого класса, К-284 « Акула», была списана в 2001 году, по всей видимости, для того, чтобы сэкономить деньги нуждающемуся в денежных средствах российскому флоту. К-322 Кашалот и К-480 Барс [ныне Ак Барс ] находятся в резерве. К-480 Барс был переведен в резерв в 1998 году и демонтировался в феврале 2010 года. Pantera вернулась в строй в январе 2008 года после капитального ремонта. Все они были оснащены гидродинамическими датчиками СОКС. Все подводные лодки до К-391 « Братск» имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные тем, что у ПЛАРБ класса «Тайфун» , длинные и трубчатые. Братск и последующие подводные лодки имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные коротким на Oscar II (в классах « Тайфун» , « Акула» и « Оскар» используется аналогичный реактор ОК-650).

Проект 971 и 971И (Улучшенный Акула I )

Считается, что все шесть Акулы этого класса находятся в эксплуатации. Они тише оригинальных Akula s. Гидролокатор МГК-500 модернизирован до МГК-501 Скат-МС. Источники также расходятся во мнениях относительно того, было ли приостановлено строительство этого класса, или планируется ли строительство еще двух блоков.

Улучшенные корпуса Акула I : К-328 Леопард , К-461 Волк , К-154 Тигр , К-419 Кузбасс , К-295 Самара и К-152 Нерпа . Эти подводные лодки намного тише, чем ранние подводные лодки класса Akula, и все они имеют гидродинамические датчики SOKS, кроме Leopard . В Akula я Усовершенствованные ПЛА шесть 533 мм приманку спусковых труб, как и последующие субмарины. У них другое расположение передних отверстий на внешнем корпусе, чем у островов Акула . Подводные лодки « Нерпа» и « Ирибис» (не завершены) имеют в парусе другую спасательную камеру, которую можно отличить по большому куполу на верхней поверхности.

Проект 971У ( Акула II )

К-157 Вепрь — единственный завершенный Акула II (см. Таблицу ниже). Akula II составляет 3 метра (9,8 фута) больше и вытесняет около 700 тонн (подводное) более чем Akula I . Дополнительное пространство было использовано для дополнительных мер по успокоению. Гидролокатор MGK-501 Skat на Akula I заменен новым гидролокатором MGK-540 Skat-3. К-157 « Вепрь» стала первой российской подводной лодкой, которая была тише последних американских ударных подводных лодок того времени — улучшенного класса « Лос-Анджелес » (SSN 751 и более поздние). Две из этих подводных лодок использовались для создания ПЛАРБ типа « Борей» .

Проект 971М ( Акула III )

К-335 « Гепард» — 14-я подводная лодка этого класса и единственная завершенная Акула III (см. Таблицу ниже), построенную для ВМФ России. Это была первая подводная лодка, введенная в строй в составе ВМФ России после катастрофы « Курск », поэтому ее сдача в эксплуатацию стала важным подъёмом боевого духа военно-морского флота России с присутствием президента Владимира Путина. У Akula III нет классификации НАТО . Он длиннее и имеет большее водоизмещение по сравнению с Akula II , а также у него увеличенный парус и другой распределитель буксируемой группы на вертикальном стабилизаторе. Опять же, было использовано больше методов снижения шума. До ввода в строй подводных лодок типа « Северодвинск» и « Борей» « Гепард» была самой совершенной российской подводной лодкой .

Советские достижения в области шумоподавления вызвали серьезную озабоченность Запада, поскольку акустика долгое время считалась самым значительным преимуществом в подводных технологиях США по сравнению с Советами.

В 1983–1984 годах японская фирма Toshiba продала Советам сложное девятиосевое фрезерное оборудование вместе с компьютерными системами управления, разработанными норвежской фирмой Kongsberg Vaapenfabrik . Представители ВМС США и конгрессмены заявили, что эта технология позволяет советским строителям подводных лодок производить более точные и тихие гребные винты.

Из-за распада Советского Союза в 1991 году производство всех Akula замедлилось.

1999-2000 издания боевых кораблей Джейна отображались первым Akula III , как Viper (фактическое название «Вепрь», «дикий кабан» на русском языке ), заказанный 25 ноября 1995 Гепарда (Cheetah), был запущен в 1999 году и введен в эксплуатацию 5 декабря 2001 г.