«лады» приоритет: бесшумной подводной лодке нашли место службы

Содержание

Вооружение подлодки проекта 677 «Лада»

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1.

Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал». Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

История проекта 677

История работы главного конструктора Ю.Кормилицына над одной и той же неатомной подводной лодкой (НЕАП) «Варшавянкой» привела от проекта 877 «Палтус» (отечественное название подводной лодки времён СССР, экспортный вариант – проект 636, который прошёл ряд модернизаций на экспорт 636М и 636.1, и для ВМФ РФ 636.3) до проекта 677 «Лада». Чтобы представить себе насколько современнее стала автоматика подлодки-невидимки под комплексным обеспечением центрального программного управления 2016-го – сразу станет заметным численность человек в команде, где 35 подводников заменили 52-х (в перспективе 20 чел). Освободившееся место от устаревшего оборудования и от жизнеобеспечения членов экипажа – это освободившееся место для последних разработок вооружения – более мощного, более дальнего, более точного, более неуязвимого и малогабаритного.

Мы уже писали ранее о «Варшавянке» (см. как дополнение к статье) и её значение для страны, в новой лодке приумножились её преимущества, размеры корпуса стали меньше (длина 74 м снизилась до 67 м, ширина 10 м стала меньше – 7 м). Уменьшенная отражающая поверхность, даже такого незаметного подводного корабля, со сверхсекретным постоянно-совершенствуемым корпусом (при строительстве каждой следующей субмарины – стел-улучшения) из не намагничиваемой стали со сложным композитным покрытием – это ещё большая неуязвимость и улучшенная мелко-глубинная проходимость. Дизельные двигатели остаются пока лучшими, но с ними приходится периодически всплывать, над решением новых источников энергии работаю давно, как у еас так и на Западе. У НАТО есть, в России ещё нет, только разрабатываются ВНЭУ (воздухонезависимые энергетические установки), которыми оборудуют как раз новейшие подлодки – Лада.

Коренной перелом в стратегии применения ДЭПЛ

Это было время неоднозначного отношения к флоту вообще и к подводному флоту в частности, так как с появлением атомного оружия высказывались мнения о том, что задача по уничтожению морских сил противника может быть решена при помощи ядерного оружия. Однако все же победила разумная точка зрения о том, что и в этих условиях флот будет решать поставленные задачи, а с появлением третьей составляющей ядерной триады – АПЛ этот вопрос был окончательно решен. Стали создаваться ДЭПЛ не только со смешанным вооружением (торпеды плюс запускаемые через торпедные аппараты ракеты) и ударные ДЭПЛ с крылатыми ракетами, но и с баллистическими атомно-ядерными ракетами, в том числе и с подводным стартом (проект 629, 641Б «Танго», 658 и 877 «Палтус»).

История создания

Научно-исследовательские разработки больших, бесшумных и мощных дизель-электрических подводных лодок «Лада» (проект 677) ведутся Центральным конструкторским бюро морской техники ЦКБМТ«Рубин» под руководством главного конструктора Кормилицына Юрия Николаевича с 1987 года.

Проектирование

Разработка многоцелевой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) была начата в 80-х годах. Планировалась, что новая субмарина должна была заменить устаревшие ДЭПЛ Проект 877 «Палтус» Балтийского и Черноморского флотов. Разработчики запланировали уменьшить шумность субмарины за счет использования нового противогидролокационного покрытия корпуса нового поколения «Молния» и обновленного гидроакустического комплекса.

В 1990 году технический проект «Лада» был представлен Военно-Промышленной комиссии, но получил отказ в финансировании. В 1993 году проект был вторично представлен комиссии, но отправился на корректировку. Окончательная версия новой ДЭПЛ была утверждена лишь в 1997 году. При разработке субмарины конструкторами было отработано около 200 опытно-конструкторских решений.

Тогда же конструкторы столкнулись с очередной сложностью. Гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный НИИ «Океанприбор», не мог быть размещен на субмарине из-за своих массово-габаритных характеристик. Гендиректор ЦКБМТ«Рубин» в судебном порядке настоял на передаче реализации ГАК московскому ПО «Волна». В 2005 году основным разработчиком ГАК стало НПО «Электроприбор».

Постройка и испытание

Головная субмарина серии Б-585 «Санкт-Петербург» и проект Б-677 «Амур» были заложены на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в конце 1997 года. За 3 года с момента закладки на постройку субмарины «Санкт-Петербург» было израсходовано 263 миллиона рублей бюджетных средств.
Первая субмарина сошла со стапелей осенью 2004 года. Год спустя Б-585 «Санкт-Петербург» впервые вышел в море и совершил погружение. До середины 2008 года субмарина проходила ходовые испытания. После окончательных заводских доработок различных узлов и комплексов, весной 2010 года подлодка была сдана и принята в состав флота ВМФ России.

Первоначально планировалось, что будет построено 8 субмарин подобного типа. Но после не слишком удачных испытаний эксплуатационных характеристик первой субмарины – и возникшими проблемами с силовыми агрегатами и акустическим комплексом по госпрограмме вооружений, утвержденной в 2006 году, это число было сокращено до 6. Однако в конце 2011 года появились сообщения о заморозке строительства. По словам гендиректора ЦКБМТ«Рубин» А. Дьячкова, было решено модернизировать субмарины по разрабатываемому проекту 677Д, который предусматривал установку анаэробной СЭУ.

В 2013 году было объявлено, что строительство 2 заложенных субмарин будет закончено, причем подлодки будут оборудоваться обычными энергетическими установками. В 2018 году была спущена на воду подлодка Б-586 «Кронштадт». Тогда же третья по счету субмарина серии получила новое название Б-587 «Великие Луки», ее принятие в строй запланировано на 2021 год. В 2019 году было заявлено о постройке еще двух субмарин серии 677.

Поект Б-585 «Лада»

Вооружение

Основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена», которые располагаются в 1-м отсеке. Два ТА (Торпедный апарат) верхнего яруса предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).

Ракетное вооружение

Крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км.

По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость полета — до 2,5 М.

Торпедное вооружение

Торпеды УСЭТ-80К. Дальность — до 18 км, скорость полета — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км.
Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S). Радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.

«Подводное» противостояние двух сверхдержав

ДЭПЛ активно участвовали в противостоянии СССР и США, на то время двух мировых сверхдержав, в том числе и в «Карибском» кризисе, чуть было не свалившим земной шар в третью мировую, но уже ядерно-атомную войну. В операции «Кама» участвовали четвертые «Букашки», в том числе «Челябинский комсомолец». Они имели задачу при нападении на наши торговые суда, перевозившие на Кубу ракеты с ядерными боеголовками, нанести удар по американскому флоту. В Атлантике дизельные подводные лодки СССР попали в невиданный ими никогда до этого шторм, но техника и люди выдержали. Второе испытание хуже прежнего пришло с выходом на место возможных боевых действий: жара в лодках более 50 градусов по Цельсию. При этом воду выдавали крайне ограниченно – один стакан в сутки на одного человека. Этот проект был рассчитан на ведение боевых действий в северных широтах, а никак не на экваторе. Политикам удалось договориться и военного конфликта не состоялось, а уже впоследствии в конструкцию ДЭПЛ дальнего радиуса действия было внесено множество дополнений, в том числе и радикального свойства.

В годы «холодной войны» подводные лодки скрытно действовали у берегов потенциального противника, находясь в автономном плавании до трех месяцев. Известен случай, когда не заходя в прибрежные воды Италии, наша ПЛ определила свое местонахождения по отдаче якоря авианосцем США «Нимиц». А АПЛ 705 проекта почти сутки шла за боевым кораблем НАТО, несмотря на все его попытки «сбросить» ее с «хвоста», и прекратила преследование, только получив соответствующий приказ.

Система навигации

Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии — 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» — лодка, во многом опередившая свое время.

дизель-электрические подводные лодки проекта 677 класса «Лада» для подводного флота России

  завершение строительства подводной лодки «Санкт-Петербург», 2004 год

  после спуска на воду подводной лодки «Санкт-Петербург»

  подводная лодка класса «Лада» проекта 677

  ходовая рубка субмарины класса «Лада»

Субмарины класса «Лада» стали намного тише своих предшественников. Эту особенность они получили благодаря высокотехнологичному антигидроакустическому покрытию корпуса. Также подлодки оснащены новейшими сонарами, которые находятся в передней части, по бортам корабля и один буксируется за кормой.

Подводная лодка класса «Лада» оснащена воздушно-независимым двигателем. Благодаря топливным элементам, которые позволяют обогатить кислородом дизельную силовую установку, система AIP повышает автономность субмарины до 45 суток и увеличивает дальность плавания до 500 миль.

На сегодняшний день на вооружение подводного флота России поступила пока одна подводная лодка класса «Лада» под названием «Санкт-Петербург» заложенная в 1997 году. Торжественный спуск на воду состоялся в ноябре 2004 года. К концу 2013 года «Адмиралтейские верфи» планируют вести в эксплуатацию еще три подводные лодки подобного класса, кили которых уже заложены на стапелях предприятия. В 2011 году запланирован спуск на воду субмарины «Кронштадт», в 2012 году «Петрозаводск», а в 2013 году «Севастополь».

Особый интерес к классу подводных лодок «Лада» проявляют иностранные державы Китай, Индия и Иран. Для этой цели был разработан похожий, так называемый экспортный вариант этого класса подводных лодок. Он получил название «Амур» и номер проекта 1650. Они предназначены исключительно для зарубежных коллег и отличаются лишь требованиями заказчика и условиями эксплуатации. Субмарины имеют водоизмещение от 700 тонн и длину 46 метров «Амур-550» и самая большая из них водоизмещением 2600 тонн и длиной 68 метров «Амур-1850».

«Адмиралтейские верфи» является государственной компанией и специализируется на разработке и производстве надводных кораблей и подводных лодок для военно-морского флота, а также модернизации судов коммерческого флота.

С 1910 года на предприятии было создано около 300 подводных лодок, 41 из которых атомные подводные лодки, а также 68 глубоководных аппаратов. На долю компании приходится 15 процентов мировых продаж в области подводного кораблестроения.   подводная лодка класса «Лада»

История

Головной корабль класса « Санкт-Петербург» был спущен на воду в октябре 2004 года и приступил к ходовым испытаниям в ноябре 2005 года. Подводная лодка была передана ВМФ России в апреле 2010 года. Еще два судна строились на Адмиралтейских верфях, и их планируется спустить на воду. от четырех до шести подводных лодок к 2015 году. ВМФ России установил потребность в восьми подводных лодках класса «Санкт-Петербург».

Однако в ноябре 2011 года ВМФ России решил, что подводные лодки этого класса не будут приняты на вооружение, так как головная лодка во время испытаний не соответствовала требованиям. Головная лодка была оставлена ​​в качестве испытательного судна для экспериментов с различными системами. Строительство остальных лодок этого класса было заморожено.

27 июля 2012 года главком ВМФ России объявил о возобновлении строительства подводных лодок класса «Санкт-Петербург», претерпевших серьезные конструктивные изменения. В 2013 и 2015 годах были переделаны еще две лодки, и ввод в эксплуатацию ожидался в 2017 и 2018 годах.

20 сентября 2018 года на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге спущена на воду первая серийная подводная лодка этого класса — Б-858 Кронштадт .

Индонезия когда-то заявляла о своей заинтересованности в приобретении двух подводных лодок класса «Санкт-Петербург», но сделка сорвалась до 2010 года из-за проблем с финансированием.

В июне 2017 года ВМФ объявил о планах заказать еще две подлодки класса «Лада», а контракт на постройку был подписан в июне 2019 года в ходе Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019». Еще одна подлодка была заказана в августе 2020 года, во время Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020», при этом некоторые предполагали, что все шесть подводных лодок в настоящее время заказаны, или, альтернативно, до шести из возможного общего количества лодок класса Lada , возможно, в конечном итоге будет задействован на Балтийском флоте .

Подводная лодка проекта 677 «Лада» — фото с парада в Санкт-Петербурге

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Рональд Рейган — авианосец США

Пересвет — броненосец российского императорского флота

Джордж Буш — авианосец США

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Подводные лодки тип «Карп»

Тип «Осётр» — подводные лодки

Боевое и учебное применение

До сих пор в составе флота находилась лишь одна субмарина проекта 677 – «Санкт-Петербург». Использование её было исключительно опытным – проводилась отработка различных бортовых систем и оборудования. При этом было обнаружено огромное количество самых разных недоработок. Достаточно сказать, что после передачи подводной лодки заказчику выяснилось, что на борту полностью отсутствует гидроакустический комплекс – установлены только внешние антенны.

Мореходность корабля из-за плохо работающей силовой установки не позволяла осуществлять выходы из порта в условиях шторма и значительного волнения. Нарекания вызывали и многие другие узлы и агрегаты. В течение последующих лет большинство из обнаруженных дефектов были устранены, но и сегодня репутация у «Санкт-Петербурга» не блестящая.

В апреле эта субмарина выполнила испытательный запуск крылатой ракеты – почему-то непосредственно из базы. Несмотря на успешное поражение цели, состояние подводной лодки и степень её боеготовности по-прежнему под вопросом.

Подводная лодка «Кронштадт» перед участием в военно-морском параде в Петербурге

Следующий корабль в этой серии, «Кронштадт», спущен на воду и проходит цикл испытаний. В июле 2020 года эта подводная лодка принимала участие в военно-морском параде в Петербурге.

Тактико-технические характеристики подводных лодок 677 «Лада»

Тип корабля……………..многоцелевая ДЭПЛСкорость (надводная)……………..10 узловСкорость (подводная)……………..21 узелРабочая глубина погружения……………..250 мПредельная глубина погружения……………..00 мАвтономность плавания……………..45 (30 для «Амур-950») сутокЭкипаж……………..35 (21 для «Амур-950») человекВодоизмещение надводное……………..1 765 (1 150) тВодоизмещение подводное……………..н/дДлина наибольшая (по КВЛ)……………..66,8 (58,8) мШирина корпуса наиб………………7,1 (5,65) мСиловая установка ГЭУ с полным электродвижением…….ДГ с двигателями Д49; ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)Торпедно-минное вооружение…….6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 минРакетное вооружение……УВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»ПВО……………..ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ЗУР в ТПК

«Лада» для ВМФ: Россия будет развивать неатомные подводные силы

Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин класса «Лада» с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой будет активно развивать неатомные подводные силы.

Такой вывод можно сделать из заявлений представителей главного командования ВМФ и кораблестроительной отрасли ОПК, сделанных в среду в Санкт-Петербурге.

Очень большая серия

В первый день работы Восьмого международного военно-морского салона МВМС-2017, проходящего в Санкт-Петербурге с 28 июня по 2 июля, заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что дизель-электрические подводные лодки типа «Лада» станут основным проектом для российских неатомных подводных сил; серия этих субмарин «будет очень большой»; модернизация проекта 677 предполагает оснащение подводных кораблей анаэробными (воздухонезависимыми) энергетическими установками.

Генеральный директор санкт-петербургских «Адмиралтейских верфей», строящих субмарины класса «Лада», Александр Бузаков уточнил, что четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.

Неатомный ответ Америке

По его мнению, это будет российским ответом на посыл США о развитии направления, связанного с американскими неядерными вооружениями.

Он отметил, что сейчас в ВМФ России морские и океанские задачи успешно решают дизельные подводные лодки класса «Варшавянка» проектов 636.3 и 877.

По его словам, благодаря опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга», в проект внесены существенные изменения.

Он уточнил, что если анаэробную силовую установку, которая разрабатывается в России уже довольно давно, удастся поставить на субмарины проекта 677, то «Лады» могут не всплывать значительно дольше «Варшавянок», которые набивают аккумуляторы каждые сутки.

Перспективная «Лада»

Российские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 677 типа «Лада» относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Они предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ», торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами «Игла».

Надводное водоизмещение корабля — около 1,8 тысячи тонн. Глубина погружения — до 350 метров. Максимальная скорость подводного хода — более 20 узлов (один узел — 1852 метра в час). Численность экипажа подлодки составляет немногим более 30 человек.

Головная субмарина серии — «Санкт-Петербург» — была заложена на «Адмиралтейских верфях» Северной столицы в 1997 году; после передачи ВМФ в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 — «Кронштадт» — заложен в 2005 году, третий — «Великие Луки» — в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году. Контракт на постройку до 2025 года четвертой и пятой субмарин серии для ВМФ России планируется заключить в ближайшее время.

До двух недель без всплытия

Подлодки типа «Лада» первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых — увеличение скрытности лодки.

Субмарина получает возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса «Варшавянка» вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных методом получения водорода: в самой установке предусмотрено его «изъятие» в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», где создают полномасштабный действующий образец — модернизированный вариант подводной лодки типа «Лада».

ВНЭУ также будут устанавливаться на субмаринах проекта 677 типа «Амур», предназначенных для иностранных заказчиков.

Это должно значительно повысить экспортный потенциал производимых в России боевых подводных кораблей.

Трудный проект

В настоящее время прорабатывается вопрос размещения новейшей дизельной подводной лодки, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Это первая серийная субмарина проекта 677 «Лада». После приема в состав ВМФ корабль останется на Балтийском флоте. Хотя не исключено, что он совершит переход и пополнит состав Северного флота. Ранее сообщалось о том, что «Кронштадт» направят на Тихий океан. Но, по словам собеседников издания, пока от такого решения отказались.

В марте этого года Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов заявил, что в ближней перспективе флот получит две лодки проекта 677 — «Кронштадт» и «Великие Луки». В планах построить еще две. Решение о дальнейших закупках, по его словам, примут по итогам практической эксплуатации серийных образцов.

Контракт на постройку третьей и четвертой серийных субмарин Минобороны заключило с «Адмиралтейскими верфями» два года назад. Но его практическая реализация пока не началась. Гендиректор предприятия Александр Бузаков заявил, что и в этом году новые подлодки проекта «Лада» заложены не будут. Как и все предыдущие, строить их планируется не с перспективной воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), а с обычной дизель-электрической.

«Лады» приоритет

Подводная лодка «Кронштадт» проекта 677 («Лада»)

Фото: Global Look Press/MOD Russia

Пока в составе ВМФ находится только головная подлодка «Санкт-Петербург», построенная в 2010-м. В прошлом году после многолетней эксплуатации на Северном флоте ее перевели в Кронштадт на техобслуживание и модернизацию.

Готовящаяся к передаче флоту в 2022 году первая серийная субмарина — «Кронштадт» — была заложена почти 16 лет назад и строилась по усовершенствованному проекту. По сравнению с «Санкт-Петербургом» на ней усовершенствовали навигационную систему и установили более тихую и мощную электродвигательную установку. Также добавили возможность применять крылатые ракеты «Калибр» из торпедных аппаратов. Такие же изменения будут внедрены и на «Великих Луках» — лодка пока еще не спущена на воду.

По заявлениям разработчиков, из-за новых технических решений заметность «Лад» уже ниже, чем у серийно строящихся сейчас дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 «Варшавянка». После установки воздухонезависимой энергоустановки их шумность окажется ниже фонового уровня в море. То есть обнаружить их будет практически невозможно.

— Сегодня на Балтийском флоте у нас в строю находится фактически только одна лодка «Дмитров», построенная в 1980-е годы, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Год назад туда была направлена еще «Санкт-Петербург», но она всё это время стоит в Кронштадте. Очевидно, там есть необходимость в новых субмаринах. Они нужны в том числе для обеспечения испытаний надводных кораблей, в частности их противолодочного оборудования. Бывало, для этих целей в акваторию приходилось перегонять лодки Северного флота.

«Лады» приоритет

Подводная лодка «Дмитров»

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

По словам эксперта, Северный флот тоже нуждается в новых многоцелевых подводных лодках. Там несут службу несколько субмарин проекта «Варшавянка», которые уже далеко не новые. Но на Балтике этот вопрос стоит острее, отметил Дмитрий Болтенков. В последние годы другие государства региона, в том числе входящие в НАТО, активно развивают свои подводные силы. Поэтому, по его словам, вывести Балтийский флот на новый уровень было бы весьма актуально.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств. Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.