Законодательство об административных правонарушениях: структура федерального и регионального законодательства

Содержание

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить: 

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть: 

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Кодекс Томской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях.
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ

Виды административных правонарушений

В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности. В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

показать содержание

Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

показать содержание

Следующий комментарий к статье 1.2 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 1.2 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, во-первых, защита от административных правонарушений, а во-вторых, предупреждение данного вида правонарушений. Предметом защиты является группа общественных отношений, складывающаяся между физическими лицами, предприятиями, учреждениями, с одной стороны, и органами исполнительной власти по поводу использования прав различными субъектами общества (гражданами, организациями), осуществления различных видов деятельности.

2. Законодательство об административных правонарушениях направлено на защиту установленного порядка (организации) осуществления физическими и юридическими лицами их прав. Поэтому Особенная часть комментируемого Кодекса, предусматривающая ответственность за конкретные виды правонарушений, делится в зависимости от характера и природы нарушаемых организационных процедур. Она содержит разделы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике и т.д. В основе данного деления лежит однородность организационно-управленческих норм, защита которых и выступает в качестве важнейшей задачи законодательства об административных правонарушениях.

Специфика науки административного права

Определение 2

Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства

Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства

В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права. Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права: 

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права. 

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Задачи законодательства об административных правонарушениях. Основные принципы производства по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Все административные правоприменительные процессы должны проходить в установленные сроки КоАП РФ (см. ст. 4.8 КоАП РФ).

Основными принципами производства по делам об административных правонарушениях являются следующие:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении;
  • разрешение его в соответствии с законом;
  • презумпции невиновности;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Принцип объективности. Выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела.

Принцип гласности. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, защиты чести и достоинства указанных лиц.

Принцип законности. Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Презумпция невиновности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип обеспечения исполнения вынесенного постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

Превентивно-предупредительный принцип призван выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но и вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представления о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Принцип возможности всем участникам производства по делам об административных правонарушениях выступать на родном языке. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

показать содержание

Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие:

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Нормативные и ненормативные акты

Главным документом законодательства РФ об АП является нормативный правовой акт.

Определение 1

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы, обязательные к исполнению, охватывающие неопределенный круг лиц, неоднократно применяемые, действующие вне зависимости от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Существуют и ненормативные акты. Они принимаются административным органом или должностным лицом, например, постановление по делу об административном правонарушении, и применяются индивидуально.

Определение 2

Индивидуальный правовой акт – это акт, который не содержит правовых норм и представляет собой односторонние волевые действия государственного органа исполнительной власти.

Он касается, изменения или прекращения обязанностей лица, установления публичных правомочий лица (свидетель, эксперт), изменения или прекращения имущественных правомочий (подозреваемый, нарушитель).

И те, и другие акты обязательны для исполнения.

Ограничение прав и свобод при административных правонарушениях

В Конституции РФ сказано, что права и свободы нарушителя ограничиваются федеральным законом для того, чтобы обеспечить интересы государства и гражданина в нем. КоАП ограничивает деятельность лиц, вина которых установлена и административное наказание назначено, а также подозреваемых лиц, к ним применяются меры пресечения.

Нарушители имеют имущественные обременения, а также наказания, которые ограничивают права неимущественного характера. К имущественным обременениям относятся административный штраф и конфискация. При назначении административного ареста ограничивается право на неприкосновенность и свободу личности. Право на законное осуществление экономической деятельности ограничивается при дисквалификации, административного приостановления деятельности. Неимущественные права ограничиваются сроком наказания. Имущественные обременения не зависят от процессуальных сроков и заканчиваются принудительным изъятием имущества нарушителя в денежной форме или в форме имущественного материализованного объекта.

Замечание 2

Административный штраф наиболее распространенный из всех видов наказаний. Об этом свидетельствуют предельные размеры штрафа, который может быть взыскан с граждан, должностных лиц, юрлиц. Штраф устанавливается и применяется только в соответствии со статьями закона.

Это касается всех административных наказаний, поскольку они ограничивают права нарушителя (даже предупреждение). Целью любого наказания является публичная превенция – обеспечение безопасности для общества. Ограничение прав нарушителя – это следствие применения любого наказания.

Федеральные законы имеют подзаконные акты, где детализированы предписания. В некоторых случаях выпускаются ведомственные акты правоохранительных органов.

Отдельные полномочия делегируются органами исполнительной власти другим публичным органам, отсюда возникает нормотворчество. В качестве примера можно привести Приказ МВД России от 6.06.2000 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».

Процессуальная часть КоАП касается ведомственного регулирования. Здесь определены полномочия должностных лиц, федеральных служб, реже агентств и министерств, которые могут возбуждать дело об АП, составлять протокол и осуществлять иные процессуальные действия. Список должных лиц утверждается руководителем. В актах ведомственного характера устанавливаются должностные лица, которые могут применять меры административного пресечения. Применение этих мер: доставления, задержания, личного досмотра, часто связано с принуждением лица.

Замечание 3

То есть осуществление принудительных , властных действий, которое должно производится лицом, определенным ведомственным актом, применительно к лицу, чья вина в совершении проступка еще не определена постановлением. Такие меры пресечения применяются должностным лицом, наделенным полномочиями правоохранительного органа. К ним относятся должностные лица внутренних войск МВД, пограничных органов, таможни, органов уголовно-исполнительной системы, госнаркоконтроля.

Осуществление принудительных властных действий вытекает из обязанности правоохранительных органов обеспечивать государственную, общественную, экономическую, экологическую безопасность. Такие органы подчиняются непосредственно Президенту РФ. Есть ведомства, которые подчинены Правительству РФ. Например, Минприроды России, ФАЛХ (Россельхоз) контролируют соблюдение лесного законодательства и его должностные лица могут принудительно доставлять физическое лицо в целях составления протокола об административном правонарушении наряду с должностными лицами правоохранительных органов.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

  • Ответы к билетам по административному праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.09 Мб

    Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Надзор органов прокуратуры. Понятие, принципы и характерные черты государственного управления. Понятие и характерные черты

  • Ответы на вопросы к зачету по административному процессу России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.05 Мб

    1. Законодательные основы админ. ответственности. 2. Правила назначения административных наказаний. 3. Основания освобождения от административной ответственности. 4. общая хар-ка производства по

  • Экологическое право РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Формы взаимодействия общества и природы. Уголовная ответственность за экологические преступления (характеристика признаков составов). Понятие, причины и проявление экологического кризиса; пути

  • Ответы на экзамен по арбитражному процессу РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.14 Мб

    Арбитражные суды в судебной системе РФ. Задачи судопроизводства в арбитражных судах. Законодательство об арбитражных судах. История хозяйственной юрисдикции в России. Система Арбитражных судов в РФ.

  • Ответы на экзамен по Гражданско — процессуальному праву РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.26 Мб

    1. Право на судебную защиту и доступность правосудия по гражданским делам. 2. Понятие, предмет и метод гражданского процессу­ального права. 3.Значение гражданского процессуального права в современный

  • Ответы на вопросы к экзамену по земельному праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб

    Земельное право как отрасль права, отрасль науки, учебная дисциплина. Предмет и метод земельного права. Земля как часть природной среды, объект собственности и хозяйствования. Объекты земельных

  • Ответы к госэкзамену по Теории государства и права | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

    1. Общая характеристика ТГП как науки, ее объект, предмет и функции. 2. Объект и предмет теории государства и права: понятие, общая 3. Методы и методология теории государства и права: различные 4.

  • Таможенное право Республики Беларусь | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.19 Мб

    1. Предмет, методы и принципы таможенного права. Система таможенного права. ТП 2. Характеристика таможенных правовых отношений. 3. Нормы таможенного права. Таможенное законодательство в таможенном

  • Ответы к экзамену по налоговому праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.45 Мб

    1. Налоги и сборы как источники государственных доходов. Роль налогов. 2. Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты. 3. Функции налогов и налогообложения. 4. Виды

  • Ответы к экзамену по экологическому праву РБ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.16 Мб

    Понятие, предмет и метод экологического права (ЭП). Принципы ЭП. Система ЭП. ЭП – как комплексная отрасль права: соотношение ЭП с другими отраслями права; соотношение международного права окружающей

Комментарий к статье 1.2 КоАП РФ

1. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, во-первых, защита от административных правонарушений, а во-вторых, предупреждение данного вида правонарушений. Предметом защиты является группа общественных отношений, складывающаяся между физическими лицами, предприятиями, учреждениями, с одной стороны, и органами исполнительной власти по поводу использования прав различными субъектами общества (гражданами, организациями), осуществления различных видов деятельности.

2. Законодательство об административных правонарушениях направлено на защиту установленного порядка (организации) осуществления физическими и юридическими лицами их прав. Поэтому Особенная часть комментируемого Кодекса, предусматривающая ответственность за конкретные виды правонарушений, делится в зависимости от характера и природы нарушаемых организационных процедур. Она содержит разделы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике и т.д. В основе данного деления лежит однородность организационно-управленческих норм, защита которых и выступает в качестве важнейшей задачи законодательства об административных правонарушениях.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

  • Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

  • В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

  • КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

  • Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

  • КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.