Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)

Содержание

Кто должен проходить проверку знаний по охране труда?

Процедуру проходят все сотрудники организации, включая руководителей и индивидуальных предпринимателей. Перед проверкой для всех работников и специалистов проводится подготовка в различных форматах:

  • инструктажи,
  • изучение безопасных методов и приемов выполнения работ;
  • курсы по ОТ для руководителей и специалистов.

Частота проведения

Инструктаж Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ Обучение по охране труда руководителей и специалистов
При приеме на работу, далее в 3- или 6-месячный срок в зависимости от вида работ Не реже 1 раза в год. Частота проверок для рабочих профессий прописана в нормативных актах, некоторые из них (обычно связанные с повышенным риском) проходят проверку раз в полгода Первичная проверка проводится в течение месяца после приема на работу, а далее не реже одного раза в три года

Специалисты по ОТ, работники органов исполнительной власти, госнадзора и контроля, преподаватели по охране труда (при стаже в соответствующей должности от 5 лет) могут проходить первую проверку знаний требований охраны труда через год после устройства на работу и далее раз в три года.

Некоторые обстоятельства могут стать поводом для дополнительного обучения персонала и внеочередной проверки:

  • изменение законодательства;
  • обновление оборудования или технологических процессов;
  • предписание гос. органов при выявлении ими нарушений требований ОТ или несчастном случае;
  • прерывание сотрудником стажа работы в своей должности более чем на один год;
  • при его назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
  • после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по ОТ.

Как оформляются результаты проверки знаний по охране труда?

При инструктировании

Делается запись в соответствующем журнале

При обучении безопасным методам и приемам выполнения работ

Оформляются удостоверение и протокол проверки знаний требований охраны труда, вносится запись в журнале

При обучении по охране труда руководителей и специалистов

Оформляется протокол, выдается удостоверение

Плюсы нашего учебного центра

Компетенции фирмы уже оценены рейтингом RAEX, который включил SRG-ECO в первую десятку российских консалтинговых компаний в области управления персоналом

Обладает подтвержденным опытом в обеспечении безопасности условий труда ведущих компаний

Личная ответственность за результат своей работы перед партнерами, коллегами и отраслью в целом

Компания располагает собственной аккредитованной испытательной лабораторией

Учебный центр SRG имеет лицензию Департамента образования г. Москвы на ведение образовательной деятельности (регистрационный номер №038633 от 17 августа 2017 г.) и работает в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также мы внесены в реестр Минтруда РФ на предоставление услуг по охране труда под № 3108 от 21.20.2013. Мы специализируемся в области охраны труда с 2007 г. и за этот период заслужили доверие ведущих компаний на российском рынке: «Ростелеком», «Лукойл», «Русгидро», «Мегафон» и др. Обращаясь к нам, вы не несете никаких материальных рисков. Наша ответственность застрахована на 30 млн руб. Впрочем, мы ни разу не воспользовались данной услугой: все выпускники наших курсов успешно проходят проверки на знание требований ОТ. 

К нам обращаются представители крупного, среднего и малого бизнеса. Пройти обучение по охране труда можно из любой точки страны. Стоимость курса зависит от выбранной программы и количества слушателей. Чем больше обучающихся, тем ниже стоимость в расчете на человека. Став нашим постоянным клиентом, вы сможете получить скидки до 15 %. Чтобы подробнее узнать о наших услугах, оставьте заявку на нашем сайте или позвоните нам по телефону в Москве +7 (495) 260-11-47.

Сроки выполнения контроля

Обучение и проверка знаний по охране труда

Определенные сроки выполнения проверки удостоверений по охране трудовой деятельности и наличия у специалистов необходимых компетенций устанавливаются согласно их уровню:

  • рабочие обязаны проходить процедуру контроля усвоенного материала с предоставлением удостоверений не позже месяца с даты трудоустройства. Впоследствии организовывать повторную проверку знаний охраны труда и обучение необходимо каждый год;
  • работники инженерных специальностей и руководящие сотрудники проходят образовательные мероприятия и контроль не позже, чем в течение 3 месяцев с даты начала работы. В дальнейшем повторное обучение по программе реализуется для них каждые три года.

Кто проверяет знания охраны труда?

Проверяет знания специально созданная комиссия по охране труда внутри компании, это могут быть руководитель организации, его заместители, технический директор, главный инженер, специалисты по охране труда, лица, отвечающие за состояние охраны труда, которые прошли обучение по охране труда в специальных учебных центрах. Кстати, вы знаете без какого документа обучение по охране труда невозможно? А мы знаем и расскажем Вам более подробно об этом документе в этой статье.

После прохождения обучения такие специалисты и руководители имеют право обучать работников и проверять знания охраны труда работников, не отвечающих за организацию работы по охране труда. Комиссия по проверке знаний создается приказом руководителя организации и должна состоять минимум их трёх человек.

МИНТРУД РЕКОМЕНДОВАЛ РАБОТОДАТЕЛЯМ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено прохождение всеми работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями — индивидуальными предпринимателями, обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

В этой связи Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Минобрнауки России и Роспотребнадзором разработана 36-часовая программа обучения «Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни».

Программа рекомендована Минтрудом России для работодателей и организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Программа состоит из нескольких учебных модулей, в том числе: «Профилактика наркологических расстройств», «Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте», «Основы здорового питания», «Основы иммунопрофилактики. Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения».

Обучение по данной Программе будет способствовать формированию у граждан мотивации для ведения здорового образа жизни, решению задач по укреплению здоровья населения, и, как следствие, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний.

Виды проверки знаний

Как и виды обучения, различают два вида проверки:

  • очередная;
  • внеочередная.

Очередная проверка проводится как минимум раз в три года. А внеочередную проводят при возникновении одного из обстоятельств:

  • когда вносят изменения или вводят новые требования в законодательные акты, касающиеся требований охраны труда;
  • когда вводят в эксплуатацию новое оборудование;
  • при изменениях в технологических процессах;
  • когда работника переводят на другую должность;
  • при выявлении нарушений, либо недостаточных знаний в области охраны труда по требованию контролирующих органов;
  • после несчастного случая или аварии на производстве;
  • если перерыв в работе сотрудника составляет более года.

Главной целью проведения внеплановых проверок является обеспечение сотрудников компании актуальными знаниями в вопросах охраны труда, а как следствие избежание непредвиденных ситуаций на производстве. Особенно важным это является для рабочих специальностей.

Как правильно организовать и провести инструктаж на рабочем месте

Чтобы правильно организовать проведение инструктажа на рабочем месте, нужно разработать перечень локальных нормативных актов.

Первый шаг – разработка программы инструктажа. Она должна быть адаптирована к конкретной профессии. Разберем последовательность создания программы на примере профессии бетонщик 2-го разряда.

Согласно ЕТКС по этому разряду работник должен знать:

  1. приемы подачи бетонных смесей в конструкции;
  2. способы:
  • насечки бетонных поверхностей;
  • приготовления бетонных смесей вручную;
  • разборки бетонных и ж/бетонных конструкций вручную;
  • разборки опалубки простейших конструкций.

Все эти работы производятся на определенном оборудовании. Сотрудник использует ручной, пневматический, электрифицированный инструменты. Работа проводится по технологическому регламенту и выполняется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

  1. Приемы разборки бетонных и ж/бетонных конструкций вручную.
  2. Способы приготовления бетонных смесей вручную.
  3. Правила ухода за бетоном.
  4. Способы разборки опалубки простейших конструкций.
  5. Знание:
  • конструкции оборудования, инструмента;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • технологии работы бетонщика;
  • локальных нормативных документов;
  • содержания инструкций по охране труда;
  • правил применения СИЗ, простейших способов проверки их работоспособности и исправности, а также тренировок по их применению.

Второй шаг. К каждой теме программы руководитель подразделения должен подготовить вопросы для проведения инструктажа.

Программу и вопросы для проведения инструктажа на рабочем месте необходимо:

  1. Согласовать со специалистом по охране труда.
  2. Утвердить у конкретного работодателя.

Третий шаг. Создание стандарта (регламента) методов, приемов, действий руководителей, которые будут проводить инструктаж. В нем необходимо установить несколько правил для проведения инструктажа, к примеру:

Правило № 1 – опрос только устно.

Правило № 2 – инструктаж закончен тогда, когда инструктируемый ответил на все поставленные вопросы.

Правило № 3 – при опросе cпрашивать: как надо сделать, как нельзя выполнять?

Правило № 4 – вести учет ответов на вопросы – сдал/не сдал.

Правило № 5 – оценить действия руководителя для подготовки лиц, показавших неудовлетворительные знания.

Учет ответов на вопросы можно вести в специальном журнале. Он может выглядеть так:

При этом удовлетворительные ответы помечаются знаком «+», а неудовлетворительные знаком «–».

Ответы инструктируемого на подготовленные вопросы и отметки в журнале помогут получить картину о профессиональной квалификации работников. Это даст возможность руководителю подразделения увидеть и понять, какие дополнительные меры обучения должны быть приняты, чтобы работники освоили разделы программы, ответы на которые получили отрицательную отметку. Поэтому последнее правило должно быть разработано наиболее подробно.

Обучение и проверка знаний требований охраны труда представителей рабочих профессий

Все только что принятые сотрудники, а также те, кто переходит на другую работу или имел перерыв в трудовом стаже больше года, должны в течение первого месяца пройти инструктаж. Кроме того, обучение по охране труда входит в курс подготовки и переподготовки рабочих, включено во все программы повышения квалификации.

Для тех, кому предстоит работать с вредными и (или) опасными условиями труда, должно быть предусмотрено обучение с последующей стажировкой и сдачей экзаменов, а также – периодическая переподготовка и переаттестации.

Кроме того, для представителей рабочих профессий работодатель обязан организовать проведение ежегодного обучения по безопасным методам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим при авариях и несчастных случаях. Такое же обучение должно быть предусмотрено для новичков при приеме на работу.

За организацию проверки знаний по теме охраны труда (а также навыков безопасной работы) отвечает руководитель: организует регулярные тестирования, а также периодическое обучение с последующей аттестацией (не реже 1 раза в 3 года, если иное не предусмотрено ЛНА предприятия), устанавливает их порядок и формат, выбирает методику.

Создание комиссии по охране труда:

После того, как Руководитель организации или уполномоченное им лицо выбрало членов комиссии, необходимо подтвердить это документально, а именно:

  • создать и утвердить приказ об организации охраны труда;
  • создать и утвердить приказ о возложении обязанностей ответственного по охране труда на одного из специалистов;
  • разработать положение об охране труда;
  • разработать должностные инструкции работников службы охраны труда;
  • утвердить перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Это весьма трудоемкий процесс, и вероятность допустить ошибки в документах или вовсе разработать не те документы достаточно высока, поэтому рекомендуем доверить все заботы нашей организации.

Для кого необходимо

Категории служащих, которые должны проходить обязательное обучение, указаны в нормативном документе, который известен как «Постановление 1/29, порядок обучения по охране труда»:

  • руководители и их заместители, непосредственно курирующие указанные вопросы на предприятии;
  • заместители главных инженеров по охране труда;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников;
  • руководители, специалисты, работники инженерно-технических служб, которые руководят, организуют и проводят работы на рабочих местах, в производственных подразделениях, а также специалисты, осуществляющие контроль и технический надзор за проведением данных работ;
  • педагогические работники, преподающие соответствующие дисциплины в учебных заведениях разного уровня;
  • специалисты органов власти, отвечающие за ОТ;
  • члены комиссий по проверке знаний обучающих организаций.

Кто подлежит проверке?

Проверке знаний требований охраны труда подлежат ВСЕ работники организации, независимо от специфики их деятельности. Время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности, является рабочим временем (ст. 91 ТК РФ), то есть работодатель не имеет права привлекать работника к прохождению проверки знаний требований ОТ в выходной или праздничный день, исключительным случаем может быть письменное согласие работника на проверку знаний в выходной день. Если работник не пройдет обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда в установленное время, то в силу ст. 76 и ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан отстранить его от работы.

Письмо Минтруда России от 11.10.2016 № 15-2/ООГ-3609 «По вопросу обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»Обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности

В этой связи организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь документ, подтверждающий право осуществления образовательной деятельности (лицензию на осуществление образовательной деятельности, с указанием подвида дополнительного образования), выданный в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

Кроме того, Минтруд России разъясняет, что:

  • проведение инструктажей по охране труда является одной из форм обучения по охране труда (проведение инструктажей не может подменять другие виды и формы обучения, например, периодическую проверку знаний требований охраны труда);
  • все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте;
  • проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения обучения по охране труда работниками организации в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Статус документа

Постановление № 1/29, подготовленное совместно специалистами двух профильных министерств, действует в России с 2003 года. За период, прошедший с момента его вступления в силу, в него однажды вносились изменения, также согласованные обоими ведомствами: они были зафиксированы в совместном приказе от 30 ноября 2016 года N 697н/1490. В результате последняя редакция документа гармонизирована с требованиями всех основных нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны труда персонала в России, включая:

  • Конституцию РФ;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, посвященный проблеме страхования работников от несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний;
  • другие нормативные документы.

Кем в организации утверждаются программы обучения по охране труда

Инструктаж по технике безопасности труда и обучение по охране труда руководителей и специалистов проводятся в интересах обеих сторон трудовых взаимоотношений. Законами России установлено, что необходимо прохождение обязательного специального обучения по охране труда специалистами и руководителями. Предусмотрен и контроль качества полученных знаний, то есть их проверка.

На скрине показан фрагмент Порядка обучения по ОТ, в приложении к статье — документ полностью.

На основании этого федерального акта субъекты РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать дополнительные требования по обучению охране труда в подведомственных им организациях. Текст документа может стать ориентиром для разработки локальных нормативных актов по обучению охране труда на предприятии.

Утверждается такой внутренний нормативный акт в предусмотренном в организации порядке, например, советом директоров или собранием учредителей (участников). Полномочия разработки и принятия документов по охране труда могут быть делегированы исполнительным органам компании. При их разработке нужно учитывать необходимость дальнейшего согласования с представительными органами.

Письмо Минтруда России от 21.10.2016 № 15-2/ООГ-3728 «О внеочередной проверке знаний требований охраны труда»

По мнению Минтруда России работодатель сам определяет, чьи знания по охране труда проверить «вне очереди»

Внеочередная проверка знаний проводится, например, когда появляются, изменяются или дополняются нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Минтруд России указал: организация может в локальном нормативном акте определить порядок проверки и список работников, которые должны ее пройти.

Объем и порядок внеочередной проверки знаний определяет работодатель. Согласно Порядку обучения по охране труда, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, такие вопросы должен решать тот, кто инициировал проверку. А при изменении нормативных требований охраны труда это делает именно работодатель.

Минтруд России допускает, что пройти внеочередную проверку знаний работникам удастся в организации. Работодатель может своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Обычно результат проверки оформляется протоколом. Ведомство указало, что это правило нужно соблюдать и при внеочередных проверках.

Если сотрудник не прошел необходимую проверку знаний требований охраны труда, его нельзя допускать к работе. За нарушение этого запрета работодателю-юридическому лицу грозит штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб.

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);√ права и обязанности работника;√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).

Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.

Также советуем почитать:

  • Разработка инструкций по охране труда
  • Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях
  • Охрана труда на предприятии: документы и их учет
  • Удостоверение по охране труда нового образца 2021 года

РАБОТНИК ДОЛЖЕН РАСПИСАТЬСЯ ЗА ИНСТРУКЦИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ВЫДАВАТЬ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКАМ НУЖНО ПОД РОСПИСЬ. НО РАБОТОДАТЕЛЬ САМ ОПРЕДЕЛЯЕТ, ГДЕ РАСПИШЕТСЯ РАБОТНИК (ПИСЬМО МИНТРУДА ОТ 15.09.2016 № 15–2/ООГ-3318).

Работодатель обязан обеспечить сотрудникам безопасность на рабочих местах (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). Для этого нужно:

— разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда;

— иметь под рукой нормативные акты по охране труда со спецификой компании.

Как разрабатывать инструкции и нормативы — сказано в Методических рекомендациях (утв. постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80). Там же приведены формы двух журналов (приложения № 9, 10). В одном работодатель учитывает инструкции, в другом — кому их выдал.

Но контролеры не вправе требовать от работодателя, чтобы он следовал этим рекомендациям. Раз это не нормативный акт, вести журналы не обязательно. Только вот выдавать инструкции по охране труда нужно под роспись. Работодатель сам определяет, в каком документе работник будет расписываться.

Вопросы и проклятия в адрес разработчиков проекта Порядка обучения по охране труда

Согласно пункту 5 «обучение по охране труда осуществляется в следующих видах» и далее идёт сноска на абзац 7 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации. Учитывая тот факт, что 10 раздел ТК РФ тоже будет обновляться с 1 сентября, то непонятно, что курил автор когда делал отсылку.

В подпункте а) пункта 6 какие-то инструменты, практики и процессы: «обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда, включающие в себя инструменты и практики организации функционирования процессов охраны труда». Что это за инструменты, практики, процессы?

По задумке авторов проекта, когда у вас возникает непредвиденная работа, не соответствующая трудовым функциям работников, мир должен замереть и не дышать, т.к. прежде чем допустить работников к выполнению не свойственных для них работ, вам необходимо будет написать программу целевого инструктажа по охране труда:

Далее по тексту проекта про целевой инструктаж будут ещё странности, но это вы уже сможете посмотреть в WORD-файле (странные и непонятные места промаркированы).

В подпунктах 11 пункта авторы проекта вводят свои понятия, не установленные тем же Трудовым кодексом, например такие как: производственные службы (служба главного инженера, служба главного технолога, служба главного энергетика); непроизводственные департаменты, службы; непроизводственные структурные подразделения (отдела, сектора); первичные трудовые коллективы и так далее и тому подобное. При этом в конце ехидно добавляют «и др». Что дррр? Не знаю, может они гуглили и брали эти понятия из википедии.

В 12 пункте авторы проекта идут дальше. Знайте и вы, что если трудовая деятельность отдельных категорий работников, связана с небольшим количеством опасностей и обусловлена эксплуатацией офисной техники (ПЭВМ, копировально-множительная техника, бытовые приборы), то обучение по охране труда может не проводиться. Смотрите на глазок, что у вас-то небольшое количество опасностей, поэтому можно и не проводить, и так сойдёт.

В пункте 44: Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проводится в строгом соответствии с Программами обучения, требования к которым представлены в разделе V Порядка. Листаем до раздела V и видим: V. Организация проведения стажировки по охране труда.

В пункте 45 вы наконец-то получите ответ на то, где и как проходить обучение по охране труда: «в специализированных обучающих организациях (далее — внешние обучающие организации)» или «в корпоративных учебных центрах, специализированных структурных подразделениях и местах подготовки работников (далее — внутренние учебные центры)».

А из пункта 46 узнаете, что требования к внешним обучающим организациям и внутренним учебным центрам, устанавливается сферическим конём в вакууме, ну в смысле ведомством в сфере охраны труда.

Пункт 53 без комментариев:

По решению работодателя для отдельных видов работ, в том числе спасательных работ, должны быть предусмотрены периодические стажировки в виде регулярных тренировок и (или) учений. Это пункт 60. В общем если у вас отдельные виды работ, то проводите стажировку. Всё понятно.

Далее предлагаем скачать и самостоятельно посмотреть проект в формате MS WORD, в котором моя помощница по развитию официальных групп и Telegram Светлана Подберезина промаркировала халям-балям авторов проекта — Скачать проект (WORD)

И ещё раз напоминаем, что если ничего не предпринимать, то получим такой вот «понятный» Порядок обучения по охране труда на последующие 6 лет. Представьте, что приняли этот Порядок и вам предстоит по нему работать. Уж лучше сейчас потратить время на .

Продолжение следует …

Обучение и проверка знаний по охране труда с привлечением комиссии

Формирование аттестационной комиссии осуществляется на основании специального приказа директора компании. Ее состав зависит от того, в каком типе учреждения реализуется программа проверки компетенций сотрудников в рассматриваемой области:

  • если контроль проводит компания-работодатель, в состав комиссии входят директор предприятия, сотрудники администрации. Кроме того, в члены комиссии необходимо включить экспертов по охране труда и глав подразделений, где трудятся обучающиеся. Членами органа могут стать и участники профсоюза;
  • если контроль осуществляет аккредитованное учреждение, выполнявшее обучающие мероприятия, в комиссию входят ее директор и преподаватели. При наличии согласования по этому вопросу программа проверки знаний может осуществляться при участии дополнительных членов комиссии. Например, это могут быть специалисты надзорных органов и проч.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.