Датчанина шокировала проплывшая под ним русская подлодка. видео

Содержание

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по размеру подводные лодки (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Поколения АПЛ

Отсчет поколений атомных подводных лодок начался с окончания Второй мировой войны, когда активно началась гонка вооружений между СССР и США в рамках холодной войны. Вторая мировая война показала всему миру, насколько эффективным может быть этот класс техники.

Первое поколение

Первое поколение атомоходов затрагивает период с 1945 по 1960 гг. Данное время характерно тем, что тогда в основном использовались технологии, которые были наработаны во время войны, в частности, Советским Союзом, Германией и США. Подлодки того периода оборудовались несовершенными в техническом плане энергетическими установками, которые в использовании были крайне нестабильными и небезопасными. Срок работы атомного реактора между его перезарядкой не превышал 5 лет.

Развитие подлодок СССР в первом поколении

Советские субмарины первого поколения изначально создавались для массового производства, в отличие от США. Они были вооружены крылатыми и баллистическими ракетами, а также торпедами. В большинстве своем все подлодки того периода имели в своем составе два атомных реактора вместе с турбинами.

Это обстоятельство с одной стороны повышало скорость и надежность кораблей, но с другой стороны – увеличивало шумность. Основной недостаток ядерных реакторов первого поколения подлодок – высокая протяженность трубопроводов первого контура, из-за чего часто возникали протечки, а это приводило к загрязнению и аварии на подлодке. Электрическая и энергетическая система кораблей первого поколения была сделана на постоянном токе.

Советские корабли первого поколения, благодаря своим конструктивным техническим особенностям имели гораздо больший запас плавучести, чем американские корабли того же периода. Из-за этого обстоятельства атомоходы СССР могли оставаться на плаву, даже если были затоплены два отсека. Примеры советских кораблей первого поколения: подлодки проектов 627, 627А и 659.

США в первом поколении

Первыми серийными американскими АПЛ стали лодки под названием «Скейт». Они были созданы в 1957-1959 гг. Американские подлодки первого поколения характеризовались наличием на них одного атомного реактора и нахождением на них двух линий вала.

В энергетических и электрических системах использовался переменный ток, который производился от установленных на атомных подлодках автономных турбогенераторов.

Второе поколение

Второе поколение охватывает период 1960-1975 гг. Технологический и научный прогресс позволил субмаринам во втором поколении стать полностью автономными и подводными. Уже по несколько месяцев атомоходы могли находиться под водой.

Развитие гидроакустики в 1960-е гг. привело к тому, что носовая часть подлодок стала более вытянутой. Кормовые торпедные аппараты ушли в прошлое, так как тогда появились самонаводящиеся торпеды.

СССР, второе поколение

Проектированием подлодок этого поколения занимались Ленинградское ЦКБ-16 и Горьковское СКБ-112. Ядерные реакторы второго поколения были в основном водо-водяными. Мощность их не превышала 90 МВт. Период перезарядки был до 8 лет.

Применение новых подлодочных парогенераторов, которые уже стали изготавливаться в виде интегрального блока, позволило значительно уменьшить протяженность первого контура, а также увеличило безопасность и надежность энергоустановок, работающих на ядерном топливе. Примеры субмарин Советского Союза второго поколения: атомоходы «Навага» (проект 667 А) и «Мурена» (проект 667 Б).

США, второе поколение

В этот период, в США окончательно стали серийно и массово производить атомные подлодки, чего не наблюдалось в первом поколении. В основном выпускались многоцелевые АПЛ и лодки с баллистическими ракетами. Пример многоцелевых лодок: АПЛ «Трешер/Пермит».

Третье поколение АПЛ

Развитие третьего поколения подводных лодок началось в 1980-х гг. Атомоходы данного поколения отличались от предыдущего своим большим водоизмещением, а также лучшей обитаемостью и вооружением.

Впервые на подлодках третьего поколения стали использовать специализированное оборудование для радиоэлектронной борьбы. Советские атомоходы этого времени отличались тем, что в качестве основного материала для производства лодок использовался титан.

Четвертое поколение атомоходов

Субмарины четвертого поколения на 2021 г. – самые современные АПЛ. Главное техническое отличие атомоходов от предыдущего поколения – использование водометных двигателей и широкое применение при строительстве различных звукопоглощающих покрытий нового типа. Благодаря этому, атомные подлодки современного типа стали гораздо тише, обнаружить их в открытом море стало сложнее.

Атомная подлодка «Князь Владимир»

12 июня сайт Министерства обороны оповестил о том, что новая подводная лодка России «Князь Владимир» принята в состав Главного флота РФ.

В качестве основы для построения подлодки использовался 955А «Борей-А». Ее назвали в честь великого князя Владимира, при котором происходило крещение Руси. Все работы, связанные со строительством начались давно, если в 2009 году был создан корпус, но датой официальной церемонии закладки субмарины принято считать 30 июля 2012 года. 17.11.17 года ее спустили на воду, а спустя 3 года, приняли в состав ВМФ, в частотности Северного флота Российской Федерации.

Основные технические и тактические преимущества субмарины

Атомный корабль, как и другие подводные лодки России 2020 года, был создан по передовым технологиям и с учетом современных знаний ученых и кораблестроителей. Экипаж владеет навыками и умениями, которые приобрел благодаря обучению по новым программам. Успешные испытания позволяют с уверенностью сделать вывод, что подлодка готова к эксплуатации.

«Князь Владимир» является четвертой по счету атомной подлодкой проекта «Борей». Основными отличительными особенностями субмарины выступают:

  • отличные маневренные характеристики;
  • эффективная система управления вооружением;
  • низкая шумность;
  • способность погружения на глубину до 400 м;
  • продолжительность автономного плавания – 3 месяца.

Такие технические характеристики позволяют скрыть лодку от противолодочной авиации врага. Более того, скрытность поможет незаметно выйти на необходимую позицию и запустить ракеты.

Экипаж состоит из 107 человек. Не смотря на внушительные габариты субмарины, управление довольно легкое – она оснащена бортовой информационной управляющей автоматизированной системой, благодаря которой любые задачи в сфере управления кораблем выполнять намного легче.

Вооружен ракетами «Булава»

Отдельного внимания заслуживает вооружение подлодки. «Князь Владимир» содержит шесть аппаратов с торпедами калибра 533 м и шестнадцать ракет «Булава». В каждой из последних имеется шесть ядерных блоков, поэтому наведение позволяет поражать цель на расстоянии 10 тыс.км. Вероятное отклонение всего лишь от 120 до 350 м. Аналитики считают, что атомоходы такой категории – один из значительных компонентов ядерной триады Российской Федерации и важный фактор глобального сдерживания. Поэтому, противник вряд ли будет ожидать ракетных ударов такой силы.

На ядерной энергии

Ударные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
627 Кит , 645 Кит-ЖМТ Ноябрь

14

Второе поколение

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
671, 671Б, 671К, 671Р Ёрш Виктор I 16
671RT Виктор II 7
671RTM Щука Виктор III 26
Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
705, 705K Лира Альфа 7
945 Барракуда Сьерра I 2
945A Кондор Сьерра II 2
685 Плавник Майк 1 Рекордная глубина погружения 1020 метров (3350 футов)

Четвертое поколение

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
971 Щука-Б Акула 15
Проект 885 (Ясень) Северодвинск 2 Планируется 12

Ракетные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
Эхо I 5
Эхо II 29

Второе поколение

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
661 Анчар ( Анчар , упас ) Папа 1 Самая высокая скорость, когда-либо зарегистрированная для подводного транспортного средства — 44,7 узла.
667АТ Груша ( Груша , груша ) Янки Нотч 4
667M Андромеда ( Andromeda , созвездие ) Янки с коляской 1
670 Скат ( Скат , скат ) Чарли I 11
670М Скат-М ( Скат-М , луч ) Чарли II 6
Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
949 Гранит ( Гранит , гранит ) Оскар I 2
949А Антей ( Антей , Антей ) Оскар II 11

Четвертое поколение

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
885 Ясень ( Ясень , ясень ) Северодвинск 2 Планируется 12

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Второе поколение

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
667А Навага , 667AУ Налим ( Навага ; Nalim , налим ) Янки I 34
667 Навага-М ( Навага-М ) Янки II 1
667Б Мурена ( Мурена , угорь ) Дельта I 18
667БД Мурена-М ( Мурена-М , угорь ) Дельта II 4
667БДР Кальмар ( Кальмар , кальмар ) Дельта III 14
667БДРМ Дельфин ( Дельфин , дельфина ) Дельта IV 7

Четвертое поколение

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
955 Борей ( Borei );
Борей 5
Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
1910 Кашалот ( Кашалот , кашалот ) Униформа 1
977.4 Аксон ( Аксон ) Янки Под 1
Янки Стретч 1
09780 Аксон-2 ( Аксон-2 ) Янки Большой Нос 1
20120 Сарган ( Сарган или Саров ) Саров 1

Проблемы и ограничения эксплуатации дизельных субмарин

Внешний вид и разрез современной дизель-электрической ПЛ проекта 677 «Лада»

Такая конструкция ограничивает возможности дизельных лодок: снижает скорость, время автономной работы. Кроме того, корпус дизельных лодок не позволяет достигать скоростей свыше 50 км/ч.

Аналогично, принципиальная конструкция ограничивает рост габаритов лодки и её грузоподъемность, защиту. А косвенно — и глубину погружения.

Сегодня дизельные субмарины работают только в прибрежной зоне с малым удалением от берега, хотя ещё во времена Второй Мировой войны он бороздили океаны.

Атомный реактор принципиально изменил эксплуатацию подводных судов из-за огромной мощности и буквально неограниченного запаса энергоносителя, что привело к гонке подводного вооружения и появлению двух школ кораблестроения.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

ТТХ АПЛ России проекта 955А «Борей-А»


АПЛ «Князь Владимир»

Водоизмещение: над водой 14720 т, под водой 24800 т.

Размеры (длина х ширина х осадка): 170 х 13,5 х 10 м

Силовая установка: атомный реактор ОК-650В мощностью 190МВт, паровая турбина, один гребной вал

Скорость: под водой 30 узлов, над водой 15 узлов

Экипаж: 107 чел., из них 55 офицеров (по др.источникам 130 чел.)

Вооружение: 16хР-30 «Булава» БРПЛ, 6х533 мм ТА (по данным американских источников 8 ТА)

Для справки:

12 июня 2020 г. – на АПЛ «Князь Владимир» поднят Андреевский флаг ВМФ России.

3 июля 2020 г. – АПЛ «Князь Владимир» прибыла в пункт постоянной дислокации, ГВМБ СФ Гаджиево.

17 июля 2020 г. – в Северодвинске спущен на воду второй корабль проекта «Борей-А» АПЛ «Князь Олег».

По материалам esut.de

Где строят и проектируют подводные лодки в России

Крупнейший судостроительный комплекс России это конечно же завод АО “ПО “Севмаш”.Хвалить его работы можно бесконечно, ведь именно он выпустил в морские глубины монстра, который является самым быстроходным, самым глубоководным и самым тихим кораблем страны. 

Большой цикл строительства и различных испытаний падает на долю данного завода. Атомные энергетические установки вылетают оттуда как горячие пирожки, развивая защиту нашей страны. 

Севмаш

Лидирующий завод, который активно использует в своей работе многолетний опыт и современный подход  к производству. Трудовой коллектив имеет возможность реализовывать наукоемкие проекты за счет высокотехнологичного оборудования. Основными его направлениями является:

  • техника для добывания нефти и газа;
  • судостроение;
  • изготовление технической продукции для промышленности (нефть, газ, машиностроение);
  • утилизация, ремонт и модернизация кораблей;
  • проектирование новых субмарин.

Как уже было сказано выше, этот завод создал самые популярные субмарины “золотая рыбка” и “Комсомолец”.

Адмиралтейские верфи

Еще одно популярное место где строят подводные лодки в России. Завод сам по себе довольно молодой, открытие его состоялось 12 лет назад. При этом, используя опыт своих предшественников, инженеры выпускают мощные плавучие конструкции не атомного типа.

Адмиралтейские верфи модернизируют суда гражданского и военного назначения и активно сотрудничают с другими странами, предлагая свои услуги и продукцию. Завод находится во второй столице Санкт-Петербурге. 

Специалисты гордятся выпуском своих ледоколов, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом. 

ЦКБ МТ “Рубин”

Завод можно смело назвать мировым лидером в активном развитии кораблестроения. Более 120 лет развивается их деятельность, постоянно улучшая качество готовых конструкций. Производство обширное, выпускаются дизельно-электрические и атомные подводные лодки. В их деятельность входит:

  • научно-исследовательская деятельность в кораблестроении;
  • изготовление ледостойких платформ;
  • гарантийный ремонт и модернизация субмарин;
  • судостроение.

Данное вооружение активно используется в морском флоте, для учений и показательных выступлений. При этом оно также активно используется и в промышленных целях и для военной защиты

СПМБМ “Малахит”

Ведущее конструкторское бюро в России, которое выпускает в свет проекты морской техники, как стандартного вида, так и с атомной установкой. Испытания, которые проводятся на заводе, позволяют с точностью до мелочей воспроизводить поведение судна под водой, исключать возможные опасности и поломки.

Высшей точкой их производство стала первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором. 

На сегодняшний день проецирование не стоит на месте, внедрение современных технологий позволяет изготавливать безопасные и маневровые подводные лодки как для промышленных целей, так и для защиты от нападений с других стран.

Центр судоремонта “Звездочка”

Если предыдущие заводы активно специализируются на строительстве подводных машин, то “Звездочка” является их основным доктором. Конструкторы активно работают над модернизацией и ремонтов подводных кораблей, переоборудуют их для длительного дальнейшего использования.

Помимо этого, в центре активно развита утилизация старых кораблей, что может позволить себе не каждое предприятие. Заниматься подобным можно только в специально оборудованном помещении, без вреда окружающей среде. Также, на заводе идет активное производство корабельных двигателей и моторов. 

Виды подводных лодок

Атомная подводная лодка, проект 941 «Акула», способна погружаться на глубину до полукилометра и нести боевую вахту в течение 6 месяцев

Подлодки принято разделять на отдельные виды, различающиеся вооружением и конструкцией. Каждое такое судно предназначается для выполнения конкретной задачи.

В основе военно-морского флота Российской Федерации находятся подлодки четырех видов:

  1. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
  2. Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
  3. Ударные дизельные электрические подлодки.
  4. Атомные подлодки с крылатыми ракетами.

Россия известна тем, что она строит для себя подводные лодки всех основополагающих классов.

Атомные ПЛ

Атомные субмарины принято оснащать торпедами и крылатыми ракетами.

Основная задача АПЛ (атомных подводных лодок) заключается в уничтожении подводных, береговых и надводных объектов, которые представляют угрозу.

Наиболее мощной субмариной данного типа считается «Щука-Б». Это проект 971.

В общей сумме Россия располагает 11 атомными подводными лодками. Они размещены в пределах Тихоокеанского и Северного флотов. 5 из них вынужденно отправлены на проведение ремонтных работ.

Одной из наиболее интересных эксперты считают историю подлодки атомного типа К-152 «Нерпа». Она была запланирована для России в 1991 году, но определенные трудности вызвали срыв сроков ее завершения. В 2004 году был подписан договор о достраивании субмарины и ее передаче флоту Индии. Но добиться выполнения этого плана удалось лишь к 2012 году.

Вкратце стоит пройтись по наиболее значимым подводным лодкам, для которых характерен такой тип, как атомный:

  • Проект 949А «Антей». В планах было строительство 18 данных лодок. Но получить удалось всего 11 из-за наличия ряда финансовых трудностей. На данный момент не функционируют 3 из них. Еще одна была уничтожена летом 2000 года.
  • Проект 945 «Барракуда». Было построено всего 4 таких судна. Данный проект также дал жизнь судам Б-239 «Карп» и Б-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них сейчас находятся на стадии ремонта.
  • Проект 671РТМК «Щука». В ВМФ насчитывается 4 такие подлодки. В скором будущем все они закончат свою работу и отправятся на заслуженный покой.

В 2014 году был поднят флаг на еще одной подлодке такого типа. Речь идет о К-560 «Северодвинск». Также в мероприятии принял участие проект 885 «Ясень». До 2020 года планируется строительство еще 8 подобных субмарин, которые будут оснащены ракетами.

Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)

«Варшавянка»: водоизмещение около 2400 тонн, экипаж 52 человека

Современные подводные лодки РФ включают в себя дизельные субмарины. Их созданием начали заниматься еще в 80-е годы. На тот момент был выпущен проект 877 «Палтус».

За несколько последних лет построили еще несколько вариаций «Палтуса», за счет чего удалось успешно модифицировать устаревшую версию.

Проект 877 положил начало созданиюнового проекта 636 «Варшавянка». Морской флот России уже успел пополниться рядом таких субмарин. Одними из первых были погружены в воду «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».

Американская и советская школа кораблестроения

Первая атомная подводная лодка Советского Союза «Ленинский Комсомол»

Появление реактора на борту подводной лодки поставило перед разработчиками 3 задачи: увязать возможности реактора с возможностями лодки, обезопасить экипаж и придумать новые способы применения.

Уже первая атомная подводная лодка СССР К-3 «Ленинский комсомол» получила сигарообразный корпус с минимальной верхней палубой и обтекаемую рубку, напоминающую плавник морского животного.

Корпус американского «Наутилуса» похож на дизельных предшественников: заокеанские коллеги изменили внешнюю конструкцию немного позже, использовав наработки эксплуатации первого подводного атомохода.

На этом фоне появилось четкое разделение путей развития АПЛ: американский и советский.

Первая атомная подводная лодка США USS Nautilus

К моменту запуска «Наутилуса» у инженеров США был готов атомный реактор, поэтому они создавали лодку вокруг реактора. Доказанная надежность позволила использовать одну основную силовую установку, дополненную дизельными агрегатами.

Агрегаты заводов Советского Союза создавались в спешке, поэтому К-3 строилась с дублированием силовой установки. Одновременное проектирование агрегатов и самого судна позволило «элегантнее» разместить экипаж и оборудование.

В дальнейшем это привело к принципиальному отличию: у атомных субмарин США всегда один реактор. Российские и советские строились как с одним, так и с двумя реакторами — в зависимости от размеров судна и его назначения.

Подводное кораблестроение России

Старт развитию подводного флота был положен в 1904 году. И с самых первых дней наблюдалась положительная динамика, так как инженеры проектировали модели высокого уровня, даже для того времени. В то же время не запускалось и линейное кораблестроение, так как предпочтение по тем временам все таки отдавалось им.

Конструкторы смогли разработать более трехсот моделей подводных машин, большая половина которых изготавливалась из металлического корпуса и применялась в защите береговой линии. 

Все развитие подводного флота Российской Федерации можно поделить на четыре главы, каждая из которых внесла свою лепту для мировой державы: 

  • первый этап продлился до окончания первой мировой войны, срок его составлял чуть больше 14 лет и за это время было изготовлено 68 подводок;
  • второй этап стартовал после десяти лет затишья, но имел большой прорыв. Конструкторы смогли создать 206 подлодок и еще 95 единиц были в разработке;
  • третий этап порадовал не только количеством, но и качеством подводного судостроения. Создатели разработали 20 больших судов, 215 средних и 30 малых подводных лодок;
  • четвертый этап подарил миру первую атомную подводную лодку. Теперь они стали более прочными, внедрилось большое количество оружия на судно высокого качества, что значительно увеличило защиту водного пространства.

На вопрос, где делают подводные лодки в России, можно смело ответить что Северодвинск, а также Балтийские и Черноморские заводы брали на себя основную нагрузку кораблестроения. Помимо этого есть небольшие филиалы, каждый отвечающий за определенную нишу в данной сфере. 

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Эксплуатация атомных подводных лодок

Сухой док для обслуживания АПЛ типа «Огайо»

Появление атомных подводных заставило пересмотреть применение и ремонт подобных типов судов: их подводная часть имеет неподходящие для обычных портов габариты, а реакторы опасны.

Учитывая, что большая часть задач связана с длительным скрытным применением у берегов вероятного противника, поход так же должен начинаться в потайном месте — иначе лодки можно будет отслеживать с начала пути.

Аналогичные рассуждения, необходимость защиты АПЛ от вероятного удара противника, необходимость защиты окружения от возможных проблем с реакторами/вооружением привели к появлению уникальных закрытых баз размером с мегаполис.

Схема подземной базы атомных подводных лодок в Балаклавской бухте

Первая появилась в Балаклавской бухте, заняв собой колоссальную площадь отдельными помещениями, связанными туннелями и каналами: ракеты отдельно, боеголовки отдельно, лодки отдельно.

Ремонт — так же в спецзонах, так как 1-3 поколению лодок требовалась не только замена топлива, но и замена активной зоны реактора. Аналогичные комплексы были созданы уже над водой для каждого океанского флота: в Северодвинске, в Заполярье, в бухте Чажма.

АПЛ США повезло больше: военно-морская база Кингс-Бей вместила всю необходимую инфраструктуру, включая учебные центры и заводы по модернизации в одном месте с погодными условиями, исключающими проблемы во время ремонтных или погрузочных работ.

Российская база подводных лодок

Специализированные базы используются только для длительных остановок АПЛ, ремонта и погрузки ядерных материалов. Все остальное время атомные субмарины снабжаются с плавучих причалов (СССР), судов снабжения (Россия и США), оставаясь почти все время в открытом море.

Современные многоцелевые лодки часто используют обычные военно-морские порты для короткого базирования, уходя на специальные базы только при необходимости — вероятность радиоактивного загрязнения среды при их эксплуатации низкая.

От чего зависит автономность АПЛ?

Атомные подводные лодки и суда сопровождения

Появление ядерного реактора и увеличение объема корпуса подводных лодок после появления атомного реактора на борту позволили кратно в сравнении с дизельными субмаринами увеличить полезную нагрузку.

Вместе с тем — и длительность автономного хода. Считается, что продолжительность автономного похода, как называется одиночное плавание АПЛ, может достигать полугода: примерно столько занимает задача патрулирования берегов вероятного противника.

Причем многие из современных АПЛ до половины этого времени способны находиться под водой. И весь срок не пополнять запасы ни с берега, ни с судов поддержки.

Тем не менее, средний срок похода подводного флота всех государств составляет около 2-3 месяцев.

В зоне отдыха АПЛ проекта 941

Из них не менее четверти времени проходит в надводном состоянии, и не менее половины — в прямой близости с кораблями огневой поддержки и судами снабжения, которые объединяются с АПЛ в единую боевую (патрульную/учебную) группу.

Срок похода ограничивается исходя из опыта эксплуатации, на котором основан запас питания, фильтров для получения пресной воды и чистого воздуха.

Дело в том, что основной сдерживающий фактор длительных автономных походов АПЛ — психологический. Человеку слишком тяжело долгое время находится в замкнутом пространстве узким коллективом.

Кроме того, плавание атомной субмарины требует постоянного контроля и множество типовых работ, расслабляться некогда. В противном случае существовали бы суда, годами находящиеся под водой.

«У нас кризис»

Тем временем официальный Париж продолжает высказывать своё возмущение решением Канберры. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что над новой сделкой по субмаринам, судя по всему, работала лишь небольшая группа людей.

«В проект соглашения, инициированного США и Австралией, была посвящена небольшая группа людей. Я даже не уверен, что все члены австралийского и американского правительств знали об этом», — сказал Ле Дриан в интервью телеканалу France 2.

По его мнению, подобные шаги недопустимы в отношении стратегических союзников. «С альянсами так не играют

С такой грубостью и непредсказуемостью не относятся к важному партнёру, каковым является Франция», — подчеркнул Ле Дриан

В связи с этим он допустил, что нынешняя ситуация скажется на обсуждении будущей стратегии НАТО. Тем более что с 1 января 2022 года Франция станет председателем Совета ЕС.

«По просьбе президента республики (Эммануэля Макрона. — RT) НАТО начало обсуждение основ альянса. На предстоящем саммите НАТО в Мадриде будет представлен итог разработки новой стратегической концепции. Очевидно, что произошедшее должно иметь отношение к её определению, — сказал министр. — Но в то же время Европа должна обзавестись собственным стратегическим компасом. Франция возьмёт этот вопрос под свою ответственность в первом полугодии 2022 года».

  • Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан

О том, что детали оборонительного соглашения AUKUS между США, Австралией и Великобританией могли быть согласованы фактически за спиной у Франции, сообщила британская газета Sunday Telegraph. По её данным, помогал заключать сделку Доминик Рааб, занимавший на тот момент пост главы МИД Великобритании. Газета отмечает, что министр тогда не внял предупреждению о возможном негативном влиянии соглашения на отношения с Парижем и Пекином.

«Детали были проработаны на июньском саммите G7 в Карбис-Бэй без ведома президента Франции. Относящиеся к сделке документы получили от правительства Великобритании статус «совершенно секретно», а обсуждения велись в комнатах заседаний кабинета министров», — утверждает издание.