Первая плавучая атомная станция в мире введена в строй. в россии

Где будет использоваться

В основном малые станции используются в военной, космической и других узкоспециальных сферах. Российские энергетики Росатома планируют использование таких установок не только в нашей стране, но и за рубежом. По прогнозам, плавучие электростанции позволят решить проблемы энергоснабжения и пресной воды в удаленных районах Южной Америки, Африки и многих азиатских регионов. ПАТЭС «Академик Ломоносов» станет наглядным примером и обоснованием целесообразности использования подобных систем.

Закладка автономного энергоблока произошла в 2007 году на машиностроительном предприятии «Севмаш» оборонного значения, находящегося в Архангельской области, в г. Северодвинск. Окончание основных работ планировалось на 2010 год. Однако сроки выполнения неоднократно переносились и в августе 2008 года создание станции было поручено АО «Балтийский завод» города Санкт-Петербурга. Уже в мае следующего года на предприятие был доставлен первый реактор КЛТ-40с, а второй – в августе того же года.
В ноябре 2018 года сотрудниками концерна «Росэнергоатом» успешно запущен реактор на плавучей установке. В данный момент весь комплекс был отбуксирован в Мурманск для заправки его ядерным топливом. Одновременно запланировано проведение комплексных испытаний во всех возможных режимах с целью подтверждения технических и эксплуатационных характеристик. На 2019 год плавающая станция будет доставлена на Чукотку, где конечным пунктом определен населенный пункт Певек.

В самом Певекском порту, где будет располагаться плавающая электростанция, сооружаются специальные объекты гидротехнического назначения, молпричал, обозначены границы береговой площадки и других мест, обеспечивающих безопасное пребывание комплекса и работу энергетического моста.

Плавучая ядерная установка придет на смену технически устаревшим Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. После подключения к местным электрическим сетям, она приобретет статус наиболее приближенной к северу электростанцией в мировой практике. Возможности комплекса позволяют легко снабдить электричеством город с населением до 100 тысяч жителей.

«На базе российских технологий»

Станция оснащена двумя водо-водяными реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые могут вырабатывать 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии. ПАТЭС может обеспечивать электричеством и теплом населённый пункт, где проживают около 100 тыс. человек.

КЛТ-40С был разработан специалистами АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) специально для «активного освоения удалённых территорий», богатых полезными ископаемыми: нефтью, газом, углём, золотом, железной рудой, редкими металлами. Также реактор может выступать источником энергии для предприятий перерабатывающей отрасли.

Также по теме

Полярный автопром: какими возможностями обладают новейшие арктические вездеходы России

В России создана линейка многофункциональных вездеходов, способных эффективно преодолевать самые сложные участки арктической местности…

В материалах «ОКБМ Африкантов» говорится, что в сложных природно-климатических условиях расходы на передачу энергии могут в несколько раз превышать стоимость её производства. Однако КЛТ-40С решает данную проблему благодаря низким капитальным и эксплуатационным затратам. Срок службы энергоблока составляет 40 лет. После его завершения предусмотрена утилизация.

Важным преимуществом реактора, как отмечает разработчик, является высочайший уровень безопасности. Он устойчив к авариям, отказам, пожарам, ошибкам персонала, динамическим и ударным нагрузкам. Кроме того, эксплуатация КЛТ-40С исключает токсичные выбросы и загрязнение атмосферы. Радиационное воздействие на окружающую среду ограничено долями процента от уровня естественного фона.

Проектирование «Академика Ломоносова» осуществлялось ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург). Станция была построена на АО «Балтийский завод» в Северной столице. В мае 2018 года ПАТЭС была отбуксирована в Мурманск, где состоялась загрузка ядерного топлива.

Как сообщает «Росатом», «Академик Ломоносов» выполнен «на базе российских технологий атомного судостроения» с учётом опыта эксплуатации ядерных установок на отечественных ледоколах. Водоизмещение станции составляет 21 тыс. т, длина около 140 м, ширина — 30 м, осадка — 5,6 м.

  • Буксировка «Академика Ломоносова» из Мурманска

Конструктивно станция состоит из плавучей платформы, отдалённо напоминающей ледокол, гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку в акватории, и объектов береговой инфраструктуры площадью 1,5 гектара. Они необходимы для передачи энергии населённым пунктам и предприятиям.

В настоящее время специалисты «ОКБМ Африкантов» и «Айсберга» создают новое поколение ПАТЭС, который будет более компактным и мощным, чем «Ломоносов». Станция будет оснащена двумя водо-водяными реакторами типа РИТМ-200M, которые способны генерировать около 100 МВт. Водоизмещение  плавучей АЭС составит 12 тыс. т,  длина около 110 м, ширина — 25 м.

Этапы строительства

Может показаться парадоксальным, но первой страной (и пока единственной), которая стала эксплуатировать плавучие атомные станции, стали США. Во время войны во Вьетнаме с целью увеличения пропускной способности Панамского канала на борту транспортного судна Sturgis (тип Liberty) был установлен легководный реактор МН-1А мощностью 10 МВт. Эта мобильная АЭС эксплуатировалась в зоне Панамского канала с 1968 по 1975 год, но сама идея в дальнейшем не получила развития, в том числе из-за больших эксплуатационных издержек и высокого уровня требований к персоналу, а также к безопасности. Проекты создания специальных коммерческих ПАТЭС, которые в 70-х разрабатывались при активном участии компании Westinghouse, так и не были реализованы.

Казалось бы, что на этом планы создания ПАТЭС будут окончательно забыты, чему формально должны способствовать инциденты с сухопутными АЭС в США («Три-Майл-Айленд») и СССР (Чернобыльская АЭС) и общее охлаждение интереса к атомной энергетике, имевшее место в 80–90-х годах.

Но несмотря на это, идея нашла свою вторую родину в России. Этому способствовала сложная ситуация с обеспечением энергоресурсами удаленных районов страны в Сибири и на Дальнем Востоке в начале 90-х, и для ее решения в 1993 году группа экспертов Министерства по атомной энергии (Минатома) высказалась в пользу создания реакторов мощностью 100–180 МВт, установленных на плавучих платформах.

К тому времени в СССР/России имелся значительный опыт использования компактных реакторов с водяным и жидкометаллическим теплоносителем на атомных подводных лодках, атомных крейсерах, ледоколах и лихтеровозах. К 2006 году суммарная наработка судовых и корабельных реакторов в СССР/России составляла порядка шести тысяч реакторолет, имелись хорошо отработанные и серийно производившиеся образцы судовых реакторов.

Нельзя не упомянуть и довольно большой советский опыт в области разработки малых реакторов для использования на гусеничном шасси и авиационной платформе. Наконец, Министерство обороны СССР в лице инженерных войск в середине 80-х приступило к разработке ВАЭС (военная атомная станция). Планировалось построить мобильные электрические станции на автомобильном шасси, способные обеспечить быстрое развертывание войск в необжитых районах. Белорусская академия наук предложила проект ВАЭС на базе реактора с газовым теплоносителем, к 1988 году были даже построены два опытных экземпляра, однако их испытания завершились неудачно.

После этого Министерство обороны СССР поручило проведение дальнейших работ ВМФ, а головным по ВАЭС назначен ЦНИИ военного кораблестроения. К работе были также подключены организации Минсудпрома, Минатома и институты Академии наук СССР. Разрабатывались три типа ВАЭС: плавучий – с водой в качестве теплоносителя, на железнодорожном ходу – с жидкометаллическим теплоносителем и блочный – с водой в качестве теплоносителя. Однако развал СССР поставил крест на этих разработках.

Можно констатировать, что к 1990 году в России имелась практическая база для создания плавучей тепловой атомной электростанции.

Плавучий энергоблок

Плавучий энергоблок представляет собой плоскодонное несамоходное судно. Корпус его разделен переборками на отсеки. При затоплении двух смежных отсеков сооружение будет оставаться на плаву, не потеряв устойчивости и плавучести.

Водоизмещение плавучего энергоблока составляет 21,5 тыс. тонн, длина – 140 м, ширина – 30 м, осадка – 5,56 м, высота борта – 10 м, высота надстройки – около 30 м. Экипаж – вахта – 70 человек, всего три вахты. Предусмотрены администрация, технический персонал, охрана и береговая служба.

В энергоблоке размещены две реакторные установки КЛТ-40С и две паротурбинные установки ТК-35/38-3.4с.

В корпусе плавучего энергоблока размещаются также хранилища свежих и отработавших тепловыделяющих сборок, твердых и жидких радиоактивных отходов, автоматическая система управления, общесудовые системы и оборудование, жилые и служебные помещения.

Аналогов такого большого насыщения плавсредств потенциально опасными оборудованием и материалами не существует .

Все оборудование смонтировано на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, и плавучий энергоблок отбуксирован в Арктику на место размещения ПАТЭС.

Критика ПАТЭС


 Ну, а в конце добавлю немного негатива. Нельзя не отметить, что стоимость получения энергии с такой станции существенно выше, чем у стационарных аналогов. С критикой стоимости киловатта в 2007 году выступал даже министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Эту установку много критиковали, но ее все равно построили. Строительство не заморозилось.

Кроме этого, есть норматив обслуживания, который не позволяет станции быть единственным источником энергии в регионе. Согласно нормам, она должна раз в 12 лет на год уходить в ремонтный порт, где будут проведены необходимые регламентные работы и перезагружено топливо. Срок проведения таких работ составляет один год. Оставлять 100 000 человек без света на год нельзя. Возможно, эту проблему решит строительство новых станций, которые будут ратироваться и подменять друг друга, но пока говорить об этом рано. Хотя, обсудить это в нашем Telegram-чате можно.

Если для решения этой проблемы строить местную электростанцию, то тогда зачем нужна плавучая?

Выходит, ПАТЭС не так и хороши? Сложно сказать. Сначала надо решить некоторые вопросы, связанные с новой технологией. После этого все должно наладиться. Было бы неплохо получить новый источник энергии, пока мы не дошли до термоядерного синтеза в токамаках. Главное, чтобы это было безопасно.

Характеристики и предназначение ПАТЭС

Энергетическая установка станции обладает тепловой мощностью 140 гигакалорий в час, максимальной электромощностью 80 мегаватт и состоит из двух реакторов КЛТ-40С. Создателем и производителем реакторных установок суммарной мощностью 300 МВт является конструкторское бюро имени И.И. Африкантова. Основой станции является несудоходное судно с гладкой палубой, на котором располагаются реакторы и прочие конструктивные элементы. Протяженность судна составляет 144 метра, ширина – 30 метров, водоизмещение достигает объема 21,5 тысячи тонн.

Плавучая АЭС была разработана на базе серийной энергоустановки атомных ледоколов, эффективность которых была проверена в Арктике по результатам продолжительной эксплуатации. Станция предназначена для обеспечения электро- и теплоэнергией различных объектов, включая:

  1. Производственные предприятия.
  2. Газо- и нефтедобывающие комплексы.
  3. Портовые города.

Плавучая атомная электростанция оптимизирована для функционирования в труднодоступных местах на побережьях морей либо рек, расположенных на большом расстоянии от единых систем энергоснабжения. На территории России к таким местам относятся Крайний Север и Дальний Восток, нуждающиеся в доступных и эффективных энергоисточниках. Мощностей станции «Академик Ломоносов» будет достаточно для того, чтобы снизить сильную потребность в размещении теплоэлектростанций, которые необходимы с целью постоянного развития экономики и достижения качественных условий жизнедеятельности.

Для прибрежных районов территорий, где периодически наблюдается засуха, создан вариант плавучего атомного комплекса, который эксплуатируется для опреснения морской воды. За 24 часа непрерывного функционирования установка способна выработать от 40 до 240 кубометров чистой воды. Водоопреснительный комплекс способен работать по технологии обратного осмоса или с помощью многоступенчатых испарительных сооружений. Данный комплекс будет особенно полезен в странах Африки, а также в некоторых азиатских и европейских государствах, где наблюдается явный дефицит питьевой воды.

Судно как город

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов» – это огромный корабль с размером в 12-этажный дом и длиной в 144 метра. Его можно сравнивать с небольшим городом. На корабле вместо запутанных улиц есть лабиринты коридоров, вместо мэрии здесь находится центральный пост – именно с него осуществляется управления технологическими процессами. Вместо домов на корабле есть удобные одноместные каюты для персонала. Для руководящего состава еще предусмотрены кабинеты.

Также на этой плавучей АЭС находятся социальные объекты: библиотека, спортивный и тренажерный зал, сауна, а также специальный пресс-рум для общения с представителями прессы.

Всего на судне 96 членов экипажа, которые работают вахтовым методом по три месяца. Такая схема работы является стандартной и применяется на многих крупных судах, которые долгие месяцы находятся в море.

Мерзлотные инженерно-геологические условия

Площадка ПАТЭС занимает прибрежную акваторию и часть берега. В геологическом строении площадки преобладают многолетнемерзлые грунты, содержащие лед. В массиве многолетнемерзлые грунты обладают резко выраженной пространственной неоднородностью и изменчивостью вследствие неравномерного распределения в них подземных льдов. Многолетнемерзлая зона имеет почти сплошное распространение на суше. Под дном морей мерзлые грунты присутствуют под припайным льдом, на остальных участках они сохраняются небольшими островками.

Среди многолетнемерзлых грунтов встречаются участки немерзлых грунтов. Это зоны отрицательно-температурных рассолов (криопэгов). Свойства грунтов, сохраняющих не мерзлое состояние при отрицательной температуре в связи с повышенным засолением, количественно и качественно отличаются от свойств мерзлых грунтов. Зона криопэгов может подстилать многолетнемерзлую зону или переслаиваться с ней .

В большинстве случаев мерзлотные инженерно-геологические условия осваиваемых территорий отличаются чувствительностью к внешним техногенным воздействиям. При строительстве и других видах освоения, такие, казалось бы, незначительные техногенные воздействия, как снятие растительности, изменение мощности снежного покрова зимой, цвета поверхности, приводят к изменениям свойств и даже состояния грунтов .

Работа ПАТЭС, как и работа любой АЭС, будет сопровождаться образованием теплового поля, распространяющегося в глубь суши и морского дна. Под воздействием теплового поля будет происходить протаивание мерзлых грунтов. При этом они будут коренным образом изменять свои свойства, утрачивая высокие прочностные характеристики. Протаивание сопровождается и рядом криогенных процессов и явлений: термокарстовыми просадками поверхности, термоэрозией, быстрой солифлюкцией и т.д. . Все это приведет к ликвидации водоупора и фильтрации на поверхность суши или дна рассолов, являющихся сильноагрессивной средой для металла и бетона.

Вдольбереговые морские течения могут переносить тепло на значительные расстояния от ПАТЭС и воздействовать на состояние мерзлых грунтов других участков побережья.

За борт ПАТЭС будут непрерывно подаваться тысячи тонн подогретой воды. Очевидно, что в условиях низких температур воздуха в течение 8 – 9 месяцев в году вокруг ПАТЭС будет существовать постоянное парение (туманообразное испарение) . Как жить и работать в условиях постоянного парения? Это трудно представить. Парение отрицательно скажется на здоровье людей и состоянии атомных реакторов, а также других технических средств.

Для чего нужны плавучие атомные электростанции

На самом деле, если как следует разобраться, именно плавучая атомная электростанция является очень удобным средством производства энергии. Сейчас она стоит на месте и можно спросить, почему бы не построить там обычную станцию. Доля логики в таком вопросе есть, но ведь если где-то понадобится энергия, станцию можно транспортировать туда.

Даже не обязательно, чтобы потребитель находился на берегу. Можно просто протянуть высоковольтную линию и запитать даже удаленные объекты. Это все равно будет удобно. Особенно в условиях временного использования. Например, когда есть проблемы с электричеством после стихийного бедствия или просто ремонтных работ на местных электростанциях.

Так же такая станция очень пригодится для военных целей. Например, для обеспечения работы автономных противоракетных комплексов, до которых протянуть линию электропередач просто не получится. Когда объект будет передислоцирован, станция может отправиться за ним или переместиться для обеспечения энергией других мест.

Проще говоря, вариантов масса. Можно привести немного абсурдный пример с внешним аккумулятором для смартфона. Можно зарядиться от розетки, но что делать, если ее нет?

Примерная схема устройства ПАТЭС.

Особенности плавучей станции

Строительство плавучего энергоблока осуществляется в заводских условиях, благодаря чему удается минимизировать сроки и стоимость работ, с одновременным соблюдением всех требований к качеству. Стоимость первого энергоблока составила 16,5 миллиарда рублей с учетом расходов на возведение, покупку оборудования и береговых сооружений. Цена самого энергетического блока при этом составила 14,1 миллиарда рублей.

Любые затратные строительные работы на месте расположения станции исключены. При необходимости весь плавучий энергоблок можно транспортировать с одной локации на другую.

Обогащение топлива, используемого в оборудовании плавучей станции, не превышает максимального показателя, который был установлен с целью соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Таким образом, использование плавучих энергоисточников будет осуществляться с учетом международного законодательства во всех странах, включая развивающиеся. Согласно актуальным нормам безопасности, плавучая атомная станция проектируется с определенным запасом прочности, который превышает максимально возможные нагрузки. Корпус гладкопалубного судна и оборудование способны выдержать сильные удары волн, столкновения с сооружениями на побережье или с другими суднами.

Продолжительность эксплуатации плавучей станции составит не менее 36 лет. Между тремя двенадцатилетними циклами будет проводиться перегрузка активных зон реакторов. Ремонт энергетического блока и перегрузка топлива будут осуществляться при помощи действующих предприятий, специализирующихся на технологическом обслуживании атомных судов. После окончания срока службы энергетического блока он будет заменен новым, а старый отправят на утилизацию. В ходе эксплуатации и по завершении работы от плавучей энергетической станции «Академик Ломоносов» не останется опасных для человека и окружающей природы веществ.

Обслуживание

Что касается ремонта и перезагрузки топлива, то все эти операции выполняются в России с привлечением специализированных предприятий, занимающихся технологическим обслуживанием атомных судов. В их состав входят квалифицированные специалисты, а сами компании обладают необходимым оборудованием для обслуживания судов.

После того, как энергоблок отслужит 40 лет, он будет заменен на новый. Старый же блок возвращается на специализированное предприятие, где утилизируется. В результате от него не останется никаких опасных материалов и веществ, которые могли бы навредить окружающей среде и человеку.

Энергетические компоненты ПАТЭС

Вся энергетика станции условно состоит из двух частей или блоков – основного, ядерного и вспомогательного, неядерного.

Конструкция ядерного блока состоит из двух установок КЛТ-40с по 150 МВт тепловой мощности и двух паротурбинных установок. Величина электрической мощности одной ПТУ составляет 35 МВт. Они размещаются попарно относительно правого и левого борта, функционируют в независимом друг от друга режиме.

В упрощенном варианте работа ядерного блока осуществляется в следующем порядке:

  • Парогенератор реактора вырабатывает пар, поступающий затем в паровую турбину.
  • Турбина приходит в движение и передает крутящий момент электрическому генератору, вырабатывающему ток.
  • Отработанный пар поступает в теплообменник, обеспечивая отопление и горячее водоснабжение.

Предварительно в главном конденсаторе производится его конденсация холодной морской водой. Полученный конденсат специальным насосом закачивается в деаэратор, где из него удаляются растворенные газы, особенно кислород. Далее эта вода вновь закачивается в парогенератор реактора и происходит повторение предыдущего цикла.

В состав энергетического блока вспомогательного назначения входят резервные дизельные электростанции в количестве 4-х агрегатов по 800 кВт и аварийные установки по 200 кВт. Оборудование дополняет вспомогательная котельная установка.

Отходы

Экологи уверены, что Россия прикрывается проблемами энергоснабжения отдаленных регионов для постройки плавучих ядерных реакторов, которые в дальнейшем будут сдаваться в лизинг за границу. При этом есть большая вероятность, что обслуживание, в том числе и захоронение отработанного ядерного топлива, будет брать на себя также Россия. Уплывшая из Северодвинска баржа с ядерным топливом, вернется обратно через 40 лет в качестве большой мусорной ядерной свалки. Если поставить на поток производство таких АЭС, то очень скоро возникнет проблема с утилизаций отработанного топлива, а хоронить его будет сложнее, чем обычное топливо из наземных АЭС.

Что такое ПАТЭС

Если не усложнять, то плавучая атомная электростанция мало, чем отличается от той, что расположена на суше за исключением опоры, на которой она построена.

ПАТЭС состоит из плавучего энергоблока, береговой инфраструктуры для выдачи электрической и тепловой энергии потребителям, а так же гидротехнических сооружений, которые отвечают за безопасную стоянку в акватории.

Сам энергоблок имеет не меньше, а даже больше степеней защиты, так как потенциально на него может быть больше воздействий и инженеры постарались все предусмотреть. В первую очередь, это касается очень мощной плавучей основы. Все ее части двуслойные, то есть даже столкновение с чем-либо не должно сильно навредить ПАТЭС.

На Академике Ломонсове установлено два атомных реактора типа КЛТ-40С. Электрическая мощность каждого составляет 35 МВт. В сумме получается максимальная электрическая мощность всей станции на уровне 70 МВт. Этого достаточно для перекрытия потребностей в энергии населенного пункта, в котором проживает до 100 000 человек.

Кроме выработки электроэнергии, станция может вырабатывать и тепло. Максимальная тепловая мощность составляет 50 Гкал/ч. Но и этим не ограничивается применение ПАТЭС Академик Ломоносов.

Чтобы станция была еще больше похожа на швейцарский нож, ее оснастили системой опреснения воды, которая должна опреснять до 240 тысяч кубометров морской воды в сутки.

Академика Ломоносова начали строить еще в 2007 году и только сейчас он был введен в промышленную эксплуатацию. Хотя, первую энергию в сеть он начал передавать еще в декабре 2019 года.

Так объект выглядел на этапе строительства

Секция с паровой турбиной

Как уже отмечалось, плавучая электростанция оборудована двумя паротурбинными установками типовой модификации ТК-35/38-3.4с. Данные турбины относятся к теплофикационному типу. Они вырабатывают тепло и приводят в движение электрические генераторы.

Для нормальной работы турбины требуется свежий пар в количестве 220 т/ч, разогретый до температуры 285 градусов. Агрегат оборудован тремя отборами пара, из которых 1 и 3 являются нерегулируемыми и подогревают питательную воду. Регулируется лишь второй отбор, пар из которого не только греет питательную воду, но и подогревает воду в промежуточном контуре.

Регулировка отпуска тепла на промежуточный контур осуществляется в диапазоне от 0 до 100%. При этом нагрузка на генераторных клеммах должна быть не ниже 30% от номинала. С подобным ограничением охлаждаются последние ступени турбины. Если электрические нагрузки находятся в диапазоне 30-100% от номинала, в этом случае регулировка отпуска тепла и электроэнергии происходит в независимом режиме.

При необходимости дополнительного отпуска тепла, турбина может выдавать его с помощью пиковых подогревателей промежуточного контура. Для этих целей существует так называемый острый пар, отбираемый непосредственно перед турбиной. Несмотря на то что электрическая мощность от этого снижается, такие включения часто требуются в зимнее время года, чтобы перекрыть пиковые тепловые нагрузки.

Свет, тепло, вода

Напротив, по мнению главы Дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Виталия Трутнева, ввод в эксплуатацию плавучей АЭС улучшит экологическую обстановку на Крайнем Севере. «В России и во всем мире впервые появляется возможность транспортировать источник безопасной экологической энергии, — сказал Трутнев британской The Times. — Это особенно актуально у нас в районе Крайнего Севера, где нет возможности подвести традиционные источники топлива и не загрязнять уникальную экологическую среду».

Кроме получения электроэнергии, «Академик Ломоносов» станет мощным поставщиком тепла и может использоваться как завод по опреснению воды. В перспективе плавучий энергоблок с двумя реакторами КЛТ-40 сможет выдавать до 70 МВт электричества. Это позволит полностью отключить наземные Билибинскую АЭС (36 МВт) и Чаунскую ТЭЦ (30 МВт) на Чукотке.

Академик_Ломоносов

Помещение перегрузки ядерного топлива плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Стоимость и участники проекта

Стоимость первого блока плавучей АЭС обошлась в 16.5 миллиардов рублей. Сюда входит все: строительство, оборудование, реакторная установка, создание специальных береговых сооружений для швартовки судна. Если от этой суммы отбросить все лишнее, то цена «чистой» плавучей энергоустановки составит 14.1 миллиарда рублей. Следовательно, 2.4 миллиарда рублей ушло на возведение гидротехнических и береговых сооружений, которые также необходимы для обеспечения работы судна.

Участниками проекта выступают следующие предприятия:

  1. Компания «Росатом» является заказчиком.
  2. «Атомэнерго» – проектировщик плавучей атомной электростанции.
  3. ОАО «Балтийский завод» – изготовитель.
  4. Изготовление турбин взял на себя Калужский турбинный завод.
  5. За поставку реакторных установок отвечал «ОКБМ им. И.И. Африкантова».

Возможная замена ПАТЭС

Существует ли альтернатива ПАТЭС? В настоящее время во всех развитых странах интенсивно используются возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Например, для выработки электроэнергии может использоваться энергия ветра, чему будут благоприятствовать большие скорости ветра на Арктическом побережье.

Для получения тепловой энергии целесообразно использовать низкопотенциальное тепло поверхностных слоев Земли. Современные технологии использования низкопотенциального тепла с применением тепловых насосов позволяют решить две проблемы, стоящие перед северными регионами: теплоснабжение объектов и защита многолетнемерзлых грунтовых оснований от теплового воздействия зданий и сооружений. Учитывая интенсивное потепление Арктики – в два раза быстрее остальной планеты, и быстрое таяние многолетнемерзлых грунтов, эти технологии на сегодняшний день весьма актуальны .

Выводы

1. ПАТЭС является первой плавучей атомной станцией в нашей стране. В тоже время она будет работать в тяжелейших природно-климатических и экологических условиях. Следовало бы начинать работы в благоприятных климатических и экологических условиях. Но еще не поздно передислоцировать ПАТЭС на другое место.

2. Из всех существующих плавучих атомных объектов ПАТЭС является наиболее опасным.

3. Геологическое строение площадки ПАТЭС представлено многолетнемерзлой зоной, содержащей лед, и зоной отрицательнотемпературных рассолов (криопэгов).

Мерзлотные инженерно-геологические условия площадки являются сложными и неблагоприятными, весьма чувствительными к внешним техногенным воздействиям.

4. В процессе работы ПАТЭС возникнет тепловое поле, которое приведет к протаиванию многолетнемерзлых грунтов площадки ПАТЭС и побережья. При ликвидации водоупора на поверхность суши или дна будут фильтровать рассолы, являющиеся сильноагрессивной средой.

5. В условиях низких температур воздуха в течение 8 – 9 месяцев в году вокруг ПАТЭС будет существовать постоянное парение. Парение отрицательно скажется на здоровье людей, состоянии атомных реакторов и другого оборудования.

6. Поскольку подобные сооружения на побережье арктических морей еще не строились, неизвестны и последствия строительства

Поэтому к проблеме строительства ПАТЭС на побережье Арктики должно быть привлечено внимание многих специалистов

7. Альтернативой ПАТЭС является использование возобновляемых источников энергии: энергии ветра и низкопотенциального тепла поверхностных слоев Земли.

Дороговизна

Заместитель гендиректора «Росатома» Сергей Крысов заявлял ранее, что стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч составляет 1.5 рубля. Это намного дешевле, чем стоимость кВт*ч, полученного при сжигании газа или угля в условиях Крайнего Севера, ведь цена за электричество формируется в первую очередь транспортной составляющей.

Генеральный директор фирмы «Малая энергетика» признается, что по сравнению с наземными АЭС стоимость производства одного кВт*ч на плавучей станции обходится намного дороже, но в любом случае это дешевле, чем использование ископаемого топлива в условиях Крайнего Севера. Стоит отметить, что в стоимости строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет хоронить через 40 лет. С учетом этих расходов, возможно, цена за производство одного кВт*ч электричества могла оказаться намного выше, чем стоимость одного кВт*ч при использовании газа или угля.

Однако сейчас никто платить и учитывать расходы на утилизацию не собирается. Вполне возможно, что в течение 40 лет будут изобретены дешевые технологии утилизации. Также могут быть изобретены способы повторного использования отработанного ядерного топлива.

Кто против плавучей АЭС?

Как и многие другие амбициозные проекты, идея создания «плавучего Чернобыля» была плохо воспринята экологами. Они не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. Специалисты, принимающие участие в этом проекте, утверждают, что опасности нет, так как уже много лет атомные суда находятся на плаву, и никаких катастроф не происходит. Но активисты настаивают на своем, приводя в качестве аргумента тот факт, что параметры реакторов плавучей установки изменены по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. В частности, реакторы плавучих АЭС обладают большей активной зоной, да и работать они будут в более жестких условиях, а заявленный 40-летний срок службы превышает допустимый срок работы подобных реакторов. Поэтому многие экологи допускают, что в Поморье готовится большой ядерный эксперимент, который может закончиться пагубно не только для данных регионов, но и для всей России.

Также и «Гринпис» присоединился к протесту, опубликовав на своем сайте огромный список аварий на судах с реакторными установками. Список был внушительный, а составлен он на основе доступных общественных источников. В этот список вошло более чем 100 аварий, произошедших на судах, включая и аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

В заключение

В мире плавучих АЭС всего две. Первую планировали построить в 1961 году американцы, однако уже 1976 года она была выведена из эксплуатации из-за экономической неэффективности и небезопасности применения. «Академик Ломоносов» – это единственная на сегодняшний день рабочая плавучая атомная электростанция, которая является весьма неплохим решением для энергоснабжения отдаленных северных регионов России. Со временем использование этих «мобильных батареек» позволит развивать промышленность и увеличивать мощности существующих предприятий в отдаленных регионах, где ранее этого нельзя было сделать из-за дороговизны или отсутствия электроэнергии.